РП ИЗО 8 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ-СОШ № 4
______________________________
В.А. Колосова
Приказ № 01.10/782
От «30» августа 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «изобразительное искусство»
для обучающихся 8 классов

г. Армавир 2024

1.Пояснительная записка
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» развитие визуально-пространственного мышления учащихся, как формы
эмоциально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы
самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме
в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное
творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское
восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего
мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмационально-целостного восприятия
визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в
пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоцианального и ценностного смысла визуальнопространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным
действиям и ситуации и неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры
как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной
культуры; овладение средствами художественного изображения как способом
развития умения видеть реальный мир , как способностью к анализу и
структурированию визуального образа, на основе его эмоцианальнонравственной оценки; овладение основами культуры практической работы
различными художественными материалами и инструментами и для эстетической
организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Места учебного предмета в учебном плане.
В учебном плане основной школы МАОУ СОШ №18 с УИОП рабочая
программа по изобразительному искусству рассчитана на 8 класс в количестве 34 часов (по 1 часу в неделю).

Таблица распределения часов по годам обучения и по темам
2

№

1

Содержание программы
ООП
Изобразительное искусство в театре
и кино
Изображение в синтетических и
экранных видах искусства и
художественная фотография.

Количество часов
Рабочая программа
8
кл.

УМК
Художник и искусство
театра.
Роль
изображения
в
синтетических
искусствах

8

Эстафета искусств: от
рисунка к фотографии.
Эволюция
изобразительных
искусств и технологий

8

Фильм — творец и
зритель. Что мы знаем
об искусстве кино?
Телевидение пространство культуры?
Экран -искусство зритель
Итого

11

7

34

3

2. Планируемые результаты
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной
программы
общего
образования
Федерального
государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по
изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета «Изобразительное искусство»:
Приобщение детей к культурному наследию:
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций
и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их
общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства
организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного
видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к
сопереживанию,
зрительной
памяти,
ассоциативного
мышления,
художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных
народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства,
искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение
4

опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в
разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в
специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся
на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика,
мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой
ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Выпускник научится
- понимать изобразительную природу экранных искусств;
- характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
- различать понятия: игровой и документальный фильм;
- называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А.
Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
- понимать основы искусства телевидения;
- понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
-применять полученные знания о типах оформления сцены при создании
школьного спектакля;
- освоить азбуку фотографирования;
- анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности;
применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей
съёмочной практике;
Выпускник получит возможность научиться
- усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного
развития и построения видеоряда (раскадровки);
- усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
- осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть
способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими
учебными и домашними кино и видеоработами;
- быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных
явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
- применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и
изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной
анимации;
- смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажнооператорского искусства фильмы мастеров кино;
- использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для
5

формирования школьного телевидения;
- реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике
создания видео-этюда.
3. Содержание учебного предмета
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и
художественная фотография(34 часа)
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и
художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм,
грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа,
М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание
художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной
фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс,
свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная
природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж.
Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм,
свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы.
Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор,
художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф.
Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его
особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественнотворческие проекты.
Учебный контроль
Тестирование по изобразительному искусству 8 классов проводится по
итогам пройденного материала для выявления динамики полученных знаний по
предмету за 2 и 3 четверти по программе Б.М. Неменского.
четверть

1

2

3

1

1

8 класс
тест

-

6

4. Тематическое планирование
Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

8 класс (34 ч)
Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении
Художник и искусство театра.
Роль изображения в синтетических искусствах (8 ч)
Основные направления воспитательной деятельности:
4. Приобщение детей к культурному наследию.
Искусство зримых образов. Понимать специфику изображения и визуально-пластической
Изображение в театре и кино образности в театре и на киноэкране.
Получать представления о синтетической природе и
Правда и магия театра.
Театральное искусство и
коллективности творческого процесса в театре, о роли художникахудожник
сценографа в содружестве
драматурга, режиссёра и актёра.
Безграничное
Узнавать о жанровом многообразии театрального искусства.
пространство сцены.
Сценография — особый вид Понимать соотнесение правды и
художественного творчества условности в актёрской игре и сценографии спектакля.
Сценография — искусство и Узнавать, что актёр — основа театрального искусства и носитель
производство
его специфики.
Представлять значение актёра в создании визуального облика
Тайны актёрского
спектакля.
перевоплощения.
Костюм, грим и маска, или
Понимать, что все замыслы художника и созданное им оформление
Магическое «если бы»
живут на сцене только через актёра, благодаря его игре.
Получать представление об истории развития искусства театра,
Привет от Карабаса Барабаса! Художник в театре эволюции театрального здания и устройства сцены (от
кукол
древнегреческого амфитеатра до современной мультисцены)
Третий звонок. Спектакль: от Узнавать, что образное решение сценического пространства
замысла к воплощению
спектакля и облика его персонажей составляют основную
творческую задачу театрального художника.
Понимать различия в творческой работе художника-живописца и
сценографа.
Осознавать отличие бытового предмета и среды от их сценических
аналогов.
Приобретать представление об исторической эволюции
театрально-декорационного искусства и типах сценического
оформления и уметь их
творчески использовать в своей сценической практике.
Представлять многообразие типов современных сценических
зрелищ (шоу, праздников, концертов) и художнических профессий
людей, участвующих в их оформлении.
Получать представление об основных формах работы сценографа
(эскизы, макет, чертежи и др.), об этапах их воплощения на сцене в
содружестве с бутафорами, пошивочными, декорационными и
иными цехами.
Уметь применять полученные знания о типах оформления сцены
при создании школьного спектакля.
Понимать и объяснять условность театрального костюма и его
отличия от бытового.
7

Представлять, каково значение костюма в создании образа
персонажа и уметь рассматривать его как средство внешнего
перевоплощения актёра (наряду с гримом, причёской и др.).
Уметь применять в практике любительского театра художественнотворческие умения по созданию костюмов для спектакля из
доступных материалов, понимать роль детали в создании
сценического образа.
Уметь добиваться наибольшей выразительности костюма и его
стилевого единства со сценографией спектакля, частью которого он
является.
Понимать и объяснять, в чём заключается ведущая роль художника
кукольного спектакля как соавтора режиссёра и актёра в процессе
создания образа персонажа.
Представлять разнообразие кукол (тростевые, перчаточные,
ростовые) и уметь пользоваться этими знаниями при создании
кукол для любительского спектакля, участвуя в нём в качестве
художника, режиссёра или актёра.
Понимать единство творческой природы театрального и школьного
спектакля.
Осознавать специфику спектакля как неповторимого действа,
происходящего здесь и сейчас, т. е. на глазах у зрителя —
равноправного участника сценического зрелища.
Развивать свою зрительскую культуру, от которой зависит степень
понимания спектакля и получения эмоционально-художественного
впечатления — катарсиса.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии
Эволюция изобразительных искусств и технологий (8ч)
Основные направления воспитательной деятельности:
4. Приобщение детей к культурному наследию.
Понимать специфику изображения в фотографии, его эстетическую
Фотография — взгляд,
условность, несмотря на всё его правдоподобие.
сохранённый навсегда.
Фотография — новое
Различать особенности художественно-образного языка, на котором
изображение реальности
«говорят» картина и фотография.
Грамота фотокомпозиции и Осознавать, что фотографию делает искусством не аппарат, а
съёмки. Основа
человек, снимающий этим аппаратом.
операторского мастерства:
Иметь представление о различном соотношении объективного и
умение видеть и выбирать
субъективного в изображении мира на картине и на фотографии.
Фотография — искусство Понимать и объяснять, что в основе искусства фотографии лежит
дар видения мира, умение отбирать и запечатлевать в потоке жизни
светописи.
Вещь: свет и фактура
её неповторимость в большом и малом.
Владеть элементарными основами грамоты фотосъёмки, осознанно
«На фоне Пушкина
осуществлять выбор объекта и точки съёмки, ракурса и крупности
снимается семейство».
Искусство фотопейзажа и
плана как художественно-выразительных средств фотографии.
фотоинтерьера
Уметь применять в своей съёмочной практике ранее
приобретённые знания и навыки композиции, чувства цвета,
Человек на фотографии.
Операторское
глубины пространства и т. д.
мастерство фотопортрета
Понимать и объяснять роль света как художественного средства в
искусстве фотографии.
Событие в кадре.
Искусство фоторепортажа
Уметь работать с освещением (а также с точкой съёмки, ракурсом и
Фотография и компьютер. крупностью плана) для передачи объёма и фактуры вещи при
Документ или
создании художественно-выразительного фотонатюрморта.
фальсификация: факт
Приобретать навыки композиционной (кадрирование) и тональной
8

и его компьютерная трактовка (эффекты соляризации, фотографики и т. д.) обработки фотоснимка
при помощи различных компьютерных программ.
Осознавать художественную выразительность и визуальноэмоциональную неповторимость фотопейзажа и уметь применять в
своей практике элементы операторского мастерства при выборе
момента съёмки природного или архитектурного пейзажа с учётом
его световыразительного состояния.
Анализировать и сопоставлять художественную ценность чёрнобелой и цветной фотографии, в которой природа цвета
принципиально отлична от природы цвета в живописи.
Приобретать представление о том, что образность портрета в
фотографии достигается не путём художественного обобщения, а
благодаря точности выбора и передаче характера и состояния
конкретного человека.
Овладевать грамотой операторского мастерства при съёмке
фотопортрета.
Снимая репортажный портрет, уметь работать оперативно и
быстро, чтобы захватить мгновение определённого душевнопсихологического состояния человека.
При съёмке постановочного портрета уметь работать с освещением
(а так - же точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для
передачи характера человека.
Понимать и объяснять значение информационно-эстетической и
историко-документальной ценности фотографии.
Осваивать навыки оперативной репортажной съёмки события и
учиться владеть основами операторской грамоты, необходимой в
жизненной практике.
Уметь анализировать работы мастеров отечественной и мировой
фотографии, осваивая школу операторского мастерства во всех
фотожанрах, двигаясь в своей практике от фотозабавы к
фототворчеству.
Осознавать ту грань, когда при компьютерной обработке
фотоснимка исправление его отдельных недочётов и случайностей
переходит в искажение
запечатлённого реального события и подменяет правду факта его
компьютерной фальсификацией.
Постоянно овладевать новейшими компьютерными технологиями,
повышая свой профессиональный уровень.
Развивать в себе художнические способности, используя для этого
компьютерные технологии и Интернет.
Фильм — творец и зритель
Что мы знаем об искусстве кино? (11 ч)
Основные направления воспитательной деятельности:
4. Приобщение детей к культурному наследию.
Многоголосый язык экрана. Понимать и объяснять синтетическую природу фильма, которая
Синтетическая природа
рождается благодаря многообразию выразительных средств,
фильма и монтаж.
используемых в нём, существованию в композиционноПространство и время в кино драматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки
и слова.
Художник — режиссёр —
Приобретать представление о кино как о пространственнооператор.
Художественное творчество в временном искусстве, в котором экранное время и всё изображаемое
игровом фильме
в нём являются условностью (несмотря на схожесть кино с
9

От большого экрана к
твоему видео.
Азбука киноязыка
Фильм — «рассказ в
картинках»
Воплощение замысла
Чудо движения: увидеть и
снять
Бесконечный мир
кинематографа
Искусство анимации, или
Когда художник
больше, чем художник
Живые рисунки на твоём
компьютере

реальностью, оно лишь её художественное отображение).
Знать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное
построение изобразительного ряда фильма.
Иметь представление об истории кино и его эволюции как
искусства.
Приобретать представление о коллективном процессе создания
фильма, в котором участвуют не только творческие работники, но и
технологи,
инженеры и специалисты многих иных профессий.
Понимать и объяснять, что современное кино является мощнейшей
индустрией.
Узнавать, что решение изобразительного строя фильма является
результатом совместного творчества режиссёра, оператора и
художника.
Приобретать представление о роли художника-постановщика в
игровом фильме, о творческих задачах, стоящих перед ним, и о
многообразии художнических профессий в современном кино.
Осознавать единство природы творческого процесса в фильмеблокбастере и домашнем видеофильме.
Приобретать представление о значении сценария в создании
фильма как записи его замысла и сюжетной основы.
Осваивать начальные азы сценарной записи и уметь применять в
своей творческой практике его простейшие формы.
Излагать свой замысел в форме сценарной записи или раскадровки,
определяя в них монтажно-смысловое построение «кинослова» и
«кинофразы».
Приобретать представление о творческой роли режиссёра в кино,
овладевать азами режиссёрской грамоты, чтобы применять их в
работе над своими видеофильмами.
Приобретать представление о художнической природе
операторского мастерства и уметь применять полученные ранее
знания по композиции и построению кадра.
Овладевать азами операторской грамоты, техники съёмки и
компьютерного монтажа, чтобы эффективно применять их в работе
над своим видео.
Уметь смотреть и анализировать
с точки зрения режиссёрского, монтажно- операторского искусства
фильмы мастеров кино, чтобы пополнять багаж своих знаний и
творческих умений.
Приобретать представление об истории и художественной
специфике анимационного кино (мультипликации).
Учиться понимать роль и значение художника в создании
анимационного фильма и реализовывать свои художнические
навыки и знания при съёмке.
Узнавать технологический минимум работы на компьютере в
разных программах, необходимый для создания видеоанимации и её
монтажа.
Приобретать представление о различных видах анимационных
фильмов и этапах работы над ними.
Уметь применять сценарно-режиссёрские навыки при построении
текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей
компьютерной анимации.
10

Давать оценку своим творческим работам и работам
одноклассников в процессе их коллективного просмотра и
обсуждения.
Телевидение — пространство культуры?
Экран — искусство — зритель (7 ч)
Основные направления воспитательной деятельности:
4. Приобщение детей к культурному наследию.
Узнавать, что телевидение, прежде всего, является средством
Мир на экране: здесь и
массовой информации, транслятором самых различных событий и
сейчас.
Информационная и
зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом
художественная природа
новым видом искусства.
телевизионного изображения Понимать многофункциональное назначение телевидения как
средства не только информации, но и культуры, просвещения,
Телевидение и
развлечения и т. д.
документальное кино.
Телевизионная
Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет
документалистика: от видео- прямой эфир, т. е. сиюминутное изображение на экране реального
сюжета до телерепортажа и события, совершающегося на наших глазах в реальном времени.
очерка
Получать представление о разнообразном жанровом спектре
телевизионных передач и уметь формировать собственную
Жизнь врасплох, или
программу телепросмотра, выбирая самое важное и интересное, а не
Киноглаз
проводить всё время перед экраном.
Телевидение, видео,
Осознавать общность творческого процесса при создании любой
Интернет… Что дальше?
Современные формы
телевизионной передачи и кинодокументалистики.
экранного языка
Приобретать и использовать опыт документальной съёмки и
В царстве кривых зеркал, тележурналистики (интервью, репортаж, очерк) для формирования
школьного телевидения.
или Вечные истины
искусства (обобщение темы) Понимать, что кинонаблюдение — это основа документального
видеотворчества как на телевидении, так и в любительском видео.
Приобретать представление о различных формах операторского
кинонаблюдения в стремлении зафиксировать жизнь как можно
более правдиво, без специальной подготовки человека к съёмке.
Понимать эмоционально-образную специфику жанра видеоэтюда и
особенности изображения в нём человека и природы.
Учиться реализовывать сценарно режиссёрскую и операторскую грамоту творчества в практике
создания видеоэтюда.
Представлять и объяснять художественные различия живописного
пейзажа, портрета и их киноаналогов, чтобы при создании
видеоэтюдов с наибольшей полнотой передать специфику
киноизображения.
Понимать информационно-репортажную специфику жанра
видеосюжета и особенности изображения в нём события и человека.
Уметь реализовывать режиссёрско-операторские навыки и знания
в условиях оперативной съёмки видеосюжета.
Понимать и уметь осуществлять
предварительную творческую и организационную работу по
подготовке к съёмке сюжета, добиваться естественности и правды
поведения человека в кадре не инсценировкой события, а
наблюдением и «видеоохотой» за фактом.
Уметь пользоваться опытом создания видеосюжета при
презентации своих сообщений в Интернете.
Получать представление о развитии форм и киноязыка
11

современных экранных произведений на примере создания
авторского видеоклипа и т. п.
Понимать и объяснять специфику и взаимосвязь звукоряда,
экранного изображения в видеоклипе, его ритмически-монтажном
построении.
В полной мере уметь пользоваться возможностями Интернета и
спецэффектами компьютерных программ при создании, обработке,
монтаже и озвучании видеоклипа.
Уметь использовать грамоту кино - языка при создании интернет сообщений.
Узнавать, что телевидение прежде всего является средством
массовой информации, транслятором самых различных событий и
зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом
само новым видом искусства.
Понимать многофункциональное назначение телевидения как
средства не только информации, но и культуры, просвещения,
развлечения и т. д.
Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет
прямой эфир, т. е. сиюминутное изображение на экране реального
события, совершающегося на наших глазах в реальном времени.
Понимать и объяснять роль телевидения в современном мире, его
позитивное и негативное влияние на психологию человека, культуру
и жизнь общества.
Осознавать и объяснять значение
художественной культуры и искусства для личностного духовнонравственного развития и творческой самореализации.
Развивать культуру восприятия произведений искусства и уметь
выражать собственное мнение о просмотренном и прочитанном.
Рассуждать, выражать своё мнение по поводу своих творческих
работ и работ одноклассников.
Оценивать содержательное наполнение и художественные
достоинства произведений экранного искусства.

12

Поурочное планирование

№
п/п

№

Количеств
Материально-техническое
Содержание (разделы,
о часов Дата проведения Домашнее
Основные виды учебной
обеспечение
темы)
деятельности (УУД)
План
факт
задание
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах- 8 (часов)

1

1

Искусство зримых
образов. Изображение в
театре и кино

1

1 неделя

стр. 7-23

карандаши, компьютер
https://myschool.edu.ru/,
мультимедийный
комплект.

2

2

Правда и магия театра.
Театральное искусство и
художник

1

2 неделя

стр. 25-29

карандаши, бумага,
картон и материалы для
этюдов и макетирования,
компьютер ,
.
https://myschool.edu.ru/,
мультимедийный
комплект.

Понимать специфику изображения и
визуально-пластической образности в
театре и на киноэкране.
Получать представления о
синтетической природе и
коллективности творческого процесса
в театре, о роли художникасценографа в содружестве
драматурга, режиссёра и актёра.
Узнавать о жанровом многообразии
театрального искусства.
Понимать соотнесение правды и
условности в актёрской игре и
сценографии спектакля.
Узнавать, что актёр — основа
театрального искусства и носитель
его специфики.
Представлять значение актёра в
создании визуального облика
спектакля.
Понимать, что все замыслы
художника и созданное им
оформление живут на сцене только
через актёра, благодаря его игре.
Получать представление об истории
развития искусства театра, эволюции
театрального здания и устройства
сцены (от древнегреческого

3

3

Безграничное
пространство сцены.
Сценография — особый
вид художественного
творчества

1

3 неделя

стр. 31-37

4

4

Сценография — искусство
и производство

1

4 неделя

стр. 39-41

амфитеатра до современной
мультисцены)
карандаши ,картон;
Узнавать, что образное решение
материалы, для этюда и
сценического пространства спектакля
макета, компьютер.
и облика его персонажей составляют
https://myschool.edu.ru/ ,
основную творческую задачу
мультимедийный
театрального художника.
комплект.
Понимать различия в творческой
работе художника-живописца и
сценографа.
Осознавать отличие бытового
предмета и среды от их сценических
аналогов.
Приобретать представление об
исторической эволюции театральнодекорационного искусства и типах
сценического оформления и уметь их
творчески использовать в своей
сценической практике.
Представлять многообразие типов
современных сценических зрелищ
(шоу, праздников, концертов) и
художнических профессий людей,
участвующих в их оформлении.
карандаши, бумага,
Получать представление об
картон и материалы для основных формах работы сценографа
этюда или макета, а также (эскизы, макет, чертежи и др.), об
компьютер,https://myschool этапах их воплощения на сцене в
.edu.ru/ ,
содружестве с
мультимедийный
бутафорами, пошивочными,
комплект.
декорационными и иными цехами.
Уметь применять полученные
14

знания о типах оформления сцены
при создании школьного спектакля.

5

5

Тайны актёрского
перевоплощения.

1

5 неделя

стр. 43-45

материалы для создания
костюма и его эскиза, для
моделирования грима и
причёски персонажа,
компьютер,
https://myschool.edu.ru/,
мультимедийный
комплект.

6

6

Костюм, грим и маска, или
Магическое «если бы»

1

6 неделя

стр. 45-47

материалы для создания
костюма и его эскиза,
компьютер для
моделирования грима и
причёски персонажа.
https://myschool.edu.ru/ ,

Понимать и объяснять условность
театрального костюма и его отличия
от бытового.
Представлять, каково значение
костюма в создании образа персонажа
и уметь рассматривать его как
средство внешнего перевоплощения
актёра (наряду с гримом, причёской и
др.).
Уметь применять в практике
любительского театра
художественно-творческие умения по
созданию костюмов для спектакля из
доступных материалов, понимать
роль детали в создании
сценического образа.
Уметь добиваться наибольшей
выразительности костюма и его
стилевого единства со сценографией
спектакля, частью которого он
является.
Понимать и объяснять условность
театрального костюма и его отличия
от бытового.
Представлять, каково значение
костюма в создании образа персонажа
и уметь рассматривать его как
средство внешнего перевоплощения
15

мультимедийный
комплект.

7

7

Привет от Карабаса Барабаса! Художник в
театре кукол

1

7 неделя

стр. 49-53

материалы для создания
кукольного персонажа и
его эскиза, компьютер,
https://myschool.edu.ru/,
мультимедийный
комплект.

актёра (наряду с гримом, причёской и
др.).
Уметь применять в практике
любительского театра
художественно-творческие умения по
созданию костюмов для спектакля из
доступных материалов, понимать
роль детали в создании
сценического образа.
Уметь добиваться наибольшей
выразительности костюма и его
стилевого единства со сценографией
спектакля, частью которого он
является.
Понимать и объяснять, в чём
заключается ведущая роль художника
кукольного спектакля как соавтора
режиссёра и актёра в процессе
создания
образа персонажа.
Представлять разнообразие кукол
(тростевые, перчаточные, ростовые)
Уметь пользоваться этими знаниями
при создании кукол для
любительского спектакля, участвуя в
нём в качестве худож
Уметь добиваться наибольшей
выразительности костюма и его
стилевого единства со сценографией
спектакля, частью ко
Развивать свою зрительскую
культуру, от которой зависит степень
16

понимания спектакля и получения
эмоционально-художественного
впечатления — катарсиса.торого он
является , режиссёра или актёра.

8

8

Третий звонок. Спектакль:
от замысла к воплощению

1

8 неделя

стр. 55-57

весь спектр материалов
(включая компьютерное
оборудование),
необходимых для
проведения итогового
просмотра,
https://myschool.edu.ru/ ,
мультимедийный
комплект.

Понимать единство творческой
природы театрального и школьного
спектакля.
Осознавать специфику спектакля как
неповторимого действа,
происходящего здесь и сейчас, т. е. на
глазах у зрителя — равноправного
участника сценического зрелища.
Развивать свою зрительскую
культуру, от которой зависит степень
понимания спектакля и получения
эмоционально-художественного
впечатления — катарсиса.

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий ( 8 часов)
9

1

Фотография — взгляд,
сохранённый навсегда.
Фотография — новое
изображение реальности

1

9 неделя

стр. 61-65

различные типы
съёмочной
фотоаппаратуры,
компьютер,
https://myschool.edu.ru/ ,

Понимать специфику изображения в
фотографии, его эстетическую
условность, несмотря на всё его
правдоподобие.
Различать особенности
17

10

2

Грамота фотокомпозиции
и съёмки. Основа
операторского мастерства:
умение видеть и выбирать

1

10 неделя

стр. 67-71

мультимедийный
комплект.

художественно-образного языка, на
котором «говорят» картина и
фотография.
Осознавать, что фотографию делает
искусством не аппарат, а человек,
снимающий этим аппаратом.
Иметь представление о различном
соотношении объективного и
субъективного в изображении мира на
картине и на фотографии.

различные типы
съёмочной
фотоаппаратуры,
компьютер,
https://myschool.edu.ru/,
мультимедийный
комплект.

Понимать и объяснять, что в основе
искусства фотографии лежит дар
видения мира, умение отбирать и
запечатлевать в потоке жизни её
неповторимость в большом и малом.
Владеть элементарными основами
грамоты фотосъёмки, осознанно
осуществлять выбор объекта и точки
съёмки, ракурса и крупности плана
как художественно-выразительных
средств
фотографии.
Уметь применять в своей съёмочной
практике ранее приобретённые знания
и навыки композиции, чувства цвета,
глубины пространства и т. д.

18

11

3

Фотография —
искусство светописи.
Вещь: свет и фактура

1

11 неделя

стр. 73-77

различные типы
съёмочной
фотоаппаратуры,
компьютер,
https://myschool.edu.ru/
мультимедийный
комплект.

Понимать и объяснять роль света
как художественного средства в
искусстве фотографии.
Уметь работать с освещением (а
также с точкой съёмки, ракурсом и
крупностью плана) для передачи
объёма и фактуры вещи при создании
художественно-выразительного
фотонатюрморта.
Приобретать навыки
композиционной (кадрирование) и
тональной (эффекты соляризации,
фотографики и т. д.) обработки
фотоснимка при помощи различных
компьютерных программ.

12

4

«На фоне Пушкина
снимается семейство».
Искусство фотопейзажа и
фотоинтерьера

1

12 неделя

стр. 79-83

различные типы
съёмочной фотоаппарат,
компьютер.
https://myschool.edu.ru/ ,
мультимедийный
комплект.

Осознавать художественную
выразительность и визуальноэмоциональную неповторимость
фотопейзажа и уметь применять в
своей практике
элементы операторского мастерства
при выборе момента съёмки
природного или архитектурного
пейзажа с учётом его
световыразительного состояния.
Анализировать и сопоставлять
художественную ценность чёрнобелой и цветной фотографии, в
которой природа цвета
принципиально отлична от
природы цвета в живописи.
19

13

5

Человек на фотографии.
Операторское
мастерство фотопортрета

1

13 неделя

стр. 85-89

различные типы
съёмочной
фотоаппаратуры,
компьютер.
https://myschool.edu.ru/,
мультимедийный
комплект.

14

6

Событие в кадре.
Искусство фоторепортажа
(тестирование)

1

14неделя

стр. 91-95

различные типы
съёмочной
фотоаппаратуры,
компьютер.
https://myschool.edu.ru/,
мультимедийный
комплект.

Приобретать представление о том,
что образность портрета в
фотографии достигается не путём
художественного обобщения, а
благодаря точности выбора и
передаче характера и
состояния конкретного человека.
Овладевать грамотой операторского
мастерства при съёмке фотопортрета.
Снимая репортажный портрет, уметь
работать оперативно и быстро, чтобы
захватить мгновение определённого
душевно-психологического состояния
человека.
При съёмке постановочного портрета
уметь работать с освещением (а так же точкой съёмки, ракурсом и
крупностью плана) для передачи
характера человека.
Понимать и объяснять значение
информационно-эстетической и
историко-документальной ценности
фотографии.
Осваивать навыки оперативной
репортажной съёмки события и
учиться владеть основами
операторской грамоты, необходимой
в жизненной практике.
Уметь анализировать работы
мастеров отечественной и мировой
фотографии, осваивая школу
20

15

7

Фотография и
компьютер.

1

15 неделя

стр. 97-101

различные типы программ
для компьютерной работы
с фотографиями,
https://myschool.edu.ru/,
мультимедийный
комплект.

16

8

Документ или
фальсификация: факт
и его компьютерная
трактовка

1

16 неделя

стр. 97-101 различные типы программ
для компьютерной работы
с фотографиями,
компьютер ,
https://myschool.edu.ru/ ,
мультимеди йный
комплект.

операторского мастерства во всех
фотожанрах, двигаясь в своей
практике от фотозабавы к
фототворчеству.
Осознавать ту грань, когда при
компьютерной обработке фотоснимка
исправление его отдельных недочётов
и случайностей переходит в
искажение
запечатлённого реального события и
подменяет правду факта его
компьютерной фальсификацией.
Постоянно овладевать новейшими
компьютерными технологиями,
повышая свой профессиональный
уровень.
Развивать в себе художнические
способности, используя для этого
компьютерные технологии и
Интернет.
Осознавать ту грань, когда при
компьютерной обработке фотоснимка
исправление его отдельных недочётов
и случайностей переходит в
искажение
запечатлённого реального события и
подменяет правду факта его
компьютерной фальсификацией.
Постоянно овладевать новейшими
компьютерными технологиями,
повышая свой профессиональный
уровень.
21

Развивать в себе художнические
способности, используя для этого
компьютерные технологии и
Интернет.

17

1

Многоголосый язык
экрана.

18

2

Синтетическая природа
фильма и монтаж.
Пространство и время в

Фильм — творец и зритель
Что мы знаем об искусстве кино?- 11 (часов)
1
17 неделя
стр.106-107
иллюстрации, компьютер,
.
https://myschool.edu.ru/,
мультимедийный
комплект.

1

18неделя

стр. 108-117 компьютер,
https://myschool.edu.ru/,
мультимедийный

Понимать и объяснять
синтетическую природу фильма,
которая рождается благодаря
многообразию выразительных
средств, используемых в нём,
существованию в композиционнодраматургическом единстве
изображения, игрового действа,
музыки и слова.
Приобретать представление о кино
как о пространственно-временном
искусстве, в котором экранное время
и всё изображаемое в нём являются
условностью (несмотря на схожесть
кино
с реальностью, оно лишь её
художественное отображение).
Знать, что спецификой языка кино
является монтаж и монтажное
построение изобразительного ряда
фильма.
Иметь представление об истории
кино и его эволюции как искусства.
Понимать и объяснять
синтетическую природу фильма,
которая рождается благодаря
22

кино

19

3

Художник — режиссёр —
оператор.

комплект.

1

19 неделя

. стр. 108-117 компьютер,
https://myschool.edu.ru/,
мультимедийный
комплект.

многообразию выразительных
средств, используемых в нём,
существованию в композиционнодраматургическом единстве
изображения, игрового действа,
музыки и слова.
Приобретать представление о кино
как пространственно-временном
искусстве, в котором экранное время
и всё изображаемое в нём являются
условностью (несмотря на схожесть
кино
с реальностью, оно лишь её
художественное отображение).
Знать, что спецификой языка кино
является монтаж и монтажное
построение изобразительного ряда
фильма.
Иметь представление об истории
кино и его эволюции как искусства.
Приобретать представление о
коллективном процессе создания
фильма, в котором участвуют не
только творческие работники, но и
технологи,
инженеры и специалисты многих
иных профессий.
Понимать и объяснять, что
современное кино является
мощнейшей индустрией.
Узнавать, что решение
изобразительного строя фильма
23

20

4

Художественное
творчество в игровом
фильме

1

20 неделя

стр. 108-117 компьютер,
https://myschool.edu.ru/,
мультимедийный
комплект.

21

5

От большого экрана к
твоему видео.

1

21 неделя

стр. 118123

Компьютер,
https://myschool.edu.ru/,

является результатом совместного
творчества режиссёра, оператора и
художника.
Приобретать представление о роли
художника-постановщика в игровом
фильме, о творческих задачах,
стоящих перед ним, и о многообразии
художнических профессий в
современном кино.
Приобретать представление о
коллективном процессе создания
фильма, в котором участвуют не
только творческие работники, но и
технологи,
инженеры и специалисты многих
иных профессий.
Понимать и объяснять, что
современное кино является
мощнейшей индустрией.
Узнавать, что решение
изобразительного строя фильма
является результатом совместного
творчества режиссёра, оператора и
художника.
Приобретать представление о роли
художника-постановщика в игровом
фильме, о творческих задачах,
стоящих перед ним, и о многообразии
художнических профессий в
современном кино.
Осознавать единство природы
творческого процесса в фильме24

мультимедийный
комплект,
видеоматериалы,
необходимые для изучения
данной темы

22

6

Азбука киноязыка

1

22 неделя

23

7

Фильм — «рассказ в
картинках

1

23 неделя

24

8

Воплощение замысла
(тестирование)

1

24 неделя

25

9

Чудо движения: увидеть
и снять

1

25 неделя

-

блокбастере и домашнем
видеофильме.
Приобретать представление о
значении сценария в создании фильма
как записи его замысла и сюжетной
основы.
стр. 123-128 Компьютер,
Осознавать единство природы
https://myschool.edu.ru/,
творческого процесса в фильмемультимедийный
блокбастере и домашнем
комплект,
видеофильме.
видеоматериалы,
Приобретать представление о
необходимые для изучения значении сценария в создании фильма
данной темы
как записи его замысла и сюжетной
основы.
стр. 128-133 Компьютер,
Осваивать начальные азы сценарной
https://myschool.edu.ru/,
записи и уметь применять в своей
мультимедийный
творческой практике его простейшие
комплект,
формы.
видеоматериалы,
Излагать свой замысел в форме
необходимые для изучения сценарной записи или раскадровки,
данной темы
определяя в них монтажно-смысловое
построение «кинослова» и
«кинофразы».
стр. 134-137 Компьютер,
Приобретать представление о
.
https://myschool.edu.ru/,
творческой роли режиссёра в кино,
мультимедийный
овладевать азами режиссёрской
комплект,
грамоты, чтобы применять их в
видеоматериалы,
работе над своими видеофильмами.
необходимые для изучения
данной темы
стр. 137-139 Компьютер,
Приобретать представление о
.
https://myschool.edu.ru/,
художнической природе
25

мультимедийный
комплект,
видеоматериалы,
необходимые для изучения
данной темы,
видеоматериалы,
необходимые для изучения
данной темы

26

10 Бесконечный мир
кинематографа
Искусство анимации,
или Когда художник
больше, чем художник

1

26 неделя

27

11 Живые рисунки на твоём
компьютере

1

27 неделя

операторского мастерства и уметь
применять полученные ранее знания
по композиции и построению кадра.
Овладевать азами операторской
грамоты, техники съёмки и
компьютерного монтажа, чтобы
эффективно применять их в работе
над своим видео.
Уметь смотреть и анализировать
с точки зрения режиссёрского,
монтажно- операторского искусства
фильмы мастеров кино, чтобы
пополнять багаж своих знаний и
творческих умений.
стр. 134-138 Компьютер,
Приобретать представление об
.
https://myschool.edu.ru/,
истории и художественной специфике
мультимедийный
анимационного кино
комплект,
(мультипликации).
видеоматериалы,
Учиться понимать роль и значение
необходимые для изучения художника в создании анимационного
данной темы
фильма и реализовывать свои
художнические навыки и знания при
съёмке.
Узнавать технологический минимум
работы на компьютере в разных
программах, необходимый для
создания видеоанимации и её
монтажа.
стр. 139
Компьютер,
Приобретать представление о
https://myschool.edu.ru/,
различных видах анимационных
мультимедийный
фильмов и этапах работы над ними.
комплект,
Уметь применять сценарно26

видеоматериалы,
режиссёрские навыки при построении
необходимые для изучения текстового и изобразительного
данной темы
сюжета, а также звукового ряда своей
компьютерной анимации.
Давать оценку своим творческим
работам и работам одноклассников в
процессе их коллективного просмотра
и обсуждения.

28

1

Мир на экране: здесь и
сейчас.
Информационная и
художественная природа
телевизионного
изображения

Телевидение — пространство культуры?
Экран — искусство — зритель -7 (часов)
1
28 неделя
стр. 138-146 Видеоматериалы,
необходимые для изучения
данной темы, компьютер,
https://myschool.edu.ru/,
мультимедийный комплект

Узнавать, что телевидение, прежде
всего, является средством массовой
информации, транслятором самых
различных событий и зрелищ, в том
числе и произведений искусства, не
будучи при этом новым видом
искусства.
Понимать многофункциональное
назначение телевидения как средства
не только информации, но и
культуры, просвещения, развлечения
и т. д.
Узнавать, что неповторимую
специфику телевидения составляет
прямой эфир, т. е. сиюминутное
изображение на экране реального
события, совершающегося на наших
глазах в реальном времени.
Получать представление о
разнообразном жанровом спектре
телевизионных передач и уметь
27

29

2

Телевидение и
документальное кино.

1

29 неделя

стр. 147-149 Видеоматериалы,
необходимые для изучения
данной темы,
компьютер,
https://myschool.edu.ru/,
мультимедийный комплект

30

3

Телевизионная
документалистика: от
видеосюжета до телерепортажа и
очерка

1

30 неделя

стр. 149-151 Видеоматериалы,
необходимые для изучения
данной темы,
компьютер,
https://myschool.edu.ru/,
мультимедийный
комплект.

31

4

Жизнь врасплох, или
Киноглаз

1

31 неделя

стр. 153-163 Видеоматериалы,
необходимые для изучения
данной темы,
видеоаппаратура,
необходимая для съёмки и
компьютерного монтажа
видеосюжета, компьютер,
https://myschool.edu.ru/,
мультимедийный
комплект.

формировать собственную
программу телепросмотра, выбирая
самое важное и интересное, а не
проводить всё время перед экраном.
Осознавать общность творческого
процесса при создании любой
телевизионной передачи и
кинодокументалистики.
Приобретать и использовать опыт
документальной съёмки и
тележурналистики (интервью,
репортаж, очерк) для формирования
школьного телевидения.
Осознавать общность творческого
процесса при создании любой
телевизионной передачи и
кинодокументалистики.
Приобретать и использовать опыт
документальной съёмки и
тележурналистики (интервью,
репортаж, очерк) для формирования
школьного телевидения.
Понимать, что кинонаблюдение —
это основа документального
видеотворчества как на телевидении,
так и в любительском видео.
Приобретать представление о
различных формах операторского
кинонаблюдения в стремлении
зафиксировать жизнь как можно
более правдиво,
без специальной подготовки человека
28

к съёмке.
Учиться реализовывать сценарно режиссёрскую и операторскую
грамоту творчества в практике
создания видеоэтюда.
Представлять и объяснять
художественные различия
живописного пейзажа, портрета и их
киноаналогов, чтобы
при создании видеоэтюдов с
наибольшей полнотой передать
специфику киноизображения.
Понимать информационнорепортажную специфику жанра
видеосюжета и особенности
изображения в нём события и
человека.
Уметь реализовывать режиссёрско_
операторские навыки и знания в
условиях оперативной съёмки
видеосюжета.
Понимать и уметь осуществлять
предварительную творческую и
организационную работу по
подготовке к съёмке сюжета,
добиваться естественности и правды
поведения человека в кадре не
инсценировкой события, а
наблюдением и «видеоохотой» за
фактом.
32

5

Телевидение, видео,

1

32 неделя

стр 165-166 Видеоматериалы,

Получать представление о развитии
29

Интернет… Что дальше?

33

6

Современные формы
экранного языка

1

33 неделя

необходимые для изучения
данной темы,
видеоаппаратура,
необходимая для съёмки и
компьютерного монтажа
видеосюжета, компьютер,
https://myschool.edu.ru/,
мультимедийный
комплект.

форм и киноязыка современных
экранных произведений на примере
создания авторского видеоклипа и т.
п. Представлять и объяснять
художественные различия
живописного пейзажа, портрета и их
киноаналогов, чтобы
при создании видеоэтюдов с
наибольшей полнотой передать
специфику киноизображения.
Понимать информационнорепортажную специфику жанра
видеосюжета и особенности
изображения в нём события и
человека.

стр. 166-167 Видеоматериалы,
необходимые для изучения
данной темы,
компьютер,
https://myschool.edu.ru/,
мультимедийный
комплект.

Понимать и объяснять специфику и
взаимосвязь звукоряда, экранного
изображения в видеоклипе, его
ритмически-монтажном построении.
В полной мере уметь пользоваться
возможностями Интернета и
спецэффектами компьютерных
программ при создании, обработке,
монтаже и озвучании видеоклипа.
Уметь использовать грамоту кино языка при создании интернет сообщений.

30

34

7

В царстве кривых зеркал,
или Вечные истины
искусства (обобщение
темы)

ИТОГО: 34 часа

1

34 неделя

стр 169-173 Учебно-аналитические и
проектно-творческие
работы по теме четверти и
года учащихся. .
компьютер,
https://myschool.edu.ru/,
мультимедийный
комплект.

Узнавать, что телевидение прежде
всего является средством массовой
информации, транслятором самых
различных событий и зрелищ, в том
числе и произведений искусства, не
будучи при этом само новым видом
искусства.
Понимать многофункциональное
назначение телевидения как средства
не только информации, но и
культуры, просвещения, развлечения
и т. д.

ТЕСТ-2

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».