МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
УТВЕРЖДЕНО
решением
педагогического совета
от 30 августа 2024 года протокол № 1
директор МАОУ СОШ № 4
__________________В.А. Колосова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету «Музыка»
для 8 классов
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
В
данной
программе
нашли
отражение
изменившиеся
социокультурные условия деятельности современных образовательных
организаций, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и
новые технологии общего музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование
основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной
культуры школьников, развитие музыкальных способностей обучающихся, а
также способности к сопереживанию произведениям искусства через различные
виды музыкальной деятельности, овладение практическими умениями и
навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие
задачи и направления:
- приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственноэстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений,
раскрывающих духовный опыт поколений;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников;
воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего
народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному
наследию;
- развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения,
позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах
музыкальной деятельности;
- развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать
произведения искусства по законам гармонии и красоты;
- овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность
эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во
взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия
музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.
Место в учебном плане. В учебном плане основной школы МАОУ
СОШ №4 рабочая программа по музыке рассчитана на 8 класс в количестве - 34
часов (по 1 часу в неделю).
Таблица распределения часов по годам обучения и по темам
2
№
Содержание программы
ООП
УМК
Зарубежная музыка от
1. эпохи Средневековья до Классика и современность
рубежа XIX – XX вв.
Значение музыки в жизни Традиции и новаторство в
2.
человека.
музыке
Итого
Количество часов
Рабочая программа
8
кл.
17
17
34
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета «Музыка»:
в 8 классе:
2) гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
осознание комплекса идей и моделей поведения, отраженных в лучших
произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей
жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения,
отраженными в них;
активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве
участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурнопросветительских акций, в качестве волонтера в дни праздничных мероприятий.
3) духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
готовность воспринимать музыкальное искусство с учетом моральныхи
духовных ценностей этического и религиозного контекста, социальноисторических особенностей этики и эстетики;
готовность придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и
творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и
учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей,
конкурсов.
4) эстетическое воспитание:
3
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное
в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям,
самому себе;
осознание ценности творчества, таланта;
осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
8) экологическое воспитание:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
нравственно-эстетическое отношение к природе,
участие в экологических проектах через различные формы музыкального
творчества
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий, проявляющихся, а познавательной и
практической деятельности учащихся;
в 8 классе:
— формирование и развитие компетентности в области использования
информационно – коммуникационных технологий;
— стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному
самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей
ступени общего образования и отражают;
в 8 классе:
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и
содержательной музыкально – учебной деятельности;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов,
решения различных музыкально – творческих задач.
обучающийся научится:
- понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека
и общества;
- эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников
Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
- приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и
- зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
- применять современные информационно-коммуникационные технологии для
записи и воспроизведения музыки;
- обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных
произведений различных стилей и жанров;
- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при
составлении домашней фонотеки, видеотеки;
4
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической);
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных
жанров;
- различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов
музыкальных произведений;
- различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
понимать основной принцип построения и развития музыки;
- анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных
образов;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об
основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре,
исполнителях;
обучающийся получит возможность научиться:
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
- исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в
том числе с ориентацией на нотную запись;
- активно использовать язык музыки для освоения содержания различных
учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира,
математики и др.).
2. Содержание учебного предмета музыка
Основное содержание музыкального образования в Примерной программе
основного общего образования представлено следующими содержательными
линиями:
• Музыка как вид искусства.
• Народное музыкальное творчество.
• Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.
• Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.
• Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв.
• Современная музыкальная жизнь.
• Значение музыки в жизни человека.
Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение
преемственности с предметом «Музыка» для начальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX
вв. (17 часов) Роль фольклора в становлении профессионального зарубежного
музыкального искусства. Духовная музыка западноевропейских композиторов.
Григорианский хорал как основа западноевропейской религиозной музыки.
Музыка религиозной традиции зарубежных композиторов.
Зарубежная музыка XVII—XVIII вв., зарубежная музыкальная
культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика
национальных школ). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами
5
искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство
зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие
выразительных средств разных видов искусства.
Значение музыки в жизни человека. (17 часов) Воздействие музыки
на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как
воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила
музыки как вида искусства. Противоречие как источник непрерывного развития
музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных
образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека,
общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной
культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на
распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность,
интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур.
Направления проектной деятельности:
8 класс. Темы проектов: «История Отечества в музыкальных
памятниках», «Известные интерпретации /интерпретаторы/ классической
музыки», «Музыка и религия: обретение вечного», «Музыка мира: диалог
культур», «Композиторы «читают » литературную классику», «Современная
популярная музыка: любимые исполнители», «Музыка в моей семье»,
«Народные праздники в нашем городе», «Музыкальные инструменты моей
малой родины», «Песни, которые пели бабушки и дедушки», «Культурные
центры нашего города», «Мои любимые музыкальные фильмы».
Учебный контроль.
Викторины по музыке в 8 классе проводятся по итогам пройденного
материала для выявления динамики полученных знаний по предмету за 1-4
четверть, творческие и исследовательские проекты по полугодиям по программе
Е.Д.Критской.
Четверть
Викторина
Творческие
и
исследовательские
проекты
1
1
2
1
3
1
1
4
1
1
3. Тематическое планирование
Класс 8 (34 часа)
Содержание программы
Кол-во
Основные виды деятельности
часов
обучающихся
ООП
УМК
Классика и современность (17 часов)
Основные направления воспитательной деятельности: 1. Гражданское воспитание, 8.
Экологическое воспитание
6
Современная
музыка
религиозной
традиции.
Выдающиеся
отечественные и
зарубежные
композиторы,
исполнители,
ансамбли и
музыкальные
коллективы.
Классика в
современной
обработке.
Электронная
музыка.
Синтетические
жанры музыки
(симфония-сюита,
концерт,
симфония,
симфония-действо
и др.). Обобщение
представлений
школьников о
различных
исполнительских
составах (пение:
соло, дуэт, трио,
квартет, ансамбль,
хор;
аккомпанемент, a
capella; певческие
голоса: сопрано,
меццо-сопрано,
альт, тенор,
баритон, бас;
хоры: народный,
академический;
музыкальные
инструменты:
духовые,
струнные,
ударные,
современные
электронные;
виды оркестра:
симфонический,
духовой,
камерный, оркестр
народных
Классика в
нашей жизни (1
ч).
В музыкальном
театре. Опера.
Опера «Князь
Игорь». Русская
эпическая опера.
Ария князя Игоря.
Портрет половцев.
«Плач Ярославны»
(2 ч).
В музыкальном
театре. Балет.
Балет
«Ярославна».
Вступление. «Стон
Русской земли».
«Первая битва с
половцами».
«Плач
Ярославны».
«Молитва» (1 ч).
В музыкальном
театре. Мюзикл.
Рок - опера.
Человек есть
тайна. Рок-опера
«Преступление и
наказание».
Мюзикл «Ромео и
Джульетта: от
ненависти до
любви» (4 ч).
Музыка к
драматическому
спектаклю.
«Ромео и
Джульетта».
Музыкальные
зарисовки для
большого
симфонического
оркестра. Музыка
Э. Грига к драме
Г. Ибсена «Пер
Гюнт». «Гогольсюита». Из
музыки к
спектаклю
«Ревизская сказка». Образы
17
Понимать значение классической
музыки в жизни людей, общества.
Знакомиться
с
классическим
музыкальным наследием в процессе
самообразования,
внеурочной
музыкальной деятельности, семейного
досуга.
Понимать закономерности и приёмы
развития
музыки,
особенности
музыкальной драматургии оперного
спектакля; выявлять в процессе
интонационно-образного
анализа
взаимозависимость и взаимодействие
происходящих в нём явлений и событий.
Устанавливать
причинноследственные
связи,
делать
умозаключения, выводы и обобщать.
Распознавать
национальную
принадлежность
произведений,
выявлять
единство
родного,
национального
и
общезначимого,
общечеловеческого.
Находить
и
классифицировать
информацию о музыке, её создателях и
исполнителях,
критически
её
оценивать.
Определять понятия, устанавливать
аналогии, классифицировать жанры,
самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации.
Осознавать
духовно-нравственную
ценность
шедевров
русской
и
зарубежной музыкальной классики и её
значение для развития мировой
музыкальной культуры.
Совершенствовать умения и навыки
музицирования
(коллективного,
ансамблевого, сольного).
Идентифицировать
термины
и
понятия музыки с художественным
языком других искусств в процессе
интонационно-образного и жанровостилевого
анализа
фрагментов
симфоний.
Использовать
информационнокоммуникационные технологии (вести
поиск информации о симфониях и их
создателях в Интернете, переписывать
(скачивать) полюбившиеся фрагменты
с
целью
пополнения
домашней
фонотеки и подготовки проекта «Есть
ли у симфонии будущее?»).
7
инструментов,
эстрадноджазовый
оркестр).
Всемирные
центры
музыкальной
культуры и
музыкального
образования.
Информационнокоммуникационны
е технологии в
музыкальном
искусстве.
Панорама
современной
музыкальной
жизни в России и
за рубежом.
«Гоголь-сюиты»
Участвовать
в
дискуссиях,
(4 ч).
размышлениях о музыке и музыкантах,
выражать
своё
отношение
в
Музыка в кино.
Ты отправишься в
письменных
высказываниях.
путь, чтобы
Расширять
представления
об
зажечь день...
ассоциативно-образных связях музыки с
Музыка к фильму
другими видами искусства.
«Властелин
Раскрывать драматургию развития
колец» (1 ч). В
музыкальных образов симфонической
музыки на основе формы сонатного
концертном зале.
Симфония:
allegro.
Воспринимать
контраст
прошлое и
образных
сфер
как
принцип
настоящее.
драматургического
развития
в
Симфония № 8
симфонии.
(«Неоконченная»)
Рассуждать о содержании симфоний
Ф. Шуберта.
разных композиторов.
Симфония № 5 П.
Вести дискуссию, осуществлять поиск
Чайковского.
ответов на проблемные вопросы,
Симфония № 1
используя интернет-ресурсы
(«Классическая»)
С. Прокофьева.
Музыка — это
огромный мир,
окружающий
человека... (3 ч).
Обобщающий
урок (1 ч).
Традиции и новаторство в музыке (17 часов)
Основные направления воспитательной деятельности: 4. Эстетическое
воспитание,3. Духовно – нравственное воспитание
Воздействие
Размышлять
о
традициях
и
Музыканты —
17
музыки
на извечные маги. И
новаторстве в произведениях разных
человека, её роль в снова в
жанров и стилей. Оперировать
человеческом
терминами и понятиями музыкального
музыкальном
обществе.
театре… Опера
искусства.
Музыкальное
«Порги и Бесс»
Расширять представления об оперном
искусство
как (фрагменты). Дж.
искусстве зарубежных композиторов.
воплощение
Гершвин. Развитие
Выявлять особенности драматургии
жизненной
традиций
классической оперы.
красоты
и оперного
Проявлять
стремление
к
жизненной
спектакля (2 ч).
продуктивному
общению
со
правды.
Опера «Кармен»
сверстниками,
учителями;
уметь
Преобразующая
(фрагменты). Ж.
аргументировать
(в
устной
и
сила музыки как Бизе. Портреты
письменной речи) собственную точку
вида
искусства. великих
зрения, принимать (или опровергать)
Противоречие как исполнителей.
мнение собеседника, участвовать в
источник
Елена Образцова
дискуссиях,
спорах
по
поводу
непрерывного
(3 ч). Балет
различных явлений в музыке и других
развития музыки и «Кармен-сюита»
видах
искусства.
Понимать
жизни.
(фрагменты). Р.
художественный язык, особенности
Разнообразие
Щедрин.
современной музыкальной драматургии
функций
Портреты великих
8
музыкального
искусства в жизни
человека,
общества. Влияние
средств массовой
информации,
центров
музыкальной
культуры
(концертные залы,
фольклорные
объединения,
музеи)
на
распространение
традиций
и
инноваций
музыкального
искусства.
Всеобщность,
интернационально
сть музыкального
языка.
Музыка
мира как диалог
культур.
Творчество
русских и
зарубежных
композиторов
XX—XXI вв.
Стиль как
отражение
мироощущения
композитора.
Стилевое
многообразие
музыки XX—XXI
вв.
(импрессионизм,
неофольклоризм,
неоклассицизм и
др.).
исполнителей.
Майя Плисецкая
(3 ч).
Современный
музыкальный
театр. Великие
мюзиклы мира.
Классика в
современной
обработке (2 ч). В
концертном зале.
Симфония №7
(«Ленинградская»)
(фрагменты). Д.
Шостакович.
Литературные
страницы.
«Письмо к Богу»
неизвестного
солдата (3 ч).
Музыка в
храмовом синтезе
искусств.
Литературные
страницы. Стихи
русских поэтов.
Галерея
религиозных
образов.
Неизвестный
Свиридов. «О
России петь — что
стремиться в
храм…» Запевка,
слова И.
Северянина.
Хоровой цикл
«Песнопения и
молитвы»
(фрагменты). Г.
Свиридов. Свет
фресок Дионисия
— миру («Фрески
Дионисия». Р.
Щедрин).
Музыкальные
завещания
потомкам
(«Гейлигенштадтс
кое завещание Л.
Бетховена». Р.
Щедрин) (4 ч).
как новаторского способа подачи
литературных сюжетов.
Анализировать
особенности
интерпретации
произведений
различных жанров и стилей. Оценивать
современные
исполнительские
интерпретации классической музыки с
духовно-нравственных и эстетических
позиций; видеть границы между
новаторскими
тенденциями,
развивающими
традиции
и
разрушающими их. Эмоционально и
осознанно воспринимать образное
содержание и особенности развития
музыкального
материала
инструментально
симфонической
музыки.
Устанавливать
ассоциативнообразные связи явлений жизни и
искусства
на
основе
анализа
музыкальных образов.
Выражать личностное отношение,
уважение к прошлому и настоящему
страны, воссозданному в разных видах
искусства. Уважительно относиться к
религиозным чувствам, взглядам людей;
осознавать значение религии в
развитии культуры и истории, в
становлении гражданского общества и
российской
государственности.
Самостоятельно
осуществлять
музыкально-практическую, творческую
деятельность:
пение,
игра
на
музыкальных инструментах, включая
синтезатор,
пластическое
интонирование,
музыкальноритмические движения, свободное
дирижировании, инсценировка песен и
фрагментов музыкальных спектаклей,
программных сочинений.
Общаться
и
сотрудничать
со
сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в
процессе музыкально-образовательной,
общественно
полезной,
исследовательской и других видов
деятельности.
Понимать свою ответственность за
достижение общего художественноэстетического результата.
Участвовать
в
концертных
представлениях для одноклассников и
9
Исследовательск
ий проект (вне
сетки часов).
Вместо
заключения. Пусть
музыка звучи.
родителей, в подготовке и защите
исследовательских проектов.
Активно применять информационнокоммуникационные технологии в целях
самообразования
10
№
уро
ка
п/п
№
уро
ка
Содержание
(разделы, темы)
Ко
ли
чес
тво
час
ов
Даты
проведения
план
факт
Домашнее
задание
Материально-техническое
обеспечение
Основные виды учебной
деятельности
Раздел 1. Классика и современность 17 ч
Основные направления воспитательной деятельности: 2. Гражданское воспитание, 4. Эстетическое воспитание, 8. Экологическое воспитание
1
1
Классика в нашей
жизни.
1
1 неделя
подготовит
ь учебные
принадлеж
ности, с. 67
ПК, проектор, мультимедийная
доска
Презентация «Искусство вокруг
нас», диск «Музыка8 класс»,
мультимедийное учебное пособие
– урок 1, конспект.
ПК, проектор, мультимедийная
доска, диск «Музыка8 класс»,
мультимедийное учебное пособие
– урок 2, сообщение.
2
2
В музыкальном
театре. Опера.
1
2 неделя
с. 8-9
3
3
Опера «Князь
Игорь». Русская
эпическая опера.
1
3 неделя
с. 10-17
ПК, проектор, мультимедийная
доска
Презентация «Современные
выдающиеся, композиторы,
вокальные исполнители и
инструментальные коллективы»,
конспект.
4
4
В музыкальном
театре Балет.
Балет «Ярославна».
1
4 неделя
с.18-25
ПК, проектор, мультимедийная
доска, СD – урок 4, сообщение.
Понимать значениеклассической
музыки в жизни людей, общества.
Знакомиться с классическим
музыкальным наследием в процессе
самообразования, внеурочной
музыкальной деятельности,
семейного досуга.
Понимать закономерности и приёмы
развития музыки, особенности
музыкальной драматургии оперного
спектакля; выявлять в процессе
интонационно – образного анализа
взаимозависимость и взаимодействие
происходящих в нём яв6лений и
событий.
Устанавливать причинноследственные связи, делать
умозаключения, выводы и
обобщать.
5
5
В музыкальном
театре. Мюзикл.
1
5 неделя
с.26-27
ПК, проектор, инструмент.СD –
урок 5, кроссворд.
6
6
Рок – опера.
Человек есть тайна.
Викторина.
(учебный
контроль)
1
6 неделя
с.28
ПК, проектор, диск «Музыка8
класс», мультимедийное учебное
пособие – урок 6, конспект.
7
7
Рок
–
опера
«Преступление и
наказание».
1
7 неделя
с.29-31
ПК, проектор, СD – урок 7,
http://easyen.ru/index/tests/,
конспект,
8
8
Мюзикл «Ромео и
Джульетта:
от
ненависти
до
любви».
1
8 неделя
с. 32-35
ПК, проектор, дидактические и
раздаточные материалы, конспект.
9
9
1
9 неделя
с. 36-37
Фрагменты кантаты, х/ф., текст.
10
10
Музыка к
драматическому
спектаклю.
«Ромео и
Джульетта».
Музыкальные
зарисовки для
большого
симфонического
оркестра.
1
10 неделя
с.38-39
ПК, проектор, мультимедийная
доска
- презентация, СD – урок 10 ,
презентация.
Распознавать национальную
принадлежность произведений,
выявлять единство родного,
национального и общезначимого,
общечеловеческого.
Находить и классифицировать
информацию о музыке, её создателях
и исполнителях, критически её
оценивать.
Определять понятия,
устанавливать аналогии,
классифицировать жанры,
самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации.
Осознавать духовно – нравственную
ценность шедевров русской и
зарубежной музыкальной классики и
её значение для развития мировой
музыкальной культуры.
Совершенствовать умения и навыки
музицирования (коллективного,
ансамблевого, сольного).
Идентифицировать термины и
понятия музыки с художественным
языком других искусств в процессе
интонационно – образного и жанрово
– стилевого анализа фрагментов
симфонии.
12
11
11
Музыка Э. Грига к
драме Г.Ибсена
«Пер Гюнт».
1
11 неделя
с.40-43
Презентация, раздаточные
материалы, конспект.
12
12
1
12 неделя
с.44-47
ПК, проектор, мультимедийная
доска
- диск «Музыка8 класс»,
мультимедийное учебное пособие
– урок 12, конспект.
13
13
«Гоголь - сюита».
Из
музыки
к
спектаклю
«Ревизская сказка».
Образы «Гоголь сюиты».
Музыка в кино.
1
13 неделя
с. 48-49
- ПК, проектор, конспект.
14
14
1
4 неделя
с.50-51
ПК, проектор, мультимедийная
доска
- презентация
15
15
В концертном
зале. Творческий
проект «Песни,
которые пели
бабушки и
дедушки».
Симфония:
прошлое и
настоящее.
Симфония №8
(«Неоконченная»)
Ф. Шуберта.
Викторина.
1
15 неделя
с.52-55
ПК, проектор, мультимедийная
доска, СD – урок 15,
http://easyen.ru/index/tests,
конспект.
Использовать информационно –
коммуникационные технологии
(вести поиск информацию о
симфониях в Интернете,
переписывать
(скачивать)полюбившиеся
фрагменты с целью пополнения
домашней фонотеки и подготовки
проекта «Есть ли у симфонии
будущее?»).
Участвовать в дискуссиях,
размышлениях о музыке и
музыкантах, выражать своё
отношение в письменных
высказываниях.
Расширять представления об
ассоциативно – образных связях
музыки с другими видами искусства.
Раскрывать драматургию развития
музыкальных образов
симфонической музыки на основе
формы сонатного allegro.
Воспринимать контраст образных
сфер как принцип драматургического
развития в симфонии.
13
16
16
17
17
Симфония № 5 П.
Чайковского.
Симфония №1
(«Классическая»)
С. Прокофьева.
Музыка – это
огромный мир,
окружающий
человека…
1
16 неделя
с.60
ПК, проектор, мультимедийная
доска, конспект.
Рассуждать о содержании симфоний
разных композиторов.
1
17 неделя
кроссворд
Презентация «Музыкально –
поэтическая символика огня».
Конспект.
Вести дискуссию, осуществлять
поиск ответов на проблемные
вопросы, используя интернет ресурсы
Раздел 2. Традиции и новаторство в музыке 17 ч
Основные направления воспитательной деятельности: 3. Духовно-нравственное воспитание
1
18
1
18 неделя
с.66-67
ПК, проектор, дидактические и
Музыканты –
раздаточные материалы,
извечные маги. И
сообщение о композиторе.
снова в
музыкальном
театре…
1
19
2
Опера «Порги и
19 неделя
с.68-73
ПК, проектор, раздаточные
Бесс» (фрагменты).
материалы, конспект.
Дж. Гершвин.
Опера «Камен»
(фрагменты). Ж.
Бизе.
1
20
3
20 неделя
с.81
ПК, проектор, мультимедийная
Портреты
доска
великих
Презентация
исполнителей.
21
4
Елена Образцова.
1
21 неделя
сообщение
ПК, проектор, конспект.
22
5
Елена Образцова.
Викторина.
1
22 неделя
с.80-81
Презентация, CD –урок 22,
сообщение.
Размышлять о традиции и
новаторстве в произведениях разных
жанров и стилей.
Оперировать терминами и
понятиями музыкального искусства.
Расширять представление об
оперном искусстве зарубежных
композиторов.
Выявлять особенности драматургии
классической оперы.
Проявлять стремление к
продуктивномуобщению со
сверстниками , учителями; уметь
аргументировать (в устной и
14
23
6
Балет «Кармен сюита»
(фрагменты).
1
23 неделя
с.74-75
CD –урок 23, дидактические и
раздаточные материалы, конспект.
24
7
Р. Щедрин.
1
24 неделя
сообщение
ПК, проектор, презентация
25
8
1
25 неделя
с.90-91
ПК, проектор, презентация, CD –
урок 25, http://testedu.ru/, конспект
26
9
Портреты великих
исполнителей.
Майя Плисецкая.
Творческий
проект «Музыка в
моей семье».
(учебный
контроль)
Современный
музыкальный
театр. Великие
мюзиклы мира.
1
26 неделя
с.92-94
ПК, проектор, презентация
«Народные истоки музыки»,
сообщение.
27
10
Классика в
современной
обработке.
1
27 неделя
с.96-97
ПК, проектор, презентация, CD –
урок 27, конспект.
письменной речи) собственную
точку зрения , принимать (или
отвергать) мнение собеседника,
участвовать в дискуссиях, спорах по
поводу различных явлений в музыке
и других видах искусства.
Понимать художественный язык,
особенности современной
музыкальной драматургии как
новаторского способа литературных
сюжетов.
Анализировать особенности
интерпретации произведений
различных жанров и стилей.
Оценивать современные
исполнительские интерпретации
классической музыки с духовно – нравственных и эстетических
позиций; видеть границы между
новаторскими тенденциями,
развивающими традиции и
разрушающими их.
Эмоционально и осознанно
воспринимать образное содержание
и особенности развития
музыкального материала
инструментально – симфонической
музыки.
Устанавливать ассоциативно –
образные связи явлений жизни и
искусства на основе анализа
музыкальных образов.
15
28
11
В концертном
зале.
1
28 неделя
сообщение
ПК, проектор, презентация
«Творчество русских
композиторов», биография
композитора.
ПК, проектор, презентация, CDурок 29, детские годы
Шостаковича.
29
12
Симфония №7
(«Ленинградская»)
(фрагменты). Д.
Шостакович.
1
29 неделя
с.98-99
30
13
Литературные
страницы. «Письмо
к Богу»
неизвестного
солдата.
1
30 неделя
с. 102-103
ПК, CD- урок 30, раздаточные
материалы, конспект.
31
14
Музыка в
храмовом синтезе
искусств.
1
31 неделя
с.104-105
ПК, проектор, презентация CDурок 31, конспект.
32
15
Галерея
религиозных
образов.
Неизвестный
Свиридов.
1
32 неделя
с.108-109
ПК, проектор, фрагменты х/ф.,
http://testedu.ru/, сообщение.
Выражать личное отношение,
уважение к прошлому и настоящему
страны, воссозданному в разных
видах искусства.
Уважительно относиться к
религиозным чувствам, взглядам
людей; осознавать значение религии
в развитии культуры и истории, в
становлении гражданского общества
и российской государственности.
Самостоятельно осуществлять
музыкально – практическую,
творческую деятельность: пение,
игра на музыкальных инструментах,
включая синтезатор, пластическое интонирование, музыкально –
ритмические движения, свободное
дирижирование, инсценировка песен
и фрагментов музыкальных
спектаклей, программных сочинений.
Общаться и сотрудничать со
сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в
процессе музыкально –
образовательной, общественно –
полезной, исследовательской и
других видов деятельности.
Понимать свою ответственность за
достижение общего художественно –
эстетического результата.
16
33
16
34
17
Викторина.
Свет
фресок 1 33 неделя
Дионисия – миру
(Фрески
Дионисия».
Р.
Щедрин).
1
34 неделя
Музыкальные
завещания
потомкам.
Итого: 34 часа
с.114-115
ПК, раздаточные материалы,
конспект.
Участвовать в концертных
представлениях для одноклассников
и родителей, в подготовке и защите
исследовательских проектов.
ПК, раздаточные материалы, с.
116-117
Активно применять информационно
– коммуникационные технологии в
целях самообразования.
Викторины – 4. Творческие проекты – 2.
17