РП основы психологии 10 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №4

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ-СОШ № 4
______________________________
В.А. Колосова
Приказ № 01.10/782
От «30» августа 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Основы психологии»
для обучающихся 10 классов

г. Армавир 2024

Пояснительная записка
Обучение в профильной старшей школе предполагает не только
обучение школьников общеобразовательным предметам на углубленном
уровне, а в большей мере предназначено для создания возможности
профессиональных проб и осознанного выбора образовательного маршрута в
будущем.
Актуальность данного курса определяется тем, что изучение основ
психологии позволит школьникам ближе познакомиться с основами
профессий психолого-педагогической направленности, а также предоставит
возможность в процессе осуществления практических работ изучить
собственные возможности.
Цель элективного курса: формирование осознанного отношения к
профессиональному самоопределению школьников через углубление,
расширение и систематизация знаний в области психологии.
Задачи:
•
расширение знания в области психофизиологии и психологии
человека;
•
формирование у выпускника понимания своей индивидуальности,
развитие эмоционального интеллекта;
•
развитие навыков самопознания и самоанализа;
•
формирование позитивного имиджа профессий психологопедагогической направленности, профессиональное самоопределение.
В процессе изучения элективного курса происходит чередование
теоретического материала и практических работ, необходимых для отработки
навыков самоанализа, анализа и наблюдения.
Содержание программы включает в себя три раздела. Первый раздел
«Общая характеристика психологии как науки» поможет школьникам оценить
практическое значение и осознать стоящие перед наукой психологии
предметные задачи. В данном разделе предусмотрено знакомство с основными
методами психологии и практическое апробирование применения
объективных и описательных методов для самоанализа и изучения социальной
группы классного коллектива.
Второй раздел программы «Психические процессы» позволяет
познакомить школьников с основными познавательными процессами на
основе знаний о высшей нервной деятельности. В процессе изучения данного
раздела происходит не только изучение основных характеристик высших
психических функций (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление,
речь, воображение), но и предоставляется возможность ученику осуществить
практические работы, направленные на оценку собственных психических
процессов. Таким образом, подростки учатся находить собственные сильные
стороны, оценивать психологические явления с точки зрения современной
психофизиологии, рационально строить свой режим труда и отдыха, находить
возможности личностного рост и саморазвития.
Раздел «Психические свойства личности» предназначен для логичного
завершения изучения курса «Основы психологии». Основываясь на знаниях,

полученных на уроках биологии и обществознания, учащиеся переносят такие
понятия как «личность», «мотивация», «способности», «темперамент»,
«характер» из сферы условно теоретических знаний в практическую
действительность. Представленные в данном разделе практические работы
помогут старшеклассникам оценить перспективы собственного развития и
самореализации в различных сферах жизни, будут способствовать
осознанному выбору профессиональной и образовательной траектории.
Планируемые результаты
Личностные результаты

в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
• ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании,
занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
• принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа
жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
• неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков.

в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):

уважение к своему народу, чувство ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн);

в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
• готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.

В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
•
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению;

•
способность к сопереживанию и формирование позитивного
отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидам;
•
бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь.

В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
•
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об
устройстве мира и общества;
•
готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности.

В сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том
числе подготовка к семейной жизни:
•
ответственное отношение к созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни.

В сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
•
• осознанный выбор будущей профессии как путь и способ
реализации собственных жизненных планов;
•
готовность обучающихся к трудовой профессиональной
деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем.

В сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
•
физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение
детьми безопасности и психологического комфорта, информационной
безопасности.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы представлены тремя группами универсальных учебных действий
(УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
•
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии,
по которым можно определить, что цель достигнута;
•
оценивать возможные последствия достижения поставленной
цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;

•
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
•
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
•
выбирать путь достижения цели, планировать решение
поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
•
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
•
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том
числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
•
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
•
использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
•
находить и приводить критические аргументы в отношении
действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс
собственного развития;
•
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
•
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
•
менять и удерживать разные позиции в познавательной
деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и
со взрослыми, подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
•
при осуществлении групповой работы быть как руководителем,
так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
•
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;

•
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты
до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты:
•
освоенные обучающимися в ходе изучения элективного курса
«Основы психологии» знаний и умений, специфических для данной
предметной области и связанных с пониманием особенностей человеческой
психики и социального поведения;
•
сформированность
представлений
о
современной
психологической науке и ее методах познания, а также о системе отраслей
психологии и основных вопросах и проблемах, рассматриваемых в каждой из
них;
•
сформированность умений применять психологические знания в
познавательной, регулятивной и коммуникативной деятельности;
•
владение навыками самоанализа и самооценки на основе
наблюдений
за
собственным
поведением
и
межличностными
взаимодействиями;
•
умение сформулировать и аргументировать собственную точку
зрения по тем или иным психологическим проблемам, различным аспектам
социального поведения людей и их социально-психологического
взаимодействия.
1. Содержание программы
Раздел 1. Общая характеристика психологии как науки (4 часа)
Предмет изучения психологии, ее задачи. Отрасли психологии.
Методологические основы психологии. Основные методы психологических
исследований. Объективные методы. Описательные методы.
Практическая работа
1. Методы психологии
Раздел 2. Психические процессы (18 часов)
1.1 Высшая нервная деятельность (2 часа)
Высшая нервная деятельность. Особенности высшей нервной
деятельности человека.
1.2 Познавательные процессы (12 часов)
Ощущение. Общие понятия об ощущении. Виды и свойства ощущений.
Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений.
Восприятие. Общее понятие о восприятии. Основные характеристики
восприятия.
Внимание. Понятие внимания. Свойства внимания. Виды и функции
внимания.
Память. Общая характеристика памяти. Свойства и виды памяти.
Процессы памяти. Приемы рационального заучивания.
Мышление и речь. Мышление и его формирование. Типология
мышления. Способы активизации мышления.

Воображение.
Сущность
воображения.
Виды
Воображение и творчество.
Практические работы:
2.Ощущение. Восприятие. Иллюзии восприятия.
3. Внимание. Устойчивость внимания.
4.Память. Индивидуальные особенности памяти.
5.Способности. Творческий потенциал.

воображения.

1.3 Эмоционально-волевые процессы (4 часа)
Общее представление о воле. Развитие и восприятие воли. Воля и
принятие решений в неопределенной ситуации.
Эмоции и чувства. Функции эмоций. Чувство любви – основа брака и
семьи.
Практическая работа
6.Проективные методики при оценке эмоциональных состояний
Раздел 3. Психические свойства личности (12 часов)
Личность. Общее понятие о личности. Понятие «Я-образ» и проблема
формирования самооценки.
Мотивация. Понятия мотивации, потребности, мотива. Функции,
характеристики и виды мотивов. Мотивация и личность.
Способности. Понятие способностей. Общие и специальные
способности. Уровни развития способностей: одаренность, талант,
гениальность
Темперамент. Понятие темперамента. Характеристика типов
темперамента. Проявление темперамента в деятельности.
Характер. Понятие характера. Типология характеров. Черты характера и
отношения личности. Формирование характера.
Практические работы:
7. Самооценка.
8. Диагностика мотиваций
9. Темперамент. Изучение своего типа темперамента.

Раздел

1. Общая

Кол-во
часов

4

характеристика
психологии как
науки

2.1 Высшая
нервная
деятельность

2.2
Познавательные
процессы

2

2. Тематическое планирование
Кол-во
Основные виды деятельности обучающихся на
Темы
часов

Предмет изучения психологии, ее задачи.
Отрасли психологии.
Методологические основы психологии.
Основные методы психологических
исследований
Объективные методы. Описательные
методы.
П.р.№1 «Методы психологии
Высшая нервная деятельность.
Особенности высшей нервной
деятельности человека.

12

Ощущение. Общие понятия об ощущении.
Виды и свойства ощущений.
Сенсорная адаптация и взаимодействие
ощущений.
Восприятие. Общее понятие о восприятии.
Основные характеристики восприятия.
П.р.№2 «Ощущение. Восприятие. Иллюзии
восприятия.»
Внимание. Понятие внимания. Свойства
внимания.
Виды и функции внимания. П.р.№3
«Внимание. Устойчивость внимания.»
Память. Общая характеристика памяти.
Свойства и виды памяти.
Процессы памяти. Приемы рационального
заучивания. П.р.№ 4 «Память.
Индивидуальные особенности памяти.»
Мышление и речь. Мышление и его
формирование.

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

уровне универсальных учебных действий

Определять предмет и методы психологии, как
науки.
Оценивать вклад отечественных ученых в
развитие психологии, как науки
Уметь применять в практической деятельности
основные методы психологии.
Применять полученные знания в ходе
выполнения практической работы
Обосновывать вклад отечественных учёных в
области
изучения
высшей
нервной
деятельности.
Описывать
положения
рефлекторной теории, явления взаимной
индукции, доминанты. Выявлять особенности
высшей нервной деятельности человека
Описывать и сравнивать первую и вторую
сигнальные системы, подсознательные и
бессознательные
процессы,
сознательную
деятельность
человека
с
рассудочной
деятельностью животных.
Знать и уметь устанавливать закономерности
восприятия, устойчивости внимания, выработки
навыков.
Описывать виды мышления, стадии творческого
мышления, процесс воображения.
Объяснять
особенности
функциональной
асимметрии головного мозга. Выявлять
особенности мышления у человека и высших
животных.
Называть виды речи, определять её сущность,
связь речи и языка как знаковой системы.
Описывать особенности развития у детей
внешней и внутренней речи. Обосновывать

2.3
Эмоциональноволевые
процессы

3. Психические
свойства
личности

4

12

Типология мышления. Способы
активизации мышления
Воображение. Сущность воображения.
Виды воображения.
Воображение и творчество. П.р.№ 5
«Способности. Творческий потенциал.»

1

Общее представление о воле. Развитие и
восприятие воли.
Воля и принятие решений в
неопределенной ситуации.
Эмоции и чувства. Функции эмоций.
Чувство любви – основа брака и семьи.
П.р.№ 6 «Проективные методики при
оценке эмоциональных состояний»

1

Личность. Общее понятие о личности.

1
1

Понятие «Я-образ» и проблема
формирования самооценки. П.р. № 7
«Самооценка»
Мотивация. Понятия мотивации,
потребности, мотива
Функции, характеристики и виды мотивов.
Мотивация и личность. П.р. № 8
«Диагностика мотиваций»
Способности. Понятие способностей.
Общие и специальные способности.
Уровни развития способностей:
одаренность, талант, гениальность
Темперамент. Понятие темперамента.
Характеристика типов темперамента.
П.р.№ 9 «Темперамент. Изучение своего
типа темперамента.»
Проявление темперамента в деятельности

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

врождённую способность человека к освоению
речи. Называть виды памяти, определять её
сущность. Описывать особенности и значение
разных видов памяти.
Обосновывать необходимость развития всех
видов памяти.
Применять знания в ходе выполнения
практических работ.
Определять понятие воли и значение волевой
регуляции в жизни человека.
Называть и описывать виды эмоций, типы
эмоциональных
состояний
человека.
Обосновывать значение положительных эмоций
для здоровья человека. Выявлять характерные
особенности разных типов эмоционального
состояния. Объяснять
важность
умения
управлять
собственным
эмоциональным
состоянием. Применять знания в ходе
выполнения практических работ.
Объяснять сущность и значение сознательной
деятельности. Определять сознание как высший
уровень развития психики. Уметь выделять
уровни мотивации, значение мотивации в жизни
человека. Сравнивать характерные особенности
поведения
людей
с
разными
типами
темперамента. Называть и описывать типы ВНД
по Павлову. Определять типы темперамента и
ВНД в процессе наблюдений за сверстниками.
Применять знания в процессе выполнения
практических работ.

Характер. Понятие характера. Типология
характеров.
Черты характера и отношения личности.
Формирование характера.
Обобщение по курсу «Основы психологии»

ИТОГО:
Практических
работ

68
9

1
1
1
68

Список литературы
1. Методическое пособие «Основы общей психологии», Н.С.Ефимова. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013,
предназначенного для студентов психолого-педагогических специальностей средних специальных учебных заведений, а
также для всех интересующихся психологией
2. Методическое пособие УМК «Сферы». Биология. Живые системы и экосистемы. Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко. – М.:
Просвещение, 2017, а также электронной формой учебника.
3. Методическое пособие «Основы психологии. Практикум»/ под ред. Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».