Управление образования администрации муниципального образования город Армавир МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 352930 г. Армавир, ул. Азовская, 20 Рассмотрено и одобрено заместителем директора по учебной работе МАОУ СОШ №4 г.Армавир __________ А.Г.Рощупкиной «31» августа 2023г. Утверждена Протоколом № 1 от «01» сентября 2023 г. Директор МАОУ СОШ№4 г. Армавир _____________ В.А.Колосова Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития (Вариант 7.1) 1 - 4 класс Данная программа адресована учащимся 1(1 дополнительного) – 4 классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения. Нормативный срок обучения 5 лет. Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки. «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий1. В классе у учащихся выявлены ограниченные возможности здоровья: задержка психического здоровья, недоразвитие речи системного характера. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У некоторых обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Обучающиеся класса характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание у части детей проявляться в целом, у части - локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности сформированы недостаточно. У большинства учащихся класса наблюдается неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР К общим потребностям относятся: получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; 1 Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ; обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации. Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательные потребности: обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет; гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий; упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); наглядно-действенный характер содержания образования; развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений; обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения; специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов; обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей). Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования. Создание специальных условий для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития: - организация рабочего места с обеспечением возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога; -использование специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов; -использование наглядных, словесных, практических методов обучения и воспитания с учётом психофизического состояния ребёнка; - новый материал будет преподноситься для детей с ЗПР предельно развёрнуто и доступно; - значительное место будет отведено практической деятельности учащихся; - выполнение письменных заданий планируется предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок; - в случае затруднения выполнения заданий – дополнительное инструктирование, пошаговый алгоритм, работа по плану и др.; - уважение к результатам деятельности обучающихся в сочетании с разумной требовательностью; - любой повод будет использован для похвалы, акцент - на даже самые маленькие успехи; - индивидуальный подход к ребёнку (учёт уровня подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий). Место предмета в учебном плане В 1 и 1 дополнительном классе — 132ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2—4 классах на изучение математики отводится по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Программа отражает содержание обучения предмету «Математика» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в тематическом планировании. Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим, обеспечивающим формирование общеучебных умений и познавательной деятельности учащихся с ЗПР. Общей целью изучения предмета «Математика» является формирование базовых математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программу основного общего образования, решать адекватные возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в целом. В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО учащихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета: формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях; формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме; уточнять и расширять представления о простейших геометрических фигурах, пространственных отношениях; формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а также оперировать с результатами измерений и использовать их на практике; учить решать простые текстовые задачи с помощью сложения и вычитания; формировать способность использовать знаково-символические средства путем усвоения математической символики и обучения составлению различных схем; формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом математики (наблюдения, анализа, сравнения, противопоставления и обобщения математических свойств и отношений); развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания с использованием математической терминологии; удовлетворять особые образовательные потребности учащихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью; способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР; содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования, совершенствованию сферы жизненной компетенции. С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом: − научить выделять, сравнивать, обобщать свойства предметов (по цвету, форме, размеру), активизируя необходимые мыслительные операции; − научить соотносить цифры и количество, названия и обозначения действий сложения и вычитания; − сформировать осознанные навыки арифметических действий в пределах 10; − научить распознавать простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, отрезок) и строить их по заданным значениям (кроме круга); − научить решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; отвечать на вопросы: который по счету? сколько всего? сколько осталось? − формировать умение использовать знаково-символические средства (при составлении условия задачи с помощью рисунка и/или схемы); − учить умению планировать и контролировать учебные действия при решении задач и примеров, развивая тем самым способность к самостоятельной организации собственной деятельности; − воспитывать интерес к предмету, преодолевая специфичную для обучающихся с ЗПР низкую познавательную активность; − совершенствовать учебное высказывание в ходе усвоения понятий, обозначающих пространственные представления (вверх – вниз, слева – справа, здесь – там, спереди – сзади, посередине, за – перед, между) временные (утро, день, вечер, ночь, раньше, позже), признаки предметов (больше, меньше, длиннее, короче, тоньше, толще, выше, ниже, одинаковые), понятий, используемых при сопоставлении предметов (столько же, поровну, больше, меньше); − удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет пошагового предъявления материала с необходимой помощью дефектолога, а также переносу полученных знаний; − развивать мелкую моторику как одно из условий становления графо-моторных навыков. С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом: − закрепить знания о составе числа, навыки вычислений в пределах 10 и сформировать осознанные навыки арифметических действий (сложения и вычитания) в пределах 20; − обучить решению простых и составных задач на сложение и вычитание (анализ условия, запись в тетради, составление схемы решения задачи); − закрепить и расширить представления о мерах длины (сантиметр, дециметр); − закрепить навыки использования математической терминологии, арифметических знаков; − систематизировать и закрепить начальные геометрические знания; − актуализировать лексику, отражающую пространственные и временные отношения; − учить использовать знаково-символические средства при решении составной задачи; − учить умению планировать и контролировать учебные действия при решении задач и примеров, совершенствуя тем самым способность к самостоятельной организации собственной деятельности; − воспитывать интерес к предмету, преодолевая специфичную для обучающихся с ЗПР низкую познавательную активность; − совершенствовать учебное высказывание в ходе актуализации и закрепления понятий, обозначающих количественные, пространственные и временные отношения; − удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет пошагового предъявления материала с необходимой помощью дефектолога, а также переносу полученных знаний; − совершенствовать мелкую моторику как одно из условий становления графомоторных навыков. Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение предмета Учебный предмет «Математика» является основным для школьников, в том числе и для учащихся с ЗПР. Овладение навыками арифметических вычислений, решения арифметических задач, приемами измерения и использования результатов на практике способствует успешности человека в быту. Умение анализировать, планировать, излагать свои мысли помогает осваивать учебные предметы в среднем звене школы. Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета реализуется за счет разнообразной предметно-практической деятельности, специальной работы над пониманием обратимости математических операций (сложения и вычитания), сопровождения совершаемых действий словесными отчетами, что способствует повышению осознанности. Учебное высказывание может формироваться путем обучения ориентировке на поставленный вопрос в формулировке ответа (например, при решении задачи). У учащихся совершенствуется способность к знаково-символическому опосредствованию деятельности (т.к. у них в определенной степени недостаточна замещающая функция мышления). Это происходит за счет составления наглядных схем, иллюстрирующих количественные отношения, отражающих ход решения задачи, рисунков, памяток-подсказок, и т.п. Использование заданий такого типа с предварительным обучением их выполнению улучшает общую способность к знаково-символическому опосредствованию деятельности. В ходе обучения обязательно следует реализовывать индивидуальный подход к учащимся, не допуская «усредненного» уровня сложности заданий. Учащиеся, обнаруживающие относительно бо́льший потенциал успешности, должны выполнять дополнительные индивидуальные задания. Ученики, испытывающие существенные трудности, могут получать дополнительную помощь в ходе психокоррекционных занятий. Коррекционно-развивающее значение предмета заключается и в тесной связи с формированием сферы жизненной компетенции. Ребенок овладевает практическими навыками измерений, подсчетов необходимого количества и пр. При обучении школьник с ЗПР закрепляет элементарные математические знания и навыки устного и письменного действия с числами, а также учится решать составные текстовые задачи. Совершенствуется умение использовать в речи понятия, обозначающие пространственновременные отношения, а также математическую терминологию. Обязательным является тщательный, пошаговый разбор заданий с опорой при необходимости на практические действия с предметами и их заместителями. Это обусловлено индивидуально-типологическими особенностями большинства школьников с ЗПР, недостатками их познавательной деятельности, которые обязательно требуют от педагога сопоставления программных требований с возможностями школьников и возможного упрощения содержания. Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета «Математика» должна осуществляться за счет разнообразной предметно практической деятельности, использования приемов взаимно-однозначного соотнесения, закрепления понятий в графических работах, постепенном усложнении предъявляемых заданий, поэтапном формировании умственных действий (с реальными предметами, их заместителями, в громкой речи, во внутреннем плане) с постепенным уменьшением количества внешних развернутых действий. При работе с детьми с ЗПР используются следующие методы и приемы: • индивидуальная проверка, • работа по карточкам • беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе • объяснение нового материала обязательно с опорой на наглядность • работой над алгоритмом выполнения задания • работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму) • выполнение упражнений по учебнику • работа по карточкам • тесты В связи с вышесказанным на уроках математики для этих детей используются специфические методы обучения, оптимально сочетаются словесные, практические и наглядные методы, которые: • стимулируют у учащихся развитие самостоятельности при решении поставленных учебных задач; • формируют умение пользоваться имеющимися знаниями; • имеют четкую структуру и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий; • содержат достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание материала. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Математика» Личностные результаты освоения программы должны отражать: 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям 11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; 14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации. Метапредметные результаты освоения программы должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются как: 1) использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; 2) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; 3) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры. Учебный предмет «Математика» имеет очень большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по перечисленным ниже направлениям. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях: – организовать себя на рабочем месте (учебники и математические принадлежности лежат в должном порядке); – задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента; – распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени; – проанализировать ход решения вычислительного навыка, найти ошибку, исправить ее и объяснить правильность решения. Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется: – в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь; – в умении работать активно при фронтальной работе на уроке, при работе в группе высказывать свою точку зрения, не боясь неправильного ответа. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется: – в обучении и расширении ранее имеющихся представлений о символических изображениях, которые используются в современной культуре для ориентировки в пространстве здания, улицы, города и т.д. с целью перевода их в знаково-символические действия, необходимые в процессе обучения; – в формировании внутреннего чувства времени (1 мин, 5 мин и т.д.) и календарно временных представлений; – в умении вычислить расстояние в пространстве. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в умении находить компромисс в спорных вопросах. 1 класс В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Математика» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам: - расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение; - развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебнопознавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения количества предметов, условия задачи); - улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации; - совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради на листе, размещение цифр, геометрических фигур и т.п.); - улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса математическими терминами, предъявления «эталонных» речевых образцов; - развитие самоконтроля при оценке полученного результата. Личностные результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Математика» проявляются: - в принятии и освоении социальной роли учащегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности; - в формировании навыков сотрудничества со сверстниками (на основе работы в парах); - в развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников); - в развитии адекватных представлений о собственных возможностях; - в овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками); - в овладении социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (на основе овладения арифметическим счетом, составления и решения задач из житейских ситуаций). Метапредметные результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Математика» включают осваиваемые учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться). С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом. Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью: - осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец); - кодировать и перекодировать информацию (заменять предмет символом, читать символическое изображения (в виде рисунка и/или схемы условия задач и пр.); - осуществлять разносторонний анализ объекта (геометрическая фигура, графическое изображение задачи и т.п.); - сравнивать геометрические фигуры, предметы по разным классификационным основаниям (больше – меньше, длиннее – короче и т.п.); - обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства). Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью: - понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.); - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, рисование рисунка к условию задачи, сравнить полученный ответ с условием и вопросом); - различать способы и результат действия (складывать или вычитать); - вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок; - осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно. Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью: - адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности; - использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем. Предметные результаты. По итогам обучения в 1 классе можно определенным образом оценить успешность их достижений, хотя какие-либо выводы делать преждевременно. В конце 1 класса обучающийся: − знает все цифры; − умеет сравнивать предметы по цвету, форме, размеру; − считать различные предметы в пределах 10, отвечать на вопросы: сколько? который? − знает названия и обозначения действий сложения и вычитания; − таблицу сложения в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания; − читает и записывает арифметические действия; − решает простые задачи с помощью сложения и вычитания; − измеряет с помощью линейки длину отрезка в сантиметрах; строить отрезок заданной длины; − распознает простейшие геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник, отрезок. 1 дополнительный класс В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Математика» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам: − расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности использовать математические знания в быту (подсчитывать денежные суммы, необходимое количество каких-либо предметов для определенного числа участников, ориентироваться во времени и пространстве, определять целое по его части и т.п.); − развитие возможностей знаково-символического опосредствования, что повышает общий уровень сформированности учебнопознавательной деятельности (в качестве средств выступают осознанно используемые математические символы, схемы, планы и т.п.); − увеличение объема оперативной памяти; − совершенствование пространственных и временных представлений; − улучшение качества учебного высказывания за счет адекватного использования логических связок и слов («и»; «не»; «если…, то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); − появление и развитие рефлексивных умений; − развитие действий контроля; − совершенствование планирования (в т.ч. умения следовать плану); − вербализация плана деятельности; − совершенствование волевых качеств; − формирование социально одобряемых качеств личности (настойчивость, ответственность, инициативность и т.п.). Личностные результаты освоения программы для 1 дополнительного класса по учебному предмету «Математика» могут проявляться в: − положительном отношении к урокам математики, к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятии образа «хорошего ученика», что в совокупности формирует позицию школьника; − интересе к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач; − ориентации на понимание причины успеха в учебной деятельности; − навыках оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности; − овладении практическими бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (подсчета); − навыках сотрудничества со взрослыми. Метапредметные результаты освоения программы для 1 дополнительного класса по учебному предмету «Математика» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться). Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и поисково-творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в т.ч. в открытом информационном пространстве; − кодировать и перекодировать информацию в знаково-символической или графической форме; − строить математические сообщения в устной и письменной форме; − проводить сравнения по нескольким основаниям, в т.ч. самостоятельно выделенным, строить выводы на основе сравнения; − осуществлять разносторонний анализ объекта; − обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов); − устанавливать аналогии. Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью: − понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы; − планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; − различать способы и результат действия; − принимать активное участие в групповой и коллективной работе; − выполнять учебные действия во внутреннем плане; − адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими людьми; − вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок; − осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно. Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью: − принимать участие в работе парами и группами; − допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении, уважать чужое мнение; − адекватно использовать речевые средства для решения различных задач при изучении математики и других предметов; − активно проявлять себя в коллективной работе, понимая важность своих действий для конечного результата; − слушать учителя и вести с ним диалог. Предметные результаты. По итогам обучения в 1 дополнительном классе можно определенным образом оценить успешность их достижения. В конце 1 дополнительного класса обучающийся: − знает названия и последовательность чисел от 0 до 20; − решает примеры на сложение и вычитание в пределах 20, основанные а знании последовательности чисел и десятичного состава; − выделяет неизвестный компонент арифметического действия и умеет находить его значение; − схематически представляет условие задачи; − решает составные задачи на сложение и вычитание; − умеет измерять длину отрезка в сантиметрах и дециметрах, строить отрезок заданной длины; выполнять построение других геометрических фигур на листе в клетку (квадрат, прямоугольник) с заданными измерениями с помощью линейки; − знает названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); уметь различать фигуры независимо от их формы, цвета, расположения. 2 класс Личностные результаты оцениваются по следующим направлениям: Освоение социальной роли ученика проявляется в: - способности самостоятельно задавать вопросы по содержанию учебного материала; - проявлении самостоятельности при подготовке домашних заданий, учебных принадлежностей к урокам; - появлении ответственного поведения (подготовка к уроку, трансляция заданий учителя дома взрослым, беспокойство по поводу соблюдения требований); - стремлении быть успешным (старательность при выполнении заданий). Сформированность речевых умений проявляется в: - способности отвечать на вопросы, рассуждать, доказывать правильность решения, связно высказываться. - способности пересказывать содержание арифметической задачи, адекватно понимать используемые в задаче речевые обороты, отражающие количественные и временные отношения; Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в: - использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях; - уважительном отношении к чужому мнению; - умении сочувствовать при затруднениях и неприятностях, выражать согласие (стремление) помочь. Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в: умении обратиться с вопросом, просьбой к взрослому или сверстнику; - умении проявлять терпение, корректно реагировать на затруднения и ошибки; умении обратиться с вопросом, просьбой к взрослому или сверстнику; Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему проявляется в: умении производить предполагаемые программой измерения и благодаря этому ориентироваться в мерах длины, времени, веса. Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в: - осознании своих затруднений (не понимаю, не успел), потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста); - способности анализировать причины успехов и неудач; - умении разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи педагога; - умении сделать адекватный выбор вспомогательного материала (опорная карточка, схема, алгоритм) для решения задания при затруднении, умении продуктивно его использовать, руководствоваться им в процессе работы. Метапредметные результаты включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом. Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в: - удержании правильного способа деятельности на всем протяжении решения задачи (прочтение и понимание текста задачи, анализ условия, составление краткой запись или схемы (подбор схемы из предложенных), поиск решения задачи, составление плана решения, выбор и выполнение арифметического действия (арифметических действий), запись решения с помощью математических знаков и символов, проверка решения, оформление ответа к задаче); -использовании элементарных знаково-символических средств для организации своих познавательных процессов (использование знаковосимволических средств при образовании чисел в пределах 100, использование схемы для решения задачи из числа предложенных, составление схемы к задаче, составление задачи по схеме, различение понятий число» и «цифра», овладение математическими знаками и символами и т.д.); - умении использовать знаки и символы как условные заместители при оформлении и решении задач (кодирование с помощью математических знаков и символов информации, содержащейся в тексте задачи, оформление краткой записи условия в виде схемы, логический анализ условия, представленного схемой, решение задачи и логические выводы с помощью самостоятельно выбранных математических знаков и символов, декодирование знково-символических средств при проверке решения задачи и т.д.); - умении производить анализ и преобразование информации в виде таблиц (анализ имеющихся данных об объектах (их количество, единицы их измерения), определение исходя из этого количество столбцов и строк таблицы, вычерчивание таблицы с обязательной подписью всех столбцов и строк с использованием знаково-символических средств, с заполнением известных данных и выделением неизвестных, выделение по таблице отношений, зависимостей между величинами, поиск неизвестных данных и восстановление их в таблице); - умении использовать наглядные модели, отражающие связи между предметами (выделение структуры имеющихся данных, ее представление с знаково-символических средств, составление модели, схемы, таблицы, работа с моделью, соотнесение результатов, полученных на модели с реальностью) ; - овладении умением записывать результаты разнообразных измерений в числовой форме (знание единиц измерения и понимание к каким величинам они применяются, понимание того, что одна и та же величина может быть выражена в разных единицах, выражать величины в числовой форме в зависимости от выбранной единицы измерения, соотносить числа, выраженные в разных мерах и т.д.); - осмысленном чтении текстов математических задач (прочтение текста задачи несколько раз, уточнение лексического значения слов, перефразирование текста задачи и выделение несущественных слов (при необходимости), выделение всех множеств и отношений, выделение величин и зависимостей между ними, уточнение числовых данных, определение "связи" условия и вопроса (от условия к вопросу, от вопроса к условию); - умении устанавливать взаимосвязь между разными математическими объектами, овладении умением относить предъявленную задачу к определенному классу задач, имеющих общий алгоритм решения (анализ и структурирование исходных данных задачи, уточнение ее вопроса, составление плана решения задачи и его сопоставление с ранее решенными задачами, определение сходства в решении (аналогичности), уточнение алгоритма решения ранее выполненной задачи и его применимость для текущей, находить общее в решении нескольких задач и переносить алгоритм решения на новую задачу); - умении сравнивать математические объекты, выделять признаки сходства и различия (анализ математических объектов, выделение его свойств и признаков, установление сходства и различия между признаками двух математических объектов, установление сходства и различия между признаками трех и более математических объектов); -умении классифицировать объекты (числа, фигуры, выражения) по самостоятельно найденному основанию (выделение признаков предмета, установление между ними сходства и различия, как основания для классификации математических объектов, выделение существенных и несущественных признаков, выделение математические объекты из ряда других, выделение существенных для классификации признаков и несущественных, обобщение математических объектов по выбранному основанию для классификации и т.д.); - умении устанавливать логическую зависимость и делать простые умозаключения (анализ условий для установления логической зависимости, установление причинно-следственных связей между математическими объектами, выделение существенных признаков математических объектов, как основа простых логических рассуждений и умозаключений, умение увидеть ошибки в рассуждении для корректировки умозаключения); - умении устанавливать закономерность в числовом ряду и продолжать его (установление возрастающих и/или убывающих числовых закономерностей на наглядном материале, выявление правила расположения элементов в ряду, проверка выявленного правила). Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в: - способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению; - способности выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности; - способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, оречевлять алгоритм решения математических заданий и соотносить свои действия с алгоритмом; - способности исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно. Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в: - готовности слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его; - адекватном использовании речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - умении принимать участие в коллективном поиске средств решения поставленных задач, договариваться о распределении функций. - овладении умением работать в паре, в подгруппе. Предметные результаты. В конце 2-го класса обучающийся: - называет натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число; - читает и записывает все числа в пределах 100, считает десятками до 100; - сравнивает изученные числа и записывает результат сравнения с помощью знаков (>, <, =); - упорядочивает числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения; - знает компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное) и может найти неизвестный компонент арифметического действия; - различает отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»; - воспроизводит и применяет переместительное свойство сложения и умножения; - воспроизводит и применяет правила сложения и вычитания с нулем, умножения с нулем и единицей; - выполнят письменное сложение и вычитание чисел в пределах двух разрядов на уровне навыка; - выполняет умножение и деление на 2 и 3, понимает связь между умножением и делением; - чертит с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники; - определяет длину предметов при помощи измерительных приборов; - выражает длину отрезка, используя изученные единицы длины; - вычисляет периметр разных геометрических фигур (треугольник, четырехугольник, многоугольник); - сравнивает разные единицы измерения длины, массы, времени, стоимости; - умеет читать и заполнять таблицу и пользоваться данными, приведенными в таблице, для ответов на вопросы; - разбивает составную задачу на простые и использует две формы записи решения (по действиям и в виде одного выражения); - формулирует обратную задачу и использует ее для проверки решения данной; - составляет схему для решения задачи или может подобрать схему из предложенных; - по схеме может составить задачу; - различает понятия «число» и «цифра»; - выполняет порядок действий в выражениях со скобками и без скобок, содержащих действия одной или разных ступеней. 3 класс Личностные результаты освоения программы для 3-го класса по учебному предмету «Математика» оцениваются по следующим направлениям: Осознание себя как гражданина России проявляется в: -уважительном отношении к математике (открытие в различных областях, конструирование, программирование). Освоение социальной роли ученика проявляется в: способности самостоятельно задавать вопросы по содержанию учебного материала; проявлении самостоятельности при подготовке домашних заданий, учебных принадлежностей к урокам, поиске материалов по русскому языку; проявлении ответственного поведения (подготовка к уроку, трансляция заданий учителя дома взрослым, беспокойство по поводу соблюдения требований); стремлении быть успешным (старательность при выполнении заданий). Сформированность речевых умений проявляется в: способности отвечать на вопросы, рассуждать, связно высказываться. способности пересказывать содержание арифметической задачи, адекватно понимать используемые в задаче речевые обороты, отражающие количественные и временные отношения; Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в: использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях; уважительном отношении к чужому мнению; умении сочувствовать при затруднениях и неприятностях, выражать согласие (стремление) помочь. Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в: - чувственно воспринимаемой гармонии (например, симметрии, пропорциональности размеров и пр). Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в: умении проявлять терпение, корректно реагировать на затруднения и ошибки; умении обсуждать план действий. Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему проявляется в: умении производить предполагаемые программой измерения и благодаря этому ориентироваться в мерах длины, времени, веса, площади. Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в: умении объективно оценивать свои знания по математике; способности анализировать причины успехов и неудач; умении разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи педагога; умении сделать адекватный выбор вспомогательного материала (опорная карточка, схема, алгоритм) для решения задания при затруднении, умении продуктивно его использовать, руководствоваться им в процессе работы. Метапредметные результаты освоения ПРП для 2-го класса по учебному предмету «Математика» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом. Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в: - удержании правильного способа деятельности на всем протяжении решения задачи (прочтение и понимание текста задачи, анализ условия, составление краткой запись или схемы (подбор схемы из предложенных), поиск решения задачи, составление плана решения, выбор и выполнение арифметического действия (арифметических действий), запись решения с помощью математических знаков и символов, проверка решения, оформление ответа к задаче); -использовании элементарных знаково-символических средств для организации своих познавательных процессов (использование знаковосимволических средств для понимания взаимосвязи чисел при сложении и вычитании, при построении таблицы умножения, использование схемы для решения задачи из числа предложенных, составление схемы к задаче, составление задачи по схеме, различение понятий число» и «цифра», овладение математическими знаками и символами и т.д.); - умении использовать знаки и символы как условных заместителей при оформлении и решении задач (кодирование с помощью математических знаков и символов информации, содержащейся в тексте задачи, оформление краткой записи условия в виде схемы, логический анализ условия, представленного схемой, решение задачи и логические выводы с помощью самостоятельно выбранных математических знаков и символов, декодирование знаково-символических средств при проверке решения задачи и т.д.); - умении производить анализ и преобразование информации в виде таблиц (анализ имеющихся данных об объектах (их количество, единицы их измерения), определение исходя из этого количество столбцов и строк таблицы, вычерчивание таблицы с обязательной подписью всех столбцов и строк с использованием знаково-символических средств, с заполнением известных данных и выделением неизвестных, выделение по таблице отношений, зависимостей между величинами, поиск неизвестных данных и восстановление их в таблице); - умении использовать наглядные модели, отражающие связи между предметами (выделение структуры имеющихся данных, ее представление с знаково-символических средств, составление модели, схемы, таблицы, работа с моделью, соотнесение результатов, полученных на модели с реальностью) ; - овладении умением записывать результаты разнообразных измерений в числовой форме (знание единиц измерения и понимание к каким величинам они применяются, понимание того, что одна и та же величина может быть выражена в разных единицах, выражать величины в числовой форме в зависимости от выбранной единицы измерения, соотносить числа, выраженные в разных мерах и т.д.); - осмысленном чтении текстов математических задач (прочтение текста задачи несколько раз, уточнение лексического значения слов, перефразирование текста задачи и выделение несущественных слов (при необходимости), выделение всех множеств и отношений, выделение величин и зависимостей между ними, уточнение числовых данных, определение "связи" условия и вопроса (от условия к вопросу, от вопроса к условию); - умении устанавливать взаимосвязь между разными математическими объектами, овладении умением относить предъявленную задачу к определенному классу задач, имеющих общий алгоритм решения (анализ и структурирование исходных данных задачи, уточнение ее вопроса, составление плана решения задачи и его сопоставление с ранее решенными задачами, определение сходства в решении (аналогичности), уточнение алгоритма решения ранее выполненной задачи и его применимость для текущей, находить общее в решении нескольких задач и переносить алгоритм решения на новую задачу); - умении сравнивать математические объекты, выделять признаки сходства и различия (анализ математических объектов, выделение его свойств и признаков, установление сходства и различия между признаками двух математических объектов, установление сходства и различия между признаками трех и более математических объектов, сравннение геометрические фигуры по площади); -умении классифицировать объекты (числа, фигуры, выражения) по самостоятельно найденному основанию (выделение признаков предмета, установление между ними сходства и различия, как основания для классификации математических объектов, выделение существенных и несущественных признаков, выделение математические объекты из ряда других, выделение существенных для классификации признаков и несущественных, обобщение математических объектов по выбранному основанию для классификации и т.д.); - умении устанавливать логическую зависимость и делать простые умозаключения (анализ условий для установления логической зависимости, установление причинно-следственных связей между математическими объектами, выделение существенных признаков математических объектов, как основа простых логических рассуждений и умозаключений, умение увидеть ошибки в рассуждении для корректировки умозаключения); - умении устанавливать закономерность в числовом ряду и продолжать его (установление возрастающих и/или убывающих числовых закономерностей на наглядном материале, выявление правила расположения элементов в ряду, продолжение числовой последовательности, восстановление пропущенных в ней чисел, проверка выявленного правила). Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в: способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению; способности выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности; способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, оречевлять план и соотносить действия с планом; способности исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно. Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в: готовности слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его; адекватном использовании речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; умении принимать участие в коллективном поиске средств решения поставленных задач, договариваться о распределении функций; овладении умением работать в паре, в подгруппе. Предметные результаты. В конце 3-го класса обучающийся: читает и записывает трехзначные числа; сравнивает их и записывает результат их сравнения; устанавливает правила, по которому составлена числовая последовательность, продолжает её и восстанавливает пропущенные числа в ней; заменяет трехзначное число суммой разрядных слагаемых; упорядочивает заданные числа; группирует числа по заданному или самостоятельно составленному основанию; воспроизводит по памяти таблицу умножения на 0, 1, 2, 3, 4, 5. 6. 7, 8, 9 и соответствующие случаи деления; применяет знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений; вычисляет значения числовых выражений в 2 – 3 действия со скобками и без них; использует математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений; решает уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого, множителя, делимого и делителя на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, вычитании, умножении и делении; использует правила умножения суммы на число и правила деления суммы на число; выполняет внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами; выполняет устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений; использует различные приемы проверки правильности вычисления; различает треугольники по видам и называет их; сравнивает геометрические фигуры по площади; вычисляет площадь прямоугольника разными способами; разъясняет смысл деления с остатком и его проверку; описывает явления и события с использованием величин времени, переводит одни единицы времени в другие; переводит единицы массы в другие, используя соотношения между ними; решает задачи арифметическими способами; анализирует текстовую задачу, выполняет краткую запись задач разными способами, а также в табличной форме; составляет план решения задачи, действует по нему, поясняя ход решения; вносит и наблюдает за изменениями в решении задачи при изменении её условия; составляет и решает практические задачи с жизненными сюжетами; применяет алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления чисел и выполняет эти действия с числами в пределах 1000; контролирует пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Содержание учебного предмета Программа авторов М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова УМК «Школа России» Числа и величины Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Арифметические действия Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе). Работа с текстовыми задачами Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь; объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица и другие модели). Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Пространственные отношения. Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Геометрические величины Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Вычисление площади прямоугольника. Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»). Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка). 1 класс Числа и величины. Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 10. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин (см). Арифметические действия. Сложение, вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Алгоритмы письменного сложения. Работа с текстовыми задачами. Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, рисунок). Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Геометрические величины. Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (см). Работа с информацией. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом); фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, геометрических фигур по правилу. Чтение и заполнение таблицы. Создание простейшей информационной модели (схема). 1 дополнительный класс Числа и величины. Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 20. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; сравнение. Единицы массы (килограмм), вместимости (литр). Арифметические действия (сложение, вычитание). Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Связь между сложением, вычитанием. Алгоритмы письменного сложения, вычитания. Работа с текстовыми задачами. Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»). Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица и другие модели). Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Геометрические величины. Измерение длины отрезка. Единицы длины (сантиметр, дециметр). Работа с информацией. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. 2 класс Числа и величины Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 100. Разряды. Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (килограмм), времени (минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Арифметические действия Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении). Алгоритмы письменного сложения, вычитания чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие). Работа с текстовыми задачами Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица и другие модели). Пространственные отношения. Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, пирамида. Геометрические величины Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м). Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»). Чтение и заполнение таблицы. 3 класс Числа и величины Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 1000. Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Арифметические действия Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы на число). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления трехзначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие). Работа с текстовыми задачами Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процесс купли-продажи и др. Количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица и другие модели). Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Пространственные отношения. Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Геометрические величины Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м). Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см 2). Вычисление площади прямоугольника. Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»). Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Основная форма организации учебных занятий математике – урок. В зависимости от этапа изучения темы организуются уроки знакомства с новым материалом, уроки закрепления и коррекции знаний и умений, уроки обобщения и систематизации знаний и умений, повторения пройденного, уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков. 1 класс Тема раздела №п/п Кол-во часов 1 Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления 13 2 Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация 46 3 Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание 56 4 Итоговое повторение 17 Итого: 132 №п/п 1. 2. 3. 4. №п/п 1. 2. 3. 4. 5. №п/п 1. 1 дополнительный класс Тема раздела Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация Числа от 1 до 20. Нумерация Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание Итоговое повторение Итого: 2 класс Тема раздела Числа от 1 до 100. Нумерация Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание Умножение и деление Повторение Итого: Кол-во часов 17 76 36 7 136 3 класс Тема раздела Сложение и вычитание. Кол-во часов 35 27 51 19 132 Кол-во часов 10 2. 3. 4. 5. 6. 7. №п/п 1 2 3 4 5 6 Умножение и деление Внетабличное умножение и деление Числа от 1 до 1000. Нумерация Сложение и вычитание Умножение и деление Итоговое повторение Итого: 4 класс Тема раздела Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. Повторение Числа, которые больше 1000. Нумерация Величины Сложение и вычитание Умножение и деление Итоговое повторение Итого: 53 24 14 12 13 10 136 Кол-во часов 13 11 17 14 71 10 136