РП экономика 10-11

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

УТВЕРЖДЕНА
решением педагогического совета
от 30 августа 2022 г. протокол №1
директор МАОУ – СОШ №4
__________________В.А. Колосова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭКОНОМИКЕ
Среднее общее образование: 10-11 классы (углубленный уровень)
Среднего общее образование.
Количество часов:

136

Количество часов в неделю: 10 класс- 2 часа; 11 класс – 2 часа.

2

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета
10 класс
1. Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1.Гражданского воспитания:
- формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной
на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
- развитие культуры межнационального общения;
- формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
- развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в
принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности,
позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям;
2. Патриотического воспитания:
- формирование российской гражданской идентичности;
- формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите
интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ
патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
- формирование умения ориентироваться в современных общественно-политических
процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной
позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей
и достижений нашей страны;
- развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской
Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
3. Духовно-нравственного воспитания:
- умение соотносить поступки с принятыми нормами морали;
- развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
- формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра;
- развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к
лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
- оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных
ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных
4. Эстетического воспитания:
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации;
- популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
6. Трудового воспитания:
- воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

3

- развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
- содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой
деятельности для осмысленного выбора профессии.
7. Экологическое воспитание включает:
- развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков
разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред
экологии.
8. Ценностей научного познания:
- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения,
поддержку научно-технического творчества детей;
- создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности
подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
- умение соотносить поступки с принятыми нормами морали;
- умение анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и
последствия;
- умение различать формы чувственного и рационального познания, пояснять их примерами;
- умение различать абсолютную и относительную истины;
- умение объяснить на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни человека;
- умение объяснить взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина,
выражение собственного отношения к лицам, уклоняющимся от выполнения
конституционных обязанностей;
- умение оценивать правомерное и неправомерное поведения субъектов семейного права,
применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
- умение искать и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приѐма в
образовательные организации профессионального и высшего образования;
- умение применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами

-

-

-

-

-

Метапредметные:
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять; контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других частников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
Владение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач;
Готовность и способность к самостоятельной информационно – познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках
информации, критически оценивать информацию, получаемую из различных
источников;
Умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
Умение самостоятельно принимать решения, определяющее стратегию поведения, с
учѐтом гражданских и нравственных ценностей;

4

-

-

-

-

-

-

Предметные
Выпускник научится:
Сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как
пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов,
семей, отдельных предприятий и государства;
Понимание сущности экономических институтов, их роли в социально –
экономическом развитии общества, понимание значения этических норм и
нравственных ценностей отдельных людей и общества; сформированность
уважительного отношения к чужой собственности;
Сформированность экономического мышления: умение принимать рациональные
решения в условиях относительно ограниченности ресурсов, оценивать и принимать
ответственность за из возможные последствия для себя, своего окружения и общества
в целом;
Владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных
источниках; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения;
анализировать, перерабатывать и использовать экономическую информацию для
решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
Умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного
использования основных социально- экономических ролей;
Способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической
деятельности, в том числе в области предпринимательства, знание особенностей
современного рынка труда, овладение этикой трудовых отношений;
Понимание места и роли России в современной мировой экономике, умение
ориентироваться в текущих экономических событиях в России и мире

11 класс
1.Планируемые результаты изучения учебного предмета
1. Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1.Гражданского воспитания:
- формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества;
- развитие культуры межнационального общения;
- формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
- развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного
участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных
формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- - формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности,
позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям;
2. Патриотического воспитания:
- формирование российской гражданской идентичности;
- формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите
интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития
программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического
воспитания;
5

- формирование умения ориентироваться в современных общественно-политических
процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку
собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории,
духовных ценностей и достижений нашей страны;
- развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской
Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
3. Духовно-нравственного воспитания:
- умение соотносить поступки с принятыми нормами морали;
- - развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
- формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра;
- развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
- оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных
жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных
4. Эстетического воспитания:
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
- популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
6. Трудового воспитания:
- воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
- развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно,
мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих
действий;
- содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально
значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
7. Экологического воспитания:
- развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и
навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии.
8. Ценностей научного познания:
- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего
поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
- создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения
заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве
мира и общества.
- осознание учащимися зависимости между перспективами экономического
развития страны и возможностями активного участия в еѐ экономической жизни;
- ориентация в социальных ролях участников экономической деятельности;
- формирование активной позиции учащихся в общественной жизни при решении
задач в области социально-экономических отношений;
- осознание важности овладения рациональными способами экономического
поведения;
6

- готовность к рациональному экономическому поведению в условиях как
подъѐма, так и спада экономической активности в стране;
- способность и готовность к выполнению ключевых социальных ролей
(труженика, производителя);
- понимание важности активного и ответственного отношения к экономической
деятельности, ориентированность на посильное участие в ней;
- способность ставить личные цели и строить жизненные планы;
- соотношение поступков с принятыми нормами морали;
- анализ различных ситуаций свободного выбора, выявление его оснований и
последствий;
- различение формы чувственного и рационального познания, пояснение их
примерами;
- различение абсолютной и относительной истины;
- понимание того, что положение человека в обществе в значительной степени
зависит от него самого — его образовательных успехов, квалификации,
направленности личности;
- осознание значимости совместных действий представителей социальных групп
по защите своих интересов;
- готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности с
учѐтом гендерных особенностей социализации;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность вести
диалог с другими людьми, учитывая гендерные особенности, достигать в нѐм
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
Предметные
Выпускник научится:
объяснять и отличать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
- приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;
- объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;
- различать и представлять посредством инфографики виды издержек производства;
анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;
- объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для экономики
государства;
- объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
- сравнивать виды ценных бумаг;
- анализировать страховые услуги;
- определять практическое назначение основных функций менеджмента;
- определять место маркетинга в деятельности организации;
- приводить примеры эффективной рекламы;
- разрабатывать бизнес-план;
- сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
- называть цели антимонопольной политики государства;
- объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
- приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда.
- объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике;
- характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета;
- определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических
моделей;
- указывать основные последствия макроэкономических проблем;
- объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»;
- приводить примеры сфер применения показателя ВВП;
7

приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
различать сферы применения различных форм денег;
- определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование величины
денежной массы;
- объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы;
- приводить примеры, как банки делают деньги;
- приводить примеры различных видов инфляции;
- находить в реальных ситуациях последствия инфляции;
- применять способы анализа индекса потребительских цен;
- характеризовать основные направления антиинфляционной политики государства;
- различать виды безработицы;
- находить в реальных условиях причины и последствия безработицы;
- определять целесообразность мер государственной политики для снижения уровня
безработицы;
- приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост;
приводить примеры экономических циклов в разные исторические эпохи.
Выпускник получит возможность научиться:
- грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей:
в качестве гражданина и налогоплательщика;
- отделять основную экономическую информацию по макроэкономике от
второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из
неадаптированных источников;
- аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным
аспектам социально-экономической политики государства.
- Работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по
международным экономическим проблемам, находить, собирать и первично обобщать
фактический материал, делая обоснованные выводы;
- анализировать социально значимые проблемы и процессы с экономической точки
зрения, используя различные источники информации;
- оценивать происходящие мировые события с экономической точки зрения;
- ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических,
миграционных процессах, понимать механизм взаимовлияния планетарной среды и мировой
экономики;
- создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной
деятельности творческого и поискового характера;
- решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные
жизненные ситуации;
- анализировать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат экономические знания по данному
учебному предмету;
- использовать экономические знания и опыт самостоятельной исследовательской
деятельности в области экономики;
- владеть пониманием особенностей формирования рыночной экономики и роли
государства в современном мире.
-

2. Содержание учебного предмета
10 класс (68 часов)
ТЕМА 1. Предмет и метод экономической науки (7 часов)
Экономическая наука. Экономика как система хозяйственной жизни общества. Потребности
людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены
полностью. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора.
Альтернативные затраты. Фундаментальные проблемы экономики. Метод экономической
науки. Измерение экономических величин. Даровые (свободные) и экономические
8

(ограниченные) блага. Специализация как способ увеличения производства экономических
благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда.
ТЕМА 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика(6 часов)
Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная
экономическая система. Способы решения фундаментальных проблем. Командноадминистративная система. Рынок и его функции. Частная собственность как основа
рыночной экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и
покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей.
Ограниченность возможностей рынка. Причины возникновения и успеха смешанной
экономической системы. Командная система: ее особенности и минусы. Причины
возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной
экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.
ТЕМА 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие (8 часов)
Спрос и предложение: закон, факторы формирования, шкала, кривые, эластичность,
величина. Рыночное равновесие. Нарушения рыночного равновесия. Равновесная цена и
нарушение еѐ. Механизмы формирования рыночного равновесия. Избыток и дефицит. Что
такое розничная и оптовая торговля. Понятие о физическом (осязаемом) и незримом
(неосязаемом) капитале. Сбережения и их превращение в капитал. Различия между
собственным и заемным капиталом. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и
продавцов.
ТЕМА 4. Эластичность спроса и предложения (9 часов)
Ценовая эластичность спроса и доходы производителей. Факторы, влияющие на
эластичность спроса. Перекрестная эластичность. Практическое применение теории
эластичности.
ТЕМА 5. Поведение потребителя (5 часов)
Общая и предельная полезность. Правило максимальной полезности. Кривые
безразличности. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя. Индивидуальный спрос.
ТЕМА 6. Фирма. Производство и издержки (7 часов)
Современная фирма. Продукт фирмы. Бухгалтерские и экономические издержки. Как
изменяются издержки. Размер фирмы и его влияние на прибыль. Понятие о внешних и
внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими
затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных
и переменных затратах. Средние и предельные затраты.
ТЕМА 7. Конкуренция и рыночные структуры (8 часов)
Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополия. Олигополия.
Монополистическая конкуренция. Классификация рынков по типу конкуренции
ТЕМА 8. Рынки факторов производства и распределение доходов (10 часов)
Особенности рынков факторов производства. Рынок труда. Рынок земли. Капитал и 7
процент. Инвестирование.
ТЕМА 9. Предпринимательство (8 часов)
Понятие предпринимательства. Формы предпринимательства. Менеджмент. Маркетинг.
Управление персоналом. Умение продавать и предлагать товар.
11 КЛАСС
ТЕМА 1. Валовой внутренний продукт и национальный доход(7 часов)
Понятие ВВП и ВНП. Конечные товары и услуги, промежуточный продукт. Методы
исчисления ВВП. Метод суммирования потока затрат. Метод суммирования потока доходов.
Личные потребительские доходы, валовые внутренние частные инвестиции, чистый экспорт
товаров и услуг, торговый баланс, добавленная стоимость, косвенные налоги, прямые
налоги, факторные доходы, государственные трансфертные платежи, чистый национальный
продукт, национальный доход. Распределение национального дохода страны.
Государственный бюджет и его роль в перераспределении национального дохода. Личный
доход и располагаемый доход. Совокупный национальный доход, совокупный
располагаемый доход, личные налоги. Номинальный и реальный ВВП.
9

ТЕМА 2. Макроэкономическое равновесие(4 часа)
Доход, потребление и сбережения. Автономное потребление. Индуцированное потребление
и функция потребления. Сбережения. Предельная склонность к потреблению и предельная
склонность к сбережениям. Равновесный уровень национального дохода. Неравновесное
состояние экономики. Автономные инвестиции, индуцированные инвестиции, автономные
затраты частного сектора, общие автономные затраты, общие сбережения. Влияние
инвестиций на равновесное состояние экономики. Государственные затраты и равновесие.
Совокупный спрос. Совокупное предложение
ТЕМА 3. Экономический цикл, занятость и безработица. Занятость и безработица (7
часов)
Колебания занятости и безработицы как следствие циклических колебаний. Норма
безработицы. Занятые и безработные. Норма безработицы. Причины безработицы.
Фрикционная безработица, структурная безработица, технологическая безработица,
циклическая и скрытая безработица. Естественная безработица и полная занятость.
Экономические и социальные последствия безработицы. Закон Оукена. Государственное
регулирование
занятости.
Кейнсианские
рецепты.
Регулирование
уровня
и
продолжительности безработицы.
ТЕМА 4. Инфляция (10часов)
Инфляция, дефляция, дезинфляция, индекс - дефлятор ВВП, дезинфляция, дефляция, норма
инфляции. Измерение инфляции. Причины инфляции. Избыточный спрос. Рост издержек.
Инфляционные ожидания. Темпы роста цен и формы инфляции. Нормальная и умеренная
инфляция, галопирующая 8 инфляция и гиперинфляция. Влияние различных форм инфляции
на экономику. Стагфляция. Влияние инфляции на положение различных социальных групп.
Непредсказуемость нормы инфляции и ее социальные последствия. Развитие инфляции и
перераспределение доходов. Кривая Филипса. Антиинфляционная политика и политика по
регулированию занятости.
ТЕМА 5. Экономический рост и развитие (10 часов)
Понятие экономического роста. Содержание экономического роста. Значение
экономического роста. Показатели экономического роста и его измерение. Абсолютный
прирост ВВП. Темп прироста ВВП. Производственная функция и факторы экономического
роста. Экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста. Циклические колебания
экономики как следствие нарушения равновесного состояния экономики. Экономический
цикл и его фазы. Продолжительность экономического цикла.. Эндогенные и экзогенные
факторы циклических колебаний. Теории экономического цикла. Принцип акселерации,
потенциальный (естественный) уровень ВВП.
ТЕМА 6. Государство и экономика (8 часов)
Нестабильность рыночной системы и политика экономической стабилизации. Взаимосвязь
направлений экономической политики. Инструменты экономической политики. Бюджетнофинансовая политика. Доходы государственного бюджета. Фискальная политика,
бюджетный дефицит, бюджетный профицит. Инструменты экономической политики.
Кредитно-денежная политика. Регулирование деятельности коммерческих банков.
Изменение резервных норм коммерческих банков. Операции на открытом рынке. Политика
регулирования учетной ставки. Политика «дешевых» и «дорогих» денег Роль государства в
стимулировании экономического роста. Задачи политики стимулирования экономического
роста. Бюджетно-финансовое стимулирование. Политика в отношении бюджетного
дефицита. Налоги и Кривая Лаффера. Последствия превышения налогообложения.
Экономическая политика и государственный долг. Причины образования государственного
долга.
ТЕМА 7. Международная торговля и валютный рынок (6 часов)
Мировое хозяйство и международное разделение труда. Открытость экономики и
интернационализация производства. Международное разделение труда. Глобализация и ее
последствия. Открытость экономики. Группы стран в мировом хозяйстве. Международная
торговля. Принцип абсолютного преимущества. Принцип сравнительного преимущества.
Неотехнологические теории международной торговли. Закономерности развития мировой
10

торговли. Внешняя торговля России. Формы и методы международной торговли
Внешнеторговая
политика.
Таможенные
пошлины.
Нетарифные
инструменты
внешнеторговой политики. Международное регулирование торговли. Валютный рынок.
Виды валютных курсов. Спрос и предложение валют. Паритет покупательской способности.
.Изменения курса валют. Факторы, влияющие на валютный курс. Валютные интервенции.
Валютная политика. Мировая валютная система. Бреттон – Вудская валютная система.
Ямайская валютная система.
ТЕМА 8. Международное движение капиталов Платѐжный баланс. Экономическая
интеграция (8часов)
Международное движение капиталов. Международный рынок ссудных капиталов.
Еврорынок. Внешний долг развивающихся стран. Международные финансовые организации.
Россия на мировом рынке ссудных капиталов. Экспорт предпринимательского капитала.
Россия как экспортер и импортер предпринимательского капитала. Платежный баланс.
Содержание и структура платежного баланса. Характеристика статей платежного баланса.
Платежный баланс России. Международная экономическая интеграция. Европейский союз.
Зоны свободной торговли. Протекционизм и фритредерство. ВТО. Преимущества и
недостатки политики свободной торговли. Проблемы интеграции в СНГ.
Тема 9. Международное движение капиталов. Платѐжный баланс. Международная
экономическая интеграция. (8 часов )
Экономическая интеграция. Международное движение капиталов. Международный рынок
ссудных капиталов. Еврорынок. Внешний долг развивающихся стран. Международные
финансовые организации. Россия на мировом рынке ссудных капиталов. Экспорт
предпринимательского капитала. Россия как экспортер и импортер предпринимательского
капитала. Платежный баланс. Содержание и структура платежного баланса. Характеристика
статей платежного баланса. Платежный баланс России. Международная экономическая
интеграция. Европейский союз. Зоны свободной торговли. Протекционизм и фритредерство.
ВТО. Преимущества и недостатки политики свободной торговли. Проблемы интеграции в
СНГ.
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№

1

2

3

10 класс (68 часов)
Раздел 1. Предмет и метод экономической науки (7 часов)
Темы
СОДЕРЖАНИЕ
час
Основные виды учебной
ы
деятельности

Безграничность
потребностей и
ограниченность
ресурсов.
Проблема
выбора.
Альтернативные
затраты и кривая
производственн
ых
врзможностей.
Решение задач и

Экономическая
1
наука. Экономика
как
система
хозяйственной
жизни
общества.
Потребности людей
и
их
виды. 1
Причины,
по
которым
потребности людей
не
могут
быть
удовлетворены
1

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и
Определять границы применимости 1,6,7
методов экономической теории;
анализировать
проблему
альтернативной стоимости;
объяснять
проблему
ограниченности
экономических
ресурсов;
1,6,7
представлять в виде инфографики
кривую
производственных
возможностей и характеризовать ее;
иллюстрировать
примерами
факторы производства;
1,6
11

4

5

6
7

8

9

10

11

12

13

выполнение
упражнений.
Фундаментальн
ые
проблемы
экономики
и
предмет
экономической
науки
Методы
экономической
науки.
Измерение
экономических
величин.
Рациональное
поведение
Моделирующие
игры и
упражнения

полностью.
Безграничность
потребностей
и
ограниченность
ресурсов.
Проблема выбора.
Альтернативные
затраты.
Фундаментальные
проблемы
экономики. Метод
экономической
науки. Измерение
экономических
величин. Даровые
(свободные)
и
экономические
(ограниченные)
блага.
Специализация как
способ увеличения
производства
экономических
благ.
Типы
специализации.
Понятие
о
производительност
и труда.

1

1

Критически осмысливать
актуальную экономическую
информацию, поступающую из
разных источников, и
формулировать на этой основе
собственные заключения и
оценочные суждения;
использовать приобретенные
знания для решения практических
задач, основанных на ситуациях,
связанных с описанием состояния
российской экономики;

1

1,2,7

1,3

1,6,7

1

Раздел 2 Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика (6 часов)
Два способа
Понятие
об 1
Строить личный финансовый план;
решения
экономических
принимать рациональные решения в
фундаментальны системах
и
условиях
относительной
х экономических основные критерии
ограниченности
доступных
проблем.
их разграничения.
ресурсов.
Традиционная
Анализировать
ситуацию
на
Рынок и его
1
экономическая
реальных
рынках
с
точки
зрения
функции.
продавцов
и
покупателей;
Экономический система. Способы
решения
анализировать
собственное
кругооборот
потребительское поведение.
Ограниченность фундаментальных
1
проблем.
Знать и уметь применять закон о
возможностей
Команднозащите прав потребителей.
рынка.
административная
Оценивать функции рынка. Знать
Смешанная
система. Рынок и
различные виды рынков
экономика
функции. 1
Решение задач и его
Частная
выполнение
собственность как
упражнений
основа рыночной 1
Типы
экономической
экономических
системы.
Роль
систем
Моделирующие механизма цен как 1
ориентира
для
игры и
продавцов
и
упражнения
покупателей.
12

1,2

1,8

1,8

1,8

1,8

1,3

14
15

16
17

18
19

20
21

Причины
эффективности
рыночного
механизма
и
источники
его
слабостей.
Ограниченность
возможностей
рынка.
Причины
возникновения
и
успеха смешанной
экономической
системы.
Командная
система:
ее
особенности
и
минусы. Причины
возникновения
смешанной
экономической
системы. Основные
признаки
смешанной
экономики.
Роль
рыночных
механизмов
в
смешанной
экономической
системе.
Раздел 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие. (8 часов)
Спрос и закон
Спрос
и 1
Давать
определение
термину
спроса
предложение:
«спрос». Характеризовать закон
закон,
факторы 1
спроса.
Предложение и
формирования,
объяснять
на
примерах
и
закон
шкала,
кривые,
представлять в виде инфографики
предложения
эластичность,
законы спроса и предложения.
Рыночное
1
величина.
Определять
значимость
и
равновесие
Рыночное
классифицировать
условия,
Реакция рынка
1
равновесие.
влияющие
на
спрос
и
предложение.
на изменение
Нарушения
Приводить
примеры
товаров
спроса и
рыночного
Гиффена.
предложения
Объяснять
на
примерах
Решение задач и равновесия.
1
Равновесная
цена
и
эластичность
спроса
и
упражнений
нарушение
еѐ. 1
предложения.
Механизм
Механизмы
рыночного
ценообразования формирования
Взаимосвязанны рыночного
1
равновесия.
е рынки
и 1
Моделирующие Избыток
дефицит.
Что
такое
игры и
розничная
и
упражнения
оптовая торговля.
Понятие
о
физическом
13

1,8
1,8

1,8
1,8

1,6,8
1,8

1,8
1,3,8

22
23

24

25

26
27
28

29

30

31

(осязаемом)
и
незримом
(неосязаемом)
капитале.
Сбережения и их
превращение
в
капитал. Различия
между
собственным
и
заемным
капиталом.
Различия в мотивах
рыночного
поведения
покупателей
и
продавцов.
Раздел 4. Эластичность спроса и предложения (9 часов)
Ценовая
Ценовая
2
Определять
значимость
и
эластичность
эластичность
классифицировать
условия,
спроса.
спроса и доходы
влияющие на спрос и предложение
Факторы,
производителей.
Давать
определение
термину
влияющие
на Факторы,
«предложение».
Характеризовать
ценовую
влияющие
на
закон предложения.
эластичность
эластичность
Объяснять
на
примерах
и
спроса.
спроса.
представлять в виде инфографики
законы спроса и предложения
Решение задач и Перекрестная
1
эластичность.
Классифицировать
факторы
выполнение
Практическое
предложения
в
современной
упражнений
применение теории 1
экономике
Эластичность
эластичности.
спроса
по
доходу.
Перекрѐстная
эластичность
Ценовая
2
эластичность
предложения
Решение задач и
1
выполнение
упражнений.
Практическое
1
применение
теории
эластичности.
Моделирующие
1
игры
и
упражнения
Раздел 5. Поведение потребителя (5 часа)
Общая и
Общая
и 1
Строить личный финансовый план;
предельная
предельная
принимать рациональные решения в
полезность.
полезность.
условиях
относительной
Закон
Правило
ограниченности
доступных
убывающей
максимальной
ресурсов.
предельной
полезности.
Анализировать
ситуацию
на
полезности.
Кривые
реальных рынках с точки зрения
14

1,8

1,6,8

1,8

1,8

1,6,8

1,6,8

1,6,8

1,8

32

33

34

35

36
37
38
39

40
41

42

43

44
45

46

Равновесие
безразличности.
1
продавцов
и
покупателей;
потребителя.
Бюджетное
анализировать
собственное
Количественный ограничение.
потребительское поведение
подход.
Равновесие
Знать и уметь применять закон о
защите прав потребителей
Решение задач и потребителя.
1
Индивидуальный
решение
спрос.
упражнений
Равновесие
1
потребителя.
Порядковый
подход.
Решение задач и
1
выполнение
упражнений.
Раздел 6. Фирма. Производство и издержки (7 часов)
Современная
Современная
1
Давать
определение
термину
фирма
фирма.
Продукт
«фирма».
Характеризовать
фирмы.
назначение фирмы в современной
Продукт фирм
1
Бухгалтерские
и 1
экономике.
Издержки
экономические
Анализировать
условия
фирмы
Как 1
существования
фирмы
в
Решение задач и издержки.
изменяются
современных
экономических
выполнение
издержки. Размер
условиях. Знать направление целей
упражнений
фирмы
и
его 1
фирмы
Оптимальные
влияние
на
Объяснять
и
отличать
размеры фирмы
прибыль. Понятие 1
организационно-правовые формы
Малые и
о
внешних
и
предпринимательской
средние
внутренних
деятельности.
предприятия
ресурсах
и
затратах
Приводить примеры российских
Моделирующие
1
фирмы.
Разница
предприятий
разных
игры и
между
организационно-правовых
форм.
упражнения
бухгалтерскими и
Объяснять
эффект
экономическими
масштабирования
и
затратами фирмы.
мультиплицирования
для
Понятие
о
экономики государства.
нормальной
прибыли владельца
фирмы. Понятие о
постоянных
и
переменных
затратах. Средние и
предельные
затраты.
Понятие
предпринимател
ьство
Организационно
-правовые
формы
предпринимател
ьство
Менеджмент и

1,8

1,6,8

1,8

1,6,8

1,8
1,8

1,6,8

7,8
7,8

1,6,8

Раздел 7 Предпринимательство (8 часов)
Понятие
1
Объяснять
социально- 1,8
предпринимательст
экономическую роль и функции
ва.
Формы
предпринимательства
предпринимательст 2
Классифицировать
виды 1,8
ва.
Менеджмент.
предпринимательства
в
Маркетинг.
современной
экономической
Управление
ситуации
персоналом.
Определять
практическое
Умение продавать 1
назначение основных функций
15

47

48

49

50

51

52
53
54
55

56
57
58
59

60

61

62
63

64
65

его функции
и предлагать товар.
менеджмента.
Определять место маркетинга в
Маркетинг и его
1
деятельности организации.
основные
элементы
Решение задач и
1
выполнение
заданий.
Что
1
обеспечивает
успех
организации.
Моделирующие
1
игры и
упражнения
Раздел 8. Рынки факторов производства и распределение доходов. (10 часов)
Особенности
Особенности
1
Уметь классифицировать рынки
рынка факторов рынков факторов
факторов производства.
производства
производства.
Использовать
нормативные
Рынок
труда. 1
правовые
документы
при
Рынок труда и
земли.
рассмотрении производного спроса
заработная плата Рынок
Капитал
и
7 2
Характеризовать понятие рынка
Рынок услуг
процент.
труда в современной экономике.
земли и
Используя различные источники
земельная рента Инвестирование.
информации иллюстрировать спрос
Решение задач и
1
фирмы на труд
выполнение
Используя различные источники
упражнений
информации
иллюстрировать
Капитал и
2
предложение труда для отдельной
процент.
фирмы.
Человеческий
Объективно
оценивать
и
капитал
анализировать
экономическую
Дисконтировани
1
информацию
по
вопросу
е.
минимальной
оплаты
труда.
Решение задач и
1
Приводить примеры экономической
выполнение
функции рынков земли в реальной
упражнений.
жизни.
Отчего зависят
1
Характеризовать
понятие
зарплаты.
экономической
ренты
в
Ответы и
современной экономике.
решения к
Объяснять на примерах развитие и
заданиям
функционирования
рынка
практикума.
капиталов.
Раздел 9. Конкуренция и рыночные структуры (8 часов)
Конкурентоспос Типы
рыночных 1
Давать определение монополии,
обность фирмы. структур.
классифицировать виды монополий
Типы рыночных Совершенная
Характеризовать
особенности
структур
конкуренция.
ценовой дискриминации
Монополия.
Анализировать
проблему
Совершенная
1
Олигополия.
монополистической конкуренции в
конкуренция
Монополистическа 1
современной мировой экономике
Решение задач
я
конкуренция.
Давать определение олигополии и
выполнение
Классификация
знать еѐ особенности
упражнений
рынков
по
типу
Монополия.
1
конкуренции
Олигополия.
1
16

1,3

1,6,8

1,6

1,6,8

7,8

6,8
6,7,8

1,6,8

3,6

1,8
1,6,8

3,6,8

1,8

1,3
1,6,8

1,8
1,8

66
67

68

1

2

3

4
5
67

Монополистичес
кая конкуренция
Решение задач и
выполнение
упражнений
Тест. Итоговое
повторение и
проектная
деятельность.

1

1,3,8

1

1,6,8

1

1,6,8

11 КЛАСС (68 ЧАСОВ)
РАЗДЕЛ 1 Измерение результатов экономической деятельности (7 часов)
Почему
Понятие ВВП и 1
Объективно оценивать и
необходимо
ВНП.
Конечные
анализировать экономическую
определять
товары и услуги,
информацию по макроэкономике,
размер
промежуточный
критически относиться к
национального
продукт. Методы
псевдонаучной информации;
продукта
исчисления ВВП.
владеть способностью
анализировать денежно-кредитную
Что
такое Метод
1
суммирования
и налогово-бюджетную политику,
валовой
потока
затрат.
используемую государством для
внутренний
Метод
стабилизации экономики и
продукт
поддержания устойчивого
Как исчисляется суммирования
1
потока
доходов.
экономического роста; объяснять
валовой
Личные
макроэкономическое равновесие в
внутренний
потребительские
модели «AD-AS»;
продукт
доходы,
валовые 1
приводить примеры сфер
Национальный
внутренние
применения показателя ВВП;
доход
Номинальный и частные
1
инвестиции,
реальный ВВП
чистый
экспорт 1
Решение задач.
товаров и услуг,
торговый баланс,
добавленная
стоимость,
косвенные налоги,
прямые
налоги,
факторные доходы,
государственные
трансфертные
платежи,
чистый
национальный
продукт,
национальный
доход.
Распределение
национального
дохода
страны.
Государственный
бюджет и его роль
в
перераспределении
национального
дохода.Личный
доход
и
17

2,7

1,8

1,8

2,8
2,8
1,6,8

располагаемый
доход. Совокупный
национальный
доход, совокупный
располагаемый
доход,
личные
налоги.
Номинальный
и
реальный ВВП.
Раздел 2. Экономический рост и экономическое развитие (4 часа)
8- Содержание
Понятие
2
приводить примеры факторов,
9
экономического экономического
влияющих на экономический рост;
роста
роста. Содержание
приводить примеры экономических
экономического
циклов в разные исторические
10 Факторы
2
Значение
эпохи.
экономического роста.
экономического
Объективно оценивать и
11 роста
роста. Показатели
анализировать экономическую
экономического
информацию по макроэкономике,
роста
и
его
критически относиться к
измерение.
псевдонаучной информации;
Раздел 3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое
равновесие (7 часов).
12 Совокупный
Доход,
2
приводить примеры факторов,
спрос
и потребление
и
влияющих на экономический рост;
13 совокупное
сбережения.
приводить примеры экономических
предложение
Автономное
циклов в разные исторические
потребление.
эпохи.
14 Доход,
2
Объективно оценивать и
потребление и Индуцированное
потребление
и
анализировать экономическую
15 сбережения.
функция
информацию по макроэкономике,
Функции
потребления.
критически относиться к
потребления.
Сбережения.
псевдонаучной информации;
16 Сбережения
и
1
Предельная
инвестиции.
к 1
17 Мультипликатор склонность
потреблению
и
.
предельная
18
склонность
к
сбережениям.
Равновесный
уровень
национального
дохода.
Неравновесное
состояние
экономики.
Автономные
инвестиции,
индуцированные
инвестиции,
автономные
затраты частного
сектора,
общие
автономные
затраты,
общие
18

2,8

1,7,8

1,8

2,7,8

6,8
6,8

сбережения.
Влияние
инвестиций
на
равновесное
состояние
экономики.
Государственные
затраты
и
равновесие.
Совокупный спрос.
Совокупное
предложение
Раздел 4. Экономический цикл. Экономические кризисы. Занятость и безработица.
(10 часов)
19 Экономический Циклические
1
приводить примеры различных
цикл
колебания
видов инфляции;
экономики
как
находить в реальных ситуациях
20 Механизм
2
последствия инфляции;
экономического следствие
нарушения
применять способы анализа индекса
22 цикла
потребительских цен;
23 Занятые
и равновесного
1
состояния
характеризовать основные
безработные
направления антиинфляционной
24 Причины
и экономики.
2
Экономический
политики государства;
формы
цикл и его фазы.
различать виды безработицы;
25 безработицы
Продолжительност
находить в реальных условиях
26 Последствия
2
ь
экономического
причины и последствия
безработицы и
безработицы;
27 государственное цикла.. Эндогенные
и
экзогенные
определять целесообразность мер
регулирование
факторы
государственной политики для
занятоси.
циклических
снижения уровня безработицы;
28 Решение задач
1
колебаний. Теории
экономического
цикла.
Принцип
акселерации,
потенциальный
(естественный)
уровень ВВП.

29
30
31
32
33
34
35
36
37
-

Раздел 5 Деньги и банковская система (10 часов)
Роль денег в Роль денег
2
приводить примеры экономической
рыночной
Виды денег
функции денег в реальной жизни;
экономике
Роль и значение
различать сферы применения
различных форм денег;
Виды денег и их Центрального
2
банка
определять денежные агрегаты и
свойства
Коммерческий банк
факторы, влияющие на
формирование величины денежной
Коммерческие
1
массы;
банки
объяснять взаимосвязь основных
Потребительски
2
элементов банковской системы;
й кредит
Центральный
банк
Решение задач

1,8
1,8

3,6
3,6

2,3,6

1,6,8

1,8

1,8

1,8
1,8

1

1,2,8

2

1,6,8

19

38
39
40
41
42
43
44

45
46

47
49
50
52

Раздел 6 Инфляция (8 часов)
Определение
Инфляция,
2
приводить примеры различных
инфляции и еѐ дефляция,
видов инфляции;
измерение
дезинфляция,
находить в реальных ситуациях
индекс
дефлятор
последствия инфляции;
Причины
1
ВВП, дезинфляция,
применять способы анализа индекса
инфляции
дефляция,
норма
потребительских цен;
Формы
2
инфляции.
характеризовать основные
инфляции
Измерение
направления антиинфляционной
инфляции.
политики государства;
Социальные
1
Причины
последствия
инфляции.
инфляции
Избыточный спрос. 2
Решение задач
Рост
издержек.
Инфляционные
ожидания. Темпы
роста цен и формы
инфляции.
Нормальная
и
умеренная
инфляция,
галопирующая
8
инфляция
и
гиперинфляция.
Влияние различных
форм инфляции на
экономику.
Стагфляция.
Влияние инфляции
на
положение
различных
социальных групп.
Непредсказуемость
нормы инфляции и
ее
социальные
последствия.
Развитие инфляции
и
перераспределение
доходов.
Кривая
Филипса.
Антиинфляционная
политика
и
политика
по
регулированию
занятости.
Раздел 7. Государственное регулирование экономики (6 часов)
БюджетноНестабильность
3
владеть способностью
финансовая
рыночной системы
анализировать денежно-кредитную
политика.
и политика
и налогово-бюджетную политику,
экономической
используемую государством для
Государственны
3
стабилизации экономики и
й долг кредитно- стабилизации.
Взаимосвязь
поддержания устойчивого
денежная
20

1,8

1,8
1,8

3,8

1,6,8

1,8

2,8

(монетарная)
политика

направлений
экономической
политики.
Инструменты
экономической
политики.
Бюджетнофинансовая
политика. Доходы
государственного
бюджета.
Фискальная
политика,
бюджетный
дефицит,
бюджетный
профицит.
Инструменты
экономической
политики.
Кредитно-денежная
политика.
Регулирование
деятельности
коммерческих
банков. Изменение
резервных норм
коммерческих
банков. Операции
на открытом рынке.
Политика
регулирования
учетной ставки.
Политика
«дешевых» и
«дорогих» денег
Роль государства в
стимулировании
экономического
роста. Задачи
политики
стимулирования
экономического
роста. Бюджетнофинансовое
стимулирование.
Политика в
отношении
бюджетного
дефицита. Налоги и
Кривая Лаффера.
Последствия
превышения
налогообложения.

экономического роста;

21

53
54
55
56
57
58
59
60

Экономическая
политика и
государственный
долг. Причины
образования
государственного
долга.
Раздел 8. Международная торговля и валютный рынок (8 часов)
Мировое
Мировое хозяйство 1
Объяснять назначение
хозяйство
и международное
международной торговли;
разделение труда. 2
анализировать систему
Современная
Открытость
регулирования внешней торговли
структура
экономики
и
на государственном уровне;
мирового
интернационализац
различать экспорт и импорт;
хозяйства
производства. 2
анализировать курсы мировых
Международная ия
Международное
валют;
торговля
разделение труда.
объяснять влияние международных
экономических факторов на
Внешнеторговая Глобализация и ее 2
последствия.
валютный курс;
политика
Открытость
различать виды международных
экономики.
Группы
расчетов;
Валютный
1
стран в мировом
анализировать глобальные
рынок
хозяйстве.
проблемы международных
Международная
экономических отношений;
торговля. Принцип
абсолютного
преимущества.
Принцип
сравнительного
преимущества.
Неотехнологически
е
теории
международной
торговли.
Закономерности
развития мировой
торговли. Внешняя
торговля
России.
Формы и методы
международной
торговли
Внешнеторговая
политика.
Таможенные
пошлины.
Нетарифные
инструменты
внешнеторговой
политики.
Международное
регулирование
торговли.
Валютный рынок.
Виды
валютных
22

1,8
1,8

1,8

1,8

1,8

61
62
63
64
65
66
67
68

курсов. Спрос и
предложение
валют.
Паритет
покупательской
способности.
.Изменения курса
валют.
Факторы,
влияющие
на
валютный
курс.
Валютные
интервенции.
Валютная
политика. Мировая
валютная система.
Бреттон – Вудская
валютная система.
Ямайская валютная
система.
Раздел 9. Международное движение капиталов. Платѐжный баланс.
Международная экономическая интеграция. (8 часов )
Международное
Экономическая
2
анализировать курсы мировых
движение
интеграция
валют;
капиталов
Международное
объяснять влияние международных
движение
экономических факторов на
Платѐжный
2
капиталов.
валютный курс;
баланс
Международный
различать виды международных
ссудных 2
расчетов;
Международная рынок
капиталов.
анализировать глобальные
экономическая
Еврорынок.
проблемы международных
интеграция.
Внешний
долг
экономических отношений;
Повторение
и
2
развивающихся
объяснять роль экономических
итоговый
стран.
организаций в социальноконтроль.
Международные
экономическом развитии общества;
финансовые
объяснять особенности
организации.
современной экономики России.
Россия на мировом
Работать с материалами средств
рынке
ссудных
массовой информации, составлять
капиталов. Экспорт
обзоры прессы по международным
предпринимательск
экономическим проблемам,
ого
капитала.
находить, собирать и первично
Россия
как
обобщать фактический материал,
экспортер
и
делая обоснованные выводы;
импортер
предпринимательск
ого
капитала.
Платежный баланс.
Содержание
и
структура
платежного
баланса.
Характеристика
статей платежного
баланса.
Платежный баланс
23

2,8

1,8

1,8

6,8

России.
Международная
экономическая
интеграция.
Европейский союз.
Зоны
свободной
торговли.
Протекционизм и
фритредерство.
ВТО.
Преимущества
и
недостатки
политики
свободной
торговли.
Проблемы
интеграции в СНГ.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».