РП право 10-11

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

УТВЕРЖДЕНА
решением педагогического совета
от 30 августа 2022 г. протокол №1
директор МАОУ – СОШ №4
__________________В.А. Колосова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРАВУ
Уровень образования (класс) среднее общее образование: 10-11 классы
(базовый уровень)
Количество часов: 136
Количество часов в неделю: 10 класс – 2 ч., 11 класс – 2 ч.

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета
10 класс
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части :
1.Гражданского воспитания
- формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского
общества;
- развитие культуры межнационального общения;
- формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
- развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного
участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных
формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной
солидарности;
- формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности,
позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям;
- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
2.Патриотического воспитания
- формирование российской гражданской идентичности;
- формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите
интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ
патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
- формирование умения ориентироваться в современных общественно-политических
процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной
позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей
и достижений нашей страны;
- гражданская позиция как активного и ответственного развитие уважения к таким
символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим
символам и памятникам Отечества;
3.Духовно-нравственного воспитания
- развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
- формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра;
- развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе
к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
- оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных
жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
4.Эстетического воспитания
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
- популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
7.Экологического воспитания

- развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков
разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред
экологии.
8.Ценностей научного познания
- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения,
поддержку научно-технического творчества детей;
- создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности
подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута; — оценка возможных последствий достижения
поставлен- ной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
- постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных ресурсов, необходимых
для достижения поставленной цели;
- выбор пути достижения цели, умение планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организация эффективного поиска ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
- сопоставление полученного результата деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
- обобщенные способы решения задач, в том числе умение осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций, распознание и
фиксация противоречия в информационных источниках;
- использование различных модельно-схематических средств для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
-критическое аргументирование в отношении действий и суждений другого;
-целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия;
-индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со стороны других
участников и ресурсные ограничения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
- способность при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т. д.);

- способность координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- возможность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты (углубленный уровень):
- знание содержания различных теорий происхождения государства;
- сравнение различных форм государства;
- умение приводить примеры различных элементов государственного механизма и их места в
общей структуре;
- соотношение основных черт гражданского общества и правового государства;
- применение знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права,
необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для
эффективной реализации своих прав и законных интересов;
оценка роли и значения права как важного социального регулятора и элемента культуры
общества;
- сравнение и выделение особенностей и достоинств различных правовых систем (семей);
- умение проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами,
выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
- характеристика особенностей системы российского права;
- различение форм реализации права;
- выявление зависимости уровня правосознания от уровня правовой культуры;
- оценка собственного возможного вклада в становление и развитие правопорядка и
законности в Российской Федерации;
- способность различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений,
юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления
нарушенных прав;
- выявление общественной опасности коррупции для гражданина, общества и государства;
- умение целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное
устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и
систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и
защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции
Российской Федерации;
- сравнение воинской обязанности и альтернативной гражданской службы;
- оценка роли Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме
защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;
- характеристика системы органов государственной власти Российской Федерации в их
единстве и системном взаимодействии;
- способность характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации,
выделять его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
- умение дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы
Российской Федерации;
- умение характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган
исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру
Правительства Российской Федерации;
- способность характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов
Российской Федерации;
- характеристика этапов законодательного процесса и субъектов законодательной
инициативы;
- выделение особенностей избирательного процесса в Российской Федерации;
- характеристика системы органов местного самоуправления как одной из основ
конституционного строя Российской Федерации;

- определение места международного права в отраслевой системе права; характеристика
субъектов международного права;
- умение различать способы мирного разрешения споров;
- способность оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
- сравнение механизмов универсального и регионального сотрудничества и контроля в
области международной защиты прав человека;
- дифференцирование участников вооруженных конфликтов;
- различение защиты жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей;
умение называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
- выделение структурных элементов системы российского законодательства;
- анализ различных гражданско-правовых явлений, юридических фактов и правоотношений в
сфере гражданского права;
-умение
проводить
сравнительный
анализ
организационно-правовых
форм
предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
- способность целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
- умение различать формы наследования;
- различение видов и форм сделок в Российской Федерации;
- выявление способов защиты гражданских прав; характеристика особенностей защиты прав
на результаты интеллектуальной деятельности;
- анализ условий вступления в брак, характеристика порядка и условий регистрации и
расторжения брака;
- умение различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; —
способность выделять права и обязанности членов семьи;
- характеристика трудового права как одной из ведущих отраслей российского права,
определение правового статуса участников трудовых правоотношений;
- проведение сравнительного анализа гражданско-правового и трудового договоров;
- способность различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры
правовыми способами;
- дифференцирование уголовных и административных правонарушений и наказаний за них;
- умение проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов
ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной и
административной ответственности несовершеннолетних;
- целостное описание структуры банковской системы Российской Федерации;
- в практических ситуациях определение применимости налогового права Российской
Федерации; выделение объектов и субъектов налоговых правоотношений;
- соотнесение видов налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;
- применение норм жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на
жилище;
- дифференцирование прав и обязанностей участников образовательного процесса; —
проведение сравнительного анализа конституционного, гражданского, арбитражного,
уголовного и административного видов судопроизводства, грамотное применение правовых
норм для разрешения конфликтов правовыми способами;
- способность давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального
права правоотношений;
- умение применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
- возможность выявлять особенности и специфику различных юридических профессий;
- сравнительный анализ различных теорий государства и права;
- дифференциация теорий сущности государства по источнику государственной власти;
- оценка тенденции развития государства и права на современном этапе;
- понимание необходимости правового воспитания и противодействия правовому нигилизму;
- классификация видов конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по
порядку принятия и изменения;
- толкование государственно-правовых явлений и процессов;

- сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых систем
других государств;
- умение различать принципы и виды правотворчества;
- способность описывать этапы становления парламентаризма в России;
- сравнение различных видов избирательных систем;
- анализ с точки зрения международного права проблем, возникающих в современных
международных отношениях;
- выделение основных международно-правовых актов, регулирующих отношения государств
в рамках международного гуманитарного права;
- оценка роли неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в
условиях военного времени;
- способность формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать
виды страхования;
- умение различать опеку и попечительство;
- умение характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой
отчетности.
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;
- дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти;
- сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права;
- оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;
- понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому нигилизму;
- классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по
порядку принятия и изменения;
- толковать государственно-правовые явления и процессы;
- проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых
систем других государств;
- различать принципы и виды правотворчества;
- описывать этапы становления парламентаризма в России;
- сравнивать различные виды избирательных систем
11 класс
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части :
1.Гражданского воспитания
- формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского
общества;
- развитие культуры межнационального общения;
- формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
- развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного
участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных
формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной
солидарности;
- формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности,
позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям;
- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего

традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
2.Патриотического воспитания
- формирование российской гражданской идентичности;
- формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите
интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ
патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
- формирование умения ориентироваться в современных общественно-политических
процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной
позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей
и достижений нашей страны;
- гражданская позиция как активного и ответственного развитие уважения к таким
символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим
символам и памятникам Отечества;
3.Духовно-нравственного воспитания
- развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
- формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра;
- развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе
к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
- оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных
жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
4.Эстетического воспитания
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
- популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
7.Экологического воспитания
- развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков
разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред
экологии.
8.Ценностей научного познания
- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения,
поддержку научно-технического творчества детей;
- создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности
подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.
Предметные
Выпускник научится:
- определять место международного права в отраслевой системе права; характеризовать
субъектов международного права;
- различать способы мирного разрешения споров;
- оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;

- сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в
области международной защиты прав человека;
- дифференцировать участников вооруженных конфликтов;
- различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей;
называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
- выделять структурные элементы системы российского законодательства;
- анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и
правоотношения в сфере гражданского права;
- проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской
деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
- целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
- различать формы наследования;
- различать виды и формы сделок в Российской Федерации;
- выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав на
результаты интеллектуальной деятельности;
- анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия регистрации
и расторжения брака;
- различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
- выделять права и обязанности членов семьи;
- характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права,
определять правовой статус участников трудовых правоотношений;
- проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;
- различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми
способами;
- дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них;
- проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности;
иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной и
административной ответственности несовершеннолетних;
- целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;
- в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской
Федерации; выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений;
- соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;
- применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на
жилище;
- дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;
- проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного,
уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые
нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
- давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права
правоотношений;
- применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
- выявлять особенности и специфику различных юридических профессий
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в
современных международных отношениях;
- анализировать институт международно-правового признания;
- выявлять особенности международно-правовой ответственности;
- выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств в
рамках международного гуманитарного права
- оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека
в условиях военного времени;
- формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды
страхования;

- различать опеку и попечительство;
- находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в
процессе трудовой деятельности;
- определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации;
- характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой отчетности;
определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса
2. Содержание учебного материала
10 класс (68 часов)
Теория государства и права( 28 часов)
Признаки государства. Формы государства: формы правления, формы государственного
устройства, политический режим. Внутренние и внешние функции государства. Законность и
правопорядок. Признаки права. Функции права. Система права. Понятие, структура и виды
правовых норм. Предмет и метод правового регулирования. Право в системе социального
регулирования. Источники права. Нормативно-правовой акт. Реализация права и ее формы.
Толкование права: понятие, виды и способы. Правоотношения: понятие, структура.
Юридические факты. Объекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность и
деликтоспособность. Правомерное поведение. Правонарушение: понятие и виды.
Юридический состав правонарушения. Юридическая ответственность: понятие, виды,
основания. Правовые системы современности. Правовая система России. Правовые семьи.
Конституционное право (21 час)
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской
Федерации. Форма государственного устройства РФ. Источники конституционного права
Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации: основания приобретения,
принципы, основания прекращения гражданства. Права и свободы гражданина Российской
Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Избирательное право. Принципы избирательного права в демократическом государстве.
Типы избирательных систем. Избирательный процесс. Федеративное устройство. Система
органов государственной власти РФ. Президент Российской Федерации. Федеральное
Собрание Российской Федерации. Законодательный процесс в РФ. Правительство
Российской Федерации. Структура судебной системы Российской Федерации.
Демократические принципы судопроизводства. Понятие, система и функции
правоохранительных органов Российской Федерации. Система органов местного
самоуправления.
Права человека (19 часов)
Правовой статус человека и гражданина. Гражданство в Российской Федерации.
Классификация прав человека: гражданские, политические, экономические, социальные,
культурные. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка. Нарушения прав
человека. Защита прав человека в мирное время. Международные договоры о защите прав
человека. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Основные
принципы международного гуманитарного права
11 класс (68 часов)
Основные отрасли российского права ( 62 часа)
Гражданское право. Гражданско-правовые отношения: понятие и виды. Субъекты
гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Источники гражданского
права. Гражданская право- и дееспособность. Деликтоспособность. Организационноправовые
формы
предпринимательской
деятельности.
Право
собственности.
Интеллектуальная собственность. Обязательственное право. Понятие обязательства. Сделки.
Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Налоговое
право. Налоговые органы. Аудит. Права и обязанности налогоплательщика. Виды налогов.
Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Налогообложение физических и юридических лиц. Семейное право. Источники семейного
права. Семья и брак. Условия вступления в брак. Порядок регистрации брака. Процедура
расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор. Права
и обязанности членов семьи. Усыновление, опека (попечительство). Ответственность

родителей по воспитанию детей. Трудовое право. Источники трудового права. Участники
трудовых правоотношений: работник и работодатель. Порядок приема на работу. Трудовой
договор. Заработная плата. Охрана труда. Трудовые споры. Ответственность по трудовому
праву.
Особенности
правового
регулирования
труда
несовершеннолетних.
Административное право. Источники административного права. Административное
правонарушение и административная ответственность. Административные наказания.
Уголовное право. источники уголовного права. Уголовный кодекс и его структура.
Действие уголовного закона. Признаки и виды преступлений. Состав преступления.
Уголовная ответственность. Принципы уголовной ответственности. Обстоятельства,
исключающие преступность деяния. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.
Виды наказаний в уголовном праве.
Основы российского судопроизводства 6 часов
Гражданское процессуальное право. Принципы гражданского судопроизводства. Участники
гражданского процесса. Стадии гражданского процесса. Уголовное процессуальное право.
Принципы уголовного судопроизводства. Субъекты уголовного процесса. Стадии
уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей.
3.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№

1
2

3

4-5
6-7

8-9

10

1113

Тема

Содержание

Ча
с

Основные виды основные
учебной
направления
деятельности
воспитательной
деятельности

10 класс (68 часов)
Раздел 1. Теория государства и права (28 часов)
Роль и значение Теории
1
Выделять
права
происхождения
содержание
различных теорий
Происхождение государства и права 1
происхождения
государства и Признаки
государства; сущность
государства;
права
государства Власть; 1
сравнивать
Государство,
различные формы
его сущность и государство;
политический режим;
государства;
признаки
форма
соотносить
Формы
2
государственного
основные черты
государств
устройства;
форма
гражданского
Функции
2
общества
и
государств
и правления
Функции
государства,
правового
государственны
внешние и внутренние
государства;
й механизм
функции
применять знания
Гражданское
2
о
принципах,
общество
и Принципы правового
государства.
Идея
источниках,
правовое
гражданского
нормах,
государство
общества
и
ее
институтах
и
Верховенство
1
реализация
отраслях
права,
правового
Верховенство
закона;
необходимых
для
закона.
законность;
ориентации
в
Законность
и
правопорядок;
российском
правопорядок.
разделение
властей
нормативноРазделение
Право, система права
правовом
властей.
по
вертикали
и
материале,
для
Понятие права.
3
эффективной
Функции права. горизонтали; законы;
отрасль
права.
Норма
реализации своих
Система права

1,8
1,8

1,8

1,8
1,8

1,2,8

1,2,3,8

1,8

1415

1617

18

1920

21

22

2324

25

26

2728

Право в системе
социального
регулирования .
Гражданское
общество
и
правовое
государство
Источники
права. Действие
нормативноправовых актов
во
времени,
пространстве,
по кругу лиц.
Правотворчеств
о:
понятие,
принципы.
Виды.
Реализация
права
и
еѐ
формы.
Толкование
права. Понятия,
виды, способы.
Правоотношени
я:
понятие,
структура.
Юридические
факты
Правомерное
поведение.
Правонарушени
е: понятие и
виды
Юридическая
ответственность
: понятие, виды,
основания
Правовая
культура
и
правосознание.
Правовая
деятельность
Совершенствова
ние
правовой
культуры
Правовые
системы
современности

права, ее структура.
Виды норм права;
подзаконные
акты;
источники права
Право и мораль, роль
права
в
системе
общественного
регулирования
Источники
права,
законы, подзаконные
акты, договоры
Правотворческая
деятельность,
субъекты,
объекты,
содержание
Правопонимание,
право, правовая наука
Правоотношение,
субъекты
правоотношений,
объекты
правоотношений
Правонарушение,
состав
правонарушений,
правомерное
поведение
Юридическая
ответственность,
принципы
юридической
ответственности,
гражданско
Продолжение табл.
правовая,
материальная,
дисциплинарная,
административная,
уголовная
ответственность
Понятие
правовой
культуры общества и
личности.
Уровень
правовой культуры.
Элементы правовой
культуры
Правовой нигилизм.
Правовое воспитание
и образование
Правовая
семья.
Правовая
система
России

2

2

1

2

1

1

2

1

1

2

прав и законных
интересов;
оценивать роль и
значение
права
как
важного
социального
регулятора
и
элемента
культуры
общества;
сравнивать
и
выделять
особенности
и
достоинства
различных
правовых систем
(семей);
проводить
сравнительный
анализ правовых
норм с другими
социальными
нормами,
выявлять
их
соотношение,
взаимосвязь
и
взаимовлияние;
характеризовать
особенности
системы
российского
права;
различать формы
реализации права;
выявлять
зависимость
уровня
правосознания от
уровня правовой
культуры;
оценивать
собственный
возможный вклад
в становление и
развитие
правопорядка
и
законности
в
Российской
Федерации;
различать
соответствующие
виды
правоотношений,
правонарушений,

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

1,2,8

29

3031

юридической
ответственности,
применяемых
санкций, способов
восстановления
нарушенных прав;
выявлять
общественную
опасность
коррупции
для
гражданина,
общества
и
государства;
проводить
сравнительный
анализ различных
теорий
государства
и
права;
дифференцироват
ь
теории
сущности
государства
по
источнику
государственной
власти;
сравнивать
достоинства
и
недостатки
различных видов
и
способов
толкования права;
оценивать
тенденции
развития
государства
и
права
на
современном
этапе;
понимать
необходимость
правового
воспитания
и
противодействия
правовому
нигилизму.
Раздел 2. Конституционное право ( 21 час)
Понятие
Конституция,
ее 1
Целостно
1,2,3,8
Конституции, ее виды,
способы
анализировать
виды.
принятия.
принципы
и
Конституционал Конституционализм
нормы,
изм
Конституция,
регулирующие
преамбула,
государственное
Конституция
2
1,2,3,8
референдум,
устройство
Российской

3233

34
3536

37
3839
4041

4243

4445
4647
4849

Федерации:
общая
характеристика
Основы
конституционно
го
строя
Российской
Федерации
Избирательное
право
Избирательные
системы
и
избирательный
процесс
Федеративное
устройство
Президент
Российской
Федерации
Федеральное
Собрание.
Совет
Федерации.
Государственна
я Дума
Законодательны
й процесс в
Российской
Федерации
Правительство
Российской
Федерации
Судебная власть
в
РФ.
Прокуратура
Местное
самоуправлени
е

конституционный
строй Федеративное
устройство, права и
обязанности
гражданина
Выборы,
избирательное право,
принципы
демократических
выборов
Мажоритарная,
пропорциональная,
смешанная
избирательные
системы
Федерализм,
принципы
федерализма в России,
субъекты Федерации
Президент
Российской
Федерации — глава
государства;
Верховный
Главнокомандующий
Вооруженными
Силами
РФ
Парламентаризм.
Законодательная
власть
Законотворчество.
Законодательный
процесс и его стадии,
субъекты
законодательной
инициативы, принятие
федеральных законов
Правительство
РФ;
Председатель
Правительства РФ
Судебная
власть в РФ, ее
система.
Конституционный
Суд РФ; Верховный
Суд
РФ;
Суд
присяжных. Мировые
судьи. Прокуратура.
Генеральный
прокурор РФ
Местное
самоуправление;
муниципальная
собственность;

2

1
2

1
2

2

2

2

2

2

Российской
Федерации,
конституционный
статус
государственной
власти и систему
конституционных
прав и свобод в
Российской
Федерации,
механизмы
реализации
и
защиты
прав
граждан
и
юридических лиц
в соответствии с
положениями
Конституции
Российской
Федерации;
сравнивать
воинскую
обязанность
и
альтернативную
гражданскую
службу;
оценивать
роль
Уполномоченного
по
правам
человека
Российской
Федерации
в
механизме
защиты
прав
человека
и
гражданина
в
Российской
Федерации;
характеризовать
систему органов

1,2,3,8

1,2,3,8
1,2,3,8

1,2,3,8
1,2,3,8

1,2,3,8

1,2,3,8

1,2,3,8

1,2,3,8

1,2,3,8

50

5152

5354
5556
5758

59

6061
6263
6465
6667

68

муниципальное
образование
Раздел 3. Права человека (19 часов)
Правовой статус Правовой
и 1
Определять место
человека
и конституционный
международного
гражданина
в статус
человека.
права
в
Российской
Права
и
свободы
отраслевой
Федерации.
человека
и
системе
права;
Гражданство
гражданина;
характеризовать
РФ.
обязанности человека
субъектов
гражданина. 2
международного
Права, свободы, и
Положения
права;
обязанности
прав
различать
человека
и философии
человека
Основные
способы мирного
гражданина
права
и
обязанности
в
разрешения
Гражданские
2
Конституции РФ
споров;
(личные) права
Гражданские
права.
оценивать
Политические
2
Равенство прав и
социальную
права
свобод
людей.
Право
значимость
Экономические,
2
жизнь.
Запрет
соблюдения прав
социальные
и на
рабства
и
пыток.
человека;
культурные
Равенство
перед
сравнивать
права
законом.
Принцип
механизмы
Право
на
1
презумпции
универсального и
благоприятную
невиновности Право
регионального
окружающую
на
свободу
сотрудничества и
среду
передвижения. Право 2
контроля
в
Права ребенка
на свободу мысли,
области
международной
Нарушения прав совести и религии 2
Политические
права.
защиты
прав
человека
человека;
Защита
прав Право на свободу 2
убеждений.
Право
на
дифференцироват
человека
в
свободу
мирных
ь
участников
мирное время
собраний
и
ас
вооруженных
Международная
2
социаций.
Право
конфликтов;
защита
прав
различать защиту
человека
в принимать участие в
управлении
своей
жертв войны и
условиях
страной
защиту
военного
непосредственно
или
гражданских
времени
через
избранных 1
объектов
и
Итоговое
представителей
культурных
повторение.
Основные
ценностей;
экономические,
называть
виды
социальные
и
запрещенных
культурные
права
средств и методов
граждан
по
ведения военных
Конституции
РФ;
действий;
право
на
труд;
анализировать с
безработица;
точки
зрения
обязанность
международного
Окружающая среда,
права проблемы,
экологическое
возникающие
в
законодательство
современных
Конвенция о правах
международных

1,2,3,8

1,2,3,7,8

1,2,3,7,8
1,2,3,8
1,2,3,7,8

1,2,3,7,8

1,2,3,8
1,2,3,8
1,2,3,8

1,2,3,8

1,2,3,8

ребенка,
права
ребенка и их защита
Апартеид;
геноцид;
дискриминация
меньшинств; расизм
Способы защиты прав
человека,
этапы
защиты
прав
человека,
правозащитные
организации
Международное право
на
страже
прав
человека в военное
время.
Источники
прав
человека
в
военное время. Цели
защиты
разных
категорий населения в
военное время

отношениях;
анализировать
институт
международноправового
признания;
выявлять
особенности
международноправовой
ответственности;
выделять
основные
международноправовые
акты,
регулирующие
отношения
государств
в
рамках
международного
гуманитарного
права;
оценивать
роль
неправительствен
ных организаций
в деятельности по
защите
прав
человека
в
условиях
военного
времени.

11 класс (68 часов)
Раздел 1. Основные отрасли российского права ( 62 часа)
Гражданское право (14 ч)
1-2 Понятие
и Имущественные
и
источники
личные
гражданского
неимущественные
права
отношения.
Гражданский кодекс
3-4 Гражданская
правоспособнос Российской
ть
и Федерации;
право;
дееспособность. гражданское
физические
лица;
Гражданские
юридические лица
права
несовершенноле Дееспособность;
опека;
тних
5-6 Предпринимате попечительство;
правоспособность;
льство.
эмансипация
Юридические
лица
и
их Предпринимательство
.
Акционерное
формы
общество;
акция;
7-8 Право

2

2

2

2

Выделять
структурные
элементы системы
российского
законодательства;
анализировать
различные
гражданскоправовые явления,
юридические
факты
и
правоотношения в
сфере
гражданского
права;
проводить
сравнительный
анализ

910
1112

1314

собственности
Наследование.
Страхование
Обязательствен
ное
право.
Сделки.
Договоры
Защита
материальных и
нематериальных
прав.
Причинение и
возмещение
вреда

хозяйственные
общества;
2
хозяйственные
товарищества Вещное 2
право;
национализация;
право собственности;
приватизация Понятие 2
наследования;
его
виды;
завещание,
наследники.
Страхование;
его
виды;
договор
страхования
Договор;
виды
договоров; должник;
кредитор;
обязательственное
право; обязательство;
сделка Материальные
и
нематериальные
права.
Ущерб.
Умышленное
причинение
вреда.
Причинение вреда по
неосторожности

Финансовое и налоговое право (10 ч)
15- Налоговое
Налоги;
налоговое
16 право.
право;
Налоговый
Налоговые
кодекс РФ. Пошлины;
органы. Аудит
сборы
17- Виды налогов. Классификация видов
18 Ответственност налогов; косвенные и
налоги;
ь за уклонение прямые
от
уплаты федеральные,
региональные
и
налогов
местные
налоги;
19- Налогообложен
21 ие физических и налоги с физических
лиц;
налоги
с
юридических
юридических
лиц.
лиц
Административная,
22- Правовое
дисциплинарная
и
24 регулирование
уголовная
банковской
ответственность
за
деятельности.
Права
и уклонение от уплаты

2

2

3

3

организационноправовых
форм
предприниматель
ской
деятельности,
выявлять
их
преимущества и
недостатки;
целостно
описывать
структуру
банковской
системы
Российской
Федерации;
применять нормы
жилищного
законодательства
в
процессе
осуществления
своего права на
жилище;
дифференцироват
ь
права
и
обязанности
участников
образовательного
процесса;
формулировать
особенности
страхования
в
Российской
Федерации,
различать
виды
страхования;
в
практических
ситуациях
определять
применимость
налогового права
Российской
Федерации;
выделять объекты
и
субъекты
налоговых
правоотношений;
соотносить виды
налоговых
правонарушений с
ответственностью
за их совершение;
определять
применимость

обязанности
вкладчиков

налогов
Акцизы; налог на
добавленную
стоимость; налог на
прибыль; налоговые
льготы.
Налог на
доходы
физических
лиц;
налоговая
декларация
(декларация
о
доходах)
Банковское
право. Права
и
обязанности банков и
вкладчиков.
Банковский договор.
Депозиты
Семейное право (8 часов)
25- Брак, условия Семья;
семейное
26 его заключения право;
Семейный
Российской
27- Права
и кодекс
Федерации
Брак;
28 обязанности
брачный
возраст;
супругов
29- Права
и принцип моногамии;
регистрация
брака
30 обязанности
Имущественные
права
родителей
и
супругов;
брачный
детей.
договор;
личные
31- Усыновление,
права
супругов;
32 опека
обязанности
супругов
(попечительство
Права и обязанности
)
родителей; лишение
родительских
прав;
алименты; права и
обязанности
детей;
опека;
попечительство;
усыновление
Трудовое право (10 часов)
33- Понятие
и Трудовое
право;
34 источники
Трудовой
кодекс
трудового права Российской
Федерации; трудовые
35- Коллективный
правоотношения
36 договор.
Коллективный
Трудовой
договор,
трудовой
договор
37- Рабочее время и договор
Рабочее время; время
38 время отдыха
ежегодный
39- Оплата труда. отдыха,
отпуск;
сверхурочная
41 Охрана труда
работа
42 Трудовые
Заработная
плата;
споры.
тарифная
Ответственност Единая
сетка
(ЕТС);
охрана
ь по трудовому

норм финансового
права
в
конкретной
правовой
ситуации;
характеризовать
аудит
как
деятельность по
проведению
проверки
финансовой
отчетности.

2
2

2

2

2

2

2
3
1

анализировать
условия
вступления
в
брак,
характеризовать
порядок и условия
регистрации
и
расторжения
брака;
различать формы
воспитания детей,
оставшихся
без
попечения
родителей;
выделять права и
обязанности
членов семьи;

характеризовать
трудовое
право
как
одну
из
ведущих отраслей
российского
права, определять
правовой статус
участников
трудовых
правоотношений;
проводить
сравнительный
анализ
гражданскоправового
и

праву

труда; охрана труда и
здоровья женщин и
несовершеннолетних
Индивидуальные
и
коллективные споры;
Комиссия
по
трудовым
спорам
(КТС);
забастовки;
дисциплина
труда;
правила внутреннего
распорядка;
дисциплинарная
и
материальная
ответственность;
порядок возмещения
ущерба

Административное право (6 часа)
43- Понятие
и Административное
4
46 источники
право;
административн административное
ого
права. правонарушение;
Административ Кодекс
Российской
ное
Федерации
об
правонарушени административных
е
правонарушениях;
47- Административ виды
2
административных
48 ные наказания
правонарушений

трудового
договоров;
различать рабочее
время и время
отдыха, разрешать
трудовые споры
правовыми
способами;
характеризовать
дисциплину
труда,
классифицировать
меры поощрения
и
дисциплинарные
взыскания;
анализировать
виды
материальной
ответственности и
порядок
возмещения
ущерба
(как
работником, так и
работодателем)на
ходить наиболее
оптимальные
варианты
разрешения
правовых споров,
возникающих
в
процессе
трудовой
деятельности;
целостно
описывать
порядок
заключения
гражданскоправового
договора;
различать виды и
формы сделок в
Российской
Федерации;
выявлять способы
защиты
гражданских
прав;
характеризовать
особенности
защиты прав на
результаты

интеллектуальной
деятельности;
Уголовное право (14 часов)
49- Понятие
и Уголовное
право;
50 источники
Уголовный
кодекс
уголовного
Российской Федераци
права
Преступление;
неоднократность
51- Понятие,
52 признаки
и преступлений;
рецидив
состав
преступлений;
преступления
совокупность
преступлений; состав
преступления
Виды преступлений
по УК РФ: против
личности, в сфере
экономики
и
др.
Компьютерные
преступления
Уголовная
ответственность;
уголовное наказание.
Виды
уголовных
наказаний
Обстоятельства,
исключающие
преступность деяния
по
УК
РФ.
Обстоятельства,
смягчающие
и
отягощающие
наказание
Принудительные
меры воспитательного
воздействия;
уголовная
53- Виды
ответственность
54 преступлений
несовершеннолетних
55- Уголовная
56 ответственность
и
наказание.
Наказание
57- Обстоятельства,
59 исключающие
преступность
деяния.
Обстоятельства,
смягчающие и
отягощающие
наказание
60- Уголовная
62 ответственность
несовершенноле
тних.

2

2

2
2

3

3

проводить
сравнительный
анализ уголовного
и
административног
о
видов
ответственности;

иллюстрировать
примерами
порядок и условия
привлечения
к
уголовной
и
административно
й ответственности
несовершеннолет
них;

6364

6566

67
68

Раздел 2. Основы судопроизводства (6 ч)
Гражданское
Гражданскоправовые
Проводить
процессуальное споры: гражданское
сравнительный
право
процессуальное право,
анализ
(гражданский
судебное
конституционного
процесс)
разбирательство, его
,
гражданского,
этапы, гражданский
арбитражного,
Особенности
иск
Уголовноуголовного
и
уголовного
административног
судопроизводст процессуальный
о
видов
ва (уголовный кодекс РФ. Уголовнопроцессуальное право,
судопроизводства,
процесс)
судопроизводство, его
грамотно
стадии, участники и
применять
принципы, приговор
правовые нормы
для разрешения
Международное Принципы
конфликтов
право
международного
правовыми
права.
Итоговое
способами;
Международные
повторение
давать
на
организации.
примерах
Международные
квалификацию
правовые
акты.
возникающих
в
Международное
сфере
гуманитарное право
процессуального
права
правоотношений;
применять
правовые знания
для аргументации
собственной
позиции
в
конкретных
правовых
ситуациях
с
использованием
нормативных
актов;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».