УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ-СОШ №4
В.А. Колосова
РАССМОТРЕНО:
на заседании педагогического совета
(протокол № 1 от 30.08. 2024 г.)
приказ от 30.08. 2024 г. № 01.10/788
Положение
по написанию, оформлению и защите выпускных проектных работ
выпускниками основного общего образования в МАОУ-СОШ № 4
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных
результатов освоения основной образовательной программы является защита
выпускных проектных работ.
Выпускная проектная работа – это специально организованная деятельность
обучающихся в рамках одного или нескольких учебных предметов, областей с целью
продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания
избранных областей знаний или видов деятельности и способность проектировать и
осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:
а) письменная работа (эссе, рассказ, сказка, стихотворение, реферат, аналитические
материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, буклет,
словарь, пакет рекомендаций, справочник, заочная экскурсия, аннотация, рецензия,
литературный календарь);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде
прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной
декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации,
газета, журнал, коллекция, модель, путеводитель);
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, веб-сайт, блог,
виртуальная экскурсия, видеоролик;
г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты,
так и мультимедийные продукты.
Продукт проекта может быть как материальным (отчуждаемый от проекта), так
и нематериальным (представлен в письменном виде). По содержанию проектная
работа может быть монопредметной, метапредметной. По количеству участников индивидуальной (1 человек) и парной (2 человека).
Процесс написания выпускной проектной работы включает в себя ряд этапов:
СЕНТЯБРЬ
выбор предмета или предметной области;
назначение научного руководителя;
выбор темы, согласование ее с руководителем, обоснование ее актуальности;
ОКТЯБРЬ
формирование плана-задания работы;
сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме;
составление библиографии, ознакомление с законодательными актами,
нормативными документами и другими источниками, относящимися к теме
работы;
НОЯБРЬ
написание введения;
формулирование основных теоретических положений;
составление плана изготовления продукта;
ДЕКАБРЬ
создание продукта или написание письменной работы;
ЯНВАРЬ
написание заключения;
оформление приложений;
предоставление руководителю готовой работы;
ФЕВРАЛЬ
корректировка
руководителя;
содержания
и
оформления
продукта
по
замечаниям
предварительная защита (3-5 минут);
МАРТ
корректировка содержания и оформления продукта по замечаниям, полученным
по итогам предварительной защиты;
подготовка тезисов доклада и получение допуска к защите;
АПРЕЛЬ
защита выпускной проектной работы на заседании экспертной комиссии (5 мин);
предоставление завершенной выпускной проектной работы заместителю
директора по методической работе.
Обучающийся несет полную ответственность за научную самостоятельность и
достоверность результатов проведенного исследования. Общим требованием ко всем
работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на
различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания
ссылок на источник, проект к защите не допускается. Проверку созданного продукта
на уникальность осуществляет научный руководитель. Доля авторского текста в
письменных работах не должна быть менее 30 %.
2. ВЫБОР ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ И
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Обучающемуся предоставляется право выбора предмета (предметной области) и
темы выпускной проектной работы. Тема работы должна быть сформулирована
стилистически грамотно, определять чёткие рамки рассматриваемого вопроса.
Для организации работы обучающегося над выпускной проектной работой
назначается научный руководитель – классный руководитель класса. По согласованию
могут быть привлечены другие педагоги в качестве консультантов по разработке
отдельных вопросов работы.
Руководитель должен консультировать обучающихся по вопросам
планирования, методики исследования, оформления и представления результатов
исследования и проектирования.
Следует иметь в виду, что научный руководитель не является соавтором
выпускной проектной работы. На различных стадиях подготовки и выполнения работы
задачи научного руководителя изменяются:
на первом этапе подготовки научный руководитель консультирует в выборе
темы, составляет план-задание работы и дает рекомендации по списку
литературы;
в ходе выполнения работы научный руководитель является оппонентом,
указывая выпускнику на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.д. и
рекомендует, как их лучше устранить;
при подготовке к предварительной и итоговой защите научный руководитель
представляет отзыв о работе, консультирует в подготовке выступления,
презентаций, демонстраций и пр.
Выбранные темы и закреплённые за обучающимися научные руководители
утверждаются приказом руководителя образовательной организации.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
Выпускная проектная работа вне зависимости от цели и подхода при
проектировании имеет следующую структуру:
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (Приложение 1);
ПЛАН-ЗАДАНИЕ (Приложение 2);
ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ (Приложение 3);
ПРОДУКТ;
ПРИЛОЖЕНИЯ;
ЛИСТ ДОПУСКА К ЗАЩИТЕ (Приложение 4);
ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ (Приложение 5);
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПУСКНОЙ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ (Приложение 6).
Указанные элементы (кроме приложений) являются обязательными для всех
работ и сшиваются в один документ.
Излагать материал в выпускной проектной работе следует четко, ясно, применяя
научную терминологию, избегая общеизвестных положений, имеющихся в учебниках
и учебных пособиях. Пояснять надо только малоизвестные или разноречивые понятия,
делая ссылку на авторов, высказывающих разные мнения по одному и тому же
вопросу.
Стиль речи определяется выбранным жанром работы. Местоимение «я» в
научных работах не употребляется. При изложении собственных взглядов автора
следует использовать такие выражения, как «по мнению автора», «по нашему
мнению», «автор считает» и т.д.
Объем выпускной проектной работы, как правило, составляет 15-25 страниц
компьютерного текста через 1,5 интервал. Объем приложений не ограничивается.
ВВЕДЕНИЕ (общим объемом не более 2 стр.) должно содержать общие
сведения о проекте, его краткую характеристику. В нем необходимо отразить
актуальность выбранной темы, которая может рассматриваться в связи с
недостаточной научной разработанностью проблемы, её объективной сложностью для
изучения и информационной ценностью материала, а также показать, почему
заявленная тема представляет научный интерес и/или практическое значение. Во
введении указывается гипотеза (при наличии), цель и задачи, решаемые в работе для
её достижения, используемые методы исследования, а также описывается структура
работы.
Цель формулируется, исходя из выбранной темы, определяет то, ради чего
создаётся работа (например, изучение особенностей …, анализ и описание …).
К числу задач, решаемых в работе можно, например, отнести:
изучить (рассмотреть, описать) предметную область (предмет, объект
исследования, литературу по исследуемой теме);
обработать информацию, определяющую необходимость разработки данного
проекта (провести анализ, определить признаки, раскрыть сущность, описать,
охарактеризовать, определить особенности, рассмотреть аспекты, определить
роль);
провести исследование (разработать стратегию, показать новые способы,
сопоставить, подтвердить, предложить, раскрыть сущность, подобрать материал,
создать модель, собственный подход, приём и т.п.);
сформулировать вывод;
обосновать выбор проектных решений (обосновать эффективность,
целесообразность, актуальность предложенных решений) и т.п.
Затем во введении указывается объект и предмет исследования, методы,
используемые для решения поставленных задач (анализ, синтез, аналогия, дедукция,
индукция, обобщение, классификация, моделирование, практические (эмпирические),
наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и др.).
Описывается структура работы.
Тема выпускной проектной работы раскрывается в ОСНОВНОЙ ЧАСТИ. В ней
рекомендуется рассмотреть:
теоретические основы проблемы;
процесс решения проблемы (анализ существующих решений);
направления повышения эффективности деятельности в соответствующей
области;
прикладные аспекты решения исследуемой темы;
собственное мнение автора по заявленной проблеме.
Формулировки глав выпускной проектной работы должны быть краткими и, как
правило, состоять из одного предложения. Количество глав строго не
регламентируется (но не менее двух).
Основная часть выпускной проектной работы по тематике, связанной с научнообоснованным решением практической задачи, может содержать 2 главы:
теоретическую часть и опытно-экспериментальную (практическую) часть.
Теоретическая глава должна включать характеристику и анализ предметной
области, актуальность и место решаемой задачи. Должна быть проанализирована
литература и информация, полученная с помощью глобальных сетей, и сделан вывод о
необходимости исследования. Теоретическая часть выпускной проектной работы
должна завершаться постановкой задачи или комплекса задач. Задачи определяют и
конкретно описывают выбранные объемы, методы и средства по достижению цели на
модели или конкретном материале.
В опытно-экспериментальной (практической) главе могут быть представлены
практические результаты, полученные в результате экспериментов, опросов. Должна
быть разработана структура, система, модель, алгоритм функционирования, описание
процесса, сформулирован и проиллюстрирован собственный вывод.
Практическая часть работы может быть представлена в качестве творческой
работы или материального объекта.
Каждая глава заканчивается выводами, обобщающими все рассматриваемые
теоретические положения и результаты проводимых экспериментов.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ синтезируется суть работы по главам, подводятся итоги
решения поставленных в ней задач, обобщаются полученные результаты,
формулируются самостоятельные выводы, опирающиеся на приведённые в основной
части факты. Автор сообщает о достижении поставленной цели, оценивается полнота
решения поставленных задач. Обозначаются границы применения результатов,
намечаются направления развития темы и пути продолжения исследования.
Заключение должно содержать все новое и существенное, что составляет итог
исследования и выносится на защиту. Примерный объем заключения 2-3 страницы. В
заключении, так же, как и во введении, не допускается наличие таблиц, графиков,
ссылок на литературу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ должен содержать расположенный по алфавиту
перечень использованных в процессе работы над выпускной проектной работой
различных библиографических и информационных источников количеством не менее
10 позиций. Должно быть уделено внимание использованию современных
информационных источников. Не менее 20% источников должны иметь срок издания
не позднее 5 лет от года защиты работы. Оформление организуется в соответствии с
ГОСТ Р 7.0.11-2011.
ПРИЛОЖЕНИЕ – это часть работы, которая имеет дополнительное, обычно
справочное значение, но является необходимым для более полного освещения темы.
Приложения нумеруют в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение следует
начинать с нового листа, в правом верхнем углу которого пишется слово
«Приложение» с указанием порядкового номера и тематический заголовок с новой
строки посередине страницы.
В приложение могут выноситься:
схемы;
примеры, иллюстрации;
формы первичных и результатных документов и др.
После приложений помещается лист допуска к защите, отзыв руководителя.
4. ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
Все части выпускной проектной работы после согласования окончательного
варианта с научным руководителем сшиваются в папку в вышеперечисленной
последовательности.
Оформление текста. Продукт в форме письменной работы, информационных
материалов оформляются на стандартных страницах белой бумаги формата А4 на
одной стороне листа. Шрифт – TimesNewRoman, размер – 14 пт. Поля: левое – 3 см,
правое – 1 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. Красная строка – 1,25 см. Межстрочный
интервал – полуторный, выставлены переносы, выравнивание по ширине листа. Для
акцентирования внимания на определённых терминах, важных моментах возможно
использование полужирного шрифта, полужирного курсива, курсива, р а з р я д к и,
подчёркивания, не меняя при этом размера шрифта. Допускается использование
общепринятых сокращений (т.е., и т.п., и т.д., и др., и пр.). Нумерация страниц
производится снизу по центру. В работе последовательно нумеруются все листы,
включая план - задание на выпускную проектную работу, продукт, приложения, лист
допуска, отзыв научного руководителя и лист оценивания выпускной проектной
работы. Номер титульного листа не проставляется, но включается в общую нумерацию
работы.
Оформление глав и параграфов. Каждая глава работы начинается с новой
страницы. Расстояние между параграфами одной главы должно быть равно 2
интервалам. Глава не может иметь один параграф.
Все структурные элементы работы заголовки 1 уровня: ВВЕДЕНИЕ, ГЛАВЫ
ОСНОВНОЙ ЧАСТИ,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ,
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЯ должны начинаться с новой страницы, параграфы
(подразделы) располагаются друг за другом.
Заголовки структурных элементов выпускной проектной работы, а также
названия глав и параграфов основной части работы следует выравнивать по левому
краю без красной строки и без точки в конце, заглавными буквами, размером 14,
полужирным начертанием, не подчеркивая. От текста заголовки отделяются сверху и
снизу интервалами. Переносы слов в заголовках не допускаются.
При необходимости внутри параграфов выделяются без нумерации пункты
жирным шрифтом без пробелов.
Для придания наглядности материалу в работах обычно используется большое
количество иллюстраций (рисунки, графики). Содержание иллюстраций должно быть
понятно читателю без обращения к тексту работы.
Правила цитирования. Научная добросовестность автора состоит в точности
цитирования и приводимых ссылок на источники. Цитаты, как правило, приводятся
только для подтверждения аргументов или описаний автора. При цитировании
наибольшего внимания заслуживает современная литература и первоисточники.
Общий подход к цитированию состоит в том, что цитаты могут быть в каждой главе и
параграфе, за исключением тех мест, в которых автор развивает свою позицию или
подытоживает результаты исследования.
На одной странице текста не должно быть более трех цитат. Если же требуется
большее количество цитат, то их лучше давать в пересказе с указанием на источник.
Текст работы должен содержать ссылки на используемую литературу. При
цитировании чужой текст заключается в кавычки и приводится в той грамматической
форме, в которой он дан в источнике. При сокращении цитаты вместо сокращенной
части ставится многоточие. Оформляются ссылки следующим образом – в тексте, в
конце цитаты указывается номер позиции в списке литературы, заключенный в
квадратные скобки. Например, [2]. Ссылки в тексте на всех авторов из списка
используемой литературы обязательны.
Оформление табличного материала. Количественные данные, сопоставление
и выявление определённых закономерностей оформляют в виде таблиц. По
содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические. Аналитические
таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. После
таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания, которое
вводится в текст словами: «таблица позволяет сделать вывод о том, что...», «из таблицы
видно, что...», «таблица позволяет заключить, что...» и т.п. Часто такие таблицы дают
возможность выявить и сформулировать определённые закономерности. В
неаналитических таблицах помещают, как правило, необработанные статистические
данные, необходимые лишь для информации или констатации. Эти таблицы
рекомендуется включать в приложения.
Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной порядковой
нумерацией в пределах главы, включая в номер таблицы номер главы (Таблица 1.1.,
Таблица 1.2., ...) Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком
таблицы после слова «Таблица». Каждая таблица должна иметь заголовок, который
помещается после слова «Таблица», точка в конце заголовка не ставится. Размер
шрифта для текста в таблице может быть меньше, чем у основного текста. Выше и
ниже каждой таблицы можно оставить по одной свободной строке.
Ссылка на таблицу в тексте обязательна. При ссылке на таблицу следует указать
номер таблицы. Разрывать таблицу и переносить часть ее на другую страницу
целесообразно в том случае, если она целиком не умещается на одной странице.
Ссылка на таблицу производится до неё.
Если таблица заимствована или рассчитана по данным другого источника, то
делается ссылка на первоисточник (по правилам цитирования).
Таким образом, имеющиеся в тексте статистические таблицы и рисунки должны
быть правильно оформлены. Общее требование таково: если таблицу, диаграмму или
график изъять из текста, то их смысл и источник данных должны быть совершенно
понятны.
Оформление иллюстраций. Иллюстрации (рисунки, графики, диаграммы,
эскизы, чертежи и т.д.) располагаются в работе непосредственно после текста, в
котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Все иллюстрации
должны быть пронумерованы. Если иллюстрация в работе единственная, то ее можно
не нумеровать. В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие порядковые
номера, под которыми иллюстрации помещены в работе.
Аналогично оформляются и другие виды иллюстративного материала, такие как
диаграмма, схема, график, фотография и т.д. Для небольших рисунков должна
использоваться функция «обтекание вокруг рамки». Схемы, рисунки диаграммы,
графики и подписи должны быть сгруппированы. Ссылки на них в тексте обязательны.
До рисунка и после него целесообразно оставлять интервал. Номер следует размещать
под иллюстрацией посередине после слова «Рис.». После номера может располагаться
название иллюстрации. Размер шрифта для подписи рисунка может быть меньше, чем
у основного текста. Рисунки следует нумеровать арабскими цифрами сквозной
порядковой нумерацией в пределах главы, включая в номер рисунка номер главы (Рис.
1.1., Рис. 1.2., ...).
Оформление формул и уравнений. Формулы обычно располагают отдельными
строками посередине листа или внутри текстовых строк. В тексте рекомендуется
помещать формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельного значения, на
которые не ссылаются, и не пронумерованные.
Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы
располагают на отдельных строках. Для экономии места несколько коротких
однотипных формул, выделенных из текста, можно помещать на одной строке, а не
одну под другой. Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются
ссылки в последующем тексте, а также формулы, которые выделены отдельными
строками.
При этом используют сквозную порядковую нумерацию в пределах главы.
Номера формул, записанные арабскими цифрами, помещают в круглых скобках в
крайнем правом положении напротив формулы. Если формула не умещается в одну
строку, она должна быть перенесена после знака равенства (=), или после знака плюс
(+), или после других математических знаков с их повторением в новой строке.
Пояснение значений, символов и числовых коэффициентов следует приводить
непосредственно под формулой в той же последовательности, как и в формуле.
Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки,
первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.
Оформление списка используемых источников. Сначала должны быть
указаны источники на русском языке, включая ЭОР и Интернет- ресурсы, затем на
иностранном языке в алфавитном порядке. Также список литературы может
компоноваться по разделам: нормативно-правовые акты, монографии и книги,
учебники и учебные пособия, периодические издания и интернет-ресурсы и т.п. При
оформлении названия источника необходимо использовать выходные данные издания:
фамилия и инициалы автора (если таковой имеется), полное название книги (с
подзаголовками, которые могут идти после запятой, через точки, после двоеточия, в
скобках и т. п.); после косой черты - данные о переводчике (если это перевод) или о
редакторе (если книга написана группой авторов), данные о числе томов (отдельно
опубликованных частей, если таковые имеются); после тире — название города, в
котором издана книга; после двоеточия — название издательства, которое ее
выпустило; и наконец, после запятой — год издания. Например: Шы-цзин. Книга песен
и гимнов / Пер. Л. Штукина. - М.: Художественная литература, 1987.
5. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
В феврале проводится предварительная защита. На выступление каждому
выпускнику отводится 3-5 минут. Выпускник представляет объём выполненной
работы согласно плану-заданию, следует сказать о том, что является предметом и
целью исследования, какие задачи решены, что сделано лично выпускником, чем он
руководствовался при исследовании темы, какие результаты достиг в ходе
исследования, какие сделаны выводы. Предзащита проходит по отдельному графику с
приглашением заместителя директора. Все желающие могут задавать вопросы и
обсуждать работу. Обучающиеся, успешно прошедшие предзащиту, получают допуск
к защите.
В марте обучающиеся, которые не прошли предзащиту, сдают готовые тексты
выпускной проектной работы заместителю директора по МР в электронном виде на
проверку. После ознакомления с выпускной проектной работой заместитель директора
принимает решение о возможности ее защиты. В случае соблюдения всех требований
руководитель оформляет лист допуска к защите. В случае нарушений требований к
структуре или оформлению работа возвращается автору, и даётся 7 дней на доработку.
В апреле проходит защита выпускной проектной работы в процессе специально
организованной деятельности экспертной комиссии образовательной организации или
на школьной конференции.
Выпускник, имеющий положительный отзыв о выпускной проектной работе от
научного руководителя, разрешение о допуске к защите, должен подготовить
презентацию работы, в которой четко и кратко излагаются основные положения
работы, демонстрируется продукт. Для большей наглядности целесообразно
подготовить электронную презентацию, в которой представить методологический
аппарат работы и необходимый материал (таблицы, графики), согласованный с
руководителем. Можно также подготовить раздаточный материал для членов
комиссии. Краткий доклад может быть подготовлен письменно, но выступать на
защите следует свободно, не зачитывая текст. Задачей выпускника при защите является
не пересказ того, как написано в литературе, а что сделано им самим при изучении
проблемы.
На выступление отводится 5 минут, на ответы на вопросы 2 минуты. При защите
выпускнику разрешается пользоваться своей работой. При оценке результатов защиты
выпускной проектной работы принимаются во внимание оригинальность и научно практическое значение темы, качество выполнения и оформления работы, а также
содержательность доклада и ответов на вопросы. В протоколе выставляется
«повышенный уровень», «базовый уровень», «не зачет».
В случае отсутствия обучающегося на защите проекта по уважительной причине,
назначается резервный день защиты проекта, не позднее, чем за неделю до начала ОГЭ.
Выпускная проектная работа оформляется в папке-скоросшивателе с прозрачными
файлами и после защиты хранится в школе в течение 3 лет.
Результаты выполнения выпускной проектной работы в 9 классе отражаются в
аттестате об основном общем образовании и могут рассматриваться как
дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного
учреждения на в профильный 10 класс.
6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПУСКНОЙ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
Защита выпускной проектной работы - основная процедура оценки
сформированности метапредметных результатов. Выпускная проектная работа
оценивается по следующим критериям:
Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в
умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы
действий.
Сформированность познавательных УУД в части способности к
самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в
умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования,
выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку
информации,
формулировку
выводов
и/или
обоснование
и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели,
прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.
Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью
во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей;
осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты,
аргументировано ответить на вопросы.
Критерии оценивания выпускной проектной работы:
Критерий
Самостоятельное
приобретение
знаний и решение
проблем
Знание предмета
Регулятивные
действия
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый уровень (1 балл)
Повышенный уровень (2 балла)
Работа в целом свидетельствует о Работа в целом свидетельствует о
способности самостоятельно с опорой на способности самостоятельно ставить
помощь руководителя ставить проблему и проблему и находить пути ее решения;
находить
пути
ее
решения; продемонстрировано
свободное
продемонстрирована
способность владение логическими операциями,
приобретать новые знания и/или осваивать навыками критического мышления,
новые способы действий, достигать более умение
самостоятельно
мыслить;
глубокого понимания изученного
продемонстрирована способность на
этой основе приобретать новые знания
и/или осваивать новые способы
действий, достигать более глубокого
понимания проблемы
Продемонстрировано
понимание Продемонстрировано
свободное
содержания выполненной работы. В работе владение
предметом
проектной
и в ответах на вопросы по содержанию деятельности
работы отсутствуют грубые ошибки
Продемонстрированы навыки определения
темы и планирования работы.
Работа доведена до конца и представлена
комиссии;
некоторые
этапы
выполнялись
под
контролем и при поддержке руководителя.
При этом проявляются отдельные элементы
самооценки и самоконтроля обучающегося
Работа тщательно спланирована и
последовательно
реализована,
своевременно
пройдены
все
необходимые этапы обсуждения и
представления.
Контроль и коррекция осуществлялись
самостоятельно
Коммуникация
Продемонстрированы навыки оформления Тема ясно определена и пояснена.
проектной работы, а также подготовки Текст/сообщение
хорошо
простой презентации. Автор отвечает на структурированы.
Все
мысли
вопросы
выражены
ясно,
логично,
последовательно, аргументированно.
Работа/сообщение вызывает интерес.
Автор свободно отвечает на вопросы
Максимальная оценка по каждому критерию - 2 балла. Достижение базового
уровня соответствует получению от 4 (по одному баллу за каждый критерий) до 6
баллов. А достижение повышенного уровня соответствует получению 7-8 баллов.
Отметкой «неудовлетворительно» оцениваются работы, в которых содержание
не раскрывает утвержденную тему, выпускник не проявил навыков самостоятельной
работы, выявлен плагиат (уникальность текста менее 30%), работа не соответствует
требованиям к оформлению, в процессе защиты выпускник показывает слабые знания
по теме, нe отвечает на поставленные вопросы, набрал по критериям менее 4 баллов.
7. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА
ПО МР, ОРГАНИЗУЮЩЕГО ВЫПОЛНЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ ПРОЕКТНОЙ
РАБОТЫ
7.1.
Оказывает методическую и консультационную помощь педагогическим
работникам школы, осуществляющим проектную деятельность.
7.2.
Контролирует деятельность научных руководителей выпускных
проектных работ.
8. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ВЫПУСКНУЮ ПРОЕКТНУЮ
РАБОТУ
8.1.
Организует и контролирует начальный период проектной деятельности
(осуществляет контроль 100% охвата детей проектной деятельностью, составляет
список обучающихся с выбором темы выпускной проектной работы и научного
руководителя и передает его заместителю директора).
№
Ф.И.О. обучающегося
Тема проекта
8.2.
Информирует обучающихся и родителей (законных представителей) о
требованиях, предъявляемых к выполнению выпускной проектной работы, порядке и
сроках работы над проектами.
8.3.
Координирует взаимодействие родителей (законных представителей),
научных руководителей проектов и обучающихся с целью успешного выполнения
последними выпускной проектной работы.
Приложение 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
ВЫПУСКНАЯ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
ВЫПОЛНИЛ:
ученик 9 «а» класса
Фамилия Имя Отчество
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: учитель Фамилия Имя Отчество
2024-2025 учебный год
Приложение 2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО
учителей
МАОУ- СОШ № 4
от __ октября 202_ года № _
__________/_______________/
ПЛАН-ЗАДАНИЕ
на выпускную проектную работу
ученика(цы) 9 « » класса
1. Тема выпускной проектной работы
2. Исходные данные к выпускной проектной работе:
Предмет/предметная область
Объект исследования
Предмет исследования
Цель
Задачи
Приложение 3
Сроки
СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
ДЕКАБРЬ
ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ
МАРТ
АПРЕЛЬ
График выполнения выпускной проектной работы
Содержание работы
Выбор предмета или предметной области.
Назначение научного руководителя.
Выбор темы, согласование ее с руководителем,
обоснование ее актуальности.
Формирование плана-задания работы.
Сбор, анализ и обобщение материала по выбранной
теме.
Составление
библиографии,
ознакомление
с
законодательными
актами,
нормативными
документами и другими источниками, относящимися
к теме работы.
Написание введения.
Формулирование
основных
теоретических
положений.
Составление плана изготовления продукта.
Создание продукта или написание письменной
работы.
Написание заключения.
Оформление приложений.
Предоставление руководителю готовой работы.
Корректировка содержания и оформления продукта
по замечаниям руководителя.
Предварительная защита (3-5 минут).
Корректировка содержания и оформления продукта
по
замечаниям,
полученным
по
итогам
предварительной защиты.
Подготовка тезисов доклада и получение допуска к
защите.
Защита выпускной проектной работы на заседании
экспертной комиссии (5 мин).
Предоставление завершенной проектной работы
заместителю директора по методической работе.
Научный руководитель
________________________________________
Ознакомлен
________________________________________
Отметка о
выполнении
Приложение 4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ- СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО
учителей
МАОУ- СОШ № 4
от « » марта 202_ года №
_________/__________________/
ЛИСТ ДОПУСКА К ЗАЩИТЕ
ВЫПУСКНОЙ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
«ТЕМА»
ВЫПОЛНИЛ: ученик 9 «» класса Фамилия Имя Отчество
Части выпускной проектной работы:
1) титульный лист
Наличие:
2) план-задание
3) содержание
4) введение
5) главы
6) заключение
7) список используемой литературы
8) приложения (при наличии)
9) отзыв руководителя
10) лист оценивания
Уникальность текста
Научный руководитель:
Заместитель директора:
%
Оформление:
Приложение 5
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
ОТЗЫВ
НА ВЫПУСКНУЮ ПРОЕКТНУЮ РАБОТУ
«ТЕМА»
ВЫПОЛНИЛ: ученик 9 «» класса Фамилия Имя Отчество
1. Актуальность, теоретическая и практическая значимость темы
исследования.
2. Достигнуты ли цель и задачи исследования
3. Основные достоинства и недостатки выпускной проектной работы
(степень новизны, самостоятельности исследования).
4. Степень
самостоятельности
и
способности
выпускника
к
исследовательской работе (умение и навыки искать, обобщать, анализировать
материал и делать и аргументировать выводы).
5. Доля авторского текста (в письменных работах не менее 30 %).
6. Оценка деятельности обучающегося в период выполнения выпускной
проектной
работы
(степень
добросовестности,
работоспособности,
ответственности, аккуратности и т.д.)
7. Достоинства и недостатки оформления текстовой части, графического,
демонстрационного, иллюстративного, компьютерного и информационного
материала (логика, язык и стиль изложения материала, соответствие структуры и
оформления установленным требованиям).
8. Возможность использования результатов исследования
9. Общее заключение и предполагаемая оценка выпускной проектной
работы:
Выпускная проектная работа соответствует установленным требованиям,
выполнена на базовом (или повышенном) уровне.
Научный руководитель:
«
» апреля 2025 г.
Приложение 6
Лист оценивания выпускной проектной работы
Ф.И.О.___________________________________________________________________класс
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Критерий
Базовый (1 балл)
Сформированность
познавательных
УУД. Способность к
самостоятельному
приобретению
знаний и решению
проблем
Работа в целом свидетельствует
о способности самостоятельно с
опорой
на
помощь
руководителя ставить проблему
и находить пути её решения;
продемонстрирована
способность приобретать новые
знания и/или осваивать новые
способы действий, достигать
более глубокого понимания
изученного
Количе
ство
баллов
Повышенный (2 балла)
Работа в целом свидетельствует
о способности самостоятельно ставить
проблему и находить пути её решения;
продемонстрировано
свободное
владение логическими операциями,
навыками критического мышления,
умение самостоятельно мыслить;
продемонстрирована способность на
этой основе приобретать новые знания
и/или осваивать новые способы
действий, достигать более глубокого
понимания проблемы.
Сформированность
Продемонстрировано
предметных знаний и понимание
содержания
способов действий
выполненной работы. В работе и
в ответах на вопросы по
содержанию
работы
отсутствуют грубые ошибки
Продемонстрировано свободное
владение предметом проектной
деятельности.
Ошибки отсутствуют.
Сформированность
коммуникативных
действий
Продемонстрированы навыки
оформления проектной работы
и пояснительной записки, а
также
подготовка
простой
презентации. Автор отвечает на
вопросы.
Сформированность
регулятивных
действий
Продемонстрированы навыки
определения
темы
и
планирования работы.
Работа доведена до конца и
представлена
комиссии;
некоторые этапы выполнялись
под контролем и при поддержке
руководителя.
При
этом
проявляются
отдельные
элементы
самооценки
и
самоконтроля обучающегося.
Тема ясно определена и пояснена.
Текст/сообщение
хорошо
структурированы.
Все
мысли
выражены
ясно,
логично,
последовательно,
аргументировано.
Работа/сообщение вызывает интерес.
Автор свободно отвечает на вопросы.
Работа тщательно спланирована
и
последовательно
реализована,
своевременно
пройдены
все
необходимые этапы обсуждения и
представления.
Контроль
и
коррекция
осуществлялись самостоятельно.
Итого
«
»
20
г.
/
/
Приложение 7
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
ПРОТОКОЛ
защиты выпускных проектных работ обучающихся 9 « » класса
Ф.И.О. председателя комиссии: _________________________________________
Ф.И.О. членов комиссии: _______________________________________________
______________________________________________
На защиту явились допущенные к нему
человек.
Не явились
человек.
Ф.И.О. неявившихся: ________________________________________________________
Защита началась в
час
мин
Защита закончилась в
час
мин
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
ФИО обучающегося
Тема проекта
Отметка
28
29
30
Особые мнения членов экспертной комиссии об оценке ответов отдельных обучающихся:
Запись о случаях нарушений установленного порядка защиты в комиссии:
Дата проведения защиты:
«
»
202
г.
Дата внесения в протокол оценок:
«
»
202
г.
Председатель комиссии:
/
Члены комиссии:
/
/