МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ-СОШ № 4
____________________ В.А. Колосова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Черчение и графика»
для обучающихся 10 классов
г. Армавир 2024
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Черчение» составлена на основе требований к
результатам обучения, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования.
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами данного учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения и
компьютерного моделирования, которые определены образовательным стандартом.
Программа рассчитана на 34 учебных часа (по 1 часу в неделю для одногодичного
варианта обучения).
Программа дает возможность учащимся систематизировать, расширить и углубить
знания, полученные на уроках геометрии, информатики, географии, технологии,
изобразительного искусства, приобрести навыки в построении чертежей, раскрыть свой
творческий потенциал и способности.
Цели и задачи основного общего образования, которые решает данная программа:
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации
учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
взаимодействие
образовательной
организации
при
реализации
основной
образовательной программы с партнерами;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших
выдающиеся способности через систему олимпиад и кружков;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического
творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация
обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с
базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами
профессиональной работы.
Основные задачи изучения черчения:
формирование пространственных представлений;
формирование приемов выполнения и чтения установленных стандартом графических
документов;
формирование знаний о графических средствах информации;
овладение способами отображения и чтения графической информации в различных
видах практической деятельности человека;
осуществление связи с техникой; производством; подготовка учащихся к
конструкторско-технологической и творческой деятельности, дизайну, художественному
конструированию; овладение элементами прикладной графики и др.
Для реализации этих задач в содержание программы включен следующий учебный план:
графические изображения (обзор), техника их выполнения и оформления (обзор);
виды проецирования (углубленный обзор), способы построения изображений на
чертежах;
геометрические построения, анализ графического состава изображений;
чертежи предметов в прямоугольных проекциях, их аксонометрические проекции,
технические рисунки, эскизы, чтение чертежей;
проекционные задачи с использованием некоторых графических преобразований;
сечения и разрезы;
чертежи сборочных единиц.
Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул
активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю
сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нем те аспекты, которые
смогут привлечь к себе внимание ученика.
Кроме основных теоретических сведений, в данную программу включен (в отличие от
ранее издававшихся программ) перечень практических заданий, рекомендованных по каждой
теме, варианты некоторых графических работ и пр.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты в части:
1. Гражданского воспитания
формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного
участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в
различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной
солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности,
позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной
и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
2. Патриотического воспитания
формирование российской гражданской идентичности;
формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите
интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ
патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
формирование умения ориентироваться в современных общественно-политических
процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной
позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской
Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
3. Духовно-нравственного воспитания
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе
к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных
жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
4. Эстетического воспитания
приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе
литературному,
музыкальному,
художественному,
театральному
и
кинематографическому;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих
в Российской Федерации;
приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и
мировым произведениям искусства и литературы;
популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного
творчества.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия
формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом
образе жизни;
формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям
физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и
алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
6. Трудового воспитания
воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться,
добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой
деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой
деятельности для осмысленного выбора профессии.
7. Экологического воспитания
развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и
навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии.
8. Ценности научного познания
содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения,
поддержку научно-технического творчества детей;
создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения
заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира
и общества.
Метапредметные результаты
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет: • выделять общий признак двух или нескольких предметов и объяснять их сходство; •
объединять предметы в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты; • строить рассуждение на основе сравнения предметов, выделяя при этом
общие признаки; • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать модели для решения учебных и
познавательных задач.
Обучающийся сможет:
• создавать абстрактный или реальный образ предмета;
• строить модель на основе условий задачи;
• создавать информационные модели с выделением существенных характеристик объекта;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического
представления в текстовое и наоборот.
3. Предмет «Черчение» тесно связан с геометрией, информатикой, географией,
технологией, изобразительным искусством. Черчение и геометрия, особенно начертательная,
имеют общий объект изучения — плоские и пространственные объекты. Только эти предметы
развивают пространственное воображение.
География применяет метод проецирования «Проекции с числовыми отметками»,
использует систему координат (долгота, широта) на поверхности, применяет понятие «уклон»
— все эти понятия разрабатываются в черчении и начертательной геометрии.
Многие разделы дисциплины «Технология» используют чертежи.
Изобразительное искусство и черчение имеют общий раздел — «Технический
рисунок».
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования поисковых
систем.
Обучающийся сможет:
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ).
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• использовать компьютерные технологии для решения учебных задач;
• создавать информационные ресурсы разного типа.
6. Приобретение опыта проектной деятельности. В процессе изучения курса черчения
будут осваиваться следующие универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение оценивать правильность выполнения учеб- ной задачи, собственные
возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
Смысловое чтение.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ).
Предметные результаты
Выпускник научится:
• выбирать рациональные графические средства отображения информации о предметах;
• выполнять чертежи и эскизы, состоящие из нескольких проекций, технические рисунки,
другие изображения изделий;
• производить анализ геометрической формы предмета по чертежу;
• получать необходимые сведения об изделии по его изображению (читать чертеж);
• использовать приобретенные знания и умения в качестве средств графического языка в
школьной практике и повседневной жизни, при продолжении образования и пр
Выпускник получит возможность научиться:
• методам построения чертежей по способу проецирования, с учетом требований ЕСКД по их
оформлению;
• условиям выбора видов, сечений и разрезов на чертежах; • порядку чтения чертежей в
прямоугольных проекциях.
Тематическое планирование 9 класс
№№
уро- Тема урока
ков
Тип
урока
Содержание( разделы, темы)
Виды деятельности
учащихся-теория
Виды деятельности
учащихся -практика
Домашнее
задание.
Графические изображения. Техника выполнения чертежей и правила их выполнения (10 часов)
1
2
Введение.
Комбини Исторические сведения о развитии
Техника
рованный чертежей. Значение получаемых на
выполнения
уроке черчения графически знаний
чертежей и
для отображения и передачи
правила их
информации в предметном мире и
оформления.
взаимном общении людей.
Сведения о чертежных
инструментах, материалах и
принадлежностях, правилах
пользования ими. Стандарты ЕСКД,
их назначение. Форматы:
назначение, размер формата А4.
Основная надпись: назначение,
размеры, графы надписи ,
расположение на чертеже.
Линии: сплошная толстая основная,
штриховая, сплошная тонкая,
сплошная волнистая,
штрихпунктирная с двумя точками.
На листе формата А4 вычертить
рамку и графы основной надписи по
размерам. Провести различные
линии и окружности
выполнения надписей.
Введение.
Комбини Информация о стандартном
Техника
рованный чертежном шрифте с
выполнения
одновременным изображением на
чертежей и
доске одной-двух букв
правила их
Изучение по таблице или по
Познакомить учащихся с новой
для них учебной дисциплиной
и обобщить полученные ими
ранее знания о различных
изображениях, расширить
кругозор школьников о
чертежах и их применении и
др.
Показать учащимся, что
изображения, которыми
пользуются на производстве и
которые изучаются в школьном
курсе черчения, не могут быть
выполнены произвольно. На
чертежи, как и на другие
изображения, установлены
специальные правила. Они
носят характер
государственных законов,
нарушать которые нельзя
никому.
Ответы
на
вопросы.
Практическая работа
по построению
геометрического
орнамента
Подготовка формата
- рамка, графы
основной надписи
Практическая работа по
вычерчиванию копий
представленных
изображений..
Введение,
§1§2.1-2.3 ;
ответить на
вопросы,
задания в
тетради.
Дать общие сведения о шрифте
для надписей на чертежах
Дать знания по теме
«Нанесение размеров на
чертежах»
Написание букв и цифр §2 п.2.2-2.4
чертежным шрифтом по задания в
сетке
тетради.
На формате А4
оформленном рамкой и
Дата проведения
план
факт
оформления.
рис. 25 учебника конструкции
прописных и строчных букв и цифр
и примера Назначение размеров на
чертежах.
Линейные и угловые размеры.
Выносные и размерные линии,
правила их проведении ни
чертежах, написание размерных
чисел.
Назначение знаков диаметра и
радиуса, правила их написания.
Нанесение размеров дуг и углов.
Применение условностей при
нанесении размеров сторон
квадрата, указание толщины и
длины детали, применении пинией с
указанием количества отверстий в
детали.
3
Введение.
комбинир Назначение масштаба при
Техника
ованный изображении деталей, запись
выполнения
масштаба на чертеже..
чертежей и
Графическая работа №1
правила их
“Линии чертежа”.
оформления.
4
Введение.
Графичес Графическая работа №2
Техника
кая
Выполнить чертеж детали
выполнения работа
«Прокладка» по имеющимся
чертежей и
половинам изображений. Нанести
правила их
размеры, указать толщину детали.
оформления.
5
Чертежи в
Комбини Объяснение сути процесса
системе
рованный проецирования, элементы
прямоугольн
проецирующего аппарата
ых проекций.
(проецируемая фигура, плоскость
проекций, центр проецирования,
проецирующие лучи, проекция
штампом вычертить
разными типами группы
линий. Заполнить графы
основной надписи
чертежным шрифтом.
Упражнения на
нанесение размеров
Ознакомление со стандартами
масштабов.
Научить практическому
применению масштабов
Отработать на практике навыки
работы с чертежными
инструментами.
Закрепление ранее полученных
знаний. Отработка навыков
работы с чертежными
инструментами.
Вычерчивание
геометрических фигур в
разных масштабах.
§2 п.2.2-2.4
задания в
тетради.
Выполнение чертежа
плоской детали по
половинке изображения
в масштабе и с
нанесением размеров.
§2 п.2.52.6,
задания в
тетради
Познакомить учащихся с
общими правилами
проецирования, лежащими в
основе построения
чертежей, используемых в
черчении.
Сравнение различных
способов изображения.
Построение одной
проекции по наглядному
изображению. Решение
задач на определение
§3,4,5
вопр.,зад.с.
40; с.44.
подг. к П.Р.
6
7
8
фигуры).
Центральное проецирование: его
суть, использование, примеры
центральных проекций.
Параллельное проецирование,
примеры использования.
Получаемые на плоскостях
проекций изображения предметов
называются не проекциями, а
видами.
Расположение видов на чертеже и
их названия: вид спереди, вид
сверху, вид слева. Определение
необходимого и достаточного числа
видов на чертежах. Понятие о
местных видах (расположенных в
проекционной связи).
Чертежи в
Практиче Моделирование из картона и
системе
ская
проволоки. Сравнение полученной
прямоугольн работа
модели с изображением.
ых проекций.
Развивать пространственные
представления и
пространственное мышление
Выполнение изображений
предметов на двух и трех
взаимно перпендикулярных
плоскостях.
вида и элементов
проецирования.
Понятие проекционной связи.
Развитие пространственного
мышления.
Процесс изготовления по Повт. §4,5
чертежу модели какоголибо предмета
Аксонометри Комбини Косоугольная фронтальная
ческие
рованный диметрическая и прямоугольная
проекции.
изометрическая проекции.
Технический
Направление осей, показатели
рисунок.
искажения, нанесение размеров.
Правила построения
аксонометрических проекций
плоских фигур лежат в основе
способов построения проекций
любых геометрических тел или
предметов.
Аксонометри Комбини Построение изометрической
ческие
рованный проекции окружности:
проекции.
проецирование окружности в
Технический
эллипс, приемы построения овала,
рисунок.
вписанного в ромб, — показ на
доске, рассмотрение примеров
Правила построения осей
координат для построения
аксонометрических проекций.
Порядок пользования линейкой
и угольником при построении
осей .
Последовательность
построения плоскогранных
предметов в
аксонометрической проекции .
Сравнение двух
аксонометрических
проекций на примере
предметов
плоскогранной формы
Построение
аксонометрических
проекций плоских фигур
§6,7
вопр.,
табл.1-2,
зад.10,11
с.52
Научить стоить аксонометрию
окружности Понятие о
техническом рисунке Правила
и последовательность
выполнения рисунка.
Способы передачи объема
Построение
изометрической
проекции окружности на
гранях куба. Построение
аксонометрических
проекций и технического
§ 8§ 9,
вопр., зад.
с.56, зад. с
58
аксонометрических изображений
предметов, имеющих круглые
элементы поверхностей
Форма предметов на техническом
рисунке выявляется с помощью
приемов оттенения, что придает
изображаемому предмету
необходимую наглядность. В
учебной практике технические
рисунки могут использоваться в
решении различных графических
задач, заменяя аксонометрические
проекции предметов.
9
10
предметов для придания
техническому рисунку
наглядности.
рисунка предметов
различной формы.
Выполнение
технических рисунков
деталей
Аксонометри Комбини Анализ геометрической формы
Дать определение основным
Анализ геометрической
ческие
рованный предметов. Проекции
геометрическим телам, как они формы модели, решение
проекции.
геометрических тел. Мысленное
отображаются на плоскостях занимательных задач
Технический
расчленение предмета на
проекции.
Построение проекций
рисунок.
геометрические тела — призмы,
Научить строить проекции
точек, нахождение
цилиндры, конусы, пирамиды, шар элементов предмета. Показать вершин, ребер и граней
и их части. Чертежи группы
как они отображаются на
предмета по чертежу.
геометрических тел. Для
плоскостях проекции.
построения профильных проекций
точек используют постоянную
прямую чертежа
Аксонометри Комбини Построить одну из проекций данной Отработать навыки построения Построение чертежа и
ческие
рованный детали. На данной проекции
и нахождения граней, ребер и аксонометрической
проекции.
нанести изображение точек.
точек предмета
проекции предмета
Технический
рисунок
Чертежи, технические рисунки и эскизы предметов.(6 часов)
11
Чтение и
выполнение
чертежей.
12
Чтение и
выполнение
чертежей.
Комбиниро Обоснование необходимости
ванный
анализа геометрической формы
предмета при построении его
чертежа.
Графическ Графическая работа №3
ая работа
“Построение чертежа
Познакомить со способами
построения изображений на
основе анализа формы
предмета.
Усвоение умений
самостоятельно в комплексе
применять знания, умения,
§10,11,12
вопр. зад с
68, вопр.,
зад с 72,78.
Подг. к
Г.Р.
Повт. §5
Проведение недостающих §13 зад с
на чертеже линий и
88. Подг.
построение третьего вида к Г.Р.
Выполнение графической Повт. §2
работы.
аксонометрической проекции
детали. Построение третьего
вида по двум данным.
13
Чтение и
выполнение
чертежей.
14
Чтение и
выполнение
чертежей.
15
Чтение и
выполнение
чертежей.
16
Эскизы.
навыки, осуществлять их
перенос в новые условия.
Развивать логическое
мышление по средствам
решения творческих задач по
данной теме. Воспитание
аккуратности и точности в
работе.
Комбиниро Использование анализа
Нанесение размеров на
ванный
геометрической формы детали с чертежах с учетом формы
целью определения количества предмета. Использование
необходимых размеров для
знаков квадрата.
нанесения на чертеже
Комбиниро Рассмотрение примеров на
Научить делить окружности на
ванный
деление отрезков на две и более равные части
равные части и угла пополам.
Развивать наблюдательность,
Изложение правил деления
умение мыслить логически.
окружности на 4, 3, 6 равных
Воспитывать внимательность и
частей с использованием
аккуратность в выполнение
циркуля или циркуля и
чертежей
угольника.
Научить применять ранее
Сопряжение: определение,
изученные способы
примеры на чертежах,
графических построений.
построение на доске
Развивать навыки работы с
сопряжения двух прямых
циркулем.
(скругление угла), нахождение
центров, точек и радиусов
сопряжений
Графическ Графическая работа №4
ая работа Выполнить по наглядному
изображению в необходимом
количестве видов чертеж одной
из деталей.
Комбиниро Для выполнения по чертежу
ванный
развертки предмета необходимо
сначала определить его
геометрическую форму,
размеры и пр., т.е. — прочитать
Отработка навыков работы с
чертежными инструментами.
Использование циркуля для
графических построений.
Решение задач на
построение чертежей с
нанесением размеров
§14 вопр.
зад. с 96
Выполнение упражнений
на деление окружности на
равные части Выполнение
чертежей деталей с
применением сопряжений
§15. Зад.
с 103,106.
Подг. к
Г.Р.
Выполнение чертежа
детали с использованием
геометрических
построении, в т. ч.
сопряжений
Научить методом анализа
Выполнение развёртки
раскладывать геометрические геометрических тел.
тела на фигуры их образующие. Устное чтение чертежей.
Научить представлять предмет Выполнение эскизов
по плоским изображениям.
деталей по наглядному
Повт.
§10,11
§1618,вопрос
ы
чертеж.
Определение габаритных
изображению.
К эскизам относятся чертеж
размеров. Дать понятия эскиза
предназначенные для разового и технического рисунка детали.
использования на
производстве..
Изображение на эскизе
выполняется по правилам
прямоугольного проецирования,
но от руки с соблюдением
пропорций на глаз.
Последовательное чтение
чертежа.
Графическая работа №5
“Выполнение эскиза и
технического рисунка с
натуры».
Построение чертежей содержащих разрезы(8 часов)
17
Сечения и
разрезы.
Комбиниро Сечения, наложенные и
ванный
вынесенные, обозначение их на
чертежах, штриховка
материалов в сечениях,
алгоритм построения сечений
Повторение теоретических
знаний и отработка
практических навыков по теме
«Сечения»
Понятие о сечении как
изображении, назначение
сечении, их классификация;
Формирование интереса к
учению;
Развитие технического и
образного мышления
Закрепление умений и навыков
по построению и обозначению
сечений;
Развитие у школьников
стремления к овладению
знаниями, формирование
умений четко организовывать свою практическую
деятельность;
Развитие самостоятельной
активности и творческого
отношения к решению задач
Построение наложенных
сечений с использованием
программированных карт
(работа выполняется на
кальке) Решение задач на
построение сечений (в
рабочих тетрадях)
Правила выполнения и
обозначение сечений
§20,21,22
,вопросы,
зад.стр.13
5
18
Сечения и
разрезы.
Графическ Графическая работа №6
ая работа “Эскиз детали с выполнением
Сечения”.
19
Сечения и
разрезы.
Комбиниро Общие сведения о разрезах.
ванный
Фронтальный, горизонтальный
и профильный разрезы, отличие
разрезов от сечений, алгоритм
построения простых разрезов.
Повторение теоретических
знаний по темам: «Сечения» и
«Простые разрезы». Изучение
правил обозначения простых
разрезов. Местный разрез
20
Сечения и
разрезы.
Комбиниро Повторение теоретических
ванный
положений по теме «Сечения»,
соединение части вида с частью
разреза
Проверка качества усвоения
материала по теме;
Воспитание культуры труда,
формирование навыков
самостоятельной работы;
Развитие пространственных
представлений,
пространственного мышления
школьников
Понятие о разрезах,
знакомство с классификацией
разрезов, формирование навыка
построения целесообразных
разрезов;
Формирование
познавательного интереса к
предмету, активности,
самостоятельности суждении;
Развитие творческого
мышления, интереса к поиску
решения задач Знакомство
школьников с правилами
обозначения простых разрезов,
формирование понятия о
местном разрезе;
Воспитание аккуратности и
четкости при выполнении
графической работы;
Развитие пространственных
представлений и
пространственного мышления
Знакомство с правилами
соединения части вида с
частью разреза, особенностями
обозначения разрезов и
условностями, принятыми в
таких случаях;
Воспитание стремления
добросовестно и рационально
Выполнение графической стр.155
работы.
Назначение разрезов.
Различие между разрезами
и сечениями. Правила
выполнения разрезов
Простые разрезы.
Обозначение простых
разрезов. Местный разрез
§ 27-28 1
вопр.,
зад.,
с.162,
стр.163
Соединение части вида с
частью разреза
§
29,30,31
вопр.,
21
Сечения и
разрезы.
22
Сечения и
разрезы.
23
Сечения и
разрезы.
24
Сечения и
разрезы.
выполнять учебные задания;
Развитие логического
мышления учащихся
Графическ Графическая работа №7
Закрепление навыков
ая работа Повторение теоретических
выполнения разрезов;
положений по теме «Разрезы»
формирование навыков
самостоятельной работы;
Развитие навыков логического
мышления
Графическ Повторение знаний и отработка Закрепление навыков
ая работа практических навыков по теме выполнения разрезов;
Графическая работа №8
формирование навыков
«Применение разрезов в
самостоятельной работы;
аксонометрической проекции» Развитие навыков логического
мышления
Комбиниро Правильное определение
Способствовать развитию
ванный
необходимого количества
пространственных
видов, полностью выявляющее представлений.
форму предмета. Применение
Научить анализировать форму
условностей и упрощений на
и конструкцию предметов и их
чертеже в соответствии с
графические изображения.
ГОСТОМ.
Научить самостоятельно,
определять главный вид и
количество изображений,
используя условности и
сокращения
Понятие об условностях, как
средстве облегчающем процесс
выполнения чертежа.
Формирование интереса к
учению;
Развитие технического и
образного мышления.
Графическ Графическая работа №9
Закрепление навыков
ая работа Выполнить эскиз детали с
выполнения разрезов;
натуры, применив
Формирование навыков
целесообразные разрезы,
самостоятельной работы;
сечения и упрощения.
Развитие навыков логического
мышления
Выполнение графической С. 154
работы.
Выполнение чертежа
детали с применением
разреза.
Повт.
§27-30
Выбор количества
§ 32 § 33
изображений и главного
подг. к
изображения. Условности Г.Р.
и упрощения на чертежах.
«Выполнение эскиза
Детали с натуры с
применением разрезов».
стр.178
25
Сборочные
чертежи
26
Сборочные
чертежи
27
Сборочные
чертежи
28
Сборочные
чертежи
Чертежи сборочных единиц (10 часов)
Комбиниро Общие понятия о соединении
Познакомить с видами
ванный
деталей. Виды соединений
соединений сформировать
детали: разъемные,
навыки построения
неразъемные — общие
изображений.
сведения, примеры, назначение, Воспитание навыков
характеристика Изображение
коллективного обсуждения;
резьбы на стержне и в
Развитие речи, памяти,
отверстии. Обозначение
мышления.
метрической резьбы..
Познакомить с видами
резьбовых соединений
сформировать навыки
построения изображений
резьбы.
Формирование навыков
самостоятельной работы;
Развитие навыков логического
мышления
Комбиниро Изображение болтовых и
Познакомить с видами
ванный
шпилечных соединений,
резьбовых соединений,
сходства и различие.
сформировать навыки
построения изображений.
Отработать навыки построений
резьбы.
Графическ Графическая работа №10
Формирование навыков
ая работа Выполнить чертеж резьбового самостоятельной работы;
соединения используя
Развитие навыков логического
упрощения применяемые
мышления
стандартом.
Комбиниро Изображения шпоночных и
Развитие способностей
ванный
штифтовых соединений.
учащихся к самообразованию;
Получение новых знаний путем речемыслительной
создания проблемной ситуации деятельности при выдвижении
и активизации мышления
и обсуждении гипотез;
школьников для
интеллектуальных
формулирования и решения
способностей на уровне
проблемных задач.
анализа и синтеза основных
понятий; развитие
любознательности,
Общие сведения о
соединениях деталей
Изображение и
обозначение резьбы.
§ 34, 35
табл.
Изображение болтовых и
шпилечных соединений.
§ 36
с.186,
с.189.
подг. к
Г.Р.
«Чертеж резьбового
соединения».
§36
Шпоночные и штифтовые §37
соединения.
вопросы
с.195,
с.197
29
Сборочные
чертежи
30
Сборочные
чертежи
31
. Сборочные
чертежи
наблюдательности.
сообразительности; образного
мышления и технического
кругозора, в т.ч. с опорой на
жизненный практический опыт
школьников.
Воспитание культуры общения,
речи (в т.ч. с использованием
специальной предметной
терминологии).
Комбиниро Особенности применения
Отработка навыков
ванный
разрезов на сборочных
выполнения разрезов на
чертежах, штриховка смежных сборочных единицах;
деталей. Размеры на сборочных Формирование навыков
чертежах. Чтение сборочных
самостоятельной работы;
чертежей
Развитие навыков логического
мышления Закрепление знаний
о сборочном чертеже
Воспитание навыков
коллективного обсуждения;
Развитие речи, памяти,
мышления.
Графическ Графическая работа №11
Закрепление знаний о
ая работа Чтение сборочного чертежа по сборочном чертеже
индивидуальным заданиям.
Воспитание культуры речи, ее
логического построения.
Развитие памяти, мышления.
Комбиниро Суть процесса деталировании. Сформировать у учащихся
ванный
Чертеж детали по чертежу
понятие «деталирование» ,
изделия
закрепить знания по чтению
сборочных чертежей.
Отработка навыков
выполнения чертежей
сборочных единиц;
Формирование навыков
самостоятельной работы;
Развитие навыков логического
мышления
Разрезы на сборочных
чертежах. Порядок чтения
сборочных чертежей.
Условности и упрощения
на сборочных чертежах
§38-40
вопросы.
Подг. к
Г.Р.
Графическая работа № 13 стр.209
Чтение сборочных
чертежей»
Понятие о деталировании §41 ,
Графическая работа №14 подг. к
«Деталирование».
Г.Р.
32
33
34
Строительные чертежи (1 час)
Комбиниро Изображения на строительных Дать понятие об архитектурно- Основные особенности
ванный
чертежах.
строительных чертежах, их
строительных чертежей.
Правила выполнения и
Назначении.
Условные изображения на
оформления строительных
Научить отличать
строительных чертежах.
чертежей. Изображение
строительные
условных элементов,
чертежи от
применяемое в строительных
машиностроительных
чертежах.
Отработка навыков
выполнения строительных
чертежей и изображение
внутреннего оборудования;
формирование навыков
самостоятельной работы;
Развитие навыков логического
мышления..
Компьютерные технологии и черчение (2 ч)
Графические
Комбиниро Пространственное
Познакомить с правилами
Порядок чтения
работы с
ванный
компьютерное моделирование и пользования с компьютерной
строительных чертежей.
помощью
чтение строительного чертежа техникой
«Чтение строительных
компьютерных
Воспитание навыков
чертежей» с помощью
технологий.
коллективного обсуждения;
компьютера
развитие речи, памяти,
мышления
Использование Комбиниро Пространственное
Познакомить с правилами
Основные особенности
компьютерной ванный
компьютерное моделирование и пользования с компьютерной
компьютерное го
системы
чтение строительного чертежа техникой. Система трехмерного моделирования.
Компас, Компас
моделирования Компас-3D,
Изображения чертежей в
3D
плоская графика.
системе трехмерной
графики.
Особенности
строительных
чертежей.
Чтение.
Условные
изображения.
§42
,43,44
§ 20
§ 21,22