УТВЕРЖДЕНО директор МАОУ-СОШ №4 В.А. Колосова РАССМОТРЕНО: на заседании педагогического совета (протокол № 1 от 01.09. 2023 г.) приказ от 01.09. 2023 г. № 01.10/795 Положение о школьной библиотеке I. Общие положения 1.Настоящее положение регламентирует деятельность библиотеки МАОУ-СОШ№ 4 г. Армавир. 2. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению», приказом Минкультуры России от 08.10.2012 № 1077 «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда», письмом Минобразования России от 23.03.2004 № 14-5170/13 «О Примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения». 3. Деятельность библиотеки (далее – школьная библиотека) отражается в уставе школы. 4. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. 5. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования Российской Федерации, инструкциями Министерства иностранных дел Российской Федерации, федеральным законом об образовании от 29.12.2012 года (статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы), уставом школы, положением о библиотеке, утвержденным директором школы. 6. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. 7. В соответствии с федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года в школьной библиотеке запрещено распространение, производство, хранение и использование литературы экстремисткой направленности. 8. Закон определяет экстремистские материалы как предназначенные для обнародования документы, либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какойлибо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. При этом к экстремистской деятельности закон относит, помимо прочего, «массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения», а также финансирование и «иное содействие» этим действиям. 9. Библиотекарь ежеквартально проводит сверку имеющихся в фондах библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов, изымает их из оборота библиотеки, ведёт журнал сверок фонда библиотеки с Федеральным списком экстремистских материалов. 10. В соответствии с федеральным законом РФ от 29.12.2010 № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», федеральным законом от 29.07.2013 №135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Библиотекарь (педагог-библиотекарь) выявляет и исключает из открытого доступа отдела обслуживания обучающихся печатные издания, соответствующие знаку информационной продукции 16+, 18+. 11. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень основных услуг и условия их представления библиотеками определяются в правилах пользования библиотекой. 12.Настоящее положение определяет уровень базисных требований к библиотеке МАОУ-СОШ№ 4 II. Основные задачи 1. Формирование в школьной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу. В целях противодействия экстремисткой деятельности, в пределах своей компетентности, осуществляет профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремисткой деятельности. Распространение среди читателей библиотеки информационных материалов, содействующих повышению уровня толерантного сознания школьников. С этой целью наложен запрет на распространения литературы экстремистской направленности и иной информации, негативно влияющей на несовершеннолетних. 2. Обеспечение участников образовательного процесса (обучающихся, педагогических работников, родителей обучающихся) доступом к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством пользования библиотечно- информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях. 3. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации. 4. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и библиотечно-информационных процессов , формирование комфортной среды. 5. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. III. Основные функции. 111 Основные функции. 1. Основные функции библиотеки: образовательная, информационная и культурная. Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечнобиблиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе. 2. Формирование фонда библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с образовательными программами ОУ. Библиотека комплектует универсальный фонд учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для учащихся; научно-педагогической, методической, справочной литературы, периодических изданий для педагогических работников на традиционных и нетрадиционных носителях. 3. Обеспечивает защиту детей от вредной для их здоровья и развития информации. 4. Ежеквартально осуществляет сверку поступающих в библиотеку документов (на любых носителях) с Федеральным списком запрещенных материалов экстремистского содержания. Ежемесячно проводит сверку фонда библиотеки с обновлениями «Федерального списка экстремистских материалов». Проделанная работа фиксируется в «Журнале сверки с «Федеральным списком экстремистских материалов». При обнаружении запрещенных материалов экстремистского содержания составляется акт с целью недопущения попадания их в фонд открытого доступа. 5. Организация и ведение электронного каталога обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции. 6. Осуществление дифференцированного библиотечно-информационного обслуживания обучающихся: Организует информационно-библиографическое обслуживание обучающихся, педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске и выборе книг, обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале; проводит с обучающимися занятия по основам библиотечно-информационных знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению, привитие навыков и умения поиска информации; организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, оказывает содействие при организации внеурочной деятельности, организуемой в условиях реализации ФГОС, содействует развитию критического мышления; ведет библиотечноинформационное обслуживание с учетом запросов обучающихся; не допускает обучающихся к Интернет-ресурсам, электронным документам экстремистского характера. 7. Осуществление дифференцированного библиотечно-информационного обслуживания педагогических работников: - удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; - содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, создание условий для их самообразования и профессионального образования; - организует доступ к педагогической информации на любых носителях. 8. Ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком. 9. Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых, массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг). 10. Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их самообразования и профессионального образования. IV. Организация деятельности библиотеки. 1. Структура школьной библиотеки: абонемент, читальный зал, хранилище учебников. 2. Осуществляется библиотечно-информационное обслуживание на основе библиотечно- информационных ресурсов в соответствии с учебно-воспитательным планом школы, программами, проектами и планом работы библиотеки; 3. Контроль за фондом библиотеки (материалы экстремистского характера), электронными документам, осуществляет библиотекарь .4. Обеспечивается соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные условия для обслуживания читателей. 5.Происходит систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки, в том числе через школьный сайт. 6.Организуется работа по сохранности библиотечного фонда 9. Библиотекарь ежеквартально проводит сверку имеющихся в фондах библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов, изымает их из оборота библиотеки, ведёт журнал сверок фонда библиотеки с Федеральным списком экстремистских материалов. 10.Работники библиотеки должны распологать сведениями о запрещенных книгах и иной печатной продукции, т.е. иметь государственный перечень(список) экстремистской литературы. V. Учет поступления и выбытия документов библиотечного фонда 1. Сведения о включаемых в библиотечный фонд документах фиксируются в книге суммарного учета библиотечного фонда (листы суммарного учета библиотечного фонда, журнал). 2. Суммарный учет поступления ведётся в суммарной книге. 3. Документы, подготовленные к приему в библиотечный фонд, подвергаются первичной обработке и индивидуальному учету. 4. Документы выбывают из библиотечного фонда в связи с физической утратой или частичной либо полной утратой потребительских свойств. Выбывающие документы исключаются из библиотечного фонда и списываются. 5. Выбытие документов из библиотечного фонда оформляется актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда по форме 0504144 (далее – акт о списании), утвержденной приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н. 6. К акту о списании прилагается список на исключение объектов библиотечного фонда (далее – список), который включает следующие сведения: регистрационный номер и шифр хранения документа, краткое библиографическое описание, цену документа, зафиксированную в регистре индивидуального учета документов, коэффициент переоценки, цену после переоценки и общую стоимость исключаемых документов. VIII. Управление. Штаты 1. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом школы. 2. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы. 3. Руководство школьной библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом школы. 4.Библиотекарь назначается директором школы, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения. 5. Библиотекарь разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы: а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; б) планово-отчетную документацию; 6. В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки могут вводиться должности: заведующий библиотекой, библиотекарь. 8. Трудовые отношения работников школьной библиотеки регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде. I X. Права и обязанности библиотеки 1. Работники школьной библиотеки имеют право: а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно- информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и положении о школьной библиотеке; б) разрабатывать правила пользования библиотекой. в) рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов; г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; д) определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом или управляющим советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; е) иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными актами; ж) быть представленными к различным формам поощрения; 2. Работники библиотек обязаны: а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов; г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий пользователей; д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; ж) обеспечивать режим работы школьной библиотеки; з) повышать квалификацию. X. Права и обязанности пользователей библиотеки 1. Пользователи библиотеки имеют право: а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации; д) продлевать срок пользования документами; е)получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; з) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы. 2. Пользователи школьной библиотеки обязаны: а) соблюдать правила пользования школьной библиотекой; б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках; г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; ж) возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки; з) заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования школьной библиотекой; и) полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе. 3. Порядок пользования школьной библиотекой: а) запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному составу класса, педагогических и иных работников школы - в индивидуальном порядке, родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту; б) перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно; в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является личная электронная карточка обучающегося. 4. Порядок пользования абонементом: а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно; б) максимальные сроки пользования документами: — учебники, учебные пособия — учебный год; — научно-популярная, познавательная, художественная литература — 14 дней; — периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней; в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 5. Порядок пользования читальным залом: а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются; б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале; 6. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке: а) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату; б) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно- гигиеническим требованиям. в) запрещается обращение к ресурсам Интернет, содержащим экстремистский характер.