Положение о школьной библиотеке МАОУ-СОШ № 4

УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ-СОШ №4
В.А. Колосова

РАССМОТРЕНО:
на заседании педагогического совета
(протокол № 1 от 01.09. 2023 г.)

приказ от 01.09. 2023 г. № 01.10/795

Положение
о школьной библиотеке

I.
Общие
положения
1.Настоящее положение регламентирует деятельность библиотеки МАОУ-СОШ№ 4
г. Армавир.
2. Настоящее положение разработано в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении
форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета,
применяемых органами государственной власти (государственными органами),
органами местного самоуправления, органами управления государственными
внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и
Методических указаний по их применению», приказом Минкультуры России от
08.10.2012 № 1077 «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав
библиотечного фонда», письмом Минобразования России от 23.03.2004 № 14-5170/13 «О Примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения».
3. Деятельность библиотеки (далее – школьная библиотека) отражается в уставе
школы.
4. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы:
формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения
обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация
к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего
освоения
профессиональных
образовательных
программ,
воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
5. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,
решениями Министерства образования Российской Федерации, инструкциями
Министерства иностранных дел Российской Федерации, федеральным законом об
образовании от 29.12.2012 года (статья 18. Печатные и электронные
образовательные и информационные ресурсы), уставом школы, положением о
библиотеке,
утвержденным
директором
школы.
6. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма,
общедоступности,
приоритета
общечеловеческих
ценностей,

гражданственности,
свободного
развития
личности.
7. В соответствии с федеральным законом «О противодействии экстремистской
деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года в школьной библиотеке
запрещено распространение, производство, хранение и использование
литературы
экстремисткой
направленности.
8. Закон определяет экстремистские материалы как предназначенные для
обнародования документы, либо информация на иных носителях,
призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо
обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой
деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской
рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации,
обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое
превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных
преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какойлибо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной
группы. При этом к экстремистской деятельности закон относит, помимо
прочего, «массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а
равно их изготовление или хранение в целях массового распространения», а
также финансирование и «иное содействие» этим действиям.
9. Библиотекарь ежеквартально проводит сверку имеющихся в фондах
библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов,
изымает их из оборота библиотеки, ведёт журнал сверок фонда библиотеки с
Федеральным
списком
экстремистских
материалов.
10. В соответствии с федеральным законом РФ от 29.12.2010 № 436 «О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»,
федеральным законом от 29.07.2013 №135-ФЗ «О внесении изменений в статью
5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию». Библиотекарь (педагог-библиотекарь) выявляет и
исключает из открытого доступа отдела обслуживания обучающихся печатные
издания, соответствующие знаку информационной продукции 16+, 18+.
11. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации,
перечень основных услуг и условия их представления библиотеками определяются в
правилах
пользования
библиотекой.
12.Настоящее положение определяет уровень базисных требований к библиотеке
МАОУ-СОШ№
4
II.
Основные
задачи
1. Формирование в школьной среде мировоззрения и духовно-нравственной
атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах
уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и
согласию, готовности к диалогу. В целях противодействия экстремисткой
деятельности,
в
пределах
своей
компетентности,
осуществляет

профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры,
направленные
на
предупреждение
экстремисткой
деятельности.
Распространение среди читателей библиотеки информационных материалов,
содействующих повышению уровня толерантного сознания школьников. С
этой целью наложен запрет на распространения литературы экстремистской
направленности
и
иной
информации,
негативно
влияющей
на
несовершеннолетних.
2. Обеспечение
участников образовательного процесса (обучающихся, педагогических работников,
родителей обучающихся) доступом к информации, знаниям, идеям, культурным
ценностям посредством пользования библиотечно- информационных ресурсов
общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный
фонд, фонд периодических изданий); цифровом (CD-диски); коммуникативном
(компьютерные
сети)
и
иных
носителях.
3. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и
критической оценке информации.
4. Совершенствование предоставляемых
библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и
библиотечно-информационных процессов , формирование комфортной среды.
5. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. III.
Основные
функции.
111 Основные
функции.
1. Основные функции библиотеки: образовательная, информационная и культурная.
Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечнобиблиографическую и информационную культуру учащихся, участие в
образовательном процессе.
2. Формирование
фонда библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с образовательными
программами ОУ. Библиотека комплектует универсальный фонд учебной,
художественной, справочной, научно-популярной литературы, периодических
изданий для учащихся; научно-педагогической, методической, справочной
литературы, периодических изданий для педагогических работников на
традиционных и нетрадиционных носителях.
3. Обеспечивает защиту
детей от вредной для их здоровья и развития информации.
4.
Ежеквартально осуществляет сверку поступающих в библиотеку документов
(на любых носителях) с Федеральным списком запрещенных материалов
экстремистского содержания. Ежемесячно проводит сверку фонда библиотеки с
обновлениями
«Федерального
списка
экстремистских
материалов».
Проделанная работа фиксируется в «Журнале сверки с «Федеральным списком
экстремистских материалов». При обнаружении запрещенных материалов
экстремистского содержания составляется акт с целью недопущения
попадания
их
в
фонд
открытого
доступа.
5. Организация и ведение электронного каталога обеспечивает информирование

пользователей
об
информационной
продукции.
6.
Осуществление
дифференцированного
библиотечно-информационного
обслуживания обучающихся: Организует информационно-библиографическое
обслуживание обучающихся, педагогов, родителей, консультирование читателей
при поиске и выборе книг, обслуживание читателей на абонементе, в читальном
зале; проводит с обучающимися занятия по основам библиотечно-информационных
знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению, привитие навыков и
умения поиска информации; организует массовые мероприятия, ориентированные
на развитие общей и читательской культуры личности, оказывает содействие при
организации внеурочной деятельности, организуемой в условиях реализации ФГОС,
содействует
развитию
критического
мышления;
ведет
библиотечноинформационное обслуживание с учетом запросов обучающихся; не допускает
обучающихся к Интернет-ресурсам, электронным документам экстремистского
характера.
7.
Осуществление
дифференцированного
библиотечно-информационного
обслуживания педагогических работников: - удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей; - содействует профессиональной
компетенции, повышению квалификации, создание условий для их самообразования
и профессионального образования; - организует доступ к педагогической
информации на любых носителях.
8.
Ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и
обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
9. Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых, массовых
форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг).
10. Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их
самообразования
и
профессионального
образования.
IV.
Организация
деятельности
библиотеки.
1. Структура школьной библиотеки: абонемент, читальный зал, хранилище
учебников.
2. Осуществляется библиотечно-информационное
обслуживание на основе библиотечно- информационных ресурсов в соответствии с
учебно-воспитательным планом школы, программами, проектами и планом работы
библиотеки;
3. Контроль за
фондом библиотеки (материалы экстремистского характера), электронными
документам,
осуществляет
библиотекарь
.4. Обеспечивается соответствующий санитарно-гигиенический режим и
благоприятные
условия
для
обслуживания
читателей.
5.Происходит систематическое информирование читателей о деятельности
библиотеки,
в
том
числе
через
школьный
сайт.
6.Организуется
работа
по
сохранности
библиотечного
фонда
9. Библиотекарь ежеквартально проводит сверку имеющихся в фондах
библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов,

изымает их из оборота библиотеки, ведёт журнал сверок фонда библиотеки с
Федеральным
списком
экстремистских
материалов.
10.Работники библиотеки должны распологать сведениями о запрещенных
книгах и иной печатной продукции, т.е. иметь государственный
перечень(список)
экстремистской
литературы.
V. Учет поступления и выбытия документов библиотечного фонда
1. Сведения о включаемых в библиотечный фонд документах фиксируются в книге
суммарного учета библиотечного фонда (листы суммарного учета библиотечного
фонда, журнал).
2. Суммарный учет поступления ведётся в
суммарной книге.
3. Документы,
подготовленные к приему в библиотечный фонд, подвергаются первичной
обработке
и
индивидуальному
учету.
4. Документы выбывают из библиотечного фонда в связи с физической утратой или
частичной либо полной утратой потребительских свойств. Выбывающие документы
исключаются
из
библиотечного
фонда
и
списываются.
5. Выбытие документов из библиотечного фонда оформляется актом о списании
исключенных объектов библиотечного фонда по форме 0504144 (далее – акт о
списании), утвержденной приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н.
6. К акту о списании прилагается список на исключение объектов библиотечного
фонда (далее – список), который включает следующие сведения: регистрационный
номер и шифр хранения документа, краткое библиографическое описание, цену
документа, зафиксированную в регистре индивидуального учета документов,
коэффициент переоценки, цену после переоценки и общую стоимость исключаемых
документов.
VIII.
Управление.
Штаты
1. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с
законодательством
Российской
Федерации
и
уставом
школы.
2. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор
школы.
3. Руководство школьной библиотекой осуществляет
библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед
обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными
представителями) за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки
в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными
квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом школы.
4.Библиотекарь назначается директором школы, может являться членом
педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета
общеобразовательного учреждения.
5. Библиотекарь разрабатывает и
представляет директору школы на утверждение следующие документы: а)
положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; б) планово-отчетную
документацию;
6. В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки могут

вводиться
должности:
заведующий
библиотекой,
библиотекарь.
8. Трудовые отношения работников школьной библиотеки регулируются трудовым
договором, условия которого не должны противоречить законодательству
Российской Федерации о труде. I
X. Права
и
обязанности
библиотеки
1. Работники школьной библиотеки имеют право: а) самостоятельно выбирать
формы, средства и методы библиотечно- информационного обслуживания
образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами,
указанными в уставе школы и положении о школьной библиотеке; б) разрабатывать
правила пользования библиотекой. в) рекомендовать источники комплектования
информационных ресурсов; г) изымать и реализовывать документы из фондов в
соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; д) определять в
соответствии с правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными
директором школы, и по согласованию с родительским комитетом или
управляющим советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного
пользователями библиотеки; е) иметь ежегодный отпуск в соответствии с
локальными нормативными актами; ж) быть представленными к различным формам
поощрения;
2. Работники библиотек обязаны: а) обеспечить пользователям возможность работы
с информационными ресурсами библиотеки; б) информировать пользователей о
видах предоставляемых библиотекой услуг; в) обеспечить научную организацию
фондов и каталогов; г) формировать фонды в соответствии с утвержденными
федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами
школы, интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше
категорий пользователей; д) совершенствовать информационно-библиографическое
и библиотечное обслуживание пользователей; е) обеспечивать сохранность
использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы школьной библиотеки; з) повышать квалификацию.
X.
Права
и
обязанности
пользователей
библиотеки
1. Пользователи библиотеки имеют право: а) получать полную информацию о
составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых
библиотекой услугах; б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом
библиотеки; в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации; г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном
зале печатные издания и другие источники информации; д) продлевать срок
пользования
документами;
е)получать
тематические,
фактографические,
уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; ж)
участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; з) обращаться для
разрешения
конфликтной
ситуации
к
директору
школы.
2. Пользователи школьной библиотеки обязаны: а) соблюдать правила пользования
школьной библиотекой; б) бережно относиться к произведениям печати (не

вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным
документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; в) поддерживать
порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения
карточек в каталогах и картотеках; г) пользоваться ценными и справочными
документами только в помещении библиотеки; д) убедиться при получении
документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом
работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых
документах несет последний пользователь; ж) возвращать документы в школьную
библиотеку в установленные сроки; з) заменять документы школьной библиотеки в
случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в
размере, установленном правилами пользования школьной библиотекой; и)
полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока обучения или
работы
в
школе.
3. Порядок пользования школьной библиотекой: а) запись в школьную библиотеку
обучающихся производится по списочному составу класса, педагогических и иных
работников школы - в индивидуальном порядке, родителей (иных законных
представителей) обучающихся — по паспорту; б) перерегистрация пользователей
школьной библиотеки производится ежегодно;
в) документом,
подтверждающим право пользования библиотекой, является личная электронная
карточка
обучающегося.
4. Порядок пользования абонементом: а) пользователи имеют право получить на
дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами: — учебники, учебные пособия —
учебный год; — научно-популярная, познавательная, художественная литература —
14 дней;
— периодические издания, издания
повышенного спроса — 7 дней;
в)
пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них
отсутствует
спрос
со
стороны
других
пользователей.
5. Порядок пользования читальным залом: а) документы, предназначенные для
работы
в
читальном
зале,
на
дом
не
выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном
экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале;
6. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке: а) по всем
вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к
работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета,
предполагающим оплату; б) работа с компьютером производится согласно
утвержденным санитарно- гигиеническим требованиям.
в)
запрещается обращение к ресурсам Интернет, содержащим экстремистский
характер.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».