АРП технология 1-4 класс 7.2

Управление образования администрации
муниципального образования город Армавир
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
352930 г. Армавир, ул. Азовская, 20
Рассмотрено и одобрено
заместителем директора по
учебной
работе
МАОУ
СОШ №4 г.Армавир
__________ А.Г.Рощупкиной
«31» августа 2023г.

Утверждена
Протоколом № 1 от
«01» сентября 2023 г.
Директор МАОУ СОШ№4
г. Армавир
_____________ В.А.Колосова

Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИИ»
для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья с задержкой психического развития
(Вариант 7.2)
1 - 4 класс

Данная программа адресована учащимся 1(1 дополнительного) – 4 классов,
обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2) муниципального общеобразовательного
бюджетного учреждения . Нормативный срок обучения 5 лет.
Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с
образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные
календарные сроки. «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по
основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по
отношению к основному содержанию требований. Данный вариант характеризуется
усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом
развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без
создания специальных условий1.
В классе у учащихся выявлены ограниченные возможности здоровья: задержка
психического здоровья, недоразвитие речи системного характера.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или
поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные
недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо
неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной
саморегуляции. У некоторых обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой
ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Обучающиеся класса характеризуются уровнем развития несколько ниже
возрастной нормы, отставание у части детей проявляться в целом, у части - локально в
отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и
др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности
деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и
школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в
поведении и деятельности сформированы недостаточно. У большинства учащихся класса
наблюдается неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием
социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
К общим потребностям относятся:
• получение специальной помощи средствами образования сразу же после
выявления первичного нарушения развития;

1

Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»

N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

• выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
• получение начального общего образования в условиях образовательных
организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям
обучающегося с ОВЗ;
• обязательность
непрерывности
коррекционно-развивающего
процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
• психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с
педагогами и соучениками;
• психологическое
сопровождение,
направленное
на
установление
взаимодействия семьи и образовательной организации;
• постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за
пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны
следующие специфические образовательные потребности:
• обеспечение
особой
пространственной
и
временной
организации
образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной
системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой
истощаемости,
низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
• увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;
• гибкое
варьирование
организации
процесса
обучения
путем
расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения
количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования;
• организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной
помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития);
• наглядно-действенный характер содержания образования;
• развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы
компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
• обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего
справляться с учебными заданиями самостоятельно;
• постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых
знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
• необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых
обществом норм поведения;

• постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса
к себе, окружающему предметному и социальному миру;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности
и поведения;
• комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого
лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а
также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию
дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции
познавательной деятельности и поведения;
• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию
возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь
взрослого;
• развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного
общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми),
формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение
социальных контактов;
• обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения
(организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для
формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР,
можно открыть ему путь к получению качественного образования.
Создание специальных условий для детей с ОВЗ, имеющих задержку
психического развития:
- организация рабочего места с обеспечением возможности постоянно находиться в зоне
внимания педагога;
- использование специальных учебно-методических пособий и дидактических
материалов» - использование наглядных, словесных, практических методов обучения и
воспитания с учётом психофизического состояния ребёнка;
- новый материал будет преподноситься для детей с ЗПР предельно развёрнуто и
доступно;
- значительное место будет отведено практической деятельности учащихся;
- в случае затруднения выполнения заданий – дополнительное инструктирование,
пошаговый алгоритм, работа по плану и др.;
- уважение к результатам деятельности обучающихся в сочетании с разумной
требовательностью;
- индивидуальный подход к ребёнку (учёт уровня подготовленности, особенности
личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий).
Место предмета в учебном плане
В 1 и 1 дополнительном классе — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели).
Во 2—4 классах на предмет «Технология», отводится по 34ч (1 ч в неделю, 34
учебные недели в каждом классе).

Учебный предмет «Технология» входит в предметную область «Технология» и
является обязательным для реализации. Он направлен на формирование навыков
преобразовательной деятельности, усвоение социального и культурного опыта, а также на
коррекцию недостатков познавательной деятельности, регуляции, совершенствование
общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков обучающихся с задержкой
психического развития (ЗПР).
Программа отражает содержание обучения предмету «Технология» с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для
варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета
раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в
распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом
планировании.
Общая цель изучения предмета «Технология» в соответствии с примерной
адаптированной образовательной программой (АООП) заключается в:
− создании условий, обеспечивающих усвоение социального и культурного опыта
обучающимися с ЗПР, для успешной социализации в обществе;
− приобретении первоначального опыта практической преобразовательной
деятельности
на
основе
овладения
технологическими
знаниями,
техникотехнологическими умениями и проектной деятельностью;
− формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и
людям труда.
Овладение учебным предметом «Технология» представляет сложность для детей с
ЗПР. Это связано с недостатками моторики, пространственной ориентировки,
непониманием содержания инструкций, несформированностью основных мыслительных
операций.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во АООП НОО
обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие
задачи учебного предмета:
− получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и
общества, о мире профессий;
− усвоение правил техники безопасности;
− овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных
сферах, навыками коммуникации в процессе социального и трудового взаимодействия;
− овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах,
овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые
навыки в жизни;
− формирование положительного опыта и установки на активное использование
освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и
помощи близким. В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим
образом:
− формирование первоначальных представлений о труде, как способе
преобразования окружающего пространства, формирование понятия «профессия»,
уточнение представлений о профессиях, с которыми обучающиеся сталкиваются в
повседневной жизни: врач, повар, учитель. Уточнение представлений о профессиях
строитель, дизайнер;

− знакомство с правилами техники безопасности при работе с бумагой, картоном,
глиной, пластилином, ножницами, карандашом, линейкой, клейстером, клеем.
Формирование навыка организации рабочего места при работе с данными инструментами
и материалами;
− обучение приемам содержания рабочего места в порядке (протирание
поверхности, подметание пола);
− формирование умения воспроизводить технологическую последовательность
изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка.
В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются
следующим образом:
−получение первоначальных представлений о труде и его значении в жизни
человека и общества, уточнение понятия профессия, уточнение представлений о
профессиях, с которыми сталкивается в повседневной жизни: врач, повар, учитель;
−формирование представлений о профессияхмодельер, дизайнер, конструктор;
−формирование трудовых умений, необходимых для украшения окружающих
предметов, умений адекватно применять доступные технологии в жизни, рационально
расходовать материалы;
−познакомить со способами соединения деталей с помощью клейстера, клея ПВА,
пластилина, ниток;
−познакомить с видами отделки, приемами разметки деталей из бумаги: с
помощьюшаблонов, трафаретов, перегибания;
−совершенствовать умения планировать трудовые действия (составлять план
работы над изделием, определяет инструменты, необходимые для работы);
−совершенствовать навыки работы с инструментами, формировать правила
безопасногоповедения и гигиены при работе инструментами.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного
предмета
Учебный предмет «Технология» составляет неотъемлемую частью образования
младших школьников с ЗПР, так как является основным для формирования сферы
жизненной компетенции и имеет коррекционное значение. Он реализуется на протяжении
всего периода начального образования и позволяет не только формировать необходимые
компетенции, но и успешно корригировать типичные для школьников с ЗПР дисфункции
(недостатки моторики, пространственной ориентировки и пр.).
Предмет «Технология» тесно связан с другими образовательными областями и
является одним из основных средств для реализации деятельностного подхода в
образовании.
Предмет необходим для улучшения всех сторон познавательной деятельности: он
обогащает содержание умственного развития, формирует операциональный состав
различных практических действий, способствуя их переходу во внутренний план, создает
условия для активизации связного высказывания, уменьшая трудности оречевления
действий, а также вербального обоснования оценки качества сделанной работы.
Предмет «Технология» способствует становлению сферы жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности и позволяющей адаптироваться в социуме,
развивает необходимые для социализации качества личности. Он помогает преодолеть ряд

нежелательных особенностей обучающихся с ЗПР (ручную неумелость, леность,
неусидчивость, поспешность и непродуманность действий, безразличие к результату и
пр.), а потому имеет большое воспитательное значение.
Учебный предмет «Технология» имеет отчетливую практико-ориентированную
направленность. Его содержание даёт ребёнку представление о технологическом процессе,
как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции правил,
показывает, как использовать полученные знания в разных сферах учебной и внеучебной
деятельности. Практическая деятельность на уроках технологии создает основу для
формирования системы специальных технологических действий.
Изучение предмета формирует важную компетенцию соблюдения правил
безопасной работы и гигиены труда. В ходе реализации рабочей программы его изучения
происходит постепенное расширение образовательного пространства обучающегося за
пределы образовательной организации (экскурсии вокруг школы, по району, в мастерские
и на предприятия, знакомящие обучающихся с ЗПР с видами и характером
профессионального труда).
В ходе выполнения практических заданий совершенствуются возможности
планирования деятельности, контроля ее качества, общей организации, коррекции плана с
учетом изменившихся условий, что в совокупности способствует формированию
произвольной регуляции. Создаются условия, формирующие навык работы в малых
группах, а также необходимые коммуникативные действия и умения. Все это способствует
достижению запланированных метапредметных и личностных результатов образования,
формированию универсальных учебных действий (УУД).
Роль предмета «Технология» велика и для успешной реализации программы
духовно-нравственного
развития,
поскольку
формирование
нравственности
непосредственно сопряжено с пониманием значения труда в жизни человека.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности происходит через развитие
восприятия, зрительной памяти и внимания. Уточняются представления о свойствах
предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования. Выполнение различных
операций осуществляет пропедевтическую функцию, обеспечивающую усвоение таких
тем как измерение, единицы измерения, геометрические фигуры и их свойства, симметрия
и др.
Обучающиеся
с
ЗПР
характеризуются
существенными
индивидуальнотипологическими различиями, которые проявляются и устойчивостью
учебных
затруднений
(из-за
дефицита
познавательных
способностей),
и
мотивационноповеденческими особенностями, и степенью проявления дисфункций
(нарушений ручной моторики, глазомера, возможностей произвольной концентрации и
удержания внимания). В связи с этим от учителя требуется обеспечение индивидуального
подхода к детям, и уроки по предмету «Технология» создают полноценную возможность
для этого.
На уроках для всех обучающихся с ЗПР необходимо:
− при анализе образца изделий уточнять название и конкретизировать значение
каждой детали;
− выбирать для изготовления изделие с простой конструкцией, которое можно
изготовить за одно занятие;
− осуществлять постоянную смену деятельности для профилактики утомления и
пресыщения;

− трудности в проведении сравнения выполняемой работы с образцом,
предметноинструкционным или графическим планом требуют предварительного обучения
указанным действиям.
Кроме того недостаточное овладение разными видами контроля результата
(глазомерный, инструментальный) повышают роль педагога как внешнего регулятора
деятельности и помощника в формировании необходимых навыков, а недостаточность
пространственной ориентировки, недоразвитие моторных функций (нарушены моторика
пальцев и кисти рук, зрительно-двигательная координация, регуляция мышечного усилия)
требует действий, направленных на коррекцию этих дисфункций не только от учителя, но
и от других участников сопровождения.
Степень же отставания в формировании системы произвольной регуляции, так же
как и несовершенства мыслительных операций, может различаться. При существенном
отставании в сформированности указанных психологических составляющих учителю
рекомендуется:
− при объяснении материала использовать пошаговую инструкцию, пошаговый
контроль и оказание стимулирующей, организующей и обучающей помощи;
− затруднения при планировании (нарушение последовательности, пропуск
операций, повторение пунктов плана) делают адекватным присутствие наглядного
пошагового плана действий;
− объем заданий и техническая сложность работы определяется в зависимости от
функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики
(быстрая истощаемость, низкая работоспособность, пониженного общего тонуса и др.).
Значение предмета
развивающей работы

«Технология»

в

общей

системе

коррекционно-

Общая система коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими
ЗПР, конкретизируется в каждой образовательной организации в зависимости от
материально-технической базы и кадрового потенциала, однако требует согласованных
усилий участников сопровождения, обсуждения результатов на психологомедикопедагогических консилиумах и педагогических советах (если образование
реализуется в отдельных организациях). Объектами коррекционно-развивающей и
психокоррекционной работы становятся недостатки познавательной деятельности,
отклонения в эмоциональноволевой сфере личности, трудности межличностного
взаимодействия, различные неспецифические дисфункции. Соответственно, участники
сопровождения рефлексируют коррекционно-развивающий потенциал каждого учебного
предмета, и простраивают мониторинг образовательных результатов в соответствии с ним.
Предмет «Технология» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие
позитивных изменений по следующим пунктам:
− расширение представлений о трудовой деятельности людей;
− развитие возможностей знаково-символического опосредствования деятельности
(в качестве средств выступают схемы изделий, технологические карты);
− совершенствование пространственных представлений;
− улучшение ручной моторики;
− развитие действий контроля;
− совершенствование планирования (в том числе умения следовать плану);

− вербализация плана деятельности;
− умение работать в парах и группах сменного состава;
− совершенствование диалогических умений;
− формирование социально одобряемых качеств личности (аккуратность,
тщательность, инициативность и т.п.).
Психокоррекционная направленность заключается также в расширении и
уточнении представлений об окружающей предметной и социальной действительности,
что реализуется за счет разнообразных заданий, стимулирующих интерес младшего
школьника с ЗПР к себе и к миру. Требования речевых отчетов и речевого планирования,
постоянно включаемые процесс выполнения работы, способствуют появлению и
совершенствованию рефлексивных умений, которые рассматриваются как одно из
важнейших психологических новообразований младшего школьника.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы должны отражать: 1) осознание
себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский
народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2)
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к
иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение
социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности; 6) способность к осмыслению социального окружения, своего
места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических
чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки
на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям 11) развитие
адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении; 12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни; 13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временнопространственной организации.
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать: 1)
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных
и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата; 3) формирование умения понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и

познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового чтения доступных по
содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах; 6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на
уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать
собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 8) определение общей цели и
путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9) готовность
конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 11)
овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования.
Они обозначаются как:
1) формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой,
тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в
зависимости от их свойств;
2) формирование организационных трудовых умений (правильно располагать
материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и
санитарно-гигиенические требования и т.д.)
3) формирование
навыков
самообслуживания,
овладение
некоторыми
технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники
безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для решения практических
задач; 5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Учебный предмет «Технология» имеет большое значение для формирования сферы
жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже
перечисленным направлениям.
Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных
сферах проявляется в умениях:
– осуществлять
экологичные действия
по
преобразованию
окружающей
действительности, направленные на удовлетворение своих потребностей;
– пользоваться инструментами и приспособлениями для обработки материалов в
соответствии с их свойствами.

Овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации,
социального и трудового взаимодействия проявляется в умениях:
– использовать вербальную и невербальную коммуникацию как средство
достижения цели;
– получать и уточнять информацию от партнера, учителя;
– осваивать культурные формы коммуникативного взаимодействия.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно-временной организации проявляется:
– в расширении и уточнении представлений об окружающем предметном и
социальном мире, пространственных и временных отношениях;
– в способности замечать новое, принимать и использовать социальный опыт;
– в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими
намерениями, для осуществления поставленной задачи.
1 класс, 1 дополнительный класс Личностные
результаты:
− формирование коммуникативной компетенции в её органичном единстве с
трудовой и преобразовательной деятельностью;
− формирование уважительного отношения к трудовым достижениям;
− овладение начальными навыками преобразования окружающей материальной
действительности;
− формирование и развитие мотивов трудовой деятельности;
− способность к осмыслению значения труда, осознание его ценности; −
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
− развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам одноклассников при коллективной работе;
− развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
− формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
− развитие адекватных представлений о собственных возможностях в
преобразовании материальной действительности, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
− овладение умениями организации рабочего места и рабочего пространства
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД позволяют:
− определять и формулировать цель выполнения заданий под руководством
учителя;
− понимать смысл инструкции учителя;
− определять план выполнения заданий под руководством учителя;
− проговаривать последовательность действий;
− учиться высказывать свое предположение (версию) о результате действий;
− с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения
задания материалов и инструментов;
− использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и
т.д.;

− учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по
предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
− выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
− учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке;
− оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.
Познавательные УУД позволяют:
− ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут
необходимы для выполнения задания;
− отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в
информационном пространстве;
− сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и определять
различие;
− с помощью учителя различать новое от уже известного;
− понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;
− анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; −
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; −
обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.
Коммуникативные УУД позволяют:
− отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на
уроке;
− соблюдать нормы речевого этикета в трудовом взаимодействии;
− принимать участие в коллективных работах, работе в парах и группах;
− контролировать свои действия при совместной работе;
− договариваться с партнерами и приходить к общему решению;
− осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться
своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его
выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий).
Предметные результаты 1 класс
Разнообразие
психологическихособенностей
обучающихся
с
ЗПР,
различия
индивидуального компенсаторного потенциала (как общего, так и касающегося речевых
умений) не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения предмета
«Технология». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры. В 1 классе желательно
достичь следующих результатов:
− умение распознавать различные виды материалов (природные, бумага, тонкий картон,
глина, пластилин, клейстер, клей), сравнение, называние свойств и названий материалов;
− составление по образцу и аналогии многодетальных конструкций посредством
неподвижного соединения деталей клеем, пластилином;
− умение различать и использовать названия и назначение инструментов и
приспособлений, правил работы ими (ножницы, линейка, карандаш, шаблон, кисть, клей,
стека);
− умение воспроизвести технологическую последовательность изготовления несложных
изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
− умение выполнить разметку: сгибанием, по шаблону;
− умение правильно держать инструмент в процессе работы; следить за сохранением
правильной рабочей позы;

− умение осуществить сборку изделия (умение выполнять сборочные операции, наносить
клей на детали, приклеивать элементы и детали, соединять детали пластилином).
Предметные результаты 1 дополнительный класс
В 1 дополнительном классе желательно достижение обучающемуся следующих
результатов:
− знает способы соединения деталей с помощью клейстера, клея ПВА, пластилина, ниток;
− знает виды отделки: раскрашивание, аппликации, разные приемы разметки деталей из
бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания;
− самостоятельно сравнивает образец с натуральным объектом, муляжом с выделением
схожих и отличительных черт;
− определяет назначение изделия;
− умеет анализировать условия труда, выбирать материалы и инструменты, необходимые
для работы;
− планирует трудовые действия (умеет с опорой на образец и графические обозначения
составлять план работы над изделием, определяет инструменты, необходимые для
работы); − осуществляет контроль действий в ходе работы (проверяет правильность
изготовленных изделий по образцу, шаблону, линейке, наложением, визуально; замечает
ошибки и исправляет их);
− осуществляет заключительный контроль (самостоятельно составляет устный отчет о
проделанной работе; делает подробный анализ деталей своего изделия и изделия
товарища с опорой на план);
− экономное расходование материалов при разметке;
− владеет инструментами и приспособлениями (ножницы, кисть, шаблон, линейка,
карандаш, игла, наперсток, стека);
− умеет обрабатывать бумагу, картон, работать с пластилином, нитками, тканью
доступным способом;
− умеет делать разметку материалов (определяет с помощью линейки высоту, длину и
ширину предмета);
− знает правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой
техникой (в том числе с компьютером).
2 класс
Личностные результаты по учебному предмету «Технология» оцениваются по
следующим направлениям:
Осознание себя как гражданина России проявляется в:
• стремлении пополнить свои знания о различных профессиях, ремеслах и промыслах
народов России
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
• умении организовывать рабочее место и рабочее пространство (порядок в учебных
принадлежностях, бережное отношение к учебникам, школьному имуществу);
• проявлении ответственного поведения (подготовка к уроку, трансляция заданий
учителя дома взрослым, беспокойство по поводу соблюдения требований);
• соблюдении школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку, действовать в
соответствии с инструкцией учителя, правилами безопасной работы с инструментами);
• подчинении дисциплинарным требованиям;

•

стремлении отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе, социально
одобряемые ответы на вопросы об отношении к предметам труда;
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации
проявляется в:

•

умении получать и уточнять информацию от партнера, учителя (обратиться с
вопросом, просьбой);
описывать результат своего труда, говорить об испытываемых эмоциях, намерениях в
отношении выполняемой работы, объектов труда, наблюдаемых объектов;

•
•

•
•
•

•

•
•
•

•
•

•
•
•

способности объяснять что-либо, выслушивать объяснение или мнение
коммуникативного партнера (ребенка и взрослого, знакомого и малознакомого);
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях;
умении сочувствовать при затруднениях и неприятностях, выражать согласие
(стремление) помочь при выполнении коллективной работы.
уважительном отношении к трудовым достижениям;
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:
различении красивого и некрасивого,
проявлении интереса к демонстрации произведений скульптуры, живописи, красот
природы и предметного мир;
стремлении замечать и создавать красоту вокруг себя (украшать поделку пр.)
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о
собственных возможностях и ограничениях проявляется в:
осознании своих затруднений (не понимаю, не успел), потребностей (плохо видно,
надо выйти, повторите, пожалуйста);
умении разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи педагога.
стремлении получить одобряемый результат своего труда,
Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных
сферах проявляется в умениях:
организовывать рабочее место
пользоваться инструментами и приспособлениями для обработки материалов в
соответствии с их свойствами.
Метапредметные результаты освоения ПРП для 2-го класса по учебному предмету
«Технология» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим
образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются
в умении:
ориентироваться в известных понятиях.
сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие;
с помощью учителя отличать новое от уже известного;

•
•
•

•
•
•

•

•
•
•

•
•
•
•
•

•

•

•
•

анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; обобщать –
выделять класс объектов по заданному признаку.
использовать элементарные знаково-символические средства для организации своих
познавательных процессов;
устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в
умении:
- определять цель выполнения заданий под руководством учителя;
выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на
образцы, рисунки, схемы;
самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность
выбора материалов и способов выполнения задания; самостоятельно планировать
последовательность выполнения действий по образцу; контролировать свои действия в
процессе выполнения работы и после ее завершения;
предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения
отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и
продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных, работая по плану,
составленному с учителем, осуществлять контроль точности выполнения операций (с
помощью шаблонов, чертёжных инструментов);
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к
организации учебной деятельности;
исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и
замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия
проявляются в умении:
отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке;
соблюдать нормы речевого этикета в трудовом взаимодействии;
принимать участие в коллективных работах, работе в парах и группах;
договариваться с партнерами и приходить к общему решению;
слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий
слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и
познавательных задач; Предметные результаты
По итогам обучения во 2 классе можно проверять сформированность следующих
знаний, представлений и умений:
умение работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином,
природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их
свойств;
умение правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять
правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.;
навыки самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки
материалов, усвоение правил техники безопасности;

•

различение видов материалов, обозначенных в программе, их свойств и названий;
овладение неподвижным и подвижным способами соединения деталей и
использования соединительных материалов (неподвижный – клейстер (клей) и нитки,
подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка);

•

освоение понятий о чертеже и линиях чертежа, новых терминов (макраме, коллаж);
знакомство со свойствами новых материалов (стеарин, тесто); уточнение
представлений о новых свойствах уже встречавшихся материалов;
освоение приемов разметки деталей из бумаги: с помощью линейки, на глаз, с
помощью шаблонов;
освоение новых видов лепки, аппликации, мозаики, плетения, приемов
комбинирования в одном изделии различных материалов;
создавать художественные и технические образы по собственному замыслу при
использовании различных материалов, в том числе "бросовых", и разных способов
соединения;
владеть простейшими видами народных ремесел, традиционных для своей местности.
работать с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, циркулем;
различать виды декоративно-прикладного искусства (хохломская роспись, городецкая
роспись, дымковская игрушка), их особенности, способы создания.
В
разделе
«Технология
ручной
обработки
материалов.
Основы
художественнопрактической деятельности»:
называть и различать обобщённые названия технологических операций: разметка,
получение деталей из заготовок, сборка изделия, отделка;
называть и различать свойства материалов, которые учащиеся используют в своей
работе
(гибкость, пластичность, промокаемость, сминаемость);
различать натуральные ткани (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые);
осуществлять основные способы соединения деталей из разных материалов,
изученными соединительными материалами (клей, нитки, пластилин);
различать чертеж и эскиз;
называть и различать линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и
размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с
помощью чертёжных инструментов;
называть и различать устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка,
угольник, циркуль).
читать простейшие чертежи (эскизы);
выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на
простейший чертёж (эскиз);
соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
выполнять доступные практические(технологические) задания с опорой на образец. В
разделе «Конструирование и моделирование»:
называть и различать, использовать неподвижный и подвижный способы соединения
деталей;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели,
простейшему чертежу или эскизу;
определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное
соединение деталей известными способами (клей, нитки, пластилин).

•
•
•

•
•

•
•

•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•

3 класс
Личностные результаты освоения программы для 3-го класса по учебному
предмету «Технология» оцениваются по следующим направлениям:
Осознание себя как гражданина России проявляется в:
знании различных профессий, ремеслах и промыслах народов России Освоение
социальной роли ученика проявляется в:
умении организовывать рабочее место и рабочее пространство (рациональная
организация рабочего пространства);
проявлении ответственного
обещаний);

поведения

(соблюдение

требований,

выполнение

соблюдении школьных правил (соблюдение правил безопасного труда);
соответствии поведения дисциплинарным требованиям;
социально одобряемых действиях в отношении к предметам окружающей
действительности;
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации
проявляется в:
умении устанавливать коммуникацию с партнером, учителем для реализации
собственной потребности;
описывать порядок получения результата своего труда, говорить об испытываемых
эмоциях,
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях;
умении действовать, согласно принятым группой правилам, при выполнении
коллективной работы.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:
стремлении украшать предметы окружающей действительности,
интересе к произведениям скульптуры, живописи, красоте природы и предметного
мира,
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных
возможностях и ограничениях проявляется в:
осознании своих возможностей при выполнении индивидуальной и коллективной
работы (выбор приемов реализации задуманного),
умении получить одобряемый результат своего труда,
Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных
сферах проявляется в умениях:
рационально организовывать рабочее место;
рационально использовать инструменты и приспособления для обработки материалов
в соответствии с их свойствами.
Метапредметные результаты освоения ПРП для 3-го класса по учебному предмету

«Технология» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим
образом. Сформированные познавательные универсальные учебные действия
проявляются в умении:
оперировать известными понятиями.
самостоятельно сравнивать, группировать предметы, объекты
самостоятельно отличать новое от уже известного;
самостоятельно обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.
самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между событиями и
явлениями.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в
умении:
- самостоятельно определять цель выполнения заданий;
выполнять практическую работу по предложенному учителем плану;
самостоятельно
ориентироваться
в
задании;
– самостоятельно планировать последовательность выполнения действий при
выполнении заданий;
– контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения; определять конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных
этапов изготовления изделий из числа, освоенных, работая по составленному плану,
осуществлять контроль точности выполнения операций;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью измерительных
инструментов;
исправлять допущенные ошибки, самостоятельно соотносить полученный результат с
образцом и замечать несоответствия.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются
в умении:
вести диалог по обозначенной теме;
договариваться о своей роли в коллективных работах, работе в парах и группах;
приходить в обсуждении к общему решению;
учитывать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий использовать допустимые адекватные речевые средства для решения
коммуникативных и познавательных задач;
Предметные результаты
По итогам обучения в 3 классе можно проверять сформированность следующих знаний,
представлений и умений:
- умение работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином,
природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их
свойств;

- умение правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять
правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д;
- навыки самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной
обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
– различение видов материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия; –
овладение неподвижным и подвижным способами соединения деталей и использования
соединительных материалов (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный –
проволока, нитки, тонкая веревочка); – освоение понятий о чертеже и линиях чертежа,
новых терминов (макраме, коллаж); – знакомство со свойствами новых материалов
(стеарин, тесто); уточнение представлений о новых свойствах уже встречавшихся
материалов;
– освоение приемов разметки деталей из бумаги: с помощью линейки, на глаз, с
помощью шаблонов;
– освоение новых видов лепки, аппликации, мозаики, плетения, приемов
комбинирования в одном изделии различных материалов;
–– создавать художественные и технические образы по собственному замыслу при
использовании различных материалов, в том числе "бросовых", и разных способов
соединения; – владеть простейшими видами народных ремесел, традиционных для своей
местности.
- работать с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, циркулем;
- различать виды декоративно-прикладного искусства (хохломская роспись, городецкая
роспись, дымковская игрушка), их особенности, способы создания.
В
разделе
«Технология
ручной
обработки
материалов.
Основы
художественнопрактической деятельности»:
- Называть и различать обобщённые названия технологических операций: разметка,
получение деталей из заготовок, сборка изделия, отделка;
- Называть и различать свойства материалов, которые учащиеся используют в своей
работе
(гибкость, пластичность, промокаемость, сминаемость);
- различать натуральные ткани (хлопчатобумахные, шерстяные, шелковые);
- Осуществлять основные способы соединения деталей из разных материалов, изученными
соединительными материалами (клей, нитки, пластилин);
- различать чертеж и эскиз;
- Называть и различать линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и
размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью
чертёжных инструментов;
- Называть и различать устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка,
угольник, циркуль).
- Читать простейшие чертежи (эскизы);
- Выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на
простейший чертёж (эскиз);
- соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
- выполнять доступные практические(технологические) задания с опорой на образец.
В разделе «Конструирование и моделирование»:

- Называть и различать, использовать неподвижный и подвижный способы соединения
деталей;
- Конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели,
простейшему чертежу или эскизу;
- Определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное
соединение деталей известными способами (клей, нитки, пластилин).

Содержание учебного предмета
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как
результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (техника, предметы
быта и декоративно­прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере
2—3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного
искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные
условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство,
эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды).
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их
профессии.
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы,
планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте
материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ
информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в
организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах,
осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и
подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его
детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные
проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат
проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам,
инвалидам), праздники и т.п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду,
оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Технология ручной обработки материалов2. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных
физических, механических и технологических свойств доступных материалов.
Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор
материалов по их декоративно­художественным и конструктивным свойствам,

В начальной школе могут использоваться любые доступные в обработке учащимся экологически
безопасные материалы (природные, бумажные, текстильные, синтетические и др.), материалы,
используемые в декоративно­прикладном творчестве региона, в котором проживают школьники.
2

использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от
назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий
используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного
использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения
изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических
операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью
получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение
необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных
технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по
шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля),
выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом),
формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое,
ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его
деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с
особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный,
геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды
условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка,
схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба,
размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений.
Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по
рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких­либо
изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее
представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы
их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию
(соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу,
рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям
(технико­технологическим, функциональным, декоративно­художественным и пр.).
Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Практика работы на компьютере
Информация и её отбор. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки
информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств.
Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью,
использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска
информации: по ключевым словам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на
компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми
образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по

интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса
компьютера, программ Word и Power Point
1 класс
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживания. Знакомство с рукотворным миром как результатом труда человека.
Познание разнообразия предметов рукотворного мира. Особенности тематики,
материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства русского народа. Бережное
отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Навыки организации рабочего
места в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте
материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Элементарная творческая и
проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Освоение
элементарных общих правил создания предметов рукотворного мира (удобство,
эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Знакомство
с инструментами и приспособлениями для обработки бумаги, картона, пластилина
(ножницы, линейка, карандаш, клей, кисть, стека), приемами их рационального и
безопасного использования (резанье, вырезание, разметка, проведение линий, деление
пластилина на части, нанесение клея на поверхность кистью). Общее понятие о
материалах, их происхождении (бумага, ткань). Изучение способов подготовки
материалов к работе, экономное расходование материалов (эргономическое расположение
на поверхности парты инструментов и материалов, расположение шаблонов на листе,
разметка деталей. Общее представление о технологическом процессе: определение
замысла изделия; выстраивание последовательности практических действий и
технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка;
обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в
действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Разметка деталей (на глаз, по
шаблону, трафарету, лекалу). Выделение деталей (отрывание, резание ножницами).
Формообразование деталей (сминание, сгибание, складывание и др.). Сборка изделия
(клеевое соединение). Отделка изделия или его деталей (окрашивание, аппликация).
Усвоение условных графических изображений (рисунок, простейший чертеж, эскиз,
схема). Конструирование и моделирование. Общее представление о конструировании.
Целое изделие и его детали. Клеевой способ сборки целостного изделия. Конструирование
и моделирование изделий по образцу, рисунку. Практика работы на компьютере.
Работа с компьютером. Функции разных частей компьютера. Включение и выключение
компьютера, пользование клавиатурой, мышкой. Правила работы, соблюдения
безопасности. Работа с рисунками (преобразование, удаление).
1 дополнительный класс
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и
самообслуживание Остается актуальным в 1 дополнительном классе изучение мира
профессий, но этот материал изучается более широко. Изучаются не только профессии
близких, профессии, знакомые детям, но и профессии мастеров (модельер, конструктор,
дизайнер). Происходит знакомство с разнообразные предметами рукотворного мира (быта
и декоративно-прикладного искусства). Более широко рассматривается роль и место
человека в окружающем мире, где природа является источником для созидательной,

творческой деятельности человека, его вдохновения. В изучение элементарных общих
правила создания рукотворного мира включаются такие понятия как эстетическая
выразительность, композиция, гармония предметов и окружающей среды. Как и в первом
классе особое внимание уделяется формированию бережного отношения к природе как
источнику сырьевых ресурсов, природных материалов. На всех занятиях особое место
уделяется формированию навыков самообслуживания: организация рабочего места
(рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во
время и после работы; уход и хранение инструментов, гигиена труда. К таким формам
исследования как простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса
подключается работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради
(приложении) – рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий. Формируются
навыки самоконтроля в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение
промежуточного и конечного результата (детали, изделия) с образцом. Самоконтроль
качества выполненной работы – соответствие результата (изделия) предложенному
образцу. Выполнение коллективных работ занимает большее место в учебном процессе.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Помимо
знакомства с более известными материалами бумага, картон, пластилин происходит
знакомство с текстильными материалами: нитки, ткань, их практическим применением в
жизни. Расширяются знания об основных свойствах материалов: цвет, пластичность,
мягкость, твердость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление
(для бумаги и картона). Выполняется сравнение материалов по их свойствам:
декоративнохудожественным и конструктивным (Виды бумаги: рисовальная, цветная
тонкая, газетная и др., тонкий картон; пластичные материалы: глина, пластилин, тесто,
природные материалы.) Формирование основ экономного расходования материалов
распространяется и на текстильные материалы. Расширяется перечень используемых
инструментов и приспособлений для обработки доступных материалов: ножницы, игла,
стека, шаблон, булавки, пресс. Усваиваются приемы рационального и безопасного
использования разных инструментов. В знакомство с графическими изображениями
добавляются схемы (их узнавание), обозначение линии сгиба на рисунках, схемах. На
занятиях происходит знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом
изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование,
сборка. Разметка деталей может уже выполняться на глаз, с использованием линейки.
Формообразование деталей осуществляется сгибанием, складыванием, вытягиванием.
Продолжает автоматизироваться клеевое соединение деталей изделия. Добавляется
отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Осваивается такой
вид заготовки природного материала как сушка изделий под прессом Становится
актуальным изучение единообразия технологических операций (как последовательности
выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов, связь и
взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических
приемов их обработки. Конструирование и моделирование. В 1 дополнительном классе
понятие конструкции от абстрактного переходит в более конкретное и совершенствуется
на конструировании и моделировании изделий из природных материалов и бумаги
складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку. Неразборные
(однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделия из
текстиля, комбинированных материалов) осуществляются неподвижным соединением
деталей с применением разных материалов пластилин, клей, нитки. Использование
информационных технологий предполагает не только визуальное знакомство, но и

практику работы на компьютере поиск информации в интернете, работа на интерактивной
доске, использование своих гаджетов для поиска необходимой информации по изучаемым
темам.
2 класс
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат
труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира: техника, предметы быта и
декоративно­прикладного искусства разных народов России. Элементарные общие
правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность,
прочность; гармония предметов и окружающей среды). Мастера и их профессии.
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Анализ задания,
организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового
процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов,
распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других
дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и
корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества,
выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая
и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные
коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных
отношений в совместной деятельности. Особенности тематики, материалов, внешнего
вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные,
географические и социальные условия конкретного народа. Выполнение доступных видов
работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи
малышам, взрослым и сверстникам. Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты. Общее понятие о материалах, их происхождении.
Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств
доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов
по их декоративнохудожественным и конструктивным свойствам, использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий
используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного
использования. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и
назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и
технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка;
обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в
действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение
основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на
глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника,
циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом),
формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое,
ниточное, проволочное соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание,
вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями
декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и
другие орнаменты). Использование измерений и построений для решения практических

задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз,
развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба,
размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений.
Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по
рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Конструирование и моделирование.
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких­либо изделий
(технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление).
Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды
и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала,
конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и
моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему
чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико­технологическим,
функциональным, декоративнохудожественным и пр.).
Практика работы с
компьютером. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение
основных устройств компьютера: ввода, вывода, обработки информации. Соблюдение
безопасных приёмов труда при работе на компьютере (Включение и выключение
компьютера и подключаемых к нему устройств, клавиатура). Общее представление о
правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств
текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам.
Бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми
образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD).
3 класс
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Особенности тематики, материалов,
внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие
природные, географические и социальные условия конкретного народа. Мастера и их
профессии. Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Анализ
задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование
трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и
инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из
учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы.
Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление
сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение).
Коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных
отношений в совместной деятельности. Особенности тематики, материалов, внешнего
вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные,
географические и социальные условия конкретного народа. Выполнение доступных видов
работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи
малышам, взрослым и сверстникам. Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты. Исследование физических, механических и
технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их
практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное
расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно­художественным и
конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки
материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для

обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение
приёмов их рационального и безопасного использования. Общее представление о
технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание
последовательности практических действий и технологических операций; подбор
материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей,
сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых
дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций
ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу,
копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание,
резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание,
складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие
виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация
и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов
разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных
графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их
узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая,
центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с
опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему
чертежу или эскизу, схеме. Конструирование и моделирование. Общее представление о
конструировании как создании конструкции каких­либо изделий (технических, бытовых,
учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции
изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения
деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и
внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий
из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по
заданным
условиям
(технико­технологическим,
функциональным,
декоративно­художественным и пр.). Практика работы с компьютером. Информация и
её отбор. Способы получения, хранения, переработки информации.Простейшие приёмы
поиска информ ации: по ключевым словам. Соблюдение безопасных приёмов труда при
работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР
(цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных
носителях(CD). Работа с простыми информационными объектами (текст, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по
интересным детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из
ресурса компьютера, программ Word и PowerPoint.
Тематическое планирование
1 класс
Тема
раздела

№
п/п

Кол-во
часов
7

1

Природная мастерская

2

Конструирование из пластилина

5

3

«Бумажная мастерская»

12

4

«Текстильная мастерская»

9

Итого:

33

№п/п

1 дополнительный класс
Тема

раздела
Виды художественной деятельности
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Опыт художественно творческой деятельности
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Итого:
2 класс
Тема раздела
№п/п
1.
2.
3.
4.

1.
2.
3.
4.

Художественная мастерская
Чертежная мастерская
Конструкторская мастерская
Рукодельная мастерская
Итого:
3 класс
Тема раздела

№п/п

Информационная мастерская
Мастерская скульптора
Мастерская рукодельниц
Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора
Мастерская кукольника
Итого:
4 класс
Тема раздела
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.

1
2
3
4
5
6
7
8

Информационная мастерская
Проект «Дружный класс»
Студия «Реклама»
Студия «Декор интерьера»
Новогодняя студия
Студия «Мода»
Студия «Подарки»
Студия «Игрушки»
Итого:

Кол-во
часов
5
15
7
6
33
Кол-во
часов
10
7
10
7
34
Кол-во
часов
3
5
10
12
4
34
Кол-во
часов
4
3
3
6
3
8
3
4
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».