АРП технология ОВЗ ЗПР 7.1 (1-4 класс)

Управление образования администрации
муниципального образования город Армавир
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
352930 г. Армавир, ул. Азовская, 20

Рассмотрено и одобрено
заместителем директора по
учебной работе МАОУ СОШ
№4 г.Армавир
__________ А.Г.Рощупкиной
«31» августа 2023г.

Утверждена
Протоколом № 1 от
«01» сентября 2023 г.
Директор МАОУ СОШ№4
г. Армавир
_____________ В.А.Колосова

Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Технология»
для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья
с задержкой психического развития (Вариант 7.1)
1 - 4 класс

Цель реализации АОП НОО обучающихся с ЗПР — ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ
МАксимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования
обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1.) разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья к структуре адаптированной основной общеобразовательной
программы, условиям ее реализации и результатам освоения.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4
классы).
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных
условий1.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в
усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями,
специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),
нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР
являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций,
замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности
произвольной саморегуляции. У

обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной

моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и
эмоциональной сферы, отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в
условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной
незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой
органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной
психической
устойчивости

истощаемости
к

с

сопутствующим

интеллектуальным

и

снижением

эмоциональным

умственной

нагрузкам.

работоспособности

Помимо

и

перечисленных

характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции
в

сферах

пространственных

представлений,

зрительно-моторной

координации,

фонетико-

фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм
адаптивного поведения.

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР:
 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом

функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических
процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного
общего тонуса и др.);
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала,
дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков
развития);
 учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального
темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с
ЗПР;
 профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной
компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности
обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными
заданиями самостоятельно;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему
предметному и социальному миру;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и
совершенствовании освоенных умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
 постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия
(с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого
поведения;
 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей,
формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
 обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями,
активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и
общекультурных ценностей).
Создание специальных условий для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития:
- организация рабочего места с обеспечением возможности постоянно находиться в зоне внимания
педагога
-использование специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов
-использование наглядных, словесных, практических методов обучения и воспитания с учётом
психофизического состояния ребёнка
В связи с вышесказанным на уроках математики для этих детей используются специфические
методы обучения, оптимально сочетаются словесные, практические и наглядные методы, которые:
 стимулируют у учащихся развитие самостоятельности при решении поставленных учебных
задач;
 формируют умение пользоваться имеющимися знаниями;
 имеют четкую структуру и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых
понятий;



содержат достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание
материала.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего
образования:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего
образования :
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и
личностной рефлексии;
6) использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,
фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения,
звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями
и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные
связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том
числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных
действий.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего
образования
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни
человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметнопреобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки
материалов; усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных
конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества,
взаимопомощи, планирования и организации;
6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и
умений применять их для выполнения учебнопознавательных и проектных художественноконструкторских задач

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы по технологии
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Выпускник научится:
•

иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных
промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и
описывать их особенности;

•

понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия
обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и
руководствоваться ими в практической деятельности;

•

планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на
инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

•

выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Выпускник получит возможность научиться:
•

уважительно относиться к труду людей;

•

понимать культурноисторическую ценность традиций, отраженных в предметном мире, в
том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;

•

понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя
элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать
пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия,
комплексные работы, социальные услуги).

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Выпускник научится:
•

на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах,
происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке
материалы для изделий по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам в
соответствии с поставленной задачей;

•

отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные
технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки,
формообразовании, сборке и отделке изделия);

•

применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными
(линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

•

выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с
простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и
выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по
простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:

•

отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации
собственного или предложенного учителем замысла;

•

прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать
художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративнохудожественной задачей.
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:

•

анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное
расположение, виды соединения деталей;

•

решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения
деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;

•

изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу,
образцу и доступным заданным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:
•

соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с
изображениями их разверток;

•

создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской
задачи или передачи определенной художественноэстетической информации; воплощать этот
образ в материале.
Практика работы на компьютере
Выпускник научится:

•

выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его
основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютером и другими
средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы; выполнять компенсирующие
физические упражнения (минизарядку);

•

пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;

•

пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).

Выпускник получит возможность научиться
пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой
информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения,
хранения, переработки.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда
человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и
декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2–3 народов).
Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов,
отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая
выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к
природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера
в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование
трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов,
распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических
материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в
малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и
подчиненный).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и
воплощение).

Несложные

коллективные,

групповые

и

индивидуальные

проекты.

Культура

межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия,
услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных
видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Технология ручной обработки материалов2. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических,
механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их
практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их
декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих
способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых
инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия;
выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор
материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка,
отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений.
Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка
деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника,
циркуля),

выделение

деталей

(отрывание,

резание

ножницами,

канцелярским

ножом),

формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное,
проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание,
вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных
орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных
графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание).
Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва).
Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз.
Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий
(технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о

2

конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения
деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего
оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку,
простейшему

чертежу

или

эскизу

и

по

заданным

условиям

(технико-технологическим,

функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на
компьютере и в интерактивном конструкторе.
Практика работы на компьютере
Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки
информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации.
Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее
представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших
средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам,
каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к
техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми
материалами на электронных носителях.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной
детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера,
программ Word и Power Point.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС (33часа)
№

Тема

Количество часов

1

Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты

17

2

Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда и быта. Самообслуживание

6

3

Конструирование и моделирование

10

4

Практика работы на компьютере (использование
информационных технологий
Итого

*контекстное изучение с
темами других
содержательных линий
33

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС (34 ч)
№

Тема

Количество часов

1

Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты

18

2

Конструирование и моделирование

10

3

Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда и быта. Самообслуживание

6

4

Практика работы на компьютере (использование
информационных технологий

*контекстное изучение с
темами других
содержательных линий
34

Итого

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС (34 ч)
№

Тема

Количество часов

1

Человек: наблюдатель, мыслитель, творец!

1

2

Практика работы на компьютере (использование
информационных технологий

4

3

Технология ручной обработки материалов. Элементы
графической грамоты

17

4

Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда и быта. Самообслуживание

5

5

Конструирование и моделирование

7

Итого

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№

Тема

Количество часов

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда и быта. Самообслуживание

6

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы
графической грамоты

16

3

Практика работы на компьютере (использование
информационных технологий

5

4

Конструирование и моделирование

7

5

Итого

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».