АРП изобразительное искусство ОВЗ ЗПР 7.1 (1-4 класс)

Управление образования администрации
муниципального образования город Армавир
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
352930 г. Армавир, ул. Азовская, 20

Рассмотрено и одобрено
заместителем директора по
учебной работе МАОУ СОШ
№4 г.Армавир
__________ А.Г.Рощупкиной
«31» августа 2023г.

Утверждена
Протоколом № 1 от
«01» сентября 2023 г.
Директор МАОУ СОШ№4
г. Армавир
_____________ В.А.Колосова

Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Изобразительное искуство»
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
с задержкой психического развития (Вариант 7.1)
1 - 4 классов

Цель реализации АОП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и
культурного опыта.
Данная программа предполагает инклюзивное обучение детей с ОВЗ (вариант 7.1.).
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4
классы).
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных
условий1.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в
усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями,
специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),
нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР
являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций,
замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности
произвольной саморегуляции. У обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной
моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и
эмоциональной сферы, отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в
условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной
незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой
органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной
психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и
устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных
характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции
в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетикофонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм
адаптивного поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР:
 адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с
учетом необходимости коррекции психофизического развития;
 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с
учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики
психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности,
пониженного общего тонуса и др.);
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала,
дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков
развития);
 учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных
категорий обучающихся с ЗПР;
 профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;

 постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности
социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности
обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными
заданиями самостоятельно;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении
и совершенствовании освоенных умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
 постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально
одобряемого поведения;
 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей,
формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
 обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с
родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции,
нравственных и общекультурных ценностей).
Создание специальных условий для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического
развития:
- организация рабочего места с обеспечением возможности постоянно находиться в зоне внимания
педагога
-использование специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов
-использование наглядных, словесных, практических методов обучения и воспитания с учётом
психофизического состояния ребёнка
- новый материал будет преподноситься для детей с ЗПР предельно развёрнуто и доступно;
- значительное место будет отведено практической деятельности учащихся;
- выполнение письменных заданий планируется предварять анализом языкового материала с целью
предупреждения ошибок;
- в случае затруднения выполнения заданий – дополнительное инструктирование, пошаговый алгоритм,
работа по плану и др.;
- уважение к результатам деятельности обучающихся в сочетании с разумной требовательностью;
- любой повод будет использован для похвалы, акцент - на даже самые маленькие успехи.
- индивидуальный подход к ребёнку (учёт уровня подготовленности, особенности личности,
работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий).
Данная программа предполагает виды коррекционных задач обучающимся с ОВЗ:
- точность и краткость инструкции учителя по выполнению работы;
- переконструирование содержания учебного материала с ориентацией на зону ближайшего развития
ученика;
- поэтапное обобщение проделанной на уроке работы и опора на жизненный опыт ребёнка;
- реконструкция урока с ориентиром на включение разнообразных индивидуальных форм
преподнесения заданий;
- использование более широкой наглядности и словесной конкретизации общих положений большим
количеством наглядных примеров и упражнений, дидактических материалов;

- использование при преобразовании извлеченной информации из учебника и дополнительных
источников знаний опорной карты- сличения, опорной схемы алгоритма;
- организация на уроке доступной предметно-практической и учебной деятельности;
создание на уроках благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР;
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала,
дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков
развития);
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему
предметному и социальному миру;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и
совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения.
- опора на эмоциональное восприятие.
- введение физминуток через 15-20 минут.
- оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
Учебный и дидактический материал
При освоении варианта 7.1. АОП НОО обучающиеся с ЗПР обучаются по базовым учебникам для
сверстников, не имеющих ограничений здоровья, со специальными, учитывающими особые
образовательные потребности, приложениями и дидактическими материалами (преимущественное
использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочими тетрадями и пр. на бумажных
и/или электронных носителях, обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы,
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР обусловливают необходимость
специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и
иллюстративной наглядности.
Методы и формы, через которые будет проходить обучение детей с ОВЗ:
 обучение на интересе, на успехе, на доверии;
 одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в
процессе восприятия материала;
 использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий, опорных схем, карточек-помощниц;
 формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
 взаимообучение, диалогические методики;
 комментированные упражнения;
 оптимальность темпа с позиции полного усвоения;
 использование многократных указаний, упражнений;
 проявление большого такта со стороны учителя.
Изучение учебного материала по предмету проводится в соответствии с рабочими программами
по предметам Основной образовательной программы НОО.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

Планируемые результаты изучения курса.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть
достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе
«Изобразительное искусство»:
 чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
 уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
 понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
 сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и
фантазии;
 сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой,
потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной
практической творческой деятельности;
 овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в
команде одноклассников под руководством учителя;
 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть
работы с общим замыслом;
 умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность
и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его
выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
 овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;
 овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы;
 использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих
задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих
проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
 умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной
задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
 умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место
занятий;
 осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и
оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
 знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура),
конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
 знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
 понимание образной природы искусства;
 эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
 применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;
 способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих
произведений русского и мирового искусства;
 умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании,
сюжетах и выразительных средствах;
 усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего
региона;
 умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на
улице, в театре, на празднике;
 способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные

материалы и художественные техники;
 способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
 умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
 освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ
графической грамоты;
 овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения
средствами аппликации и коллажа;
 умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных
регионов нашей страны;
 умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в
самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
 изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по
урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных
традиций;
 умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые
по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
 способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический
облик, — свидетелей нашей истории;
 умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного
общества;
 выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим
ансамблям древнерусских городов;
 умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой
духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Учёт уровневого подхода к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты базового уровня приводятся в блоке «Выпускник научится»,
планируемые результаты повышенного уровня – в блоке «Выпускник получит возможность научиться».
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
 различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура,
художественное конструирование и дизайн, декоративно -прикладное искусство) и участвовать в
художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы
работы с ними для передачи собственного замысла;
 различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
 эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в
художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к
ним средствами художественно-образного языка;
 узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального,
российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны
(разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
 приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего
региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
 воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их
содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых
произведениях;
 видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура,
скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре);
 высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих

природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
 создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
 использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм,
линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного
художественно-творческого замысла;
 различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную
напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи
художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
 создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ
человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные
черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
 наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета;
изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;
 использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих
изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента;
передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики
произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
 пользоваться средствами
выразительности языка живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной
художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные
состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на
заданные темы;
 моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного,
создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек
средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
 выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной
графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
 осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой
деятельности;
 выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания
образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные
задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
 передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления
и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
 видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов;
 понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте
человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
 изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
 изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в
коллективных работах на эти темы.

Содержание учебного предмета
1 КЛАСС (33)
Тема 1 класса – «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных
видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных
художественных позиций наблюдать реальность, рисовать, украшать и конструировать, осваивая
выразительные свойства различных художественных материалов.
Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер
Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того
или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с
жизнью. Здесь закладывается фундамент в познание огромного, сложного мира пластических искусств.
В задачу первого года обучения входит осознание того, что Мастера работают разными материалами, а
также первичное освоение этих материалов.
Но Мастера предстают перед детьми не все сразу. Сначала показывается Мастер Изображения,
затем Мастер Украшения, потом Мастер Постройки. В конце они показывают детям, что друг без друга
жить не могут и всегда работают вместе.
Ты учишься изображать (9 ч)
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и
влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий
его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это
очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета.
Овладение первичными навыками изображения в объеме.
Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных
возможностей.
 Изображения всюду вокруг нас.
 Мастер Изображения учит видеть.
 Изображать можно пятном.
 Изображать можно в объеме.
 Изображать можно линией.
 Разноцветные краски.
 Изображать можно и то, что невидимо.
 Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь (8 ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир
вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер
Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои
роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация,
бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
 Мир полон украшений.
 Цветы.
 Красоту надо уметь замечать.
 Узоры на крыльях. Ритм пятен.
 Красивые рыбы. Монотипия.
 Украшения птиц. Объёмная аппликация.
 Узоры, которые создали люди.
 Как украшает себя человек.
 Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь (11 ч)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни
человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение
видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования.
Первичный опыт коллективной работы.
 Постройки в нашей жизни.
 Дома бывают разными.
 Домики, которые построила природа.
 Дом снаружи и внутри.
 Строим город.
 Все имеет свое строение.
 Строим вещи.
 Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве
и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в
любом произведении, которое он создает.
Наблюдение
природы
и
природных
объектов. Эстетическое
восприятие
природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
 Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
 Праздник весны.
 Сказочная страна.
 Времена года (экскурсия)
 Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).
2 КЛАСС (34 ч)
Ты и искусство
Тема «Ты и искусство» — важнейшая для данной концепции. Здесь и первоэлементы языка
(образного строя) пластических искусств, здесь и основы понимания их связей с окружающей жизнью
ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроено в особой последовательности.
Задача всех этих тем — введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их
личных наблюдений, переживаний, раздумий.
Чем и как работают художники (9 ч.)
Основная задача — знакомство с выразительными возможностями художественных материалов.
Открытие своеобразия, красоты и характера материала.
Три основные краски создают многоцветье мира.
Основные и составные цвета. "Умение смешивать краски. Изобразить цветы, заполняя крупными
изображениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.
Пять красок — все богатство цвета и тона
Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной.
Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного
рисунка: гроза, буря, извержение вулкана; изображение дождя, тумана, солнечного дня.
Пастель и цветные мелки, акварель: выразительные возможности
Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели — учимся понимать красоту и
выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью и
акварелью.
Выразительные возможности аппликации

Представление о ритме пятен. Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями.
Работа групповая (1—3 панно) , (по памяти и впечатлению).
Выразительные возможности графических материалов
Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображение
зимнего леса на листах бумаги (по впечатлению и по памяти).
Выразительность материалов для работы в объеме
Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти.
Выразительные возможности бумаги
Углубление освоения приемов сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Перевод плоского листа
в разнообразные объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, «лесенка»,
«гармошка»). Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами,
коллективно). Работа по воображению.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы)
Понимание красоты художественных материалов и их различий: гуаши, акварели, мелков,
пастели, графических материалов, пластилина и бумаги, «неожиданных» материалов.
Изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов: серпантина,
конфетти, семян, ниток, травы и т. д. на фоне темной бумаги.
Реальность и фантазии (7ч)
Изображение и реальность
Развитие умения всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Мастер Изображения учит
видеть мир вокруг нас. Изображение животных, увиденных в зоопарке, в деревне, дома.
Изображение и фантазия
Развитие умения фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных,
несуществующих животных и птиц; соединение воедино элементов разных животных и даже растений.
Сказочные персонажи: драконы, кентавры.
Украшение и реальность
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. Мастер Украшения учится у
природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов
украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).
Украшение и фантазия
Без фантазии невозможно создать ни одного украшения. Украшение заданной формы
(воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги).
Постройка и реальность
Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций — сот пчел,
головки мака и форм подводного мира (медуз, водорослей).
Постройка и фантазия
Мастер Постройки показывает возможности фанта: человека в создании предметов.
Создание макетов фантастических зданий, «Фантастический город». Индивидуальная
групповая работа по воображению.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки вместе создают праздник
(обобщение темы)
Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Конструирование (моделирование)
и украшение.
О чем говорит искусство (10 ч)
Это центральная и важнейшая тема года. Основной задачей является освоение того, что
искусство выражает человеческие чувства и мысли. Это должно перейти на уровень осознания и стать
важнейшим открытием для детей. Все задания должны иметь эмоциональную направленность,
развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.
Выражение характера изображаемых животных
Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и
выразить в изображении характер животного.

Выражение характера человека в изображении (мужской образ)
По желанию учителя для всех дальнейших заданий можно использовать сюжет сказки.
Например, «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина дает богатые возможности образных решений для
всех последующих тем. Изображение доброго и злого воина.
Выражение характера человека в изображении (женский образ)
Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна-Лебедь и баба
Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых персонажей,
другие — злых.
Образ человека и его характер, выраженные в объеме
Создание в объеме образов с ярко выраженным характером: Царевна-Лебедь, баба Бабариха,
Баба-яга, богатырь, Кощей Бессмертный и т. д.
Изображение природы в разных состояниях
Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное,
радостное и т. д.); индивидуальная работа.
Выражение характера человека через украшение
Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы,
воротников (индивидуально).
Выражение намерений через украшение
Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и
злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная. Панно. Аппликация.
Совместно Мастера Изображения, Украшения, Постройки создают дома для сказочных
героев (обобщение темы)
Созданные образы раскрываются через характер постройки, одежду, форму фигур, деревьев, на
фоне которых стоит дом.
ми.
Как говорит искусство (8 ч)
Начиная с этой темы на выразительность средств нужно обращать особое внимание постоянно.
Важнейшими являются вопросы: «Ты хочешь это выразить? А как? Чем?»
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного
Изображение угасающего костра — борьба тепла и холода.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение красок с черной,
серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета)
Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображение весенней земли (работа по памяти и
впечатлению).
Линия как средство выражения: ритм линий
Изображение весенних ручьев.
Линия как средство выражения: характер линий
Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два
человека; по впечатлению и по памяти) — нежные, могучие ветки и т. д. При этом надо акцентировать
умения создавать разные фактуры углем, сангиной.
Ритм пятен как средство выражения
Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен
изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц; аппликация. Работа
индивидуальная или коллективная.
Пропорции выражают характер
Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая
головка, большой клюв и т. д.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности (обобщение темы)
Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».
Обобщающий урок года
Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года.

3 класс (34ч)
Искусство вокруг нас
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание
окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что
предметы являются носителями духовной культуры. Надо помочь ребёнку увидеть красоту
окружающих его вещей, объектов, произведений искусства.
В итоге этого года обучения дети должны почувствовать, что они ежедневно связаны с
деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно
стать открытием для детей.
Искусство в твоем доме (9 ч)
Осенний вернисаж. Прощаемся с летом. Рисование с натуры и по памяти осеннего пейзажа.
Твои игрушки
Учатся создавать игрушки из пластилина, глины и других материалов.
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись, украшение
посуды, изображения в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с
росписью по белой грунтовке. При этом обязательно подчеркивается назначение посуды (для кого она,
для какого случая).
Мамин платок
Эскизы платков для девочки, для бабушки. Платки, разные по содержанию, ритмике рисунка;
колорит как средство выражения.
Обои и шторы в твоем доме
Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная и т. д.
Работу молено выполнить и в технике набойки.
Посуда у тебя дома. Декоративное рисование цветочной росписи по схеме переноса узора.
Твои книги
Художник и книга. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица. Иллюстрирование
выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
Поздравительная открытка. Декоративная закладка.
Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение
в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
Букет цветов. Коллективная работа – выполнение аппликации.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши Мастера
Изображения, Украшения, Постройки. Понимание роли каждого изних. Форма предмета и его
украшение.
На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в
экскурсоводов на выставке работ детей. Ведут беседу три Мастера. Они рассказывают и показывают,
какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над
которыми не работали художники? Понимание того, что все, что связано с нашей жизнью, не
существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства,
архитектуры, дизайна, должно стать итогом урока и одновременно открытием.
Искусство на улицах твоего города (7 ч)
Все начинается «с порога родного дома». Данная тема и посвящена этому «порогу». И Родины
нет без него. Не просто Москва или Тула, но именно родная улица, идущая «улица» твоего дома,
исхоженная ногами.
Памятники архитектуры — наследие веков
Изучение и изображение архитектурного памятника родных мест.
Парки, скверы, бульвары

Архитектура; постройка парков. Образ парка: парки для отдыха, парки-музеи, детские парки.
Изображение парка, сквера (возможен коллаж).
Ажурные ограды
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе. Резные украшения сельских и
городских деревянных домов. Проект ажурной решетки или ворот; вырезание их из сложенной цветной
бумаги и вклеивание в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары».
Фонари на улицах и в парках
Какими бывают фонари. Форму фонарей тоже создает художник. Образы фонарей: праздничный,
торжественный, лирический и т. д. Фонари на улицах городов как украшение города. Изображение или
конструирование формы фонаря из бумаги.
Витрины магазинов
Роль художника в создании витрин, рекламы. Проект оформления витрины любого магазина (по
выбору детей).
При наличии дополнительного времени можно сделать групповые объемные макеты.
Транспорт в городе
В создании форм машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть
образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин
(наземных, водных, воздушных).
Что сделал художник на улицах моего города (села)
На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно: это может
быть панорама улицы, района — из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь
можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими
вырезками деревьев и кустов. Можно играть в экскурсоводов и журналистов. Экскурсоводы
рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.
Художник и зрелище (10 ч)
По усмотрению педагога можно объединить большинство уроков темы идеей создания
кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы,
афиша. В конце, на обобщающем уроке, можно устроить театрализованное представление.
Театральные маски
Маски разных времен и народов. Древние народные маски, театральные маски, маски на
празднике.
Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Художник в театре
Вымысел и правда театра. Праздник в театре. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе.
Создание макета декораций спектакля.
Театр кукол
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные, тростевые куклы, куклы-марионетки. Работа
художника над куклой, разнообразие персонажей. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание
куклы на уроке.
Театральный занавес
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Создание эскиза занавеса к спектаклю
(коллективная работа 2—4 человек).
Афиша, плакат
Значение афиши. Образ спектакля и его выражение в афише. Шрифт, изображение в афише.
Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю.
Художник и цирк
Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового
представления и его персонажей.
Как художники помогают сделать праздники. Художник и зрелище.
Праздник в городе. Выполнение эскиза украшения города к празднику. Организация в классе
выставки всех работ по теме.

Художник и музей (8 ч)
Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными
формами искусства, мы завершаем год темой об искусстве, произведения которого хранятся в музеях.
Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов
России — хранители великих произведений русского и мирового искусства. И к этим шедеврам каждый
ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться родной культурой, тем, что именно его родной
город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей,
святыня для русской культуры - Третьяковская галерея, и о ней в первую очередь нужно рассказать.
Огромную роль сегодня играют Эрмитаж, Русский музей — центры международных художественных
связей. И есть много малых, но интересных музеев и выставочных залов.
Однако тема «Музеи» шире. Бывают не только музеи искусства, но и музеи других сторон
человеческой культуры. Бывают и домашние музой в виде семейных альбомов, рассказывающих об
истории семьи, музеи просто личных памятных вещей. Они тоже часть нашей культуры.
Музеи в жизни города
Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные
музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский
музей; музеи родного города.
Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях
Что такое картина. Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке.
Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
Картина-пейзаж
Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В.
Ван Гога, К. Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением:
радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
Дети должны вспомнить, какое настроение можно выразить холодными и теплыми, глухими и
звонкими цветами, что может получиться при их смешении.
Картина-портрет
Знакомство с жанром портрета. Изображение портрета по памяти или по представлению
(портрет подруги, друга).
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Скульптуры-памятники. Парковая
скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Исторические картины и картины бытового жанра
Знакомство с произведениями исторического и бытового жанров. Изображение по
представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории
Средневековья) или изображение своей повседневной жизни (завтрак в семье, игра и т. д.).
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников
(обобщение темы)
«Экскурсия» по выставке лучших работ за год. Праздник искусств по своему собственному
сценарию. Подведение итогов на тему «Какова роль художника в жизни каждого человека».
4 КЛАСС
Тема 4 класса: Каждый народ — художник (изображение, украшение, постройка в творчестве
народов всей земли)
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование
представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений
народов о духовной красоте человека.
Многообразие культур не случайно — оно всегда выражает глубинные отношения каждого
народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны,
они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую — в этом основы

своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур создает богатство
культуры человечества.
Цельность каждой культуры также важнейший элемент содержания, который необходимо
ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры,
приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет
порядка в этом хаосе образов. Каждую культуру поэтому нужно доносить как «целостную
художественную личность».
Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту
еще не готовы к историческому мышлению, но им присуще стремление к образному пониманию мира,
соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда
художественного образа.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения
родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы гуашью,
пастелью, а также с пластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с
художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети
приходят к пониманию красоты творчества.
В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе.
Значительную роль в программе 4 класса играют музыкальные и литературные произведения,
позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
Истоки искусства твоего народа (8ч)
Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы
творчества.
Пейзаж родной земли
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы,
выявление его особой красоты.
Образ традиционного русского дома (избы)
Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка)
избы. Индивидуально-коллективная работа.
Украшения деревянных построек и их значение
Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира.
Изба — образ лица человека; окна, очи дома, украшались наличниками, фасад — лобной доской,
причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или
коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).
Деревня — деревянный мир
Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное
церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.
Образ красоты человека
У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает
традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены
представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда
выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег.
Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).
Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры
вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах
должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежды. При наличии дополнительных
уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной
«деревни».
Народные праздники
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и
т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.
Древние города твоей земли (7ч)
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет
особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни.
Слово «город» произошло от слов «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах,
отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов.
Таких городов больше нигде нет.
Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.
Древнерусский город-крепость
Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и
башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания.
Древние соборы
Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и
смысловым центром города. Это были святыни города.
Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма.
«Постройка» древнего собора из бумаги. Коллективная работа.
Древний город и его жители
Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города.
Возможный вариант: изображение древнерусского города.
Древнерусские воины-защитники
Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов.
Древние города Русской земли
Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира,
Суздаля и др. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов.
Практическая работа или беседа.
Узорочье теремов
Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты
— подготовка фона для следующего задания.
Праздничный пир в теремных палатах
Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.
Каждый народ — художник (11 ч)
Учитель может выбрать три культуры: это культура Древней Греции, средневековой
(готической) Европы и Японии как пример культуры Востока, Но учитель может взять для изучения,
например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни
на Земле чрезвычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных
народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.
Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры:
путешествие сказочного героя по разным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т.
д.).
Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек,
люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.
Образ художественной культуры Древней Греции
Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере
скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»).
Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение
гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур
олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).
Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической
(«мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в
построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские
аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.

Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник
Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства
и силы, которым греки поклонялись).
Образ художественной культуры Японии
Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с
птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица,
прически, движения, фигуры.
Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные
фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного
художника» работает над фоном панно.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы
Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды,
свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.
Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными
этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый
народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно осознание того, что постройки,
одежды, украшения у различных народов очень разные.
Искусство объединяет народы (8 ч)
Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения.
Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.
Темы в течение года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте
явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники и т. д.
Дети должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато различными
художественными культурами и что они не случайно разные.
Теперь задачи принципиально меняются — от представлений о великом многообразии к
представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений
жизни.
Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых
глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.
Все народы воспевают материнство
Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть
тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на
эту тему, понятные всем людям.
Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку,
отношение друг к другу.
Все народы воспевают мудрость старости
Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен
жизненный опыт, красота связи поколений.
Изображение любимого пожилого человека. Главное — этостремление выразить его внутренний
мир.
Сопереживание — великая тема искусства
С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство
воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник
выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное,
погибшее дерево и т. д.).
Герои, борцы и защитники В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление
духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения

изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема
в искусстве разных народов. Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком).
Юность и надежды
Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье,
подвигах, путешествиях, открытиях.
Искусство народов мира (обобщение темы)
Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.

№

Тематическое планирование 1 класс
Наименование разделов и тем.
Всего часов.
Ты учишься изображать
Ты украшаешь
Ты строишь
Изображение, украшение, постройка всегда
помогают друг другу

1.
2.
3.
4.
Итого

№
1.
2.
3.
4.
Итого

9
8
11
5
33

Тематическое планирование 2 класс
Наименование разделов и тем.
Всего часов.
Чем и как работают художники?
Реальность и фантазия
О чём говорит искусство?
Как говорит искусство?

9
7
10
8
34

Тематическое планирование 3 класс
№п/п
1
2

Содержание программного
материала
Вводный урок.
Искусство в твоём доме.

Количество часов
1
8

3
4
5

Искусство на улицах твоего города.
Художник и зрелище.
Художник и музей.
Итого

7
11
7
34

Тематическое планирование 4 класс
№п/п
1
2
3
4

Содержание программного
материала
Истоки родного искусства
Древние города нашей земли
Каждый народ - художник
Искусство объединяет народы
Итого

Количество часов
8
7
11
8
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».