РП ФИЗИКА 9 класс АДАПТ 2023-2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Управление образования МО г. Армавир
МАОУ - СОШ № 4

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ-СОШ № 4
В. А. Колосова
01.10/793 от «01» сентября 2023г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Физика»
для обучающихся 9 классов

Армавир 2023

1.Панируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

Гражданское воспитание:
-гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные
и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в
общественной жизни;
-признание не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность ;
-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
-интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
-готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
-приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
-воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
-готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Патриотическое воспитание:
-российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
-уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
-формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
-воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих
в Российской Федерации.
Экологическое воспитание
-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией
о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
-экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения
и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

-эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
-ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
-готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
-принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
-неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Экологическое воспитание
-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией
о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
-экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения
и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
-эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Трудовое воспитание:
-уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
-готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
-потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
-готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Эстетическое воспитание:
-физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.

Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля
и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные
результаты своих действий;

• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их
объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение
универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки
теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными
задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем
ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для
решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли
и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать
право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных
социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести
дискуссию.
Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в
содержании курса по темам.
7 класс
1.Введение:
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание физических терминов: тело, вещество, материя;
-умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические
величины: расстояние, промежуток времени, температуру;
-владение экспериментальными методами исследования при определении цены
деления шкалы прибора и погрешности измерения;
-понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии
на технический и социальный прогресс.
2.Первоначальные сведения о строении вещества.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая
сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
-владение экспериментальными методами исследования при определении размеров
малых тел;
-понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел;
различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
-умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в
кратные и дольные единицы;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология,
охрана окружающей среды).
3.Взаимодействия тел.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение,
равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;
-умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения
качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело
и направленных в одну и в противоположные стороны;

-владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного
пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от
его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы
нормального давления; понимание смысла основных физических законов: закон
всемирного тяготения, закон Гука;
-владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней
скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы,
силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;
-умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой
тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой
тяжести и весом тела;
-умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;
-понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в
повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология,
охрана окружающей среды).
4.Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное давление,
давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание,
расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование
воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления;
-умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда,
силу Архимеда;
-владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы
Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от
действия силы тяжести и силы Архимеда;
-понимание смысла основных физических законов и умение применять их на
практике: закон Паскаля, закон Архимеда;
-понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, поршневого
жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности
при их использовании;
-владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления
жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной
задачей на основании использования законов физики;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт,
охрана окружающей среды)
5.Работа и мощность. Энергия.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел,
превращение одного вида механической энергии в другой;
-умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД,
потенциальную и кинетическую энергию;
-владение экспериментальными методами исследования при определении
соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
-понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии;
понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов
обеспечения безопасности при их использовании;
-владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы,
мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и
потенциальной энергии;

-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт,
охрана окружающей среды).
8 класс
1.Тепловые явления.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение,
теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи
или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание)
вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение росы; умение
измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества,
удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха;
-владение
экспериментальными
методами
исследования:
зависимости
относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в
воздухе при данной температуре; давления насыщенного водяного пара; определения
удельной теплоемкости вещества;
-понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров,
психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины и способов
обеспечения безопасности при их использовании;
-понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и
тепловых процессах и умение применять его на практике;
-овладение способами выполнения расчетов для нахождения: удельной
теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или
выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной
теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и
конденсации, КПД теплового двигателя;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт,
охрана окружающей среды).
2.Электрические явления.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел,
нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах,
электрические явления с позиции строения атома, действия электрического тока;
-умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение,
электрический заряд, электрическое сопротивление;
-владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на
участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала;
-понимание смысла основных физических законов и умение применять их на
практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи,
закон Джоуля—Ленца;
-понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического
элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и
способов обеспечения безопасности при их использовании;
-владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока, напряжения,
сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников,
удельного сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока,
количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора,
работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт,
охрана окружающей среды, техника безопасности).
3.Электромагнитные явления.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:

-понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа
и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной
стрелки, действие магнитного поля на проводник с током;
-владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного
действия катушки от силы тока в цепи;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт,
охрана окружающей среды, техника безопасности).
4. Световые явления.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное
распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление
света;
-умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
-владение экспериментальными методами исследования зависимости: изображения
от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла
падения света на зеркало;
-понимание смысла основных физических законов и умение применять их на
практике: закон отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного
распространения света;
-различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую
силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы,
изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт,
охрана окружающей среды).
9 класс
1.Законы взаимодействия и движения тел
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность описывать и объяснять физические явления:
поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел,
невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;
-знание и способность давать определения/описания физических понятий:
относительность движения, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира;
[первая космическая скорость], реактивное движение; физических моделей:
материальная точка, система отсчета; физических
1
В квадратные скобки заключен материал, не являющийся обязательным для
изучения. величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения,
мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении,
скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по
окружности, импульс;
-понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон
всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии и
умение применять их на практике;
-умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе
перемещения которых лежит принцип реактивного движения; знание и умение
объяснять устройство и действие космических ракет-носителей;
-умение измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном
прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном
движении по окружности;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология,
охрана окружающей среды).

2.Механические колебания и волны. Звук.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания
математического и пружинного маятников, резонанс (в том числе звуковой),
механические
волны, длина волны, отражение звука, эхо; знание и способность давать
определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его
распространения; физических величин: амплитуда, период и частота колебаний,
собственная частота колебательной системы, высота, [тембр], громкость звука,
скорость звука; физических моделей: [гармонические колебания], математический
маятник;
-владение экспериментальными методами исследования зависимости периода и
частоты колебаний маятника от длины его нити.
3. Электромагнитное поле.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы:
электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света,
поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров
испускания и поглощения;
-знание и способность давать определения/описания физических понятий:
магнитное поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное магнитное
поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле,
электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет;
физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;
-знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления
света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;
-знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств:
электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор,
колебательный контур, детектор, спектроскоп, спектрограф;
-[понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей].
4. Строение атома и атомного ядра.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность описывать и объяснять физические явления:
радиоактивность, ионизирующие излучения;
-знание и способность давать определения/описания физических понятий:
радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы; физических моделей: модели
строения атомов, предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом; протоннонейтронная модель атомного ядра, модель процесса деления ядра атома урана;
физических величин: поглощенная доза излучения, коэффициент качества,
эквивалентная доза, период полураспада;
-умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия
технических устройств и установок: счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая
камера, ядерный реактор на медленных нейтронах;
-умение измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром;
-знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон сохранения
массового числа, закон сохранения заряда, закон радиоактивного распада, правило
смещения;
-владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения
зависимости мощности излучения продуктов распада радона от времени;

-понимание сути экспериментальных методов исследования частиц;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология,
охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
5.Строение и эволюция Вселенной
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;
-умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной
системы;
-знать, что существенными параметрами, отличающими звезды от планет, являются
их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звезд и
радиоактивные в недрах планет);
-сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с
соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и
различное;
-объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть закона Э.
Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели
нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства
(аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат соблюдение
технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и
организация работы в малых группах, также использование на уроках элементов
технологии продуктивного чтения.
2. Содержание учебного предмета.
7 класс
Введение (4 ч)
Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел.
Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения
физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная
система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа
1. Определение цены деления измерительного прибора.
Первоначальные сведения о строении вещества (6ч)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое
движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и
твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели
строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых
тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
Фронтальная лабораторная работа
2. Определение размеров малых тел.
Взаимодействия тел (23 ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение.
Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция.

Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность
вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой
тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил,
направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая
природа небесных тел Солнечной системы.
Фронтальные лабораторные работы
3. Измерение массы тела на рычажных весах.
4. Измерение объема тела.
5. Определение плотности твердого тела.
6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
7. Измерение силы трения с помощью динамометра.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе
молекулярно-кинетиче-ских представлений. Передача давления газами и жидкостями.
Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения
атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы
8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Работа и мощность. Энергия (13ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия
равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение
энергии.
Фронтальные лабораторные работы
10. Выяснение условия равновесия рычага.
11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Итоговая контрольная работа (1ч)
8 класс
Тепловые явления (23 ч)
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и
теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная
теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и
превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание
кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение.
Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного
состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразование
энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД
теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Фронтальные лабораторные работы
1.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2.Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
3.Измерение влажности воздуха.
Электрические явления (29ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел.
Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения
электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома.
Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники
тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое
сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение
проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля—Ленца.
Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.

Фронтальные лабораторные работы
4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
7. Регулирование силы тока реостатом. Измерение сопротивления проводника при
помощи амперметра и вольтметра.
8. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
Электромагнитные явления (5 ч)
Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле
катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное
поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электрический двигатель.
Фронтальные лабораторные работы
9. Сборка электромагнита и испытание его действия.
10. Изучение электрического двигателя постоянного тока(на модели).
Световые явления (10 ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил.
Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон
преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы.
Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Фронтальная лабораторная работа
11. Получение изображения при помощи линзы.
Итоговая контрольная работа (1ч)

9 класс
Законы взаимодействия и движения тел (31 ч)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного
равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость,
ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при
равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета.
Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения.
[Искусственные спутники Земли.]1 Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное
движение.
Фронтальные лабораторные работы
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Измерение ускорения свободного падения.
Механические колебания и волны. Звук (17 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания.
Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. [Гармонические
колебания]. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания.
Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах.
Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее
распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и
громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. [Интерференция звука].
Фронтальная лабораторная работа
3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от
длины его нити.
Электромагнитное поле (20 ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его
магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная
индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в

электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения
электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и
телевидения. [Интерференция света.] Электромагнитная природа света. Преломление света.
Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. [Спектрограф и спектроскоп.] Типы
оптических спектров. [Спектральный анализ.] Поглощение и испускание света атомами.
Происхождение линейчатых спектров.
Фронтальные лабораторные работы
4. Изучение явления электромагнитной индукции.
5. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.
Строение атома и атомного ядра (17ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гаммаизлучения. Опыты Ре-зерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения
атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра.
Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа- и
бета-распада при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана.
Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных
электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние
радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии
Солнца и звезд.
Фронтальные лабораторные работы
6. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
8. Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона.
9. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Строение и эволюция Вселенной (11ч)
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела
Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция
Вселенной.
Повторение и обобщение (5 часов.)
Итоговая контрольная работа (1ч)
Перечень лабораторных работ.
7 класс, фронтальные лабораторные работы:
1.Определение цены деления измерительного прибора.
2.Определение размеров малых тел. 3. Измерение массы тела на рычажных весах.
3. Измерение массы тела на рычажных весах.
4.Измерение объема тела.
5.Определение плотности твердого тела.
6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
7.Измерение силы трения с помощью динамометра.
8.Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
10. Выяснение условия равновесия рычага.
11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
8 класс, фронтальные лабораторные работы:
1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2.Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
3.Измерение влажности воздуха.
4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
5.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

6.Регулирование силы тока реостатом.
7.Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
8.Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
9. Сборка электромагнита и испытание его действия.
10. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
11. Получение изображения при помощи линзы.
9 класс, фронтальные лабораторные работы:
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Измерение ускорения свободного падения.
3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины
его нити.
4. Изучение явления электромагнитной индукции.
5. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.
6. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
8.Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона.
9.Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

3. Тематическое планирование
7 класс
Разделы
программы
Тема 1.
Введение

Тема 2.
Первоначальные
сведения о
строении
вещества

К.

4

6

Темы, входящие в данный
раздел

Характеристика основных видов деятельности ученика
(УУД).

Физика — наука о природе.
•объяснять, описывать физические явления, отли-чать
Физические явления. Физические физические явления от химических; проводить наблюдения
свойства тел. Наблюдение и
физических явлений, анализировать и классифицировать их,
описание физических явлений.
различать методы изучения физики
Физические величины.
•понимание физических терминов: тело, вещество, материя;
Измерения физических величин: •умение проводить наблюдения физических явлений;
длины, времени, температуры.
•измерять физические величины: расстояние, промежуток
Физические приборы.
времени, температуру;
Международная система единиц. •владение экспериментальными методами исследования при
Точность и погрешность
определении цены деления шкалы прибора и погрешности
измерений. Физика и техника.
измерения;
ФРОНТАЛЬНАЯЛАБОРАТОРНАЯ
•понимание роли ученых нашей страны в развитии
РАБОТА
современной физики и влиянии на технический и социальный
1.Определение цены деления прогресс.
измерительного
при
бора.
Строение вещества. Опыты, •объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение
доказывающие атомное строение вещества, броуновское движение; схематически изображать
вещества. Тепловое движение молекулы воды и кислорода; определять размер малых тел;
атомов и молекул. Броуновское сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха;
движение. Диффузия в газах, объяснять: основные свойства молекул, физические явления
жидкостях и твердых телах. на основе знаний о строении вещества;
Взаимодействие
частиц•объяснять физические явления: диффузия, большая
вещества. Агрегатные состояния сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых
вещества.
Модели
строения тел;

Основные
направления
воспитательной
деятельности
1,2,8

6,8

Тема 3.
Взаимодействия
тел

23

твердых тел, жидкостей и газов.•понимание причин броуновского движения, смачивания и
Объяснение
свойств
газов, несмачивания тел; различия в молекулярном строении
жидкостей и твердых тел на твердых тел, жидкостей и газов;
основе
молекулярно- •умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения
кинетических представлений.
физических величин в кратные и дольные единицы;
ФРОНТАЛЬНАЯЛАБОРАТОРНАЯ
•проводить и объяснять опыты по обнаружению сил
РАБОТА
взаимного притяжения и отталкивания молекул; объяснять
2.Определение размеров малых
опыты смачивания и не смачивания тел; наблюдать и
тел.
исследовать явление смачивания и несмачивания тел,
объяснять данные явления на основе знаний о
взаимодействии: молекул, проводить эксперимент по
обнаружению действия сил молекулярного притяжения,
делать выводы
Механическое
движение. •определять траекторию движения тела. Доказывать
Траектория. Путь. Равномерное и относительность движения тела; переводить основную
неравномерное
движение. единицу пути в км, мм, см, дм; различать равномерное и
Скорость. Графики зависимости неравномерное движение; определять тело относительно,
пути и модуля скорости от которого происходит движение; использовать
времени движения. Инерция. межпредметные связи физики, географии, математики:
Инертность тел. Взаимодействие проводить эксперимент по изучению механического
тел. Масса тела. Измерение движения, сравнивать опытные данные, делать выводы.
массы тела. Плотность вещества. •измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения,
Сила. Сила тяжести. Сила силу трения качения, объем, плотность тела,
упругости. Закон Гука. Вес тела. равнодействующую двух сил, действующих на тело и
Связь между силой тяжести и направленных в одну и в противоположные стороны;
массой тела. Сила тяжести на •владение экспериментальными методами исследования
других планетах. Динамометр. зависимости: пройденного пути от времени, удлинения
Сложение
двух
сил, пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его
направленных по одной прямой. массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения
Равнодействующая двух сил. тел и силы нормального давления;
Сила
трения.
Физическая •понимание смысла основных физических законов: закон
природа небесных тел Солнечной всемирного тяготения, закон Гука;
системы.
•владение способами выполнения расчетов при нахождении:

3,7,5,4

ФРОНТАЛЬНЫЕЛАБОРАТОРНЫЕ
РАБОТЫ
3. Измерение массы тела на
рычажных весах.
4.Измерение объема тела.
5.Определение плотности
твердого тела.
6.Градуирование пружины и
измерение сил динамометром.
7.Измерение силы трения с
помощью динамометра.

Тема 4.
Давление
твердых тел,
жидкостей и
газов

21

Давление. Давление твердых
тел. Давление газа. Объяснение
давления
газа
на
основе
молекулярно-кинетиче-ских
представлений.
Передача
давления газами и жидкостями.
Закон Паскаля. Сообщающиеся
сосуды. Атмосферное давление.
Методы измерения атмосферного
давления. Барометр, манометр,
поршневой жидкостный насос.
Закон
Архимеда.
Условия
плавания тел. Воздухоплавание.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ
РАБОТЫ
8.Определение выталкивающей
силы,
действующей
на
погруженное в жидкость тело.
9. Выяснение условий плавания

скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести,
веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости,
равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;
•умение находить связь между физическими величинами:
силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем,
плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и
весом тела;
•умение переводить физические величины из несистемных в
СИ и наоборот;
•понимание принципов действия динамометра, весов,
встречающихся в повсе-дневной жизни, и способов
обеспечения безопасности при их использовании;
•умение использовать полученные знания в повседневной
жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
•приводить примеры из практики по увеличению площади
4,6,7,8
опоры для уменьшения давления; выполнять
исследовательский эксперимент по изменению давления,
анализировать его и делать выводы;
•объяснять физические явления: атмосферное давление,
давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел,
воздухоплавание, расположение уровня жидкости в
сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки
Землю; способы уменьшения и увеличения давления;
•измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно
и стенки сосуда, силу Архимеда;
•владение экспериментальными методами исследования
зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом
воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы
тяжести и силы Архимеда;
•понимание смысла основных физических законов и умение
применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;
•понимание принципов действия барометра-анероида,
манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического

тела в жидкости.

Тема 5.
Работа и
мощность.
Энергия

13

Итоговая
контрольная работа
(1час)

Механическая
работа.
Мощность. Простые механизмы.
Момент
силы.
Условия
равновесия рычага. «Золотое
правило»
механики.
Виды
равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия.
Потенциальная и кинетическая
энергия. Превращение энергии.
ФРОНТАЛЬНЫЕ
ЛАБОРАТОРНЫЕРАБОТЫ
10. Выяснение условия
равновесия рычага. 11.
Определение КПД при подъеме
тела по наклонной плоскости.

Итоговая контрольная работа

пресса и способов обеспечения безопасности при их
использовании;
•владение способами выполнения расчетов для нахождения:
давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы
Архимеда в соответствии с поставленной задачей на
основании использования законов физики;
•умение использовать полученные знания в повседневной
жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
•вычислять механическую работу; определять условия,
необходимые для совершения механической работы;
•понимание и способность объяснять физические явления:
равновесие тел, превращение одного вида механической
энергии в другой;
•умение измерять: механическую работу, мощность, плечо
силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую
энергию;
•владение экспериментальными методами исследования при
определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
•понимание смысла основного физического закона: закон
сохранения энергии;
•понимание принципов действия рычага, блока, наклонной
плоскости и способов обеспечения безопасности при их
использовании;
•владение способами выполнения расчетов для нахождения:
механической работы, мощности, условия равновесия сил на
рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной
энергии;
•умение использовать полученные знания в повседневной
жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

7,6,2,3

8класс
Разделы
программы

Темы, входящие в данный
раздел

Характеристика основных видов деятельности ученика
(УУД).

Тема 1.
Тепловые явления

Тепловое движение. Тепловое
равновесие.
Температура.
Внутренняя энергия. Работа и
теплопередача.
Теплопроводность.
Конвекция.
Излучение. Количество теплоты.
Удельная теплоемкость. Расчет
количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и
превращения энергии в механических и тепловых процессах.
Плавление
и
отвердевание
кристаллических тел. Удельная
теплота плавления. Испарение и
конденсация.
Кипение.
Влажность воздуха. Удельная
теплота
парообразования.
Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе
молекулярно-кинетических
представлений. Преобразование
энергии в тепловых машинах.
Двигатель внутреннего сгорания.
Паровая турбина. КПД теплового
двигателя.
Экологические
проблемы
использования
тепловых машин.

•
•объяснять тепловые явления, характеризовать тепловое
явление, анализировать зависимость температуры тела от
скорости движения его молекул. Наблюдать и исследовать
превращение энергии тела в механических процессах.
Приводить примеры превращения энергии при подъеме тела,
его падении. Давать определение внутренней энергии тела
как суммы кинетической энергии движения его частиц и
потенциальной энергии их взаимодействия
•понимать и способность объяснять физические явления:
конвекция, излучение, теплопроводность, изменение
внутренней энергии тела в результате теплопередачи или
работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление
(отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при
испарении, кипение, выпадение росы;
•умение измерять: температуру, количество теплоты,
удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту
плавления вещества, влажность воздуха;
•владение экспериментальными методами исследования:
зависимости относительной влажности воздуха от давления
водяного пара, содержащегося в воздухе при данной
температуре; давления насыщенного водяного пара;
определения удельной теплоемкости вещества;
•понимание принципов действия конденсационного и
волосного гигрометров, психрометра, двигателя внутреннего
сгорания, паровой турбины и способов обеспечения
безопасности при их использовании;

23

Основные
направления
воспитательной
деятельности
7,8,2,1,3

ФРОНТАЛЬНЫЕ
ЛАБОРАТОРНЫЕРАБОТЫ
1.
Сравнение
количеств
теплоты при смешивании воды
разной температуры.
2. Измерение удельной
теплоемкости твердого тела.
3. Измерение влажности
воздуха.
Тема 2.
Электрические
явления

29

Электризация тел. Два рода
электрических
зарядов.
Взаимодействие заряженных тел.
Проводники, диэлектрики и
полупроводники. Электрическое
поле.
Закон
сохранения
электрического
заряда.
Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома.
Электрический ток. Действие
электрического
поля
на
электрические
заряды.
Источники тока. Электрическая
цепь. Сила тока. Электрическое
напряжение.
Электрическое
сопротивление. Закон Ома для
участка цепи. Последовательное
и параллельное соединение проводников. Работа и мощность
электрического
тока.
Закон
Джоуля—Ленца. Конденсатор.
Правила
безопасности
при

•понимание смысла закона сохранения и превращения
энергии в механических и тепловых процессах и умение
применять его на практике;
•овладение способами выполнения расчетов для
нахождения: удельной теплоемкости, количества теплоты,
необходимого для нагревания тела или выделяемого им при
охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной
теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты
парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя;
•умение использовать полученные знания в повседневной
жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
объяснять взаимодействие заряженных тел и существование
двух родов заряда.
•понимание и способность объяснять физические явления:
электризация тел, нагревание проводников электрическим
током, электрический ток в металлах, электрические явления
с позиции строения атома, действия электрического тока;
•умение измерять: силу электрического тока, электрическое
напряжение, электрический заряд, электрическое
сопротивление;
•владение экспериментальными методами исследования
зависимости: силы тока на участке цепи от электрического
напряжения, электрического сопротивления проводника от
его длины, площади поперечного сечения и материала;
•понимание смысла основных физических законов и умение
применять их на практике: закон сохранения электрического
заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца;
•понимание принципа действия электроскопа, электрометра,
гальванического элемента, аккумулятора, фонарика,
реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов
обеспечения безопасности при их использовании;
•владение способами выполнения расчетов для нахождения:
силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и

1,2,5,7,8

работе с электроприборами.

последовательном соединении проводников, удельного
сопротивления проводника, работы и мощности
ФРОНТАЛЬНЫЕ
электрического тока, количества теплоты, выделяемого
ЛАБОРАТОРНЫЕРАБОТЫ
проводником с током, емкости конденсатора, работы
4. Сборка электрической цепи и электрического поля конденсатора, энергии конденсатора;
измерение силы тока в ее
•умение использовать полученные знания в повседневной
различных участках.
жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника
5.Измерение напряжения на
безопасности).
различных
участках
электрической цепи.
6Регулирование
силы
тока
реостатом.
7. Измерение сопротивления
проводника при помощи амперметра и вольтметра.
8Измерение мощности и работы
тока в электрической лампе.

Тема 3.
Электромагнитны 5
е явления

Опыт Эрстеда. Магнитное
поле. Магнитное поле прямого
тока. Магнитное поле катушки с
током. Постоянные магниты.
Магнитное поле постоянных
магнитов.
Магнитное
поле
Земли.
Взаимодействие
магнитов. Действие магнитного
поля на проводник с током.
Электрический двигатель.
ФРОНТАЛЬНЫЕ
ЛАБОРАТОРНЫЕРАБОТЫ
9. Сборка электромагнита и

•выявлять связь между электрическим током и магнитным
полем. Показывать связь направления магнитных линий с
направлением тока с помощью магнитных стрелок.
Приводить примеры магнитных явлений.
•понимание и способность объяснять физические явления:
намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов,
взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки,
действие магнитного поля на проводник с током;
•владение экспериментальными методами исследования
зависимости магнитного действия катушки от силы тока в
цепи;
•умение использовать полученные знания в повседневной
жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника

4,7,8

Тема 4.
10
Световые явления

Итоговая
контрольная
работа
(1час)

испытание его действия. 10.
Изучение электрического
двигателя постоянного тока (на
модели).
Источники
света.
Прямолинейное распространение
света. Видимое движение светил.
Отражение
света.
Закон
отражения
света.
Плоское
зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Линзы.
Фокусное расстояние линзы.
Оптическая
сила
линзы.
Изображения, даваемые линзой.
Глаз как оптическая система.
Оптические приборы.
ФРОНТАЛЬНАЯЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА
11. Получение изображения
при помощи линзы.

Итоговая контрольная работа

безопасности).

3,5,6,8
•объяснять физические явления: прямолинейное
распространение света, образование тени и полутени,
отражение и преломление света;
•умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы,
оптическую силу линзы;
•владение экспериментальными методами исследования
зависимости: изображения от расположения лампы на
различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла
падения света на зеркало;
•понимание смысла основных физических законов и умение
применять их на практике: закон отражения света, закон
преломления света, закон прямолинейного распространения
света;
•различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное
расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось
линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения,
даваемые собирающей и рассеивающей линзой;
•умение использовать полученные знания в повседневной
жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

9 класс
Разделы
программы
Тема 1.
Законы
взаимодействия и
движения тел

Темы, входящие в данный раздел

24

Материальная точка. Система
отсчета. Перемещение. Скорость
прямолинейного
равномерного
движения.
Прямолинейное
равноускоренное
движение:
мгновенная скорость, ускорение,
перемещение. Графики зависимости
кинематических величин от времени
при равномерном и равноускоренном
движении.
Относительность
механического
движения.
Геоцентрическая
и
гелиоцентрическая системы мира.
Инерциальная
система
отсчета.
Законы
Ньютона.
Свободное
падение.
Невесомость.
Закон
всемирного
тяготения.
[Искусственные спутники Земли.]1
Импульс.
Закон
сохранения
импульса. Реактивное движение.
ФРОНТАЛЬНЫЕЛАБОРАТОРНЫЕ
РАБОТЫ
1.
Исследование
равноускоренного движения без на-

Характеристика основных видов деятельности
ученика (УУД).

•
наблюдать и описывать прямолинейное и
равномерное движение тележки с капельницей;
определять по ленте со следами капель вид движения
тележки, пройденный ею путь и промежуток времени
от начала движения до остановки; обосновывать
возможность замены тележки её моделью
(материальной точкой) для описания движения
понимание и способность описывать и объяснять
физические явления: поступательное движение, смена
дня и ночи на Земле, свободное падение тел,
невесомость, движение по окружности с постоянной по
модулю скоростью;
•знанать и способность давать определения/описания
физических понятий: отно-сительность движения,
геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира;
[первая космическая скорость], реактивное движение;
физических моделей: материальная точка, система
отсчета; физических величин: перемещение, скорость
равномерного прямолинейного движения, мгновенная
скорость и ускорение при равноускоренном
прямолинейном движении, скорость и
центростремительное ускорение при равномерном
движении тела по окружности, импульс;

Основные
направления
воспитательной
деятельности
1,2,4,8

Тема 2.
Механические
колебания и
волны. Звук

10

чальной скорости.
2. Измерение ускорения
свободного падения.

•понимание смысла основных физических законов:
законы Ньютона, закон все-мирного тяготения, закон
сохранения импульса, закон сохранения энергии и
умение применять их на практике;
•умение приводить примеры технических устройств и
живых организмов, в основе перемещения которых
лежит принцип реактивного движения; знание и умение
объяснять устройство и действие космических ракетносителей;
•умение измерять: мгновенную скорость и ускорение
при равноускоренном прямолинейном движении,
центростремительное ускорение при равномерном
движении по окружности;
•умение использовать полученные знания в
повседневной жизни (быт, экология, охрана
окружающей среды).

Колебательное
движение.
Колебания груза на пружине.
Свободные
колебания.
Колебательная система. Маятник.
Амплитуда,
период,
частота
колебаний.
[Гармонические
колебания]. Превращение энергии
при
колебательном
движении.
Затухающие
колебания.
Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение
колебаний
в
упругих средах. Поперечные и
продольные волны. Длина волны.
Связь длины волны со скоростью ее
распространения
и
периодом
(частотой).
Звуковые
волны.

•определять колебательное движение по его признакам;
приводить примеры колебаний; описывать динамику
свободных колебаний пружинного и математического
маятников; измерять жесткость пружины или
резинового шнура
•описывать и объяснять физические явления: колебания математического и пружинного маятников,
резонанс (в том числе звуковой), механические волны,
длина волны, отражение звука, эхо;
•давать определения физических понятий: свободные
колебания, колебательная система, маятник,
затухающие колебания, вынужденные колебания, звук
и условия его распространения; физических величин:
амплитуда, период и частота колебаний, собственная
частота колебательной системы, высота, [тембр],
громкость звука, скорость звука; физических моделей:

2,5,6,7,8

Тема 3.
Электромагнитно
е поле

Скорость звука. Высота, тембр и
громкость звука. Эхо. Звуковой
резонанс. [Интерференция звука].
ФРОНТАЛЬНАЯЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА
3. Исследование зависимости
периода и частоты свободных
колебаний маятника от длины его
нити.

[гармонические колебания], математический маятник;
•владеть экспериментальными методами исследования
зависимости периода и частоты колебаний маятника от
длины его нити.

Однородное и
неоднородное
магнитное поле. Направление тока и
направление линий его магнитного
поля.
Правило
буравчика.
Обнаружение
магнитного
поля.
Правило левой руки. Индукция
магнитного поля. Магнитный поток.
Опыты Фарадея. Электромагнитная
индукция.
Направление
индукционного тока. Правило Ленца.
Явление самоиндукции. Переменный
ток. Генератор переменного тока.
Преобразования
энергии
в
электрогенераторах. Трансформатор.
Передача электрической энергии на
расстояние. Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Скорость
распространения электромагнитных
волн. Влияние электромагнитных
излучений на живые организмы.
Колебательный контур. Получение
электромагнитных
колебаний.

•делать выводы о замкнутости магнитных линий и об
ослаблении поля с удалением от проводников с током;
•формулировать правило правой руки для соленоида,
правило буравчика; определять направление
электрического тока в проводниках и направление
линий магнитного поля;
•описывать и объяснять физические явления/процессы:
электромагнитная индукция, самоиндукция,
преломление света, дисперсия света, поглощение и
испускание света атомами, возникновение линейчатых
спектров испускания и поглощения;
•давать определения/описания физических понятий:
маг-нитное поле, линии магнитной индукции,
однородное и неоднородное магнитное поле,
магнитный поток, переменный электрический ток,
электромагнитное поле, электромагнитные волны,
электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый
свет; физических величин: магнитная индукция,
индуктивность, период, частота и амплитуда
электромагнитных колебаний, показатели преломления
света;
•знание формулировок, понимание смысла и умение

14

5,7,8

Принципы радиосвязи и телевидения.
[Интерференция
света.]
Электромагнитная природа света.
Преломление
света.
Показатель
преломления. Дисперсия света. Цвета
тел. [Спектрограф и спектроскоп.]
Типы оптических спектров. [Спектральный анализ.] Поглощение и
испускание
света
атомами.
Происхождение
линейчатых
спектров.
ФРОНТАЛЬНЫЕЛАБОРАТОРНЫЕ
РАБОТЫ
4. Изучение явления
электромагнитной индукции.
5. Наблюдение сплошного и
линейчатых спектров испускания.
Тема 4.
Строение атома и
атомного ядра

12

Радиоактивность
как
свидетельство сложного строения
атомов. Альфа-, бета- и гаммаизлучения.
Опыты
Ре-зерфорда.
Ядерная модель атома. Радиоактивные
превращения
атомных
ядер.
Сохранение зарядового и массового
чисел при
ядерных
реакциях.
Экспериментальные методы исследования
частиц.
Протоннонейтронная модель ядра. Физический
смысл зарядового и массового чисел.
Изотопы. Правила смещения для
альфа- и бета-распада при ядерных
реакциях. Энергия связи частиц в

применять закон преломления света и правило Ленца,
квантовых постулатов Бора;
•знание назначения, устройства и принципа действия
технических устройств: электромеханический
индукционный генератор переменного тока,
трансформатор, колебательный контур, детектор,
спектроскоп, спектрограф;

1,2,3,8
•описывать и объяснять физические явления:
радиоактивность, ионизирующие излучения;
•давать определения/описания физических понятий:
радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы;
физических моделей: модели строения атомов,
предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом;
протонно-нейтронная модель атомного ядра, модель
процесса деления ядра атома урана; физических
величин: поглощенная доза излучения, коэффициент
качества, эквивалентная доза, период полураспада;
•приводить примеры и объяснять устройство и принцип
действия технических устройств и установок: счетчик
Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера,
ядерный реактор на медленных нейтронах;

Тема 5.
Строение и
эволюция
Вселенной

5

ядре. Деление ядер урана. Цепная
реакция.
Ядерная
энергетика.
Экологические проблемы работы
атомных
электростанций.
Дозиметрия. Период полураспада.
Закон
радиоактивного
распада.
Влияние радиоактивных излучений
на живые организмы. Термоядерная
реакция. Источники энергии Солнца
и звезд.
ФРОНТАЛЬНЫЕЛАБОРАТОРНЫЕ
РАБОТЫ
6.Измерение
естественного
радиационного фона дозиметром.
7. Изучение деления ядра атома урана
по фотографии треков.
8.Оценка
периода
полураспада
находящихся в воздухе продуктов
распада газа радона.
9.Изучение
треков
заряженных
частиц по готовым фотографиям.
Состав,
строение
и
происхождение Солнечной системы.
Планеты и малые тела Солнечной
системы. Строение, излучение и
эволюция Солнца и звезд. Строение и
эволюция Вселенной.

•измерять: мощность дозы радиоактивного излучения
бытовым дозиметром;
•знание формулировок, понимание смысла и умение
применять: закон сохранения массового числа, закон
сохранения заряда, закон радиоактивного распада,
правило смещения;
•владение экспериментальными методами
исследования в процессе изучения зависимости
мощности излучения продуктов распада радона от
времени;
•понимание сути экспериментальных методов
исследования частиц;
•умение использовать полученные знания в
повседневной жизни (быт, экология, охрана
окружающей среды, техника безопасности и др.).

•наблюдать слайды или фотографии небесных
4,5,6,7,8
объектов; называть группы объектов, входящих в
солнечную систему приводить примеры изменения
вида звездного неба в течение суток
•сравнивать планеты Земной группы; планеты-гиганты;
анализировать фотографии или слайды планет
•описывать фотографии малых тел Солнечной системы
•объяснять физические процессы, происходящие в
недрах Солнца и звезд; называть причины образования
пятен на Солнце; анализировать фотографии солнечной
короны и образований в ней
описывать опыты Резерфорда: по обнаружению

сложного состава радиоактивного излучения и по
исследованию с помощью рассеяния α-частиц строения
атома;
•объяснять суть законов сохранения массового числа и
заряда при радиоактивных превращениях; применять
эти законы при записи уравнений ядерных реакций;
•измерять мощность дозы радиационного фона
дозиметром; сравнивать полученный результат с
наибольшим допустимым для человека значением;
работать в группе;
•представление о составе, строении, происхождении и
возрасте Солнечной системы;
•умение применять физические законы для объяснения
движения планет Солнечной системы;
•знать, что существенными параметрами,
отличающими звезды от планет, являются их массы и
источники энергии (термоядерные реакции в недрах
звезд и радиоактивные в недрах планет);
•сравнивать физические и орбитальные параметры
планет земной группы с соответствующими
параметрами планет-гигантов и находить в них общее и
различное;
•объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и
объяснять суть закона Э. Хаббла, знать, что этот закон
явился экспериментальным подтверждением модели
нестационарной Вселенной, открытой А. А.
Фридманом.
Повторение и
обобщение

3

Повторение и обобщение

СОГЛАСОВАНО
Протокол №1 заседания
методического объединения
учителей ЕМЦ
от 30.08.2022 года
_____________________ Е.Ю.Мокшина

ПРОЛОНГИРОВАНА
Решением педагогического совета
от ________________202___ года протокол № 1
директор МАОУ - СОШ №4
_______________________________________
подпись

ФИО руководителя

ПРОЛОНГИРОВАНА
Решением педагогического совета
от ________________202___ года протокол № 1
директор МАОУ - СОШ №4
_______________________________________
подпись

ФИО руководителя

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
______________Ю.А.Альбах
31.08.2022 год


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».