АРП_история 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Управление образования МО г. Армавир
МАОУ - СОШ № 4

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ-СОШ № 4
В. А. Колосова
01.10/793 от «01» сентября 2023г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Истории»
для обучающихся 9 классов

Армавир 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по истории для обучающихся с
задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего
образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер
64101) (далее – ФГОС ООО),
Федеральной рабочей программы основного
общего образования по предмету «История», Федеральной программы
воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к
результатам освоения Адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития.
Согласно своему назначению федеральная рабочая программа является
ориентиром для составления рабочих авторских программ: она дает
представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития,
обучающихся с задержкой психического развития средствами учебного
предмета «История»; устанавливает обязательное предметное содержание,
предусматривает распределение его по классам и структурирование его по
разделам и темам курса.
Общая характеристика учебного предмета «История»
Федеральная рабочая программа учебного предмета «История»
составлена с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР, получающих образование на основе АООП ООО обучающихся с ЗПР.
Учебный предмет «История» входит в предметную область
«Общественно-научные предметы» и изучается на уровне основного общего
образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах. Он опирается на
межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным
предметам, как «Обществознание», «Литература», «Основы духовнонравственной культуры народов России», «География» и другие.
Историческое образование на ступени основного общего образования
способствует формированию систематизированных знаний об историческом
прошлом, обогащению социального опыта обучающихся с ЗПР при изучении и
обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия.
Ключевую роль играет развитие способности обучающихся к пониманию
исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и
развития
различных
мировоззренческих,
ценностно-мотивационных,
социальных систем.
Учебный предмет «История» имеет интегративный характер, его
изучение направлено на образование, воспитание и развитие обучающихся.
Предмет играет большую роль в формировании сферы жизненной компетенции
обучающихся с ЗПР, обеспечивая воспитание патриотизма, гражданственности,
уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение
исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в

современном обществе. Расширение исторических знаний, обучающихся с ЗПР
сочетается с воспитанием ценностных ориентиров: внутренней установки
личности ценить и гордиться своей Родиной, проявлять уважение к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, бережно относиться к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, истории и традициям народов других государств.
Структурно предмет «История» включает учебные курсы по Всеобщей
истории и Истории России. Знакомство обучающихся с ЗПР при получении
основного общего образования с данным предметом начинается с курса
всеобщей истории. Изучение всеобщей истории способствует формированию
общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств,
преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов.
Преподавание курса должно давать обучающимся с ЗПР представление о
процессах, явлениях и понятиях мировой истории, формировать знания о месте
и роли России в мировом историческом процессе и значение малой родины в
контексте мировой истории.
Курс всеобщей истории призван сформировать у обучающихся с ЗПР
познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических
событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы,
происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических,
территориальных и иных условиях.
В рамках курса всеобщей истории обучающиеся с ЗПР знакомятся с
исторической картой как источником информации о расселении человеческих
общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших
событий, динамики развития социокультурных, экономических и
геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в
осознании обучающимися с ЗПР культурного многообразия мира, социальнонравственного опыта предшествующих поколений; в формировании
толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира,
усвоении назначения и художественных достоинств памятников истории и
культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических
источников. Курс дает возможность обучающимся с ЗПР научиться
сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические
периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее
значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные
исторические версии событий и процессов.
Курс отечественной истории должен сочетать историю Российского
государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную
историю
(прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать
осознанию обучающимися с ЗПР своей социальной идентичности в широком
спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города,
представителей определенной этнонациональной и религиозной общности,
хранителей традиций рода и семьи.
Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как
своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими

процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации
курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий
и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования
элементов региональной истории и компаративных (сравнительноисторических) характеристик.
Цели и задачи изучения учебного предмета «История»
Общие цели школьного исторического образования представлены в
Федеральной рабочей программе основного общего образования. Они
включают формирование и развитие личности школьника, способного к
самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе
осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в
целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные
умения в учебной и социальной практике.
Основной целью обучения детей с задержкой психического развития
является формирование у обучающихся исторического мышления как основы
гражданской идентичности ценностно ориентированной личности.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
формирование у обучающихся с ЗПР исторических ориентиров
самоидентификации в современном мире;
овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития
человеческого общества с древности до наших дней в социальной,
экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в
доступной для обучающихся форме на основе обобщения фактического
материала проблемного, диалектического понимания истории человечества при
особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и
проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике,
взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной
объективности и историзма;
формирование у обучающихся общественной системы ценностей на
основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития
и осознания приоритета общественного интереса над личным и уникальности
каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через
общество;
выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного
знания и общественной жизни;
развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование
понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.
Цель и задачи преподавания истории обучающимся с ЗПР максимально
приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и учитывают
специфические особенности учеников.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по истории
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают
дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «История»,
направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности,

стимулирование познавательной активности и самостоятельности суждений,
создание условий для осмысленного выполнения учебной работы,
формирование умения работать с текстом учебника и самостоятельно пополнять
свои знания, в том числе из источников внеурочной информации.
Обучающиеся с ЗПР испытывают серьезные трудности при изучении
данного учебного предмета, это прежде всего связано с особенностями их
познавательной деятельности. Для обучающихся характерны недостаточный
уровень развития логического мышления, затруднения в установлении
причинно-следственных связей, сниженная память, отставания в развитии речи,
слабость саморегуляции. В связи с этим обучающиеся замедленно овладевают
необходимыми обобщенными историческими представлениями и понятиями,
плохо запоминают историческую периодизацию и хронологию, затрудняются в
анализе и обобщении конкретных исторических фактов, в понимании
закономерностей общественного развития; испытывают трудности при анализе
текста учебника.
На уроках истории, обучающиеся с ЗПР нуждаются в специально
организованной помощи, направленной на то, чтобы облегчить им усвоение
учебного материала. Для преодоления этих трудностей основное внимание
должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом
доступности при сохранении общего базового уровня. Он должен по
содержанию и объему быть адаптированным для обучающихся с ЗПР в
соответствии с их особыми образовательными потребностями. Следует
облегчить овладение материалом обучающимися с ЗПР посредством его
детального объяснения с систематическим повтором, использования приемов
актуализации (визуальная опора, памятка, алгоритм, схема, карта).
Федеральная программа предусматривает внесение некоторых
изменений: уменьшение объема теоретических сведений, исключение излишней
детализации, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для
обзорного, ознакомительного изучения. Темы для ознакомительного изучения в
программе выделены курсивом.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное
освоение содержании образования по предмету «История»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их
особыми образовательными потребностями. Следует усилить виды
деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР, обеспечивающие
осмысленное освоение содержания образования по предмету: освоение
материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала;
использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, шаблоны,
опорные
таблицы).
Учителю
рекомендуется
активно
привлекать
дополнительный наглядный материал, технические средства обучения, а также
учить работать с учебником – выделять главную мысль параграфа, составлять
развернутый план, искать в тексте ответы на вопросы, обращаться за
дополнительной информацией к другим разделам учебника. Полезно
организовывать «выездные» или виртуальные уроки в музее и экскурсии.
Особое внимание нужно уделять обучению структурированию материала:

составлению рисуночных и вербальных схем, составлению таблиц, составлению
классификации с обозначенными основаниями для классификации и
наполнению их примерами и др. Организация учебного материала крупными
блоками в виде таблицы способствует обобщению сведений, пониманию
закономерностей исторического процесса, лучшему запоминанию и усвоению
конкретных исторических фактов.
Рекомендуется использовать средства наглядности:
исторические карты и атласы по темам курса;
артефакты и копии исторических предметов, макеты;
портреты исторических деятелей, выдающихся полководцев;
исторические картины, репродукции;
презентации по темам курса.
На уроках истории следует организовывать различные коллективные
формы работы: парами, группами, что будет способствовать закреплению у
обучающихся с ЗПР навыков сотрудничества и продуктивной коммуникации.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует
ООП ООО. Для развития умения делать выводы, формирования единого
речевого целого у обучающихся с ЗПР необходимо использовать клише и
опорные слова. Следует предусмотреть проведение на уроках специальной
работы над терминологической и тематической лексикой учебной дисциплины,
а также над лексикой, необходимой для организации учебной деятельности в
целях ее понимания, усвоения и запоминания обучающимися с ЗПР,
адекватного применения в различных видах деятельности.
При работе над лексикой, в том числе научной терминологией курса
(раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже
известных лексических единиц) необходимо включение слова в контекст.
Введение нового термина, новой лексической единицы проводится на основе
обращения к этимологии слова и ассоциациям. Каждое новое слово
включается в контекст, закрепляется в речевой практике обучающихся.
Обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением,
опорные схемы для актуализации терминологии.
Коррекционно-развивающая направленность истории заключается в том,
что на уроках ведется целенаправленная работа по развитию речи и словеснологического мышления на основе материала исторического содержания. В
процессе уроков требуется обеспечить накопление обучающимися специальных
понятий, к числу которых относятся:
частно-исторические понятия (характерные для определенного периода
в истории), отражающие и обобщающие конкретные исторические явления;
общеисторические понятия, отражающие и обобщающие явления,
свойственные определённой общественно-экономической формации;
социологические понятия, отражающие общие связи и закономерности
исторического процесса.
Ведущими
являются
общеисторические
понятия.
Освоение
социологических понятий становится возможным только на базе
общеисторических.
У обучающихся с ЗПР должно осуществляться развитие общеучебных

умений: выделять существенные и несущественные признаки того или иного
исторического явления, события; сравнивать, обобщать, делать выводы;
доступно передавать информацию, структурировать свои ответы.
Поскольку в ходе уроков истории возникает объективная необходимость
запоминать и воспроизводить значительное количество исторических фактов,
иноязычных имен, временных границ, следует учить обучающихся с ЗПР
использовать различные средства фиксации материала. Это могут быть
условные обозначения (символы, схемы, таблицы, лента времени и т.д.).
Место учебного предмета «История» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «История» входит
в общественно-научную предметную область и является обязательным для
изучения. Содержание учебного предмета «История», представленное в
Федеральной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Федеральной
основной общеобразовательной программе основного общего образования,
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе
основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития.
9 КЛАСС
Всеобщая история. История Нового времени.
XIX – начало ХХ в.
Введение.
Европа в начале XIX в.
Провозглашение империи Наполеона I во Франции. Реформы.
Законодательство. Наполеоновские войны. Антинаполеоновские коалиции.
Политика Наполеона в завоеванных странах. Отношение населения к
завоевателям: сопротивление, сотрудничество. Поход армии Наполеона в
Россию и крушение Французской империи. Венский конгресс: цели, главные
участники, решения. Создание Священного союза.
Развитие индустриального общества в первой половине XIX в.:
экономика, социальные отношения, политические процессы
Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США.
Изменения
в
социальной
структуре
общества.
Распространение
социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих.
Социальные и национальные движения в странах Европы. Оформление
консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий.
Политическое развитие европейских стран в 1815–1840-е гг.
Франция: Реставрация, Июльская монархия, Вторая республика.
Великобритания: борьба за парламентскую реформу; чартизм. Нарастание
освободительных движений. Освобождение Греции. Европейские революции
1830 г. и 1848–1849 гг. Возникновение и распространение марксизма.
Страны Европы и Северной Америки в середине ХIХ – начале ХХ в.
Великобритания в Викторианскую эпоху. «Мастерская мира». Рабочее

движение. Политические и социальные реформы. Британская колониальная
империя; доминионы.
Франция. Империя Наполеона III: внутренняя и внешняя политика.
Активизация колониальной экспансии. Франко-германская война 1870–1871 гг.
Парижская коммуна.
Италия. Подъем борьбы за независимость итальянских земель. К. Кавур,
Дж. Гарибальди. Образование единого государства. Король Виктор Эммануил
II.
Германия. Движение за объединение германских государств. О. Бисмарк.
Северогерманский союз. Провозглашение Германской империи. Социальная
политика. Включение империи в систему внешнеполитических союзов и
колониальные захваты.
Страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине XIX
– начале XX в. Габсбургская империя: экономическое и политическое развитие,
положение народов, национальные движения. Провозглашение дуалистической
Австро-Венгерской монархии (1867). Югославянские народы: борьба за
освобождение от османского господства. Русско-турецкая война 1877– 1878 гг.,
ее итоги.
Соединенные Штаты Америки. Север и Юг: экономика, социальные
отношения, политическая жизнь. Проблема рабства; аболиционизм.
Гражданская война (1861–1865): причины, участники, итоги. А. Линкольн.
Восстановление Юга. Промышленный рост в конце XIX в.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и
США в конце XIX – начале ХХ в.
Завершение промышленного переворота. Вторая промышленная
революция. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический
прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и
средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных
социальных групп. Рабочее движение и профсоюзы. Образование
социалистических партий.
Страны Латинской Америки в XIX – начале ХХ в.
Политика метрополий в латиноамериканских владениях. Колониальное
общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. Ф.
Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.
Влияние США на страны Латинской Америки. Традиционные отношения;
латифундизм. Проблемы модернизации. Мексиканская революция 1910–1917
гг.: участники, итоги, значение.
Страны Азии в ХIХ – начале ХХ в.
Япония. Внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава. «Открытие
Японии». Реставрация Мэйдзи. Введение конституции. Модернизация в
экономике и социальных отношениях. Переход к политике завоеваний.
Китай. Империя Цин. «Опиумные войны». Восстание тайпинов.
«Открытие» Китая. Политика «самоусиления». Восстание «ихэтуаней».
Революция 1911–1913 гг. Сунь Ятсен.
Османская империя. Традиционные устои и попытки проведения
реформ. Политика Танзимата. Принятие конституции. Младотурецкая

революция 1908–1909 гг.
Революция 1905–1911 г. в Иране.
Индия. Колониальный режим. Индийское национальное движение.
Восстание сипаев (1857–1859). Объявление Индии владением британской
короны. Политическое развитие Индии во второй половине XIX в. Создание
Индийского национального конгресса. Б. Тилак, М.К. Ганди.
Народы Африки в ХIХ – начале ХХ в.
Завершение колониального раздела мира. Колониальные порядки и
традиционные общественные отношения в странах Африки. Выступления
против колонизаторов. Англо-бурская война.
Развитие культуры в XIX – начале ХХ в.
Научные открытия и технические изобретения в XIX – начале ХХ в.
Революция в физике. Достижения естествознания и медицины. Развитие
философии, психологии и социологии. Распространение образования.
Технический прогресс и изменения в условиях труда и повседневной жизни
людей. Художественная культура XIX – начала ХХ в. Эволюция стилей в
литературе, живописи: классицизм, романтизм, реализм. Импрессионизм.
Модернизм. Смена стилей в архитектуре. Музыкальное и театральное
искусство. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Международные отношения в XIX – начале XX в.
Венская система международных отношений. Внешнеполитические
интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос.
Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры
индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование
военно-политических блоков великих держав. Первая Гаагская мирная
конференция (1899). Международные конфликты и войны в конце XIX – начале
ХХ в. (испано-американская война, русско-японская война, боснийский кризис).
Балканские войны.
Обобщение. Историческое и культурное наследие XIX в.
История России. Российская империя в XIX – начале XX в.
Введение.
Александровская эпоха: государственный либерализм
Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние
факторы. Негласный комитет. Реформы государственного управления.
М. М. Сперанский.
Внешняя политика России. Война России с Францией 1805–1807 гг.
Тильзитский мир. Война со Швецией 1808–1809 г. И присоединение
Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война
1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский
конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России в
европейской политике после победы над Наполеоном и Венского конгресса.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике.
Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция
самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия,
Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.

Николаевское самодержавие: государственный консерватизм
Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I.
Экономическая политика в условиях политического консерватизма.
Государственная регламентация общественной жизни: централизация
управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура,
попечительство
об
образовании.
Крестьянский
вопрос.
Реформа
государственных крестьян П. Д. Киселева 1837–1841 гг. Официальная
идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование
профессиональной бюрократии.
Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия
и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз».
Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы.
Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство.
Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный
переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного
строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как
административные, торговые и промышленные центры. Городское
самоуправление.
Общественная жизнь в 1830–1850-е гг. Роль литературы, печати,
университетов в формировании независимого общественного мнения.
Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники,
зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского
социализма. А. И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского
социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный
пункт общественных дебатов.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Национальные корни отечественной культуры и западные влияния.
Государственная политика в области культуры. Основные стили в
художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль
империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы.
Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура.
Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды.
Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты.
Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в
городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.
Народы России в первой половине XIX в.
Многообразие культур и религий Российской империи. Православная
церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм,
буддизм). Конфликты и сотрудничество между народами. Особенности
административного управления на окраинах империи. Царство Польское.
Польское восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья.
Кавказская война. Движение Шамиля.
Социальная и правовая модернизация страны при Александре II
Реформы 1860–1870-х гг. – движение к правовому государству и

гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия.
Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление
общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового
сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом
строе страны. Конституционный вопрос.
Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской
войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война
1877–1878 гг. Россия на Дальнем Востоке.
Россия в 1880–1890-х гг.
«Народное самодержавие» Александра III. Идеология самобытного
развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы».
Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной
самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость
суда. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура.
Экономическая модернизация через государственное вмешательство в
экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика.
Консервация аграрных отношений.
Пространство
империи.
Основные
сферы
и
направления
внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы.
Освоение государственной территории.
Сельское хозяйство и промышленность. Пореформенная деревня:
традиции и новации. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство.
Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье
«оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворянепредприниматели.
Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в
экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в
города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные,
общественные и частнопредпринимательские способы его решения.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие
городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни.
Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности.
Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании
общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская
культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной
научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской
науки. Общественная значимость художественной культуры. Литература,
живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.
Этнокультурный облик империи.
Основные регионы и народы Российской империи и их роль в жизни
страны. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы
национального и религиозного возрождения у народов Российской империи.
Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных
культур и народов. Национальная политика самодержавия. Укрепление
автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Прибалтика. Еврейский

вопрос. Поволжье. Северный Кавказ и Закавказье. Север, Сибирь, Дальний
Восток. Средняя Азия. Миссии Русской православной церкви и ее знаменитые
миссионеры.
Формирование гражданского общества и основные направления
общественных движений
Общественная жизнь в 1860–1890-х гг. Рост общественной
самодеятельности.
Расширение
публичной
сферы
(общественное
самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции.
Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение.
Рабочее движение. Женское движение.
Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма,
дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной
мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в
России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической
оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция.
Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика.
Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее
раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм.
Распространение марксизма и
формирование социал-демократии.
Группа «Освобождение труда».
«Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.
Россия на пороге ХХ в.
На пороге нового века: динамика и противоречия развития.
Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики.
Урбанизация и облик городов. Отечественный и иностранный капитал, его роль
в индустриализации страны. Россия — мировой экспортер хлеба. Аграрный
вопрос. Демография, социальная стратификация. Разложение сословных
структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие:
социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы
сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение
женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии.
Распространение светской этики и культуры.
Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты
и национально-культурные движения.
Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем
Востоке. Русско-японская война 1904–1905 гг. Оборона Порт-Артура.
Цусимское сражение.
Первая российская революция 1905–1907 гг. Начало парламентаризма в
России. Николай II и его окружение. Деятельность В. К. Плеве на посту
министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз
освобождения». Банкетная кампания.
Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных
протестов. Деятельность профессиональных революционеров. Политический
терроризм.
«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих,
крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская

конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17
октября 1905 г. Формирование многопартийной системы. Политические партии,
массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации
(социалисты- революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики.
Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии.
Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы.
Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности
революционных выступлений в 1906–1907 гг.
Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I
Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г.
Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.
Общество и власть после революции. Уроки революции: политическая
стабилизация и социальные преобразования. П. А. Столыпин: программа
системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и
нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейнополитический спектр. Общественный и социальный подъем.
Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в
ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.
Серебряный век российской культуры. Новые явления в художественной
литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни.
Литература начала XX в. Живопись. «Мир искусства». Архитектура.
Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские
сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа.
Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между
образованным обществом и народом. Открытия российских ученых.
Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы.
Вклад России начала XX в. в мировую культуру.
Наш край в XIX – начале ХХ в.
Обобщение.
Примерные контрольно-измерительные материалы
Для организации проверки, учета и контроля знаний, обучающихся с
ЗПР по предмету предусмотрен контроль в виде: контрольных и
самостоятельных работ, зачетов, исторических диктантов, практических
работ, письменных ответов по индивидуальным карточкам-заданиям,
тестирование.
Класс
Контрольные работы
Другие виды контроля
9 класс

№ 1«Россия и мир в н.
XIX века».
№2 Россия в эпоху
реформ.
№ 3«Россия и мир в к.
XIX века».
№4 «Россия и мир в н.

Словарный диктант по
каждой
теме.
Самостоятельные работы
на 10-15 минут.
Практическая
работа с контурной
картой.

XX века».
Примечание

Зачет по теме «Россия и
мир в XIX – н. XX вв.»
В контрольные работы Одной из форм контроля
необходимо включать может быть групповой или
вопросы
индивидуальный проект под
регионального
руководством учителя.
компонента.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа
России;
способность к осознанию своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками
и взрослыми в ходе образовательной деятельности;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации на основе
получаемых исторических сведений;
установка на доступное осмысление исторического опыта;
умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так,
чтобы быть понятым другим человеком;
углубление представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной во времени.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
Соотносить с опорой на алгоритм учебных действий единичные
исторические факты и общие явления;
называть характерные, существенные признаки исторических
событий иявлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий с
опоройна схему, ключевые слова;
сравнивать после предварительного анализа исторические события и
явления, определять в них общее и различия;
устанавливать причинно-следственные связи при изучении

историческихсобытий;
владеть смысловым чтением;
использовать вопросы как инструмент познания;
с помощью педагога аргументировать свое мнение;
с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения
ивыводы;
пользоваться словарями и другими поисковыми системами;
с помощью педагога эффективно запоминать и систематизировать
информацию.
Овладение
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями:
использовать информационно-коммуникационные технологии;
воспринимать и с помощью педагога, а затем самостоятельно,
формулировать суждения об исторических событиях;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов для
выступления перед аудиторией;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
понимать цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новыезадачи в учебе и познавательной деятельности;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
задач по предмету.
соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
регулировать способ выражения эмоций.
уметь признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
Предметные результаты
Результаты освоения обучающимися программы учебного предмета
«История» предполагают, что у обучающегося сформированы умения:
определять последовательность событий, явлений, процессов;
соотносить события истории разных стран и народов с историческими
периодами,событиями региональной и мировой истории, события истории
родного края и истории России; определять современников исторических
событий, явлений и процессов, используя «ленту времени»;
выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в
различные исторические эпохи;
использовать исторические понятия для решения учебных и
практическихзадач;
рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории
родного края, истории России и мировой истории и их участниках на основе

самостоятельно составленного плана либо под руководством педагог,
демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание
необходимых фактов, дат, исторических понятий;
выявлять существенные черты и характерные признаки исторических
событий, явлений, процессов, используя алгоритм учебных действий;
под руководством педагога устанавливать причинно-следственные,
пространственные, временные связи исторических событий, явлений,
процессовизучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими
событиями XX ‒ начала XXI вв. (Февральская и Октябрьская революции
1917 г., Великая Отечественная война, распад СССР, сложные 1990-е годы,
возрождение страны с 2000-х годов, воссоединение Крыма с Россией 2014
года); характеризовать итоги и историческое значение событий;
сравнивать по алгоритму, схеме исторические события, явления,
процессыв различные исторические эпохи;
определять и аргументировать собственную или предложенную точку
зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники
разных типов;
различать основные типы исторических источников: письменные,
вещественные, аудиовизуальные;
находить и критически анализировать по алгоритму для решения
познавательной задачи исторические источники разных типов (в том числе
по истории родного края), оценивать их полноту и достоверность, соотносить
с историческим периодом; соотносить извлеченную информацию с
информацией из других источников при изучении исторических событий,
явлений, процессов; привлекать контекстную информацию при работе с
историческими источниками;
читать и анализировать историческую карту/схему; характеризовать на
основе анализа исторической карты/схемы исторические события, явления,
процессы; сопоставлять информацию, представленную на исторической
карте/схеме, с информацией из других источников;
анализировать текстовые, визуальные источники исторической
информации; представлять историческую информацию под руководством
учителя в форме таблиц, схем, диаграмм;
осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности
поиск исторической информации в справочной литературе, сети Интернет
для решения познавательных задач, оценивать полноту и достоверность
информации;
приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между
народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию
народов России.
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета
«История» за 9 КЛАСС
определять длительность исторических процессов, последовательность

событий, явлений, процессов истории России XIX – начала XX в. и Новой
истории XIX – начала XX в., соотносить их с историческими периодами,
синхронизировать события (явления, процессы) истории разных стран и
народов, определять современников исторических событий (явлений,
процессов):
История России
Россия в эпоху правления Александра I
Политический строй, сословная структура российского общества в
начале XIX в. Переворот 11 марта 1801 г. Внутренняя политика в 1801–1811 гг.
Негласный комитет. Издание указа о «вольных хлебопашцах». Реформа
народного просвещения. Учреждение в России министерств. Разработка М.М.
Сперанским
реформы
государственного
управления.
Учреждение
Государственного совета.
Положение России в мире на рубеже XVIII–XIX вв. Внешняя политика
России. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского
присутствия на Кавказе. Заключение Тильзитского мира (1807 г.).
Присоединение к России Финляндии.
Отечественная война 1812 г. Бородинская битва (1812 г.). М.И. Кутузов.
Заграничный поход русской армии. Венский конгресс (1815 г.) и его решения.
Священный союз. Венская система и усиление роли России в международных
делах.
Дарование конституции Царству Польскому. Усиление политической
реакции в начале 1820-х гг.
Движение декабристов. Восстание 14 декабря 1825 г. Восстание
Черниговского полка на Украине.
Правление Николая I
Следствие и суд по делу декабристов. Создание III отделения
Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Создание Свода
законов Российской империи. Укрепление роли государственного аппарата.
Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность».
Ужесточение цензуры. Деятельность министерства народного просвещения.
Русская православная церковь и государство.
Рост городов. Начало промышленного переворота и его особенности в
России. Строительство первых железных дорог. Финансовая реформа Е.Ф.
Канкрина. Стабилизация финансовой системы. Улучшение положения
государственных крестьян.
Общественная жизнь в 1830–1850-е гг.: официальная идеология,
славянофилы и западники, складывание теории русского социализма.
Народы России. Кавказская война.
Внешняя политика России. Войны России с Турцией и Ираном. Россия и
европейские революции 1848–1849 гг. Восточный вопрос во внешней политике
России. Крымская война (1853–1856 гг.). Заключение Парижского мира (1856
г.).
Россия в правление Александра II
Начало правления Александра II. Подготовка Крестьянской реформы.
Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Земская и городская реформы.

Судебная реформа (1864 г.). Военные реформы. Введение всеобщей
(всесословной) воинской повинности (1874 г.). Реформы в области
просвещения.
«Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.
Национальная и религиозная политика. Общественное движение.
Особенности российского либерализма середины 1850-х – начала 1860-х гг.
Консерваторы. Основные направления в революционном народничестве.
Убийство Александра II (1881 г.).
Основные направления внешней политики России в 1860–1870-х гг.
Европейская политика России. Политика России в Средней Азии.
Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско-турецкая война 1877– 1878
гг.
России в правление Александра III
Социально-экономическое развитие страны в конце XIX – начале XX в.
Культура России в XIX в.
Внутренняя политика Александра III. Реформы и «контрреформы».
Начало рабочего законодательства. Политика в области просвещения и печати.
Ограничение местного самоуправления. Национальная и религиозная политика
Александра III.
Экономическое развитие страны в 1880–1890-е гг.: реорганизация
финансово-кредитной системы; завершение промышленного переворота, его
последствия. Разложение сословий и формирование новых социальных страт.
Промышленный подъем на рубеже XIX–XX вв.
Внешняя политика Александра III. Россия в военно-политических
блоках.
Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Общественное движение в 1880–1890-х гг.
Развитие образования в России в XIX в. Учреждение Царскосельского
лицея (1811 г.). Научные открытия. Открытие периодического закона
химических элементов Д.И. Менделеевым. Развитие военно-полевой хирургии.
Географические открытия и путешествия.
Особенности и основные стили в художественной культуре. Литература.
Театр. Музыкальное искусство. «Могучая кучка». Живопись. Возникновение
«Товарищества передвижных художественных выставок». Архитектура.
Скульптура.
Кризис империи в начале ХХ в.
Николай II
Общественно-политические движения и политические партии в начале
XX в. Российская социал-демократия. II съезд РСДРП. Антиправительственное
движение в 1901–1904 гг. «Зубатовский социализм». Первая российская
революция 1905–1907 гг. Издание Манифеста 17 октября 1905 г. Зарождение
российского парламентаризма. Формирование многопартийной системы.
Деятельность I Государственной думы.
Программа системных реформ П.А. Столыпина: масштаб и результаты.
Издание указа, разрешавшего крестьянам выделять свое хозяйство из общины
вместе с землей (1906 г.).

Деятельность
II
Государственной
думы.
Третьеиюньский
государственный переворот. Издание избирательного закона 3 июня 1907 г.,
завершение Первой российской революции.
III и IV Государственные думы. Общественное и политическое развитие
России в 1907–1914 гг.
Внешняя политика Николая II. Мирные инициативы Николая II и
международная конференция в Гааге. Русско-японская война 1904–1905 гг.
Заключение Портсмутского мира. Россия в системе международных отношений.
Обострение русско-германских противоречий.
«Серебряный век» российской культуры: основные тенденции развития
русской культуры начала XX в. Развитие науки и образования. Развитие русской
философии. Литература. Изобразительное искусство. Архитектура. Скульптура.
Театральное и музыкальное искусство в России в начале XX в. Балет.
Кинематограф. Культура народов Российской империи.
Всеобщая история (Новая история XIX – начала XX в.).
Первая империя во Франции.
Политическое и социально-экономическое развитие европейских стран в
первой половине XIX в. Европейские революции 1830–1831 и 1848–1849 гг.
Утверждение конституционных и парламентских монархий.
Международные отношения в первой половине XIX в.
Политическое и социально-экономическое развитие Великобритании и
Франции во второй половине XIX – начале XX в. Образование единого
государства в Италии. Создание Германской империи.
США в первой половине XIX в. Гражданская война в США.
Реконструкция Юга. США в конце XIX – начале XX в.
Борьба за независимость и образование независимых государств в
Латинской Америке в XIX в.
Политическое и социально-экономическое развитие Османской
империи, Индии, Китая, Японии в XIX – начале XX в.
Колониальный раздел Африки. Антиколониальные движения.
Мировая политика во второй половине XIX – начале ХХ в.
Франко-прусская война и ее последствия. Военные союзы в Европе и
назревание общеевропейского кризиса. Международное соперничество и войны
западных стран в начале ХХ в. Англо-бурская война. Возникновение
Тройственного союза и Антанты. Июльский кризис 1914 г. и начало
Первой мировой войны.
Развитие науки, образования и культуры в XIX – начале ХХ веков.
Духовный кризис индустриального общества.
объяснять с опорой на справочный материал смысл изученных
исторических понятий по истории России XIX – начала XX в. и Новой истории
XIX – начала XX в., в том числе:
Россия в эпоху правления Александра I: крепостное хозяйство,
Негласный комитет, Отечественная война, Университетский устав, военные
поселения, ампир, романтизм;
Правление Николая I: бюрократия, славянофильство, западничество,
теория официальной народности, петрашевцы, теория русского социализма,

либерализм, консерватизм, декабристы, промышленный переворот
Россия в правление Александра II: урбанизация, Редакционные
комиссии, выкупные платежи, земские собрания, земские управы, городские
думы, городские управы, мировой суд, окружной суд, временнообязанные
крестьяне, выкупные платежи, мировые посредники, уставные грамоты,
отрезки, избирательные курии, гласные, всеобщая воинская повинность,
разночинцы, народничество, анархизм, критический реализм;
России в правление Александра III. Социально-экономическое развитие
страны в конце XIX–начале XX в.: контрреформы, земские начальники,
марксизм;
Кризис империи в начале ХХ в.: РСДРП, большевики и меньшевики,
социалисты-революционеры (эсеры), кадеты (конституционные демократы),
октябристы,
Советы
рабочих
депутатов,
национализм,
нация,
многопартийность,
Государственная
дума,
конституционализм,
парламентаризм, монархизм, революция, хутор, отруб, символизм, футуризм,
акмеизм, кубизм;
Новая история (история зарубежных стран XIX – начала XX в.):
аболиционизм, гомстед, декаданс, империализм, картель, конгресс,
консерватизм, конституционалисты, Конфедерация, концерн, либерализм,
массовая культура, модерн, синдикат, социализм, трест, фритредерство, ценз,
чартизм, экономический кризис.
составлять план изучаемой темы с опорой на алгоритм учебных
действий, рассказывать по плану об исторических событиях, процессах,
явлениях, деятелях истории России XIX – начала XX в. и Новой истории XIX –
начала XX в., используя информацию, представленную в исторических
источниках различного типа; излагать рассказ в письменной форме в
соответствии с заданными требованиями с опорой на план; в том числе
описывать:
положение России в мире на рубеже XVIII–XIX вв.;
политический строй, сословную структуру российского общества,
народы России в начале XIX в.;
социально-экономическое развитие России, крепостнический характер
экономики в I половине XIX в.;
развитие образования в России в XIX в., научные открытия, развитие
военно-полевой хирургии, географические открытия и путешествия;
культурное пространство России в XIX в.: особенности и основные стили
в художественной культуре, литературу, театр, музыкальное искусство,
живопись, архитектуру, скульптуру;
серебряный век российской культуры: основные тенденции развития
русской культуры начала XX в.; развитие науки и образования, русской
философии,
литературы,
изобразительного
искусства,
архитектуры,
скульптуры;
театральное и музыкальное искусство в России в начале XX в., балет,
кинематограф;
культуру народов Российской империи;
социально-экономическое развитие России во II половине XIX в.;

новые черты в жизни города и деревни во II половине XIX в.;
предпосылки первой русской революции
социально-экономическое развитие России в начале XX века;
создание российского парламентаризма;
индустриальную революцию и становление индустриального общества в
странах Западной Европы и Америки в XIX в.
общие
направления
экономического и
общественнополитического развития стран Западной Европы и Америки в конце XIX –
начале ХХ в.;
развитие науки, образования и культуры в XIX – начале ХХ в.:
духовный кризис индустриального общества.
читать и анализировать используя «ленту времени» историческую
карту/схему по истории России XIX – начала XX в. и Новой истории XIX –
начала XX в., (в том числе карту родного края), привлекая контекстную
информацию; на основе анализа исторической карты/схемы характеризовать
социально-экономическое и политическое развитие изучаемого региона в
указанный период, проводить сравнение после предварительного анализа
социально-экономических и геополитических условий существования
государств, народов, делать выводы о причинах, результатах и последствиях
исторических событий (явлений, процессов);
сопоставлять, анализировать информацию, представленную на двух или
более тематических (обзорных) исторических картах/схемах по истории России
XIX – начала XX в. и Новой истории XIX – начала XX в., делать выводы;
сопоставлять после предварительного анализа информацию, представленную на
исторической карте/схеме, с другими источниками информации;
заполнять контурную карту на основе предложенных заданий, используя
систему обозначений для легенды карты/схемы;
различать основные виды письменных источников по истории России
XIX
– начала XX в. и Новой истории XIX – начала XX в.;
проводить атрибуцию письменного исторического источника по истории
России XIX – начала XX в. и Новой истории XIX – начала XX в.; привлекая
контекстную информацию анализировать представленную в нем информацию,
позицию автора, участников событий; определять в тексте источника основную
и второстепенную информацию, смысловые связи отдельных положений
письменного исторического источника с опорой на справочный материал;
соотносить с опорой на алгоритм учебных действий содержание
письменного исторического источника по истории России XIX – начала XX в. и
Новой истории XIX – начала XX в., с информацией, представленной в других
письменных исторических источниках, а также с информацией, представленной
в других знаковых системах;
осуществлять поиск дополнительной информации в справочной
литературе, сети Интернет для решения различных учебных задач; проверять
достоверность найденной информации в других источниках;
проводить атрибуцию различных видов вещественных исторических
источников по истории России XIX – начала XX в. и Новой истории XIX –

начала XX в., указывать их различия, составлять описание с опорой на план,
используя контекстную информацию, объяснять после предварительного
анализа обстоятельства их появления; сопоставлять информацию,
представленную в виде вещественных источников, с информацией письменных
исторических источников, делать выводы;
анализировать условно-графическую, изобразительную наглядность и
статистическую информацию, используемую при изучении событий (явлений,
процессов) истории России XIX – начала XX в. и Новой истории XIX – начала
XX в., делать выводы;
подбирать изобразительную наглядность, иллюстрирующую события
(явления, процессы) истории России XIX – начала XX в. и Новой истории XIX
– начала XX в., используя различные источники информации;
группировать после предварительного анализа (систематизировать,
обобщать) отдельные элементы знания по истории России XIX – начала XX в. и
Новой истории XIX – начала XX в. по 2-3 признакам, составлять таблицы, схемы
с опорой на алгоритм учебных действий;
анализировать с опорой на алгоритм учебных действий историческую
ситуацию из истории России XIX – начала XX в. и Новой истории XIX – начала
XX в., привлекая контекстную информацию из различных источников, делать
выводы, отвечать на вопросы, касающиеся анализа исторической ситуации;
отвечать на вопросы, предполагающие воспроизведение, уточнение,
понимание, анализ, синтез, сравнение, обобщение освоенного учебного
материала по истории России XIX – начала XX в. и Новой истории XIX – начала
XX в.;
составлять после предварительного анализа план-конспект изучаемой
темы;
выделять и обобщать после предварительного анализа существенные
признаки исторических событий (явлений, процессов) истории России XIX
– начала XX в. и Новой истории XIX – начала XX в.;
определять с опорой на справочный материал и указывать причины,
предпосылки, повод, последствия, значение исторических событий (явлений,
процессов) на основе изученного материала по истории России XIX – начала XX
в. и Новой истории XIX – начала XX в., объяснять после предварительного
анализа причинно-следственные связи; излагать исторический материал на
основе понимания причинно-следственных, пространственно-временны́ х
связей исторических событий (явлений,
процессов) с опорой на план;
сравнивать после предварительного анализа изученные исторические
события, явления, процессы в истории России XIX – начала XX в. и Новой
истории XIX – начала XX в., взгляды исторических деятелей, общественнополитические течения, теории по 2-3 критериям, привлекая информацию,
полученную из различных исторических источников, результаты оформлять в
виде таблицы; делать вывод;
определять и объяснять с опорой на фактический материал свое
отношение к наиболее значительным событиям, достижениям из истории
России XIX – начала XX в. и Новой истории XIX – начала XX в., и историческим

личностям;
отбирать факты, которые могут быть использованы для
подтверждения/опровержения заданной точки зрения, объяснять после
предварительного анализа, как определенные факты могут быть использованы
для подтверждения/опровержения какой-либо оценки исторических событий;
сравнивать
предложенную
аргументацию,
выбирать
наиболее
аргументированную позицию;
выполнять совместные учебные проекты по отечественной и всеобщей
истории XIX – начала ХХ в. (в том числе на региональном материале);
использовать материал по истории родного края для изучения
особенностей исторического развития своего региона; понимать национальные,
культурные и религиозные различия между народами, с уважением относиться
к представителям других национальностей, культур и религий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».