АРП_история 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Управление образования МО г. Армавир
МАОУ - СОШ № 4

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ-СОШ № 4
В. А. Колосова
01.10/793 от «01» сентября 2023г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Истории»
для обучающихся 8 классов

Армавир 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по истории для обучающихся с
задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего
образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер
64101) (далее – ФГОС ООО),
Федеральной рабочей программы основного
общего образования по предмету «История», Федеральной программы
воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к
результатам освоения Адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития.
Согласно своему назначению федеральная рабочая программа является
ориентиром для составления рабочих авторских программ: она дает
представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития,
обучающихся с задержкой психического развития средствами учебного
предмета «История»; устанавливает обязательное предметное содержание,
предусматривает распределение его по классам и структурирование его по
разделам и темам курса.
Общая характеристика учебного предмета «История»
Федеральная рабочая программа учебного предмета «История»
составлена с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР, получающих образование на основе АООП ООО обучающихся с ЗПР.
Учебный предмет «История» входит в предметную область
«Общественно-научные предметы» и изучается на уровне основного общего
образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах. Он опирается на
межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным
предметам, как «Обществознание», «Литература», «Основы духовнонравственной культуры народов России», «География» и другие.
Историческое образование на ступени основного общего образования
способствует формированию систематизированных знаний об историческом
прошлом, обогащению социального опыта обучающихся с ЗПР при изучении и
обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия.
Ключевую роль играет развитие способности обучающихся к пониманию
исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и
развития
различных
мировоззренческих,
ценностно-мотивационных,
социальных систем.
Учебный предмет «История» имеет интегративный характер, его
изучение направлено на образование, воспитание и развитие обучающихся.
Предмет играет большую роль в формировании сферы жизненной компетенции
обучающихся с ЗПР, обеспечивая воспитание патриотизма, гражданственности,
уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение
исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в

современном обществе. Расширение исторических знаний, обучающихся с ЗПР
сочетается с воспитанием ценностных ориентиров: внутренней установки
личности ценить и гордиться своей Родиной, проявлять уважение к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, бережно относиться к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, истории и традициям народов других государств.
Структурно предмет «История» включает учебные курсы по Всеобщей
истории и Истории России. Знакомство обучающихся с ЗПР при получении
основного общего образования с данным предметом начинается с курса
всеобщей истории. Изучение всеобщей истории способствует формированию
общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств,
преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов.
Преподавание курса должно давать обучающимся с ЗПР представление о
процессах, явлениях и понятиях мировой истории, формировать знания о месте
и роли России в мировом историческом процессе и значение малой родины в
контексте мировой истории.
Курс всеобщей истории призван сформировать у обучающихся с ЗПР
познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических
событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы,
происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических,
территориальных и иных условиях.
В рамках курса всеобщей истории обучающиеся с ЗПР знакомятся с
исторической картой как источником информации о расселении человеческих
общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших
событий, динамики развития социокультурных, экономических и
геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в
осознании обучающимися с ЗПР культурного многообразия мира, социальнонравственного опыта предшествующих поколений; в формировании
толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира,
усвоении назначения и художественных достоинств памятников истории и
культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических
источников. Курс дает возможность обучающимся с ЗПР научиться
сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические
периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее
значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные
исторические версии событий и процессов.
Курс отечественной истории должен сочетать историю Российского
государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную
историю
(прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать
осознанию обучающимися с ЗПР своей социальной идентичности в широком
спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города,
представителей определенной этнонациональной и религиозной общности,
хранителей традиций рода и семьи.
Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как
своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими

процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации
курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий
и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования
элементов региональной истории и компаративных (сравнительноисторических) характеристик.
Цели и задачи изучения учебного предмета «История»
Общие цели школьного исторического образования представлены в
Федеральной рабочей программе основного общего образования. Они
включают формирование и развитие личности школьника, способного к
самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе
осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в
целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные
умения в учебной и социальной практике.
Основной целью обучения детей с задержкой психического развития
является формирование у обучающихся исторического мышления как основы
гражданской идентичности ценностно ориентированной личности.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
формирование у обучающихся с ЗПР исторических ориентиров
самоидентификации в современном мире;
овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития
человеческого общества с древности до наших дней в социальной,
экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в
доступной для обучающихся форме на основе обобщения фактического
материала проблемного, диалектического понимания истории человечества при
особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и
проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике,
взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной
объективности и историзма;
формирование у обучающихся общественной системы ценностей на
основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития
и осознания приоритета общественного интереса над личным и уникальности
каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через
общество;
выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного
знания и общественной жизни;
развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование
понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.
Цель и задачи преподавания истории обучающимся с ЗПР максимально
приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и учитывают
специфические особенности учеников.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по истории
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают
дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «История»,
направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности,

стимулирование познавательной активности и самостоятельности суждений,
создание условий для осмысленного выполнения учебной работы,
формирование умения работать с текстом учебника и самостоятельно пополнять
свои знания, в том числе из источников внеурочной информации.
Обучающиеся с ЗПР испытывают серьезные трудности при изучении
данного учебного предмета, это прежде всего связано с особенностями их
познавательной деятельности. Для обучающихся характерны недостаточный
уровень развития логического мышления, затруднения в установлении
причинно-следственных связей, сниженная память, отставания в развитии речи,
слабость саморегуляции. В связи с этим обучающиеся замедленно овладевают
необходимыми обобщенными историческими представлениями и понятиями,
плохо запоминают историческую периодизацию и хронологию, затрудняются в
анализе и обобщении конкретных исторических фактов, в понимании
закономерностей общественного развития; испытывают трудности при анализе
текста учебника.
На уроках истории, обучающиеся с ЗПР нуждаются в специально
организованной помощи, направленной на то, чтобы облегчить им усвоение
учебного материала. Для преодоления этих трудностей основное внимание
должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом
доступности при сохранении общего базового уровня. Он должен по
содержанию и объему быть адаптированным для обучающихся с ЗПР в
соответствии с их особыми образовательными потребностями. Следует
облегчить овладение материалом обучающимися с ЗПР посредством его
детального объяснения с систематическим повтором, использования приемов
актуализации (визуальная опора, памятка, алгоритм, схема, карта).
Федеральная программа предусматривает внесение некоторых
изменений: уменьшение объема теоретических сведений, исключение излишней
детализации, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для
обзорного, ознакомительного изучения. Темы для ознакомительного изучения в
программе выделены курсивом.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное
освоение содержании образования по предмету «История»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их
особыми образовательными потребностями. Следует усилить виды
деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР, обеспечивающие
осмысленное освоение содержания образования по предмету: освоение
материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала;
использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, шаблоны,
опорные
таблицы).
Учителю
рекомендуется
активно
привлекать
дополнительный наглядный материал, технические средства обучения, а также
учить работать с учебником – выделять главную мысль параграфа, составлять
развернутый план, искать в тексте ответы на вопросы, обращаться за
дополнительной информацией к другим разделам учебника. Полезно
организовывать «выездные» или виртуальные уроки в музее и экскурсии.
Особое внимание нужно уделять обучению структурированию материала:

составлению рисуночных и вербальных схем, составлению таблиц, составлению
классификации с обозначенными основаниями для классификации и
наполнению их примерами и др. Организация учебного материала крупными
блоками в виде таблицы способствует обобщению сведений, пониманию
закономерностей исторического процесса, лучшему запоминанию и усвоению
конкретных исторических фактов.
Рекомендуется использовать средства наглядности:
исторические карты и атласы по темам курса;
артефакты и копии исторических предметов, макеты;
портреты исторических деятелей, выдающихся полководцев;
исторические картины, репродукции;
презентации по темам курса.
На уроках истории следует организовывать различные коллективные
формы работы: парами, группами, что будет способствовать закреплению у
обучающихся с ЗПР навыков сотрудничества и продуктивной коммуникации.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует
ООП ООО. Для развития умения делать выводы, формирования единого
речевого целого у обучающихся с ЗПР необходимо использовать клише и
опорные слова. Следует предусмотреть проведение на уроках специальной
работы над терминологической и тематической лексикой учебной дисциплины,
а также над лексикой, необходимой для организации учебной деятельности в
целях ее понимания, усвоения и запоминания обучающимися с ЗПР,
адекватного применения в различных видах деятельности.
При работе над лексикой, в том числе научной терминологией курса
(раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже
известных лексических единиц) необходимо включение слова в контекст.
Введение нового термина, новой лексической единицы проводится на основе
обращения к этимологии слова и ассоциациям. Каждое новое слово
включается в контекст, закрепляется в речевой практике обучающихся.
Обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением,
опорные схемы для актуализации терминологии.
Коррекционно-развивающая направленность истории заключается в том,
что на уроках ведется целенаправленная работа по развитию речи и словеснологического мышления на основе материала исторического содержания. В
процессе уроков требуется обеспечить накопление обучающимися специальных
понятий, к числу которых относятся:
частно-исторические понятия (характерные для определенного периода
в истории), отражающие и обобщающие конкретные исторические явления;
общеисторические понятия, отражающие и обобщающие явления,
свойственные определённой общественно-экономической формации;
социологические понятия, отражающие общие связи и закономерности
исторического процесса.
Ведущими
являются
общеисторические
понятия.
Освоение
социологических понятий становится возможным только на базе
общеисторических.
У обучающихся с ЗПР должно осуществляться развитие общеучебных

умений: выделять существенные и несущественные признаки того или иного
исторического явления, события; сравнивать, обобщать, делать выводы;
доступно передавать информацию, структурировать свои ответы.
Поскольку в ходе уроков истории возникает объективная необходимость
запоминать и воспроизводить значительное количество исторических фактов,
иноязычных имен, временных границ, следует учить обучающихся с ЗПР
использовать различные средства фиксации материала. Это могут быть
условные обозначения (символы, схемы, таблицы, лента времени и т.д.).
Место учебного предмета «История» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «История» входит
в общественно-научную предметную область и является обязательным для
изучения. Содержание учебного предмета «История», представленное в
Федеральной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Федеральной
основной общеобразовательной программе основного общего образования,
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе
основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития.
8 КЛАСС
Всеобщая история. История Нового времени. XVIII в.
Введение.
Век Просвещения.
Истоки европейского Просвещения. Достижения естественных наук и
распространение идей рационализма. Английское Просвещение; Дж. Локк и
Т. Гоббс. Секуляризация (обмирщение) сознания. Культ Разума. Франция –
центр Просвещения. Философские и политические идеи Ф. М. Вольтера,
Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо. «Энциклопедия» (Д. Дидро, Ж. Д’ Аламбер).
Германское Просвещение. Распространение идей Просвещения в Америке.
Влияние просветителей на изменение представлений об отношениях власти и
общества.
«Союз королей и философов».
Государства Европы в XVIII в.
Монархии в Европе XVIII в.: абсолютные и парламентские монархии.
Просвещенный абсолютизм: правители, идеи, практика. Политика в отношении
сословий: старые порядки и новые веяния. Государство и Церковь.
Секуляризация церковных земель. Экономическая политика власти.
Меркантилизм.
Великобритания в XVIII в. Королевская власть и парламент. Тори и виги.
Предпосылки промышленного переворота в Англии. Технические изобретения
и создание первых машин. Появление фабрик, замена ручного труда машинным.
Социальные и экономические последствия промышленного переворота.
Условия труда и быта фабричных рабочих. Движения протеста. Луддизм.
Франция. Абсолютная монархия: политика сохранения старого порядка.

Попытки проведения реформ. Королевская власть и сословия.
Германские государства, монархия Габсбургов, итальянские земли в
XVIII в. Раздробленность Германии. Возвышение Пруссии. Фридрих II
Великий. Габсбургская монархия в XVIII в. Правление Марии Терезии и Иосифа
II. Реформы просвещенного абсолютизма. Итальянские государства:
политическая раздробленность. Усиление власти Габсбургов над частью
итальянских земель.
Государства Пиренейского полуострова. Испания: проблемы
внутреннего развития, ослабление международных позиций. Реформы в
правление Карла III. Попытки проведения реформ в Португалии. Управление
колониальными владениями Испании и Португалии в Южной Америке.
Недовольство населения колоний политикой метрополий.
Британские колонии в Северной Америке: борьба за независимость
Создание английских колоний на американской земле. Состав
европейских переселенцев. Складывание местного самоуправления. Колонисты
и индейцы. Южные и северные колонии: особенности экономического развития
и социальных отношений. Противоречия между метрополией и колониями.
«Бостонское чаепитие». Первый Континентальный конгресс (1774) и
начало Войны за независимость. Первые сражения войны. Создание регулярной
армии под командованием Дж. Вашингтона. Принятие Декларации
независимости (1776). Перелом в войне и ее завершение. Поддержка колонистов
со стороны России. Итоги Войны за независимость. Конституция (1787). «Отцыоснователи». Билль о правах (1791). Значение завоевания североамериканскими
штатами независимости.
Французская революция конца XVIII в.
Причины революции. Хронологические рамки и основные этапы
революции. Начало революции. Декларация прав человека и гражданина.
Политические течения и деятели революции (Ж. Ж. Дантон, Ж. П. Марат).
Упразднение монархии и провозглашение республики. Вареннский кризис.
Начало войн против европейских монархов. Казнь короля. Вандея.
Политическая борьба в годы республики. Конвент и «революционный порядок
управления». Комитет общественного спасения. М. Робеспьер. Террор. Отказ от
основ «старого мира»: культ разума, борьба против церкви, новый календарь.
Термидорианский переворот (27 июля 1794 г.). Учреждение Директории.
Наполеон Бонапарт. Государственный переворот 18–19 брюмера (ноябрь 1799
г.). Установление режима консульства. Итоги и значение революции.
Европейская культура в XVIII в.
Развитие науки. Новая картина мира в трудах математиков, физиков,
астрономов. Достижения в естественных науках и медицине. Продолжение
географических открытий. Распространение образования. Литература XVIII в.:
жанры, писатели, великие романы. Художественные стили: классицизм,
барокко, рококо. Музыка духовная и светская. Театр: жанры, популярные
авторы, произведения. Сословный характер культуры. Повседневная жизнь
обитателей городов и деревень.
Международные отношения в XVIII в.
Проблемы европейского баланса сил и дипломатия. Участие России в

международных отношениях в XVIII в. Северная война (1700–1721).
Династические войны «за наследство». Семилетняя война (1756–1763). Разделы
Речи Посполитой. Войны антифранцузских коалиций против революционной
Франции. Колониальные захваты европейских держав.
Страны Востока в XVIII в.
Османская империя: от могущества к упадку. Положение населения.
Попытки проведения реформ; Селим III. Индия. Ослабление империи Великих
Моголов. Борьба европейцев за владения в Индии. Утверждение британского
владычества. Китай. Империя Цин в XVIII в.: власть маньчжурских
императоров, система управления страной. Внешняя политика империи Цин;
отношения с Россией. «Закрытие» Китая для иноземцев. Япония в XVIII в.
Сегуны и дайме. Положение сословий. Культура стран Востока в XVIII в.
Обобщение. Историческое и культурное наследие XVIII в.
История России. Россия в конце XVII – XVIII в.:
от царства к империи
Введение.
Россия в эпоху преобразований Петра I
Причины и предпосылки преобразований. Россия и Европа в конце XVII
в. Модернизация как жизненно важная национальная задача. Начало
царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие
бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы.
Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I.
Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур, верфей.
Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и
корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности.
Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и
протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.
Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение
его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах.
Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям:
расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета.
Положение крестьян. Переписи населения (ревизии).
Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и
Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы
надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления.
Генеральный регламент. Санкт-Петербург – новая столица.
Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота.
Рекрутские наборы.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение синода.
Положение инославных конфессий.
Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти
XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.
Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в
начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой.
Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут

и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия. Закрепление России на
берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I.
Преобразования Петра I в области культуры
Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние
культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов.
Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати.
Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных
заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге.
Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и
архитектура. Памятники раннего барокко.
Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения.
Перемены в образе жизни российского дворянства. «Юности честное зерцало».
Новые формы общения в дворянской среде. Ассамблеи, балы, светские
государственные праздники. Европейский стиль в одежде, развлечениях,
питании. Изменения в положении женщин.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра
I в русской культуре.
Россия после Петра I. Дворцовые перевороты
Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты.
Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической
карьеры А. Д. Меншикова. Кондиции «верховников» и приход к власти Анны
Иоанновны. Кабинет министров. Роль Э. Бирона, А. И. Остермана,
А. П. Волынского, Б. Х. Миниха в управлении и политической жизни страны.
Укрепление границ империи на восточной и юго-восточной окраинах.
Переход Младшего жуза под суверенитет Российской империи. Война с
Османской империей.
Россия при Елизавете Петровне.
Экономическая и финансовая политика. Деятельность П. И. Шувалова.
Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных
налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в
промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета.
М. В. Ломоносов и И. И. Шувалов. Россия в международных конфликтах 1740–
1750-х гг. Участие в Семилетней войне.
Петр III. Манифест о вольности дворянства. Причины переворота 28
июня 1762 г.
Россия в 1760–1790-х гг.
Правление Екатерины II и Павла I
Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи
Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России.
Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии.
Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска
ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики.
Вольное экономическое
общество. Губернская реформа. Жалованные
грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство —
«первенствующее сословие» империи. Привлечение
представителей
сословий к
местному управлению. Создание дворянских обществ в

губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в
налоговой сфере и городском управлении.
Национальная политика и народы России в XVIII в. Унификация
управления на окраинах империи. Ликвидация гетманства на Левобережной
Украине и Войска Запорожского. Формирование Кубанского казачества.
Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Расселение
колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал
толерантности и веротерпимости по отношению к не православным и
нехристианским конфессиям. Политика по отношению к исламу. Башкирские
восстания. Формирование черты оседлости.
Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Крестьяне:
крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной
деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и
оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике
страны.
Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества,
помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд.
Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах.
Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности:
распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных
предпринимательских династий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины,
Прохоровы, Демидовы и др.
Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Воднотранспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др.
Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская,
Коренная ярмарки. Ярмарки Малороссии. Партнеры России во внешней
торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса.
Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве.
Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и
антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и
Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие
общественной мысли.
Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные
задачи. Н. И. Панин и А. А. Безбородко. Борьба России за выход к Черному
морю. Войны с Османской империей. П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф.
Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма
и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией.
Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя,
Одессы, Херсона. Г. А. Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.
Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше
до начала 1770-х гг.: стремление к усилению российского влияния в условиях
сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с
империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы.
Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба поляков за национальную
независимость. Восстание под предводительством Т. Костюшко.
Россия при Павле I. Личность Павла I и ее влияние на политику страны.

Основные принципы внутренней политики. Ограничение дворянских
привилегий. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов
«просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и
полицейского характера государства и личной власти императора. Акт о
престолонаследии и Манифест о «трехдневной барщине». Политика по
отношению к дворянству, взаимоотношения со столичной знатью. Меры в
области внешней политики. Причины дворцового переворота 11 марта 1801 г.
Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и
Швейцарский походы А. В. Суворова. Действия эскадры Ф. Ф. Ушакова в
Средиземном море.
Культурное пространство Российской империи в XVIII в.
Идеи Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и
литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы.
Общественные идеи в произведениях А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, Д. И.
Фонвизина. Н. И. Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его
журналах. А. Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».
Русская культура и культура народов России в XVIII в. Развитие новой
светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с
культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в
России основных стилей и жанров европейской художественной культуры
(барокко, классицизм, рококо). Вклад в развитие русской культуры ученых,
художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и
культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.
Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт
дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.
Российская наука в XVIII в. Академия наук в Петербурге. Изучение
страны
– главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая
Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Северо-Западного побережья
Америки. Российско-американская компания. Исследования в области
отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие русского
литературного языка. Российская академия. Е. Р. Дашкова. М. В. Ломоносов и
его роль в становлении российской науки и образования.
Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи.
Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в СанктПетербурге и Москве, Института благородных девиц в Смольном монастыре.
Сословные учебные заведения для юношества из дворянства.
Московский университет — первый российский университет.
Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование
его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других
городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму,
создание архитектурных ансамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В. И.
Баженов, М. Ф. Казаков.
Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и
произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного
портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце

столетия.
Наш край в XVIII в.
Обобщение.
Примерные контрольно-измерительные материалы
Для организации проверки, учета и контроля знаний, обучающихся с
ЗПР по предмету предусмотрен контроль в виде: контрольных и
самостоятельных работ, зачетов, исторических диктантов, практических
работ, письменных ответов по индивидуальным карточкам-заданиям,
тестирование.
Класс
Контрольные работы
Другие виды контроля
8 класс

Примечание

№1 Эпоха
просвещения.
Промышленный
переворот.
В контрольные работы
необходимо включать
вопросы
регионального
компонента.

Словарный диктант по
каждой теме.
Самостоятельные работы
на 10-15 минут.
Одной из форм контроля
может быть групповой или
индивидуальный проект под
руководством учителя.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа
России;
способность к осознанию своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками
и взрослыми в ходе образовательной деятельности;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации на основе
получаемых исторических сведений;
установка на доступное осмысление исторического опыта;
умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так,
чтобы быть понятым другим человеком;

углубление представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной во времени.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
Соотносить с опорой на алгоритм учебных действий единичные
исторические факты и общие явления;
называть характерные, существенные признаки исторических
событий иявлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий с
опоройна схему, ключевые слова;
сравнивать после предварительного анализа исторические события и
явления, определять в них общее и различия;
устанавливать причинно-следственные связи при изучении
историческихсобытий;
владеть смысловым чтением;
использовать вопросы как инструмент познания;
с помощью педагога аргументировать свое мнение;
с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения
ивыводы;
пользоваться словарями и другими поисковыми системами;
с помощью педагога эффективно запоминать и систематизировать
информацию.
Овладение
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями:
использовать информационно-коммуникационные технологии;
воспринимать и с помощью педагога, а затем самостоятельно,
формулировать суждения об исторических событиях;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов для
выступления перед аудиторией;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
понимать цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новыезадачи в учебе и познавательной деятельности;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
задач по предмету.
соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
регулировать способ выражения эмоций.
уметь признавать свое право на ошибку и такое же право другого.

Предметные результаты
Результаты освоения обучающимися программы учебного предмета
«История» предполагают, что у обучающегося сформированы умения:
определять последовательность событий, явлений, процессов;
соотносить события истории разных стран и народов с историческими
периодами,событиями региональной и мировой истории, события истории
родного края и истории России; определять современников исторических
событий, явлений и процессов, используя «ленту времени»;
выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в
различные исторические эпохи;
использовать исторические понятия для решения учебных и
практическихзадач;
рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории
родного края, истории России и мировой истории и их участниках на основе
самостоятельно составленного плана либо под руководством педагог,
демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание
необходимых фактов, дат, исторических понятий;
выявлять существенные черты и характерные признаки исторических
событий, явлений, процессов, используя алгоритм учебных действий;
под руководством педагога устанавливать причинно-следственные,
пространственные, временные связи исторических событий, явлений,
процессовизучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими
событиями XX ‒ начала XXI вв. (Февральская и Октябрьская революции
1917 г., Великая Отечественная война, распад СССР, сложные 1990-е годы,
возрождение страны с 2000-х годов, воссоединение Крыма с Россией 2014
года); характеризовать итоги и историческое значение событий;
сравнивать по алгоритму, схеме исторические события, явления,
процессыв различные исторические эпохи;
определять и аргументировать собственную или предложенную точку
зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники
разных типов;
различать основные типы исторических источников: письменные,
вещественные, аудиовизуальные;
находить и критически анализировать по алгоритму для решения
познавательной задачи исторические источники разных типов (в том числе
по истории родного края), оценивать их полноту и достоверность, соотносить
с историческим периодом; соотносить извлеченную информацию с
информацией из других источников при изучении исторических событий,
явлений, процессов; привлекать контекстную информацию при работе с
историческими источниками;
читать и анализировать историческую карту/схему; характеризовать на
основе анализа исторической карты/схемы исторические события, явления,
процессы; сопоставлять информацию, представленную на исторической
карте/схеме, с информацией из других источников;
анализировать текстовые, визуальные источники исторической
информации; представлять историческую информацию под руководством

учителя в форме таблиц, схем, диаграмм;
осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности
поиск исторической информации в справочной литературе, сети Интернет
для решения познавательных задач, оценивать полноту и достоверность
информации;
приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между
народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию
народов России.
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета
«История» за 8 КЛАСС
определять с опорой на алгоритм учебных действий длительность
исторических процессов, последовательность событий, явлений, процессов
истории России конца XVII–XVIII в. и Новой истории XVIII в., соотносить их с
историческими периодами, синхронизировать события (явления, процессы)
истории разных стран и народов, определять современников исторических
событий (явлений, процессов):
История России
Россия в эпоху преобразований Петра I
Россия в конце XVII в., необходимость реформ. Правление царевны
Софьи. Предпосылки преобразований Петра I. Борьба за власть, начало
царствования Петра I. Стрелецкие бунты.
«Вечный мир» с Речью Посполитой. Крымские походы. Азовские
походы. Великое посольство. Сподвижники Петра I. Северная война (1700–1721
гг.). Основание Санкт-Петербурга (1703 г.). Создание регулярной армии,
военного флота. Полтавская битва (1709 г.). Прутский поход. Ништадтский мир.
Провозглашение России империей (1721 г.). Абсолютизм. Каспийский поход
Петра I.
Экономическая политика Петра I. Роль государства в создании
промышленности.
Реформы
государственного
управления.
Учреждение
Правительствующего Сената, коллегий, органов надзора. Издание указа о
престолонаследии.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества и учреждение
Святейшего Синода.
Реформы местного управления. Табель о рангах. Переписи населения.
Введение подушной подати. Изменение в положении сословий российского
общества.
Социальные движения в первой четверти XVIII в.: восстание в
Башкирии, восстание под предводительством К.А. Булавина на Дону. Дело
царевича Алексея.
Преобразования Петра I в области культуры: усиление влияния
западноевропейской культуры на Россию, введение нового летоисчисления,
гражданского шрифта, появление первой печатной газеты «Ведомости»,

развитие образования, открытие Кунсткамеры. Учреждение Академии наук в
Петербурге (1725 г.).
Эпоха дворцовых переворотов
Правление Екатерины I. Правление Петра II, Ссылка А.Д. Меншикова.
Правление Анны Иоанновны, Создание Кабинета министров. Расширение
привилегий дворянства. Создание Сухопутного шляхетского кадетского
корпуса. Ивана VI Антоновича.
Правление Елизаветы Петровны. Ликвидация внутренних таможен. М.В.
Ломоносов и основание Московского университета (1755 г.). Основание
Академии художеств.
Правление Петра III. Манифест о вольности дворянской. Переворот 1762
г. Внешняя политика России эпохи дворцовых переворотов. Участие России в
Семилетней войне.
Правление Екатерины II
Внутренняя политика Екатерины II. Особенности «просвещенного
абсолютизма» в России. Секуляризация церковных земель. Уложенная
комиссия. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало
выпуска ассигнаций. Издание манифеста о свободе предпринимательства.
Губернская реформа. Издание Жалованных грамот дворянству и городам.
Положение сословий российского общества.
Национальная политика. Ликвидация украинского гетманства.
Укрепление начал веротерпимости.
Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.
Крепостной и вольнонаемный труд. Хозяйственное освоение Новороссии,
Северного Кавказа, Поволжья, Урала. Издание манифеста о свободе
предпринимательства. Торговые договоры со странами Европы. Обострение
социальных противоречий. Чумной бунт. Восстание под предводительством
Е.И. Пугачева (1773–1775 гг.).
Развитие общественной мысли.
Внешняя политика России второй половины XVIII в. Борьба России за
выход к Черному морю. Войны с Османской империей. Присоединение Крыма
и Северного Причерноморья к Российской империи (1783 г.). Создание
Черноморского флота. Взятие Измаила русскими войсками под командованием
А.В. Суворова. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи
Посполитой. Отношения с Англией. Декларация о вооруженном нейтралитете.
Борьба с революционной Францией.
Культурное пространство Российской империи в XVIII в.: публицистика
и литература, первые журналы, развитие науки, географические экспедиции,
достижения в технике, развитие образования, архитектура, изобразительное
искусство, театр, быт и нравы.
Россия при Павле I
Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия.
Социальная политика Павла I. Издание манифеста о трехдневной
барщине.
Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских
коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова (1799 г.).

Военно-морские экспедиции Ф.Ф. Ушакова.
Всеобщая история (Новая история XVIII в.)
Эпоха Просвещения. Изменения в культуре.
Социально-экономическое развитие Англии. Промышленный переворот.
Развитие парламентской монархии в Англии в XVIII в. Возникновение
промышленной буржуазии и промышленного пролетариата.
Абсолютная монархия во Франции. Особенности положения третьего
сословия. Причины и этапы Великой французской революции.
Своеобразие
Священной Римской империи германской нации
и государств, входивших в ее состав. Создание королевства Пруссия.
Национальное и политическое своеобразие монархии Габсбургов.
Характерные черты международных отношений XVIII в.
Конфликт британских колоний в Северной Америке с метрополией.
Война за независимость США.
Французская революция XVIII в.
Международные отношения в XVIII в.
Влияние Французской революции на международные процессы.
Реакция цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и
изоляция, сопротивление и подчинение. Создание колониальных империй.
Внутренняя и внешняя политика Османской империи, Индии, Китая, Японии.
объяснять с опорой на справочный материал смысл изученных
исторических понятий по истории России конца XVII–XVIII в. и Новой истории
XVIII в., в том числе:
Россия в эпоху преобразований Петра I: модернизация, меркантилизм,
протекционизм, гвардия, империя, коллегии, губерния, крепостная
мануфактура, рекрутские наборы, ревизия, обер-прокурор, фискал,
прибыльщик, приписные и посессионные крестьяне, ассамблея, ратуша,
магистрат, барокко, император, Сенат, Синод, подушная подать;
Эпоха дворцовых переворотов: «Кондиции». «Бироновщина», Кабинет
министров, рококо, дворцовый переворот;
Правление Екатерины II: барщинное и оброчное хозяйство,
«просвещенный абсолютизм», жалованная грамота, секуляризация,
гильдия, классицизм, сентиментализм;
Новая история (история зарубежных стран XVIII вв.): аграрная
революция, эпоха Просвещения, теория естественных прав, теория разделения
властей, «общественный договор», «народный суверенитет», промышленный
переворот, конституция, монополия, жирондисты, якобинцы, термидорианцы;
составлять план изучаемой темы с опорой на алгоритм учебных действий
рассказывать по плану об исторических событиях, процессах, явлениях,
деятелях истории России конца XVII–XVIII в. и Новой истории XVIII в.,
корректно используя информацию,
представленную в
исторических
источниках различного типа, изученные понятия, в том числе описывать: роль
сподвижников Петра I в процессе преобразований;
систему управления страной, сложившуюся в результате преобразований
Петра I;
преобразования Петра I в области культуры: усиление влияния

западноевропейской культуры на Россию, введение нового летоисчисления,
гражданского шрифта, появление первой печатной газеты «Ведомости»,
развитие образования, открытие Кунсткамеры;
социально-экономическое и политическое развитие эпохи дворцовых
переворотов;
положение сословий российского общества в период правления
Екатерины II;
культурное пространство Российской империи в XVIII в.: публицистику
и литературу, первые журналы, развитие науки, географические экспедиции,
достижения в технике, развитие образования, архитектуру, изобразительное
искусство, театр;
повседневную жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения;
развитие общественной мысли в России в XVIII в.;
идеи эпохи Просвещения;
культуру стран Европы эпохи Просвещения;
читать и анализировать историческую карту/схему по истории России
конца XVII–XVIII в. и Новой истории XVIII в. используя «ленту времени»; на
основе анализа характеризовать социально-экономическое и политическое
развитие изучаемого региона в указанный период, проводить сравнение после
предварительного анализа социально-экономических и геополитических
условий существования государств, народов, делать выводы о причинах,
результатах и последствиях исторических событий (явлений, процессов);
использовать карту родного края для анализа исторической информации
и рассказа о событиях региональной истории;
привлекать контекстную информацию из различных источников при
работе с исторической картой по истории России конца XVII–XVIII в. и Новой
истории XVIII в.;
наносить на контурную карту различные объекты с опорой на атлас и
другие источники информации; заполнять легенду карты/схемы;
различать основные виды письменных источников по истории России
конца XVII–XVIII в. и Новой истории XVIII в.;
проводить атрибуцию письменного исторического источника по истории
России конца XVII–XVIII в. и Новой истории XVIII в., анализировать
представленную в нем информацию, позицию автора, участников событий,
определять в тексте источника основную и второстепенную информацию с
опорой на справочный материал;
определять с опорой на алгоритм учебных действий смысловые связи
отдельных положений письменного исторического источника истории России
конца XVII–XVIII в. и Новой истории XVIII в., составлять на его основе план;
использовать контекстную информацию для осмысления событий
(процессов, явлений), представленных в письменном историческом источнике
по истории России конца XVII–XVIII в. и Новой истории XVIII в.;
осуществлять поиск дополнительной информации в справочной
литературе, сети Интернет для решения различных учебных задач, понимать
необходимость тщательного анализа исторической информации, найденной в
литературе, сети Интернет, с точки зрения ее достоверности;

проводить атрибуцию различных видов вещественных исторических
источников по истории России конца XVII–XVIII в. и Новой истории XVIII в.,
составлять их описание с опорой на план, используя контекстную информацию,
объяснять после предварительного анализа обстоятельства появления
вещественного исторического источника;
использовать условно-графическую, изобразительную наглядность и
статистическую информацию при изучении событий (явлений, процессов),
истории России конца XVII–XVIII в. и Новой истории XVIII в.;
подбирать изобразительную наглядность, иллюстрирующую события
(явления, процессы) истории России конца XVII–XVIII в. и Новой истории
XVIII в., используя заданные источники информации;
группировать после предварительного анализа (систематизировать,
обобщать) отдельные элементы знания по истории России конца XVII– XVIII в.
и Новой истории XVIII в. по 2-3 признакам, составлять таблицы, схемы с опорой
на алгоритм учебных действий;
анализировать с опорой на алгоритм учебных действий историческую
ситуацию на основе учебного текста по истории России конца XVII–XVIII в. и
Новой истории XVIII в., делать выводы, отвечать на вопросы;
отвечать на вопросы, предполагающие воспроизведение, уточнение,
понимание, анализ, синтез освоенного учебного материала по истории России
конца XVII–XVIII в. и Новой истории XVIII в.;
составлять после предварительного анализа план изучаемой темы;
выделять и обобщать после предварительного анализа существенные
признаки исторических событий (явлений, процессов) истории России конца
XVII–XVIII в. и Новой истории XVIII в.; выделять наиболее значимые события
в рамках исторических процессов;
определять с опорой на справочный материал и указывать причины,
предпосылки, повод, последствия, значение исторических событий (явлений,
процессов) на основе изученного материала по истории России конца XVII–
XVIII в. и Новой истории XVIII в., излагать с опорой на план исторический
материал, включающий причинно-следственные связи;
сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий изученные
исторические события, явления, процессы в истории России конца XVII– XVIII
в. и Новой истории XVIII в., взгляды исторических деятелей, по 2-3 критериям,
результаты оформлять в виде таблицы; на основе сравнения делать вывод;
определять и объяснять с опорой на фактический материал свое
отношение к наиболее значительным событиям истории России конца XVII–
XVIII в. и Новой истории XVIII в., достижениям и историческим личностям;
отбирать с опорой на алгоритм учебных действий факты, которые могут
быть использованы для подтверждения/опровержения заданной точки зрения,
объяснять после предварительного анализа, как определенные
факты могут быть использованы для подтверждения/опровержения
какой- либо оценки исторических событий;
использовать материал по истории родного края для изучения
особенностей исторического развития своего региона.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».