АРП_история 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Управление образования МО г. Армавир
МАОУ - СОШ № 4

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ-СОШ № 4
В. А. Колосова
01.10/793 от «01» сентября 2023г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Истории»
для обучающихся 6 классов

Армавир 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по истории для обучающихся с
задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего
образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер
64101) (далее – ФГОС ООО),
Федеральной рабочей программы основного
общего образования по предмету «История», Федеральной программы
воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к
результатам освоения Адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития.
Согласно своему назначению федеральная рабочая программа является
ориентиром для составления рабочих авторских программ: она дает
представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития,
обучающихся с задержкой психического развития средствами учебного
предмета «История»; устанавливает обязательное предметное содержание,
предусматривает распределение его по классам и структурирование его по
разделам и темам курса.
Общая характеристика учебного предмета «История»
Федеральная рабочая программа учебного предмета «История»
составлена с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР, получающих образование на основе АООП ООО обучающихся с ЗПР.
Учебный предмет «История» входит в предметную область
«Общественно-научные предметы» и изучается на уровне основного общего
образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах. Он опирается на
межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным
предметам, как «Обществознание», «Литература», «Основы духовнонравственной культуры народов России», «География» и другие.
Историческое образование на ступени основного общего образования
способствует формированию систематизированных знаний об историческом
прошлом, обогащению социального опыта обучающихся с ЗПР при изучении и
обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия.
Ключевую роль играет развитие способности обучающихся к пониманию
исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и
развития
различных
мировоззренческих,
ценностно-мотивационных,
социальных систем.
Учебный предмет «История» имеет интегративный характер, его
изучение направлено на образование, воспитание и развитие обучающихся.
Предмет играет большую роль в формировании сферы жизненной компетенции
обучающихся с ЗПР, обеспечивая воспитание патриотизма, гражданственности,
уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение
исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в

современном обществе. Расширение исторических знаний, обучающихся с ЗПР
сочетается с воспитанием ценностных ориентиров: внутренней установки
личности ценить и гордиться своей Родиной, проявлять уважение к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, бережно относиться к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, истории и традициям народов других государств.
Структурно предмет «История» включает учебные курсы по Всеобщей
истории и Истории России. Знакомство обучающихся с ЗПР при получении
основного общего образования с данным предметом начинается с курса
всеобщей истории. Изучение всеобщей истории способствует формированию
общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств,
преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов.
Преподавание курса должно давать обучающимся с ЗПР представление о
процессах, явлениях и понятиях мировой истории, формировать знания о месте
и роли России в мировом историческом процессе и значение малой родины в
контексте мировой истории.
Курс всеобщей истории призван сформировать у обучающихся с ЗПР
познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических
событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы,
происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических,
территориальных и иных условиях.
В рамках курса всеобщей истории обучающиеся с ЗПР знакомятся с
исторической картой как источником информации о расселении человеческих
общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших
событий, динамики развития социокультурных, экономических и
геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в
осознании обучающимися с ЗПР культурного многообразия мира, социальнонравственного опыта предшествующих поколений; в формировании
толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира,
усвоении назначения и художественных достоинств памятников истории и
культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических
источников. Курс дает возможность обучающимся с ЗПР научиться
сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические
периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее
значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные
исторические версии событий и процессов.
Курс отечественной истории должен сочетать историю Российского
государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную
историю
(прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать
осознанию обучающимися с ЗПР своей социальной идентичности в широком
спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города,
представителей определенной этнонациональной и религиозной общности,
хранителей традиций рода и семьи.
Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как
своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими

процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации
курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий
и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования
элементов региональной истории и компаративных (сравнительноисторических) характеристик.
Цели и задачи изучения учебного предмета «История»
Общие цели школьного исторического образования представлены в
Федеральной рабочей программе основного общего образования. Они
включают формирование и развитие личности школьника, способного к
самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе
осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в
целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные
умения в учебной и социальной практике.
Основной целью обучения детей с задержкой психического развития
является формирование у обучающихся исторического мышления как основы
гражданской идентичности ценностно ориентированной личности.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
формирование у обучающихся с ЗПР исторических ориентиров
самоидентификации в современном мире;
овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития
человеческого общества с древности до наших дней в социальной,
экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в
доступной для обучающихся форме на основе обобщения фактического
материала проблемного, диалектического понимания истории человечества при
особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и
проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике,
взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной
объективности и историзма;
формирование у обучающихся общественной системы ценностей на
основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития
и осознания приоритета общественного интереса над личным и уникальности
каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через
общество;
выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного
знания и общественной жизни;
развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование
понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.
Цель и задачи преподавания истории обучающимся с ЗПР максимально
приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и учитывают
специфические особенности учеников.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по истории
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают
дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «История»,

направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности,
стимулирование познавательной активности и самостоятельности суждений,
создание условий для осмысленного выполнения учебной работы,
формирование умения работать с текстом учебника и самостоятельно пополнять
свои знания, в том числе из источников внеурочной информации.
Обучающиеся с ЗПР испытывают серьезные трудности при изучении
данного учебного предмета, это прежде всего связано с особенностями их
познавательной деятельности. Для обучающихся характерны недостаточный
уровень развития логического мышления, затруднения в установлении
причинно-следственных связей, сниженная память, отставания в развитии речи,
слабость саморегуляции. В связи с этим обучающиеся замедленно овладевают
необходимыми обобщенными историческими представлениями и понятиями,
плохо запоминают историческую периодизацию и хронологию, затрудняются в
анализе и обобщении конкретных исторических фактов, в понимании
закономерностей общественного развития; испытывают трудности при анализе
текста учебника.
На уроках истории, обучающиеся с ЗПР нуждаются в специально
организованной помощи, направленной на то, чтобы облегчить им усвоение
учебного материала. Для преодоления этих трудностей основное внимание
должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом
доступности при сохранении общего базового уровня. Он должен по
содержанию и объему быть адаптированным для обучающихся с ЗПР в
соответствии с их особыми образовательными потребностями. Следует
облегчить овладение материалом обучающимися с ЗПР посредством его
детального объяснения с систематическим повтором, использования приемов
актуализации (визуальная опора, памятка, алгоритм, схема, карта).
Федеральная программа предусматривает внесение некоторых
изменений: уменьшение объема теоретических сведений, исключение излишней
детализации, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для
обзорного, ознакомительного изучения. Темы для ознакомительного изучения в
программе выделены курсивом.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное
освоение содержании образования по предмету «История»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их
особыми образовательными потребностями. Следует усилить виды
деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР, обеспечивающие
осмысленное освоение содержания образования по предмету: освоение
материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала;
использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, шаблоны,
опорные
таблицы).
Учителю
рекомендуется
активно
привлекать
дополнительный наглядный материал, технические средства обучения, а также
учить работать с учебником – выделять главную мысль параграфа, составлять
развернутый план, искать в тексте ответы на вопросы, обращаться за
дополнительной информацией к другим разделам учебника. Полезно

организовывать «выездные» или виртуальные уроки в музее и экскурсии.
Особое внимание нужно уделять обучению структурированию материала:
составлению рисуночных и вербальных схем, составлению таблиц, составлению
классификации с обозначенными основаниями для классификации и
наполнению их примерами и др. Организация учебного материала крупными
блоками в виде таблицы способствует обобщению сведений, пониманию
закономерностей исторического процесса, лучшему запоминанию и усвоению
конкретных исторических фактов.
Рекомендуется использовать средства наглядности:
исторические карты и атласы по темам курса;
артефакты и копии исторических предметов, макеты;
портреты исторических деятелей, выдающихся полководцев;
исторические картины, репродукции;
презентации по темам курса.
На уроках истории следует организовывать различные коллективные
формы работы: парами, группами, что будет способствовать закреплению у
обучающихся с ЗПР навыков сотрудничества и продуктивной коммуникации.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует
ООП ООО. Для развития умения делать выводы, формирования единого
речевого целого у обучающихся с ЗПР необходимо использовать клише и
опорные слова. Следует предусмотреть проведение на уроках специальной
работы над терминологической и тематической лексикой учебной дисциплины,
а также над лексикой, необходимой для организации учебной деятельности в
целях ее понимания, усвоения и запоминания обучающимися с ЗПР,
адекватного применения в различных видах деятельности.
При работе над лексикой, в том числе научной терминологией курса
(раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже
известных лексических единиц) необходимо включение слова в контекст.
Введение нового термина, новой лексической единицы проводится на основе
обращения к этимологии слова и ассоциациям. Каждое новое слово
включается в контекст, закрепляется в речевой практике обучающихся.
Обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением,
опорные схемы для актуализации терминологии.
Коррекционно-развивающая направленность истории заключается в том,
что на уроках ведется целенаправленная работа по развитию речи и словеснологического мышления на основе материала исторического содержания. В
процессе уроков требуется обеспечить накопление обучающимися специальных
понятий, к числу которых относятся:
частно-исторические понятия (характерные для определенного периода
в истории), отражающие и обобщающие конкретные исторические явления;
общеисторические понятия, отражающие и обобщающие явления,
свойственные определённой общественно-экономической формации;
социологические понятия, отражающие общие связи и закономерности
исторического процесса.
Ведущими
являются
общеисторические
понятия.
Освоение
социологических понятий становится возможным только на базе

общеисторических.
У обучающихся с ЗПР должно осуществляться развитие общеучебных
умений: выделять существенные и несущественные признаки того или иного
исторического явления, события; сравнивать, обобщать, делать выводы;
доступно передавать информацию, структурировать свои ответы.
Поскольку в ходе уроков истории возникает объективная необходимость
запоминать и воспроизводить значительное количество исторических фактов,
иноязычных имен, временных границ, следует учить обучающихся с ЗПР
использовать различные средства фиксации материала. Это могут быть
условные обозначения (символы, схемы, таблицы, лента времени и т.д.).
Место учебного предмета «История» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «История» входит
в общественно-научную предметную область и является обязательным для
изучения. Содержание учебного предмета «История», представленное в
Федеральной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Федеральной
основной общеобразовательной программе основного общего образования,
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе
основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития.
6 КЛАСС
Всеобщая история. История средних веков
Введение. Средние века: понятие, хронологические
периодизация Средневековья.

рамки

и

Народы Европы в раннее Средневековье
Падение Западной Римской империи и образование варварских
королевств. Завоевание франками Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской
власти. Салическая правда. Принятие франками христианства.
Франкское государство в VIII–IX вв. Усиление власти майордомов. Карл
Мартелл и его военная реформа. Завоевания Карла Великого. Управление
империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и
значение.
Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная
Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны:
общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства.
Возникновение Венгерского королевства. Христианизация Европы.
Светские правители и папы.
Византийская империя в VI–ХI вв.
Территория, население империи ромеев. Византийские императоры;
Юстиниан. Кодификация законов. Внешняя политика Византии. Византия и
славяне. Власть императора и церковь. Культура Византии. Образование и

книжное дело. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Художественная
культура (архитектура, мозаика, фреска, иконопись).
Арабы в VI–ХI вв.
Природные условия Аравийского полуострова. Основные занятия
арабов. Традиционные верования. Пророк Мухаммад и возникновение ислама.
Хиджра. Победа новой веры. Коран. Завоевания арабов. Арабский халифат, его
расцвет и распад. Культура исламского мира. Образование и наука. Роль
арабского языка. Расцвет литературы и искусства. Архитектура.
Средневековое европейское общество
Аграрное производство. Натуральное хозяйство. Феодальное
землевладение. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Замок
сеньора. Куртуазная культура. Крестьянство: зависимость от сеньора,
повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города – центры ремесла, торговли, культуры. Население городов. Цехи
и гильдии. Городское управление. Борьба городов за самоуправление.
Средневековые города-республики. Развитие торговли. Ярмарки. Торговые
пути в Средиземноморье и на Балтике. Ганза. Облик средневековых городов.
Образ жизни и быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и
православие. Борьба пап за независимость церкви от светской власти. Крестовые
походы: цели, участники, итоги. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины
возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в ХII–ХV вв.
Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословнопредставительная монархия. Образование централизованных государств в
Англии, Франции. Столетняя война; Ж. Д’Арк. Священная Римская империя в
ХII–ХV вв. Польско-литовское государство в XIV–XV вв. Реконкиста и
образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
Итальянские государства в XII–XV вв. Развитие экономики в европейских
странах в период зрелого Средневековья. Обострение социальных
противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение
в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в ХII–ХV вв. Экспансия
турок-османов. Османские завоевания на Балканах. Падение Константинополя.
Культура средневековой Европы
Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни
человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер
культуры. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор.
Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о
природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Изобретение европейского книгопечатания; И. Гутенберг.
Страны Востока в Средние века

Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей,
положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй
монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление
подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба
против завоевателей. Япония в Средние века: образование государства, власть
императоров и управление сегунов. Индия: раздробленность индийских
княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат.
Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные
искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки в Средние века
Цивилизации майя, ацтеков и инков: общественный строй, религиозные
верования, культура. Появление европейских завоевателей.
Обобщение. Историческое и культурное наследие Средних веков.
История России. От Руси к Российскому государству
Введение. Роль и место России в мировой истории. Проблемы
периодизации российской истории. Источники по истории России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Восточная Европа в середине I тыс. н. э.
Заселение территории нашей страны человеком. Палеолитическое
искусство. Петроглифы Беломорья и Онежского озера. Особенности перехода
от присваивающего хозяйства к производящему. Ареалы древнейшего
земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на
первобытное общество. Центры древнейшей металлургии. Кочевые общества
евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в
распространении культурных взаимовлияний. Появление первого в мире
колесного транспорта.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тыс. до н. э.
Скифы и скифская культура. Античные города-государства Северного
Причерноморья. Боспорское царство. Пантикапей. Античный Херсонес.
Скифское царство в Крыму. Дербент.
Великое переселение
народов. Миграция готов.Нашествие
гуннов.
Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение
славян, их
разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские
общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство
восточных славян, их общественный строй и политическая организация.
Возникновение княжеской власти. Традиционные верования.
Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока.
Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгурия.
Русь в IX – начале XII в.
Образование государства Русь. Исторические условия складывания

русской государственности: природно-климатический фактор и политические
процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и
этнической карты континента.
Первые известия о Руси. Проблема образования государства Русь.
Скандинавы на Руси. Начало династии Рюриковичей. Новгород и Киев – центры
древнерусской государственности.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые
русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной,
Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в
международной торговле. Путь «из варяг в греки». Волжский торговый путь.
Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Русь в конце X – начале XII в. Территория и население государства
Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения
Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориальнополитическая структура Руси, волости. Органы власти: князь, посадник,
тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между
сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах.
Владимир Мономах. Русская церковь.
Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья,
дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и
зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные
уставы.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и
международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешти-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы. Херсонес в
культурных контактах Руси и Византии.
Культурное пространство. Русь в общеевропейском культурном
контексте. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь,
сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание.
Календарь и хронология.
Культура Руси. Формирование единого культурного пространства.
Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение
грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово
Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и
Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных
лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись.
Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная
церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура.
Ремесло. Военное дело и оружие.
Русь в середине XII – начале XIII в.
Формирование системы земель – самостоятельных государств.
Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей:
Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие
особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и

права. Внешняя политика русских земель.
Формирование региональных центров культуры: летописание и
памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника,
«Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси:
Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор
Юрьева- Польского.
Русские земли и их соседи в середине XIII – XIV в.
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его
потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды.
Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости
русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго).
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского
государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные
земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова.
Роль вече и князя. Новгород и немецкая Ганза.
Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах
Руси. Александр Невский. Взаимоотношения с Ордой. Княжества СевероВосточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние
Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской.
Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских
князей.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви
в ордынский период русской истории. Святитель Алексий Московский и
преподобный Сергий Радонежский.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII–
XV вв. Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура.
Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй
половине XIV в., нашествие Тимура.
Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство.
Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство.
Касимовское ханство. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории
Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и
политических связей Руси с Западом и Востоком.
Культурное пространство. Изменения в представлениях о картине мира
в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное
взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации
(взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов
Евразии). Летописание. Литературные памятники Куликовского цикла. Жития.
Епифаний
Премудрый.
Архитектура.
Каменные
соборы
Кремля.
Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Формирование единого Русского государства в XV в.
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в
Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и

Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом,
Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковнополитической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий
Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от
Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие
общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого
государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая
государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное
строительство. Московский Кремль. Появление термина «Россия» как названия
единого государства.
Культурное пространство. Изменения восприятия мира. Сакрализация
великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии
Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели). Ереси.
Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и
региональное. Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия
Никитина. Архитектура. Русская икона как феномен мирового искусства.
Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и
раннемосковский периоды.
Наш край с древнейших времен до конца XV в.
Обобщение.

Примерные контрольно-измерительные материалы
Для организации проверки, учета и контроля знаний, обучающихся с
ЗПР по предмету предусмотрен контроль в виде: контрольных и
самостоятельных работ, зачетов, исторических диктантов, практических
работ, письменных ответов по индивидуальным карточкам-заданиям,
тестирование.
Класс
Контрольные работы
Другие виды контроля
6 класс

Примечание

№1 История средних
веков.
№2 Русь в конце X –
начале XIIIв.
№3 Русские земли в
середине XIII - XIV в.
№4
Формирование
единого
Русского
государства в XV веке.
В контрольные работы
необходимо включать
вопросы
регионального
компонента.

Словарный диктант по
каждой
теме.
Самостоятельные работы
на 10-15 минут.
Практическая
работа с контурной
картой.
Зачет по теме «От Руси к
России».
Одной из форм контроля
может быть групповой или
индивидуальный проект под
руководством учителя.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа
России;
способность к осознанию своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками
и взрослыми в ходе образовательной деятельности;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации на основе
получаемых исторических сведений;
установка на доступное осмысление исторического опыта;
умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так,
чтобы быть понятым другим человеком;
углубление представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной во времени.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
Соотносить с опорой на алгоритм учебных действий единичные
исторические факты и общие явления;
называть характерные, существенные признаки исторических
событий иявлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий с
опоройна схему, ключевые слова;
сравнивать после предварительного анализа исторические события и
явления, определять в них общее и различия;
устанавливать причинно-следственные связи при изучении
историческихсобытий;
владеть смысловым чтением;
использовать вопросы как инструмент познания;
с помощью педагога аргументировать свое мнение;
с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения
ивыводы;
пользоваться словарями и другими поисковыми системами;
с помощью педагога эффективно запоминать и систематизировать

информацию.
Овладение
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями:
использовать информационно-коммуникационные технологии;
воспринимать и с помощью педагога, а затем самостоятельно,
формулировать суждения об исторических событиях;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов для
выступления перед аудиторией;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
понимать цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новыезадачи в учебе и познавательной деятельности;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
задач по предмету.
соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
регулировать способ выражения эмоций.
уметь признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
Предметные результаты
Результаты освоения обучающимися программы учебного предмета
«История» предполагают, что у обучающегося сформированы умения:
определять последовательность событий, явлений, процессов;
соотносить события истории разных стран и народов с историческими
периодами,событиями региональной и мировой истории, события истории
родного края и истории России; определять современников исторических
событий, явлений и процессов, используя «ленту времени»;
выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в
различные исторические эпохи;
использовать исторические понятия для решения учебных и
практическихзадач;
рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории
родного края, истории России и мировой истории и их участниках на основе
самостоятельно составленного плана либо под руководством педагог,
демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание
необходимых фактов, дат, исторических понятий;
выявлять существенные черты и характерные признаки исторических
событий, явлений, процессов, используя алгоритм учебных действий;
под руководством педагога устанавливать причинно-следственные,
пространственные, временные связи исторических событий, явлений,
процессовизучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими

событиями XX ‒ начала XXI вв. (Февральская и Октябрьская революции
1917 г., Великая Отечественная война, распад СССР, сложные 1990-е годы,
возрождение страны с 2000-х годов, воссоединение Крыма с Россией 2014
года); характеризовать итоги и историческое значение событий;
сравнивать по алгоритму, схеме исторические события, явления,
процессыв различные исторические эпохи;
определять и аргументировать собственную или предложенную точку
зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники
разных типов;
различать основные типы исторических источников: письменные,
вещественные, аудиовизуальные;
находить и критически анализировать по алгоритму для решения
познавательной задачи исторические источники разных типов (в том числе
по истории родного края), оценивать их полноту и достоверность, соотносить
с историческим периодом; соотносить извлеченную информацию с
информацией из других источников при изучении исторических событий,
явлений, процессов; привлекать контекстную информацию при работе с
историческими источниками;
читать и анализировать историческую карту/схему; характеризовать на
основе анализа исторической карты/схемы исторические события, явления,
процессы; сопоставлять информацию, представленную на исторической
карте/схеме, с информацией из других источников;
анализировать текстовые, визуальные источники исторической
информации; представлять историческую информацию под руководством
учителя в форме таблиц, схем, диаграмм;
осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности
поиск исторической информации в справочной литературе, сети Интернет
для решения познавательных задач, оценивать полноту и достоверность
информации;
приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между
народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию
народов России.
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета
«История» за 6 КЛАСС
определять с помощью педагога длительность исторических процессов,
последовательность изученных событий, явлений, процессов, истории России с
древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков, соотносить их с
историческими периодами, синхронизировать события (явления, процессы)
истории разных стран и народов, определять современников исторических
событий (явлений, процессов), используя соответствующий материал по
истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних
веков:
История России

Народы и государства на территории нашей страны в древности
Народы и государства на территории нашей страны в середине I тыс. н.э.
Разделение славян на три ветви – восточных, западных и южных. Расселение,
условия жизни и занятия восточных славян, их общественный строй и
политическая организация. Князья и народные собрания у восточных славян.
Русь в IX – первой половине XII в.
«Призвание варягов» (862 г.). Захват Олегом Киева (882 г.). Образование
Древнерусского государства. Новгород и Киев – центры древнерусской
государственности. Деятельность первых русских князей (Олег, Игорь,
Святослав), крещение княгини Ольги. Правление Владимира I Святого.
Крещение Руси (988 г.) и его значение. Борьба за власть между сыновьями
Владимира Святого. Правление Ярослава Мудрого. Русская Правда. Княжеские
усобицы. Правление Владимира Мономаха. Внешняя политика и
международные связи Руси. Культурное пространство Древней Руси:
письменность,
распространение
грамотности,
берестяные
грамоты,
древнерусская литература, иконопись, искусство книги, архитектура, ремесло,
быт и нравы.
Русь в середине XII – начале XIII в.
Формирование на Руси системы земель – самостоятельных государств.
Внутренняя и внешняя политика важнейших земель, управляемых ветвями
княжеского рода Рюриковичей: Киевского, Владимиро-Суздальское, ГалицкоВолынское княжества. Первое упоминание Москвы в летописях (1147 г.) при
Юрии Долгоруком. Внутриполитическое развитие Новгородской земли.
Русские земли в середине XIII – XIV в.
Возникновение Монгольской империи и изменение политической карты
мира. Завоевания Чингисхана. Походы Батыя на Восточную Европу.
Возникновение Золотой Орды, ее государственный строй, население, культура.
Система зависимости русских земель от ордынских ханов.
Возникновение Литовского государства и включение в его состав части
русских земель.
Борьба с экспансией завоевателей на северо-западных границах Руси.
Деятельность Александра Невского, его взаимоотношения с Ордой. Невская
битва (1240 г.). Ледовое побоище (1242 г.). Борьба князей Северо-Восточной
Руси за титул великого князя Владимирского. Правление Ивана Калиты.
Усиление Московского княжества.
Ослабление Золотой Орды во второй половине XIV в. Дмитрий Донской.
Куликовская битва (1380 г.). Закрепление первенствующего положения
московских князей.
Роль Русской Православной Церкви в общественной жизни Руси.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Деятельность Сергия
Радонежского.
Культурное пространство Руси в середине XIII – XIV в.: летописание,
памятники Куликовского цикла, жития, архитектура, изобразительное
искусство, быт и нравы.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIIIXV в.

Ослабление Золотой Орды во второй половине XIV в., нашествие
Тимура.
Распад Золотой Орды, образование татарских ханств.
Формирование единого Русского государства в XV в.
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в
Московском княжестве второй четверти XV в.
Падение Византии и усиление позиций Москвы в православном мире.
Иван III. Присоединение Новгорода и Твери.
Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. «Стояние» на р.
Угре, падение Ордынского владычества (1480 г.). Завершение объединения
русских земель вокруг Москвы. Расширение международных связей
Московского государства.
Принятие общерусского Судебника (1497 г.). Формирование аппарата
управления единого государства. Новая государственная символика.
Установление автокефалии Русской церкви.
Культурное пространство Русского государства в XV в.: летописание,
литература, архитектура, изобразительное искусство, быт и нравы.
Всеобщая история (история Средних веков)
Великое переселение народов. Деятельность Карла Великого.
Христианизация Европы. Создание и распад Каролингской империи. Создание
Священной Римской империи. Нормандское завоевание Англии. Феодализм.
Складывание феодальных отношений в странах Европы.
Внутренняя и внешняя политика Византийской империи в VI–XI вв.
Складывание государств и принятие христианства у западных славян.
Деятельность славянских просветителей Кирилла и Мефодия.
Расселение и занятия арабов в VI – ХI вв. Возникновение и
распространение ислама. Арабские завоевания. Арабский халифат, его расцвет
и распад. Арабская культура.
Особенности экономики и общества Западной Европы в XI–XV вв.
Вассалитет. Крестьянская община. Средневековый город. Разделение
христианской церкви: католицизм и православие (1054). Крестовые походы.
Политическое развитие государств Европы в конце XI–ХV в. Сословнопредставительные монархии.
Столетняя война.
Реконкиста и образование централизованных государств на
Пиренейском полуострове.
Политическое развитие Византийской империи и славянских государств
в XIV – XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии (1453 г.).
Внутриполитическое развитие и внешняя политика Османской империи,
Китая, Японии, Индии.
Культура средневековой Европы и народов Востока.
объяснять смысл изученных исторических понятий по истории России с
древнейших времен до начала XVI в и истории Средних веков с помощью
педагога, с опорой на зрительную наглядность, в том числе:
Народы и государства на территории нашей страны в древности:

каменный век, неолитическая революция, присваивающее и производящее
хозяйство, славяне;
Русь в IX–первой половине XII в.: подсечно-огневая система земледелия,
перелог, дань, полюдье, уроки, погосты, гривна, князь, дружина, купцы,
вотчина, Русская Правда, люди, смерды, закупы, холопы, митрополит, десятина,
язычество, христианство, православие, ислам, иудаизм, граффити, базилика,
крестово-купольный храм, фреска, мозаика, летопись, жития;
Русь в середине XII–начале XIII в.: политическая раздробленность, удел,
республика, вече, посадник, тысяцкий, архиепископ, берестяные грамоты;
Русские земли в середине XIII–XIV в.: ордынское владычество, баскак,
ярлык, военные монашеские Ордена, крестоносцы;
XIII–XV Народы и государства степной зоны Восточной Европы и
Сибири в вв.: Золотая Орда, курултай;
Русские земли в середине XIII–XIV в.: централизация, кормление,
регалии, государственная символика;
История Средних веков: барщина, вассал, Генеральные штаты, герцог,
граф, гуситы, еретик, император, инквизиция, индульгенция, кортесы,
Крестовые походы, натуральное хозяйство, оброк, крестьянская община,
парламент, повинности, поместье, Реконкиста, сеньор, вассал, сословие,
сословно-представительная монархия, тевтонцы, трехполье, университет, феод,
феодализм, цех, эмират;
рассказывать по заданному плану о событиях, явлениях, процессах,
деятелях истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории
Средних веков, используя различные источники информации, корректно
используя изученные понятия и термины, в том числе описывать:
занятия древнейших земледельцев и скотоводов;
условия жизни и занятия народов, проживавших на территории нашей
страны до середины 1-го тысячелетия до н.э.;
расселение, условия жизни и занятия восточных славян;
общественный строй и политическую организацию восточных славян,
религию древних славян;
роль природно-климатического фактора в формировании русской
государственности; органы власти и управления в государстве Русь;
общественный строй Руси, положение различных категорий свободного
и зависимого населения;
культурное пространство Древней Руси: письменность, распространение
грамотности, берестяные грамоты, древнерусскую литературу, иконопись,
искусство книги, архитектуру, ремесло;
культурное пространство Руси в середине XII – начале XIII в.:
летописание, литературу, архитектуру;
систему зависимости русских земель от ордынских ханов;
государственный строй, население, экономику, культуру Золотой Орды;
культурное пространство Руси в середине XIII–XIV в.: летописание,
памятники Куликовского цикла, жития, архитектуру, изобразительное
искусство;
новую государственную символику, появившуюся при Иване III;

культурное пространство Русского государства в XV в.: летописание,
литературу, архитектуру, изобразительное искусство;
повседневную жизнь и быт людей на Руси в IX–XV вв.;
культуру Византии, деятельность славянских просветителей Кирилла и
Мефодия; расселение, занятия, арабов в VI–ХI вв.;
арабскую культуру;
особенности экономики и общества Западной Европы в XI–XIII вв.:
аграрное производство, феодальную иерархию, положение крестьянства,
города, как центры ремесла, торговли, культуры, средневековые городареспублики, облик средневековых городов, быт горожан;
культуру средневековой Европы: представления средневекового
человека о мире; образование, развитие знаний о природе и человеке,
литературу, архитектуру, книгопечатания, Гуманизм и раннее Возрождение в
Италии;
культуру народов Востока;
читать и использовать историческую карту/схему при изучении событий
(явлений, процессов) истории России с древнейших времен до начала XVI в. и
истории Средних веков; используя «ленту времени»;
наносить на контурную карту отдельные объекты с непосредственной
опорой на атлас и другие источники информации по предложенным заданиям,
заполнять с помощью педагога легенду карты/схемы;
различать с опорой на зрительную наглядность типы исторических
источников по истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории
Средних веков, соотносить их с историческими периодами, к которым они
относятся с опорой на «ленту времени», описывать по заданному плану;
различать с опорой на зрительную наглядность основные виды
письменных источников по истории России с древнейших времен до начала XVI
в. и истории Средних веков;
проводить с помощью педагога атрибуцию письменного исторического
источника по истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории
Средних веков;
отвечать на вопросы по содержанию письменного исторического
источника по истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории
Средних веков и составлять по образцу на его основе план;
осуществлять поиск дополнительной информации по истории России с
древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков в справочной
литературе, сети Интернет для решения различных учебных задач с опорой на
алгоритм учебных действий;
использовать вещественные исторические источники по истории России
с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков для
иллюстрации особенностей социально-экономических явлений изучаемого
периода, составления краткого описания событий (явлений, процессов)
региональной истории (истории родного края);
использовать условно-графическую, изобразительную наглядность и
статистическую информацию по истории России с древнейших времен до
начала XVI в. и истории Средних веков при изучении событий (явлений,

процессов), проводить атрибуцию изобразительной наглядности;
различать с помощью педагога в исторической информации по истории
России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков
события, явления, процессы; факты и мнения;
различать с опорой на вопросы значения терминов «причина»,
«предпосылка», «повод», «итоги», «последствия», «значение» и
использовать их при характеристике событий (явлений, процессов) с опорой на
план;
группировать с помощью педагога (систематизировать, обобщать)
отдельные элементы знания по истории России с древнейших времен до начала
XVI в. и истории Средних веков по предложенным признакам, с
опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые
слова, план, вопросы) составлять таблицы, схемы;
отвечать на вопросы, предполагающие воспроизведение, уточнение,
понимание, анализ, синтез исторической информации по истории России с
древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков;
составлять простой план изучаемой темы с опорой на текст по
алгоритму/схеме;
выделять существенные признаки исторических событий (явлений,
процессов) истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории
Средних веков с опорой на ключевые слова;
устанавливать по предложенному образцу причинно-следственные,
пространственные, временны́ е связи исторических событий, явлений,
процессов истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории
Средних веков; использовать знание причинно-следственных связей при
изложении учебного материала с опорой на план;
с помощью педагога сравнивать: события, явления, процессы в истории
России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков; взгляды
исторических деятелей, теоретические положения, представленные в форме
учебного текста, условно-графической, изобразительной наглядности или
статистической информации по 2-3 предложенным критериям, оформлять
результаты сравнения в виде сравнительной таблицы, на основе сравнения
делать вывод;
определять и объяснять с опорой на фактический материал свое
отношение к наиболее значительным событиям, достижениям и личностям из
истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних
веков;
находить по предложенному алгоритму в учебном тексте по истории
России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков факты,
которые могут быть использованы для подтверждения / опровержения заданной
точки зрения;
использовать материал по истории родного края для изучения
особенностей исторического развития своего региона.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».