МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Управление образования МО г. Армавир МАОУ - СОШ № 4 УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ-СОШ № 4 В. А. Колосова 01.10/793 от «01» сентября 2023г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 9 классов Армавир 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Федеральная рабочая программа по обществознанию для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), (далее – Федеральной рабочей программы основного общего образования по предмету «Обществознание», в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.) и Федеральной программой воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Общая характеристика учебного предмета «Обществознание» Федеральная рабочая программа по обществознанию составлена на основе содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получающих образование на основе АООП ООО. Учебный предмет «Обществознание» входит в предметную область «Общественно-научные предметы». Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, обеспечивающих формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений. Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения, акцентируя внимание на современных реалиях жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем. В этой связи учебный предмет играет большую роль в формировании сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР, обеспечивая возможность применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и правовыми нормами, для содействия правовыми способами и средствами поддержанию правопорядка в обществе и противодействия противоправному поведению, что способствует адаптации обучающихся с ЗПР подросткового возраста к условиям динамично развивающегося современного общества в целом. Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «География», «Биология» и другие, что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам. Курс построен по линейно-концентрическому принципу. Программа отражает содержание обучения предмету «Обществознание» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «Обществознание», осмысление и усвоение информации морально-нравственного и гражданско-правового характера представляет определенную сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями их эмоционально-волевой сферы, мыслительной деятельности, недостаточностью общего запаса знаний, пониженному познавательному интересу к предметному и социальному миру, низким уровнем речевого развития. Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Обществознание» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и межпредметных связей, использование примеров, понятных и близких подростку с ЗПР; постепенное усложнение изучаемого материала и закрепление изученного на разнообразном учебном и не учебном материале; изучение некоторых тем в ознакомительном плане. Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового уровня. Цели и задачи изучения учебного предмета «Обществознание»: Общие цели изучения учебного предмета «Обществознание» представлены в соответствующей Федеральной рабочей программе основного общего образования. Основной целью изучения данного предмета обучающимися с ЗПР является достижение ими планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов, а также формирование предпосылок для успешной социализации личности. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач: формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ; понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации; осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире; приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений. Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Обществознание», направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности в разных социальных условиях. Особенности отбора и адаптации учебного материала по обществознанию Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Обществознание», направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной активности и самостоятельности суждений, создание условий для осмысленного выполнения учебной работы, формирование умения работать с текстом учебника и самостоятельно пополнять свои знания, в том числе из источников внеурочной информации. Обучающиеся с ЗПР испытывают серьезные трудности при изучении данного учебного предмета, это прежде всего связано с особенностями их познавательной деятельности. Для обучающихся характерны недостаточный уровень развития логического мышления, затруднения в установлении причинно-следственных связей, сниженная память, отставания в развитии речи, слабость саморегуляции. В связи с этим обучающиеся замедленно овладевают необходимыми обобщенными представлениями и понятиями, испытывают трудности при анализе текста учебника. На уроках обществознания обучающиеся с ЗПР нуждаются в специально организованной помощи, направленной на то, чтобы облегчить им усвоение учебного материала. Для преодоления этих трудностей основное внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового уровня. Он должен по содержанию и объему быть адаптированным для обучающихся с ЗПР в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Следует облегчить овладение материалом обучающимися с ЗПР посредством его детального объяснения с систематическим повтором, использования приемов актуализации (визуальная опора, памятка, алгоритм, схема, карта). Федеральная программа предусматривает внесение некоторых изменений: уменьшение объема теоретических сведений, исключение излишней детализации, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения. Темы для ознакомительного изучения в программе выделены курсивом. Объём основного содержания по предмету сокращается несущественно за счёт устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Обществознание». Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их особыми образовательными потребностями. Необходимо усилить виды деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР: опора на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы, опорные таблицы). Для развития умения делать выводы обучающимися с ЗПР необходимо использовать опорные слова и клише. Необходимо обучать подростков составлению тезисов и конспектов. При закреплении изученных тем полезно использовать такие виды деятельности как моделирование ситуаций социального взаимодействия, разбор фрагментов фильмов, обсуждение новостной информации в СМИ, подготовка сообщения на заданную тему с поиском необходимой информации, коллективные проектные работы. Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО. В учебнике по обществознанию имеется словарь терминов, которые изучаются в данном курсе. При работе над лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных лексических единиц) необходимо включение слова в контекст. Каждое новое слово закрепляется в речевой практике обучающихся. Обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии. Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Обществознание» входит в общественно-научную предметную область и является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Обществознание», представленное в Федеральной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Федеральной основной общеобразовательной программе основного общего образования, Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 136 академических часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 9 КЛАСС Человек в политическом измерении Политика и политическая власть. Государство ‒ политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика. Форма государства. Монархия и республика ‒ основные формы правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство. Политический режим и его виды. Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество. Участие граждан в политике. Выборы, референдум. Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно-политические организации. Гражданин и государство Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия – социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства. Россия – светское государство. Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации. Президент – глава государства Российская Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации. Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации. Местное самоуправление. Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации. Человек в системе социальных отношений Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка. Социализация личности. Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи. Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур. Социальная политика Российского государства. Социальные конфликты и пути их разрешения. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Человек в современном изменяющемся мире Информационное общество. Сущность, причины, проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения. Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение. Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера. Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт. Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве. Перспективы развития общества. Контрольные работы: Контрольная работа № 1. Тема «Человек в политическом измерении». Контрольная работа № 2. Тема «Гражданин и государство». Контрольная работа № 3. Тема «Человек в системе социальных отношений». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные результаты Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся с ЗПР руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе: личностные основы российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; способность к осознанию своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений, готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней); формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; продуктивная коммуникация со сверстниками и взрослыми в ходе образовательной деятельности; чувство ответственности и долга перед своей семьей, малой и большой Родиной; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к меняющимся социальным и информационным условиям; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; способность принимать решение в жизненной ситуации на основе переноса полученных в ходе обучения предмету знаний в актуальную ситуацию, восполнять дефицит информации; умение находить, отбирать и использовать нужную информацию в соответствии с контекстом жизненной ситуации; воспитание стремления ориентироваться в актуальных социальных реалиях (ложная реклама, недостоверная информация, опасные интернет-сайты; качество товаров и продуктов питания и т.п.); способность критически оценивать полученную информацию; умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; развитие активной личностной позиции во взаимодействии с миром; способность принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей, исключая асоциальные проявления; формирование адекватности поведения, обучающегося с точки зрения опасности или безопасности для себя или для окружающих; овладение основами финансовой и правовой грамотности; соблюдение адекватной социальной дистанции в разных коммуникативных ситуациях; умение корректно устанавливать и ограничивать контакт в зависимости от социальной ситуации; способность распознавать и противостоять социально неблагоприятному воздействию. Метапредметные результаты Овладение универсальными учебными познавательными действиями: Выявлять и характеризовать с опорой на источник информации существенные признаки социальных явлений; использовать понятия, обобщать, устанавливать аналогии, логически рассуждать, и делать общие выводы; устанавливать после предварительного анализа причинно-следственные связи при изучении общественных явлений и процессов; применять с опорой на алгоритм учебных действий схемы для решения учебных и познавательных задач; использовать смысловое чтение; использовать вопросы как инструмент познания; аргументировать с опорой на источник информации свою позицию, мнение; с помощью педагога формулировать обобщения и делать выводы; с помощью педагога прогнозировать возможное развитие общественных процессов, событий и их последствия. пользоваться словарями и другими поисковыми системами; запоминать и систематизировать информацию. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; воспринимать и выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; распознавать невербальные средства общения, прогнозировать конфликтные ситуации, смягчая конфликты; с помощью педагога составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов для выступления перед аудиторией; принимать участие в совместной деятельности с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; отстаивать свое мнение. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: определять с помощью педагога цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и познавательной деятельности; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления выбора в учебной и познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; осознавать невозможность контролировать все вокруг. Предметные результаты Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, Федеральной программы воспитания, а также с учётом особенностей познавательного и личностного развития, обучающихся с ЗПР. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Предметные результаты освоения рабочей программы по предмету «Обществознание» (6–9 классы): освоение и применение с опорой на алгоритм учебных действий системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового законодательства); процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества; основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); системе образования в Российской Федерации; основах государственной бюджетной и денежно- кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; умение характеризовать по алгоритму, с использованием ключевых слов традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); государство как социальный институт; умение с использованием различных источников приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определенного типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, в том числе связанных с правонарушениями и наступлением юридической ответственности; связи политических потрясений и социальноэкономического кризиса в государстве; умение по образцу классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции; умение после предварительного анализа сравнивать деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; умение после предварительного анализа и/или по образцу, по алгоритму устанавливать взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; умение использовать полученные знания для объяснения сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; роли информации и информационных технологий в современном мире; социальной и личной значимости здорового образа жизни, роли непрерывного образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; необходимости правомерного налогового поведения, противодействия коррупции; проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей; умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам социальной действительности; умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе процессы формирования, накопления и инвестирования сбережений; овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач, в том числе извлечений из Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов; умение составлять на их основе план, преобразовывать под руководством учителя текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст; овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (далее – СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в сети Интернет; умение по образцу, по алгоритму анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и оценивать социальную информацию, включая экономико- статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами и предпринимательской деятельностью, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик); осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности, в повседневной жизни для решения бытовых задач, реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; для опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом; приобретение опыта самостоятельного и под руководством учителя заполнения формы (в том числе электронной) и составления простейших документов (заявления, обращения, декларации, доверенности, личного финансового плана, резюме); приобретение опыта осуществления совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России. Предметные результаты по разделам: 9 КЛАСС Человек в политическом измерении осваивать с помощью педагога и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней политике, о демократии и демократических ценностях, о конституционном статусе гражданина Российской Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о политических партиях; характеризовать, опираясь на план или алгоритм, государство как социальный институт; принципы и признаки демократии, демократические ценности; роль государства в обществе на основе его функций; правовое государство; приводить с опорой на источник информации примеры государств с различными формами правления, государственно-территориального устройства и политическим режимом; реализации функций государства на примере внутренней и внешней политики России; политических партий и иных общественных объединений граждан; законного участия граждан в политике; связи политических потрясений и социально-экономического кризиса в государстве; классифицировать с опорой на план после предварительного анализа современные государства по разным признакам; элементы формы государства; типы политических партий; типы общественно- политических организаций; сравнивать после предварительного анализа политическую власть с другими видами власти в обществе; демократические и недемократические политические режимы, унитарное и федеративное территориальногосударственное устройство, монархию и республику, политическую партию и общественно-политическое движение, выборы и референдум; объяснять с опорой на источник информации взаимосвязи в отношениях между человеком, обществом и государством; между правами человека и гражданина и обязанностями граждан, связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; использовать полученные знания для объяснения сущности политики, политической власти, значения политической деятельности в обществе; для объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского общества; для осмысления личного социального опыта при исполнении социальной роли гражданина; о роли информации и информационных технологий в современном мире для объяснения роли СМИ в современном обществе и государстве; объяснять с опорой на источник информации неприемлемость всех форм антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных ценностей и правовых норм; решать с опорой на алгоритм учебных действий в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия между субъектами политики; выполнение социальных ролей избирателя, члена политической партии, участника общественно-политического движения; овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных текстов обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов политики, преобразовывать с помощью педагога текстовую информацию в таблицу или схему о функциях государства, политических партий, формах участия граждан в политике; искать и извлекать с помощью педагога информацию о сущности политики, государстве и его роли в обществе: выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете; конкретизировать после предварительного анализа социальную информацию о формах участия граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и референдуме; оценивать под руководством педагога политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения учёта в ней интересов развития общества, её соответствия гуманистическим и демократическим ценностям: выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы; использовать полученные знания в практической учебной деятельности, в повседневной жизни для реализации прав гражданина в политической сфере; а также в публичном представлении результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом; осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах, принимать участие в исследовательских проектах. Гражданин и государство осваивать с помощью педагога и применять знания об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, государственно-территориальном устройстве Российской Федерации, деятельности высших органов власти и управления в Российской Федерации; об основных направлениях внутренней политики Российской Федерации; характеризовать с опорой на план Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, как социальное государство, как светское государство; статус и полномочия Президента Российской Федерации, особенности формирования и функции Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства Российской Федерации; приводить примеры и моделировать с помощью педагога ситуации в политической сфере жизни общества, связанные с осуществлением правомочий высших органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации; деятельности политических партий; политики в сфере культуры и образования, бюджетной и денежно- кредитной политики, политики в сфере противодействии коррупции, обеспечения безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; классифицировать с помощью педагога по разным признакам полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации; сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия центральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации; объяснять с опорой на источник информации взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики в Российской Федерации, федерального центра и субъектов Российской Федерации, между правами человека и гражданина и обязанностями граждан; использовать полученные знания для характеристики роли Российской Федерации в современном мире; для объяснения сущности проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для объяснения необходимости противодействия коррупции; определять с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к внутренней и внешней политике Российской Федерации, к проводимой по отношению к нашей стране политике «сдерживания»; решать с опорой на алгоритм учебных действий познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и события в политической жизни Российской Федерации, в международных отношениях; систематизировать и конкретизировать после предварительного анализа информацию о политической жизни в стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о деятельности высших органов государственной власти, об основных направлениях внутренней и внешней политики, об усилиях нашего государства в борьбе с экстремизмом и международным терроризмом; овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию об основах конституционного строя Российской Федерации, гражданстве Российской Федерации, конституционном статусе человека и гражданина, о полномочиях высших органов государственной власти, местном самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов и из предложенных учителем источников и учебных материалов, составлять с помощью педагога на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему; искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и внешней политики Российской Федерации, высших органов государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете; анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать с опорой на план информацию о важнейших изменениях в российском законодательстве, о ключевых решениях высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, соотносить её с собственными знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; оценивать после предварительного анализа собственные поступки и поведение других людей в гражданско-правовой сфере с позиций национальных ценностей нашего общества, уважения норм российского права, выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы; использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в практической учебной деятельности, в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность) в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом; заполнять с помощью педагога форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ при использовании портала государственных услуг; осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур. Человек в системе социальных отношений осваивать с помощью педагога и применять знания о социальной структуре общества, социальных общностях и группах; социальных статусах, ролях, социализации личности; важности семьи как базового социального института; об этносе и нациях, этническом многообразии современного человечества, диалоге культур, отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни; характеризовать после предварительного анализа функции семьи в обществе; основы социальной политики Российского государства; приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной политики Российского государства; классифицировать по плану социальные общности и группы; сравнивать с опорой на план виды социальной мобильности; объяснять после предварительного анализа причины существования разных социальных групп; социальных различий и конфликтов; использовать полученные знания для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных ролей; аргументированного объяснения социальной и личной значимости здорового образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; определять с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к разным этносам; решать с опорой на алгоритм учебных действий познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные взаимодействия; направленные на распознавание отклоняющегося поведения и его видов; осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных текстов план (в том числе отражающий изученный материал о социализации личности); извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о межнациональных отношениях, об историческом единстве народов России; преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу, диаграмму, схему) и из предложенных моделей в текст по образцу; анализировать, обобщать, систематизировать после предварительного анализа текстовую и статистическую социальную информацию из адаптированных источников, учебных материалов и публикаций СМИ об отклоняющемся поведении, его причинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи своих социальных ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать современную социальную информацию; оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение к людям других национальностей; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения; использовать полученные знания в практической деятельности для выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа жизни; осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и религиозной принадлежности на основе веротерпимости и взаимопонимания между людьми разных культур. Человек в современном изменяющемся мире осваивать с помощью педагога и применять знания об информационном обществе, глобализации, глобальных проблемах; характеризовать с опорой на план сущность информационного общества; здоровый образ жизни; глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс; приводить с опорой на источник информации примеры глобальных проблем и возможных путей их решения; участия молодёжи в общественной жизни; влияния образования на возможности профессионального выбора и карьерного роста; сравнивать с опорой на источник информации требования к современным профессиям; объяснять с помощью учителя причины и последствия глобализации; использовать полученные знания о современном обществе для решения познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни человека; определять с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к современным формам коммуникации; к здоровому образу жизни; решать с опорой на алгоритм учебных действий в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, связанные с волонтёрским движением; отражающие особенности коммуникации в виртуальном пространстве; осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и др.) по проблемам современного общества, глобализации; непрерывного образования; выбора профессии; осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) из различных источников о глобализации и её последствиях; о роли непрерывного образования в современном обществе.