АРП_обществознание 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Управление образования МО г. Армавир
МАОУ - СОШ № 4

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ-СОШ № 4
В. А. Колосова
01.10/793 от «01» сентября 2023г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 6 классов

Армавир 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по обществознанию для обучающихся с
задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего
образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер
64101) (далее – ФГОС ООО), (далее – Федеральной рабочей программы
основного общего образования по предмету
«Обществознание», в соответствии с Концепцией преподавания
учебного предмета «Обществознание» (2018 г.) и Федеральной программой
воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к
результатам освоения Адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»
Федеральная рабочая программа по обществознанию составлена на
основе содержания общего образования и требований к результатам основного
общего образования с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР, получающих образование на основе АООП ООО.
Учебный предмет «Обществознание» входит в предметную область
«Общественно-научные предметы». Обществознание является одним из
основных гуманитарных предметов в системе общего образования,
обеспечивающих формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой
сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской
идентичности, социальной ответственности, правового самосознания,
поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при
решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного
общего образования являются научные знания об обществе и его основных
сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание»
многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук:
экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения,
акцентируя внимание на современных реалиях жизни, что способствует
формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в
нем. В этой связи учебный предмет играет большую роль в формировании
сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР, обеспечивая возможность
применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в
области социальных отношений, для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и правовыми нормами,
для содействия правовыми способами и средствами поддержанию правопорядка
в обществе и противодействия противоправному поведению, что способствует
адаптации обучающихся с ЗПР подросткового возраста к условиям динамично
развивающегося современного общества в целом.

Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего
образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит
обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Основы
духовно-нравственной культуры народов России», «География», «Биология» и
другие, что создает возможность одновременного прохождения тем по
указанным учебным предметам. Курс построен по линейно-концентрическому
принципу.
Программа отражает содержание обучения предмету «Обществознание»
с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Овладение учебным предметом «Обществознание», осмысление и усвоение
информации морально-нравственного и гражданско-правового характера
представляет определенную сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано с
особенностями их эмоционально-волевой сферы, мыслительной деятельности,
недостаточностью общего запаса знаний, пониженному познавательному
интересу к предметному и социальному миру, низким уровнем речевого
развития.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета
«Обществознание» необходима адаптация объема и характера учебного
материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет
особенностей их развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и
межпредметных связей, использование примеров, понятных и близких
подростку с ЗПР; постепенное усложнение изучаемого материала и закрепление
изученного на разнообразном учебном и не учебном материале; изучение
некоторых тем в ознакомительном плане. Большое внимание должно быть
уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности
при сохранении общего базового уровня.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Обществознание»:
Общие цели изучения учебного предмета «Обществознание»
представлены в соответствующей Федеральной рабочей программе основного
общего образования.
Основной целью изучения данного предмета обучающимися с ЗПР
является достижение ими планируемых личностных, метапредметных и
предметных результатов, а также формирование предпосылок для успешной
социализации личности.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы
обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности,
социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей
среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро
изменяющемся глобальном мире;
приобретение теоретических знаний и опыта их применения для
адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в

нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при
решении задач в области социальных отношений.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают
дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Обществознание»,
направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности,
стимулирование познавательной активности, повышение коммуникативной
компетентности в разных социальных условиях.
Особенности
отбора
и
адаптации
учебного
материала
по обществознанию
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают
дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Обществознание»,
направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности,
стимулирование познавательной активности и самостоятельности суждений,
создание условий для осмысленного выполнения учебной работы,
формирование умения работать с текстом учебника и самостоятельно пополнять
свои знания, в том числе из источников внеурочной информации.
Обучающиеся с ЗПР испытывают серьезные трудности при изучении
данного учебного предмета, это прежде всего связано с особенностями их
познавательной деятельности. Для обучающихся характерны недостаточный
уровень развития логического мышления, затруднения в установлении
причинно-следственных связей, сниженная память, отставания в развитии речи,
слабость саморегуляции. В связи с этим обучающиеся замедленно овладевают
необходимыми обобщенными представлениями и понятиями, испытывают
трудности при анализе текста учебника.
На уроках обществознания обучающиеся с ЗПР нуждаются в специально
организованной помощи, направленной на то, чтобы облегчить им усвоение
учебного материала. Для преодоления этих трудностей основное внимание
должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом
доступности при сохранении общего базового уровня. Он должен по
содержанию и объему быть адаптированным для обучающихся с ЗПР в
соответствии с их особыми образовательными потребностями. Следует
облегчить овладение материалом обучающимися с ЗПР посредством его
детального объяснения с систематическим повтором, использования
приемов актуализации (визуальная опора, памятка, алгоритм, схема, карта).
Федеральная программа предусматривает внесение некоторых
изменений: уменьшение объема теоретических сведений, исключение излишней
детализации, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для
обзорного, ознакомительного изучения. Темы для ознакомительного изучения в
программе выделены курсивом. Объём основного содержания по предмету
сокращается несущественно за счёт устранения избыточных по отношению к
основному содержанию требований.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное
освоение содержании образования по предмету «Обществознание».
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их
особыми образовательными потребностями. Необходимо усилить виды

деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР: опора на алгоритм;
«пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной
визуальной опоры (планы, образцы, схемы, опорные таблицы). Для развития
умения делать выводы обучающимися с ЗПР необходимо использовать опорные
слова и клише. Необходимо обучать подростков составлению тезисов и
конспектов. При закреплении изученных тем полезно использовать такие виды
деятельности как моделирование ситуаций социального взаимодействия, разбор
фрагментов фильмов, обсуждение новостной информации в СМИ, подготовка
сообщения на заданную тему с поиском необходимой информации,
коллективные проектные работы.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует
ООП ООО. В учебнике по обществознанию имеется словарь терминов, которые
изучаются в данном курсе. При работе над лексикой, в том числе научной
терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или
расширение значений уже известных лексических единиц) необходимо
включение слова в контекст. Каждое новое слово закрепляется в речевой
практике обучающихся. Обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы
с определением, опорные схемы для актуализации терминологии.
Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом
основного
общего
образования
учебный
предмет
«Обществознание» входит в общественно-научную предметную область и
является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета
«Обществознание», представленное в Федеральной рабочей программе,
соответствует ФГОС ООО, Федеральной основной общеобразовательной
программе основного общего
образования,
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программе основного общего образования обучающихся
с задержкой психического развития.
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9
класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 136
академических часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения
составляет 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия
человека и животного. Потребности человека (биологические, социальные,
духовные). Способности человека1.
1 Здесь и далее курсивом обозначены темы, изучение которых проводится в ознакомительном плане.
Педагог самостоятельно определяет объем изучаемого материала.

Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни
человека и формирование личности. Отношения между поколениями.
Особенности подросткового возраста.
Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые
потребности и социальная позиция.
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение).
Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности.
Право человека на образование. Школьное образование. Права и
обязанности учащегося.
Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков.
Общение в современных условиях.
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в
группе. Межличностные отношения (деловые, личные).
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные
традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка.
Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных
отношениях.
Общество, в котором мы живём
Что такое общество. Связь общества и природы.
Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие.
Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического
развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности
экономики нашей страны.
Политическая жизнь общества. Россия — многонациональное
государство. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб,
Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Наша
страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств.
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности
российского народа.
Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях
современного общества.
Глобальные проблемы современности. Возможности их решения
усилиями международного сообщества и международных организаций.
Организация вправе сама вносить изменения в содержание и
распределение учебного материала по годам обучения, в последовательность
изучения тем и количество часов на освоение каждой темы. Обоснованность
данных изменений определяется психофизическими особенностями
конкретных обучающихся с ЗПР, рекомендациями по отбору и адаптации
учебного материала по обществознанию, представленными в программе.
Примерные контрольно-измерительные материалы
Для организации проверки, учета и контроля знаний обучающихся с
ЗПР по предмету «Обществознание» предусмотрен контроль в виде:

контрольных и самостоятельных работ, зачетов, практических работ,
письменного ответа по индивидуальным карточкам-заданиям, тестирование.
Для обучающихся с ЗПР возможно изменение формулировки заданий
на «пошаговую», адаптация предлагаемого обучающемуся тестового
(контрольно-оценочного) материала: использование устных и письменных
инструкций, упрощение длинных сложных формулировок инструкций,
решение с опорой на алгоритм, образец, использование справочной
информации.
Контрольные работы:
6 класс:
Контрольная работа № 1. Тема «Человек и его социальное окружение».
Контрольная работа № 2. Тема «Общество, в котором мы живём».
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
Личностные результаты воплощают традиционные российские
социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе
нормы поведения, отражают готовность обучающихся с ЗПР руководствоваться
ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных
решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач
социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения
по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе:
личностные
основы
российской
гражданской
идентичности:
патриотизма,
уважения
к
Отечеству,
прошлому
и
настоящему
многонационального народа России;
способность к осознанию своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений,
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь
людям, нуждающимся в ней);
формирование мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
продуктивная коммуникация со сверстниками и взрослыми в ходе
образовательной деятельности;
чувство ответственности и долга перед своей семьей, малой и большой

Родиной;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения;
готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных
и экономических особенностей;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к меняющимся социальным и
информационным условиям;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
способность принимать решение в жизненной ситуации на основе
переноса полученных в ходе обучения предмету знаний в актуальную ситуацию,
восполнять дефицит информации;
умение находить, отбирать и использовать нужную информацию в
соответствии с контекстом жизненной ситуации;
воспитание стремления ориентироваться в актуальных социальных
реалиях (ложная реклама, недостоверная информация, опасные интернет-сайты;
качество товаров и продуктов питания и т.п.);
способность критически оценивать полученную информацию;
умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так,
чтобы быть понятым другим человеком;
развитие активной личностной позиции во взаимодействии с миром;
способность принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт
других людей, исключая асоциальные проявления;
формирование адекватности поведения, обучающегося с точки зрения
опасности или безопасности для себя или для окружающих;
овладение основами финансовой и правовой грамотности;
соблюдение
адекватной
социальной
дистанции
в
разных
коммуникативных ситуациях;
умение корректно устанавливать и ограничивать контакт в зависимости
от социальной ситуации;
способность распознавать и противостоять социально неблагоприятному
воздействию.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
Выявлять и характеризовать с опорой на источник информации
существенные признаки социальных явлений;

использовать понятия, обобщать, устанавливать аналогии, логически
рассуждать, и делать общие выводы;
устанавливать после предварительного анализа причинно-следственные
связи при изучении общественных явлений и процессов;
применять с опорой на алгоритм учебных действий схемы для решения
учебных и познавательных задач;
использовать смысловое чтение;
использовать вопросы как инструмент познания;
аргументировать с опорой на источник информации свою позицию,
мнение;
с помощью педагога формулировать обобщения и делать выводы;
с помощью педагога прогнозировать возможное развитие общественных
процессов, событий и их последствия.
пользоваться словарями и другими поисковыми системами; запоминать
и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
воспринимать и выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения;
распознавать невербальные средства общения, прогнозировать
конфликтные ситуации, смягчая конфликты;
с помощью педагога составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов для выступления перед
аудиторией;
принимать участие в совместной деятельности с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
отстаивать свое мнение.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
определять с помощью педагога цели своего обучения, ставить новые
задачи в учебе и познавательной деятельности;
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления выбора в учебной и познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое
право на ошибку и такое же право другого; осознавать невозможность
контролировать все вокруг.
Предметные результаты
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета
распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных

модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в ФГОС ООО,
Федеральной программы воспитания, а также с учётом особенностей
познавательного и личностного развития, обучающихся с ЗПР. Содержательные
модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания
всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права.
Предметные результаты освоения рабочей программы по предмету
«Обществознание» (6–9 классы):
освоение и применение с опорой на алгоритм учебных действий системы
знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с
другими людьми, важности семьи как базового социального института;
характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм,
регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы,
регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи
общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и
семейного права, основы налогового законодательства); процессах и явлениях в
экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества;
основах конституционного строя и организации государственной власти в
Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в
том числе несовершеннолетнего); системе образования в Российской
Федерации; основах государственной бюджетной и денежно- кредитной,
социальной политики, политики в сфере культуры и образования,
противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении
безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и
экстремизма;
умение характеризовать по алгоритму, с использованием ключевых слов
традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита
человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд,
служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие,
справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов
России, преемственность истории нашей Родины); государство как социальный
институт;
умение с использованием различных источников приводить примеры (в
том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов,
явлений, процессов определенного типа в различных сферах общественной
жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного
типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами
социальных норм, в том числе связанных с правонарушениями и наступлением
юридической ответственности; связи политических потрясений и социальноэкономического кризиса в государстве;
умение по образцу классифицировать по разным признакам (в том числе
устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты,
явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их
существенные признаки, элементы и основные функции;
умение после предварительного анализа сравнивать деятельность людей,

социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной
жизни, их элементы и основные функции;
умение после предварительного анализа и/или по образцу, по алгоритму
устанавливать взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в
различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций,
включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер
общественной жизни, гражданина и государства; связи политических
потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
умение использовать полученные знания для объяснения сущности,
взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; роли
информации и информационных технологий в современном мире; социальной и
личной значимости здорового образа жизни, роли непрерывного образования,
опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; необходимости
правомерного налогового поведения, противодействия коррупции; проведения
в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для
осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для
несовершеннолетнего социальных ролей;
умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения
социальных ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам
социальной действительности;
умение решать в рамках изученного материала познавательные и
практические
задачи,
отражающие
выполнение
типичных
для
несовершеннолетнего
социальных
ролей,
типичные
социальные
взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе процессы
формирования, накопления и инвестирования сбережений;
овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,
позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов
разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач, в
том числе извлечений из Конституции Российской Федерации и других
нормативных правовых актов; умение составлять на их основе план,
преобразовывать под руководством учителя текстовую информацию в модели
(таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
овладение приемами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
средств массовой информации (далее – СМИ) с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в сети Интернет;
умение по образцу, по алгоритму анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать и оценивать социальную информацию,
включая экономико- статистическую, из адаптированных источников (в том
числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными
знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным
социальным
опытом;
используя
обществоведческие
знания,
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с

точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных
норм, экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными
финансами и
предпринимательской деятельностью, для оценки
рисков
осуществления
финансовых мошенничеств, применения
недобросовестных практик); осознание неприемлемости всех форм
антиобщественного поведения; приобретение опыта использования полученных
знаний, включая основы
финансовой грамотности, в практической деятельности, в повседневной
жизни для решения бытовых задач, реализации и защиты прав человека и
гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и
осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления
домашнего хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора
профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; для
опыта публичного представления результатов своей деятельности в
соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и
регламентом;
приобретение опыта самостоятельного и под руководством учителя
заполнения формы (в том числе электронной) и составления простейших
документов (заявления, обращения, декларации, доверенности, личного
финансового плана, резюме);
приобретение опыта осуществления совместной деятельности, включая
взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе национальных ценностей современного российского
общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание
ценности культуры и традиций народов России.
Предметные результаты по разделам:
6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение
осваивать под руководством педагога и применять знания о социальных
свойствах человека, формировании личности, деятельности человека и её видах,
образовании, правах и обязанностях учащихся, общении и его правилах,
особенностях взаимодействия человека с другими людьми;
характеризовать традиционные российские духовно-нравственные
ценности на примерах семьи, семейных традиций; характеризовать после
предварительного анализа основные потребности человека, показывать их
индивидуальный характер; особенности личностного становления и социальной
позиции людей с ограниченными возможностями здоровья; деятельность
человека; образование и его значение для человека и общества;
приводить на основе визуального материала примеры деятельности
людей, её различных мотивов и особенностей в современных условиях;
положения человека в группе; конфликтных ситуаций в малой группе и
конструктивных
разрешений
конфликтов;
проявлений
лидерства,
соперничества и сотрудничества людей в группах;
классифицировать после предварительного анализа по разным
признакам виды деятельности человека, потребности людей;

сравнивать по опорной схеме понятия «индивид»,
«индивидуальность», «личность»; свойства человека и животных; виды
деятельности (игра, труд, учение);
устанавливать и объяснять с помощью педагога взаимосвязи людей в
малых группах; целей, способов и результатов деятельности, целей и средств
общения;
использовать с опорой на источник информации полученные знания для
объяснения сущности общения как социального явления, познания человеком
мира и самого себя как вида деятельности, роли непрерывного образования,
значения личного социального опыта при осуществлении образовательной
деятельности и общения в школе, семье, группе сверстников;
определять с опорой на обществоведческие знания и личный социальный
опыт своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, к
различным способам выражения личной индивидуальности, к различным
формам неформального общения подростков;
решать с опорой на алгоритм учебных действий познавательные и
практические задачи, касающиеся прав и обязанностей учащегося; отражающие
особенности отношений в семье, со сверстниками, старшими и младшими;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в
том числе извлечений из Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
составлять по предложенному образцу на их основе план, преобразовывать с
помощью педагога текстовую информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать под руководством педагога информацию о связи
поколений в нашем обществе, об особенностях подросткового возраста, о
правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных источников (в том
числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию о человеке и его социальном окружении из адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе
общения, в ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными
возможностями здоровья; оценивать своё отношение к учёбе как важному виду
деятельности;
приобретать опыт использования полученных знаний в практической
деятельности, в повседневной жизни для выстраивания отношений с
представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по
возрасту, активного участия в жизни школы и класса;
приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на
основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных
культур.
Общество, в котором мы живём
осваивать под руководством педагога и применять знания об обществе и
природе, положении человека в обществе; процессах и явлениях в
экономической жизни общества; явлениях в политической жизни общества, о

народах России, о государственной власти в Российской Федерации; культуре и
духовной жизни; типах общества, глобальных проблемах;
характеризовать с опорой на план устройство общества, российское
государство, высшие органы государственной власти в Российской Федерации,
традиционные российские духовно-нравственные ценности, особенности
информационного общества;
приводить с опорой на источник информации примеры разного
положения людей в обществе, видов экономической деятельности, глобальных
проблем;
классифицировать с помощью педагога социальные общности и группы;
сравнивать после предварительного анализа социальные общности и
группы, положение в обществе различных людей; различные формы
хозяйствования;
устанавливать под руководством педагога взаимодействия общества и
природы, человека и общества, деятельности основных участников экономики;
использовать полученные знания для объяснения влияния природы на
общество и общества на природу сущности и взаимосвязей явлений, процессов
социальной действительности;
определять с опорой на обществоведческие знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия
человека и природы, сохранению духовных ценностей российского народа;
решать, опираясь на алгоритм учебных действий, познавательные и
практические задачи (в том числе задачи, отражающие возможности
юного гражданина внести свой вклад в решение экологической
проблемы);
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,
касающихся отношений человека и природы, устройства общественной жизни,
основных сфер жизни общества;
извлекать с помощью педагога информацию из разных источников о
человеке и обществе, включая информацию о народах России;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ; используя
обществоведческие знания, формулировать выводы;
оценивать после предварительного анализа собственные поступки и
поведение других людей с точки зрения их соответствия духовным традициям
общества;
использовать полученные знания, включая основы финансовой
грамотности, в практической деятельности, направленной на охрану природы;
защиту прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг), на
соблюдение традиций общества, в котором мы живём;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на
основе взаимопонимания между людьми разных культур; осознавать ценность
культуры и традиций народов России.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».