АРП_география 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Управление образования МО г. Армавир
МАОУ - СОШ № 4

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ-СОШ № 4
В. А. Колосова
01.10/793 от «01» сентября 2023г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География»
для обучающихся 9 классов

Армавир 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по географии для обучающихся с задержкой
психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования
подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №
287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г.,
рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), Федеральной рабочей программы основного
общего образования «География», Федеральной программы воспитания, с учетом
распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения
Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития.
Согласно своему назначению федеральная рабочая программа является
ориентиром для составления рабочих авторских программ: она даёт представление о
целях обучения, воспитания и развития обучающихся ЗПР средствами учебного
предмета «География»; устанавливает обязательное предметное содержание,
предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам
и темам курса; даёт рекомендуемое распределение учебных часов по тематическим
разделам курса и рекомендуемую последовательность их изучения с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
и психологических особенностей обучающихся с ЗПР; определяет возможности
предмета для реализации требований к результатам освоения адаптированной
основной общеобразовательной программы основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития, требований к результатам
обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета «География»
Учебный предмет «География» входит в предметную область «Общественнонаучные предметы». Изучение предмета «География» обеспечивает формирование
картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни
для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социальноэкономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям
окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности; формирует у
обучающихся научное мировоззрение, освоение общенаучных методов (наблюдение,
измерение, моделирование). Освоение практического применения научных знаний
основано на межпреметных связях с предметами «Физика», «Химия», «Биология»,
«Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История»,
«Русский язык», «Литература» и др.
Предмет «География» направлен на формирование интереса к природному и
социальному миру. Значимость предмета «География» для формирования жизненной
компетенции обучающихся с ЗПР заключается в углублении представлений о
целостной научной картине природного и социокультурного мира, в углублении
представлений об отношениях человека с природой, обществом, другими людьми,
государством, понимании взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием
природы, в накоплении разнообразных впечатлений, формировании потребности
получать эти впечатления (на прогулках, в путешествиях) и делиться ими. Изучение
данного предмета обучающимися с ЗПР способствует осознанию своего места в
обществе,
создавая
основу
становления
мировоззрения,
жизненного
самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.

Предмет «География» дает благодатный материал для патриотического,
интернационального и экологического воспитания обучающихся с ЗПР.
Программа отражает содержание обучения предмету «География» с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным
предметом «География» представляет определенную трудность для обучающихся с
ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной деятельности, внимания, памяти,
речи, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным
интересом, трудностями самостоятельной организации своей учебной деятельности,
сложностями при работе с текстом (определении в тексте значимой и второстепенной
информации). Содержание программы позволяет совершенствовать познавательную
деятельность обучающихся с ЗПР за счет овладения мыслительными операциями
сравнения, обобщения, развития способности аргументировать свое мнение,
формирования возможностей совместной деятельности.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета
«География» необходима адаптация объема и характера учебного материала к
познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их развития:
использование алгоритмов, внутрипредметных и межпредметных связей,
постепенное усложнение изучаемого материала; некоторый материал возможно
давать в ознакомительном плане. При изучении географии обучающимися с ЗПР
необходимо осуществлять взаимодействие на полисенсорной основе.
Цели и задачи изучения учебного предмета «География»
Цель и задачи преподавания географии обучающимся с ЗПР максимально
приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и учитывают специфические
особенности обучающихся.
Общие цели изучения учебного предмета «География» представлены в
Федеральной рабочей программе основного общего образования.
Цель обучения географии обучающихся с ЗПР заключается в формировании
географической картины мира; овладении знаниями о характере, сущности и
динамике главных природных, экологических, социально-экономических,
социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом
пространстве России и мира; понимании главных особенностей взаимодействия
природы и общества на современном этапе его развития, значении охраны
окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии
устойчивого развития в масштабах России и мира.
Изучение географии на уровне основного общего образования решает
следующие задачи:
формирование у обучающихся с ЗПР представлений о географии, ее роли в
освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной
картины мира и их необходимости для решения современных практических задач
человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и
рационального пользования;
формирование первичных компетенций использования территориального
подхода как основы географического мышления для осознания своего места в
целостном, многообразном, быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в
нем;
3

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во
времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы,
жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на
разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов
и инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и
процессов, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды, соблюдения мер безопасности в случае
природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают
дополнительные коррекционные задачи учебного предмета
«География», направленные на развитие мыслительной (в том числе знаковосимволической) и речевой деятельности; повышение познавательной активности;
формирование умения самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,
использовать схемы, шаблоны, алгоритмы учебных действий; создание условий для
осмысленного выполнения учебной работы.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по географии
Обучение учебному предмету «География» необходимо строить на создании
оптимальных условий для усвоения программного материала обучающимися с ЗПР.
Важнейшим является соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода
к обучающимся, зависящего от уровня сформированности их учебно-познавательной
деятельности,
произвольной
регуляции,
умственной
работоспособности,
эмоционально-личностных особенностей и направленности интересов:
ориентация педагогического процесса на развитие всех сторон личности
обучающегося с ЗПР, наиболее важных психических функций, их качеств и свойств;
преодоление речевого недоразвития на материале курса географии
(накопление словарного запаса, овладение разными формами и видами речевой
деятельности);
использование и коррекция самостоятельно приобретенных обучающимися
представлений об окружающей природной действительности, дальнейшее их
развитие и обогащение;
учет индивидуальных особенностей и интересов;
создание комфортного психоэмоционального режима; использование
современных педагогических технологий, в том числе информационных, для
оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, повышения
познавательной активности обучающихся с ЗПР;
использование специальных методов, приемов, средств, обходных путей
обучения;
4

создание здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный
режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических,
умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм);
усиление краеведческой составляющей в содержании изучаемого материала.
Краеведческая основа материала усиливает воспитательное воздействие
содержания предмета, «приближает» его к обучающемуся. Изучение своего края
обеспечивает режим «включенности» обучающегося в сюжет урока, и потому
краеведческая составляющая в содержании географии обладает высокими
мотивирующими качествами. Формы проведения уроков географии по освоению
краеведческого содержания, отличные от традиционных (очная и виртуальная
экскурсия, полевая практика, практикум, исследовательская лаборатория и др.),
позволяют комплексно воздействовать на обучающегося: активизировать способы
восприятия новой информации, воображение, чувственный опыт, облегчить
осуществление обратной связи между педагогом и обучающимся, а в конечном итоге
– создать условия для роста качества образовательного процесса.
Учет региональных (краеведческих) особенностей обеспечивает достижение
системного эффекта в общекультурном, личностном и познавательном развитии
обучающихся за счет использования педагогического потенциала региональных
(краеведческих) особенностей содержания образования.
Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в
соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового уровня. По
содержанию и объему материал должен быть адаптированным для обучающихся с
ЗПР. Учитывая особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР программа
построена по линейно-концентрическому принципу, предусматривает повторяемость
тем. Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 5 к 9 классу, что способствует
более прочному усвоению элементарных географических знаний обучающимися с
ЗПР. Также в программе предусмотрено включение отдельных тем или целых
разделов для обзорного или ознакомительного изучения. Данные темы выделены в
содержании программы курсивом. Определение количества часов на изучение
отдельных тем зависит от контингента обучающихся класса.
Особую сложность составляет формирование опыта пространственного
анализа и синтеза, поэтому акцент в коррекционно- образовательной работе следует
сделать на развитие у обучающихся с ЗПР словесно-логического мышления, без чего
невозможно полноценно рассуждать, делать выводы. В данной связи должна быть
четко организована деятельность обучающихся на уроке.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие
осмысленное освоение содержании образования по предмету
«География»
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «География»
необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным
возможностям обучающихся с ЗПР. Следует усилить виды деятельности,
специфичные для данной категории обучающихся, обеспечивающие осмысленное
усвоение содержания образования по предмету «География»: усиление предметно5

практической деятельности; чередование видов деятельности, задействующих
различные сенсорные системы; освоение материала с опорой на алгоритм;
«пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной
опоры (планы, образцы, схемы, шаблоны, опорные таблицы). Для развития умения
делать выводы необходимо использовать опорные слова и клише. Особое внимание
следует уделить обучению структурированию материала: составлению рисуночных и
вербальных схем, таблиц с обозначенными основаниями для классификации и
наполнению их примерами и др.
На уроках географии широко используются метод практических работ, работа
с атласом и контурными картами, которые способствует развитию и коррекции
мышления, памяти, внимания, речи, моторики, пространственной ориентировки и
активизации познавательной деятельности. Практические работы позволяют
формировать у обучающихся с ЗПР более прочные знания по предмету и
способствуют овладению практическими умениями и навыками, которые
необходимы им для самостоятельной жизни.
Основные виды деятельности обучающихся с ЗПР при обучении географии:
работа с текстом учебника, учебного пособия, научной/научно- популярной
информацией (составить план, схему, заполнить таблицу, найти ответ на вопрос);
воспроизведение учебного материала по памяти (с использованием опорных
слов, понятий, инструкций, плана);
работа с определениями, свойствами и другими географическими понятиями;
работа с рисунками, таблицами, картами, контурными картами, схемами,
таблицами, цифровым материалом по конкретному заданию;
составление плана помещения, местности по описанию или заданным
параметрам;
работа со справочными материалами, различными источниками информации,
словарем терминов;
конспектирование статей из дополнительного материала;
анализ фактов и проблемных ситуаций, ошибок;
составление плана и последовательности действий.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП
ООО. При работе над лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие
значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных
лексических единиц) необходимо включение слова в контекст. Каждое новое слово
закрепляется в речевой практике обучающихся с ЗПР. Обязательна визуальная
поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации
терминологии.
Место учебного предмета «География» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «География» входит в
предметную область «Общественно-научные предметы» и является обязательным
для изучения. Освоение содержания курса
«География» в основной школе происходит с опорой на географические
знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
6

Содержание учебного предмета «География», представленное в Федеральной
рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Федеральной основной
общеобразовательной программе основного общего образования, Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития.
Учебным планом на изучение географии отводится 272 часа: по одному часу в
неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах.
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может
быть использовано участниками образовательного процесса в целях формирования
вариативной составляющей содержания конкретной рабочей программы. При этом
обязательная (инвариантная) часть содержания предмета, установленная
федеральной рабочей программой должна быть сохранена полностью.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
9 КЛАСС
РАЗДЕЛ 4. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ
Тема 1. Общая характеристика хозяйства России
Состав хозяйства: важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.
Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства
страны, факторы их формирования и развития. Группировка отраслей по их связи с
природными ресурсами. Факторы производства. Экономико-географическое
положение (ЭГП) России как фактор развития её хозяйства. ВВП и ВРП как
показатели уровня развития страны и регионов. Экономические карты. Общие
особенности географии хозяйства России: территории опережающего развития,
основная зона хозяйственного освоения, Арктическая зона и зона Севера. «Стратегия
пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года»: цели,
задачи, приоритеты и направления пространственного развития страны. Субъекты
Российской Федерации, выделяемые в «Стратегии пространственного развития
Российской Федерации» как
«геостратегические территории».
Производственный капитал. Распределение производственного капитала по
территории страны. Условия и факторы размещения хозяйства.
Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая и угольная
промышленность: география основных современных и перспективных районов
добычи и переработки топливных ресурсов, систем трубопроводов.
Место России в мировой добыче основных видов топливных ресурсов.
Электроэнергетика. Место России в мировом производстве электроэнергии.
Основные типы электростанций (атомные, тепловые, гидроэлектростанции,
электростанции, использующие возобновляемые источники энергии (ВИЭ), их
особенности и доля в производстве электроэнергии. Размещение крупнейших
электростанций. Каскады ГЭС. Энергосистемы. Влияние ТЭК на окружающую среду.
7

Основные положения «Энергетической стратегии России на период до 2035 года».
Практические работы
Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости
электроэнергии для населения России в различных регионах.
Сравнительная оценка возможностей для развития энергетики ВИЭ в
отдельных регионах страны.
Тема 3. Металлургический комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве
чёрных и цветных металлов. Особенности технологии производства чёрных и
цветных металлов. Факторы размещения предприятий разных отраслей
металлургического комплекса. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых
цветных металлов: основные районы и центры. Металлургические базы России.
Влияние металлургии на окружающую среду. Основные положения «Стратегии
развития чёрной и цветной металлургии России до 2030 года».
Тема 4. Машиностроительный комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве
машиностроительной продукции. Факторы размещения машиностроительных
предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Роль
машиностроения в реализации целей политики импортозамещения. Машиностроение
и охрана окружающей среды, значение отрасли для создания экологически
эффективного оборудования. Перспективы развития машиностроения России.
Основные положения документов, определяющих стратегию развития отраслей
машиностроительного комплекса.
Практическая работа
1. Выявление факторов, повлиявших на размещение машиностроительного
предприятия (по выбору) на основе анализа различных источников информации.
Тема 5. Химико-лесной комплекс
Химическая промышленность
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий.
Место России в мировом производстве химической продукции. География
важнейших подотраслей: основные районы и
центры. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Основные положения «Стратегии развития химического и нефтехимического
комплекса на период до 2030 года».
Лесопромышленный комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве
продукции лесного комплекса. Лесозаготовительная, деревообрабатывающая и
целлюлозно-бумажная промышленность. Факторы размещения предприятий.
География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие
комплексы.
Лесное хозяйство и окружающая среда. Проблемы и перспективы развития.
Основные положения «Стратегии развития лесного комплекса Российской
8

Федерации до 2030 года».
Практическая работа
1. Анализ документов «Прогноз развития лесного сектора Российской
Федерации до 2030 года» (Гл.1, 3 и 11) и «Стратегия развития лесного комплекса
Российской Федерации до 2030 года» (Гл. II и III, Приложения № 1 и № 18) с целью
определения перспектив и проблем развития комплекса.
Тема 6. Агропромышленный комплекс (АПК)
Состав, место и значение в экономике страны. Сельское хозяйство. Состав,
место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные,
почвенные и агроклиматические ресурсы. Сельскохозяйственные угодья, их площадь
и структура. Растениеводство и животноводство: география основных отраслей.
Сельское хозяйство и окружающая среда.
Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы
размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и
центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая
промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения
предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лёгкая
промышленность и охрана окружающей среды. «Стратегия развития
агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на
период до 2030 года». Особенности АПК своего края.
Практическая работа
1. Определение влияния природных и социальных факторов на размещение
отраслей АПК.
Тема 7. Инфраструктурный комплекс
Состав: транспорт, информационная инфраструктура; сфера обслуживания,
рекреационное хозяйство – место и значение в хозяйстве.
Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. Морской,
внутренний водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный и
трубопроводный транспорт. География отдельных видов транспорта и связи:
основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы.
Транспорт и охрана окружающей среды.
Информационная инфраструктура. Рекреационное хозяйство.
Особенности сферы обслуживания своего края.
Проблемы и перспективы развития комплекса. «Стратегия развития
транспорта России на период до 2030 года, Федеральный проект
«Информационная инфраструктура».
Практические работы
Анализ статистических данных с целью определения доли отдельных морских
бассейнов в грузоперевозках и объяснение выявленных различий.
Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края.
Тема 8. Обобщение знаний
Государственная политика как фактор размещения производства.
9

«Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025
года»: основные положения. Новые формы территориальной организации хозяйства
и их роль в изменении территориальной структуры хозяйства России. Кластеры.
Особые экономические зоны (ОЭЗ). Территории опережающего развития (ТОР).
Факторы, ограничивающие развитие хозяйства.
Развитие хозяйства и состояние окружающей среды. «Стратегия
экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года» и государственные
меры по переходу России к модели устойчивого развития.
Практическая работа
1. Сравнительная оценка вклада отдельных отраслей хозяйства в загрязнение
окружающей среды на основе анализа статистических материалов.
РАЗДЕЛ 5. РЕГИОНЫ РОССИИ
Тема 1. Западный макрорегион (Европейская часть) России
Географические особенности географических районов: Европейский Север
России, Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части
России, Урал. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного
потенциала, население и хозяйство. Социально- экономические и экологические
проблемы и перспективы развития. Классификация субъектов Российской Федерации
Западного макрорегиона по уровню социально-экономического развития; их
внутренние различия.
Практические работы
Сравнение ЭГП двух географических районов страны по разным источникам
информации.
Классификация субъектов Российской Федерации одного из географических
районов России по уровню социально-экономического
развития на основе статистических данных.
Тема 2. Азиатская (Восточная) часть России
Географические особенности географических районов: Сибирь и Дальний
Восток. Географическое положение. Особенности природно- ресурсного потенциала,
население и хозяйство. Социально-экономические и экологические проблемы и
перспективы развития. Классификация субъектов Российской Федерации Восточного
макрорегиона по уровню социально-экономического развития; их внутренние
различия.
Практическая работа
1. Сравнение человеческого капитала двух географических районов
(субъектов Российской Федерации) по заданным критериям.
Тема 3. Обобщение знаний
Федеральные и региональные целевые программы. Государственная
программа
Российской
Федерации
«Социально-экономическое
развитие
Арктической зоны Российской Федерации».
РАЗДЕЛ 6. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
10

Россия в системе международного географического разделения труда. Россия
в составе международных экономических и политических организаций. Взаимосвязи
России с другими странами мира. Россия и страны СНГ. ЕврАзЭС.
Значение для мировой цивилизации географического пространства России как
комплекса природных, культурных и экономических ценностей. Объекты
Всемирного природного и культурного наследия России.
Примерные контрольно-измерительные материалы
Для организации проверки, учета и контроля по предмету предусмотрен
контроль знаний в различных формах. Тематика практических работ указана в
содержании программы по годам обучения.
Виды и формы контроля:
устный опрос в форме беседы, сообщение с опорой на план;
тематическое тестирование;
практические работы;
зачеты;
индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания,
индивидуальные домашние задания).
Текущая проверка осуществляется в процессе освоения обучающимися
каждой темы и тематического раздела в целом. Она проходит в виде опросов,
выполнения проверочных заданий и др., организуемых педагогом. Основная
функция текущей проверки заключается в диагностировании знаний и умений,
приобретенных обучающимися с ЗПР.
Промежуточный контроль позволяет установить уровень освоения
обучающимися программного материала по географии на конец учебного года.
Темы для промежуточной аттестации:
9 класс «Хозяйство России. Регионы России».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
формирование российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
ценностное отношение к достижениям российских ученых- исследователей;
способность к осознанию своей этнической принадлежности, знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками и
взрослыми в ходе образовательной деятельности;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
11

числе на основе географических знаний;
знание основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, приобретение опыта экологически
ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях;
понимание активного неприятия действий, приносящих вред окружающей
среде;
участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей
формирование представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве, адекватной возрасту обучающегося.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать с опорой на
алгоритм учебных действий факты и явления в области географии;
создавать с опорой на алгоритм учебных действий схематические модели
географических процессов с выделением существенных характеристик объекта;
определять возможные источники необходимых географических сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
использовать вопросы как инструмент познания;
с помощью педагога устанавливать особенности объектов изучения,
причинно-следственные связи и зависимости в географических явлениях;
искать или отбирать информацию, или данные из источников с учетом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и выводы
по результатам проведенного информационного поиска;
понимать и умение интерпретировать информацию различных видов и форм
представления (географические карты, условные обозначения и т.п.);
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
использовать информационно-коммуникационных технологий;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов для выступления перед
аудиторией
организовывать учебное взаимодействие в группе для решения экологогеографических проблем (определять общие цели, распределять роли, договариваться
друг с другом и т.д.);
отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их
фактами;
критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
определять цели обучения географии, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
12

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
владеть основами самоконтроля, самооценки, осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения (на
примере экологических знаний);
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи;
понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат
деятельности, определять позитивные изменения и направления, требующие
дальнейшей работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Знать и применять систему знаний о размещении и основных свойствах
географических объектов, осознавать после предварительного анализа роль
географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на
планете Земля, в решении современных практических задач своего населенного
пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи
устойчивого развития под руководством педагога; понимать и уметь объяснять с
опорой на ключевые слова роль и место географической науки в системе научных
дисциплин;
знать и применять базовые знания об основных географических
закономерностях, определяющих развитие человеческого общества с древности до
наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной
сферах;
владеть базовыми географическими понятиями и знаниями географической
терминологии, уметь их использовать для решения учебных и практических задач;
уметь сравнивать изученные географические объекты, явления и процессы на
основе выделения их существенных признаков с опорой на алгоритм учебных
действий;
классифицировать географические объекты и явления на основе их известных
характерных свойств с помощью учителя или с опорой на карту; устанавливать на
основе алгоритма учебных действий и/или после предварительного анализа
взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими
явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и
процессами;
использовать географические знания для описания существенных признаков
разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни, положения и
взаиморасположения объектов и явлений в пространстве с опорой на план, ключевые
слова;
объяснять
после предварительного
анализа
влияние
изученных
13

географических объектов и явлений на качество жизни человека и качество
окружающей его среды;
выбирать с помощью учителя и использовать источники географической
информации
(картографические,
статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для решения учебных,
практико-ориентированных задач с опорой на алгоритм учебных действий, а также
практических задач в повседневной жизни;
ориентироваться
в
источниках
географической
информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;
определять и сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий качественные и
количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и
явления, их положение в пространстве
по географическим картам разного содержания и другим источникам;
выявлять
недостающую,
взаимодополняющую
и/или
противоречивую
географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
уметь представлять с помощью учителя в различных формах (в виде карты,
таблицы, графика, географического описания) географическую информацию,
необходимую для решения учебных и практико- ориентированных задач;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических
объектов с использованием плана, презентации (с использованием источников
дополнительной информации (картографических, Интернет-ресурсов);
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета
«География»:
9 КЛАСС
Выбирать с помощью учителя и использовать источники географической
информации
(картографические,
статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения
особенностей населения и (или) хозяйства России;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического описания) географическую информацию, необходимую для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
выбирать и использовать информацию из различных географических
источников
(картографические,
статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и
практико-ориентированных задач с опорой на алгоритм учебных действий:
сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей хозяйства на
окружающую среду; условия отдельных регионов страны для развития
энергетики на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ);
классифицировать после предварительного анализа субъекты Российской
Федерации по уровню социально-экономического развития на основе имеющихся
знаний и анализа информации из дополнительных источников; выделять
информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;
14

иметь представление об изученных географических объектах, процессах и
явлениях: хозяйство России (состав, отраслевая, функциональная и территориальная
структура, факторы и условия размещения производства, современные формы
размещения производства), валовой внутренний продукт (ВВП), валовой
региональный продукт (ВРП) и индекс человеческого развития (ИЧР) как показатели
уровня развития страны и ее регионов, природно-ресурсный, человеческий и
производственный капитал, топливно-энергетический комплекс (ТЭК), факторы
размещения предприятий ТЭК, машиностроительный комплекс, факторы
размещения машиностроительных предприятий, черная и цветная металлургия,
факторы размещения предприятий металлургического комплекса, химическая
промышленность, факторы размещения отдельных отраслей химической
промышленности, лесопромышленный комплекс, факторы размещения предприятий
лесопромышленного комплекса, агропромышленный комплекс, факторы размещения
предприятий агропромышленного комплекса (АПК), сфера услуг, факторы
размещения предприятий и организаций сферы услуг, виды транспорта, грузооборот,
пассажирооборот, территории опережающего развития (ТОР), Арктическая зона и
зона Севера России;
находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую
отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства России, для
решения практико-ориентированных задач;
решать с опорой на алгоритм учебных действий практические задачи
геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей
местности, путей ее сохранения и улучшения, а также задачи в сфере экономической
географии для определения качества жизни человека, семьи и финансового
благополучия: объяснять с опорой на план особенности отраслевой и
территориальной структуры хозяйства России, регионов, размещения отдельных
предприятий; оценивать после предварительного анализа условия отдельных
территорий для размещения предприятий и различных производств;
использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее
отдельных территорий; об особенностях взаимодействия природы и общества в
пределах отдельных территорий для решения практико- ориентированных задач в
контексте реальной жизни;
оценивать после предварительного анализа финансовые условия
жизнедеятельности человека и их природные, социальные, политические,
технологические, экологические аспекты, необходимые для принятия
собственных решений, с точки зрения домохозяйства, предприятия и национальной
экономики;
иметь представления об основных особенностях хозяйства России; влияние
географического положения России на особенности отраслевой и территориальной
структуры хозяйства; роль России как мировой энергетической державы; проблемы и
перспективы развития отраслей хозяйства и регионов России, место и роль России в
мировом хозяйстве, оценивать после предварительного анализа влияние
географического положения отдельных регионов России на особенности природы,
жизнь и хозяйственную деятельность населения;
сравнивать после предварительного анализа географическое положение,
15

географические особенности природно-ресурсного потенциала, населения и
хозяйства макрорегионов России;
после предварительного анализа делать выводы о воздействии человеческой
деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом, о
динамике, уровне и структуре социально- экономического развития России, месте и
роли России в мире.

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».