МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Управление образования МО г. Армавир МАОУ - СОШ № 4 УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ-СОШ № 4 В. А. Колосова 01.10/793 от «01» сентября 2023г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «География» для обучающихся 6 классов Армавир 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Федеральная рабочая программа по географии для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), Федеральной рабочей программы основного общего образования «География», Федеральной программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Согласно своему назначению федеральная рабочая программа является ориентиром для составления рабочих авторских программ: она даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся ЗПР средствами учебного предмета «География»; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса; даёт рекомендуемое распределение учебных часов по тематическим разделам курса и рекомендуемую последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и психологических особенностей обучающихся с ЗПР; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся. Общая характеристика учебного предмета «География» Учебный предмет «География» входит в предметную область «Общественно-научные предметы». Изучение предмета «География» обеспечивает формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности; формирует у обучающихся научное мировоззрение, освоение общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование). Освоение практического применения научных знаний основано на межпреметных связях с предметами «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др. Предмет «География» направлен на формирование интереса к природному и социальному миру. Значимость предмета «География» для формирования жизненной компетенции обучающихся с ЗПР заключается в углублении представлений о целостной научной картине природного и социокультурного мира, в углублении представлений об отношениях человека с природой, обществом, другими людьми, государством, понимании взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием природы, в накоплении разнообразных впечатлений, формировании потребности получать эти впечатления (на прогулках, в путешествиях) и делиться ими. Изучение данного предмета обучающимися с ЗПР способствует осознанию своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности. Предмет «География» дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания обучающихся с ЗПР. Программа отражает содержание обучения предмету «География» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «География» представляет определенную трудность для обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной деятельности, внимания, памяти, речи, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным интересом, трудностями самостоятельной организации своей учебной деятельности, сложностями при работе с текстом (определении в тексте значимой и второстепенной информации). Содержание программы позволяет совершенствовать познавательную деятельность обучающихся с ЗПР за счет овладения мыслительными операциями сравнения, обобщения, развития способности аргументировать свое мнение, формирования возможностей совместной деятельности. Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «География» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и межпредметных связей, постепенное усложнение изучаемого материала; некоторый материал возможно давать в ознакомительном плане. При изучении географии обучающимися с ЗПР необходимо осуществлять взаимодействие на полисенсорной основе. Цели и задачи изучения учебного предмета «География» Цель и задачи преподавания географии обучающимся с ЗПР максимально приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и учитывают специфические особенности обучающихся. Общие цели изучения учебного предмета «География» представлены в Федеральной рабочей программе основного общего образования. Цель обучения географии обучающихся с ЗПР заключается в формировании географической картины мира; овладении знаниями о характере, сущности и динамике главных природных, экологических, социальноэкономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; понимании главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значении охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира. Изучение географии на уровне основного общего образования решает следующие задачи: формирование у обучающихся с ЗПР представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира и их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального пользования; формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном, быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе экологических параметров; овладение основами картографической грамотности; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «География», направленные на развитие мыслительной (в том числе знаково-символической) и речевой деятельности; повышение познавательной активности; формирование умения самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, использовать схемы, шаблоны, алгоритмы учебных действий; создание условий для осмысленного выполнения учебной работы. Особенности отбора и адаптации учебного материала по географии Обучение учебному предмету «География» необходимо строить на создании оптимальных условий для усвоения программного материала обучающимися с ЗПР. Важнейшим является соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся, зависящего от уровня сформированности их учебно-познавательной деятельности, произвольной регуляции, умственной работоспособности, эмоционально-личностных особенностей и направленности интересов: ориентация педагогического процесса на развитие всех сторон личности обучающегося с ЗПР, наиболее важных психических функций, их качеств и свойств; преодоление речевого недоразвития на материале курса географии (накопление словарного запаса, овладение разными формами и видами речевой деятельности); использование и коррекция самостоятельно приобретенных обучающимися представлений об окружающей природной действительности, дальнейшее их развитие и обогащение; учет индивидуальных особенностей и интересов; создание комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, повышения познавательной активности обучающихся с ЗПР; использование специальных методов, приемов, средств, обходных путей обучения; создание здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм); усиление краеведческой составляющей в содержании изучаемого материала. Краеведческая основа материала усиливает воспитательное воздействие содержания предмета, «приближает» его к обучающемуся. Изучение своего края обеспечивает режим «включенности» обучающегося в сюжет урока, и потому краеведческая составляющая в содержании географии обладает высокими мотивирующими качествами. Формы проведения уроков географии по освоению краеведческого содержания, отличные от традиционных (очная и виртуальная экскурсия, полевая практика, практикум, исследовательская лаборатория и др.), позволяют комплексно воздействовать на обучающегося: активизировать способы восприятия новой информации, воображение, чувственный опыт, облегчить осуществление обратной связи между педагогом и обучающимся, а в конечном итоге – создать условия для роста качества образовательного процесса. Учет региональных (краеведческих) особенностей обеспечивает достижение системного эффекта в общекультурном, личностном и познавательном развитии обучающихся за счет использования педагогического потенциала региональных (краеведческих) особенностей содержания образования. Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового уровня. По содержанию и объему материал должен быть адаптированным для обучающихся с ЗПР. Учитывая особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР программа построена по линейно-концентрическому принципу, предусматривает повторяемость тем. Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 5 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний обучающимися с ЗПР. Также в программе предусмотрено включение отдельных тем или целых разделов для обзорного или ознакомительного изучения. Данные темы выделены в содержании программы курсивом. Определение количества часов на изучение отдельных тем зависит от контингента обучающихся класса. Особую сложность составляет формирование опыта пространственного анализа и синтеза, поэтому акцент в коррекционно- образовательной работе следует сделать на развитие у обучающихся с ЗПР словесно-логического мышления, без чего невозможно полноценно рассуждать, делать выводы. В данной связи должна быть четко организована деятельность обучающихся на уроке. Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «География» Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «География» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР. Следует усилить виды деятельности, специфичные для данной категории обучающихся, обеспечивающие осмысленное усвоение содержания образования по предмету «География»: усиление предметно-практической деятельности; чередование видов деятельности, задействующих различные сенсорные системы; освоение материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы, шаблоны, опорные таблицы). Для развития умения делать выводы необходимо использовать опорные слова и клише. Особое внимание следует уделить обучению структурированию материала: составлению рисуночных и вербальных схем, таблиц с обозначенными основаниями для классификации и наполнению их примерами и др. На уроках географии широко используются метод практических работ, работа с атласом и контурными картами, которые способствует развитию и коррекции мышления, памяти, внимания, речи, моторики, пространственной ориентировки и активизации познавательной деятельности. Практические работы позволяют формировать у обучающихся с ЗПР более прочные знания по предмету и способствуют овладению практическими умениями и навыками, которые необходимы им для самостоятельной жизни. Основные виды деятельности обучающихся с ЗПР при обучении географии: работа с текстом учебника, учебного пособия, научной/научнопопулярной информацией (составить план, схему, заполнить таблицу, найти ответ на вопрос); воспроизведение учебного материала по памяти (с использованием опорных слов, понятий, инструкций, плана); работа с определениями, свойствами и другими географическими понятиями; работа с рисунками, таблицами, картами, контурными картами, схемами, таблицами, цифровым материалом по конкретному заданию; составление плана помещения, местности по описанию или заданным параметрам; работа со справочными материалами, различными источниками информации, словарем терминов; конспектирование статей из дополнительного материала; анализ фактов и проблемных ситуаций, ошибок; составление плана и последовательности действий. Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО. При работе над лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных лексических единиц) необходимо включение слова в контекст. Каждое новое слово закрепляется в речевой практике обучающихся с ЗПР. Обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии. Место учебного предмета «География» в учебном плане В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «География» входит в предметную область «Общественно-научные предметы» и является обязательным для изучения. Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир». Содержание учебного предмета «География», представленное в Федеральной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Федеральной основной общеобразовательной программе основного общего образования, Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Учебным планом на изучение географии отводится 272 часа: по одному часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах. Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть использовано участниками образовательного процесса в целях формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей программы. При этом обязательная (инвариантная) часть содержания предмета, установленная федеральной рабочей программой должна быть сохранена полностью. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 6 КЛАСС РАЗДЕЛ 4. ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ Тема 2. Гидросфера – водная оболочка Земли Гидросфера и методы её изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солёность и температура океанических вод. Океанические течения. Тёплые и холодные течения. Способы изображения на географических картах океанических течений, солёности и температуры вод Мирового океана на картах. Мировой океан и его части. Движения вод Мирового океана: волны;течения, приливы и отливы. Стихийные явления в Мировом океане. Способы изучения и наблюдения за загрязнением вод Мирового океана. Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим реки. Озёра. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Озёра сточные и бессточные. Профессия гидролог. Природные ледники: горные ипокровные. Профессия гляциолог. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Условия образования межпластовых вод. Минеральные источники. Многолетняя мерзлота. Болота, их образование. Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты. Человек и гидросфера. Использование человеком энергии воды. Использование космических методов в исследовании влияния человекана гидросферу. Практические работы Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам. Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану в форме презентации. Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы. Тема 3. Атмосфера – воздушная оболочка Земли Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы. Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и его графическое отображение. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей. Годовой ход температуры воздуха. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы. Муссоны. Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков. Погода и её показатели. Причины изменения погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация человека к климатическим условиям. Профессия метеоролог. Основные метеорологические данные и способы отображения состояния погоды на метеорологической карте. Стихийные явления в атмосфере. Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом. Профессия климатолог. Дистанционные методы в исследовании влияния человека на воздушную оболочку Земли. Практические работы 1. Представление результатов наблюдения за погодой своей местности. 2. Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды. Тема 4. Биосфера – оболочка жизни Биосфера – оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф и геоэколог. Растительный и животный мир Земли.Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Жизнь в Океане. Изменение животного и растительного мира Океана с глубиной и географической широтой. Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле. Исследования и экологические проблемы. Практические работы 1. Характеристика растительности участка местности своего края. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Природно-территориальные комплексы Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природно-территориальный комплекс. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Круговороты веществ на Земле. Почва, её строение и состав. Образование почвы и плодородие почв. Охрана почв. Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО. Практическая работа (выполняется на местности) 1. Характеристика локального природного комплекса по плану. Примерные контрольно-измерительные материалы Для организации проверки, учета и контроля по предмету предусмотрен контроль знаний в различных формах. Тематика практических работ указана в содержании программы по годам обучения. Виды и формы контроля: устный опрос в форме беседы, сообщение с опорой на план; тематическое тестирование; практические работы; зачеты; индивидуальный контроль (дифференцированные карточкизадания,индивидуальные домашние задания). Текущая проверка осуществляется в процессе освоения обучающимися каждой темы и тематического раздела в целом. Она проходит в виде опросов, выполнения проверочных заданий и др., организуемых педагогом. Основная функция текущей проверкизаключается в диагностировании знаний и умений, приобретенных обучающимися с ЗПР. Промежуточный контроль позволяет установить уровень освоения обучающимися программного материала по географии на конец учебного года. Темы для промежуточной аттестации: 6 класс «Оболочки Земли» ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: формирование российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; ценностное отношение к достижениям российских ученыхисследователей; способность к осознанию своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками и взрослыми в ходе образовательной деятельности; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе географических знаний; знание основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, приобретение опыта экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях; понимание активного неприятия действий, приносящих вред окружающей среде; участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей формирование представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве, адекватной возрасту обучающегося. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными учебными познавательными действиями: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать с опорой на алгоритм учебных действий факты и явления в области географии; создавать с опорой на алгоритм учебных действий схематические модели географических процессов с выделением существенных характеристик объекта; определять возможные источники необходимых географических сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; использовать вопросы как инструмент познания; с помощью педагога устанавливать особенности объектов изучения, причинно-следственные связи и зависимости в географических явлениях; искать или отбирать информацию, или данные из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного информационного поиска; понимать и умение интерпретировать информацию различных видов и форм представления (географические карты, условные обозначения и т.п.); эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: использовать информационно-коммуникационных технологий; с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов для выступления перед аудиторией организовывать учебное взаимодействие в группе для решения экологогеографических проблем (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: определять цели обучения географии, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; владеть основами самоконтроля, самооценки, осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения (на примере экологических знаний); предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи; понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат деятельности, определять позитивные изменения и направления, требующие дальнейшей работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Знать и применять систему знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, осознавать после предварительного анализа роль географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населенного пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития под руководством педагога; понимать и уметь объяснять с опорой на ключевые слова роль и место географической науки в системе научных дисциплин; знать и применять базовые знания об основных географических закономерностях, определяющих развитие человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; владеть базовыми географическими понятиями и знаниями географической терминологии, уметь их использовать для решения учебных и практических задач; уметь сравнивать изученные географические объекты, явления и процессы на основе выделения их существенных признаков с опорой на алгоритм учебных действий; классифицировать географические объекты и явления на основе их известных характерных свойств с помощью учителя или с опорой на карту; устанавливать на основе алгоритма учебных действий и/или после предварительного анализа взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни, положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве с опорой на план, ключевые слова; объяснять после предварительного анализа влияние изученных географических объектов и явлений на качество жизни человека и качество окружающей его среды; выбирать с помощью учителя и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для решения учебных, практико-ориентированных задач с опорой на алгоритм учебных действий, а также практических задач в повседневной жизни; ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках; уметь представлять с помощью учителя в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач; описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов с использованием плана, презентации (с использованием источников дополнительной информации (картографических, Интернет-ресурсов); Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «География»: 6 КЛАСС Описывать с опорой на план по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практикоориентированных задач; находить с помощью учителя информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о природе своей местности, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач, и извлекать её из различных источников; приводить с опорой на источник информации примеры опасных природных явлений в геосферах и средств их предупреждения; сравнивать с помощью учителя инструментарий (способы) получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли; различать с опорой на источник информации свойства вод отдельных частей Мирового океана; применять с помощью учителя понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач; классифицировать с опорой на алгоритм учебных действий объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам; различать с опорой на источник информации питание и режим рек; сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий реки по заданным признакам; различать с опорой на источник информации понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды» и применять их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; устанавливать с помощью учителя причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и климатом на территории речного бассейна; приводить с опорой на источник информации примеры районов распространения многолетней мерзлоты; иметь представление о причинах образования цунами, приливов и отливов; описывать с опорой на алгоритм учебных действий состав, строение атмосферы; определять с опорой на схемы, таблицы тенденции изменения температуры воздуха, количества атмосферных осадков и атмосферного давления в зависимости от географического положения объектов; амплитуду температуры воздуха с использованием знаний об особенностях отдельных компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических задач; объяснять с опорой на источник информации образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха и распределение атмосферных осадков для отдельных территорий; различать с опорой на алгоритм учебных действий свойства воздуха; климаты Земли; климатообразующие факторы; устанавливать с помощью учителя зависимость между нагреванием земной поверхности и углом падения солнечных лучей; температурой воздуха и его относительной влажностью на основе данных эмпирических наблюдений; сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря; количество солнечного тепла, получаемого земной поверхностью при различных углах падения солнечных лучей; различать с опорой на источник информации: виды атмосферных осадков; понятия «бризы» и «муссоны»; понятия «погода» и «климат»; понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «верхние слои атмосферы»; применять с помощью учителя понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; иметь представление о глобальных климатических изменениях для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; проводить измерения с опорой на алгоритм учебных действий: температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в табличной и (или) графической форме; иметь представление о границах биосферы; приводить с опорой на источник информации примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах; различать с опорой на источник информации растительный и животный мир разных территорий Земли; объяснять с опорой на алгоритм учебных действий взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном комплексе; сравнивать с опорой на источник информации особенности растительного и животного мира в различных природных зонах; применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природно-территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий плодородие почв в различных природных зонах; приводить с опорой на источник информации примеры изменений в изученных геосферах в результате деятельности человека на примере территории мира и своей местности, путей решения существующих экологических проблем.