АРП_география 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Управление образования МО г. Армавир
МАОУ - СОШ № 4

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ-СОШ № 4
В. А. Колосова
01.10/793 от «01» сентября 2023г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География»
для обучающихся 6 классов

Армавир 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по географии для обучающихся с
задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего
образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер
64101) (далее – ФГОС ООО), Федеральной рабочей программы основного
общего образования «География», Федеральной программы воспитания, с
учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам
освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития.
Согласно своему назначению федеральная рабочая программа является
ориентиром для составления рабочих авторских программ: она даёт
представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся ЗПР
средствами учебного предмета «География»; устанавливает обязательное
предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и
структурирование его по разделам и темам курса; даёт рекомендуемое
распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
рекомендуемую последовательность их изучения с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и
психологических особенностей обучающихся с ЗПР; определяет возможности
предмета для реализации требований к результатам освоения адаптированной
основной общеобразовательной программы основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития, требований к результатам
обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета «География»
Учебный предмет «География» входит в предметную область
«Общественно-научные предметы». Изучение предмета «География»
обеспечивает формирование картографической грамотности, навыков
применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и
прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды
и обеспечения безопасности жизнедеятельности; формирует у обучающихся
научное мировоззрение, освоение общенаучных методов (наблюдение,
измерение, моделирование). Освоение практического применения научных
знаний основано на межпреметных связях с предметами «Физика», «Химия»,
«Биология»,
«Математика»,
«Экология»,
«Основы
безопасности
жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Предмет «География» направлен на формирование интереса к
природному и социальному миру. Значимость предмета «География» для
формирования жизненной компетенции обучающихся с ЗПР заключается в
углублении представлений о целостной научной картине природного и
социокультурного мира, в углублении представлений об отношениях человека

с природой, обществом, другими людьми, государством, понимании
взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием природы, в
накоплении разнообразных впечатлений, формировании потребности получать
эти впечатления (на прогулках, в путешествиях) и делиться ими. Изучение
данного предмета обучающимися с ЗПР способствует осознанию своего места в
обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного
самоопределения и формирования российской гражданской идентичности
личности. Предмет «География» дает благодатный материал для
патриотического, интернационального и экологического воспитания
обучающихся с ЗПР.
Программа отражает содержание обучения предмету «География» с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение
учебным предметом «География» представляет определенную трудность для
обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной деятельности,
внимания, памяти, речи, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным
познавательным интересом, трудностями самостоятельной организации своей
учебной деятельности, сложностями при работе с текстом (определении в тексте
значимой и второстепенной информации). Содержание программы позволяет
совершенствовать познавательную деятельность обучающихся с ЗПР за счет
овладения мыслительными операциями сравнения, обобщения, развития
способности аргументировать свое мнение, формирования возможностей
совместной деятельности.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета
«География» необходима адаптация объема и характера учебного
материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет
особенностей их развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и
межпредметных связей, постепенное усложнение изучаемого материала;
некоторый материал возможно давать в ознакомительном плане. При изучении
географии обучающимися с ЗПР необходимо осуществлять взаимодействие на
полисенсорной основе.
Цели и задачи изучения учебного предмета «География»
Цель и задачи преподавания географии обучающимся с ЗПР
максимально приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и учитывают
специфические особенности обучающихся.
Общие цели изучения учебного предмета «География» представлены в
Федеральной рабочей программе основного общего образования.
Цель обучения географии обучающихся с ЗПР заключается в
формировании географической картины мира; овладении знаниями о характере,
сущности и динамике главных природных, экологических, социальноэкономических, социальных, геополитических и иных процессов,
происходящих в географическом пространстве России и мира; понимании
главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном
этапе его развития, значении охраны окружающей среды и рационального
природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в
масштабах России и мира.
Изучение географии на уровне основного общего образования решает

следующие задачи:
формирование у обучающихся с ЗПР представлений о географии, ее роли
в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте
научной картины мира и их необходимости для решения современных
практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны
окружающей среды и рационального пользования;
формирование
первичных
компетенций
использования
территориального подхода как основы географического мышления для
осознания своего места в целостном, многообразном, быстро изменяющемся
мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений и основополагающих теоретических
знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в
пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения,
особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей,
экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования
приборов и инструментов для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды, в том числе экологических
параметров;
овладение основами картографической грамотности;
овладение основными навыками нахождения, использования и
презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений
и процессов, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды, соблюдения мер безопасности в
случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают
дополнительные коррекционные задачи учебного предмета
«География», направленные на развитие мыслительной (в том числе
знаково-символической) и речевой деятельности; повышение познавательной
активности; формирование умения самостоятельно организовывать свою
учебную деятельность, использовать схемы, шаблоны, алгоритмы учебных
действий; создание условий для осмысленного выполнения учебной работы.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по географии
Обучение учебному предмету «География» необходимо строить на
создании оптимальных условий для усвоения программного материала
обучающимися с ЗПР. Важнейшим является соблюдение индивидуального и
дифференцированного подхода к обучающимся, зависящего от уровня
сформированности их учебно-познавательной деятельности, произвольной
регуляции, умственной работоспособности, эмоционально-личностных
особенностей и направленности интересов:
ориентация педагогического процесса на развитие всех сторон личности
обучающегося с ЗПР, наиболее важных психических функций, их качеств и
свойств;
преодоление речевого недоразвития на материале курса географии

(накопление словарного запаса, овладение разными формами и видами речевой
деятельности);
использование
и
коррекция
самостоятельно
приобретенных
обучающимися представлений об окружающей природной действительности,
дальнейшее их развитие и обогащение;
учет индивидуальных особенностей и интересов;
создание комфортного психоэмоционального режима; использование
современных педагогических технологий, в том числе информационных, для
оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности,
повышения познавательной активности обучающихся с ЗПР;
использование специальных методов, приемов, средств, обходных путей
обучения;
создание здоровьесберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
усиление краеведческой составляющей в содержании изучаемого
материала.
Краеведческая основа материала усиливает воспитательное воздействие
содержания предмета, «приближает» его к обучающемуся. Изучение своего края
обеспечивает режим «включенности» обучающегося в сюжет урока, и потому
краеведческая составляющая в содержании географии обладает высокими
мотивирующими качествами. Формы проведения уроков географии по
освоению краеведческого содержания, отличные от традиционных (очная и
виртуальная экскурсия, полевая практика, практикум, исследовательская
лаборатория и др.), позволяют комплексно воздействовать на обучающегося:
активизировать способы восприятия новой информации, воображение,
чувственный опыт, облегчить осуществление обратной связи между педагогом
и обучающимся, а в конечном итоге – создать условия для роста качества
образовательного процесса.
Учет региональных (краеведческих) особенностей обеспечивает
достижение системного эффекта в общекультурном, личностном и
познавательном развитии обучающихся за счет использования педагогического
потенциала региональных (краеведческих) особенностей содержания
образования.
Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в
соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового
уровня. По содержанию и объему материал должен быть адаптированным для
обучающихся с ЗПР. Учитывая особые образовательные потребности
обучающихся с ЗПР программа построена по линейно-концентрическому
принципу, предусматривает повторяемость тем. Ряд тем постепенно
усложняется и расширяется от 5 к 9 классу, что способствует более прочному
усвоению элементарных географических знаний обучающимися с ЗПР. Также в
программе предусмотрено включение отдельных тем или целых разделов для
обзорного или ознакомительного изучения. Данные темы выделены в
содержании программы курсивом. Определение количества часов на изучение

отдельных тем зависит от контингента обучающихся класса.
Особую сложность составляет формирование опыта пространственного
анализа и синтеза, поэтому акцент в коррекционно- образовательной работе
следует сделать на развитие у обучающихся с ЗПР словесно-логического
мышления, без чего невозможно полноценно рассуждать, делать выводы. В
данной связи должна быть четко организована деятельность обучающихся на
уроке.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми образовательными потребностями и обеспечивающие
осмысленное освоение содержании образования по предмету
«География»
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «География»
необходима адаптация объема и характера учебного материала к
познавательным возможностям обучающихся с ЗПР. Следует усилить виды
деятельности, специфичные для данной категории обучающихся,
обеспечивающие осмысленное усвоение содержания образования по предмету
«География»: усиление предметно-практической деятельности; чередование
видов деятельности, задействующих различные сенсорные системы; освоение
материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала;
использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы,
шаблоны, опорные таблицы). Для развития умения делать выводы необходимо
использовать опорные слова и клише. Особое внимание следует уделить
обучению структурированию материала: составлению рисуночных и
вербальных схем, таблиц с обозначенными основаниями для классификации и
наполнению их примерами и др.
На уроках географии широко используются метод практических работ,
работа с атласом и контурными картами, которые способствует развитию и
коррекции мышления, памяти, внимания, речи, моторики, пространственной
ориентировки и активизации познавательной деятельности. Практические
работы позволяют формировать у обучающихся с ЗПР более прочные знания по
предмету и способствуют овладению практическими умениями и навыками,
которые необходимы им для самостоятельной жизни.
Основные виды деятельности обучающихся с ЗПР при обучении
географии:
работа с текстом учебника, учебного пособия, научной/научнопопулярной информацией (составить план, схему, заполнить таблицу, найти
ответ на вопрос);
воспроизведение учебного материала по памяти (с использованием
опорных слов, понятий, инструкций, плана);
работа с определениями, свойствами и другими географическими
понятиями;
работа с рисунками, таблицами, картами, контурными картами, схемами,
таблицами, цифровым материалом по конкретному заданию;
составление плана помещения, местности по описанию или заданным
параметрам;
работа со справочными материалами, различными источниками

информации, словарем терминов;
конспектирование статей из дополнительного материала;
анализ фактов и проблемных ситуаций, ошибок;
составление плана и последовательности действий.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует
ООП ООО. При работе над лексикой, в том числе научной терминологией курса
(раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже
известных лексических единиц) необходимо включение слова в контекст.
Каждое новое слово закрепляется в речевой практике обучающихся с ЗПР.
Обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением,
опорные схемы для актуализации терминологии.
Место учебного предмета «География» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «География»
входит в предметную область «Общественно-научные предметы» и является
обязательным для изучения. Освоение содержания курса
«География» в основной школе происходит с опорой на географические
знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Содержание учебного предмета «География», представленное в
Федеральной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Федеральной
основной общеобразовательной программе основного общего образования,
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе
основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития.
Учебным планом на изучение географии отводится 272 часа: по одному
часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах.
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое
может быть использовано участниками образовательного процесса в целях
формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей
программы. При этом обязательная (инвариантная) часть содержания предмета,
установленная федеральной рабочей программой должна быть сохранена
полностью.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
6 КЛАСС
РАЗДЕЛ 4. ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ
Тема 2. Гидросфера – водная оболочка Земли
Гидросфера и методы её изучения. Части гидросферы. Мировой
круговорот воды. Значение гидросферы.
Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солёность и
температура океанических вод. Океанические течения. Тёплые и холодные
течения. Способы изображения на географических картах океанических
течений, солёности и температуры вод Мирового океана на картах. Мировой
океан и его части. Движения вод Мирового океана: волны;течения, приливы и

отливы. Стихийные явления в Мировом океане. Способы изучения и
наблюдения за загрязнением вод Мирового океана.
Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах.
Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел.
Пороги и водопады. Питание и режим реки.
Озёра. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Озёра сточные
и бессточные. Профессия гидролог. Природные ледники: горные ипокровные.
Профессия гляциолог.
Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их
происхождение, условия залегания и использования. Условия образования
межпластовых вод. Минеральные источники.
Многолетняя мерзлота. Болота, их образование.
Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты.
Человек и гидросфера. Использование человеком энергии воды.
Использование космических методов в исследовании влияния человекана
гидросферу.
Практические работы
Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.
Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану в форме
презентации.
Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их
систематизация в форме таблицы.
Тема 3. Атмосфера – воздушная оболочка Земли
Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение
атмосферы.
Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и его
графическое отображение. Особенности суточного хода температуры
воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Среднесуточная,
среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость нагревания земной
поверхности от угла падения солнечных лучей. Годовой ход температуры
воздуха.
Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза
ветров. Бризы. Муссоны.
Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их
виды. Туман. Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды
атмосферных осадков.
Погода и её показатели. Причины изменения погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от
географической широты и высоты местности над уровнем моря.
Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация
человека к климатическим условиям. Профессия метеоролог. Основные
метеорологические данные и способы отображения состояния погоды на
метеорологической карте. Стихийные явления в атмосфере. Современные
изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным
климатом. Профессия климатолог. Дистанционные методы в исследовании

влияния человека на воздушную оболочку Земли.
Практические работы
1. Представление результатов наблюдения за погодой своей местности.
2. Анализ графиков суточного хода температуры воздуха
и относительной влажности с целью установления зависимости между
данными элементами погоды.
Тема 4. Биосфера – оболочка жизни
Биосфера – оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф
и геоэколог. Растительный и животный мир Земли.Разнообразие животного и
растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в
разных природных зонах. Жизнь в Океане. Изменение животного и
растительного мира Океана с глубиной и географической широтой.
Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле.
Исследования и экологические проблемы.
Практические работы
1. Характеристика растительности участка местности своего края.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Природно-территориальные комплексы
Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе.
Природно-территориальный комплекс. Глобальные, региональные и
локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности.
Круговороты веществ на Земле. Почва, её строение и состав. Образование
почвы и плодородие почв. Охрана почв.
Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые
территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Практическая работа (выполняется на местности)
1. Характеристика локального природного комплекса по плану.
Примерные контрольно-измерительные материалы
Для организации проверки, учета и контроля по предмету
предусмотрен контроль знаний в различных формах. Тематика практических
работ указана в содержании программы по годам обучения.
Виды и формы контроля:
устный опрос в форме беседы, сообщение с опорой на план;
тематическое тестирование;
практические работы;
зачеты;
индивидуальный контроль (дифференцированные карточкизадания,индивидуальные домашние задания).
Текущая проверка осуществляется в процессе освоения обучающимися
каждой темы и тематического раздела в целом. Она проходит в виде опросов,
выполнения проверочных заданий и др., организуемых педагогом. Основная
функция текущей проверкизаключается в диагностировании знаний и умений,

приобретенных обучающимися с ЗПР.
Промежуточный контроль позволяет установить уровень освоения
обучающимися программного материала по географии на конец учебного
года.
Темы для промежуточной аттестации:
6 класс «Оболочки Земли»
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
формирование российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа
России;
ценностное отношение к достижениям российских ученыхисследователей;
способность к осознанию своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками и
взрослыми в ходе образовательной деятельности;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
в том числе на основе географических знаний;
знание основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, приобретение опыта экологически
ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях;
понимание активного неприятия действий, приносящих вред
окружающей среде;
участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей
формирование представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве, адекватной возрасту обучающегося.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать с опорой на
алгоритм учебных действий факты и явления в области географии;
создавать с опорой на алгоритм учебных действий схематические модели
географических процессов с выделением существенных характеристик объекта;
определять возможные источники необходимых географических

сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность;
использовать вопросы как инструмент познания;
с помощью педагога устанавливать особенности объектов изучения,
причинно-следственные связи и зависимости в географических явлениях;
искать или отбирать информацию, или данные из источников с учетом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и
выводы по результатам проведенного информационного поиска;
понимать и умение интерпретировать информацию различных видов и
форм представления (географические карты, условные обозначения и т.п.);
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
использовать информационно-коммуникационных технологий;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов для
выступления перед аудиторией
организовывать учебное взаимодействие в группе для решения экологогеографических проблем (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.);
отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их
фактами;
критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
определять цели обучения географии, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
владеть основами самоконтроля, самооценки, осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения (на
примере экологических знаний);
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи;
понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат
деятельности, определять позитивные изменения и направления, требующие
дальнейшей работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Знать и применять систему знаний о размещении и основных свойствах

географических объектов, осознавать после предварительного анализа роль
географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды
на планете Земля, в решении современных практических задач своего
населенного пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе
задачи устойчивого развития под руководством педагога; понимать и уметь
объяснять с опорой на ключевые слова роль и место географической науки в
системе научных дисциплин;
знать и применять базовые знания об основных географических
закономерностях, определяющих развитие человеческого общества с древности
до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и
культурной сферах;
владеть базовыми географическими понятиями и знаниями
географической терминологии, уметь их использовать для решения учебных и
практических задач;
уметь сравнивать изученные географические объекты, явления и
процессы на основе выделения их существенных признаков с опорой на
алгоритм учебных действий;
классифицировать географические объекты и явления на основе их
известных характерных свойств с помощью учителя или с опорой на карту;
устанавливать на основе алгоритма учебных действий и/или после
предварительного анализа взаимосвязи между изученными природными,
социальными и экономическими явлениями и процессами, реально
наблюдаемыми географическими явлениями и процессами;
использовать географические знания для описания существенных
признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни,
положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве с опорой
на план, ключевые слова;
объяснять после предварительного анализа влияние изученных
географических объектов и явлений на качество жизни человека и качество
окружающей его среды;
выбирать с помощью учителя и использовать источники географической
информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для решения
учебных, практико-ориентированных задач с опорой на алгоритм учебных
действий, а также практических задач в повседневной жизни;
ориентироваться
в
источниках
географической
информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;
определять и сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий качественные
и количественные показатели, характеризующие географические объекты,
процессы и явления, их положение в пространстве
по географическим картам разного содержания и другим источникам;
выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую
географическую информацию, представленную в одном или нескольких
источниках;
уметь представлять с помощью учителя в различных формах (в виде

карты, таблицы, графика, географического описания) географическую
информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических
объектов с использованием плана, презентации (с использованием источников
дополнительной информации (картографических, Интернет-ресурсов);
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета
«География»:
6 КЛАСС
Описывать с опорой на план по физической карте полушарий,
физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных
географических объектов для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
находить с помощью учителя информацию об отдельных компонентах
природы Земли, в том числе о природе своей местности, необходимую для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач, и извлекать её из
различных источников;
приводить с опорой на источник информации примеры опасных
природных явлений в геосферах и средств их предупреждения;
сравнивать с помощью учителя инструментарий (способы) получения
географической информации на разных этапах географического изучения
Земли;
различать с опорой на источник информации свойства вод отдельных
частей Мирового океана;
применять с помощью учителя понятия «гидросфера», «круговорот
воды», «цунами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
классифицировать с опорой на алгоритм учебных действий объекты
гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным
признакам;
различать с опорой на источник информации питание и режим рек;
сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий реки по заданным
признакам;
различать с опорой на источник информации понятия «грунтовые,
межпластовые и артезианские воды» и применять их для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач;
устанавливать с помощью учителя причинно-следственные связи между
питанием, режимом реки и климатом на территории речного бассейна;
приводить с опорой на источник информации примеры районов
распространения многолетней мерзлоты;
иметь представление о причинах образования цунами, приливов и
отливов;
описывать с опорой на алгоритм учебных действий состав, строение
атмосферы;

определять с опорой на схемы, таблицы тенденции изменения
температуры воздуха, количества атмосферных осадков и атмосферного
давления в зависимости от географического положения объектов; амплитуду
температуры воздуха с использованием знаний об особенностях отдельных
компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных
и практических задач;
объяснять с опорой на источник информации образование атмосферных
осадков; направление дневных и ночных бризов, муссонов; годовой ход
температуры воздуха и распределение атмосферных осадков для отдельных
территорий;
различать с опорой на алгоритм учебных действий свойства воздуха;
климаты Земли; климатообразующие факторы;
устанавливать с помощью учителя зависимость между нагреванием
земной поверхности и углом падения солнечных лучей; температурой воздуха и
его относительной влажностью на основе данных эмпирических наблюдений;
сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий свойства атмосферы
в пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря; количество
солнечного тепла, получаемого земной поверхностью при различных углах
падения солнечных лучей;
различать с опорой на источник информации: виды атмосферных
осадков; понятия «бризы» и «муссоны»; понятия «погода» и «климат»; понятия
«атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «верхние слои атмосферы»;
применять с помощью учителя понятия «атмосферное давление»,
«ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
иметь представление о глобальных климатических изменениях для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
проводить измерения с опорой на алгоритм учебных действий:
температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра с
использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр,
анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в табличной и (или)
графической форме;
иметь представление о границах биосферы;
приводить с опорой на источник информации примеры приспособления
живых организмов к среде обитания в разных природных зонах;
различать с опорой на источник информации растительный и животный
мир разных территорий Земли;
объяснять с опорой на алгоритм учебных действий взаимосвязи
компонентов природы в природно-территориальном комплексе;
сравнивать с опорой на источник информации особенности
растительного и животного мира в различных природных зонах;
применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный
комплекс», «природно-территориальный комплекс», «круговорот веществ в
природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий плодородие почв в
различных природных зонах;

приводить с опорой на источник информации примеры изменений в
изученных геосферах в результате деятельности человека на примере
территории мира и своей местности, путей решения существующих
экологических проблем.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».