РП ОДНКР 5-6

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №4

УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ-СОШ № 4
__________Колосова В.А.
приказ № 01.10/793
от «01» сентября 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры России»
для обучающихся 6-9 классов

Армавир 2023
.

Планируемые результаты обучения
5 класс
1. Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1.Гражданского воспитания:
- формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества;
- развитие культуры межнационального общения;
- формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
- развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного
участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в
различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
- формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности,
позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям;
2. Патриотического воспитания:
- формирование российской гражданской идентичности;
- формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите
интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ
патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
- формирование умения ориентироваться в современных общественно-политических
процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной
позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
- развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской
Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
3. Духовно-нравственного воспитания:
- умение соотносить поступки с принятыми нормами морали;
- развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
- формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра;
- развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе
к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
- оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных
жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных
4. Эстетического воспитания:
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих
в Российской Федерации;

- популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
6. Трудового воспитания:
- воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
- развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
- содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой
деятельности для осмысленного выбора профессии.
7. Экологическое воспитание включает:
- развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и
навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии.
8. Ценностей научного познания:
- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения,
поддержку научно-технического творчества детей;
- создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения
заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и
общества.
- умение соотносить поступки с принятыми нормами морали;
- умение анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания
и последствия;
- умение различать формы чувственного и рационального познания, пояснять их
примерами;
- умение различать абсолютную и относительную истины;
- умение объяснить на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни человека;
- умение объяснить взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина,
выражение собственного отношения к лицам, уклоняющимся от выполнения
конституционных обязанностей;
- умение оценивать правомерное и неправомерное поведения субъектов семейного права,
применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
- умение искать и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приёма в
образовательные организации профессионального и высшего образования;
- умение применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами
Метапредметные результаты
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование
речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и
ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных
видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том
числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в
разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение,
анализ, обобщение, построение рассуждений);

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой
коллективного труда.
Предметные результаты
Выпускник научится:
- осознавать целостность окружающего мира, расширять знания о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
- использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширять кругозор и культурный опыт школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре,
искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
Выпускник получит возможность научиться:
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие,
доброта, милосердие и др.).
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в
соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового
этикета.
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической)
и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
6 класс

1. Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1.Гражданского воспитания:
- формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества;
- развитие культуры межнационального общения;
- формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;

- развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного
участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в
различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
- формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности,
позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям;
2. Патриотического воспитания:
- формирование российской гражданской идентичности;
- формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите
интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ
патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
- формирование умения ориентироваться в современных общественно-политических
процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной
позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
- развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской
Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
3. Духовно-нравственного воспитания:
- умение соотносить поступки с принятыми нормами морали;
- развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
- формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра;
- развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе
к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
- оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных
жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных
4. Эстетического воспитания:
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих
в Российской Федерации;
- популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
6. Трудового воспитания:
- воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
- развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
- содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой
деятельности для осмысленного выбора профессии.
7. Экологическое воспитание включает:
- развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и
навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии.

8. Ценностей научного познания:
- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения,
поддержку научно-технического творчества детей;
- создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения
заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и
общества.
- умение соотносить поступки с принятыми нормами морали;
- умение анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания
и последствия;
- умение различать формы чувственного и рационального познания, пояснять их
примерами;
- умение различать абсолютную и относительную истины;
- умение объяснить на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни человека;
- умение объяснить взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина,
выражение собственного отношения к лицам, уклоняющимся от выполнения
конституционных обязанностей;
- умение оценивать правомерное и неправомерное поведения субъектов семейного права,
применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
- умение искать и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приёма в
образовательные организации профессионального и высшего образования;
- умение применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами
Метапредметные результаты
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование
речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и
ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных
видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том
числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в
разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение,
анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой
коллективного труда.
Выпускник научится:
- воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
- сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов,
проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими
духовно-нравственными ценностями.
-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

-создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям)
словесный портрет героя.
-оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных
личностей.
-работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
-использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и
практических задач.
Выпускник получит возможность научиться:
-высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного)
поведения человека.
-оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать
способы саморазвития.
- работать с историческими источниками и документами
Содержание учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»
5 класс (34 ч)
Введение (3 ч)
Зачем изучать предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Отношение к культуре родного народа, Родины как отражение патриотических чувств
человека. Что такое культура общества. Культура как совокупность интеллектуальных,
нравственных, этических и эстетических достижений общества. Многообразие культуры.
Культура материальная и духовная. Как развивается и обогащается культура.
Материальная и духовная культура. Расширение кругозора. Примеры культурной жизни
народов в разные исторические времена; зарождение культуры в первобытном обществе.
Раздел I. В мире культуры (12 ч)
Величие многонациональной российской культуры. Российская культура — сплав
культур народов, проживающих на территории РФ. Фольклор и декоративно-прикладное
творчество народов России. Деятели науки и культуры — представители разных
национальностей (ученые, писатели, художники, композиторы, архитекторы, актеры,
представители других творческих профессий). Человек — творец и носитель культуры.
Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее
таланта, способностей, упорства. Законы нравственности- часть культуры общества.
Источники, создающие нравственные установки.
Раздел II. Нравственные ценности российского народа (18 ч)
«Береги землю родимую, как мать любимую». Патриотические чувства —
характеристика культурного человека. Представления о патриотизме в фольклоре разных
народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр
и др.). Былинные герои русского эпоса. Жизнь ратными подвигами полна. Реальные
примеры выражения патриотических чувств в истории России (Александр Невский,
Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.) Патриоты —
представители разных конфессий (Сергей Радонежский, Рабби Шнеур Залман и др.) Герои
Великой Отечественной войны. В труде — красота человека. Тема труда в фольклоре

разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен».
Традиционные религии о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного
труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, ученые,
путешественники, геологи, космонавты и др.). Бережное отношение к природе. Бережное
отношение к природе — нравственная ценность. Одушевление природы нашими
предками. Создание заповедников, заказников как часть природоохранной деятельности.
Заповедные места и природные памятники на карте России. Семья — хранитель духовных
ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, уважение,
взаимопомощь и поддержка — главные семейные ценности. О любви и милосердии в
разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме.
Взаимоотношения членов семьи. Отражение семейных ценностей в фольклоре разных
народов. Семья — первый трудовой коллектив. Коллективный труд в семье. Традиции и
семейные праздники, совместное проведение досуга.
Обобщающий урок (1 ч)
6 класс (34 ч)
Введение. Что вы уже знаете о духовно-нравственной культуре народов России (2 ч)
Что такое культура общества, что такое индивидуальная культура человека.
Интеллектуальные, нравственные, художественные ценности российской культуры.
Истоки возникновения культуры. Влияние традиций и религиозных идей на развитие
культуры. Человек — носитель и творец культуры. Деятели науки, литературы, живописи,
музыки, архитектуры, театра и их вклад в развитие российской культуры.
Раздел I .Религия и культура (18 ч)
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной
культуры общества. Примеры интеллектуальных, нравственных, художественных
культовых ценностей культуры. Представления о сотворении мира в разных религиях.
Культурное наследие христианской Руси. Влияние принятия христианства на развитие
общества и становление культуры народа. Христианская вера и образование в Древней
Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Роль
монастырей в развитии образования. Традиции православной религии в воспитании детей.
Художественные ценности христианства. Православный храм как культовое произведение
архитектуры. Икона — художественное произведение. Духовная музыка. Богослужебное
пение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Православные
праздники. Культура ислама. Возникновение ислама. Ислам в России. VII—XII вв. —
золотое время исламской культуры. Успехи науки и образования. Мечеть —
архитектурный шедевр, ценность исламской и мировой культуры. Роль мечети в развитии
культуры и образования мусульман. Традиции ислама в воспитании детей. Вклад
мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное
искусство народов, исповедующих ислам. Орнамент, каллиграфия в искусстве ислама.
Исламский календарь. Мусульманские праздники. Иудаизм и культура. Возникновение
иудаизма. Иудаизм в России. Тора — Пятикнижие Моисея. Иудейская история в
произведениях живописи. Мифы, легенды о сотворении мира. Синагога — дом окнами на
Восток, прообраз мироздания, молельный дом евреев. Еврейский календарь. Праздники в
иудаизме. Культурные традиции буддизма. Возникновение буддизма. Распространение
буддизма в России. Буддийские монастыри — очаги культуры, буддийские школы для
детей. Жизнь буддийских монахов. Разнообразие и особенности буддийских культовых
сооружений. Искусство танка. Буддийский календарь. Буддийские праздники.
Раздел II. Как сохранить духовные ценности (5 ч)

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные права граждан
на свободу исповедования. Трудные периоды в истории религий. Расцвет традиционных
религий России. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков.
Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел III. Твой духовный мир (8 ч)
Что составляет твой духовный мир. Взгляды человека на мир. Интересы, склонности,
убеждения человека. Культура человека и его образованность. Влияние образования на
повышение уровня культуры.
Расширение представлений об истории, научных открытиях, событиях общественной
жизни. Эмоциональное отношение к окружающему миру, проявление чувств. Развитие в
себе чувства прекрасного, желание общаться с природой, произведениями искусства.
Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные
качества человека.
Обобщающий урок (1 ч)
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной

деятельности

№ Разделы

Содержание

Кво
час.

Основные виды деятельности
обучающихся

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и

5 класс (34 ч.)
1

Введение

Зачем
изучать
предмет
«Основы
духовно-нравственной
культуры
народов
России». Отношение к
культуре
родного
народа, Родины как
отражение
патриотических
чувств человека. Что
такое
культура
общества. Культура
как
совокупность
интеллектуальных,
нравственных,
этических
и
эстетических
достижений общества.
Многообразие
культуры. Культура
материальная
и
духовная.
Как
развивается
и

3

Понимать

значение

изучения

предмета
«Основы
духовнонравственной культуры народов
России».

Давать определение понятию
«культура». Расширять кругозор.

1,2,3

обогащается культура.
Материальная
и
духовная
культура.
Расширение
кругозора. Примеры
культурной
жизни
народов в разные
исторические
времена; зарождение
культуры
в
первобытном
обществе.
2

Раздел I. В
мире
культуры

Величие
многонациональной
российской культуры.
Российская культура
— сплав культур
народов,
проживающих на
территории РФ.
Фольклор и
декоративноприкладное
творчество народов
России. Деятели
науки и культуры —
представители разных
национальностей
(ученые, писатели,
художники,
композиторы,
архитекторы, актеры,
представители других
творческих
профессий). Человек
— творец и носитель
культуры. Вне
культуры жизнь
человека невозможна.
Вклад личности в
культуру зависит от ее
таланта,
способностей,
упорства. Законы
нравственности- часть
культуры общества.
Источники,
создающие
нравственные
установки.

12

Понимать величие
многонациональной российской
культуры. Характеризовать
фольклор и декоративноприкладное творчество народов
России. Сравнивать
нравственные ценности разных
народов, представленные в
фольклоре, искусстве,
религиозных учениях.
Участвовать в диалоге. Знать и
понимать вклад деятелей науки и
культуры в развитие
общероссийской культуры

1,2,3,4

3

Раздел II.
Нравственн
ые
ценности
российског
о народа

«Береги землю
родимую, как мать
любимую».
Патриотические
чувства —
характеристика
культурного человека.
Представления о
патриотизме в
фольклоре разных
народов. Герои
национального эпоса
разных народов
(Улып, Сияжар,
Боотур, Урал-батыр и
др.). Былинные герои
русского эпоса. Жизнь
ратными подвигами
полна. Реальные
примеры выражения
патриотических
чувств в истории
России (Александр
Невский, Дмитрий
Донской, Кузьма
Минин, Иван
Сусанин, Надежда
Дурова и др.)
Патриоты —
представители разных
конфессий (Сергей
Радонежский, Рабби
Шнеур Залман и др.)
Герои Великой
Отечественной войны.
В труде — красота
человека. Тема труда
в фольклоре разных
народов (сказках,
легендах,
пословицах). «Плод
добрых трудов
славен».
Традиционные
религии о труде и

18

Давать определение понятию
«патриотизм».
Приводить
реальные
примеры
выражения
патриотических чувств в истории
России.
Оценивать поступки

реальных
лиц,
героев
произведений,
высказывания
известных личностей.
Уметь работать с историческими
источниками и документами.
Воспитывать в себе чувство
бережного отношения к природе.
Понимать роль труда во благо
Родины
и
самореализации
человека.
Знать и понимать основные
нормы морали. Понимать роль
семьи в формировании личности.

2,3,6,7

трудолюбии. Люди
труда. Примеры
самоотверженного
труда людей разных
национальностей на
благо Родины
(землепроходцы,
ученые,
путешественники,
геологи, космонавты и
др.). Бережное
отношение к природе.
Бережное отношение
к природе —
нравственная
ценность.
Одушевление
природы нашими
предками. Создание
заповедников,
заказников как часть
природоохранной
деятельности.
Заповедные места и
природные памятники
на карте России.
Семья — хранитель
духовных ценностей.
Роль семьи в жизни
человека. Любовь,
искренность,
симпатия, уважение,
взаимопомощь и
поддержка — главные
семейные ценности. О
любви и милосердии в
разных религиях.
Семейные ценности в
православии,
буддизме, исламе,
иудаизме.
Взаимоотношения
членов семьи.
Отражение семейных
ценностей в
фольклоре разных
народов. Семья —
первый трудовой
коллектив.
Коллективный труд в
семье. Традиции и
семейные праздники,

совместное
проведение досуга.

4

Обобщающ
ий урок

1

Уметь
обобщать изученный
материал.
Анализировать
и
оценивать
совместную
деятельность. Уметь строить
совместную
деятельность
в
соответствии с учебной задачей и
культурой коллективного труда.

1,8

6 класс (34 ч.)
5

Введение.
Что вы уже
знаете о
духовнонравственн
ой
культуре
народов
России

Что такое культура
общества, что такое
индивидуальная
культура человека.
Интеллектуальные,
нравственные,
художественные
ценности российской
культуры. Истоки
возникновения
культуры. Влияние
традиций и
религиозных идей на
развитие культуры.
Человек — носитель и
творец культуры.
Деятели науки,
литературы,
живописи, музыки,
архитектуры, театра и
их вклад в развитие
российской культуры.

2

Понимать истоки возникновения
культуры и влияние традиций и
религиозных идей на развитие
культуры. Характеризовать вклад
деятелей науки, литературы,
живописи, музыки, архитектуры,
театра в развитие российской
культуры.

6

Раздел I.
Религия и
культура

Роль религии в
развитии культуры.
Вклад религии в
развитие
материальной и
духовной культуры
общества. Примеры
интеллектуальных,
нравственных,
художественных
культовых ценностей
культуры.
Представления о

18

Формировать представление об
основах
светской
этики,
культуры
традиционных
религий, их роли в развитии
культуры и истории России и
человечества, в становлении
гражданского
общества
и
российской государственности .
Понимать
значение
нравственности, веры и религии
в жизни человека, семьи и
общества. Воспитывать в себе
чувство веротерпимости.

1,3,4

1,3,4

сотворении мира в
разных религиях.
Культурное наследие
христианской Руси.
Влияние принятия
христианства на
развитие общества и
становление культуры
народа. Христианская
вера и образование в
Древней Руси.
Великие князья
Древней Руси и их
влияние на развитие
образования. Роль
монастырей в
развитии образования.
Традиции
православной религии
в воспитании детей.
Художественные
ценности
христианства.
Православный храм
как культовое
произведение
архитектуры. Икона
— художественное
произведение.
Духовная музыка.
Богослужебное пение.
Колокольный звон.
Особенности
православного
календаря.
Православные
праздники. Культура
ислама.
Возникновение
ислама. Ислам в
России. VII—XII вв.
— золотое время
исламской культуры.
Успехи науки и
образования. Мечеть
— архитектурный
шедевр, ценность
исламской и мировой
культуры. Роль
мечети в развитии
культуры и
образования

мусульман. Традиции
ислама в воспитании
детей. Вклад
мусульманской
литературы в
сокровищницу
мировой культуры.
Декоративноприкладное искусство
народов,
исповедующих ислам.
Орнамент,
каллиграфия в
искусстве ислама.
Исламский календарь.
Мусульманские
праздники. Иудаизм и
культура.
Возникновение
иудаизма. Иудаизм в
России. Тора —
Пятикнижие Моисея.
Иудейская история в
произведениях
живописи. Мифы,
легенды о сотворении
мира. Синагога — дом
окнами на Восток,
прообраз мироздания,
молельный дом
евреев. Еврейский
календарь. Праздники
в иудаизме.
Культурные традиции
буддизма.
Возникновение
буддизма.
Распространение
буддизма в России.
Буддийские
монастыри — очаги
культуры, буддийские
школы для детей.
Жизнь буддийских
монахов.
Разнообразие и
особенности
буддийских
культовых
сооружений.
Искусство танка.
Буддийский

календарь.
Буддийские
праздники.

7

Раздел II.
Как
сохранить
духовные
ценности

Забота государства о
сохранении духовных
ценностей.
Конституционные
права граждан на
свободу
исповедования.
Трудные периоды в
истории религий.
Расцвет
традиционных
религий России.
Хранить память
предков. Уважение к
труду, обычаям, вере
предков. Примеры
благотворительности
из российской
истории. Известные
меценаты России.

5

Воспитывать
способность
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию. Знать
основные
нормы
морали,
нравственные, духовные идеалы,
хранимых
в
культурных
традициях
народов
России.
Формировать уважение к труду,
обычаям, вере предков.

1,2,3,4

8

Раздел III.
Твой
духовный
мир

Что составляет твой
духовный мир.
Взгляды человека на
мир. Интересы,
склонности,
убеждения человека.
Культура человека и
его образованность.
Влияние образования
на повышение уровня
культуры.

8

Знать, что составляет твой
духовный мир. Понимать
влияние образования на
повышение уровня культуры.

1,3,4

Расширение
представлений об
истории, научных
открытиях, событиях
общественной жизни.
Эмоциональное
отношение к

Расширять представления об
истории, научных открытиях,
событиях общественной жизни.

окружающему миру,
проявление чувств.
Развитие в себе
чувства прекрасного,
желание общаться с
природой,
произведениями
искусства. Культура
поведения человека.
Этикет в разных
жизненных ситуациях.
Нравственные
качества человека.
9

Обобщающ
ий урок

1

Уметь
обобщать изученный
материал.
Анализировать
и
оценивать
совместную
деятельность. Уметь строить
совместную
деятельность
в
соответствии с учебной задачей и
культурой коллективного труда.

1,6,8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».