Утверждаю: Директор МАОУ-СОШ № 4 __________В.А. Колосова 1 сентября 2023 г. ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ ВОЛОНТЁРСКОМ ДВИЖЕНИИ 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение: • устанавливает основы регулирования волонтерской деятельности учащихся в МАОУ-СОШ № 4 ; • определяет направления деятельности волонтеров; • определяет возможные формы поддержки добровольного движения руководством школы. 1.2. В своей деятельности участники волонтерского движения руководствуются Всемирной декларацией добровольчества (2001г.),Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (Законом РФ « О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 7 июля 1995г №135-ФЗ), законами и иными нормативными правовыми актами Краснодарским краем , Уставом школы и настоящим Положением. 1.3. Участники движения дают согласие на реализации идей и добровольно принимают участие в мероприятиях объединения. 2. Цели и задачи волонтёрской деятельности 2.1. Деятельность волонтеров направлена на: - гражданское и патриотическое воспитание детей; - пропаганду здорового образа жизни; - защиту окружающей среды. 2.2. Целью волонтерской деятельности является консолидация усилий детей, педагогов в позитивном влиянии на сверстников при выборе ими жизненных ценностей. 2.3. Задачи деятельности волонтерского отряда: • профилактическая работа; • формирование активной жизненной позиции; • организация деятельности школьных добровольческих команд. 3. Участники объединения 3.1. Участниками волонтерского объединения могут быть обучающиеся школы, добровольно принимающие идеи волонтерского движения и согласные реализовывать их в своей жизнедеятельности. 3.2. Участники волонтерского объединения могут создавать органы самоуправления (советы волонтеров). 3.3. Деятельность волонтерского объединения осуществляется в соответствии с Положением о волонтерском объединении, утверждаемом руководителем школы. 4. Основные направления деятельности волонтерского объединения 4.1. Волонтерская деятельность Объединения осуществляется по нескольким направлениям: - содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья молодежи, а также пропаганды здорового образа жизни; - охрана окружающей природной среды и защита животных; - патриотическое воспитание молодежи. 4.2. Просветительская деятельность: • повышение квалификации путем обучения и применения на практике новых форм работы; • поддержка реализации программ по содействию формированию здорового образа жизни в подростковой и детской среде; • участие в общественно- полезной деятельности; • подведение итогов работы (анализ деятельности, мониторинг); • обеспечение участия добровольцев в мероприятиях проекта на городском уровне; • публикации в городской газете о своей деятельности. 4.3. Шефская деятельность: • кураторство младших классов организации образования с целью пропаганды ЗОЖ; • организация временного досуга детей, не нуждающихся в медицинской помощи, ставших участниками чрезвычайных ситуаций; • организация просветительских и социокультурных мероприятий для детейинвалидов, сирот, пожилых людей, инвалидов, ветеранов, многодетных семей, малообеспеченных слоев населения. 4.4. Социальная деятельность: • участие в восстановлении объектов государственного имущества, исторических памятников. 4.5. Информационно-рекламная деятельность: • создание и распространение обучающих, рекламных печатных материалов и фото-видеосюжетов; • организация и проведение тематических бесед, лекториев и др.; • организация и проведение презентаций и других рекламных акций волонтерской деятельности. 5. Механизм реализации волонтерской деятельности 5.1. Общее руководство и контроль волонтерской деятельности осуществляет руководитель проекта, который подчиняется администрации школы. 5.2. Руководители организаций образования обеспечивают участие в образовательном процессе педагогов и учащихся, изъявивших добровольное желание принять участие в волонтерском движении. 5.3. Координационный совет волонтерской организации планирует работу по направлениям волонтерской деятельности и представляет на утверждение в вышеназванные организации. 5.4. Непосредственное участие в реализации волонтерской деятельности принимают школьные работники, педагоги школы, курирующие деятельность волонтерской команды. 6. Права и обязанности руководителя волонтерской группы 6.1. Руководитель волонтеркой группы имеет право: 6.1.1. В целях привлечения к волонтерской деятельности подростков и педагогов вести разъяснительную работу, основываясь на разделах данного Положения. 6.1.5. Отказаться от услуг волонтера, в случае невыполнения им своих обязанностей. 6.2 Руководитель волонтеркой группы обязан: 6.2.1. Организовать обучение волонтера в соответствии с выбранным направлением деятельности. 6.2.2. Организовать практическую деятельность волонтера. 6.2.3. Создать условия для выполнения волонтером принятых обязательств. 6.2.4. Разъяснить волонтеру его права и обязанности. 6.2.5. Не препятствовать отказу волонтера от участия в конкретном мероприятии в случае неуверенности последнего в своих возможностях. 6.2.6. Осуществлять контроль и нести ответственность за деятельность волонтера. 6.2.7. Вести документацию, отражающую учет волонтеров и их деятельность. 7. Права и обязанности волонтера 7.1. Волонтер имеет право: 7.1.1.Осуществлять свою деятельность исходя из своих стремлений, способностей, потребностей и возможностей , если она не противоречит законодательству РФ, Конвенции по правам человека, Конвенции по правам ребенка, интересам администрации ОУ. 7.1.2. Пройти обучение по выбранному им направлению. 7.1.3. Осуществлять свою деятельность в составе волонтерской группы. 7.1.4. Отказаться от участия в конкретном мероприятии в случае неуверенности в своих возможностях. 7.1.5. Прекратить свою деятельность, уведомив об этом руководителя волонтерской группы устным заявлением. 7.2. Обязанности волонтера: 7.2.1. Добросовестно овладеть знаниями, умениями и навыками ведения волонтерской деятельности по выбранному направлению/ направлениям. 7.2.2. Пропагандировать здоровый образ жизни. 7.2.3. Следовать цели и задачам волонтерского движения. 7.2.4. Быть дисциплинированным, строго соблюдать инструкции по охране труда волонтера и указания руководителя волонтеркой группы. 7.2.5. Посещать общие, организационные собрания волонтерской группы. 8. Возможные формы поощрения волонтера - подарочные футболки, грамоты, значки, плакаты, книги и т.д.; - выступление участников волонтерского движения по телевидению и в местных СМИ; - подготовка публикации о достижениях участника волонтерского движения, видеофильма или сайта о лидерах волонтерского движения; - награждение от официальных лиц; - фотография с официальными лицами или известными людьми; - участие в выездных семинарах, профильных сменах, туристических поездках. 9. Порядок регистрации волонтёров Регистрация в качестве волонтера осуществляется молодым гражданином самостоятельно в сети Интернет. По итогам регистрации присваивается личный идентификационный номер (ID), на основании которого выдается «Личная книжка волонтера». «Личная книжка волонтера» содержит сведения о трудовом стаже волонтера, его поощрениях и дополнительной подготовке. 10.Прекращение волонтёрской деятельности Волонтер прекращает свою деятельность в качестве волонтера по собственному желанию, после того, как он устно проинформировал об этом координатора деятельности волонтерского объединения в школе. ПРОГРАММА ВОЛОНТЁРСКОГО ОТРЯДА "Я-Волотёр!" Цель программы Оказаниепозитивного влияния на сверстников при выборе ими жизненных ценностей;апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни;развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность. Задачи : -Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере; -Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.); -Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров; -Возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения; -Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, ПАВ в подростковой среде. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни; - Сформировать у педагогов школы и учащихся мотивацию к работе по профилактическим программам.; -Снизить количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в ПДН; -Создать механизм работы школы с окружающим социумом, через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей “группы риска”. Кадровое обеспечение программы : Заместитель директора школы ВР Классные руководители Старшая вожатая Школьный библиотекарь ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению. “ Стратегия модернизации содержания общего образования ” определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “ Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования ”. Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.Цель: оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. Благо, что волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике. По принципу “равный-равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим. В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром, во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение (тренинговые и профилактические занятия с волонтерами, обучающие и развивающие лагеря, сборы, работа с тематической литературой)). Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования)), в-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности. Наша школа решает проблему пропаганды ЗОЖ, профилактики возникновения вредных зависимостей всеми доступными способами: -Беседы со специалистами -Групповые занятия волонтеров для учащихся -Изготовление плакатов, видео -Оформление информационного стенда -Акции волонтеров -Листовки -Игры -Викторины -Спортивные мероприятия Условия для организации волонтерского движения Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий. Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, агитационные выступления, концертные программы, театрализованные представления). Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, и т.п.). Заповеди волонтеров школы Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности. Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам. Правила деятельности волонтера Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих. Будь генератором идей! Уважай мнение других! Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй! Обещаешь – сделай! Не умеешь – научись! Будь настойчив в достижении целей! Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания. Ключевые мероприятия программы: -Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным! (агитационные выступления) -Знаем сами и малышей научим, Как сделать свое здоровье лучше! (дни профилактики в начальной школе) -Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо - самим причинять себе вред! (акции против табакокурения, алкоголизма, наркотиков и СПИДа) -Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (два в одном – обучение и общение.Тренинги “Я - лидер”, “Уверенность в себе”, “Успешное общение”, “Твоя цель – твой успех”, “Ты и команда”, “Я – творческая личность”) -Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! ( участие в городских и областных конкурсах по пропаганде ЗОЖ) Ожидаемые результаты: Основной результат работы: - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности; -владение знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму; -увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды ; -привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете и учете в ПДН; -создание модели детского и родительского волонтерского движения внутри школы и вне ее; - уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения. -участие в акциях по пропаганде здорового образа жизни Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 4 СОГЛАСОВАНО Зам.директора по ВР _________Л.А. Старун УТВЕРЖДАЮ Директор школы _________В.А. Колосова ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ ВОЛОНТЁРСКОМ ДВИЖЕНИИ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 4 СОГЛАСОВАНО Зам.директора по ВР _________Л.А. Старун УТВЕРЖДАЮ Директор школы _________В.А. Колосова ПРОГРАММА ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА «Я-Волонтёр!»