РП человек и общество 11

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

УТВЕРЖДЕНА
решением педагогического совета
от 30 августа 2022 г. протокол №1
директор МАОУ – СОШ №4
_________________В.А. Колосова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»
Среднее общее образование: 11 классы
Количество часов:

34

Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Человек и общество» для учащихся 11-х
классов составлена и разработана на основании следующих нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального,
основного и среднего (полного) общего образования».
3.
Приказ Минобрнауки России от 09.03.2014 № 1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования».
4.
Приказ Минобрнауки России от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования».
5.
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования».
6.
Примерная Программа: Сборник нормативных документов. Федеральный
компонент Государственного стандарта, рекомендованный Министерством образования и
науки в РФ, - М,, 2016
7.
Авторская программа О. И. Волошиной, А.П. Логунова, А.Б. Шатилова, А.В.
Юдельсон «Человек – общество – мир». - Москва, Современное образование, 2018
Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Человек. Общество.
Мир» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта
общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089); программы по
обществознанию для 10-11 классов (Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф.Иванова и др,
базовый уровень). Данный курс предназначен для учащихся 11-х классов. Программа
курса ориентирована на повторение, систематизацию, обобщение курса обществознания
средней школы, а также на подготовку учащихся в перспективе к сдаче ЕГЭ.
Учебный план школы предполагает на изучение элективного курса «Человек.
Общество. Мир» 34 часа в год - 1 час в неделю. Актуальность программы
определяется тем, что при гуманитарном подходе к образованию признаётся не набор
информации, усвоенной учащимися на репродуктивном уровне, а его «знание о
незнании». Безусловный приоритет над знанием отдаётся пониманию (прежде всего
пониманию того, «что и зачем ты делаешь»), связи понимаемого с собственным личным
опытом. Основными результатами освоения содержания элективного курса учащимися
может быть определенный набор умений (общеучебных и предметных), а также
приобретение опыта исследовательской деятельности
Курс построен по модульному принципу, который позволяет успешно
организовывать самостоятельную работу учащегося и различные маршруты освоения
предложенного содержания. Основная функция учителя в данном курсе состоит в
«сопровождении» учащегося в познавательной деятельности, коррекции ранее
полученной информации, помощи в извлечении из полученных ранее знаний тех, которые
актуализируются в данном курсе. Немаловажным является и то, что курс в целом
выстраивается как система актуализированного диалога, что обеспечивается активным использованием современных методов обучения и современных коммуникативных
технологий.
В целях гражданско-патриотического воспитания, повышения мотивации,
формирования активной гражданской позиции курс предусматривает творческую
деятельность, выраженную в учебно-исследовательской и проектной деятельности
учащихся. Курс ориентирует на активную самостоятельную поисковую работу по

широкому кругу выделенных в сотрудничестве ученика и учителя проблем, лично
значимых для учащихся и стимулирующих творческий поиск. Курс способствует росту
уверенности ученика в своих силах, активному использованию своего субъектного опыта,
углублению знаний по выбранным темам
Цели элективного курса:
1. освоение системы обществоведческих знаний и соответствующих предметных
умений и навыков в процессе теоретической и практической подготовки к ЕГЭ.
2. формирование у учащихся готовности искать и находить свою собственную дорогу в
мире духовных, этических и эстетических ценностей, проблем, традиций.
Задачи курса:
 На основе изучения и повторения ключевых проблем современного обществознания
систематизировать и обобщить предметные знания учащихся.
 Способствовать воспитанию учащихся в духе гражданского патриотизма,
правосознания, активной жизненной позиции.
 Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи
материала, исследовательской и проектной деятельности.
 выделять разные виды взаимосвязей человеческой деятельности, общественных
процессов и тенденций мирового развития;
 знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов
по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким
ответом, с развернутым ответом);
 психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
 формирование умения анализировать позицию автора текста; перекодирование
информации, т.е. превращать текст в таблицы, графики, схемы; вести дискуссию,
слушать и слышать оппонентов.

выработка у учащихся способности самостоятельно ориентироваться в быстро
изменяющемся мире, находить в нем свое место и адекватный ответ «вызовам»
времени;

дать представление о современных глобальных проблемах человечества, способах и
перспективах их решения, помочь им на пороге их взрослой жизни научиться
критическому анализу ситуаций и различных точек зрения.
Требования к результатам обучения и освоения содержания элективного курса:
Личностные результаты выпускников, формируемые при изучении содержания курса:
- осознание принадлежности к мировому культурному пространству;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение
исторических основ развития мировой и российской цивилизаций;
- осознания необходимости о сохранении и преумножении национального и мирового
культурного и социального наследия.
Метапредметные результаты характеризуются умениями:
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта, сравнивать,
сопоставлять, оценивать и классифицировать объекты по указанным критериям;
- объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах;
- обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от
противного);
- осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках
различного типа и извлекать необходимые сведения из источников, созданных
в разных знаковых системах;

- работать с текстами различных стилей и др.
Предметные результаты освоения выпускниками программы:
- знание различных подходов к исследованию проблем человека и общества;
- знание особенностей обществоведческих наук и их отличительные черты от наук других
циклов;
- умение сравнивать и устанавливать соответствие между существенными чертами и
признаками явлений в общественной жизни, различать в информации факты и мнения,
аргументы и выводы.
В результате изучения элективного курса «Человек. Общество. Мир» ученики 11-го
класса научатся:
- понимать основные обществоведческие категории и термины для более глубокого
осмысления окружающей социальной и политической действительности;
- формировать понимание закономерностей общественного развития, способностей к
объективному восприятию информации, её анализу и обобщению;
- формировать способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке
цели и выбору путей её достижения;
- знания содержания мировоззренческих и социально значимых проблем,
закономерностей развития общества и мышления;
- использовать полученные знания и умения для более глубокого осмысления
действительности. Выбора рациональных путей ее преобразований,
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: умения ориентироваться в мире социальных, политических,
правовых, нравственных и эстетических ценностей, формировать и обосновывать
собственную позицию.
В результате изучения данного элективного курса «Человек. Общество. Мир» ученики
11-го класса
получат возможность научиться:
- умению ориентироваться в мире политико-правовых, социальных, нравственных и
эстетических ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;
- знанию места и роли человека в системе общественных отношений, сущности
основополагающих процессов и явлений в обществе;
- умению уважительно относиться к культурным традициям, проявлять расовую,
национальную и религиозную терпимость;
- умению владения навыками самосовершенствования и саморазвития, соблюдения
морально- этических норм социума;
- умению понимать и анализировать социально значимые проблемы и процессы;
- умению анализировать научную и социально-политическую литературу, применять
понятийно-категориальный аппарат, прогнозировать возможное развитие социальных
проблем и процессов в будущем.
Содержание элективного курса «Человек. Общество. Мир» 11 класс (34 ч)
Введение (1 ч) Человек. Общество. Мир.
Тема 1. Человек. (7 ч)
Природа человека. Человек как результат биологической, социальной и культурной
эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное
существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности.
Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация.
Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и
гуманитарное знание.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование.
Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и
ответственности личности.
Тема 2. Общество. (16ч)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и общественное сознание
Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества.
Общество как сложная динамичная система.
Социум как особая часть мира. Функции и подсистемы общества. Взаимосвязь
экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества.
Типология обществ. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные
общества, их характерные черты.
Духовная жизнь общества. Искусство и духовная жизнь. его формы, основные
направления. Эстетическая культура. Наука и образование. Наука, ее роль в современном
мире. Непрерывное образование и самообразование
Тенденции духовной жизни современной России
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества.
Нравственная культура.
Социальная сфера общества.
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная
стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный
конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм.
Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и
межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Экономическая сфера общества
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как
основа жизнеобеспечения общества. Экономика и экономическая наука.. Взаимовлияние
экономики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое
поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность
хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления. защита прав
потребителя. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Рынок труда.
Государственная политика в области занятости. Мировая экономика. Международная
торговля. Глобальные проблемы экономики.
Политико -правовая сфера общества .
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть,
ее происхождение и виды. Политическая система. Государство в политической системе.
Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы и политические
партии. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс, участие.
Политическая культура.
Право как особая система норм. Система права: основные отрасли, институты,
отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Современное
российское
законодательство.
Основы
государственного,
административного,
гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Тема. 3. Мир. (10 ч)
Процессы глобализация и становление единого человечества. Последствия процесса
глобализации: позитивные и негативные. основные факторы единства современного
человечества. Глобальные проблемы человечества. Причины возникновения. Основные
направления решения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив
человечества. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм
как важнейшая угроза современной цивилизации. Общество и человек перед лицом угроз
и вызовов XXI века. Особенности современного мира.
Что нас разделяет. Культура: понятие, многообразие, формы. Культура и духовная жизнь.
Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур.
Средства массовой информации. Религия и язык как явление культуры. Мировые религии.
религия и современный мир. Культурные различия и современные конфликты.
Учитесь мыслить глобально. Феномен мирового лидерства. Россия в глобальной
конкуренции. Европейский союз и его миссия. Китай на пути к глобальной державе.
XXI век и новые угрозы для человечества. Глобальная безопасность в современном мире.
Экономика и экология.
Власть в информационном обществе. Информационное общество: политическое и
социальное своеобразие. Успешность в информационную эпоху. Информация и
демократия. Информация и власть. Средства массовой информации: между властью и
гражданским обществом. Государство и свобода СМИ. Свобода СМИ и международный
терроризм. Всемирная информативно-коммуникативная сеть.
Россия и " русский мир". Особенности русской политической культуры. Собирание
русских земель и изменение политической культуры. Революции в России. Политическая
преемственность в российской истории. Политическая система современной России.
Россия -президентская республика. Президент. Парламент. Устройство исполнительной и
судебной власти.
Россия в глобальном мире: вызовы и задачи.
Итоговое повторение. Человек. Общество. Мир.
Учебно-тематическое планирование
элективного курса «Человек. Общество. Мир» (1 ч в неделю - 34 ч)
11 класс
профиль
2021-2022 уч. гг.
№

Раздел

1. Введение. Человек. Общество. Мир. 1 ч
Человек. 8 ч
2 Человек как результат биологической и
социальной эволюции
3 Человек как творец и творение культуры
4 Потребности и интересы человека. Познание и
знание
5 Деятельность и мышление
6 Свобода и ответственность личности
Общество. 16 ч

Всего Теория
часов
1
1
1

Практика

1

1
2

1
1

2
1

1
1

1
1

1
2
3
4.
5
6
7
8

Общество. Общественное сознание.
Социум как особенная часть мира
Общество, природа, культура
Типология обществ
Духовная жизнь общества
Социальная сфера общества
Экономическая сфера жизни общества
Политико-правовая сфера жизни общества
Мир. 10 ч

1
1
1
1
3
3
3
3

1
1
1

1

Глобализация и глобальные проблемы
человечества
Что нас разделяет: культура, религия
Учитесь мыслить глобально.
XXI век и новые угрозы для человечества
Власть в информационном обществе
Россия и "русский мир"
Россия в глобальном мире: вызовы и задачи
Итого:

1

1

2
2
1
1
1
2
34 ч

1
2
1
1
1
1
24

2
3
4
5
6
7

2
2
2
2

1
1
1
1
1

1

1
10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».