РП информатика 8-9

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31 августа 2021 года протокол № 1
Директор МАОУ-СОШ № 4
____________________ В.А. Колосова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ
Основное общее образование: 7-9 классы
Количество часов: 102
Количество часов в неделю: 7 класс – 1 ч., 8 класс – 1 ч., 9 класс – 1 ч.
Учитель: Лезина Ольга Сергеевна
Программа разработана в соответствии и на основе:
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №
1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования" (с дополнениями и изменениями);
- примерной основной образовательной программы основного общего образования,
одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию
(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5)
- УМК Информатика. Примерные рабочие программы. 5-9 классы: учебно-методическое
пособие/сост. К.Л. Бутягина.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
7 класс
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении
информационно коммуникационных технологий в основной школе, являются:
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;
развитие

чувства

личной

ответственности

за

качество

окружающей

информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях
развития информационного общества.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении
информационно коммуникационных технологий в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель»,
«алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями:
создавать

обобщения,

самостоятельно

устанавливать

выбирать

основания

и

аналогии,
критерии

определять понятия,
классифицировать,
для

классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках
предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Предметные результаты- учащиеся в ходе изучения данного предмета,
овладеют научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и
приемами

работы

с

информацией

с

использованием

информационно

коммуникационных технологий. У учащихся на данном этапе обучения
сформируется
2

представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель – и их свойствах;
разовьётся алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной
деятельности в современном обществе;
умение составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя.
Ученик научится:различать содержание основных понятий предмета:
информатика,

информация,

информационный

процесс,

информационная

система, информационная модель и др.;
различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по
способам ее представления на материальных носителях;
раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в
системах различной природы;
приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с
хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора,
оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств вводавывода), характеристиках этих устройств;
определять качественные и количественные характеристики компонентов
компьютера;
узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том, как можно
улучшить характеристики компьютеров;
узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров;
классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать,
удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
разбираться в иерархической структуре файловой системы;
навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками,
достаточными для работы с различными видами программных систем и
интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы.
3

Ученик получит возможность научиться:
осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;
узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера;
практиковаться в использовании основных видов прикладного программного
обеспечения (редакторы текстов, редакторы создания презентаций)
8 класс
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении
информационно коммуникационных технологий в основной школе, являются:
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Основными

метапредметными

результатами,

формируемыми

при

изучении информационно коммуникационных технологий в основной школе,
являются:
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование
и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера;
владение

информационным

моделированием

как

основным

методом

приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в
пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение
4

строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение
выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,
проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для сбора,
хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки
создания личного информационного пространства (обращение с устройствами
ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений;
создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений;
создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и
социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ
информации).
Предметные результаты- учащиеся в ходе изучения данного предмета,
овладеют научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и
приемами

работы

с

информацией

с

использованием

информационно

коммуникационных технологий. У учащихся на данном этапе обучения
сформируется
сформируются знания об алгоритмических конструкциях, логических значениях
и операциях;
познакомятся

с

одним

из

языков

программирования

и

основными

алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
научатся структурировать информацию,

выбирать способ представления

данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики,
диаграммы,

с

использованием

соответствующих

программных

средств

обработки данных;
сформируются навыки и умения безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.
5

Ученик научится:
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и
производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи
данных, оценивать время передачи данных;
кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник
данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная
способность канала связи);
определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту
кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4
символов);
определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и
кодовой таблице равномерного кода;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное
натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в
десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа,
записанные в двоичной системе счисления;
записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и»,
«или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания,
если

известны

значения

истинности

входящих

в

него

элементарных

высказываний;
определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех
базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и
дополнения;
использовать основные способы графического представления числовой
информации, (графики, диаграммы);
составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным,
графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков
и др.);
6

определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения
конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента.
Ученик получит возможность научиться:
познакомиться с примерами математических моделей и использования
компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической
моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью
объекта/явления и словесным описанием;
узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит,
содержащий только два символа, например, 0 и 1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных
компьютерах и робототехнических системах;
познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при
описании реальных объектов и процессов;
ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение
алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных
роботов);
узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие
при передаче информации;
создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне
ее;
познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения.
9 класс
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении
информационно коммуникационных технологий в основной школе, являются:
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;
развитие

чувства

личной

ответственности

за

качество

окружающей

информационной среды;
7

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях
развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Основными

метапредметными

результатами,

формируемыми

при

изучении информационно коммуникационных технологий в основной школе,
являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель»,
«алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями:
создавать

обобщения,

самостоятельно

выбирать

устанавливать
основания

и

определять понятия,

аналогии,
критерии

классифицировать,
для

классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках
предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений

и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
8

информации, применение методов информационного поиска; структурирование
и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера;
владение

информационным

моделированием

как

основным

методом

приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в
пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение
строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение
выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,
проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для сбора,
хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки
создания личного информационного пространства (обращение с устройствами
ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений;
создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений;
создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и
социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ
информации).
Предметные результаты- учащиеся в ходе изучения данного предмета,
овладеют научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и
приемами

работы

с

информацией

с

использованием

информационно

коммуникационных технологий. У учащихся на данном этапе обучения
сформируется
представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель – и их свойствах;
9

разовьётся алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной
деятельности в современном обществе;
умение составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя;
сформируются знания об алгоритмических конструкциях, логических значениях
и операциях;
познакомятся

с

одним

из

языков

программирования

и

основными

алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
научатся структурировать информацию,

выбирать способ представления

данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики,
диаграммы,

с

использованием

соответствующих

программных

средств

обработки данных;
сформируются навыки и умения безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.

Выпускник научится:
использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина
ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый
элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент;
вставка, удаление и замена элемента);
описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание
термина «матрица смежности» не обязательно);
познакомиться

с

двоичным

кодированием

текстов

и

с

наиболее

употребительными современными кодами;
использовать основные способы графического представления числовой
информации, (графики, диаграммы);
программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на
компьютере;
10

использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины
(массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать
оператор присваивания;
анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты
возможны при заданном множестве исходных значений;
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
записывать на выбранном языке программирования арифметические и
логические выражения и вычислять их значения;
использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с
использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение
диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение
диаграмм (круговой и столбчатой);
использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк
таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием
логических операций.
Выпускник

получит

возможность:познакомиться

с

примерами

математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять
сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной
моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным
описанием;
познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при
описании реальных объектов и процессов;
ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение
алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных
роботов);
узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие
при передаче информации;
11

познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер
управляет различными системами (роботы, летательные и космические
аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
познакомиться

с

учебной

средой

составления

программ

управления

автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления,
разработанными в этой среде;
приемами безопасной организации своего личного пространства данных с
использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т.
п.;
основами соблюдения норм информационной этики и права;
познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными
данными и соответствующим понятийным аппаратом;
узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных;
познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого
взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная
информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример:
наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к
оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных
источников);
узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и
национальные стандарты;
узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
получить представления о роботизированных устройствах и их использовании
на производстве и в научных исследованиях.

12

2.

Содержание учебного предмета
7 класс

1.

Информация и информационные процессы.
Информация — одно из основных понятий

современной науки.

Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя
информации

и

обстоятельств

получения

информации:

важность,

своевременность, достоверность, актуальность и т.п.
Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые
могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как
сведения, предназначенные для восприятия человеком.
Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных.
Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью
дискретных данных.
Информационные процессы — процессы, связанные с хранением,
преобразованием и передачей данных. Примеры информационных процессов в
системах различной природы.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные,
оптические, флеш-память). Качественные и количественные характеристики
современных носителей информации: объем информации, хранящейся на
носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации.
Сетевое хранение информации. Носители информации в живой природе.
Передача информации. Источник, информационный канал, приемник
информации.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой
информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая
содержание информации. Поиск информации. Поиск информации в сети
Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение запросов;
браузеры. Поисковые машины.
13

Представление информации. Формы представления информации. Символ.
Алфавит — конечное множество символов; мощность алфавита. Текст —
конечная

последовательность

символов

данного

алфавита.

Количество

различных текстов данной длины в данном алфавите.
Язык как способ представления информации. Разнообразие языков и
алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском
языке.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом
алфавите; кодовая таблица, декодирование. Универсальность дискретного
(цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный
код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и
количества кодовых комбинаций.
Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в
двоичном алфавите. Двоичные коды с фикси фиксированной длиной кодового
слова. Разрядность кода — длина кодового слова. Зависимость количества
кодовых комбинаций от разрядности кода.
Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т. д.
Количество информации, содержащееся в сообщении.

2.

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией.
Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя

энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные
характеристики.
Компьютеры, встроенные в технические устройства и производственные
комплексы. Роботизированные производства, аддитивные технологии (ЗБпринтеры).
Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы
развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных
для различных видов носителей. История и тенденции развития компьютеров,
улучшение характеристик компьютеров. Физические ограничения на значения
14

характеристик компьютеров.
Суперкомпьютеры. Параллельные вычисления.
Состав и функции программного обеспечения компьютера: системное
программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы
программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.
Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.
Файловая система. Принципы построения файловых систем. Каталог
(директория).

Основные

операции

при

работе

с

файлами:

создание,

редактирование, копирование, перемещение, удаление. Типы файлов.
Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного текста,
полный текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип, полуторачасовой
фильм, файл данных космических наблюдений, файл промежуточных данных
при математическом моделировании сложных физических процессов и др.).
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые
окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в
наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление
объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование.
Файловый менеджер. Поиск в файловой системе.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной
эксплуатации компьютера.

3.

Обработка графической информации.
Общее

представление

о

цифровом

представлении

изображений.

Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модели HSB и
CMY. Глубина кодирования. Компьютерная графика (растровая, векторная).
Форматы графических файлов.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и
хранением изображений.
Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования
графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка,
15

поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка
цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности.
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств
(цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).

4.

Обработка текстовой информации.
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка,

слово, символ).
Текстовый процессор

— инструмент создания, редактирования и

форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое
форматирование.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов.
Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц,
колонтитулов, ссылок и др. История изменений. Коллективная работа над
документом. Проверка правописания, словари.
Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Инструменты

ввода

текста

с

использованием

сканера,

программ

распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы.
Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных
алфавитов. Представление о стандарте Unicode.

5.

Мультимедиа.
Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Подготовка

компьютерных презентаций. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звук и
видео

как

составляющие

мультимедиа.

Включение

в

презентацию

аудиовизуальных объектов.
Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальной
информации. Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество
каналов

записи.

Оценка

количественных

параметров,

связанных

с
16

представлением и хранением звуковых файлов.

6.

Итоговое повторение.
8 класс

1.

Математические основы информатики.
Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления.

Примеры представления чисел в позиционных системах счисления. Основание
системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество
цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и
развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.
Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024.
Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из
двоичной в десятичную.
Восьмеричная

и

шестнадцатеричная

системы

счисления.

Перевод

натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную,
шестнадцатеричную и обратно. Перевод натуральных чисел из двоичной
системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.
Арифметические действия в системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики.
Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества
вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите.
Множество.

Определение

количества

элементов

во

множествах,

полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций
объединения, пересечения и дополнения.
Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера—
Венна. Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические
операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция,
логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических
выражений. Приоритеты логических операций.
17

Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических
выражений.
Законы

алгебры

логики.

Использование

таблиц

истинности

для

доказательства законов алгебры логики. Логические элементы. Схемы
логических элементов и их физическая (электронная) реализация. Знакомство с
логическими основами компьютера.

2.

Алгоритмы и элементы программирования.
Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями.
Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд

исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя.
Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление
исполнителем.
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Свойства
алгоритмов. Алгоритмический язык (язык программирования) — формальный
язык для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на конкретном
алгоритмическом языке. Компьютер — автоматическое устройство, способное
управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими
команды. Программное управление исполнителем.
Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блоксхем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном
алгоритмическом языке.
Системы программирования. Средства создания и выполнения программ.
Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый
им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от
цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий
реальными (в том числе движущимися) устройствами.
Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный
алгоритм.

Ограниченность

линейных

алгоритмов:

невозможность

предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от
18

исходных данных.
Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.
Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания).
Простые и составные условия. Запись составных условий.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с
условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения
цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла:
постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла.
Язык программирования. Основные правила языка программирования
Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи
основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).
Разработка алгоритмов и программ. Составление алгоритмов и программ
по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.
Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие
вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов.
Оператор присваивания.
Понятие простой величины. Константы и переменные. Переменная: имя и
значение. Типы переменных: целые, вещественные, символьные, строковые,
логические.
Примеры

задач

обработки

данных:

нахождение

минимального

и

максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел; нахождение всех
корней заданного квадратного уравнения; заполнение числового массива в
соответствии с формулой или путем ввода чисел; нахождение суммы элементов
данной конечной числовой последовательности или массива; нахождение
минимального (максимального) элемента массива. Знакомство с алгоритмами
решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в выбранной среде
программирования.
Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и
алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных
операций с массивами; нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм
19

Евклида).
Понятие об этапах разработки программ: составление требований к
программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном
алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы
программирования, тестирование. Простейшие приемы диалоговой отладки
программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений
величин, отладочный вывод). Понятие документирования программ.
Анализ алгоритмов. Сложность вычисления: количество выполненных
операций, размер используемой памяти; их зависимость от размера исходных
данных. Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке
неболь шого объема данных; примеры коротких программ, выполняющих
обработку большого объема данных.
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном
множестве входных данных; определение возможных входных данных,
приводящих к данному результату. Примеры описания объектов и процессов с
помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей между этими
характеристиками, выражаемыми с помощью формул.

3.

Итоговое повторение.
9 класс

1.

Моделирование и формализация.
Моделирование как метод познания. Модели и моделирование. Этапы

построения

информационной

моделируемому

объекту

и

модели.
целям

Оценка

адекватности

моделирования.

модели

Классификация

информационных моделей.
Графы, деревья. Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и
неориентированные графы. Начальная вершина (источник) и конечная вершина
(сток) в ориентированном графе. Длина (вес) ребра и пути. Понятие
минимального пути. Матрица смежности графа (с длинами ребер).
20

Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина,
последующие

вершины.

Поддерево. Высота дерева. Бинарное дерево.

Генеалогическое дерево.
Базы данных. Таблица как представление отношения. Реляционные базы
данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и
принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и
сортировка данных.
Математическое моделирование. Понятие математической модели.
Задачи,

решаемые

с

помощью

математического

(компьютерного)

моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от
словесного (литературного) описания объекта. Использование компьютеров при
работе с математическими моделями.
Компьютерные эксперименты. Примеры использования математических
(компьютерных)

моделей

при

решении

научно-технических

задач.

Представление о цикле моделирования: построение математической модели, ее
программная реализация, проверка на простых примерах (тестирование),
проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение
модели.
2.

Алгоритмы и элементы программирования.
Представление о структурах данных. Табличные величины (массивы).

Одномерные

массивы.

Список.

Первый

элемент,

последний

элемент,

предыдущий элемент, следующий элемент. Вставка, удаление и замена
элемента.
Примеры

задач

обработки

данных:

нахождение

минимального

и

максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел; нахождение всех
корней заданного квадратного уравнения; заполнение числового массива в
соответствии с формулой или путем ввода чисел; нахождение суммы элементов
данной конечной числовой последовательности или массива; нахождение
минимального (максимального) элемента массива. Знакомство с алгоритмами
решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в выбранной среде
21

программирования.
Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и
алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных
операций с массивами; нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм
Евклида).
Понятие об этапах разработки программ: составление требований к
программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном
алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы
программирования, тестирование. Простейшие приемы диалоговой отладки
программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений
величин, отладочный вывод). Понятие документирования программ.
Анализ алгоритмов. Сложность вычисления: количество выполненных
операций, размер используемой памяти; их зависимость от размера исходных
данных. Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке
неболь шого объема данных; примеры коротких программ, выполняющих
обработку большого объема данных.
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном
множестве входных данных; определение возможных входных данных,
приводящих к данному результату. Примеры описания объектов и процессов с
помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей между этими
характеристиками, выражаемыми с помощью формул.
Обработка числовой информации в электронных таблицах.

3.

Электронные

(динамические)

таблицы.

Формулы

с

использованием

абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование формул
при

копировании.

Выделение

диапазона

таблицы

и

упорядочивание

(сортировка) его элементов; построение графиков и диаграмм.
4.

Коммуникационные технологии.
Компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная
22

способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Адресация в сети Интернет. Доменная система имен. Сайт. Сетевое хранение
данных. Большие данные в природе и технике.
Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая служба;
справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы
обновления программного обеспечения и др.
Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет. Методы
индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети
Интернет. Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта.
Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат,
форум, телеконференция и др. Информационные ресурсы компьютерных сетей:
Всемирная паутина, файловые архивы.
Базовые представления о правовых и этических аспектах работы в сети
Интернет. Личная информация, средства ее защиты. Организация личного
информационного пространства.

5.

Итоговое повторение.

23

3. Тематическое планирование
7 класс
№ п/п
1

2

Содержание из содержания

Тема

Кол-во
часов

УУД

Цели изучения курса информатики и
1
ИКТ.
Техника
безопасности
и
организация рабочего места.
Раздел: «Информация и информационные процессы».
Информация — одно из основных Информация и ее свойства.
Аналитическая деятельность:
8
понятий
современной
науки. Информационные
процессы.

оценивать информацию с позиции её
Субъективные
характеристики Обработка информации.
свойств (актуальность, достоверность, полнота и
информации, зависящие от личности Информационные процессы. Хранение
пр.);
получателя информации и обстоятельств и передача информации.

приводить примеры кодирования с
получения
информации:
важность, Всемирная
паутина
как
использованием
различных
алфавитов,
своевременность,
достоверность, информационное хранилище.
встречаются в жизни;
актуальность и т.п.
Представление информации.

классифицировать
информационные
Различные
аспекты
слова Дискретная форма представления
процессы по принятому основанию;
«информация»: информация как данные, информации.

выделять
информационную
которые
могут
быть
обработаны Единицы измерения информации.
составляющую процессов в биологических,
автоматизированной
системой,
и Обобщение
и
систематизация
технических и социальных системах;
информация
как
сведения, основных понятий темы «Информация

анализировать отношения в живой
предназначенные
для
восприятия и
информационные
процессы».
природе, технических и социальных (школа,
человеком.
Проверочная работа
семья и пр.) системах с позиций оформления.
Примеры данных: тексты, числа.
Практическая деятельность:
Дискретность данных. Анализ данных.

кодировать и декодировать сообщения по
Возможность
описания
непрерывных
известным правилам кодирования;
объектов и процессов с помощью

определять
количество
различных
дискретных данных.
символов, которые могут быть закодированы с
Информационные
процессы
—
помощью двоичного кода фиксированной длины
процессы,
связанные
с
хранением,
(разрядности);
преобразованием и передачей данных.
Примеры информационных процессов в
системах различной природы.
24

№ п/п

Содержание из содержания
Хранение информации. Носители
информации
(бумажные,
магнитные,
оптические, флеш-память). Качественные и
количественные
характеристики
современных носителей информации:
объем информации, хранящейся на
носителе; скорости записи и чтения
информации. Хранилища информации.
Сетевое хранение информации. Носители
информации в живой природе.
Передача информации. Источник,
информационный
канал,
приемник
информации.
Обработка информации. Обработка,
связанная
с
получением
новой
информации. Обработка, связанная с
изменением формы, но не изменяющая
содержание
информации.
Поиск
информации. Поиск информации в сети
Интернет. Средства и методика поиска
информации.
Построение
запросов;
браузеры. Поисковые машины.
Представление информации. Формы
представления
информации.
Символ.
Алфавит — конечное множество символов;
мощность алфавита. Текст — конечная
последовательность символов данного
алфавита. Количество различных текстов
данной длины в данном алфавите.
Язык как способ представления
информации. Разнообразие языков и

Тема

Кол-во
часов

УУД

определять разрядность двоичного кода,
необходимого для кодирования всех символов
алфавита заданной мощности;

оперировать с единицами измерения
количества информации (бит, байт, килобайт,
мегабайт, гигабайт);

оценивать
числовые
параметры
информационных процессов (объем памяти,
необходимой для хранения информации;
скорость передачи информации, пропускную
способность выбранного канала и пр.)

25

№ п/п

Содержание из содержания

Тема

УУД

Кол-во
часов

алфавитов. Естественные и формальные
языки. Алфавит текстов на русском языке.
Кодирование
символов
одного
алфавита с помощью кодовых слов в
другом алфавите; кодовая таблица,
декодирование.
Универсальность
дискретного (цифрового, в том числе
двоичного)
кодирования.
Двоичный
алфавит. Двоичный код. Разрядность
двоичного кода. Связь длины (разрядности)
двоичного кода и количества кодовых
комбинаций.
Двоичный алфавит. Представление
данных в компьютере как текстов в
двоичном алфавите. Двоичные коды с
фикси фиксированной длиной кодового
слова. Разрядность кода — длина кодового
слова. Зависимость количества кодовых
комбинаций от разрядности кода.
Единицы измерения длины двоичных
текстов: бит, байт, Килобайт и т. д.
Количество информации, содержащееся в
сообщении.
Раздел: «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».
3

Архитектура компьютера: процессор,
оперативная
память,
внешняя
энергонезависимая память, устройства
ввода-вывода;
их
количественные
характеристики.
Компьютеры,
встроенные
в
технические
устройства
и
производственные
комплексы.

Основные компоненты компьютера и
их функции.
Персональный компьютер.
Программное обеспечение
компьютера. Системное программное
обеспечение.
Системы программирования и
прикладное программное обеспечение.

7

Аналитическая деятельность:

анализировать компьютер с точки зрения
единства программных и аппаратных средств;

анализировать устройства компьютера с
точки зрения организации процедур ввода,
хранения, обработки, вывода и передачи
информации;

26

№ п/п

Содержание из содержания

Тема

Роботизированные
производства,
аддитивные технологии (ЗБ-принтеры).
Носители информации, используемые
в ИКТ. История и перспективы развития.
Представление об объемах данных и
скоростях доступа, характерных для
различных видов носителей. История и
тенденции
развития
компьютеров,
улучшение характеристик компьютеров.
Физические ограничения на значения
характеристик компьютеров.
Суперкомпьютеры.
Параллельные
вычисления.
Состав и функции программного
обеспечения
компьютера:
системное
программное обеспечение, прикладное
программное
обеспечение,
системы
программирования.
Правовые
нормы
использования программного обеспечения.
Компьютерные
вирусы.
Антивирусная профилактика.
Файловая
система.
Принципы
построения файловых систем. Каталог
(директория). Основные операции при
работе
с
файлами:
создание,
редактирование,
копирование,
перемещение, удаление. Типы файлов.
Характерные
размеры
файлов
различных типов (страница печатного
текста, полный текст романа «Евгений
Онегин»,
минутный
видеоклип,
полуторачасовой фильм, файл данных

Файлы и файловые структуры.
Пользовательский интерфейс.
Обобщение и систематизация
основных понятий темы «Компьютер
как универсальное устройство для
работы с информацией». Проверочная
работа.

Кол-во
часов

УУД

определять программные и аппаратные
средства, необходимые для осуществления
информационных процессов при решении задач;

анализировать информацию (сигналы о
готовности и неполадке) при включении
компьютера;

определять основные характеристики
операционной системы;

планировать
собственное
информационное пространство.
Практическая деятельность:

получать информацию о характеристиках
компьютера;

оценивать
числовые
параметры
информационных процессов (объем памяти,
необходимой для хранения информации;
скорость передачи информации, пропускную
способность выбранного канала и пр.);

выполнять основные операции с файлами
и папками

оперировать
компьютерными
информационными объектами в нагляднографической форме;

оценивать
размеры
файлов,
подготовленных с использованием различных
устройств ввода информации в заданный
интервал
времени
(клавиатура,
сканер,
микрофон, фотокамера, видеокамера);

использовать программы-архиваторы;

27

№ п/п

4

Содержание из содержания

Тема

Кол-во
часов

космических
наблюдений,
файл
промежуточных
данных
при
математическом моделировании сложных
физических процессов и др.).
Графический
пользовательский
интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые
окна,
меню).
Оперирование
компьютерными
информационными
объектами в наглядно-графической форме:
создание,
именование,
сохранение,
удаление объектов, организация их
семейств.
Архивирование
и
разархивирование. Файловый менеджер.
Поиск в файловой системе.
Гигиенические, эргономические и
технические
условия
безопасной
эксплуатации компьютера.
Раздел: «Обработка графической информации».
Общее представление о цифровом Формирование изображения на экране
4
представлении изображений. Кодирование монитора.
цвета. Цветовые модели. Модели RGB и Компьютерная графика. Пр.р №1
CMYK. Модели HSB и CMY. Глубина Создание графических примитивов.
кодирования.
Компьютерная
графика Создание графических изображений.
(растровая,
векторная).
Форматы Пр.р №2 Создание рисунков.
графических файлов.
Обобщение и систематизация
Оценка количественных параметров, основных понятий темы «Обработка
связанных с представлением и хранением графической информации».
изображений.
Проверочная работа.
Знакомство
с
графическими
редакторами. Операции редактирования
графических объектов: изменение размера,
сжатие изображения; обрезка, поворот,

УУД

осуществлять защиту информации от
компьютерных
вирусов
с
помощью
антивирусных программ

Аналитическая деятельность:

анализировать
пользовательский
интерфейс
используемого
программного
средства;

определять условия и возможности
применения программного средства для решения
типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных
программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач;

соотносить емкость информационных
носителей и размеры предполагаемых для
хранения на них графических изображений
Практическая деятельность:
28

№ п/п

Содержание из содержания

Тема

Кол-во
часов

отражение, работа с областями (выделение,
копирование, заливка цветом), коррекция
цвета, яркости и контрастности.
Ввод изображений с использованием
различных цифровых устройств (цифровых
фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер,
сканеров и т. д.).

5

Раздел: «Обработка текстовой информации».
Текстовые документы и технологии их
9
создания.
Создание текстовых документов на
компьютере. Пр.р №3 Правила ввода
текста.
Прямое форматирование. Пр.р №4
Форматирование текста.
Стилевое форматирование. Пр.р №5
Стилевое форматирование текста.
Визуализация информации в
текстовых документах. Пр.р №6
Редактирование текста.
Распознавание текста и системы
компьютерного
перевода.
Пр.р№7
Сканирование текста.
Оценка количественных параметров
текстовых документов.
Оформление реферата «История
вычислительной техники». Пр.р. №8
Оформление реферата.

Текстовые документы и их структурные
элементы (страница, абзац, строка, слово,
символ).
Текстовый процессор — инструмент
создания, редактирования и форматирования
текстов. Свойства страницы, абзаца, символа.
Стилевое форматирование.
Включение в текстовый документ
списков, таблиц, и графических объектов.
Включение в текстовый документ диаграмм,
формул, нумерации страниц, колонтитулов,
ссылок и др. История изменений. Коллективная
работа
над
документом.
Проверка
правописания, словари.
Сохранение документа в различных
текстовых форматах.
Инструменты
ввода
текста
с
использованием
сканера,
программ
распознавания, расшифровки устной речи.
Компьютерный перевод.
Компьютерное представление текстовой
информации. Кодовые таблицы. Код ASCII.
Кодировки кириллицы. Примеры кодирования

УУД

определять код цвета в палитре RGB в
графическом редакторе;

определять объем памяти, необходимый
для хранения графических изображений;

создавать и редактировать изображения с
помощью инструментов растрового графического редактора;

создавать и редактировать изображения с
помощью
инструментов
векторного
графического редактора
Аналитическая деятельность:

анализировать
пользовательский
интерфейс
используемого программного средства;

определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных
продуктах, предназначенных для решения одного класса
задач.

Практическая деятельность:

создавать небольшие текстовые документы
посредством квалифицированного клавиатурного письма
с использованием базовых средств текстовых редакторов;

форматировать текстовые документы (установка
параметров страницы документа; форматирование
символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров
страниц);


вставлять в документ формулы, таблицы,
списки, изображения;

выполнять
коллективное
создание
текстового документа;

использовать ссылки и цитирование
источников при создании на их основе
собственных информационных объектов
29

№ п/п

Содержание из содержания

Тема

Кол-во
часов


выполнять кодирование и декодирование
текстовой информации, используя кодовые
таблицы;

вычислять информационный объем текста
в заданной кодировке;

вычислять
информационный
объем
звуковых файлов

букв национальных алфавитов. Представление Обобщение и систематизация
о стандарте Unicode.
основных понятий темы «Обработка

текстовой информации». Проверочная
работа.

6

7

8

Понятие технологии мультимедиа и
области ее применения. Подготовка
компьютерных
презентаций.
Дизайн
презентации и макеты слайдов. Звук и
видео как составляющие мультимедиа.
Включение
в
презентацию
аудиовизуальных объектов.
Общее представление о цифровом
представлении
аудиовизуальной
информации.
Кодирование
звука.
Разрядность и частота записи. Количество
каналов записи. Оценка количественных
параметров, связанных с представлением и
хранением звуковых файлов.

Раздел: «Мультимедиа».
Технология мультимедиа. Пр.р. №9
Создание шаблона презентации.
Компьютерные презентации. Пр.р.
№10 Создание гиперссылок в
презентации.
Создание мультимедийной
презентации. Пр.р. №11 Презентация
«История развития вычислительной
техники».
Обобщение и систематизация
основных понятий главы
«Мультимедиа». Проверочная работа.

4








Итоговое повторение (1ч)
Основные понятия курса. Итоговое
тестирование.
8 класс
Цели изучения курса информатики и
ИКТ.
Техника
безопасности
и
организация рабочего места.

УУД

Аналитическая деятельность:
анализировать пользовательский интерфейс
используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
создавать презентации с использованием
готовых шаблонов;
записывать звуковые файлы с различным
качеством звучания (глубиной кодирования и
частотой дискретизации)

1

1

30

№ п/п
9

Содержание из содержания

Тема

Кол-во
часов

Раздел: «Математические основы информатики».
Системы счисления. Позиционные Общие сведения о системах
12
и непозиционные системы счисления. счисления.

Примеры
представления
чисел
в Двоичная система счисления.
позиционных
системах
счисления. Двоичная арифметика.

Основание системы счисления. Алфавит Восьмеричная и шестнадцатеричные
(множество цифр) системы счисления. системы счисления. Компьютерные

Количество цифр, используемых в системе системы счисления.
счисления с заданным основанием. Краткая Правило перевода целых десятичных
и развернутая формы записи чисел в чисел в систему счисления с

позиционных системах счисления.
основанием q.
Двоичная система счисления, запись Представление целых и вещественных
целых чисел в пределах от 0 до 1024. чисел.
Перевод натуральных чисел из десятичной Множества и операции с ними.

системы счисления в двоичную и из Элементы комбинаторики. Правила
двоичной в десятичную.
сложения и умножения.

Восьмеричная и шестнадцатеричная Высказывание. Логические операции.
системы счисления. Перевод натуральных Построение таблиц истинности для

чисел из десятичной системы счисления в логических выражений.
восьмеричную, шестнадцатеричную и Свойства логических операций.

обратно. Перевод натуральных чисел из Решение логических задач.
двоичной
системы
счисления
в Логические элементы.
восьмеричную и шестнадцатеричную и Обобщение и систематизация
обратно.
основных понятий темы
Арифметические действия в системах «Математические основы
счисления.
информатики». Проверочная работа.
Элементы комбинаторики, теории
множеств и математической логики.
Расчет количества вариантов: формулы
перемножения и сложения количества
вариантов. Количество текстов данной
длины в данном алфавите.

УУД
Аналитическая деятельность:
выявлять различие в унарных, позиционных и
непозиционных системах счисления;
выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;
анализировать логическую структуру высказываний
Практическая деятельность:
переводить небольшие (от 0 до 1024) целые
числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и
обратно;
выполнять операции сложения и умножения
над небольшими двоичными числами;
записывать вещественные числа в естественной и нормальной формах;
строить таблицы истинности для логических
выражений;
вычислять истинностное значение логического
выражения

31

№ п/п

Содержание из содержания

Тема

Кол-во
часов

УУД

Множество. Определение количества
элементов во множествах, полученных из
двух или трех базовых множеств с
помощью
операций
объединения,
пересечения и дополнения.
Высказывания. Простые и сложные
высказывания. Диаграммы Эйлера—Венна.
Логические
значения
высказываний.
Логические
выражения.
Логические
операции: «и» (конъюнкция, логическое
умножение),
«или»
(дизъюнкция,
логическое сложение), «не» (логическое
отрицание). Правила записи логических
выражений.
Приоритеты
логических
операций.
Таблицы истинности. Построение
таблиц истинности для логических
выражений.
Законы
алгебры
логики.
Использование таблиц истинности для
доказательства законов алгебры логики.
Логические элементы. Схемы логических
элементов и их физическая (электронная)
реализация. Знакомство с логическими
основами компьютера.
Раздел: «Алгоритмы и элементы программирования. Основы алгоритмизации».

32

№ п/п
10

Содержание из содержания
Исполнители
исполнителями.

и

алгоритмы.

Управление

Исполнители. Состояния, возможные обстановки и
система команд исполнителя; команды-приказы и командызапросы; отказ исполнителя. Необходимость формального
описания исполнителя. Ручное управление исполнителем.
Алгоритм как план управления исполнителем
(исполнителями). Свойства алгоритмов. Алгоритмический язык
(язык программирования) — формальный язык для записи
алгоритмов. Программа — запись алгоритма на конкретном
алгоритмическом языке. Компьютер — автоматическое
устройство, способное управлять по заранее составленной
программе
исполнителями,
выполняющими
команды.
Программное управление исполнителем.

Словесное описание алгоритмов. Описание
алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного
описания алгоритма, от описания на формальном
алгоритмическом языке.
Системы программирования. Средства создания и
выполнения программ.
Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры:
компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот);
компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе
наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том
числе движущимися) устройствами.

Алгоритмические конструкции. Конструкция
«следование». Линейный алгоритм. Ограниченность
линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть
зависимость последовательности выполняемых действий
от исходных данных.
Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и
неполная формы. Выполнение и невыполнение условия
(истинность и ложность высказывания). Простые и составные
условия. Запись составных условий.

Конструкция «повторения»: циклы с заданным
числом повторений, с условием выполнения, с
переменной цикла. Проверка условия выполнения цикла
до начала выполнения тела цикла и после выполнения
тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант
цикла.

Тема
Алгоритмы и исполнители.
Способы записи алгоритмов.
Объекты алгоритмов.
Алгоритмическая конструкция
"следование".
Алгоритмическая конструкция
"ветвление". Полная форма ветвления.
Сокращённая форма ветвления.
Алгоритмическая конструкция
"повторение". Цикл с заданным
условием продолжения работы.
Алгоритмическая конструкция
повторение. Цикл с заданным
условием окончания работы.
Алгоритмическая конструкция
повторение. Цикл с заданным числом
повторений.
Обобщение и систематизация
основных понятий темы «Алгоритмы
и элементы программирования.
Основы алгоритмизации».
Проверочная работа.

Кол-во
часов

10














УУД
Аналитическая деятельность:
анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких
свойств алгоритме как дискретность, детерминированность, понятность, результативность,
массовость;
определять по блок-схеме, для решения какой
задачи предназначен данный алгоритм;
анализировать изменение значений величин
при пошаговом выполнении алгоритма;
определять по выбранному методу решения
задачи, какие алгоритмические конструкции
могут войти в алгоритм;
сравнивать различные алгоритмы решения
одной задачи;
Практическая деятельность:
исполнять готовые алгоритмы для конкретных
исходных данных;
преобразовывать запись алгоритма из одной
формы в другую;
строить цепочки команд, дающих нужный
результат при конкретных исходных данных
для исполнителя арифметических действий;
строить цепочки команд, дающих нужный
результат при конкретных исходных данных
для исполнителя, преобразующего строки
символов;
строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;

33

№ п/п
11

Содержание из содержания

Тема

Кол-во
часов

УУД

Раздел: «Алгоритмы и элементы программирования. Начала программирования».
Язык программирования. Основные Общие сведения о языке
Аналитическая деятельность:
10
правила языка программирования Паскаль: программирования Паскаль.
 анализировать готовые программы;
структура
программы;
правила Организация ввода и вывода данных.
 определять по программе, для решения какой
представления данных; правила записи Программирование линейных
задачи она предназначена;
основных операторов (ввод, вывод, алгоритмов.
 выделять этапы решения задачи на компьюприсваивание, ветвление, цикл).
Программирование разветвляющихся
тере;
Разработка
алгоритмов
и алгоритмов. Условный оператор.
 осуществлять разбиение исходной задачи на
программ. Составление алгоритмов и Составной оператор. Многообразие
подзадачи;
программ по управлению исполнителями способов записи ветвлений.
 сравнивать различные алгоритмы одной заРобот, Черепашка, Чертежник и др.
Программирование циклов с заданным
дачи.
Конструирование
алгоритмов: условием продолжения работы.
Практическая деятельность:
разбиение задачи на подзадачи, понятие Программирование циклов с заданным
 программировать линейные алгоритмы, предвспомогательного
алгоритма.
Вызов условием окончания работы.
полагающие вычисление арифметических,
вспомогательных алгоритмов.
Программирование циклов с заданным
строковых и логических выражений;
Оператор присваивания.
числом повторений.
 разрабатывать программы, содержащие операПонятие
простой
величины. Различные варианты
тор/операторы ветвления (решение линейного
Константы и переменные. Переменная: имя программирования циклического
неравенства, решение квадратного уравнения и
и значение. Типы переменных: целые, алгоритма
пр.), в том числе с использованием логических
вещественные, символьные, строковые, Обобщение и систематизация
операций;
логические.
основных понятий темы «Алгоритмы
 разрабатывать программы, содержащие опеи элементы программирования.
ратор (операторы) цикла;
Начала программирования».
 исполнять готовые алгоритмы для конкретных
Проверочная работа.
исходных данных;
 разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
 разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
 нахождение минимального (максимального)
значения в данном массиве;

34

№ п/п

Содержание из содержания

Тема

Кол-во
часов

УУД



подсчёт количества элементов массива,
удовлетворяющих некоторому условию;
 нахождение суммы всех элементов массива;
 нахождение количества и суммы всех четных
элементов в массиве;
сортировка элементов массива и пр.
12

13

14

Итоговое повторение (1ч)
Основные понятия курса. Итоговое
1
тестирование.
9 класс
Цели изучения курса информатики и
ИКТ. Техника безопасности и
организация рабочего места.
Раздел: «Моделирование и формализация».
Моделирование как метод познания. Моделирование как метод познания.
8
Модели
и
моделирование.
Этапы Знаковые модели.
построения информационной модели. Графические модели.
Оценка
адекватности
модели Табличные модели.
моделируемому
объекту
и
целям База данных как модель предметной
моделирования.
Классификация области. Реляционные базы данных.
информационных моделей.
Система управления базами данных.
Графы, деревья. Граф. Вершина, Создание базы данных. Запросы на
ребро,
путь.
Ориентированные
и выборку данных.
неориентированные графы. Начальная Обобщение и систематизация
вершина (источник) и конечная вершина основных понятий темы
(сток) в ориентированном графе. Длина «Моделирование и формализация».
(вес) ребра и пути. Понятие минимального Проверочная работа.
пути. Матрица смежности графа (с длинами
ребер).
Дерево. Корень, лист, вершина (узел).
Предшествующая вершина, последующие








Аналитическая деятельность:
осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
аназировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
анализировать пользовательский интерфейс
используемого программного средства;
определять
условия
и
возможности
применения программного средства для
решения типовых задач;

35

№ п/п

Содержание из содержания
вершины. Поддерево. Высота дерева.
Бинарное дерево. Генеалогическое дерево.
Базы
данных.
Таблица
как
представление отношения. Реляционные
базы данных Основные понятия, типы
данных, системы управления базами
данных и принципы работы с ними. Ввод и
редактирование записей. Поиск, удаление и
сортировка данных.
Математическое моделирование.
Понятие математической модели. Задачи,
решаемые с помощью математического
(компьютерного) моделирования. Отличие
математической модели от натурной
модели и от словесного (литературного)
описания
объекта.
Использование
компьютеров
при
работе
с
математическими моделями.
Компьютерные
эксперименты.
Примеры использования математических
(компьютерных) моделей при решении
научно-технических задач. Представление
о цикле моделирования: построение
математической модели, ее программная
реализация, проверка на простых примерах
(тестирование),
проведение
компьютерного эксперимента, анализ его
результатов, уточнение модели.

Тема

Кол-во
часов











УУД
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы,
графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной
задачей;
работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
создавать однотабличные базы данных;
осуществлять поиск записей в готовой базе
данных;
осуществлять сортировку записей в готовой
базе данных

Раздел: «Алгоритмы и элементы программирования. Алгоритмизация и программирование».

36

№ п/п

Содержание из содержания

Тема

Кол-во
часов

15

Представление о структурах данных.
Табличные
величины
(массивы).
Одномерные массивы. Список. Первый
элемент, последний элемент, предыдущий
элемент, следующий элемент. Вставка,
удаление и замена элемента.
Примеры задач обработки данных:
нахождение
минимального
и
максимального числа из двух, трех,
четырех данных чисел; нахождение всех
корней заданного квадратного уравнения;
заполнение
числового
массива
в
соответствии с формулой или путем ввода
чисел; нахождение суммы элементов
данной
конечной
числовой
последовательности
или
массива;
нахождение
минимального
(максимального)
элемента
массива.
Знакомство с алгоритмами решения этих
задач. Реализации этих алгоритмов в
выбранной среде программирования.
Знакомство с постановками более
сложных задач обработки данных и
алгоритмами их решения: сортировка
массива,
выполнение
поэлементных
операций с массивами; нахождение
наибольшего общего делителя (алгоритм
Евклида).
Понятие об этапах разработки
программ: составление требований к
программе, выбор алгоритма и его
реализация в виде программы на

Решение задач на компьютере.
Одномерные массивы целых чисел.
Описание, заполнение, вывод массива.
Вычисление суммы элементов
массива.
Последовательный поиск в массиве.
Сортировка в массиве.
Конструирование алгоритмов.
Вспомогательные алгоритмы.
Рекурсия.
Алгоритмы управления. Обобщение и
систематизация основных понятий
темы «Алгоритмы и элементы
программирования. Алгоритмизация и
программирование». Проверочная
работа.

8
















УУД
Аналитическая деятельность:
анализировать готовые программы;
определять по программе, для решения какой
задачи она предназначена;
выделять этапы решения задачи на компьютере;
осуществлять разбиение исходной задачи на
подзадачи;
сравнивать различные алгоритмы одной задачи.
Практическая деятельность:
программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических,
строковых и логических выражений;
разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного
неравенства, решение квадратного уравнения и
пр.), в том числе с использованием логических
операций;
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
исполнять готовые алгоритмы для конкретных
исходных данных;
разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
нахождение минимального (максимального)
значения в данном массиве;
подсчёт количества элементов массива,
удовлетворяющих некоторому условию;

37

№ п/п

Содержание из содержания

Тема

Кол-во
часов




выбранном
алгоритмическом
языке,
отладка программы с помощью выбранной
системы программирования, тестирование.
Простейшие приемы диалоговой отладки
программ
(выбор
точки
останова,
пошаговое выполнение, просмотр значений
величин, отладочный вывод). Понятие
документирования программ.
Анализ алгоритмов. Сложность
вычисления: количество выполненных
операций, размер используемой памяти; их
зависимость от размера исходных данных.
Примеры
коротких
программ,
выполняющих много шагов по обработке
неболь шого объема данных; примеры
коротких
программ,
выполняющих
обработку большого объема данных.
Определение возможных результатов
работы алгоритма при данном множестве
входных данных; определение возможных
входных данных, приводящих к данному
результату. Примеры описания объектов и
процессов с помощью набора числовых
характеристик, а также зависимостей
между
этими
характеристиками,
выражаемыми с помощью формул.

УУД
нахождение суммы всех элементов массива;
нахождение количества и суммы всех четных
элементов в массиве;
сортировка элементов массива и пр.

Раздел: «Обработка числовой информации».

38

№ п/п

Содержание из содержания

Тема

Кол-во
часов

УУД

16

Электронные (динамические) таблицы.
Формулы с использованием абсолютной,
относительной и смешанной адресации;
преобразование формул при копировании.
Выделение
диапазона
таблицы
и
упорядочивание
(сортировка)
его
элементов;
построение
графиков и
диаграмм

Интерфейс электронных таблиц.
Данные в ячейках таблицы. Основные
режимы работы.
Организация вычислений.
Относительные, абсолютные и
смешанные ссылки. Пр.р. №1
Организация вычислений.
Встроенные функции. Логические
функции. Пр.р.№2 Вычисления с
использованием логических функций.
Сортировка и поиск данных. Пр.р№3
Сортировка и поиск данных в
электронных таблицах.
Построение диаграмм и графиков.
Пр.р.№4 Построение диаграмм и
графиков».
Обобщение и систематизация
основных понятий главы «Обработка
числовой информации». Проверочная
работа.

6

Аналитическая деятельность:

анализировать
пользовательский
интерфейс
используемого
программного
средства;

определять условия и возможности
применения программного средства для решения
типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач.
Практическая деятельность:

создавать
электронные
таблицы,
выполнять в них расчеты по встроенным и
вводимым пользователем формулам;

строить диаграммы и графики в
электронных таблицах

39

№ п/п

Содержание из содержания

17

Компьютерные сети. Интернет. Скорость
передачи
информации.
Пропускная
способность канала. Передача информации в
современных системах связи. Адресация в сети
Интернет. Доменная система имен. Сайт.
Сетевое хранение данных. Большие данные в
природе и технике.
Виды деятельности в сети Интернет.
Интернет-сервисы:
почтовая
служба;
справочные службы (карты, расписания и т. п.),
поисковые службы, службы обновления
программного обеспечения и др.
Приемы,
повышающие
безопасность
работы
в
сети
Интернет.
Методы
индивидуального и коллективного размещения
новой информации в сети Интернет.
Технологии создания сайта. Содержание и
структура
сайта.
Оформление
сайта.
Размещение сайта в Интернете.
Взаимодействие на основе компьютерных
сетей: электронная почта, чат, форум,
телеконференция и др. Информационные
ресурсы компьютерных сетей: Всемирная
паутина, файловые архивы.
Базовые представления о правовых и
этических аспектах работы в сети Интернет.
Личная информация, средства ее защиты.
Организация
личного
информационного
пространства.

Тема

Кол-во
часов

Раздел: «Коммуникационные технологии».
Локальные и глобальные
10
компьютерные сети.
Как устроен Интернет. IP – адрес
компьютера.
Доменная система имён. Протоколы
передачи данных.
Всемирная паутина. Файловые
архивы.
Электронная почта. Сетевое
коллективное взаимодействие.
Сетевой этикет.
Технология создания сайта.
Содержание и структура сайта.
Оформление сайта.
Размещение сайта в Интернете.
Обобщение и систематизация
основных понятий главы
«Коммуникационные технологии».
Проверочная работа.

УУД
Аналитическая деятельность:

выявлять общие черты и отличия
способов
взаимодействия
на
основе
компьютерных сетей;

анализировать
доменные
имена
компьютеров и адреса документов в Интернете;

приводить примеры ситуаций, в которых
требуется поиск информации;

анализировать и сопоставлять различные
источники информации, оценивать достоверность найденной информации;

распознавать потенциальные угрозы и
вредные воздействия, связанные с ИКТ;
оценивать предлагаемые пути их устранения.
Практическая деятельность:

осуществлять
взаимодействие
посредством электронной почты, чата, форума;

определять
минимальное
время,
необходимое для передачи известного объема
данных по каналу связи с известными
характеристиками;

проводить поиск информации в сети
Интернет по запросам с использованием
логических операций;

создавать
с
использованием
конструкторов
(шаблонов)
комплексные
информационные объекты в виде веб-страницы,
включающей графические объекты

40

№ п/п

18

Содержание из содержания

Тема
Итоговое повторение
Основные понятия курса. Итоговое
тестирование

Кол-во
часов

УУД

1

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».