РП практикум по геометрии 8

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МАОУ-СОШ № 4 МО г. Армавир
от 30 августа 2020 года протокол № 1
Директор МАОУ-СОШ № 4
____________________ В.А. Колосова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«ПРАКТИКУМ ПО ГЕОМЕТРИИ»
Уровень образования (класс) основное общее образование: 8 классы
Количество часов: 34
Количество часов в неделю: 1
Учитель или группа учителей, разработчиков программы:
Гринь Наталья Анатольевна учитель математики МАОУ-СОШ № 4,
Манькова Наталья Ивановна учитель математики МАОУ-СОШ № 4,
Мокшина Екатерина Юрьевна учитель математики МАОУ-СОШ № 4
Программа разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с
дополнениями и изменениями);
с учетом примерной основной образовательной программы основного общего
образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5 в редакции протокола № 1/20 от
04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию)
с учѐтом УМК Практикум по геометрии 8 класс: учебно-методическое пособие / под ред.
Е.Н. Белай – Краснодар , ГБОУ ИРО Краснодарского края. – 2021.

Рабочая программа элективного курса
«Практикум по геометрии, 8 класс»
Примерная рабочая программа элективного курса «Практикум по геометрии»
разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной
образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с
учетом примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru), в соответствии с
письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов
и календарно-тематического планирования». Рабочая программа предназначена для
обучающихся 8 классов и рассчитана на 34 часа в год.
Данный элективный курс реализуется независимо от УМК по геометрии, по
которому ведется преподавание в образовательной организации.
Цель элективного курса:


создание условий для формирования устойчивых знаний обучающихся по
геометрии на базовом уровне.

Задачи элективного курса:
расширение кругозора, повышение мотивации обучающихся к изучению
геометрии;
создание «ситуации успеха» у обучающихся при решении геометрических
задач;
развитие умения выделять главное, сравнивать и обобщать факты;
обобщение и систематизация геометрических знаний обучающихся;
совершенствование практических навыков, математической культуры
обучающихся;
применение геометрического аппарата для решения разнообразных
математических задач.
1. Планируемые результаты освоения элективного курса.
Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у
обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
соответствующих

требованиям

федерального

государственного

образовательного

стандарта основного общего образования и примерной программе воспитания.
Личностные результаты:
патриотическое воспитание — проявление интереса к истории и современному
состоянию российской математической науки; ценностное отношение к достижениям

российских учѐных-математиков (Основные направления воспитательной деятельности №
2);
эстетическое воспитание — восприятие эстетических качеств геометрии, еѐ
гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности; (Основные направления
воспитательной деятельности № 4)
ценности научного познания — формирование и развитие познавательных
мотивов, направленных на получение новых знаний по геометрии необходимых для
объяснения наблюдаемых процессов и явлений (Основные направления воспитательной
деятельности № 5);
экологическое воспитание — ориентация на применение геометрических знаний
для решения задач в области окружающей среды, повышение уровня экологической
культуры (Основные направления воспитательной деятельности № 8);
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение

контролировать

процесс

и

результат

учебной

и

математической

деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учѐбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать;

умение

устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики,
таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задач, понимать необходимость их
проверки;

понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
умение

работать

с

геометрическим

текстом

(анализировать,

извлекать

необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и
письменной

речи

с

применением

математической

терминологии

и

символики,

использовать различные языки математики, проводить классификации, логические
обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания
предметов

окружающего

мира,

развитие

пространственных

представлений

и

изобретательных умений, приобретение навыков геометрический построений
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для
нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач
практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при
необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную
меру углов, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, равенство
фигур;
оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные
операции над функциями углов;
использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на
нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры
угла; вычислять длины линейных элементарных фигур и их углы, используя формулы
длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
вычислять

площади

треугольников,

прямоугольников,

параллелограммов,

трапеций, кругов и секторов;
вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин,
используя при необходимости справочники и технические средства.
Обучающийся научится:


оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;



извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в

явном виде;



применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения

заданы в явной форме;


решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или

алгоритмам;


оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры,

равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы
между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция;


выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов

для измерений длин и углов;


применять формулы периметра, площади и объема при вычислениях, когда

все данные имеются в условии;


применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения

для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях;


изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с

помощью инструментов;


выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов

математических задач.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:


использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач,

возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания; •
использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни;


вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в

простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни;


выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной

жизни.
Обучающийся получит возможность:


овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом

от противного, методом подобия, методом перебора вариантов;


приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического

аппарата при решении геометрических задач;


вычислять

площади

фигур,

составленных

из

двух

или

более

прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;


вычислять

площади

равновеликости и равносоставленности.

многоугольников,

используя

отношения

2. Содержание курса
Раздел 1. Углы. Треугольники (14 часов)
Величина угла. Градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы. Признаки и
свойства параллельных прямых. Углы при параллельных прямых и секущей. Сумма углов
треугольника. Внешние углы треугольника. Биссектриса, высота, медиана треугольника.
Равнобедренный

треугольник.

Равносторонний

треугольник.

Признаки

равенства

треугольников. Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. Средняя линия
треугольника. Неравенство треугольника. Треугольники на клетчатой бумаге.
Раздел 2. Многоугольники (8 часов)
Многоугольник, его элементы и его свойства. Сумма углов выпуклого
многоугольника. Четырехугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат,
трапеция, равнобедренная трапеция. Свойства и признаки параллелограмма, ромба,
прямоугольника, квадрата. Средняя линия трапеции. Четырехугольники на клетчатой
бумаге.
Раздел 3. Окружность. Круг (12 часов)
Окружность, круг, их элементы и свойства. Касательная и секущая к окружности,
их свойства. Хорды и дуги. Центральные углы. Вписанные углы. Вписанные и описанные
окружности для треугольников, четырехугольников, правильных многоугольников. Длина
окружности и площадь круга.
3. Тематическое планирование элективного курса

№
п/п

Тема

Универсальные учебные
действия (УУД), проекты,
ИКТкомпетенции,
межпредметные понятия

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельности

Личностные:
формирование
стартовой
мотивации
к
обучению;
положительного
отношения к учению, желания
приобретать
новые
знания,
умения.
Регулятивные:
умение
самостоятельно
находить
и
формулировать
учебную
проблему,
составлять
план
выполнения
работы,
контролировать процесс..
Познавательные:
умение
выполнять учебные задачи, не
имеющие однозначного решения.
Коммуникативные:
воспринимать текст с учетом
поставленной учебной задачи,
находить в тексте информацию,
необходимую для ее решения.
ИКТ-компетенции:
1)
самостоятельно
находить
информацию в информационном
поле;
2)
анализировать
информацию
3) составлять план обобщенного
характера.
Межпредметные

2,4

Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)

Раздел 1. Углы. Треугольники 14 часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Угол. Смежные и вертикальные
углы
Углы при параллельных прямых и
секущей
Сумма углов треугольника.
Внешние углы треугольника
Биссектриса, высота, медиана
треугольника
Равнобедренный треугольник
Равнобедренный треугольник
Признаки равенства треугольников
Прямоугольный треугольник
Признаки равенства
прямоугольных треугольников
Теорема Пифагора
Средняя линия треугольника
Неравенство треугольника
Треугольники на клетчатой бумаге
Проверочная работа по теме «Углы.
Треугольники»

Объяснять, что такое угол и градусная мера
угла, какие углы называются смежными и
какие
вертикальными;
формулировать
утверждения о свойствах смежных и
вертикальных углов; объяснять с помощью
рисунка, какие углы, образованные при
пересечении
двух
прямых
секущей,
называются
накрест
лежащими,
какие
односторонними и какие соответственными,
знать свойства и признаки параллельных
прямых. Формулировать теорему о сумме
углов треугольника и еѐ следствие о внешнем
угле треугольника, знать свойства углов в
равнобедренном
и
равностороннем
треугольниках. Знать определения высоты,
медианы,
биссектрисы,
серединного
перпендикуляра, средней линии треугольника.

понятия:
сравнение,
схема,
расстояние, признаки, масштаб,
свойства, классификация

Раздел 2. Многоугольники 8 часов
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Многоугольник. Сумма углов
выпуклого многоугольника
Параллелограмм
Ромб
Прямоугольник, квадрат
Трапеция, средняя линия трапеции
Прямоугольная, равнобедренная
трапеция
Четырехугольники на клетчатой
бумаге
Практическая работа по теме:
«Многоугольники»

Формулировать утверждение о сумме углов
выпуклого многоугольника, знать и применять
свойства углов в параллелограмме,
прямоугольнике, ромбе, квадрате, трапеции.
Изображать и распознавать многоугольники на
чертежах; в том числе на клетчатой бумаге,
показывать элементы: высоты, диагонали
параллелограмма, трапеции, равнобедренной и
прямоугольной трапеций, прямоугольника,
ромба, квадрата; формулировать утверждения
об их свойствах и признаках; решать задачи на
вычисление, построение, связанные с этими
видами четырѐхугольников. Знать определение
и свойства средней линии трапеции.

Личностные: формирование воли
и настойчивости в достижении
цели; формирование
нравственноэтического
оценивания усваиваемого
содержания. Регулятивные:
умение составлять план работы,
контролировать процесс, вносить
коррективы. Познавательные:
умение выполнять учебные
задачи, не имеющие
однозначного решения.
Коммуникативные: умение
организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и
сверстниками. ИКТкомпетенции: 1) умение
сравнивать и сопоставлять
информацию из нескольких
источников; 2) умение
интерпретировать и представлять
информацию. Межпредметные
понятия: утверждение, вид,
исследование, сравнение, схема,
аналогия

4,5,8

Раздел 3. Окружность. Круг. 12 часов
23.

Касательная и секущая к
окружности

Формулировать понятия центрального угла и
градусной меры дуги окружности;

Личностные: формирование
ответственного отношения к

2,5.8

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Хорды и дуги
Центральные углы
Вписанные углы
Длина окружности и площадь круга
Практическая работа по теме:
«Окружность. Круг»
Вписанная в треугольник
окружность
Описанная около треугольника
окружность
Вписанная в четырехугольник
окружность
Описанная около четырехугольника
окружность
Проверочная работа по теме
«Окружность. Круг»
Занятие по обобщению и
систематизации знаний за курс

формулировать теоремы: о вписанном угле.
Исследовать взаимное расположение прямой и
окружности; формулировать определение
касательной к окружности; формулировать
теоремы: о свойстве касательной, о признаке
касательной, об отрезках касательных,
проведѐнных из одной точки; формулировать
теоремы: о произведении отрезков
пересекающихся хорд; формулировать
определения окружностей, вписанной в
многоугольник и описанной около
многоугольника; формулировать теоремы: об
окружности, вписанной в треугольник; об
окружности, описанной около треугольника; о
свойстве сторон описанного четырѐхугольника;
о свойстве углов вписанного
четырѐхугольника; решать задачи на
вычисление и построение, связанные с
окружностью, вписанными и описанными
треугольниками и четырѐхугольниками

Итого 4

Основные направления воспитательной деятельности
2. Патриотическое воспитание.

обучению, развитие способности
к самообразованию.
Регулятивные: умение
определять последовательность
промежуточных целей с учетом
конечного результата, осознание
качества и уровня усвоения
материала. Познавательные:
умение самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при
решении проблем творческого и
поискового характера.
Коммуникативные: проявление
уважительного отношения к
партнерам, внимание к личности
другого, адекватное
межличностное восприятие.
ИКТ-компетенции: 1) умение
собирать и извлекать
информацию; 2) умение
применять существующую схему
организации или классификации.
Межпредметные понятия:
площадь, масштаб, дуга,
сравнение, схема, аналогия,
классификация
Проверочные работы -2
Практические работы - 2

4. Эстетическое воспитание
5. Ценности научного познания.
8. Экологическое воспитание.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения учителей
ЕМЦ
от 27.08.2020 года № 1
_____________________Ю.А. Альбах

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
______________Я.А. Балабанова
28.08.2021 год


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».