РП русский язык углублённый уровень

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ-СОШ №4
________________________ Колосова В.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 10-11 классов

г. Армавир 2022

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Углублѐнный уровень изучения русского языка в 10-11 классах предполагает достижение
выпускниками средней (полной) школы следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Продвижение учащихся в освоении курса русского (родного) языка проверяется на
каждом этапе обучения. Уровень сформированности метапредметных и предметных
умений оценивается в баллах в результате проведения текущего, тематического,
итогового контроля, что предполагает выполнение учащимися разнообразной работы:
заданий, определяющих уровень развития языковых и речевых умений и навыков; заданий
творческого и поискового характера, выявляющих уровень овладения коммуникативными
умениями и навыками; комплексных работ, выполняющихся на межпредметной основе и
устанавливающих уровень овладения универсальными учебными действиями.
Личностные результаты обучения оцениваются без выставления отметки — только на
качественном уровне.
10 класс.
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы курса русского
языка на углублѐнном уровне являются:
бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как
основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры;
воспитание человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и
культуру своего народа, и уважающего традиции, и культуры других народов;
уважение к своему народу, его прошлому, отражѐнному в языке;
осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения;
осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;
потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах
познания;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной
деятельности; развитие потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования,
важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков
сотрудничества;
эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;
нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;

развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной
солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности,
позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям.
2. Патриотического воспитания:
формирование российской гражданской идентичности;
формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите
интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития
программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического
воспитания;
развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской
Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.
3. Духовно-нравственного воспитания:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных
жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
4. Эстетического воспитания:
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным
и мировым произведениям искусства и литературы;
популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей.
5.Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в
здоровом образе жизни.
6. Трудового воспитания:
воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально
значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
7. Экологического воспитания:
развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира.
8. Ценностей научного познания:
создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения
заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве
мира и общества.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы курса
русского языка на углублѐнном уровне являются:
умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми еѐ
участниками, не допускать конфликтов;

владение навыками познавательной, учебно‑исследовательской и проектной
деятельности; использование различных методов познания; владение логическими
операциями анализа, синтеза, сравнения;
способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться
лингвистическими словарями;
умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и
письмом;
умение выражать своѐ отношение к действительности и создавать устные и письменные
тексты разных стилей и жанров с учѐтом речевой ситуации (коммуникативной цели,
условий общения, адресата и т. д.);
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;
умение определять цели деятельности и планировать еѐ, контролировать и корректировать
деятельность;
умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;
умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы курса русского
языка на углублѐнном уровне являются:
сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого
гуманитарного знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся
учѐных‑русистах;
сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его
развития, функциях языка;
освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая
деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи;
литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи;
устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения
словарного состава современного русского языка;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка;
владение знаниями о языковой норме, еѐ функциях и вариантах; практическое овладение
основными нормами современного литературного языка;
владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;

сформированность умений анализировать языковые единицы; владение различными
видами анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов разных типов речи;
сформированность умений анализировать языковые явления и факты, допускающие
неоднозначную интерпретацию;
владение различными приѐмами редактирования текстов;
сформированность умений лингвистического анализа текстов разных стилей и жанров;
сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его
результаты в речевой практике;
сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства,
способности свободно общаться в различных формах и на разные темы;
включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание
ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному
языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;
сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур,
уважительного отношения к ним; приобщение к российскому литературному наследию и
через него – к сокровищам отечественной и мировой культуры;
сформированность чувства причастности к российским свершениям,
традициям и осознание исторической преемственности поколений;
свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения русским
литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии
с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
сформированность знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о
его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых
понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов
разных функционально-смысловых типов и жанров.
Выпускник научится:
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
различать стили и типы речи;
использовать основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка;
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
оценивать стилистические ресурсы языка;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты
и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
владеть различными приѐмами редактирования текстов;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний
о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы);
составлять текст-рассуждение (ответ на вопрос);
создавать текст на основе данного;
составлять тексты с разными видами связи предложений;
проводить комплексный анализ текстов разных стилей и типов речи;
создавать резюме, заметки, репортажи;
проводить лингвистический анализ стихотворного текста;
определять функции старославянизмов в художественных текстах;
уметь проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в речевой
практике.
Выпускник получит возможность научиться:
проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
выделять и описывать социальные функции русского языка;
проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и
использовать его результаты в практической речевой деятельности;
анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде
доклада, статьи, рецензии, резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его
функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и
культуры речи.
11 класс.
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы курса русского
языка на углублѐнном уровне являются:
бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как
основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры;

воспитание человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и
культуру своего народа, и уважающего традиции, и культуры других народов;
уважение к своему народу, его прошлому, отражѐнному в языке;
осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения;
осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;
потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах
познания;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной
деятельности; развитие потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования,
важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков
сотрудничества;
эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;
нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной
солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности,
позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям.
2. Патриотического воспитания:
формирование российской гражданской идентичности;
формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите
интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития
программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического
воспитания;
развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской
Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.
3. Духовно-нравственного воспитания:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;

оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных
жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
4. Эстетического воспитания:
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным
и мировым произведениям искусства и литературы;
популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей.
5.Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в
здоровом образе жизни.
6. Трудового воспитания:
воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально
значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
7. Экологического воспитания:
развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира.
8. Ценностей научного познания:
создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения
заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве
мира и общества.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы курса
русского языка на углублѐнном уровне являются:
умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми еѐ
участниками, не допускать конфликтов;
владение навыками познавательной, учебно‑исследовательской и проектной
деятельности; использование различных методов познания; владение логическими
операциями анализа,
синтеза, сравнения;
способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться
лингвистическими словарями;
умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и
письмом;
умение выражать своѐ отношение к действительности и создавать устные и письменные
тексты разных стилей и жанров с учѐтом речевой ситуации (коммуникативной цели,
условий общения, адресата и т. д.);
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;
умение определять цели деятельности и планировать еѐ, контролировать и корректировать
деятельность;
умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;
умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы курса русского
языка на углублѐнном уровне являются:
сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого
гуманитарного знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся
учѐных‑русистах;
сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его
развития, функциях языка;
освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая
деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи;
литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи;
устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения
словарного состава современного русского языка;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка;
владение знаниями о языковой норме, еѐ функциях и вариантах; практическое овладение
основными нормами современного литературного языка;
владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;
сформированность умений анализировать языковые единицы; владение различными
видами анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов разных типов речи;
сформированность умений анализировать языковые явления и факты, допускающие
неоднозначную интерпретацию;
владение различными приѐмами редактирования текстов;
сформированность умений лингвистического анализа текстов разных стилей и жанров;
сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его
результаты в речевой практике;
сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства,
способности свободно общаться в различных формах и на разные темы;
включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание
ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному
языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;
сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур,
уважительного отношения к ним; приобщение к российскому литературному наследию и
через него – к сокровищам отечественной и мировой культуры;
сформированность чувства причастности к российским свершениям,
традициям и осознание исторической преемственности поколений;

свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения русским
литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии
с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
сформированность знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о
его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых
понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов
разных функционально-смысловых типов и жанров.
Выпускник научится:
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
различать стили и типы речи;
использовать основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка;
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
оценивать стилистические ресурсы языка;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты
и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
владеть различными приѐмами редактирования текстов;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний
о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы);
составлять план (простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный);
составлять текст-рассуждение (ответ на вопрос);
создавать текст на основе данного;
составлять тексты с разными видами связи предложений;

проводить комплексный анализ текстов разных стилей и типов речи;
уметь проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в речевой
практике.
заменять заимствования русизмами;
подбирать примеры языковых явлений из художественной литературы;
анализировать тексты современной публицистики;
составлять опорные схемы на основе теоретического материала;
анализировать языковые единицы;
создавать сочинения в различных жанрах: путевые заметки, личное письмо, дневниковая
запись и др.
Выпускник получит возможность научиться:
проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
выделять и описывать социальные функции русского языка;
проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и
использовать его результаты в практической речевой деятельности;
анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде
доклада, статьи, рецензии, резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его
функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и
культуры речи.

2. Содержание учебного предмета по годам.
10 класс
Раздел. I. Вспомним изученное
Роль языка в жизни общества. Специфика курса русского языка в старших классах.
Основные единицы языка. Основные разделы науки о языке: фонетика, морфемика,
словообразование, лексикология, фразеология, морфология, синтаксис, орфография и
пунктуация. Р.Р. Составление текста-рассуждения. К.Р. Контрольная работа по теме
«Вспомним изученное».
Раздел II. Введение в науку о языке. Общие сведения о языке
Функции языка. Значение языка. Язык — орудие мышления. Язык — средство
общения. Экспрессивная и коммуникативная функции языка. Р.Р. Подготовка к
изложению. Р.Р. Изложение.
Язык и речь. Язык, речь и слово как синонимы в речи. Термины язык, речь и слово.
Речевая деятельность.
Русский язык — государственный язык Российской Федерации. Русский язык как
национальный язык русского народа. Русский язык как средство межнационального
общения в Российской Федерации. Русский язык среди других языков мира. Русский язык
как один из рабочих языков в ООН. Индоевропейская семья языков. Славянские языки.
Русистика на современном этапе. Р.Р. Устное рассуждение на лингвистическую тему
«Язык и речь».

Раздел III. Русский язык — один из богатейших языков мира
Состав современного русского языка. Литературный язык как центр системы
современного русского языка. Общенародная разговорная речь. Просторечие.
Диалектизмы. Жаргонизмы.
Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность
предложений. Р.Р. Подготовка к сочинению по прочитанному тексту. Р.Р. Сочинение по
прочитанному тексту. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи
частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и
др. Цепная и параллельная связи частей текста. Комплексный анализ текста (задания с
кратким ответом).
Типы речи: повествование, описание и рассуждение. Их признаки. Комбинация
разных типов речи в одном тексте. Р.Р. Устный анализ медитативного текстарассуждения. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы,
цели, типа речи, адресата и речевой ситуации. К.Р. Контрольная работа по теме «Текст.
Типы речи».
Литературный язык и его нормы. Орфоэпические, лексические, морфологические,
синтаксические нормы. Р.Р. Подготовка к сочинению по прочитанному тексту. Р.Р.
Сочинение по прочитанному тексту. Р.Р. Устное рассуждение на общественно значимую
тему. Русский язык как развивающееся явление. К.Р. Контрольная работа по теме
«Русский литературный язык и его нормы».
Стили литературного языка - разговорный и книжные: научный, деловой,
публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления.
Р.Р.
Составление текстов разных стилей речи. Р.Р. Жанры деловой речи: резюме. Р.Р. Жанры
публицистики: заметка, репортаж. Использование средств одного стиля в произведениях
другого стиля. Комплексный анализ текста (задания с кратким ответом).
Устная и письменная формы речи. Их специфика.
Синонимика русского языка. Лексические, морфемные, морфологические и
синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи.
Р.Р. Подготовка к сочинению по прочитанному тексту. Р.Р. Сочинение по прочитанному
тексту.
Культура речи. Содержательность речи, соблюдение норм русского литературного
языка, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность
речи и др. Комплексный анализ текста (задания с кратким ответом).
Роль А. С. Пушкина в истории русского литературного языка. Р.Р. Лингвистический
анализ стихотворного текста.
Предшественники А. С. Пушкина. А. С. Пушкин — создатель современного
русского литературного языка. К.Р. Итоговая контрольная за курс 10 класса. Источники
расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная
лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы),
заимствования.
11 КЛАСС
Раздел IV. Принципы русского правописания
Фонетический принцип графики. Морфемный, морфологический и традиционный
(исторический) принципы орфографии. Дифференцирующие и другие написания. Р.Р.
Составление текстов по опорным словам, данному началу.
Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации.
Р.Р. Подготовка к сочинению по прочитанному тексту. Р.Р. Сочинение по прочитанному
тексту. Знаки препинания и интонация. Авторские знаки. К.Р. Контрольная работа по
теме «Принципы русского правописания»
Раздел V. Повторение изученного.
Систематизация знаний по русскому языку.

Фонетика. Классификация звуков, транскрипция. Орфоэпические нормы.
Особенности звуковой организации художественного текста. Звукопись. Роль единиц
фонетики в построении текстов разных стилей и жанров. Комплексный анализ текста
(задания с кратким ответом).
Систематизация знаний по русскому языку. Морфемика. Морфемный состав слов
разных частей речи. Изменение морфемного состава слов с течением времени. Основные
способы словообразования. Словообразовательный повтор как стилистическое средство.
Роль единиц морфемики в построении текстов разных стилей и жанров.
Лексикология. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.
Стилистическая окраска слов.
Фразеологизмы. Синтаксические особенности устойчивых выражений. Этимология. Роль
единиц лексикологии в построении текстов разных стилей и жанров. Р.Р. Подготовка к
сочинению по прочитанному тексту. Р.Р. Сочинение по прочитанному тексту.
Систематизация знаний по русскому языку.
Морфология. Признаки частей речи. Классификация частей речи. Функциональные
омонимы. Грамматическое значение, морфологические признаки, морфемный состав,
синтаксическая функция, особенности правописания слов разных частей речи.
Роль единиц морфологии в построении текстов разных стилей и жанров.
К.Р. Контрольная работа по теме «Фонетика. Морфемика. Лексикология. Морфология»
Систематизация знаний по русскому языку. Синтаксис. Основные единицы
синтаксиса. Р.Р. Сочинения в разных жанрах: путевые заметки, личное письмо,
дневниковая запись. Словосочетание. Комплексный анализ текста (задания с кратким
ответом). Типы простых и сложных предложений. Выразительные возможности
предложений разных типов. Р.Р. Подготовка к сочинению по прочитанному тексту. Р.Р.
Сочинение по прочитанному тексту. Основные правила пунктуации. Р.Р. Дискуссия на
лингвистическую тему «Основные правила пунктуации». К.Р. Контрольная работа по теме
«Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация» Роль единиц синтаксиса в построении
текстов разных стилей и жанров. Р.Р. Подготовка к сочинению по прочитанному тексту.
Р.Р. Сочинение по прочитанному тексту.
Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Блоковый
характер орфографических и пунктуационных правил как средство преодоления
дробности частных правил.
Р.Р. Устное рассуждение на лингвистическую тему
«Грамотное письмо». Закрепление навыков грамотного письма (обобщающие задания).
К.Р. Итоговая контрольная работа за курс 11 класса
Совершенствование устной речи.

3. Тематическое планирование с обозначением количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.

№
п/п

Тема

Количество
часов

10 класс (102 часа)
Основные виды
деятельности
обучающихся

I. Вспомним изученное (11)
Роль языка в жизни
1
Ознакомительное чтение
общества.
(знакомство с
1-11 Специфика курса русского
учебником). Беседа о
языка в старших классах.
языке.
Основные единицы языка.
1
Составление

Основные
направления
воспитательной
деятельности
1, 2, 3, 4, 7.

2

1226

Основные разделы науки о
1
текста‑рассуждения.
языке: фонетика.
Анализ языковых единиц
Основные разделы науки о
1
и синтез
языке: морфемика,
разрозненных
словообразование.
характеристик единиц
Основные разделы науки о
1
языка.
языке: лексикология,
Комплексный анализ
фразеология.
текста. Составление
Основные разделы науки о
1
текста‑рассуждения.
языке: морфология.
Составление текстов по
Основные разделы науки о
1
данному началу.
языке: синтаксис.
Подбор эпитетов к
Р.Р. Составление текста1
словам. Риторическое
рассуждения.
определение.
Основные разделы науки о
2
Составление
языке: орфография и
предложений по
пунктуация.
характеристикам.
К.Р. Контрольная работа по
1
Сочинение‑эссе
теме «Вспомним изученное».
II. Введение в науку о языке. Общие сведения о языке (15)
Функции языка.
1
Аналитическое чтение
1, 2, 3, 4, 6, 7, 8.
Значение языка.
параграфов
Язык — орудие мышления.
1
учебника. Составление
Язык — средство общения.
плана (простого,
Экспрессивная и
1
сложного, вопросного,
коммуникативная функции
цитатного, тезисного).
языка.
Составление вопросов к
Р.Р. Подготовка к
1
текстам научного стиля.
изложению.
Пересказ текстов
Р.Р. Изложение.
1
научного стиля.
Язык и речь.
1
Работа с толковым
Язык, речь и слово как
1
словарѐм.
синонимы в речи. Термины
Устное рассуждение на
язык, речь и слово. Речевая
лингвистическую тему.
деятельность.
Участие в
Русский язык —
1
мини‑дискуссии.
государственный язык
Комплексный анализ
Российской Федерации.
текста. Подробное
Русский язык как
1
изложение.
национальный язык русского
Составление текстов по
народа.
опорным
Русский язык как средство
1
словам.
межнационального общения
Составление
в Российской Федерации.
текста‑рассуждения
Русский язык среди других
(ответ на вопрос).
языков мира.
Сообщения об известных
Русский язык как один из
1
учѐных‑русистах
рабочих языков ООН.
(Ф. И. Буслаев,
Индоевропейская семья
1
И. А. Бодуэн де Куртенэ,
языков. Славянские языки.
В. В. Виноградов,
Русистика на современном
2
А. М. Пешковский, А. А.
этапе.
Потебня,

Р.Р. Устное рассуждение на
лингвистическую тему
«Язык и речь».

3

2728

2940

4149

А. А. Шахматов, Л. В.
Щерба и др.)
Анализировать
выполнение контрольной
работы.
Анализировать
выполнение сочинения
по прочитанному тексту.
III. Русский язык — один из богатейших языков мира
Состав современного
1
Комплексный анализ
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,
русского языка.
текста
8.
Литературный язык как
публицистического
центр системы современного
стиля.
русского языка.
Дискуссия на
Общенародная разговорная
1
лингвистическую тему
речь. Просторечие.
Диалектизмы. Жаргонизмы.
Текст. Признаки текста.
2
Частичный
Цельность и связность.
3
(выборочный) и
Логическая
комплексный анализ
последовательность
текстов разных типов
предложений.
речи и стилей.
Р.Р. Подготовка к сочинению
1
Сопоставительный
по прочитанному тексту.
анализ предложений.
Р.Р. Сочинение по
1
Подробное изложение.
прочитанному тексту.
Сжатое изложение
Единство темы, ключевые
1
текста.
слова и предложения.
Устное
Средства связи частей
2
сочинение‑рассуждение.
текста:
Составление текстов с
лексический повтор,
разными видами связи
употребление однокоренных
предложений.
слов, союзы, частицы и др.
Создание текста на
Цепная и параллельная связь
1
основе данного.
частей текста.
Сочинение‑эссе.
Комплексный анализ текста
1
Анализировать
(задания с кратким ответом).
выполнение сочинения
по прочитанному тексту.
Типы речи: повествование,
3
Частичный
Описание и рассуждение.
(выборочный) и
Их признаки.
комплексный анализ
Комбинация разных типов
2
текстов разных типов
речи в одном тексте.
речи.
Р.Р. Устный анализ
1
Анализ медитативного
медитативного текстатекста‑рассуждения.
рассуждения.
Создание
Отбор языковых средств для
2
юмористического
построения текста в
рассказа на основе
зависимости от темы, цели,
собственного
типа речи, адресата и
опыта.
речевой ситуации.
Сочинение‑описание.
К.Р. Контрольная работа по
1
1

5065

6681

8283

теме «Текст. Типы речи».
Литературный язык и его
нормы.
Р.Р. Составление текстов по
опорным словам.
Редактирование.
Орфоэпические,
лексические,
морфологические,
синтаксические нормы.
Р.Р. Подготовка к сочинению
по прочитанному тексту.
Р.Р. Сочинение по
прочитанному тексту.
Р.Р. Устное рассуждение на
общественно значимую тему.
Русский язык как
развивающееся явление.
К.Р. Контрольная работа по
теме «Русский литературный
язык и его нормы».

3
1

6

1
1
1
2
1

Стили литературного языка разговорный и книжные:
научный, деловой,
публицистический,
художественный.
Их признаки. Сфера
употребления.
Р.Р. Составление текстов
разных стилей речи.
Р.Р. Жанры деловой речи:
резюме.
Р.Р. Жанры публицистики:
заметка, репортаж.
Использование средств
одного стиля в
произведениях другого
стиля.
Комплексный анализ текста
(задания с кратким ответом).

10

Устная и письменная формы
речи. Их специфика.

2

8
1
1
1
3

1

Сочинение‑рассуждение
Наблюдение за
собственной речью
и речью окружающих.
Самоанализ
речевого поведения.
Беседа о культуре речи,
роли языковых норм.
Анализ языкового
материала. Работа с
лингвистическими
словарями. Составление
текстов по опорным
словам. Редактирование.
Устное рассуждение на
общественно
значимую тему.
Изложение с творческим
заданием.
Анализировать
выполнение контрольной
работы.
Анализировать
выполнение сочинения
по прочитанному тексту.
Частичный
(выборочный) и
комплексный анализ
текстов разных типов
речи и стилей.
Составление текстов
разных стилей речи.
Сочинение на основе
личных наблюдений.
Сочинение об
исторических
местах.
Жанры деловой речи:
резюме.
Жанры публицистики:
заметка, репортаж.
Составление текста
художественного
стиля по данной
концовке.
Изложение по памяти с
творческим заданием.
Анализировать
выполнение контрольной
работы.
Составление таблицы по
тексту параграфа.

8491

9295

96102

Синонимика русского языка.
Лексические, морфемные,
морфологические и
синтаксические синонимы.
Источники пополнения
синонимов.
Роль синонимов в речи.
Р.Р. Подготовка к сочинению
по прочитанному тексту.
Р.Р. Сочинение по
прочитанному тексту.

1
3

Культура речи.
Содержательность речи,
соблюдение норм русского
литературного языка,
точность словоупотребления,
ясность, чистота,
выразительность,
эмоциональность речи и др.
Комплексный анализ текста
(задания с кратким ответом).
Роль А. С. Пушкина в
истории русского
литературного языка.
Р.Р. Лингвистический анализ
стихотворного текста.
Предшественники А. С.
Пушкина.
А. С. Пушкин — создатель
современного русского
литературного языка.
К.Р. Итоговая контрольная
за курс 10 класса.
Источники расширения
словарного состава
современного русского
языка: словообразование,
книжная лексика,
периферийная лексика
(диалектизмы,
профессионализмы,
жаргонизмы),
заимствования.

1
2

1
1
1
1

Частичный анализ
текста.
Подбор эпитетов к
словам. Жанр
дневниковой записи
Составление тезисного
плана пара‑
графов учебника.
Частичный анализ
текстов разных типов
речи и стилей.
Составление текста на
основе данного.
Продолжение текста
притчи, формулирование
морали. Сочинение‑
рассуждение о друзьях.
Беседа о культуре речи,
речевом этикете. Анализ
этикетных ситуаций.
Сочинение‑рассуждение
по высказыванию.
Анализировать
выполнение сочинения
по прочитанному тексту.

1
1

1
1
2

1
1

Составление тезисного
плана параграфов
учебника. Пересказ
текста научного стиля.
Лингвистический анализ
стихотворного текста.
Определение функций
старославянизмов в
художественных текстах.
Сочинение‑эссе.
Анализировать
выполнение
комплексного анализа
текста.
Анализировать
выполнение итоговой
контрольной работы.

№
п/п

Тема

Количество
часов

11 класс (102 часа)
Основные виды
деятельности
обучающихся

I. Принципы русского правописания (21)
Фонетический принцип
Составление
графики. Морфемный,
тезисного плана
морфологический и
2
параграфов учебника.
традиционный (исторический)
Составление таблицы
принципы орфографии.
по тексту параграфа.
Дифференцирующие и другие
5
Составление текстов
написания.
1
по опорным словам,
Р.Р. Составление текстов по
данному началу.
опорным словам, данному
Сочинение‑эссе.
началу.
2
Подробное изложение
Структурный (формальный)
1-21
и семантический (смысловой)
принципы пунктуации.
Р.Р. Подготовка к сочинению
1
по прочитанному тексту.
Р.Р. Сочинение по
1
прочитанному тексту.
Знаки препинания и интонация.
5
Авторские знаки.
3
К.Р. Контрольная работа по
1
теме «Принципы русского
правописания»
2
II. Повторение изученного
Систематизация знаний по
Частичный анализ
1
русскому языку. Фонетика.
текстов разных
Классификация звуков,
типов речи и стилей.
1
транскрипция.
Работа с
Орфоэпические нормы.
орфоэпическим
Особенности звуковой
словарѐм
22организации художественного
25
текста. Звукопись.
Роль фонетики в построении
1
текстов разных стилей и
жанров.
Комплексный анализ текста
1
(задания с кратким ответом).
Систематизация знаний по
1
Работа с
русскому языку. Морфемика.
лингвистическими
26- Морфемный состав слов разных
1
словарями.
33 частей речи.
Частичный анализ
Изменение морфемного состава
1
текстов
слов с течением времени.
художественного

Основные
направления
воспитательной
деятельности

1

2, 3,7.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,
8.

3440

4148

4987

Основные способы
словообразования.
Словообразовательный повтор
как стилистическое средство.
Роль единиц морфемики в
построении текстов разных
стилей и жанров.

1

Систематизация знаний по
русскому языку. Лексикология.
Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные
слова.
Синонимы, антонимы,
омонимы, паронимы.
Стилистическая окраска
слов.
Фразеологизмы.
Синтаксические особенности
устойчивых выражений.
Этимология.
Роль единиц лексикологии в
построении текстов разных
стилей и жанров.
Р.Р. Подготовка к сочинению
по прочитанному тексту.
Р.Р. Сочинение по
прочитанному тексту.
Систематизация знаний по
русскому языку. Морфология.
Признаки частей речи.
Классификация частей речи.
Функциональные омонимы.
Грамматическое
значение, морфологические
признаки, морфемный состав,
синтаксическая функция,
особенности правописания слов
разных частей речи.
Роль единиц морфологии в
построении текстов разных
стилей и жанров.
К.Р. Контрольная работа по
теме «Фонетика. Морфемика.
Лексикология. Морфология»
Систематизация знаний по
русскому языку. Синтаксис.
Основные единицы синтаксиса.
Р.Р. Сочинения в разных
жанрах: путевые заметки,
личное письмо, дневниковая

1

1
2

1

1

1

1

1

стиля. Составление
текстов по опорным
словам. Подбор
примеров языковых
явлений из
художественной
литературы.
Сочинение‑миниатюр
а по афоризму
Работа с
лингвистическими
словарями.
Составление
афоризмов.
Составление текстов
по пословице. Подбор
примеров языковых
явлений из
художественной
литературы. Анализ
текстов современной
публицистики.
Сочинение‑рассужден
ие на
лингвистическую
тему

1

1
1
1
1
2

Составление опорных
схем на основе
теоретического
материала. Анализ
языковых единиц
(морфологический
разбор). Устное
рассуждение на
лингвистическую
тему. Составление
текста по данному
началу

1

1
1
3
1

Составление опорных
схем на основе
теоретического
материала.
Конструирование
предложений разных

88102

запись.
Словосочетание.
Комплексный анализ текста
(задания с кратким ответом).
Типы простых и сложных
предложений.
Выразительные возможности
предложений разных типов.
Р.Р. Подготовка к сочинению
по прочитанному тексту.
Р.Р. Сочинение по
прочитанному тексту.
Основные правила пунктуации.
Р.Р. Дискуссия на
лингвистическую тему
«Основные правила
пунктуации».
К.Р. Контрольная работа по
теме «Повторение изученного.
Синтаксис и пунктуация»
Роль единиц синтаксиса в
построении текстов разных
стилей и жанров.
Р.Р. Подготовка к сочинению
по прочитанному тексту.
Р.Р. Сочинение по
прочитанному тексту.
Систематизация орфограмм
в соответствии с принципами
орфографии.
Блоковый характер
орфографических и
пунктуационных правил как
средство преодоления
дробности частных правил.
Р.Р. Устное рассуждение на
лингвистическую тему
«Грамотное письмо».
Закрепление навыков
грамотного письма
(обобщающие задания).
К.Р. Итоговая контрольная
работа за курс 11 класса
Совершенствование устной
речи.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения учителей
русского языка и литературы
от 31.08.2023 года № 1
_____________________ О.Н. Черников

3
1
3
3
1
1
14
1

1

типов. Составление
схем предложений.
Частичный анализ
текстов разных типов
речи и стилей.
Редактирование.
Составление текста по
цитате, по пословице.
Сочинения в разных
жанрах: путевые
заметки, личное
письмо, дневниковая
запись и др.
Жанр слова.
Дискуссия на
лингвистическую
тему

4

1
1

4

3

Составление опорных
схем на основе
теоретического
материала.
Частичный анализ
текстов разных
типов речи и стилей

1

4
1
2

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
______________Ю.А.Альбах
01.09.2023 год


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».