РП русский язык базовый уровень

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ-СОШ №4
________________________ Колосова В.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
для обучающихся 10-11 классов

г. Армавир 2022

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
10 класс
Личностные
В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
В сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского на-рода и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
В сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих
их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;

приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям.
В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении
нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра,
нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и
нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной
и других видах деятельности.
В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной
культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России
и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
В сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной
жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
В сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
В сфере физического, психологического, социального и академического благополучия
обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной
солидарности;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой,
социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
2. Патриотического воспитания:
формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите
интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития
программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического
воспитания;
формирование умения ориентироваться в современных общественно-политических
процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку
собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской
Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
3. Духовно-нравственного воспитания:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных
жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
4. Эстетического воспитания:
приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе
литературному,
музыкальному,
художественному,
театральному
и
кинематографическому;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;

сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного
творчества.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в
здоровом образе жизни;
формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни,
занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
Метапредметные
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены
тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: выпускник научится самостоятельно
определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе
время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов,
необходимых для достижения поставленной цели; со-поставлять полученный результат
деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД: выпускник научится искать и находить обобщѐнные способы
решения задач, в том числе осуществлять развѐрнутый информационный поиск и ставить на
его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и
интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия
в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства
для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении
действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного
предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса
средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и
удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: выпускник научится осуществлять
деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за еѐ пределами), подбирать партнѐров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия; развѐрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения
с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать
конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать
деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего
образования выпускник научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование,
рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании
текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нѐм явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить еѐ в текстовый
формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между
ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в
тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли
и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и
представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем; соблюдать нормы речевого поведения в
разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).
11 класс
Личностные
В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
В сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского на-рода и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
В сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного

права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих
их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям.
В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении
нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра,
нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и
нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной
и других видах деятельности.
В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной
культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России
и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
В сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной
жизни:

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
В сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
В сфере физического, психологического, социального и академического благополучия
обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной
солидарности;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой,
социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
2. Патриотического воспитания:
формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите
интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития
программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического
воспитания;
формирование умения ориентироваться в современных общественно-политических
процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку
собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской
Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
3. Духовно-нравственного воспитания:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных
жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
4. Эстетического воспитания:
приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе
литературному,
музыкальному,
художественному,
театральному
и
кинематографическому;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного
творчества.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в
здоровом образе жизни;
формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни,
занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
Метапредметные
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены
тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: выпускник научится самостоятельно
определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе
время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов,
необходимых для достижения поставленной цели; со-поставлять полученный результат
деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД: выпускник научится искать и находить обобщѐнные способы
решения задач, в том числе осуществлять развѐрнутый информационный поиск и ставить на
его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и
интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия
в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства
для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении
действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного
предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса
средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и
удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: выпускник научится осуществлять
деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за еѐ пределами), подбирать партнѐров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом

команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия; развѐрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения
с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать
конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать
деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего
образования выпускник научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование,
рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании
текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нѐм явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить еѐ в текстовый
формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между
ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в
тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли
и усиления выразительности речи;

иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и
представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем; соблюдать нормы речевого поведения в
разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).

2. Содержание учебного предмета по годам.
10 класс
Раздел. Общие сведения о языке
Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка.
Русские писатели о выразительности русского языка.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык
межнационального общения народов России.
Русский язык как один из мировых языков.
Литературный язык как высшая форма существования национального языка.
Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и
культура речи.
Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные
стили современного русского литературного языка.
Раздел. Лексика. Фразеология. Лексикография
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов.
Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление.
Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление.
Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и
лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и
неологизмов. Р.Р. Подготовка к изложению. Р.Р. Изложение.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография.
Комплексный анализ текста (задания с кратким ответом).
Раздел. Фонетика. Графика. Орфоэпия
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.
Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.
Фонетический разбор.

Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.
К.Р. Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология. Фонетика. Орфоэпия».
Раздел. Морфемика и словообразование
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые
и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор
слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие
словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования.
Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном
русском языке. Р.Р. Подготовка к сочинению по прочитанному тексту. Р.Р. Сочинение по
прочитанному тексту.
Раздел. Морфология и орфография
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и
орфографии. Орфография. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как
ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие
написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление
гласных после ц. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых
согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч. Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки пре-и при-. Гласные и и ы после
приставок. Употребление ъ и ь. Употребление прописных и строчных букв. Правила
переноса слов. Комплексный анализ текста (задания с кратким ответом).
Самостоятельные части речи. Имя существительное. Имя существительное как часть
речи. Лексико-грамматические разряды имѐн существительных. Род имѐн существительных.
Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и
способы выражения рода несклоняемых имѐн существительных и аббревиатур. Число имѐн
существительных. Падеж и склонение имѐн существительных. Морфологический разбор
имѐн существительных. Правописание падежных окончаний имѐн существительных.
Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имѐн существительных.
Правописание сложных имѐн существительных. Составные наименования и их
правописание.
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические
разряды имѐн прилагательных. Качественные прилагательные. Сравнительная и
превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные
(аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и
сложных форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных.
Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и
полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и
употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда
в другой. Морфологический разбор имѐн прилагательных. Правописание окончаний имѐн
прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности
склонения притяжательных прилагательных на -ий. Правописание суффиксов имѐн
прилагательных. Правописание н и нн в суффиксах имѐн прилагательных. Правописание
сложных имѐн прилагательных. Р.Р. Подготовка к сочинению по прочитанному тексту. Р.Р.
Сочинение по прочитанному тексту.
Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические
разряды имѐн числительных. Простые, сложные и составные числительные.
Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имѐн числительных.
Правописание имѐн числительных. Употребление имѐн числительных в речи. Особенности
употребления собирательных числительных.

Местоимение. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение,
стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.
Глагол. Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола.
Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола.
Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Категория времени
глагола. Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глаголов. Правописание глаголов. К.Р. Контрольная работа по
теме «Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение.
Глагол».
Причастие. Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и
прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий. Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий. Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие. Деепричастие как особая глагольная форма. Образование
деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и
предлоги.
Наречие. Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор
наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия, оканчивающиеся на
шипящий. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния. Грамматические особенности слов категории состояния.
Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч.
Морфологический разбор слов категории состояния. Комплексный анализ текста (задания с
кратким ответом).
Служебные части речи. Предлог. Предлог как служебная часть речи. Особенности
употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова. Союз как служебная часть речи. Союзные слова.
Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и
союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.
Частицы. Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический
разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы не
и ни, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание не и ни с различными
частями речи.
Междометие. Звукоподражательные слова. Междометие как особый разряд слов.
Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Правописание
междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий. К.Р.
Итоговая контрольная работа за курс 10 класса.
Раздел. Повторение и обобщение пройденного. Принципы русской орфографии.
Итоговый лингвистический проект.
11 класс
Раздел. Повторение и обобщение изученного материала 10 класса
Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие
норм литературного языка. Норма и культура речи. Основные понятия и единицы лексики и
фразеологии. Орфоэпия. Ударение.
Раздел. Синтаксис и пунктуация
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы.
Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение. Понятие о предложении. Основные признаки предложения.
Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений
по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные
члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространѐнные и
нераспространѐнные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и
неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире.
Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения. Простое осложнѐнное и неосложнѐнное
предложение. Синтаксический разбор простого предложения. Комплексный анализ текста
(задания с кратким ответом).
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными
членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки
препинания при однородных и неоднородных приложениях. Р.Р. Подготовка к сочинению по
прочитанному тексту. Р.Р. Сочинение по прочитанному тексту. Знаки препинания при
однородных членах, соединѐнных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при
однородных членах, соединѐнных повторяющимися и парными союзами. Обобщающие
слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах
предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и
присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки
препинания при сравнительном обороте. К.Р. Контрольная работа по теме «Однородные
члены предложения. Обособленные члены предложения»
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с
предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и
словосочетаниях. Р.Р. Подготовка к сочинению по прочитанному тексту. Р.Р. Написание
сочинения по прочитанному тексту. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки
препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительновосклицательных словах.
Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное
предложения. Типы придаточных предложений.
Сложносочинѐнное предложение. Знаки препинания в сложносочинѐнном
предложении. Синтаксический разбор сложносочинѐнного предложения.
Сложноподчинѐнное предложение. Знаки препинания в сложноподчинѐнном
предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчинѐнного
предложения с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчинѐнном предложении
с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинѐнного предложения с
несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в
бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Период. Знаки препинания в
периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац. Синонимия разных типов сложного
предложения.
Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при
прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах. К.Р.
Контрольная работа по теме «Сложное предложение. Предложения с чужой речью»
Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания. Вопросительный и
восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и

другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки
препинания. Авторская пунктуация.
Раздел. Культура речи
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и
чистоту речи. Правильность речи. Р.Р. Подготовка к сочинению по прочитанному тексту.
Р.Р. Сочинение по прочитанному тексту. Норма литературного языка. Нормы литературного
языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические,
морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные
нормы. Речевая ошибка. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность,
точность, богатство. Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Комплексный анализ текста (задания с кратким ответом).
Раздел. Стилистика. Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и
стили речи, а также изобразительно-выразительные средства. Стиль. Классификация
функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический
стиль. Разговорный стиль. Язык художественной литературы. Текст. Основные признаки
текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Анализ текстов разных стилей и жанров.
Из истории русского языкознания. М. В. Ломоносов. А. Х. Востоков. Ф. И. Буслаев. В.
И. Даль. Я. К. Грот. А. А. Шахматов. Д. Н. Ушаков. В. В. Виноградов. С. И. Ожегов.
Раздел. Повторение и систематизация изученного материала.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. К.Р. Итоговая контрольная
работа за курс 11 класса. Знаки препинания при обособленных членах предложения.
Орфографические и пунктуационные нормы.

3. Тематическое планирование с обозначением количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.

№
п/п

1-3

Тема

Количество
часов

10 класс (68 часов)

Основные виды деятельности
обучающихся

Раздел. Общие сведения о языке (3)
Русский язык среди языков
1
Осознавать роль русского языка в
мира. Богатство и
жизни человека и общества.
выразительность русского
Осознавать функции русского языка
языка. Русские писатели о
как государственного и языка
выразительности русского
межнационального общения.
языка.
1
Понимать роль и значение русского
Русский язык как
литературного языка.
государственный язык
Уметь выявлять характерные признаки
Российской Федерации и язык
разных стилей, определять стилевую
межнационального общения
принадлежность текста, создавать
народов России.
тексты разных стилей.
Русский язык как один из
мировых языков.
Литературный язык как
высшая форма существования
национального языка.
1

Основные
направле
ния
воспитате
льной
деятельно
сти
1,2,3

4-12

Понятие нормы литературного
языка. Типы норм
литературного языка. Норма и
культура речи.
Понятие о функциональных
разновидностях (стилях);
основные функциональные
стили современного русского
литературного языка
Раздел. Лексика. Фразеология. Лексикография (9 ч)
Основные понятия и основные
1
Осознавать роль слова в формировании
единицы лексики и
и выражении мыслей и чувств.
фразеологии.
Извлекать информацию о значении
Слово и его значение.
слов из лингвистических словарей.
Однозначность и
Расширять свой лексический запас.
многозначность слов.
1
Определять характер возможной
Изобразительноошибки при употреблении синонимов,
выразительные средства
1
антонимов, паронимов, омонимов.
русского языка. Омонимы и
Осознавать выразительные
их употребление. Паронимы и
1
возможности указанных групп слов,
их употребление. Синонимы и
находить их в литературном
их употребление. Антонимы и
1
произведении. Определять роль
их употребление.
изобразительно-выразительных средств
Происхождение лексики
в создании литературного образа и
современного русского
настроения художественного
языка. Лексика
произведения, уметь сознательно
общеупотребительная и
употреблять их в своей речи.
лексика, имеющая
Осознавать внелитературный характер
ограниченную сферу
слов и выражений лексики, имеющей
употребления. Употребление
1
ограниченную сферу употребления.
устаревшей лексики и
1
Воспитывать литературный и речевой
неологизмов.
1
вкус, влияющий на общую культуру
Р.Р. Подготовка к изложению.
личности.
Р.Р. Изложение.
Уметь объяснить значение и
Фразеология.
1
происхождение фразеологизмов.
Фразеологические единицы и
Уметь использовать словари разных
их употребление.
типов для сбора лингвистической
Лексикография.
информации.
Комплексный анализ текста
Анализировать выполнение сочинения
(задания с кратким ответом).
по прочитанному тексту.
Раздел. Фонетика. Графика. Орфоэпия (4 ч)
Основные понятия фонетики,
1
Владеть основными терминами и
графики, орфоэпии.
понятиями раздела.
Звуки и буквы.
Уметь объяснять причины появления
Позиционные (фонетические)
1
возможных ошибок, связанных с
и исторические чередования
фонетическими процессами в слове.
звуков.
Уметь выполнять фонетический разбор.
Фонетический разбор.
Вырабатывать правильное литературное
Орфоэпия. Основные правила
1
произношение.
произношения гласных и
Уметь при необходимости сопоставить
согласных звуков. Ударение.
фонетические системы двух разных
К.Р. Контрольная работа по
1
языков: русского и изучаемого

1,2,3,4,6,8

теме «Лексика. Фразеология.
Фонетика. Орфоэпия».

иностранного языка.
Уметь находить в литературном
произведении фонетические средства
создания выразительности, определять
их роль в произведении.
Анализировать выполнение
комплексного анализа текста.
Раздел. Морфемика и словообразование (5 ч)
Основные понятия морфемики
1
Владеть основными терминами и
и словообразования. Состав
понятиями раздела.
слова. Морфемы корневые и
Употреблять их при выполнении
аффиксальные. Основа слова.
аналитических упражнений по
Основы производные и
морфемике и словообразованию.
непроизводные.
Понимать принципиальное отличие
Морфемный разбор слова.
между морфологическим и
Словообразование.
1
неморфологическим способами
Морфологические способы
образования слов, между
словообразования. Понятие
словообразованием и
словообразовательной
формообразованием.
цепочки.
Осознавать разницу между
Неморфологические способы
омонимичными морфемами,
словообразования.
1
антонимичными и синонимичными
Словообразовательный
морфемами.
разбор.
Осознавать стилистические
Основные способы
возможности
формообразования в
1
морфем.
современном русском языке.
Находить в тексте художественного
Р.Р. Подготовка к сочинению
1
произведения слова с стилистически
по прочитанному тексту.
окрашенными морфемами.
Р.Р. Сочинение по
Уметь объяснять роль стилистически
прочитанному тексту.
окрашенных морфем в создании образа,
портрета, пейзажа в художественном
произведении.
Анализировать выполнение
контрольной работы.
Раздел. Морфология и орфография (47 ч)
Орфография.
1
Повторить, обобщить и
Основные понятия
систематизировать полученные в
морфологии и орфографии.
основной школе правила орфографии.
Взаимосвязь морфологии и
Осмыслить основные принципы
орфографии.
русской орфографии, формировать на
Принципы русской
этой основе орфографическую
орфографии.
1
грамотность.
Морфологический принцип
Анализировать выполнение сочинения
как ведущий принцип русской
по прочитанному тексту.
орфографии. Фонетические,
традиционные и
дифференцирующие
1
написания.
Проверяемые и
непроверяемые безударные
гласные в корне слова.
1

1,2,3,4,5

1,2,3,7,8

Чередующиеся гласные в
корне слова.
Употребление гласных после
шипящих. Употребление
гласных после ц.
Правописание звонких и
глухих согласных.
Правописание
непроизносимых согласных и
сочетаний сч, зч, шч, жч, стч,
здч.
Правописание двойных
согласных.
Правописание гласных и
согласных в приставках.
Приставки пре-и при-.
Гласные и и ы после
приставок.
Употребление ъ и ь.
Употребление прописных и
строчных букв.
Правила переноса слов
Комплексный анализ текста
(задания с кратким ответом).
Самостоятельные части речи
Имя существительное
Имя существительное как
часть речи. Лексикограмматические разряды имѐн
существительных.
Род имѐн существительных.
Распределение
существительных по родам.
Существительные общего
рода. Определение и способы
выражения
рода несклоняемых имѐн
существительных и
аббревиатур.
Число имѐн существительных.
Падеж и склонение имѐн
существительных.
Морфологический разбор
имѐн существительных.
Правописание падежных
окончаний имѐн
существительных. Варианты
падежных окончаний.
Гласные в суффиксах имѐн
существительных.
Правописание сложных имѐн
существительных.

1

1

1

1

1

1

1

1

Повторить, обобщить и
систематизировать полученные в
основной школе сведения об
имени существительном как части речи.
Определять грамматические признаки
имени существительного.
Определять признаки рода
несклоняемых имѐн существительных и
аббревиатур. Уметь на этой основе
выбирать верные формы сочетающихся
с именами существительными имѐн
прилагательных и глаголов прошедшего
времени.
Понимать особенности выбора
падежных
окончаний имѐн существительных,
выбирать верные в стилистическом и
грамматическом плане варианты
окончаний.
Обобщить правила написания сложных
имѐн существительных и составных
наименований.
Выполнять морфологический разбор
имѐн существительных.
Анализировать выполнение
комплексного анализа текста.

Составные наименования и их
правописание
Имя прилагательное.
Имя прилагательное как часть
речи. Лексико-грамматические
разряды имѐн
прилагательных.
Качественные
прилагательные.
Сравнительная и
превосходная степени
качественных
прилагательных. Простая
(синтетическая) и сложные
(аналитические) формы
степеней
сравнения.
Стилистические особенности
простых и сложных форм
степеней сравнения.
Полные и краткие формы
качественных
прилагательных. Особенности
образования и употребления
кратких прилагательных.
Синонимия кратких и полных
форм в функции сказуемого;
их семантические и
стилистические особенности.
Прилагательные
относительные и
притяжательные.
Особенности образования и
употребления
притяжательных
прилагательных.
Переход прилагательных из
одного разряда в другой.
Морфологический разбор
имѐн прилагательных.
Правописание окончаний
имѐн прилагательных.
Склонение качественных и
относительных
прилагательных. Особенности
склонения притяжательных
прилагательных на -ий.
Правописание суффиксов
имѐн прилагательных.
Правописание н и нн в
суффиксах имѐн
прилагательных.

1

1

1

1

1

1
1

Повторить, обобщить и
систематизировать полученные в
основной школе сведения об
имени прилагательном как части речи.
Выявлять стилистические особенности
простых и сложных форм степеней
сравнения и на этой основе выбирать
верные грамматические формы степеней
сравнения имѐн прилагательных.
Выявлять особенности образования и
употребления кратких прилагательных.
Уметь выбирать синонимические
формы полных и кратких имѐн
прилагательных.
Обосновывать свой выбор.
Выполнять морфологический разбор
имѐн прилагательных.
Обоснованно выбирать верные формы
падежных окончаний имѐн
прилагательных.
Объяснять выбор написания имѐн
прилагательных, использовать
изобразительно-выразительные
возможности имѐн прилагательных в
речи.
Находить в текстах художественных
произведений имена прилагательные,
выявлять эпитеты и определять их роль
в создании образа и настроения

Правописание сложных имѐн
прилагательных.
Р.Р. Подготовка к сочинению
по прочитанному тексту.
Р.Р. Написание сочинения по
прочитанному тексту.
Имя числительное. Имя
числительное как часть речи.
Лексико-грамматические
разряды имѐн числительных.
Простые, сложные и
составные числительные.
Морфологический разбор
имѐн числительных.
Особенности склонения имѐн
числительных.
Правописание имѐн
числительных.
Употребление имѐн
числительных в речи.
Особенности употребления
собирательных числительных
Местоимение.
Местоимение как часть речи.
Разряды местоимений.
Значение, стилистические и
грамматические особенности
употребления местоимений.
Морфологический разбор
местоимений.
Правописание местоимений
Глагол. Глагол как часть
речи. Основные
грамматические категории и
формы глагола.
Инфинитив как начальная
форма глагола.
Категория вида русского
глагола.
Переходность/непереходность
глагола.
Возвратные глаголы.
Категория наклонения
глагола. Наклонение
изъявительное,
повелительное,
сослагательное (условное).
Категория времени глагола.
Спряжение глагола.
Две основы глагола.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Повторить, обобщить и
систематизировать полученные в
основной школе сведения об
имени числительном как части речи.
Производить морфологический разбор
имени числительного.
Анализировать особенности склонения
имѐн числительных.
Понимать особенности употребления
имѐн числительных в речи.
Употреблять в собственной речи
верные формы имѐн числительных.
Анализировать выполнение сочинения
по прочитанному тексту.
Анализировать выполнение сочинения
по прочитанному тексту.
Повторить, обобщить и
систематизировать полученные в
основной школе сведения о
местоимении как части речи.
Выявлять стилистические и
грамматические особенности
употребления местоимений.
Выполнять морфологический разбор
местоимений.
Соблюдать правила правописания
местоимений в речевой практике.
Повторить, обобщить и
систематизировать полученные в
основной школе сведения о глаголе как
части речи.
Понимать особенности грамматических
категорий глагола.
Употреблять в речи правильные
глагольные формы.
Уметь правильно образовывать формы
глагола.
Выполнять морфологический разбор
глагола.
Выбирать и обосновывать верные
варианты глагола в собственной речевой
практике.
Определять роль глаголов в
предложении и тексте

Формообразование глагола.
Морфологический разбор
глаголов.
Правописание глаголов.
К.Р. Контрольная работа по
теме «Имя существительное.
Имя прилагательное. Имя
числительное. Местоимение.
Глагол».
Причастие. Причастие как
особая глагольная форма.
Признаки глагола и
прилагательного у причастий.
Морфологический разбор
причастий.
Образование причастий.
Правописание суффиксов
причастий.
Н и нн в причастиях и
отглагольных прилагательных.
Переход причастий в
прилагательные и
существительные
Деепричастие. Деепричастие
как особая глагольная форма.
Образование деепричастий.
Морфологический разбор
деепричастий. Переход
деепричастий в наречия и
предлоги

1

1

1

1

1

Наречие. Наречие как часть
речи. Разряды наречий.
Морфологический разбор
наречий.
Правописание наречий.
Гласные на конце наречий.
Наречия, оканчивающиеся на
шипящий. Отрицательные
наречия. Слитное, раздельное
и дефисное написание
наречий

1

Слова категории состояния
Грамматические особенности
слов категории состояния.
Омонимия слов категории

1

1

1

Повторить, обобщить и
систематизировать полученные в
основной школе сведения о причастии
как особой форме глагола.
Выполнять морфологический разбор
причастия.
Понимать особенности образования
причастий с учѐтом грамматических и
сочетательных норм.
Употреблять верные формы причастий
в собственной речи, обосновывать свой
выбор.
Анализировать выполнение
контрольной работы.
Повторить, обобщить и
систематизировать полученные в
основной школе сведения о
деепричастии как особой форме глагола.
Выполнять морфологический разбор
деепричастия.
Осознавать процессы, приводящие к
переходу деепричастий в наречия и
предлоги.
Определять роль деепричастий в
предложении и тексте
Повторить, обобщить и
систематизировать полученные в
основной школе сведения о наречии как
о части речи.
Производить морфологический разбор
наречий.
Выявлять признаки выбора написаний
наречий, применять правила в речевой
практике.
Определять стилистические
возможности
наречий, осознавать необходимость
верного употребления наречий в
собственной речевой практике
Повторить, обобщить и
систематизировать полученные в
основной школе сведения о категории
состояния как о части речи.

состояния, наречий на -о, -е и
кратких прилагательных ср. р.
ед. ч. Морфологический
разбор слов категории
состояния.
Комплексный анализ текста
(задания с кратким ответом).

1

Служебные части речи.
Предлог. Предлог как
служебная часть речи.
Особенности употребления
предлогов.
Морфологический разбор
предлогов. Правописание
предлогов

1

Союзы и союзные слова.
Союз как служебная часть
речи. Союзные слова.
Классификация союзов по
значению, употреблению,
структуре.
Подчинительные союзы и
союзные слова.
Морфологический разбор
союзов.
Правописание союзов

1

Частицы. Частица как
служебная часть речи.
Разряды частиц.
Морфологический разбор
частиц.
Правописание частиц.
Раздельное и дефисное
написание частиц. Частицы не
и ни, их значение
и употребление. Слитное и
раздельное написание
не и ни с различными частями
речи.
Междометие.
Звукоподражательные слова.
Междометие как особый
разряд слов.
Звукоподражательные слова.
Морфологический разбор
междометий. Правописание

1

1

1

1

Понимать сложность выявления слов
категории состояния и их отличия от
наречий на -о, -е и кратких
прилагательных ср. р. ед. ч.
Выполнять морфологический разбор
слов категории состояния.
Определять роль слов категории
состояния в предложении и тексте
Повторить, обобщить и
систематизировать полученные в
основной школе сведения об
особенностях служебных частей речи.
Выполнять морфологический разбор
предлогов.
Объяснять написание предлогов.
Выявлять стилистические и
грамматические особенности
употребления предлогов.
Анализировать выполнение
комплексного анализа текста.
Повторить, обобщить и
систематизировать полученные в
основной школе сведения о союзах и их
грамматических признаках.
Выполнять морфологический разбор
союзов.
Объяснять написание союзов.
Определять роль союзов в предложении
и тексте.
Употреблять союзы в письменной и
устной речи в соответствии с нормами
русского языка
Повторить, обобщить и
систематизировать полученные в
основной школе сведения о частицах и
их грамматических признаках.
Выполнять морфологический разбор
частиц.
Объяснять выбор верного написания
частиц.
Определять роль частиц в предложении
и тексте.
Употреблять частицы в письменной и
устной речи в соответствии с нормами
русского языка
Повторить, обобщить и
систематизировать полученные в
основной школе сведения
о междометиях и их грамматических
признаках.
Выполнять морфологический разбор
междометий.

междометий. Функциональностилистические особенности
употребления междометий.
К.Р. Итоговая контрольная
работа за курс 10 класса.

6

Объяснять выбор верного написания
междометий.
1
Определять роль междометия в
предложении и тексте.
Употреблять междометия в письменной
и устной речи в соответствии с нормами
русского языка
Раздел. Повторение и обобщение пройденного (2 ч)
Принципы русской
1
Повторить, обобщить и
орфографии.
1
систематизировать полученные
Итоговый лингвистический
сведения о частях речи, их
проект.
грамматических признаках,
правописных нормах и стилистических
возможностях употребления.

1,2,3

№
п/п

Тема

Количество
часов

11 класс (68 часов)
Основные виды деятельности
обучающихся

Раздел. Повторение и обобщение изученного материала 10 класса (3 ч)
Литературный язык как высшая
1
форма существования
национального языка. Понятие
норм литературного языка.
1-3
Норма и культура речи.
Основные понятия и единицы
1
лексики и фразеологии.
Орфоэпия. Ударение.
1
Раздел. Синтаксис и пунктуация (43 ч)
Основные понятия синтаксиса
1
Знать основные принципы русской
и пунктуации. Основные
пунктуации.
синтаксические единицы.
Выполнять пунктуационный анализ
4
Основные принципы русской
пунктуации. Пунктуационный
анализ
Словосочетание.
1
Повторить, обобщить и
Классификация
систематизировать полученные в
словосочетаний. Виды
основной школе сведения о
синтаксической связи.
словосочетаниях, их строении и
5
Синтаксический разбор
значении.
словосочетания
Моделировать и употреблять в речи
синонимические по значению и
строению словосочетания
Предложение. Понятие о
1
Повторить, обобщить и
предложении. Основные
систематизировать полученные в
признаки предложения.
основной школе сведения о
6-11
Классификация предложений.
предложениях, их строении и значении.
Предложения простые и
Выявлять особенности строения и
сложные.
значения простых предложений
1

2,3,4

1,2,3,4,6,7

1220

Простое предложение.
Виды предложений по цели
высказывания. Виды
предложений по
эмоциональной окраске.
Предложения утвердительные и
отрицательные.
Виды предложений по
структуре. Двусоставные и
односоставные предложения.
Главные члены
предложения. Тире между
подлежащим и сказуемым.
Распространѐнные и
нераспространѐнные
предложения. Второстепенные
члены предложения. Полные и
неполные предложения.
Тире в неполном предложении.
Соединительное тире.
Интонационное тире.
Порядок слов в простом
предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов
простого предложения. Простое
осложнѐнное и неосложнѐнное
предложение. Синтаксический
разбор простого предложения.
Комплексный анализ текста
(задания с кратким ответом).
Однородные члены
предложения.
Знаки препинания в
предложениях с однородными
членами.
Знаки препинания при
однородных и неоднородных
определениях.
Знаки препинания при
однородных и неоднородных
приложениях.
Р.Р. Подготовка к сочинению
по прочитанному тексту.
Р.Р. Сочинение по
прочитанному тексту.
Знаки препинания при
однородных членах,
соединѐнных
неповторяющимися
союзами.
Знаки препинания при
однородных членах,

1

1

1

1

Моделировать предложения различной
структуры в соответствии с
коммуникативной задачей высказывания,
употреблять их в собственной речевой
практике.
Правильно согласовывать подлежащее
и сказуемое.
Выполнять синтаксический и
пунктуационный анализ простых
осложнѐнных предложений.
Создавать синонимические конструкции
простых предложений.
Понимать и использовать в своей речи
выразительные возможности порядка
слов в предложении.
Сопоставлять и анализировать
синонимические предложения разной
структуры, выявлять их различия.
Корректировать интонацию простого
предложения в зависимости от
структуры, значения, речевого замысла.
Интонационно правильно выделять
логическое ударение в предложениях

1
1

1

1

1
1
1

1

Повторить, обобщить и
систематизировать полученные в
основной школе сведения об однородных
членах предложения, способах их
соединения.
Выполнять синтаксический и
пунктуационный разбор предложений с
однородными членами.
Моделировать предложения с
различными рядами однородных членов.
Выявлять выразительные возможности
однородных членов предложения.
Наблюдать и анализировать, как
изменяется характер восприятия
предложений в зависимости от
включения различных рядов однородных
членов.
Анализировать выполнение
комплексного анализа текста.

2127

2833

соединѐнных повторяющимися
и парными союзами.
Обобщающие слова при
однородных членах.
Знаки препинания при
обобщающих словах.
Обособленные члены
предложения. Знаки
препинания при обособленных
членах
предложения.
Обособленные и
необособленные определения.
Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства.
Обособленные дополнения.
Уточняющие, пояснительные и
присоединительные члены
предложения.
Параллельные синтаксические
конструкции. Знаки препинания
при сравнительном обороте.
К.Р. Контрольная работа по
теме «Однородные члены
предложения. Обособленные
члены предложения»
Знаки препинания при словах и
конструкциях, грамматически
не связанных с предложением.
Знаки препинания при
обращениях.
Знаки препинания при вводных
словах и словосочетаниях.
Р.Р. Подготовка к сочинению
по прочитанному тексту.
Р.Р. Сочинение по
прочитанному тексту.
Знаки препинания при
вставных конструкциях.
Знаки препинания при
междометиях, утвердительных,
отрицательных, вопросительновосклицательных словах.
Сложное предложение.
Понятие о сложном
предложении. Главное и
придаточное предложения.
Типы придаточных
предложений.
Сложносочинѐнное
предложение.
Знаки препинания в

1
1

1

1
1
1
1

1

1

1

1
1
1
1
1

1

1

Повторить, обобщить и
систематизировать полученные в
основной школе сведения об
обособленных членах предложения.
Находить в тексте предложения с
обособленными членами, определять их
выразительные возможности.
Анализировать структурные
особенности предложений с
обособлениями и расставлять на этой
основе знаки препинания в
предложениях с обособленными
членами.
Моделировать предложения с
обособленными членами. Уметь
выполнять синтаксический
и пунктуационный разбор предложений с
обособленными членами.
Анализировать выполнение сочинения
по прочитанному тексту.
Повторить, обобщить и
систематизировать полученные в
основной школе сведения о словах
и конструкциях, грамматически не
связанных с предложением.
Моделировать предложения с
включением в них обращений и вводных
слов.
Учитывать выразительные возможности
обращений, вводных слов и вставных
конструкций при анализе
художественного текста.
Использовать выразительные
возможности обращений и вставных
конструкций в речи.
Анализировать выполнение
контрольной работы.
Повторить, обобщить и
систематизировать полученные в
основной школе сведения о сложном
предложении.
Понимать синонимию сложного
предложения.
Уметь моделировать сложные
предложения разной синтаксической
структуры, преобразовывать сложные

3441

4244

сложносочинѐнном
предложении. Синтаксический
разбор сложносочинѐнного
предложения.
Сложноподчинѐнное
предложение. Знаки
препинания в
сложноподчинѐнном
предложении с одним
придаточным. Синтаксический
разбор сложноподчинѐнного
предложения с одним
придаточным.
Знаки препинания в
сложноподчинѐнном
предложении с несколькими
придаточными.
Синтаксический разбор
сложноподчинѐнного
предложения с несколькими
придаточными.
Бессоюзное сложное
предложение. Знаки
препинания в бессоюзном
сложном предложении.
Запятая и точка с запятой в
бессоюзном сложном
предложении.
Двоеточие в бессоюзном
сложном предложении. Тире в
бессоюзном сложном
предложении. Синтаксический
разбор бессоюзного сложного
предложения.
Период. Знаки препинания в
периоде.
Сложное синтаксическое целое
и абзац.
Синонимия разных типов
сложного предложения
Предложения с чужой речью.
Способы передачи чужой речи.
Знаки препинания при прямой
речи.
Знаки препинания при диалоге.
Знаки препинания при цитатах.
К.Р. Контрольная работа по
теме «Сложное предложение.
Предложения с чужой речью»

1

предложении в простые и наоборот.
Проводить синтаксический и
пунктуационный анализ сложного
предложения.
Различать смысловые и грамматические
особенности сложных предложений
разных видов.
Уметь использовать сложные
предложения разной структуры при
создании собственного текста.
Анализировать выполнение сочинения
по прочитанному тексту.

1

1

1

1

1

1

1
1

Повторить, обобщить и
систематизировать полученные в
основной школе сведения о
предложениях с чужой речью.
Анализировать структурные
особенности предложений с чужой
речью.
Выявлять основные пунктуационные
признаки, определяющие постановку
знаков препинания в предложениях с
чужой речью.
Уметь пользоваться синонимическими

4546

4755

возможностями предложений с чужой
речью разных типов.
Правильно употреблять знаки
препинания при цитировании.
Анализировать выполнение
контрольной работы.
Повторить, обобщить и
систематизировать полученные
сведения об употреблении знаков
препинания.
Понимать смыслоразличительную
функцию знаков препинания.
Уметь анализировать трудные случаи
пунктуационного оформления
письменного высказывания.
Анализировать выполнение
контрольной работы.

Употребление знаков
1
препинания. Сочетание знаков
препинания. Вопросительный и
восклицательный знаки.
Запятая и тире. Многоточие и
другие знаки препинания.
Скобки и другие знаки
1
препинания. Кавычки и другие
знаки препинания.
Факультативные знаки
препинания. Авторская
пунктуация.
Раздел. Речь. Речевое общение. Культура речи (9 ч)
Язык и речь: Речевая
1
Повторить, обобщить и
деятельность. Виды речевой
систематизировать сведения о языке и
деятельности. Речевое общение.
речи.
Правильность речи.
Уметь находить информацию о
Р.Р. Подготовка к сочинению
1
языковой норме в разных типах
по прочитанному тексту.
лингвистических словарей.
Р.Р. Сочинение по
1
Видеть ошибки и исправлять их в
прочитанному тексту.
соответствии с нормами русского
Понятие о норме литературного
1
литературного языка.
языка.
Определять качества хорошей речи.
Нормы литературного языка:
1
Соблюдать требования к
орфоэпические,
коммуникативным качествам хорошей
акцентологические,
речи в собственной речевой практике.
словообразовательные,
Моделировать ораторские тексты
лексические, морфологические,
разной направленности, различных
синтаксические,
речевых жанров.
стилистические.
1
Анализировать выполнение сочинения
Орфографические и
по прочитанному тексту.
пунктуационные нормы.
Речевая ошибка.
1
Качества хорошей речи:
чистота, выразительность,
уместность, точность,
1
богатство. Виды и роды
ораторского красноречия.
Ораторская речь и такт.
1
Комплексный анализ текста
(задания с кратким ответом).
Раздел. Стилистика (9 ч)
Стилистика как раздел науки о
1
Понимать стилистические требования к
языке, изучающий стили языка
организации избранного говорящим
и стили речи, а также
языкового материала.
изобразительно-выразительные
Находить при анализе художественного

3,4,7,8

1,2,3,4

5664

6568

средства.
Стиль. Классификация
функциональных стилей.
Научный стиль. Официальноделовой стиль.
Публицистический стиль.
Разговорный стиль.
Язык художественной
литературы.
Текст. Основные признаки
текста.
Функционально-смысловые
типы речи: повествование,
описание, рассуждение.
Анализ текстов разных стилей и
жанров.
Из истории русского
языкознания. М. В. Ломоносов.
А. Х. Востоков. Ф. И. Буслаев.
В. И. Даль. Я. К. Грот. А. А.
Шахматов. Д. Н. Ушаков.
В. В. Виноградов. С. И. Ожегов.
Итоговый лингвистический
проект

текста различные тропы.
Уметь доказать принадлежность текста
к тому или иному стилю, различать
стили речи по лексическим,
морфологическим, синтаксическим
1
признакам.
Уметь сопоставлять тексты разных
1
стилей.
Знать жанры, характерные для каждого
1
стиля речи.
Уметь создавать тексты разных стилей
1
и жанров.
Знать и уметь сформулировать
основные признаки текста.
1
Различать функционально-смысловые
типы речи.
1
Моделировать тексты разных стилей и
типов в зависимости от речевого замысла
и поставленной задачи подготовленного
сообщения.
Расширять лингвистический кругозор.
Осознавать роль великих русских
1
учѐных-лингвистов в истории русского
языкознания.
Анализировать выполнение
комплексного анализа текста.
Раздел. Повторение и систематизация изученного материала (4 ч)
Знаки препинания в
1
Повторить, обобщить и
предложениях с однородными
систематизировать сведения,
членами.К.Р. Итоговая
полученные в ходе обучения курсу
контрольная работа за курс 11
1
в 10-11 классах.
класса.Знаки препинания при
Анализировать выполнение итоговой
обособленных членах
1
контрольной работы.
предложения.
Орфографические и
пунктуационные нормы.
1
1

3,4,6,8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».