Нормы устной и письменной речи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ-СОШ №4
________________________
Колосова В.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Нормы устной и письменной речи
для обучающихся 10-11 классов

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
10 класс.
Личностные результаты:
бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры,
как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры;
воспитание человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и
культуру своего народа, и уважающего традиции, и культуры других народов;
уважение к своему народу, его прошлому, отражѐнному в языке;
осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации
и языка межнационального общения;
осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;
потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в
процессах познания;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и
учебной деятельности; развитие потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования,
важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность
навыков сотрудничества;
эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных
возможностей;
нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной
солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок
личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
2. Патриотического воспитания:
формирование российской гражданской идентичности;
формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите
интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ
патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской
Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.
3. Духовно-нравственного воспитания:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных
жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
4. Эстетического воспитания:
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
приобщение
к
классическим
и
современным
высокохудожественным
отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей.
5.Физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в
здоровом образе жизни.
6. Трудового воспитания:
воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально
значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
7. Экологического воспитания:
развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира.
8. Ценностей научного познания:
создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения
заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и
общества.
Метапредметные результаты:
умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми еѐ
участниками, не допускать конфликтов;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности; использование различных методов познания; владение логическими
операциями анализа,
синтеза, сравнения;
способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение
пользоваться лингвистическими словарями;
умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и
письмом;

умение выражать своѐ отношение к действительности и создавать устные и
письменные тексты разных стилей и жанров с учѐтом речевой ситуации
(коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;
умение определять цели деятельности и планировать еѐ, контролировать и
корректировать деятельность;
умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;
умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального
эффекта.
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого
гуманитарного знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся
учѐных-русистах;
сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях
его развития, функциях языка;
освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая
деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи;
литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи;
устная и письменная форма речи;синонимика русского языка; источники расширения
словарного состава современного русского языка;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка;
владение знаниями о языковой норме, еѐ функциях и вариантах; практическое
овладение основными нормами современного литературного языка;
владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;
сформированность умений анализировать языковые единицы; владение
различными видами анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов разных типов
речи;
сформированность умений анализировать языковые явления и факты,
допускающие неоднозначную интерпретацию;
владение различными приѐмами редактирования текстов;
сформированность умений лингвистического анализа текстов разных стилей и
жанров;
сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и
использовать его результаты в речевой практике;
сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества,
государства, способности свободно общаться в различных формах и на разные темы;

включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры,
воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как
государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения
народов России;
сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других
культур, уважительного отношения к ним; приобщение к российскому литературному
наследию и через него – к сокровищам отечественной и мировой культуры;
сформированность чувства причастности к российским свершениям,
традициям и осознание исторической преемственности поколений;
свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения русским
литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии
с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
сформированность знаний о русском языке как системе и как развивающемся
явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение
базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и
текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Выпускник научится:
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
различать стили и типы речи;
использовать основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского
языка;
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой
речи;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать
и анализировать полученную информацию;
оценивать стилистические ресурсы языка;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
владеть различными приѐмами редактирования текстов;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в
том числе художественной литературы);
составлять текст-рассуждение (ответ на вопрос);
создавать текст на основе данного;
составлять тексты с разными видами связи предложений;
проводить комплексный анализ текстов разных стилей и типов речи;
создавать резюме, заметки, репортажи;
проводить лингвистический анализ стихотворного текста;
определять функции старославянизмов в художественных текстах;
уметь проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в
речевой практике.
Выпускник получит возможность научиться:
проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
выделять и описывать социальные функции русского языка;
проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями
языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную
интерпретацию;
характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского
языка;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в
виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его
функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический
текст;
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского
языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на
основе знаний о нормах русского литературного языка;
определять
пути
совершенствования
собственных
коммуникативных
способностей и культуры речи.
11 класс.
Личностные результаты:
бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры,
как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры;
воспитание человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и
культуру своего народа, и уважающего традиции, и культуры других народов;
уважение к своему народу, его прошлому, отражѐнному в языке;
осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации
и языка межнационального общения;

осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;
потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в
процессах познания;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и
учебной деятельности; развитие потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования,
важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность
навыков сотрудничества;
эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных
возможностей;
нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной
солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок
личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
2. Патриотического воспитания:
формирование российской гражданской идентичности;
формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите
интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ
патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской
Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.
3. Духовно-нравственного воспитания:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных
жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
4. Эстетического воспитания:
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
приобщение
к
классическим
и
современным
высокохудожественным
отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;

популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей.
5.Физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в
здоровом образе жизни.
6. Трудового воспитания:
воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально
значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
7. Экологического воспитания:
развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира.
8. Ценностей научного познания:
создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения
заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и
общества.
Метапредметные результаты:
умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми еѐ
участниками, не допускать конфликтов;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности; использование различных методов познания; владение логическими
операциями анализа,
синтеза, сравнения;
способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение
пользоваться лингвистическими словарями;
умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и
письмом;
умение выражать своѐ отношение к действительности и создавать устные и
письменные тексты разных стилей и жанров с учѐтом речевой ситуации
(коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;
умение определять цели деятельности и планировать еѐ, контролировать и
корректировать деятельность;
умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;

умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального
эффекта.
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого
гуманитарного знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся
учѐных-русистах;
сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях
его развития, функциях языка;
освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая
деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи;
литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи;
устная и письменная форма речи;синонимика русского языка; источники расширения
словарного состава современного русского языка;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка;
владение знаниями о языковой норме, еѐ функциях и вариантах; практическое
овладение основными нормами современного литературного языка;
владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;
сформированность умений анализировать языковые единицы; владение
различными видами анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов разных типов
речи;
сформированность умений анализировать языковые явления и факты,
допускающие неоднозначную интерпретацию;
9) владение различными приѐмами редактирования текстов;
сформированность умений лингвистического анализа текстов разных стилей и
жанров;
сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и
использовать его результаты в речевой практике;
сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества,
государства, способности свободно общаться в различных формах и на разные темы;
включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры,
воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как
государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения
народов России;
сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других
культур, уважительного отношения к ним; приобщение к российскому литературному
наследию и через него – к сокровищам отечественной и мировой культуры;
сформированность чувства причастности к российским свершениям,
традициям и осознание исторической преемственности поколений;
свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения русским
литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии
с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
сформированность знаний о русском языке как системе и как развивающемся
явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение

базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и
текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Выпускник научится:
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
различать стили и типы речи;
использовать основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского
языка;
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой
речи;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать
и анализировать полученную информацию;
оценивать стилистические ресурсы языка;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
владеть различными приѐмами редактирования текстов;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в
том числе художественной литературы);
составлять план (простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный);
составлять текст-рассуждение (ответ на вопрос);
создавать текст на основе данного;
составлять тексты с разными видами связи предложений;
проводить комплексный анализ текстов разных стилей и типов речи;
уметь проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в
речевой практике.

заменять заимствования русизмами;
подбирать примеры языковых явлений из художественной литературы;
анализировать тексты современной публицистики;
составлять опорные схемы на основе теоретического материала;
анализировать языковые единицы;
создавать сочинения в различных жанрах: путевые заметки, личное письмо,
дневниковая запись и др.
Выпускник получит возможность научиться:
проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
выделять и описывать социальные функции русского языка;
проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями
языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную
интерпретацию;
характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского
языка;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в
виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его
функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический
текст;
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского
языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на
основе знаний о нормах русского литературного языка;
определять
пути
совершенствования
собственных
коммуникативных
способностей и культуры речи.

2. Содержание учебного предмета по годам.
10 класс
Основные разделы науки о языке: фонетика, морфемика, словообразование, лексикология,
фразеология, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация.
Состав современного русского языка.
Литературный язык как центр системы современного русского языка. Общенародная
разговорная речь. Просторечие. Диалектизмы. Жаргонизмы.
Литературный язык и его нормы.
Орфоэпические нормы.
Лексические нормы.
Морфологические нормы.
Синтаксические нормы.
Русский язык как развивающееся явление.
Культура речи. Содержательность речи, соблюдение норм русского литературного языка,
точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи и
др.
11 КЛАСС
Повторение изученного.
Систематизация знаний по русскому языку.

Фонетика. Фонетические нормы. Особенности звуковой организации художественного
текста. Орфоэпические нормы.
Лексикология. Лексические нормы.
Синтаксис. Выразительные возможности предложений разных типов. Синтаксические
нормы. Нормы пунктуации.
Орфография. Нормы орфографии.
Совершенствование устной речи.

3. Тематическое планирование с обозначением количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.

№
п/п

1

2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Тема

Количество
часов

10 класс (34 часа)
Основные виды
деятельности
обучающихся

Нормы устной и письменной речи
Основные разделы науки о
2
Беседа о языке.
языке: фонетика, морфемика,
Анализ языковых единиц и
словообразование,
синтез разрозненных
лексикология, фразеология,
характеристик единиц
морфология, синтаксис,
языка.
орфография и пунктуация.
Комплексный анализ
Состав современного русского
1
текста.
языка.
Подбор эпитетов к словам.
Литературный язык как центр
2
Работа с толковым
системы современного русского
словарѐм.
языка.
Наблюдение за собственной
Общенародная разговорная
1
речью и речью
речь.
окружающих. Самоанализ
Просторечие.
1
речевого поведения.
Диалектизмы.
1
Беседа о культуре речи,
Жаргонизмы.
1
роли языковых норм.
Литературный язык и его
3
Анализ языкового
нормы.
материала. Работа с
Орфоэпические нормы.
3
лингвистическими
Лексические нормы.
4
словарями.
Морфологические нормы.
3
Беседа о культуре речи,
Синтаксические нормы.
5
речевом этикете. Анализ
Русский язык как
2
этикетных ситуаций.
развивающееся явление.
Сочинение-рассуждение по
Культура речи.
3
высказыванию
Содержательность речи,
2
соблюдение норм русского
литературного языка, точность
словоупотребления, ясность,
чистота, выразительность,
эмоциональность речи и др.
11 класс (34 часа)

Основные
направления
воспитательной
деятельности

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,
8.

1
1
2
3

4
5
6

7
8
9
10

Тема

Количество
часов

№
п/п

Основные виды
деятельности
обучающихся

Основные
направления
воспитательной
деятельности

I. Повторение изученного
Систематизация знаний по
2
Частичный анализ текстов
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,
русскому языку.
разных типов речи и
8.
Фонетика. Фонетические
3
стилей. Работа с
нормы.
орфоэпическим словарѐм.
Особенности звуковой
2
Работа с лингвистическими
организации художественного
словарями.
текста.
Частичный анализ текстов
Орфоэпические нормы.
4
художественного стиля.
Лексикология. Лексические
4
Подбор примеров языковых
нормы.
явлений из художественной
Синтаксис. Выразительные
3
литературы.
возможности предложений
Анализ текстов
разных типов.
современной
Синтаксические нормы.
4
публицистики.
Нормы пунктуации.
4
Составление опорных схем
Орфография. Нормы
4
на основе теоретического
орфографии.
материала. Анализ
Совершенствование устной
4
языковых единиц.
речи.
Устное рассуждение на
лингвистическую тему.
Конструирование
предложений разных типов.
Составление схем
предложений.
Частичный анализ текстов
разных типов речи и
стилей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».