Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану

Подписано цифровой подписью:

№4
МАОУ-СОШ № 4 МАОУ-СОШ
Дата: 2023.09.12 15:04:08 +03'00'

РАССМОТРЕНО:
на заседании педагогического совета
(протокол № 1 от 01.09. 2023 г.)

УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ-СОШ №4
В.А. Колосова
приказ от 01.09. 2023 г. № 01.10/795

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке обучения по индивидуальному учебному
плану в МАОУ-СОШ № 4
1.
Общие положения
1.1. Настоящее Положение «О порядке обучения по индивидуальному
учебному плану в муниципальном автономном учреждении – средней
общеобразовательной школе № 4 (далее – Положение) разработано на
основании:

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;

Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 года №
115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;

Приказа Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года №286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»;

Приказа Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года №287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;

Приказа Министерства просвещения РФ от 17 мая 2012 года №413
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования»;

Устава образовательной организации.
1.2. Данное Положение устанавливает порядок обучения по
индивидуальному плану в школе, определяет требования к индивидуальному
учебному плану НОО, ООО и СОО, регламентирует контроль исполнения и
порядок управления реализацией индивидуального учебного плана, а также
регулирует финансовое обеспечение и материально-техническое оснащение.
1.3. В соответствии с Приказа Министерства просвещения РФ от 22
марта 2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования» обучающиеся
имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе
адаптированной, в порядке, установленном локальными нормативными актами

образовательной организации;
1.4. Индивидуальный учебный план (далее - ИУП) - учебный план,
обеспечивающий освоение образовательной программы на основе
индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося (п.23 ст.2 ФЗ-273 «Об образовании в
Российской Федерации»);
1.5. Индивидуальный учебный план формируется с учетом требований
федерального
государственного
образовательного
стандарта
общего
образования соответствующего уровня, в том числе к перечню учебных
предметов, обязательных для изучения (п. 7 порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021
года № 115);
1.6. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным
учебным планом его продолжительность может быть изменена учреждением с
учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного
обучающегося (п. 8 порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ
от 22 марта 2021 года № 115);
1.7. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных
чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или
чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее
части реализация образовательных программ осуществляется с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне
зависимости
от
ограничений,
предусмотренных
в
федеральных
государственных образовательных стандартах, если реализация указанных
образовательных программ без применения указанных технологий и перенос
сроков обучения невозможны (часть 17 ст.108 ФЗ-273 «Об образовании в
Российской Федерации»);
1.8.
Обучение по индивидуальному учебному плану может быть
организовано для обучающихся:

с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к усвоению
образовательных программ в условиях большого детского коллектива, а также
положением в семье;

с высокой степенью успешности в освоении программ;

с ограниченными возможностями здоровья;

по иным основаниям.
1.9. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся
с настоящим Положением осуществляется на родительских собраниях, при
приеме детей в образовательную организацию. Данное Положение подлежит
опубликованию на официальном сайте образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2.
Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану
2.1.
Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного
обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана
образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность
и в соответствии со спецификой и возможностями школы (ФГОС, п. 18.3.1).
2.2.
При формировании индивидуального учебного плана может
использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты
сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных
компонентов, входящих в учебный план образовательной организации.
2.3. Индивидуальный учебный план, за исключением индивидуального
учебного плана, предусматривающего ускоренное обучение, может быть
предоставлен с 1 класса.
2.4. ИУП определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не
установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной
аттестации обучающихся (п.22 ст.2 ФЗ-273 «Об образовании в Российской
Федерации»).
2.5. ИУП могут быть предоставлены, прежде всего, одаренным детям и
детям с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО, п.19.3, ФГОС
ООО, п. 18.3.1).
2.6. Организация, осуществляющая образовательную деятельность,
может обращаться в центр психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи для получения методической помощи в разработке
индивидуальных учебных планов (ч.4 ст.42 ФЗ-273 «Об образовании в
Российской Федерации»).
2.7. Обучение по ИУП может быть организовано в отдельных классах
(группах) школы, наполняемость которых устанавливается в соответствии с
требованиями санитарных норм и правил.
2.8. Реализация ИУП на ступенях начального и основного общего
образования сопровождается тьюторской поддержкой, на уровне среднего
общего образования – классного руководителя.
2.9.
Перевод на обучение по ИУП осуществляется по заявлению
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся либо
по заявлению совершеннолетнихобучающихся.
2.10.
В заявлении указываются срок, на который обучающемуся
предоставляется ИУП, а также могут содержаться пожелания обучающегося
или его родителей (законных представителей) по индивидуализации
содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных
предметов, курсов, углубленное изучение отдельных дисциплин, сокращение
сроков освоения основных образовательных программ и др.).
2.11. Заявления о переводе на обучение по ИУП принимаются в течение
учебного года до 15 мая.
2.12. На обучение по индивидуальному учебному плану могут быть
переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки
академической задолженности с момента ее образования (ч. 9 ст.58 ФЗ-273 «Об

образовании в Российской Федерации»).
2.13.
Перевод на обучение по ИУП оформляется приказом
руководителя образовательной организации.
2.14.
ИУП
утверждается
решением педагогического
совета
образовательной организации.
2.15.
Обучение по ИУП ведется по расписанию занятий в
соответствии с учетом максимально допустимой учебной нагрузки, которое
составляет заместитель директора по УР и утверждает директор
образовательной организации.
2.16.
Организация обучения по индивидуальному учебному плану
осуществляется образовательной организацией, в котором обучается данный
обучающийся.
2.17.
Лицу, обучающемуся по индивидуальному учебному плану,
предоставляется возможность получать необходимые консультации по
учебным предметам, литературу из библиотечного фонда образовательной
организации, пользоваться предметными кабинетами для проведения
лабораторных работ, практических работ, продолжать обучение в
образовательной организации в порядке, определенном образовательной
организацией и закрепленном в его Уставе.
8.1.
Обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план,
в том числе посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом
учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям,
выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках
образовательной программы (п.1 ч.1. ст.43 ФЗ-273 «Об образовании в
Российской Федерации»).
8.2.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация
обучающихся, переведенных на обучение по индивидуальному учебному
плану, осуществляются в соответствии с Положением о текущем контроле
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательной
организации.
3.
Требования к индивидуальному учебному плану начального
общего образования
3.1. ФГОС НОО обеспечивает развитие представлений обучающихся о
высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение ими
современными технологическими средствами в ходе обучения и в
повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования
информационно-коммуникационными
технологиями
(далее
ИКТ),
расширение
возможностей индивидуального развития обучающихся
посредством реализации индивидуальных учебных планов.
3.2. С целью индивидуализации содержания образовательной
программы начального общего образования ИУП начального общего
образования предусматривает:

учебные занятия для углубленного изучения отдельных
обязательных предметов;

учебные
занятия,
обеспечивающие
различные
интересы

обучающихся, в том числе этнокультурные.
3.3. В индивидуальный учебный план начального общего образования
входят следующие обязательные для изучения предметные области, учебные
предметы (учебные модули):

Русский язык и литературное чтение (Русский язык, Литературное
чтение);

Родной язык и литературное чтение на родном языке (Родной язык и
(или) государственный язык республики Российской Федерации, Литературное
чтение на родном языке);

Иностранный язык (Иностранный язык);

Математика и информатика (Математика);

Обществознание и естествознание (окружающий мир)

Основы религиозных культур и светской этики («Основы
православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской
культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур
народов России», «Основы светской этики»);

Искусство (Изобразительное искусство, Музыка);

Технология (Технология);

Физическая культура (Физическая культура).
3.4.
Изучение родного языка и родной литературы из числа языков
народов Российской Федерации, государственных языков республик
Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся.
3.5.
При изучении предметной области «Основы религиозных культур
и светской этики» выбор одного из учебных модулей «Основы православной
культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры»,
«Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов
России», «Основы светской этики» осуществляется по заявлению родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
3.6. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять
менее 2 954 часов и более 3 345 часов.
3.7. Нормативный срок освоения образовательной программы
начального общего образования составляет не более четырех лет.
Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение
указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение
срока освоения образовательной программы начального общего образования
составляет не более 1 года.
3.8. Нормативный срок освоения образовательной программы
начального общего образования для детей с ограниченными возможностями
здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического
развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
4.
Требования к индивидуальному учебному плану
основного общегообразования
4.1. ФГОС
ООО
обеспечивает
расширение
возможностей

индивидуального
развития
обучающихся
посредством
реализации
индивидуальных учебных планов с учетом получения предпрофессиональных
знаний и представлений, направленных на осуществление осознанного выбора
образовательной программы следующего уровня образования и (или)
направленности.
4.2. С целью индивидуализации содержания образовательной
программы основного общего образования индивидуальный учебный план
основногообщего образования может предусматривать:

увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных
предметов обязательной части;

введение
специально
разработанных
учебных
курсов,
обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного
процесса, в том числе этнокультурные;

организацию внеурочной деятельности, ориентированную на
обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся;
4.3. Необходимые часы выделяются за счет части базисного учебного
плана основного общего образования, формируемой участниками
образовательногопроцесса.
4.4. В индивидуальный учебный план основного общего образования
входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

Русский язык и литература (Русский язык, Литература);

Родной язык и родная литература (Родной язык и (или)
государственный язык республики Российской Федерации, Родная литература);

Иностранный язык (Иностранный язык, второй иностранный язык);

Математика и информатика (Математика, Информатика);

Общественно-научные предметы
(История, обществознание,
география);

Естественнонаучные предметы (Физика, Биология, Химия);

Основы духовно-нравственной культуры народов России;

Искусство (Изобразительное искусство, Музыка);

Технология (Технология);

Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности
(Физическая культура, Основы безопасности жизнедеятельности).
4.5. Учебный предмет «Математика» предметной области «Математика и
информатика» включает в себя учебные курсы «Алгебра», «Геометрия»,
«Вероятность и статистика». Достижение обучающимися планируемых
результатов освоения программы по индивидуальному плану основного общего
образования по учебному предмету «Математика» в рамках государственной
итоговой аттестации включает результаты освоения рабочих программ учебных
курсов Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
4.6. Учебный предмет «История» предметной области «Общественнонаучные предметы» включает в себя учебные курсы «История России» и
«Всеобщая история».
4.7.
Изучение родного языка и родной литературы из числа языков
народов Российской Федерации, государственных языков республик
Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных

представителей) несовершеннолетних обучающихся.
4.8.
Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого
образовательной организацией, осуществляется по заявлению родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
4.9.
При изучении предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» по заявлению обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся определяется выбор
одного из учебных курсов (учебных модулей) из перечня, предлагаемого
школой.
4.10. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5
058 часов и более 5848 часов.
4.11. Нормативный срок освоения образовательной программы основного
общего образования составляет 5 лет. Для обучающихся с ОВЗ при обучении
по адаптированным программам основного общего образования, независимо от
применяемых образовательных технологий, срок получения основного общего
образования может быть увеличен, но не более чем до 6 лет.
4.12. Индивидуальный
учебный
план
может
предусматривать
уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое
уменьшение срока освоения образовательной программы основного общего
образования составляет не более 1 года.
5.
Требования к индивидуальному учебному плану среднего
общегообразования
5.1.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность
предоставляет обучающимся возможность формирования ИУП, включающих
обязательные учебные предметы, изучаемые на уровне СОО (на базовом или
углубленном уровне), дополнительные учебные предметы, курсы по выбору
обучающихся, а также обеспечивает реализацию учебных планов одного или
нескольких профилей обучения (естественно-научный, гуманитарный,
социально-экономический, технологический, универсальный).
5.2.
Согласно ФГОС СОО учебный план профиля обучения и (или)
ИУП обучающегося должны содержать не менее 13 учебных предметов.
5.3.
При профильном обучении индивидуальный учебный план должен
содержать не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне изучения из
соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с
ней предметной области.
5.4.
Условия реализации основной образовательной деятельности и
эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных
планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками.
5.5.
Обязательными для включения в индивидуальный учебный план
базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский
язык», «Литература», «Родной язык и (или) государственный язык республики
Российской Федерации», «Родная литература», «Иностранный язык», «Второй
иностранный
язык»,
«Математика»,
«Информатика»,
«История»
«Обществознание»,
«География»,
«Физика»,
«Химия»,
«Биология»,
«Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».
5.6.
Изучение «Родного языка» и «Родной литературы» осуществляется

по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся и при наличии возможностей образовательной организации.
5.7.
Изучение
«Второго
иностранного
языка»
из
перечня,
предлагаемого образовательной организацией, осуществляется по заявлению
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и
при наличии необходимых условий в школе.
5.8.
В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные
предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые организацией в
соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей
образовательную деятельность.
5.9.
Учебные планы в адаптированных основных образовательных
программах СОО предусматривают:

замену учебного предмета «Физическая культура» на учебный
предмет «Адаптированная физическая культура»;

включение во внеурочную деятельность занятий по Программе
коррекционной работы.
5.10. В индивидуальном учебном плане должно быть предусмотрено
выполнение обучающимися индивидуального проекта.
5.11. Количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося –
не менее 2170 часов и не более 2516 часов (не более 37 часов в неделю).
5.12. Нормативный срок освоения образовательной программы среднего
общего образования – 2 года. ИУП может предусматривать уменьшение
указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение
срока освоения образовательной программы среднего общего образования
составляет не более 1 года.
6.
Государственная итоговая аттестация обучающихся
6.1. Государственная итоговая аттестация обучающихся, переведенных на
обучение по индивидуальному учебному плану, проводится в формах и в
порядке, предусмотренных законодательством.
6.2. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не
имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший
индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком
проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим
образовательным программам (ч.6. ст.59 ФЗ-273 «Об образовании в Российской
Федерации»).
7.
Финансовое
обеспечение
и
материально-техническое
оснащение
7.1.
Финансовое обеспечение реализации основной образовательной
программы образовательной организации в соответствии с индивидуальным
учебным планом осуществляется исходя из расходных обязательств на основе
муниципального задания по оказанию муниципальных образовательных услуг в
соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных
стандартов.
7.2.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса

должно обеспечивать возможность реализации индивидуальных учебных
планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной
деятельности.
8.
Порядок управления
8.1.
Образовательная организация осуществляет контроль за освоением
общеобразовательных программ обучающимися, перешедшими на обучение по
индивидуальному учебному плану.
8.2.
В компетенцию администрации образовательной организации
входит:

разработка настоящего Положения об организации обучения по
индивидуальному учебному плану;

обеспечение своевременного подбора учителей, проведение
экспертизы учебных программ и контроль их выполнения;

контроль своевременного проведения занятий, консультаций,
посещения занятий обучающимися, ведения журнала учета обучения по
индивидуальному учебному плану не реже 1 раза в месяц.
8.3.
При организации обучения по индивидуальному учебному плану
образовательная организация имеет следующие документы:

заявление родителей (законных представителей) обучающихся;

решение Педагогического совета образовательной организации;

приказ директора МАОУ-СОШ №4 о переводе обучающегося на
обучение по индивидуальному учебному плану;

расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с
родителями (законными представителями) образовательных организаций и
утвержденное директором школы;

журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану.
9.
Порядок принятия и срок действия Положения
9.1.
Данное Положение является локальным нормативным актом,
рассматривается и принимается на педагогическом совете школы и
утверждается приказом руководителя образовательной организации.
9.2.
Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и
вступаетв силу с момента его утверждения.
9.3.
Данное Положение может быть изменено и дополнено в
соответствии с вновь изданными нормативными актами муниципального,
регионального, федерального органов управления образованием только
решением педагогического совета.
9.4.
Изменения и дополнения к Положению принимаются на
педагогическом совете образовательной организации в составе новой редакции
Положения, которое утверждается приказом руководителя образовательной
организации.
9.5.
После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция
утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».