РП астрономия 11 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

МАОУСОШ№4

Подписано
цифровой
подписью: МАОУСОШ№4
Дата: 2022.03.01
11:48:46 +03'00'

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МАОУ-СОШ № 4 МО г. Армавир
от 30 августа 2021 года протокол № 1
Директор МАОУ-СОШ № 4
____________________ В.А. Колосова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО АСТРОНОМИИ
Уровень образования (класс) среднее общее образование: 11 класс (базовый уровень)
Количество часов: 34
Количество часов в неделю: 10 класс – 11 класс – 2 ч.
Учитель или группа учителей, разработчиков программы:
Бибик Елена Александровна, учитель физики и астрономии МАОУ-СОШ № 4,
Программа разработана в соответствии с Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (с дополнениями и изменениями);
с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования,
одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию
(протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
с учётом УМК «Астрономия 11 класс. Базовый уровень» для 11 классов
общеобразовательных учреждений, авторской программы «Астрономия » 11 класс. - М.:
Дрофа 2018 г.

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной)
школе являются:
1.Гражданское воспитание
— гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и
свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к
осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей
демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию
отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к
конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том
числе различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно
значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся
противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям;
2.Патриотическое воспитание
— проявление интереса к истории и современному состоянию российской
астрономической науки ; ценностное отношение к достижениям российских ученых;
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство
причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу,
чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному
языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам,
традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
3.Духовно-нравственное воспитание
— нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей,
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного
отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра,
нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих
ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия
и дружелюбия), компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
4.Эстетическое воспитание
— мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и
способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное
отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного
природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта экологонаправленной деятельности; эстетическое отношение к миру,
готовность к эстетическому обустройству собственного быта;
5.Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
— ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных
перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и
способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей
и достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и
реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственно и
компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
6.Трудовое воспитание
— уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности;
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности
как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда,
трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и
итворческое отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к
самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
7.Экологическое воспитание
развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и
навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии.
8.Ценности научного познания

содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения,
поддержку научно-технического творчества детей;
создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения
заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве
мира и общества.

Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной ранее цели;
• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели
ресурсы;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
• определять несколько путей достижения поставленной цели;
• выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность
расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики
и морали;
• задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для представления
выявленных в информационных источниках противоречий;
• осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
• искать и находить обобщенные способы решения задач;
• приводить критические аргументы как в от-ношении собственного суждения, так и
в отношении действий и суждений другого;
• анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможности широкого переноса средств и способов действия;
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником
и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные
функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять
совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем,
презентующим и т. д.); развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы;
• координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или
сочетания реального и виртуального);
• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим
продуктом/решением;
• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как
перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
• подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
• точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в
адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при
этом личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
Выпускник на базовом уровне научится:
–понимать смысл геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная
величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор,
метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная,
всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная
классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
– приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов
исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для
получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической 1.
Планируемые результаты изучения предмета информации с помощью космических
аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
–описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных
затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и
отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических
характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические
причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение
химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
–находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая
Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в
том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
–использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и
звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
–выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; –
определять определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск
звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические
характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус
светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический
и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся
тел Солнечной системы;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и
свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных
размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в
основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания
информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
– использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
– приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных
телах и их системах;
– решать задачи на применение изученных астрономических законов;
– осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с
использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах.
II. Содержание учебного предмета:
11 КЛАСС

Предмет астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной.Особенности
астрономических методов исследования.
Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия:
электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.
История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной
космонавтики.
Основы практической астрономии (5ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты .
Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения
объектов на небе и географических
координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.
Строение Солнечной системы (2 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации
планет и условия их видимости. Синодический и сидерический(звездный) периоды обращения планет.
Законы движения небесных тел (5 ч)
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под
действием сил тяготения. Определение масс небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в
Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна- двойная планета. Космические лучи. Исследование
луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планетыгиганты , их спутники и кольца . Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты- карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и
метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований ; спектральный анализ. Физические
методы теоретического исследования. Закон Стефана-Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее
влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их

взаимная связь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект
Доплера. Диаграмма спектр-светимость ( цвет- светимость). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.
Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды- маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения
Вина.
Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования.
Вращение Галактики. Проблема скрытой массы ( темная материя).
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. Красное смещение и
закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А.А. Фридмана. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение
расширения Вселенной. Темная энергия и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия , необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы.
Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими
цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4. Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.

6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звезды.
8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
9. Большая туманность Ориона.
10. Туманность Андромеды.

III . Tематическоe планирование
11 класс
Раздел

Кол.
час .

Предмет
астрономии

2

Основы
практической

5

Темы, входящие в данный раздел

Кол.
час .

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль 1
астрономии в развитии цивилизации. Структура
и
масштабы
Вселенной.
Особенности
астрономических
методов
исследования.
Наземные и космические телескопы, принцип
их работы.
Всеволновая астрономия: электромагнитное 1
излучение как источник информации о
небесных телах. Практическое применение
астрономических
исследований.
История
развития отечественной космонавтики. Первый
искусственный спутник Земли, полет Ю. А.
Гагарина.
Достижения
современной
космонавтики.
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. 1
Небесная сфера. Особые точки небесной сферы.

Основные виды деятельности
обучающихся
Поиск примеров,
подтверждающих
практическую направленность
астрономии.
Применение знаний, полученных
в курсе физики, для описания
устройства телескопа.
Характеристика преимуществ
наблюдений

Применение знаний, полученных
в курсе географии, о составлении

Основные
направления
воспитательной
деятельности
1,2,8

6,8

астрономии

Небесные координаты. Звездные карты.
Видимое движение звезд на различных 1
географических широтах. Связь видимого
расположения
объектов
на
небе
и
географических
координат
наблюдателя.
Кульминация светил.
Видимое
годичное
движение
Солнца. 1
Эклиптика.
Видимое движение и фазы Луны. Затмения 1
Солнца и Луны.
Время и календарь.
Проверочная работа№1 «Основы практической
астрономии»

карт в различных проекциях.
Работа со звездной картой при
организации и проведении
наблюдений.
Характеристика отличительных
особенностей суточного движения
звезд на полюсах, экваторе и в
средних широтах Земли,
особенностей суточного
движения Солнца на полюсах,
экваторе и в средних широтах
Земли.
Изучение основных фаз Луны.
Описание порядка смены фаз
Луны,
взаимного расположения Земли,
Луны и Солнца в моменты
затмений.
Анализ причин, по которым Луна
всегда обращена к Земле одной
стороной, необходимости
введения
часовых поясов, високосных лет и
нового
календарного стиля.
Объяснение причин, по которым
затмения Солнца и Луны не
происходят
каждый месяц. Подготовка и
выступление с презентациями и
сообщениями

Строение
Солнечной
системы

2

Законы движения 5
небесных тел

Природа
Солнечной
системы

тел 8

Развитие представлений о строении мира. 1
Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира.
Конфигурации планет и
условия их видимости. Синодический и 1
сидерический (звездный) периоды обращения
планет.
Законы Кеплера.
Определение расстояний и размеров тел в
Солнечной системе. Горизонтальный параллакс.
Движение небесных тел под действием сил
тяготения. Определение массы небесных тел.
Движение искусственных спутников Земли и
космических аппаратов в Солнечной систем.
Контрольная работа №1 «Законы движения
небесных тел».

1
1

Солнечная система как комплекс тел, имеющих
общее происхождение.
Земля и Луна - двойная планета. Космические
лучи.
Исследования Луны космическими аппаратами.
Пилотируемые полеты на Луну.
Планеты земной группы. Природа
Меркурия, Венеры и Марса.

1

1
1
1

1
1
1

Анализ основных положений
7,4,8,7
современных представлений о
происхождении тел Солнечной
системы, табличных данных,
признаков сходства и различий
изучаемых объектов,
классификация
объектов, определения понятия
«планета».
На основе знаний законов физики 8,4,7
объяснение явлений и процессов,
происходящих в атмосферах
планет,описание природы планетгигантов,описание и объяснение
явлений метеора и болида.
Описание и сравнение
природы планет земной группы.
Участие в дискуссии.
Подготовка презентаций и
сообщений
и выступление с
Сравнение природы Земли с
7.8
природой Луны на основе знаний
из курса географии. Объяснение
причины отсутствия у Луны
атмосферы, причин
существующих различий,
процессов, происходящих
в комете при изменении ее

Солнце и звезды

6

Планеты-гиганты, их
спутники и кольца.
Малые тела Солнечной системы:
астероиды,
планеты-карлики,
кометы,
метеороиды.
Метеоры, болиды и метеориты.
Астероидная опасность. Проверочная работа
№2. «Планеты Солнечной системы»

1

Излучение и температура Солнца. Состав и
строение Солнца. Методы астрономических
исследований;
спектральный
анализ.
Физические
методы
теоретического
исследования.
Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии
Солнца.
Атмосфера
Солнца.
Солнечная
активность и ее влияние на Землю.
Роль магнитных полей на Солнце. Солнечноземные связи.
Звезды: основные физико-химические
характеристики и их взаимосвязь. Годичный
параллакс и расстояния до звезд. Светимость,

1

1

1
1

1

1
1

расстояния от Солнца.
3,4,7,8
Описание основных форм лунной
поверхности и их
происхождения,
внешнего вида астероидов и
комет.
На основе знаний законов физики
объяснение явлений и процессов,
происходящих в атмосферах
планет, описание природы
планет-гигантов,
описание и объяснение явлений
метеора и болида. Описание и
сравнение природы планет
земной группы. Участие в
дискуссии.
Подготовка презентаций и
сообщений
и выступление с ними
Анализ основных групп
7,8
диаграммы
«спектр — светимость».
На основе знаний по физике:
Описание пульсации цефеид как
автоколебательного процесса; оценка
времени свечения звезды по
известной массе запасов водорода;
описание природы
объектов на конечной стадии
эволюции звезд.
Применение принципа Доплера

спектр, цвет
и температура различных классов звезд.
Эффект Доплера. Диаграмма «спектр —
светимость» («цвет — светимость»).
Массы и размеры звезд. Двойные и кратные
1
звезды. Гравитационные волны.
Модели звезд. Переменные и нестационарные 1
звезды. Цефеиды — маяки Вселенной.
Эволюция звезд различной массы. Закон
смещения Вина.

для объяснения «красного
смещения». Подготовка
презентаций и сообщений
и выступление с ними. Решение
задач

Наша Галактика 2
— Млечный Путь

Наша Галактика. Ее размеры и структура. 1
Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро
Галактики.
Области звездообразования. Вращение
1
Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная
материя).

Описание строения и структуры
Галактики. Определение типов
галактик.
Подготовка презентаций и
сообщений
и выступление с ними.
Участие в дискуссии

3,4,7,8

Строение
эволюция
Вселенной

Разнообразие
мира
галактик.
Квазары. 1
Скопления и сверхскопления галактик. Основы
современной космологии. «Красное смещение»
и закон Хаббла.
Эволюция Вселенной. Нестационарная
1
Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв.
Реликтовое излучение. Ускорение расширения
Вселенной.
«Темная энергия» и антитяготение.

Доказательство справедливости
закона Хаббла для наблюдателя,
расположенного в любой
галактике.
Подготовка презентаций и
сообщений
и выступление с ними

7,8

и 2

Жизнь и разум во 2
Вселенной

Контрольная работа №2. «Солнце и звезды. 1
Наша Галактика».
Проблема существования жизни вне Земли.
1
Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной системы.
Сложные органические соединения в космосе.
Современные возможности космонавтики и
радиоастрономии для связи с другими
цивилизациями. Планетные системы у других
звезд. Человечество заявляет о своем
существовании.

Подготовка презентаций и
сообщений
и выступление с ними

ИТОГО 34 часа

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей ЕМЦ
от 27.08.2021 года № 1
_____________________ Ю.А.Альбах

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
______________Я.А. Балабанова
28.08.2021 год

1,7,8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».