МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 МАОУСОШ№4 Подписано цифровой подписью: МАОУСОШ№4 Дата: 2022.03.01 11:52:38 +03'00' УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 30 августа 2021 года протокол № 1 Директор МАОУ-СОШ № 4 ____________________ В.А. Колосова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Среднее общее образование: 10-11 классы (базовый уровень) Количество часов: 408 часов: 10 класс- 170 ч, 11 класс -170 ч. Количество часов в неделю: 10 класс – 5 ч., 11 класс – 5 ч. Учителя: Пригодина Виктория Сергеевна, Терентьева Анна Игоревна. Программа разработана в соответствии и на основе: - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с дополнениями и изменениями); - примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) - УМК Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. Учебник. 10-11 классы. Базовый и углубленный уровни / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва и др. – М.: Просвещение, 2018.Геометрия. 1011 классы. (Базовый и углубленный уровни) / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2018. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Математика» 10-11 классы составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413); Концепции развития математического образования в Российской Федерации (утв. Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р); примерной основной образовательной программы среднего общего образования (протокол от 28 июня 2016 года № 2/16-з); УМК: Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. Учебник. 10-11 классы. Базовый и углубленный уровни / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва и др. – М.: Просвещение, 2018. УМК: Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия. 10-11 классы. (Базовый и углубленный уровни) / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2018. Настоящая программасоставлена на 5 часов в неделю, за два года обучения 340 часов, в соответствии с учебным планом школы и является программой базового уровня обучения. Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по математике. Программа отражает идеи и положения Концепции развития математического образования, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. Рабочая программа согласно Концепции развития математического образования Российской Федерации предполагает решение следующих задач: предоставить каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимых для дальнейшей успешной жизни в обществе; обеспечить каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность; предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования. Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет «Математика» соответствует требованиям Федерального государственного стандарта среднего общего образования, входит в перечень учебных предметов, обязательных для изучения в средней общеобразовательной школе. Изучение учебного предмета «Математика» должно обеспечить формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики; основ логического и математического мышления; умений применять полученные знания при решении различных задач; представлений о математике как части общечеловеческой культуры: универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления. 2 Учебный предмет «Математика» предназначен для изучения курса алгебры и начал математического анализа и геометрии в 10 - 11 классахна базовом уровне. Курс «Алгебра и начала математического анализа»нацелен на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Геометрия как один из важнейших компонентов математического образования, необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, формирование понятия доказательства. В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы стереометрии, изучить свойства пространственных тел, научиться применять полученные знания для решения практических задач. Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Эта группа результатов предполагает: понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов для данной предметной области; умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области; осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» Личностные результаты обучения: -- гражданское воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного. -- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, готовность обучающихся к личностному самоопределению; стремление к саморазвитию и самовоспитанию, готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности; 3 способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве. готовность к сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; воспитание патриотизма, гордости за свою Родину на примере жизни и деятельности отечественных учёных – математиков; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения интегрирование в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной информации; формирование основ самовоспитания в процессе выполнения работ разного уровня сложности; развитие творческих способностей, интуиции, навыков самостоятельной деятельности. Метапредметные результаты обучения: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 4 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий; владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные (устные и письменные) языковые средства. Предметные результаты обучения формирование представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира; формирование представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий; владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств; формирование представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа; владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; формирование умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием; формирование представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин; владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач. Изучая учебный предмет «Математика» в 10 - 11 классах на базовом уровне, выпускник научится использовать полученные знания в повседневной жизни и сможет обеспечить возможность успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики. Выпускник получит возможность научиться развивать мышление, использовать полученные знания в повседневной жизни и обеспечить успешное продолжение образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики. Таким образом, обучающиеся, осуществляющие обучение на базовом уровне, должны освоить общие математические умения, необходимые для жизни в современном обществе; вместе с тем, они получают возможность изучить предмет глубже, чтобы в дальнейшем при необходимости изучать математику для профессионального применения. При изучении следующих разделов предмета «Математика» выпускник научится, получит возможность научиться (выделено курсивом): 5 Элементы теории множеств и математической логики оперировать понятиями: конечное множество, элемент множества, подмножество, пересечение и объединение множеств, числовые множества на координатной прямой, отрезок, интервал, полуинтервал, промежуток с выколотой точкой, графическое представление множеств на координатной плоскости; оперировать понятиями: утверждение, отрицание утверждения, истинные и ложные утверждения, причина, следствие, частный случай общего утверждения, контрпример; находить пересечение и объединение двух множеств, представленных графически на числовой прямой и на координатной плоскости; строить на числовой прямой подмножество числового множества, заданное простейшими условиями; распознавать ложные утверждения, ошибки в рассуждениях, в том числе с использованием контрпримеров; использовать числовые множества на координатной прямой для описания реальных процессов и явлений; проводить логические рассуждения в ситуациях повседневной жизни; проверять принадлежность элемента множеству; проводить доказательные рассуждения для обоснования истинности утверждений. использовать числовые множества на координатной прямой и на координатной плоскости для описания реальных процессов и явлений; проводить доказательные рассуждения в ситуациях повседневной жизни, при решении задач из других предметов. Числа и выражения оперировать на базовом уровне (свободно оперировать) понятиями: целое число, делимость чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, рациональное число, приближенное значение числа, часть, доля, отношение, процент, повышение и понижение на заданное число процентов, масштаб; приводить примеры чисел с заданными свойствами делимости; оперировать на базовом уровне понятиями: логарифм числа, тригонометрическая окружность, градусная мера угла, величина угла, заданного точкой на тригонометрической окружности, синус, косинус, тангенс и котангенс углов, имеющих произвольную величину, числа e и ; выполнять арифметические действия с целыми и рациональными числами; выполнять несложные преобразования числовых выражений, содержащих степени чисел, либо корни из чисел, либо логарифмы чисел; сравнивать рациональные числа между собой; оценивать и сравнивать с рациональными числами значения целых степеней чисел, корней натуральной степени из чисел, логарифмов чисел в простых случаях; изображать точками на числовой прямой целые и рациональные числа; изображать точками на числовой прямой целые степени чисел, корни натуральной степени из чисел, логарифмы чисел в простых случаях; выполнять несложные преобразования целых и дробно-рациональных буквенных выражений; выражать в простейших случаях из равенства одну переменную через другие; вычислять в простых случаях значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; изображать схематически угол, величина которого выражена в градусах; оценивать знаки синуса, косинуса, тангенса, котангенса конкретных углов; 6 выполнять вычисления при решении задач практического характера; выполнять практические расчеты с использованием при необходимости справочных материалов и вычислительных устройств; соотносить реальные величины, характеристики объектов окружающего мира с их конкретными числовыми значениями; использовать методы округления, приближения и прикидки при решении практических задач повседневной жизни; выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применяя при необходимости вычислительные устройства; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, корни, логарифмы и тригонометрические функции; находить значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; изображать схематически угол, величина которого выражена в градусах или радианах; использовать при решении задач табличные значения тригонометрических функций углов; выполнять перевод величины угла из радианной меры в градусную и обратно; выполнять действия с числовыми данными при решении задач практического характера и задач из различных областей знаний, используя при необходимости справочные материалы и вычислительные устройства; оценивать, сравнивать и использовать при решении практических задач числовые значения реальных величин, конкретные числовые характеристики объектов окружающего мира. Уравнения и неравенства решать линейные и квадратные уравнения и неравенства; решать показательные уравнения, вида a bx c d (где d можно представить в виде степени с основанием и простейшие неравенства вида a) a x d , a x d , a x d , a x d (где d можно представить в виде степени с основанием a ); решать логарифмические уравнения вида loga bx c d и простейшие неравенства вида loga bx c d , loga bx c d , loga bx c d , loga bx c d ; приводить несколько примеров корней простейшего тригонометрического уравнения вида: sin x a , cos х а , tgx a , сtgx a , где а - табличное значение соответствующей тригонометрической функции; составлять и решать уравнения и системы уравнений при решении несложных практических (сюжетных) задач; решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, неравенства и их системы; использовать методы решения уравнений: приведение к виду "произведение равно нулю" или "частное равно нулю", замена переменных; 7 использовать метод интервалов для решения неравенств; использовать графический метод для приближенного решения уравнений и неравенств; изображать на тригонометрической окружности множество решений простейших тригонометрических уравнений и неравенств; выполнять отбор корней уравнений или решений неравенств в соответствии с дополнительными условиями и ограничениями; составлять и решать уравнения, системы уравнений и неравенства при решении задач других учебных предметов; использовать уравнения и неравенства для построения и исследования простейших математических моделей реальных ситуаций или прикладных задач; уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, неравенства или системы результат, оценивать его правдоподобие в контексте заданной реальной ситуации или прикладной задачи Функции оперировать на базовом уровне понятиями: зависимость величин, функция, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, график зависимости, график функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, возрастание на числовом промежутке, убывание на числовом промежутке, наибольшее и наименьшее значение функции на числовом промежутке, периодическая функция, период, четная и нечетная функции; оперировать на базовом уровне понятиями: прямая и обратная пропорциональность линейная, квадратичная, логарифмическая и показательная функции, тригонометрические функции; распознавать графики элементарных функций: прямой и обратной пропорциональности, линейной, квадратичной, логарифмической и показательной функций, тригонометрических функций; соотносить графики элементарных функций: прямой и обратной пропорциональности, линейной, квадратичной, логарифмической и показательной функций, тригонометрических функций с формулами, которыми они заданы; находить по графику приближенно значения функции в заданных точках; определять по графику свойства функции (нули, промежутки знакопостоянства, промежутки монотонности, наибольшие и наименьшие значения и т.п.); строить эскиз графика функции, удовлетворяющей приведенному набору условий (промежутки возрастания/убывания, значение функции в заданной точке, точки экстремумов, асимптоты, нули функции и т.д.); определять по графикам и использовать для решения прикладных задач свойства реальных процессов и зависимостей (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, промежутки знакопостоянства. асимптоты, период и т.п.); интерпретировать свойства в контексте конкретной практической ситуации; определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; строить графики изученных функций; описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения; решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков; определять по графикам простейшие характеристики периодических процессов в биологии, экономике, музыке, радиосвязи и др. (амплитуда, периоди т.п.). 8 Элементы математического анализа оперировать на базовом уровне понятиями: производная функции в точке, касательная к графику функции, производная функции; определять значение производной функции в точке по изображению касательной к графику, проведенной в этой точке; решать несложные задачи на применение связи между промежутками монотонности и точками экстремума функции, с одной стороны, и промежутками знакопостоянства и нулями производной этой функции - с другой. пользуясь графиками, сравнивать скорости возрастания (роста, повышения, увеличения и т.п.) или скорости убывания (падения, снижения, уменьшения и т.п.) величин в реальных процессах; соотносить графики реальных процессов и зависимостей с их описаниями, включающими характеристики скорости изменения (быстрый рост, плавное понижение и т.п.); использовать графики реальных процессов для решения несложных прикладных задач, в том числе определяя по графику скорость хода процесса; вычислять производную одночлена, многочлена, квадратного корня, производную суммы функций; вычислять производные элементарных функций и их комбинаций, используя справочные материалы; исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа; решать прикладные задачи из биологии, физики, химии, экономики и других предметов, связанные с исследованием характеристик реальных процессов, нахождением наибольших и наименьших значений, скорости и ускорения и т.п.; интерпретировать полученные результаты. Статистика и теория вероятностей, логика и комбинаторика оперировать на базовом уровне основными описательными характеристиками числового набора: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения; оперировать на базовом уровне понятиями: частота и вероятность события, случайный выбор, опыты с равновозможными элементарными событиями; вычислять вероятности событий на основе подсчета числа исходов; оценивать и сравнивать в простых случаях вероятности событий в реальной жизни; читать, сопоставлять, сравнивать, интерпретировать в простых случаях реальные данные, представленные в виде таблиц, диаграмм, графиков; иметь представление о дискретных и непрерывных случайных величинах и распределениях, о независимости случайных величин; иметь представление о математическом ожидании и дисперсии случайных величин; иметь представление о нормальном распределении и примерах нормально распределенных случайных величин; понимать суть закона больших чисел и выборочного метода измерения вероятностей; иметь представление об условной вероятности и о полной вероятности, применять их в решении задач; иметь представление о важных частных видах распределений и применять их в решении задач; 9 иметь представление о корреляции случайных величин, о линейной регрессии; вычислять или оценивать вероятности событий в реальной жизни; выбирать подходящие методы представления и обработки данных; уметь решать несложные задачи на применение закона больших чисел в социологии, страховании, здравоохранении, обеспечении безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. Текстовые задачи решать несложные текстовые задачи разных типов (в том числе задачи повышенной трудности); анализировать условие задачи, при необходимости строить для ее решения математическую модель; понимать и использовать для решения задачи информацию, представленную в виде текстовой и символьной записи, схем, таблиц, диаграмм, графиков, рисунков; действовать по алгоритму, содержащемуся в условии задачи; использовать логические рассуждения при решении задачи; работать с избыточными условиями, выбирая из всей информации, данные, необходимые для решения задачи; осуществлять несложный перебор возможных решений, выбирая из них оптимальное по критериям, сформулированным в условии; анализировать и интерпретировать полученные решения в контексте условия задачи, выбирать решения, не противоречащие контексту; решать задачи на расчет стоимости покупок, услуг, поездок и т.п.; решать несложные задачи, связанные с долевым участием во владении фирмой, предприятием, недвижимостью; решать задачи на простые проценты (системы скидок, комиссии) и на вычисление сложных процентов в различных схемах вкладов, кредитов и ипотек; решать практические задачи, требующие использования отрицательных чисел: на определение температуры, на определение положения на временной оси (до нашей эры и после), на движение денежных средств (приход/расход), на определение глубины/высоты и т.п.; использовать понятие масштаба для нахождения расстояний и длин на картах, планах местности, планах помещений, выкройках, при работе на компьютере и т.п. решать несложные практические задачи, возникающие в ситуациях повседневной жизни; выбирать оптимальный метод решения задачи, рассматривая различные методы; строить модель решения задачи, проводить доказательные рассуждения; решать задачи, требующие перебора вариантов, проверки условий, выбора оптимального результата; переводить при решении задачи информацию из одной формы в другую, используя при необходимости схемы, таблицы, графики, диаграммы; решать практические задачи и задачи из других предметов. Геометрия оперировать на базовом уровне понятиями: точка, прямая, плоскость в пространстве, параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей; распознавать основные виды многогранников (призма, пирамида, прямоугольный параллелепипед, куб); изображать изучаемые фигуры от руки и с применением простых чертежных инструментов; делать (выносные) плоские чертежи из рисунков простых объемных фигур: вид сверху, сбоку, снизу, строить сечения многогранников; 10 извлекать информацию о пространственных геометрических фигурах, представленную на чертежах и рисунках; применять теорему Пифагора при вычислении элементов стереометрических фигур; распознавать основные виды тел вращения (конус, цилиндр, сфера и шар); находить объемы и площади поверхностей простейших многогранников и тел вращения (геометрических тел) с применением формул; соотносить абстрактные геометрические понятия и факты с реальными жизненными объектами и ситуациями; использовать свойства пространственных геометрических фигур для решения типовых задач практического содержания и задач из других областей знаний; соотносить площади поверхностей тел одинаковой формы различного размера; соотносить объемы сосудов одинаковой формы различного размера; оценивать форму правильного многогранника после спилов, срезов и т.п. (определять количество вершин, ребер и граней полученных многогранников); применять для решения задач геометрические факты, если условия применения заданы в явной форме; решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам; извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах; применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения; описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве; формулировать свойства и признаки фигур; доказывать геометрические утверждения; владеть стандартной классификацией пространственных фигур (пирамиды, призмы, параллелепипеды); вычислять расстояния и углы в пространстве; Векторы и координаты в пространстве оперировать на базовом уровне понятием декартовы координаты в пространстве; находить координаты вершин куба и прямоугольного параллелепипеда; оперировать понятиями декартовы координаты в пространстве, вектор, модуль вектора, равенство векторов, координаты вектора, угол между векторами, скалярное произведение векторов, коллинеарные векторы; находить расстояние между двумя точками, сумму векторов и произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение, раскладывать вектор по двум неколлинеарным векторам; задавать плоскость уравнением в декартовой системе координат; решать простейшие задачи введением векторного базиса. История математики описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки; знать примеры математических открытий и их авторов в связи с отечественной и всемирной историей; понимать роль математики в развитии России; представлять вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей. Методы математики применять известные методы при решении стандартных математических задач; 11 замечать и характеризовать математические закономерности в окружающей действительности; приводить примеры математических закономерностей в природе, в том числе характеризующих красоту и совершенство окружающего мира и произведений искусства; использовать основные методы доказательства, проводить доказательство и выполнять опровержение; применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач. Содержание учебного предмета «Математика» Алгебра и начала математического анализа 10 класс Действительные числа. Целые и рациональные числа. Действительные числа. Бесконечно убывающаягеометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с рациональным и действительным показателем. Решение задач. Степенная функция. Степенная функция, её свойства и график. Взаимно обратные функции. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства. Показательная функция. Показательная функция, её свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств. Логарифмическая функция. Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция, её свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства. Тригонометрические формулы. Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс углов и . Формулы сложения.Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов. Тригонометрические уравнения. Уравнение Уравнение cos x a . sin x a .Уравнение tgx a . Решение тригонометрических уравнений. Примеры решения простейших тригонометрических неравенств. Итоговое повторение. Алгебра и началаматематического анализа 11 класс Тригонометрические функции. Область определения и множество значений тригонометрических функций. Чётность, нечётность, периодичность тригонометрических функций.Свойства функции y cos x и её график. Свойства функции y sin x и её график. Свойства функции y tgx и еёграфик. Обратные тригонометрические функции. Производная и её геометрический смысл. Производная. Производная степенной функции. Правила дифференцирования. Производные некоторых элементарных функций. Геометрический смысл производной. Применение производной к исследованию функций. Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции. Применение производной к построению графиков функций. Наибольшее и наименьшее значения функции. Выпуклость графика функции, точки перегиба. 12 Интеграл.Первообразная. Правила нахождения первообразных.Площадь криволинейной трапеции и интеграл. Вычисление интегралов.Вычисление площадей фигур с помощью интегралов. Применение производной и интеграла к решению практических задач. Комбинаторика.Правило произведения. Перестановки. Размещения. Сочетания и их свойства. Бином Ньютона. Элементы теории вероятностей.События. Комбинации событий. Противоположные события. Вероятность события. Сложение вероятностей. Независимые события. Умножение вероятностей. Статистическая вероятность. Статистика. Случайные величины. Центральные тенденции. Меры разброса. Заключительное повторение курса алгебры и начал математического анализа при подготовке к итоговой аттестации по математике. Геометрия 10 класс Введение в предмет. Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом. Параллельность прямых и плоскостей. Параллельность прямых, прямой и плоскости (параллельные прямые в пространстве, признак параллельности прямых в пространстве). Параллельность прямой и плоскости. Взаимное расположение прямых в пространстве. Скрещивающиеся прямые. Углы с сонаправленными сторонами. Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми. Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей. Тетраэдр. Параллелепипед. Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда. Перпендикулярность прямых и плоскостей. Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Теорема о прямой, перпендикулярной плоскости. Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей. Прямоугольный параллелепипед. Трёхгранный угол. Многогранный угол. Многогранники. Понятие многогранника. Геометрическое тело.Призма. Пирамида. Правильная пирамида. Усечённая пирамида. Построение сечений пирамид. Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильных многогранников. Повторение. Геометрия 11 класс Цилиндр, конус и шар. Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усечённый конус. Сфера и шар. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы. Взаимное расположение сферы и прямой. Сфера, вписанная в цилиндрическую поверхность. Сфера, вписанная в коническую поверхность. Сечения цилиндрической поверхности. Сечения конической поверхности. Объём тел.Понятие объёма.Объём прямоугольного параллелепипеда. Объём прямой призмы. Объём цилиндра. Вычисление объёмов тел с помощью интеграла. Объём наклонной призмы. Объём наклонной призмы. Объём пирамиды. Объём конуса. Объём шара. Объёмы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. Площадь сферы. Векторы в пространстве. Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. Умножение вектора на 13 число.Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. Метод координат в пространстве. Движения. Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. Связь между координатами векторов и координатами точек. Простейшие задачи в координатах. Уравнение сферы. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Уравнение плоскости.Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия. Параллельный перенос. Преобразование подобия. Заключительное повторение курса геометрии при подготовке к итоговой аттестации по математике. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» 14 № п./п. I. Глава/ Содержание материала Кол-во Цели обучения часов АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, 10 класс ПОВТОРЕНИЕ. Алгебраические выражения. Линейные уравнения и системы уравнений. Числовые неравенства и неравенства первой степени с одним неизвестным. Линейная функция. Квадратные корни. Квадратные уравнения. Квадратичная функция, её свойства. Квадратные неравенства. Свойства и графики функций. Прогрессии. 8 Предметные цели: систематизация знаний на основе обобщающего повторения курса алгебры основной школы; повторение правил и формул для преобразований алгебраических выражений; установление связей между количеством решений системы двух линейных уравнений и точек пересечения прямых, задающихся уравнениями системы (геометрическая интерпретация); повторение свойств числовых неравенств и способов решений неравенств с одной переменной; обобщение свойств функции y kx b в зависимости от значений параметров k и b , построение графиков; 1,7 y ax 2 bx c в обобщение свойств функции зависимости от значений параметров a, b, c и знака D b2 4ac , построение графиков; повторение методов решения квадратных уравнений и неравенств; актуализация знаний о прогрессиях (арифметическая, геометрическая). Метапредметные цели: усвоение универсальных методов обобщения и систематизации знаний; овладение устным и письменным математическим языком, применимым при изучении предметов естественноматематического цикла, развитие исследовательских умений; развитие умений обосновывать свои выводы и проводить доказательные рассуждения. 15 Личностные цели: развитие творческих способностей, интуиции, навыков самостоятельной деятельности; умение объективно оценивать уровень своих знаний по предмету и выстраивать планы по их корректировки. II. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА Целые и рациональные числа. Действительные числа. Бесконечно убывающаягеометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с рациональным и действительным показателем. 13 Предметные цели: 1,4,7 развитие понятия действительного числа как результата выстраивания научной теории действительных чисел на основании понятия предела числовой последовательности; формирование понятия степени с действительным показателем как основы для изучения степенной, показательной, логарифмической функций; развитие умений применять свойства степени с действительным показателем при моделировании и изучении математических моделей, описывающих процессы с помощью степени с действительным показателем; формирование умений применять методы доказательств и алгоритмы решений практических задач, опираясь на изученные теоремы и следствия. Метапредметные цели: развитие умений самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность в процессе обобщения, систематизации и расширения знаний, полученных в основной школе; развитие способностей к самостоятельному поиску методов решения практических и прикладных задач, с применением изученных методов; формирование умений ясно и точно излагать свою точку зрения как устно, так и письменно, грамотно пользуясь 16 языком математики. Личностные цели: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню науки; формирование основ самовоспитания в процессе выполнения работ разного уровня сложности, требующих ответственного и творческого отношения; развитие способности и готовности вести диалог с другими людьми в процессе совместной деятельности. III. СТЕПЕННАЯ ФУНКЦИЯ Степенная функция, её свойства и график. Взаимно обратные функции. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. 12 Предметные цели: 4,7 введение понятия степенной функции; изучение её свойств аналитическими и графическими методами; изучение понятия обратной функции; обобщение понятия обратной функции с использованием ранее изученных зависимостей; формирование умения аналитической записи функции, обратной данной, а также умения построения графика обратной функции; введение определений равносильных уравнений (неравенств, систем) и уравнений (неравенств, систем) — следствий; введение понятия области определения уравнения (неравенства, системы); применение при решении уравнений (неравенств, систем) свойств равносильных преобразований; обучение методам решения иррациональных уравнений. Метапредметные цели: обучение приемам интерпретации явлений процессов, протекающих по степенной зависимости; развитие умений самостоятельно определять цели деятельности по изучению элементарных функций и их 17 применению, использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей; формирование способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач; развитие критичности мышления в процессе оценки и интерпретации информации, получаемой из различных источников; развитие умений взаимодействия в процессе поиска решения проблем. Личностные цели: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; развитие стремлений к самостоятельной творческой и ответственной деятельности; развитие стремлений к самообразованию, сознательному отношению к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. IV. ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ Показательная функция, её свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств. 10 Предметные цели: 1,4 введение понятия показательной функции; изучение свойств и построение графика показательной функции; обучение решению показательных уравнений (неравенств, систем) аналитическими и графическими способами. Метапредметные цели: моделирование явлений и процессов, протекающих по экспоненциальной зависимости, с помощью формул и графиков показательной функции; исследование реальных процессов и явлений, протекающих по законам показательной зависимости, с 18 помощью свойств показательной функции. Личностные цели: развитие аналитических способностей и интуиции (в ходе наблюдения за поведением экспоненциальных зависимостей); развитие исследовательских умений, необходимых в освоении будущих творческих профессий; совершенствование культуры вычислительных и графических действий. V. ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция, её свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства. 14 Предметные цели: 1,4,7 введение понятия логарифма числа; изучение свойств логарифмов; применение свойств логарифмов и основного логарифмического тождества для упрощения логарифмических выражений вычислениях; введение понятий десятичного и натурального логарифма; применение формулы перехода логарифма к другому основанию для вычисления логарифмов чисел с любыми основаниями (при использовании вычислительной техники); введение понятия логарифмической функции, изучение свойств логарифмической функции и построение её графика; обучение решению логарифмических уравнений, неравенств и их систем аналитическими и графическими методами, нахождению точных и приближённых значений корней уравнений. Метапредметные цели: расширение вычислительного аппарата за счёт применения свойств логарифмов (замена вычислений 19 произведения и частного степеней на вычисления сумм и разностей показателей степеней); обучение моделированию реальных процессов, протекающих по законам экспоненциальной зависимости, и исследованию созданных моделей с помощью аппарата логарифмирования; осознание взаимосвязи математики со всеми предметами естественного и гуманитарного циклов. Личностные цели: совершенствование вычислительной культуры; расширение средств и методов преобразований символьного языка; расширение представлений о взаимно обратных действиях. VI. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс углов и . Формулы сложения. Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов. 19 Предметные цели: 4 развитие представлений о математике как части мировой культуры, о способах описания на математическом языке, в частности в терминах тригонометрии, явлений реального мира; формирование представлений о понятиях тригонометрии как математических моделях, позволяющих описывать процессы, изучаемые физикой, экономикой и другими науками; дальнейшее развитие понятия действительного числа посредством представления в тригонометрической форме; формирование умений определять и исследовать свойства синуса, косинуса, тангенса, котангенса действительного числа, используя однозначное соответствие между точками числовой прямой и точками окружности; обучение применению тригонометрических тождеств при 20 вычислениях, преобразованиях тригонометрических выражений, решении простейших тригонометрических уравнений, с использованием доказательных рассуждений. Метапредметные цели: развитие умений самостоятельно определять цели деятельности по усвоению и применению знаний тригонометрии как математической модели реальной действительности; формирование навыков учебно-исследовательской деятельности, готовности к поиску решения практических задач; развитие умений ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать полученную информацию, применять её в своей деятельности. Личностные цели: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; развитие готовности учащихся к самостоятельной творческой деятельности; формирование навыков сотрудничества в процессе учебной, учебно-исследовательской, общественной деятельности. VII. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ Уравнение cos x a . Уравнение sin x a .Уравнение tgx a . Решение тригонометрических уравнений. 14 Предметные цели: 1,7 введениепонятийarcsin a, arccos a, arctg a; вывод формул корней простейших тригонометрических уравнений; обучение решению тригонометрических уравнений, сводящихся к алгебраическим, решению однородных относительно синуса и косинуса уравнений; 21 обучение решению тригонометрических уравнений методами замены неизвестного и разложения на множители; знакомство с методом оценки множества значений левой и правой частей тригонометрического уравнения. Метапредметные цели: расширение средств моделирования реальных процессов и явлений; формирование приёмов перехода от аналитической к графической модели и обратно; развитие алгоритмического и логического мышления; совершенствование приёмов точных и приближённых вычислений; знакомство с математическим толкованием понятия периодичности, имеющего важное мировоззренческое значение; знакомство с физическими явлениями, описываемыми с помощью тригонометрических уравнений. Личностные цели: совершенствование навыков самоконтроля; развитие вычислительной и алгоритмической культуры; развитие творческой инициативы, исследовательских умений, самокритичности. VIII. ПОВТОРЕНИЕ Решение заданий на преобразование степенных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений. Решение простейших линейных, квадратных, иррациональных, показательных и логарифмических уравнений. Решение задач на части и доли, решение задач на проценты. 12 Предметные цели: 4 уметь решать задания типа 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 12 и 17 из ДЕМО ЕГЭ (базовый уровень); Метапредметные цели: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и 22 интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; развитие умений самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать действия в процессе обобщения, систематизации и расширения знаний, полученных в основной школе; формирование умений самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность при выполнении заданий. Личностные цели: формирование основ самовоспитания в процессе выполнения работ разного уровня сложности; развитие творческих способностей, интуиции, навыков самостоятельной деятельности. ИТОГО № п./п. I. 102 АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, 11 класс Глава/ Содержание материала Кол-во Цели обучения часов ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ 14 Область определения и множество значений тригонометрических функций. Чётность, нечётность, периодичность тригонометрических функций.Свойства функции y cos x и её график. Свойства функции y sin x и её график. Свойства функции y tgx и её график. Обратные тригонометрические функции. Предметные цели: 4,7 введение понятия тригонометрической функции; формирование умений находить область определения и множество значений тригонометрических функций; обучение исследованию тригонометрических функций на чётность и нечётность и нахождению периода функции; изучение свойств функций y cos x , y sin x , y tgx , y ctgx , обучение построению графиков функций и 23 применению свойств функций при решении уравнений и неравенств. ознакомление с обратными тригонометрическими функциями, их свойствами и графиками. Метапредметные цели: знакомство с математическим толкованием понятия периодичности, имеющего важное мировоззренческое значение; знакомство с физическими явлениями, описываемыми с помощью тригонометрических функций; знакомство с синусоидой как графиком гармонических колебаний; знакомство с формулами, позволяющими находить приближённые значения sin x и cos x , с помощью многочленов. Личностные цели: расширение представлений о взаимно обратных действиях; развитие вычислительной, алгоритмической и графической культуры; развитие творческой инициативы, исследовательских умений, самокритичности. II. ПРОИЗВОДНАЯ И ЕЁ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ Производная. Производная степенной функции. Правила дифференцирования. Производные некоторых элементарных функций. Геометрический смысл производной. 1,7 16 Предметные цели: завершение формирования представления о пределе числовой последовательности; знакомство с понятиями предела функции в точке и на бесконечности, и асимптотами графика функции, со свойствами пределов функций; формирование графического представления о 24 непрерывности функции; обучение выявлению непрерывных функций с опорой на определение непрерывности функции (в точке; на интервале); знакомство с понятием производной функции в точке и ее физическим смыслом; формирование начальных умений находить производные элементарных функций на основе определения производной; владение правилами дифференцирования суммы, произведения и частного двух функций, вынесения постоянного множителя за знак производной; знакомство с дифференцированием сложной функции и правилом нахождения производной обратной функции; обучение использованию формулы производной степенной функции любого f x x p для действительного числа р; формирование умения находить производные элементарных функций; знакомство с геометрическим смыслом производной, обучение составлению уравнения касательной к графику функции в заданной точке. Метапредметные цели: использование физического смысла производной для определения скорости движения материальной точки в данный момент времени; установление связи между значением производной функции в данной точке и тангенсом угла касательной, проведённой к графику функции в данной точке; формирование понятия предела последовательности 25 площадей правильных 2n - угольников, вписанных в один и тот же круг. Личностные цели: воспитание патриотизма, гордости за свою Родину на примере жизни и деятельности отечественных учёных – математиков (Лобачевский Н.И.); развитие абстрактного мышления, формирование представлений о бесконечно больших и бесконечно малых величинах; развитие творческих способностей, интуиции, навыков самостоятельной деятельности. III. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФУНКЦИЙ Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции. Применение производной к построению графиков функций. Наибольшее и наименьшее значения функции. Выпуклость графика функции, точки перегиба. 12 Предметные цели: 1,4 обучение применению достаточных условий возрастания и убывания для нахождения промежутков монотонности функции; знакомство с понятиями точек экстремума функции, стационарных и критических точек, с необходимыми и достаточными условиями экстремума функции; обучение поиску (вычислению) точек экстремума функции; обучение нахождению наибольшего и наименьшего значений функции с помощью производной; знакомство с понятием второй производной функции и её физическим смыслом; применение аппарата второй производной для нахождения интервалов выпуклости и точек перегиба функции; формирование умения строить графики функциймногочленов с помощью первой производной и второй производной. 26 Метапредметные цели: формирование представлений об экстремальных задачах (задачах на оптимизацию) в науке, экономике, производстве; обучение методам решения задач на нахождение многоугольников наибольшей площади, вписанных в окружность; обучение методам решения задач на нахождение высоты конуса наибольшего объёма, вписанного в сферу заданного радиуса; обучение методам решения прикладных задач, связанных с исследованием характеристик процессов, протекающих в физике, биологии, химии, экономике и интерпретировать полученные результаты. Личностные цели: воспитание патриотизма, гордости за свою Родину на примере жизни и деятельности отечественных учёных – математиков (Чебышев П.Л.); развитие аналитических способностей и интуиции в ходе решения задач на оптимизацию; развитие вычислительной, алгоритмической и графической культуры. IV. ИНТЕГРАЛ Первообразная. Правила нахождения первообразных.Площадь криволинейной трапеции и интеграл. Применение производной и интеграла к решению практических задач. 10 Предметные цели: 7 ознакомление с понятием первообразной, обучение нахождению первообразной для степенной и тригонометрических функций; ознакомление с понятием интегрирования и обучение применению правил интегрирования при нахождении первообразных; формирование понятия криволинейной трапеции, 27 ознакомление с понятием определённого интеграла, обучение вычислению площади криволинейной трапеции в простейших случаях. Метапредметные цели: выявление фигур, ограниченных данными линиями, и нахождение площадей этих фигур; применение интегралов для вывода формулы объёма наклонной призмы, пирамиды, конуса; применение интегралов для решения физических задач; решение задач на движение с применением интегралов. Личностные цели: развитие вычислительной и алгоритмической культуры; расширение представлений о взаимно обратных действиях. V. КОМБИНАТОРИКА. Правило произведения. Перестановки. Размещения. Сочетания и их свойства. Бином Ньютона. 9 Предметные цели: 1,4,7 овладение одним из основных средств подсчета числа различных соединений (комбинаторным правилом произведения); знакомство с первым видом соединений — перестановками; демонстрация применения правила произведения при выводе формулы числа перестановок из n элементов; владение понятием размещения из m элементов по n. Знать формулу для вычисления Amn - числа размещений из m элементов по n, уметь применять её при решении задач; владениепонятием сочетаний без повторений из m элементов по n. Знание формулы для вычисления Сmn числа всевозможных сочетаний из m элементов по n, умение применять её при решении задач; 28 умение раскладывать степень бинома по формуле Ньютона при нахождении биномиальных коэффициентов с помощью треугольника Паскаля. Применять полученные знания при решении задач. Метапредметные цели: знакомство с рождением комбинаторики как науки, позволяющей анализировать головоломки и азартные игры; применение комбинаторных методов в статистике, генетике, лингвистике, при решении транспортных задач, при создании и декодирования шифров, в информатике и др. Личностные цели: развитие аналитических способностей и интуиции; интегрирование в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной информации. VI. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ События. Комбинации событий. Противоположное событие. Вероятность события. Сложение вероятностей. Независимые события. Умножение вероятностей. Статистическая вероятность. . 9 Предметные цели: 1,4 знакомство с различными видами событий, комбинациями событий; введение понятия вероятности события (в классическом понимании) и обучение нахождению вероятности случайного события с очевидными благоприятствующими исходами; знакомство с теоремой о вероятности суммы двух несовместных событий и ее применением, в частности при нахождении вероятности противоположного события; знакомство с теоремой о вероятности суммы двух произвольных событий; интуитивное введение понятия независимых событий; обучение нахождению вероятности произведения любого 29 числа независимых в совокупности событий; знакомство с формулой Бернулли, дающей возможность находить вероятность разнообразных комбинаций событий в сериях однотипных опытов, в каждом из которых фиксируемое событие либо происходит, либо не происходит. Метапредметные цели: умение вычислять вероятности событий в реальной жизни; формирование представлений о методах обработки информации. Личностные цели: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню науки; воспитание патриотизма, гордости за свою Родину на примере жизни и деятельности отечественных учёных – математиков (Марков А.А., Ляпунов А.М., Колмогоров А.Н., Хинчин А.Я., Гнеденко Б.В. ); развитие способности и готовности вести диалог с другими людьми в процессе совместной деятельности. VII. СТАТИСТИКА Случайные величины. Центральные тенденции. Меры разброса. 8 Предметные цели: 4,7 формирование понятия случайной величины, представления о распределении значений дискретной случайной величины в виде частотной таблицы; введение понятия генеральной совокупности и выборки, демонстрация примеров репрезентативных выборок значений случайной величины; формирование представлений об основных центральных тенденциях: моде, медиане, среднее и умения их находить в учебных выборках; обучение представлений о математическом ожидании и 30 умений вычислять математическое ожидание случайной величины с конечным числом значений; введение основных мер разброса значений случайной величины: размах, отклонение от среднего, дисперсию. Метапредметные цели: расширение средств моделирования реальных процессов и явлений; знакомство с применением знаний о случайных величинах в решении практико-ориентированных задач. Личностные цели: расширение представлений о числовых множествах; развитие готовности к самообразованию на протяжении всей жизни, как условию успешного достижения поставленных целей в выбранной сфере деятельности. VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОВТОРЕНИЕ КУРСА АЛГЕБРЫ И НАЧАЛ АНАЛИЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ Решение простейших линейных, квадратных, рациональных, показательных и логарифмических неравенств. Чтение графиков зависимостей, интерпретация информации, представленной на них, умение делать выводы. Интерпретация информации, представленной на диаграммах и умение делать выводы. Функции. Свойства функций. Графики функций Геометрический и физический смысл производной. Применение производной к исследованию функций. Решение задач на тему: «Понятие вероятности. Практические задачи на вычисление вероятностей. 24 Предметные цели: 1,4,7 уметь решать задания типа: 1, 2, 3, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 17 из демонстрационной версии (ДЕМО) ЕГЭ (базовый уровень); владеть методами решений заданий типа: 18, 19, 20. Метапредметные цели: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 31 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; развитие умений самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать действия в процессе обобщения, систематизации и расширения знаний, полученных в основной школе; формирование умений самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность при выполнении заданий; Личностные цели: формирование основ самовоспитания в процессе выполнения работ разного уровня сложности; развитие творческих способностей, интуиции, навыков самостоятельной деятельности. Простейшие правила и формулы вычисления вероятностей». Решение задач на вычисление по данным формулам. Действительные числа и координатная прямая. Решение задач на выбор верного высказывания по данным условиям задания. Позиционная запись числа, признаки делимости натуральных чисел.Элементы комбинаторики в решении задач. Построение и исследование математических моделей. ИТОГО 102 Геометрия, 10 класс № п./п. I. Глава/ Содержание материала ПОВТОРЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ Треугольники, классификация треугольников, замечательные линии и точки в треугольнике. Равнобедренный и равносторонний треугольники их свойства. Окружность, вписанная в треугольник, окружность, описанная около треугольника. Равенство и подобие треугольников. Средняя линия треугольника. Прямоугольные треугольники. Кол-во Цели обучения часов 10 Предметные цели: 1 систематизация знаний о треугольниках, применение свойств медиан, биссектрис, высот для решения задач; владение понятием «геометрическое место точек», умение приводить примеры. Умение формулировать и доказывать свойства и признаки равнобедренного и равностороннего треугольников; 32 Тригонометрические функции острых углов. Площадь треугольника. Четырёхугольники, классификация четырёхугольников, свойства и признаки параллелограмма, прямоугольника, квадрата, ромба. Трапеция, средняя линия трапеции. Окружность, вписанная в четырёхугольник. Окружность, описанная около четырёхугольника. Формулы площадей четырёхугольников. Окружность. Углы и отрезки, связанные с окружностью. Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом. умение доказывать, что в треугольник можно вписать единственную окружность и около треугольника можно описать единственную окружность; умение формулировать признаки равенства и подобия треугольников, свойства средней линии; умение выражать стороны прямоугольного треугольника через одну из данных сторон и острый угол; умение выводить формулы для нахождения площади треугольников; умение формулировать свойства и признаки параллелограмма, прямоугольника, квадрата и ромба; умение выводить формулу для нахождения длины средней линии трапеции; умение формулировать условия, при которых окружность можно вписать в четырёхугольник и описать около него; умение выводить формулы площадей прямоугольника, квадрата, параллелограмма, ромба, трапеции; умение формулировать и доказывать теоремы о вписанных углах, об угле между касательной и хордой, об отрезках пересекающихся хорд, о квадрате касательной. Умение выводить формулы для вычисления углов между двумя секущими, проведёнными из одной точки; умение перечислять основные фигуры в пространстве (точка, прямая, плоскость), формулировать аксиомы об их взаимном расположении и иллюстрировать эти аксиомы примерами из окружающей среды; умение формулировать и доказывать теорему о плоскости, проходящей через прямую и не лежащую на ней точку, и теорему о плоскости, проходящей через две пересекающиеся прямые. Метапредметные цели: 33 подготовка к применению знаний по планиметрии, полученных в основной школе, к изучению стереометрии, тригонометрии, математического анализа; развитие умений самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать действия в процессе обобщения, систематизации и расширения знаний, полученных в основной школе; Личностные цели: систематизация знаний по планиметрии, полученных в основной школе, для эффективного освоения курса стереометрии и успешной подготовки к ЕГЭ по профильной математике; развитие готовности к самообразованию на протяжении всей жизни, как условию успешного достижения поставленных целей в выбранной сфере деятельности расширение представлений об аксиоматических построениях геометрии (научной теории). II. ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ 16 Параллельность прямых, прямой и плоскости (параллельные прямые в пространстве, признак параллельности прямых в пространстве). Параллельность прямой и плоскости. Взаимное расположение прямых в пространстве. Скрещивающиеся прямые. Углы с сонаправленными сторонами. Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми. Параллельные плоскости.Свойства параллельных плоскостей. Тетраэдр. Параллелепипед. Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда. Предметные цели: 7 формирование понятияпараллельных прямых в пространстве, доказательство теоремы о параллельных прямых; формирование представления о возможных случаях взаимного расположения прямой и плоскости; доказательство утверждений о параллельности прямой и плоскости (свойства и признак); формирование представлений о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве; введение понятия скрещивающихся прямых, доказательство теоремы, выражающей признакскрещивающихся прямых, и теоремы о плоскости, 34 проходящей через одну из скрещивающихся прямых параллельно другой прямой; введение понятия сонаправленных лучей, доказательство теоремы об углах с сонаправленными сторонами; формирование понятия параллельных плоскостей, доказательство утверждения о признаке и свойствах параллельных плоскостей; формирование представленийо тетраэдре и параллелепипеде, демонстрация на чертежах и моделях их элементов, изображение этих фигур на рисунках, иллюстрация с их помощью различных случаев взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве,доказательство утверждения о свойствах параллелепипеда; введение понятия сечения, построение сечений тетраэдра (параллелепипеда), анализ возможных видов сечений, знакомство с методами построения сечений. Метапредметные цели: умение распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры и тела (многогранники), применять их свойства при моделировании в естественнонаучных областях. Личностные цели: развитие пространственного воображения и мышления при изучении многогранников и их сечений. III. ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ ПРЯМЫХ И 18 ПЛОСКОСТЕЙ Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Теорема о прямой, перпендикулярной плоскости. Предметные цели: 4,7 доказательство теоремы, выражающей признак перпендикулярности прямой и плоскости, и теоремы о существовании и единственности прямой, проходящей 35 Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей. Прямоугольный параллелепипед. Трёхгранный угол. Многогранный угол. через данную точку и перпендикулярную данной плоскости; решение задач на вычисление и доказательство, связанных с перпендикулярностью прямой и плоскости; введение понятия перпендикуляра и наклонной к плоскости, проекции наклонной, расстояния: от точки до плоскости, между параллельными плоскостями, между параллельной прямой и плоскостью, между скрещивающимися прямыми; доказательство теоремы о трёх перпендикулярах и применение её при решении задач; введение понятия ортогональной проекции точки (фигуры) на плоскость; введение понятия угла между прямой и плоскостью; введение понятия двугранного угла, его измерения, объяснение, что такое угол между пересекающимися плоскостями и в каких пределах он измеряется; формирование представления о взаимно перпендикулярных плоскостях, доказательство теоремы о признаке перпендикулярности двух плоскостей; определение прямоугольного параллелепипеда, доказательство утверждений о его свойствах; введение понятия многогранного угла (трёхгранного), доказательство утверждения о том, что каждый плоский угол трёхгранного угла меньше суммы двух других плоских углов, и теоремы о сумме плоских углов выпуклого многогранного угла. Метапредметные цели: умение распознавать на чертежах и в реальном мире параллельные и перпендикулярные плоскости, скрещивающиеся и пересекающиеся прямые, определять 36 угол между прямой и плоскостью; умение распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры и тела (многогранники), применять их свойства при моделировании в естественнонаучных областях. Личностные цели: развитие пространственного воображения и мышления при изучении многогранников. IV. МНОГОГРАННИКИ 12 Понятие многогранника. Призма. Геометрическое тело. Пирамида. Правильная пирамида. Усечённая пирамида. Построение сечений пирамид. Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильных многогранников. Предметные цели: 1,7 введение понятия многогранника, его элементов,выпуклого многогранника, примеры многогранников; введение понятия геометрического тела, доказательство теоремы Эйлера для выпуклых многогранников; введение понятия призмы (прямой, наклонной, правильной), изображение призмы на рисунке; определение понятия площадь полной (боковой) поверхности призмы; вывод формулы площади ортогональной проекции многоугольника и доказательство пространственной теоремы Пифагора; введение понятий: пирамида, усечённая пирамида, их элементов; определение площади полной (боковой) поверхности пирамиды, усечённой пирамиды; введение понятия правильной пирамиды, доказательство утверждений о свойствах её боковых рёбер, боковых граней и теоремы о площади боковой поверхности правильной пирамиды; 37 решение задач на вычисление и доказательство, связанных с пирамидами, задач на построение сечений пирамид; определение точек, симметричных относительно точки (прямой, плоскости), центра (оси, плоскости) симметрии фигуры; введение понятия многогранника, правильного многогранника, доказательство, что не существует правильного многогранника, гранями которого являются правильные n-угольники при n 6 , виды правильных многогранников их элементы симметрии. Метапредметные цели: демонстрация примеров фигур, обладающих элементами симметрии в искусстве, архитектуре, технике, природе; умение распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры и тела (многогранники) применять их свойства при моделировании в естественнонаучных областях. Личностные цели: развитие пространственного воображения и мышления при изучении многогранников; воспитание эстетической культуры при изучении изображений правильных многогранников. V. ПОВТОРЕНИЕ 12 Решение задач на темы:«Правильная пирамида, её элементы»; «Правильная треугольная пирамида, её элементы»; «Правильная четырёхугольная (шестиугольная) пирамида, её элементы»; «Призма и её элементы. Прямая призма. Правильная призма. Правильная треугольная призма»; «Параллелепипед, его элементы. Прямоугольный параллелепипед. Куб.» Предметные цели: 4 уметь решать задания типа 6 из демонстрационной версии (ДЕМО) ЕГЭ (профильный уровень); уметь решать задания типа 8 из демонстрационной версии (ДЕМО) ЕГЭ (профильный уровень) о пирамидах, призмах, параллелепипедах, кубе; владеть приёмами решения задач на доказательство и вычисление типа 14 из ДЕМО ЕГЭ о треугольных 38 пирамидах, о пирамидах, призмах, параллелепипедах, кубе; владеть приёмами решения задач на доказательство и вычисление типа 16 из ДЕМО ЕГЭ. Метапредметные цели: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; развитие умений самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать действия в процессе обобщения, систематизации и расширения знаний, полученных в основной школе; формирование умений самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность при выполнении заданий; Личностные цели: формирование основ самовоспитания в процессе выполнения работ разного уровня сложности; развитие творческих способностей, интуиции, навыков самостоятельной деятельности. ИТОГО 68 Геометрия, 11 класс 39 № п./п. I. Глава/ Содержание материала ЦИЛИНДР, КОНУС И ШАР. Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усечённый конус. Сфера и шар. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы. Взаимное расположение сферы и прямой. Сфера, вписанная в цилиндрическую поверхность. Сфера, вписанная в коническую поверхность. Сечения цилиндрической поверхности. Сечения конической поверхности. Кол-во Цели обучения часов 14 Предметные цели: 1,7 введение понятия цилиндрической поверхности, её образующей и оси,изображение цилиндра и его сечения плоскостью, проходящей через ось, плоскостью, перпендикулярной к оси; определение площади боковой поверхности цилиндра,вывод формулы для вычисления боковой и полной поверхности цилиндра; введение понятия конической поверхности, её образующих, вершины и оси, изображение конуса и его сечения плоскостью, проходящей через ось, плоскостью, перпендикулярной к оси; определение понятия площади боковой поверхности конуса, вывод формулы для вычисления боковой и полной поверхности конуса. введение понятия усечённого конуса, вывод формулы для вычисления площади боковой и полной поверхности усечённого конуса; определение сферы и шара, их центра, радиуса, диаметра; исследование взаимного расположения сферы и плоскости, доказательство теоремы о свойстве и признаке касательной плоскости; введение понятия «площадь сферы», вывод формулы для вычисления площади сферы; исследование взаимного расположения сферы и прямой; введение понятия сферы, вписанной в цилиндрическую (коническую) поверхность; исследование возможных сечений цилиндрической и 40 конической поверхности; решение задач на вычисление площади боковой и полной поверхности цилиндра, конуса, усечённого конуса, сферы и взаимного их расположения. Метапредметные цели: умение распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры и тела вращения, применять их свойства при моделировании в естественно-научных областях; Личностные цели: развитие пространственного воображения и мышления при изучении тел вращения. II. ОБЪЁМЫ ТЕЛ Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда. Объём прямой призмы. Объём цилиндра. Вычисление объёмов тел с помощью интеграла. Объём наклонной призмы. Объём пирамиды. Объём конуса. Объём шара. Объёмы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. Площадь сферы. 16 Предметные цели: 4,7 введение понятия объёма тел, формулировка, основные свойства объёмов и вывод с их помощью формулы объёма прямоугольного параллелепипеда; определение и формула объёма прямой призмы, цилиндра, наклонной призмы, пирамиды, конуса, усечённой пирамиды и усечённого конуса, решение задач; доказательство теоремы об объёме шара и с её помощью вывод формулы площади сферы, объёмов шарового сегмента и шарового сектора, решение задач. Метапредметные цели: умение моделировать реальные ситуации, исследовать пространственные модели, интерпретировать полученный результат; развитие способностей к самостоятельному поиску методов решения практических и прикладных задач, применяя изученные методы. Личностные цели: 41 развитие пространственного воображения и мышления при изучении тел вращения. III. IV. ВЕКТОРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ 6 Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. Умножение вектора на число.Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. МЕТОД КООРДИНАТ В ПРОСТРАНСТВЕ. ДВИЖЕНИЯ. Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. Связь между координатами векторов и координатами точек. Простейшие задачи в Предметные цели: введение понятия вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов; формирование представлений о действиях сложения и вычитания векторов, их свойств,введение правила треугольникаи правила параллелограмма; введение операций сложения нескольких векторов и умножения вектора на число, правила многоугольника; определение компланарных векторов, доказательство утверждения о признаке компланарности трёх векторов, правило параллелепипеда; доказательство теоремы о разложении любого вектора по трём данным некомпланарным векторам, решение задач. Метапредметные цели: умение применять векторный метод при решении физических задач; умение применять векторы, операции над ними, их свойства при моделировании в естественно-научных областях. Личностные цели: расширение представлений о возможностях математических методов в различных областях. 14 Предметные цели: введение прямоугольной системы координат пространстве, определение координат точки и вектора; 1,4,7 в 42 координатах. Уравнение сферы. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Уравнение плоскости.Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия. Параллельный перенос. Преобразование подобия. доказательство утверждения о координатах суммы и разности двух векторов, о координатах произведения вектора на число, о координатах вектора; вывод формулы для нахождения координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками; вывод уравнения сферы данного радиуса с центром в данной точке; определение угла между векторами, скалярного произведения векторов, доказательство утверждения о его свойствах; определение угла между двумя прямыми и угла между прямой и плоскостью с помощью скалярного произведения векторов; формирование понятия уравнения плоскости, проходящей через данную точку перпендикулярно данному вектору; формирование умений находить расстояние от точки до плоскости; применение векторов к решению геометрических задач; формирование представления об отображении пространства на себя, рассмотрение случая, когда отображение называется движением пространства; определение понятий: центральная симметрия, осевая симметрия, зеркальная симметрия и параллельный перенос; обоснование того, что эти отображения пространства на себя являются движениями; введение понятияцентральное подобие (гомотетия) и преобразование подобия, рассмотрение способа введения понятия подобных фигур в пространстве с помощью преобразования подобия, применение движений и преобразований подобия при решении геометрических задач. 43 Метапредметные цели: развитие умений использовать метод координат для вычисления или нахождения объёма параллелепипеда и тетраэдра, заданных своими координатами; формирование умений находить расстояния от точки до плоскости и расстояния между скрещивающимися прямыми, заданными в системе координат; развитие умений использовать метод координат в решении прикладных задач. Личностные цели: развитие способностей к самостоятельному поиску методов решения практических и прикладных задач с применением изученных методов; осознание взаимосвязи математики с другимипредметами естественно-научного и гуманитарного циклов. V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОВТОРЕНИЕ 18 ГЕОМЕТРИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ. Решение задач по теме: «Цилиндр, его элементы. Площадь поверхности цилиндра»; «Конус, его элементы. Площадь поверхности конуса»; «Сфера и шар, их элементы. Площадь сферы и объём шара»; «Площадь поверхности призмы. Объём призмы»; «Объём цилиндра и конуса»; «Изменение площади и объёма фигуры при изменении её размеров»; «Геометрия на клетчатой бумаге», «Треугольник», «Параллелограмм», «Прямоугольник, квадрат, ромб», «Трапеция», «Окружность и круг», «Вписанные и описанные окружности». Предметные цели: 1 уметь решать задания типа 3, 6, 8 из ДЕМО ЕГЭ (профильный уровень); владеть приёмами решения задач на доказательство и вычисление типа 14 и 16 из ДЕМО ЕГЭ. Метапредметные цели: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и 44 познавательных задач; развитие умений самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать действия в процессе обобщения, систематизации и расширения знаний, полученных в основной школе; формирование умений самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность при выполнении заданий; Личностные цели: формирование основ самовоспитания в процессе выполнения работ разного уровня сложности; развитие творческих способностей, интуиции, навыков самостоятельной деятельности. ИТОГО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей ЕМЦ от 27.08.2021 года № 1 ______________/ Ю.А.Альбах. 68 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР ______________Я.А.Балабанова 28.08.2021 год 45