РП ОБЖ 11

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

МАОУСОШ№4

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МАОУ-СОШ № 4 МО г. Армавир
от 31 августа 2020 года протокол № 1
Директор МАОУ-СОШ № 4
____________________ В.А. Колосова

Подписано цифровой
подписью: МАОУ-СОШ
№4
Дата: 2022.03.01
11:55:51 +03'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬСНОСТИ
Уровень образования (класс) среднее общее образование: 10-11 классы (базовый уровень)
Количество часов: 68
Количество часов в неделю: 10 класс – 1 ч., 11 класс – 1 ч.
Учитель или группа учителей, разработчиков программы:
Куцуров Илья Исидорович, учитель основ безопасности жизнедеятельности
МАОУ-СОШ № 4,
Программа разработана в соответствии с Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (с дополнениями и изменениями);
с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования,
одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию
(протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
с учётом УМК «Основы безопасности жизнедеятельности», базовый уровень 10–11
классы, автор С.В. Ким, -М.: «Вентана –Граф», 2019г.

1

1.Планируемые результаты освоения учебного
предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Программа обеспечивает достижение обучающимися школы
следующих личностных, метапредметные и предметных результатов.
Личностные результаты отражают сформировалось, в том числе в части:
1.Гражданского воспитания
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
 активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества,
родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации;
 понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
 представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе;
 представление о способах противодействия коррупции;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении;
 готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь
людям, нуждающимся в ней);
 сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков
личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и
государства;
 понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной
и международной безопасности, обороны страны, осмысление роли
государства и общества в решении задачи защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера;
 знание и понимание роли государства в противодействии основным
вызовам
современности:
терроризму,
экстремизму,
незаконному
распространению наркотических средств, неприятие любых форм
экстремизма,
дискриминации,
формирование
веротерпимости,
уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с другими
людьми.
2. Патриотического
воспитания
и
формирование
российской
идентичности.
Российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины —
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
2

трудовым достижениям народа; уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
 формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения
к выполнению конституционного долга — защите Отечества.
3. Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских
традиционных ценностей
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
 готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
 активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
 развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,
исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение
иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
 формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного
отношения к личной безопасности и безопасности других людей.
4. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетического
воспитания)
 формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать,
ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни;
 понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного
личного поведения в повседневной жизни.
5. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного
познания)
 ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
 формирование современной научной картины мира, понимание причин,
механизмов возникновения и последствий распространённых видов
опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время
пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в
общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при
воздействии рисков культурной среды);
 установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение
способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы

3

обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной)
ситуации с учётом реальных условий и возможностей.
6. Физического воспитание, формирования культуры здоровья
 понимание личностного смысла изучения предмета ОБЖ, его значения для
безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и
государства;
 осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья;
 соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет среде; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
 умение принимать себя и других, не осуждая;
 умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь
управлять собственным эмоциональным состоянием;
 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения
 установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
 интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
 осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
 готовность адаптироваться в профессиональной среде;
 уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей;
 укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять
меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и
безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях овладение
умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания,
остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в

4

верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах,
отморожениях, отравлениях;
 установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и
чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных средах (в
помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых
мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной
среды).
8. Экологического воспитания
 ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды;
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде;
 осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
 готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
 освоение основ экологической культуры, методов проектирования
собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных,
техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Метапредметные.
Познавательные, интеллектуальные:
 формулировать личные понятия о безопасности и учебнопознавательную проблему (задачу);
 анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных
ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных
ситуаций;
 выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на
безопасность жизнедеятельности человека;
 генерировать идеи, моделировать индивидуальные решения по
обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в
чрезвычайных ситуациях; планировать — определять цели и задачи по
безопасному поведению в повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях;
 выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать
результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
 находить, обобщать и интерпретировать информацию с использованием
учебной литературы по безопасности жизнедеятельности, словарей,
Интернета, СМИ и других информационных ресурсов
 применять теоретические знания в моделировании ситуаций по
мерам первой помощи и самопомощи при неотложных состояниях,
по формированию здорового образа жизни;
коммуникативные:
5

 взаимодействовать с окружающими, вести конструктивный диалог,
понятно выражать свои мысли, слушать собеседника, признавать
право другого человека на иное мнение;
 выполнять различные социальные роли в обычной и экстремальной
ситуациях, в решении вопросов по обеспечению безопасности
личности, общества, государства;
регулятивные):
 саморегуляция и самоуправление собственным поведением и
деятельностью - построение индивидуальной образовательной
траектории;
 владение
навыками
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности;
 владение
навыками
познавательной
рефлексии
(осознание
совершаемых действий и мыслительных процессов, границ своего
знания и незнания) для определения новых познавательных задач и
средств их достижения;
 владение практическими навыками первой помощи, физической культуры,
здорового образа жизни, экологического поведения, психогигиены.
Предметные:
10 класс
в ценностно-ориентационной сфере:
 ценностные
установки, нравственные ориентиры,
стратегические
приоритеты, мотивы, потребности, принципы мышления и поведения,
обеспечивающие выработку индивидуальной культуры безопасности
жизнедеятельности, экологического мировоззрения и мотивации,
антиэкстремистского поведения, гражданской позиции, умения предвидеть
опасные ситуации, выявлять их причины и возможные последствия, проектировать модели безопасного
в коммуникативной сфере:
 умение находить необходимую информацию по вопросам безопасности
здоровья, адекватно информировать окружающих и службы экстренной
помощи об опасной ситуации;
 умение сотрудничать с другими людьми, выполнять совместно
необходимые действия по минимизации последствий экстремальной
ситуации;
 стремление и умение находить компромиссное решение в сложной
ситуации;
в эстетической сфере:
 умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту
окружающего мира;
 умение различать эргономичность, эстетичность и безопасность объектов и
среды обитания (жизнедеятельности);
в бытовой, трудовой и досуговой сфере:
 грамотное обращение с бытовыми приборами, техническими устройствами;
6

 соблюдение правил дорожного движения и поведения на транспорте;
 соблюдение правил отдыха в загородной зоне;
 знание номеров телефонов для вызова экстренных служб;
 умение оказывать первую помощь;
 правоохранительное поведение в социальной и природоохранной сфере;
в сфере физической культуры и здорового образа жизни:
 накопление опыта физического и психического совершенствования
средствами спортивно-оздоровительной деятельности, здорового образа
жизни;
 выработка привычки к соблюдению правил техники безопасности при
развитии физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости,
координации, скоростных качеств, обеспечивающих двигательную активность;
 соблюдение рационального режима труда и отдыха для того, чтобы
выдерживать
высокую
умственную
нагрузку
старшеклассников,
осуществлять профилактику утомления и дистресса здоровыми способами
физической активности;
 умение правильно оказывать первую помощь при травмах на занятиях
физической культурой и в экстремальных ситуациях.
11 класс
в ценностно-ориентационной сфере:
 ценностные
установки, нравственные ориентиры, стратегические
приоритеты, мотивы, потребности, принципы мышления и поведения,
обеспечивающие выработку индивидуальной культуры безопасности
жизнедеятельности, экологического мировоззрения и мотивации,
антиэкстремистского поведения, гражданской позиции, умения предвидеть
опасные ситуации, выявлять их причины и возможные последствия, проектировать модели безопасного поведения;
 осознание личной ответственности за формирование культуры семейных
отношений;
в коммуникативной сфере:
 умение находить необходимую информацию по вопросам безопасности
здоровья, адекватно информировать окружающих и службы экстренной
помощи об опасной ситуации;
 умение сотрудничать с другими людьми, выполнять совместно необходимые
действия по минимизации последствий экстремальной ситуации;
 стремление и умение находить компромиссное решение в сложной ситуации;
в эстетической сфере:
 умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту
окружающего мира;
 умение различать эргономичность, эстетичность и безопасность объектов и
среды обитания (жизнедеятельности);
в бытовой, трудовой и досуговой сфере:
 грамотное обращение с бытовыми приборами, техническими устройствами;
7

 соблюдение правил дорожного движения и поведения на транспорте;
 соблюдение правил отдыха в загородной зоне;
 знание номеров телефонов для вызова экстренных служб;
 умение оказывать первую помощь;
 правоохранительное поведение в социальной и природоохранной сфере;
в сфере физической культуры и здорового образа жизни:
 накопление опыта физического и психического совершенствования
средствами спортивно-оздоровительной деятельности, здорового образа
жизни;
 выработка привычки к соблюдению правил техники безопасности при
развитии физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости,
координации, скоростных качеств, обеспечивающих двигательную активность;
 соблюдение рационального режима труда и отдыха для того, чтобы
выдерживать
высокую
умственную
нагрузку
старшеклассников,
осуществлять профилактику утомления и дистресса здоровыми способами
физической активности;
 умение правильно оказывать первую помощь при травмах на занятиях
физической культурой и в экстремальных ситуациях.
2.
Содержание
учебного
предмета
«Основы
безопасности
жизнедеятельности»
Таблица распределения количества часов по разделам и классам.
Количество часов
№
Разделы, темы
Примерной Рабочая
10
11
п/п
и
программа класс класс
авторской
программ
1
Модуль 1 «Основы комплексной
10
5
5
безопасности»
2 Глава
1.
Научные
основы
10
5
5
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности
человека
в
современной среде обитания
3 Модуль
2
«Защита
населения
9
4
5
Российской Федерации от опасных и
чрезвычайных ситуаций»
4 Глава 2. Организационные основы
4
4
защиты населения и территорий
России в чрезвычайных ситуациях
5 Глава 3. Комплекс мер взаимной
5
5
ответственности
личности,
общества,
государства
по
обеспечению безопасности
6 Модуль 3 «Основы противодействия
8
3
5
8

7

8
9
10
11

12

13
14
15
16

17
18
19
20

экстремизму,
терроризму
и
наркотизму в Российской Федерации»
Глава 4. Законодательные основы
3
3
обеспечения безопасности личности,
общества, государства
Глава 5. Экстремальные ситуации и
5
5
безопасность человека
Модуль 4 «Военная безопасность
19
9
10
государства»
Глава 6. Чрезвычайные ситуации
4
4
военного характера и безопасность
Глава
7.
Вооруженные
Силы
10
5
5
Российской Федерации на защите
государства от военных угроз
Глава 8. Особенности военной
5
5
службы в современной Российской
армии
Модуль 5 «Элементы начальной
5
5
военной подготовки»
Модуль 6 «Военно-профессиональная
1
1
деятельность»
Модуль 7 «Основы медицинских
16
7
9
знаний и здорового образа жизни»
Глава 9. Факторы риска нарушений
3
3
здоровья:
инфекционные
и
неинфекционные заболевания
Глава 10. Основы здорового образа
4
4
жизни
Глава 11. Оказание первой помощи
4
4
при неотложных состояниях
Глава 12. Первая помощь при
5
5
неотложных состояниях
Итого
68
34
34
Модуль 1 «Основы комплексной безопасности»
Глава
1.
Научные
основы
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности человека в современной среде обитания
Культура
безопасности
жизнедеятельности
человека
в
современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории
безопасности
жизнедеятельности.
Экологические
основы
безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медикобиологические основы безопасности жизнедеятельности человека в
среде
обитания.
Психологические
основы
безопасности
жизнедеятельности человека в среде обитания.

9

Организации, отвечающие за защиту прав потребителей и
благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, и
порядок обращения в них. Неблагоприятные районы в месте проживания и
факторы экориска. Предназначение и использование экологических знаков.
Проблемы
формирования
культуры
безопасности
жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
Этические и экологические критерии безопасности современной
науки и технологий. Общенаучные методологические подходы к
изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде
обитания. Основные подходы и принципы обеспечения безопасности
объектов
в
среде
жизнедеятельности.
Основы
управления
безопасностью в системе «человек - среда обитания».
Основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в
рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности.
Модуль 2 «Защита населения Российской Федерации от опасных и
чрезвычайных ситуаций»
Глава 2. Организационные основы защиты населения и
территорий России в чрезвычайных ситуациях
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и
гражданской обороны по защите населения и территорий в
чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного характера. Защита населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах,
транспорте. Страхование.
Глава 3. Комплекс мер взаимной ответственности личности,
общества, государства по обеспечению безопасности
Обеспечение национальной безопасности России. Обеспечение
социальной, экономической и государственной безопасности. Меры
государства по противодействию военным угрозам, экстремизму,
терроризму. Защита населения и территорий в чрезвычайных
ситуациях.
Поисково-спасательная
служба
МЧС
России.
Международное сотрудничество России по противодействию
военным угрозам, экстремизму, терроризму.
Основы законодательства Российской Федерации по организации
защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Права, обязанности
и ответственность гражданина в области организации защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций.
Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков
безопасности, сигнальной разметки и плана эвакуации.

10

Модуль 3 «Основы противодействия экстремизму, терроризму
и наркотизму в Российской Федерации»
Глава 4. Законодательные основы обеспечения безопасности
личности, общества, государства
Права и обязанности государства и граждан России по
обеспечению безопасности жизнедеятельности. Защита национальной
безопасности государства от военных угроз. Защита личности,
общества,
государства
от
угроз
социального
характера.
Противодействие
экстремизму.
Противодействие
терроризму,
наркотизму в Российской Федерации.
Глава 5. Экстремальные ситуации и безопасность человека
Экстремальные
ситуации
криминогенного
характера.
Экстремизм, терроризм и безопасность человека. Наркотизм и
безопасность
человека.
Дорожно-транспортная
безопасность.
Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности и
сигнальной разметки. Виды ответственности за асоциальное поведение на
транспорте. Правила безопасности дорожного движения (в части,
касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств:
мопедов, мотоциклов, легкового автомобиля). Предназначение и
использование дорожных знаков.
Явные и скрытые опасности современных молодежных хобби.
Последствия и ответственность.
Вынужденное автономное существование в природных условия.
Модуль 4 Военная безопасность государства
Глава 6. Чрезвычайные ситуации военного характера и
безопасность
Защита населения и территорий от военной опасности, оружия
массового поражения и современных обычных средств поражения.
Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства
коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита
населения и территорий от биологической и экологической опасности.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
Глава 7. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите
государства от военных угроз
Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные
основы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская
обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих.
Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Содержание и обеспечение национальной безопасности РФ. Военная
политика Российской Федерации в современных условиях. Вооруженные
Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и
органы, их предназначение и задачи. История создания ВС РФ. Воинские
должности и звания. Военная форма одежды и знаки различия
военнослужащих ВС РФ.
11

Основные задачи Вооруженных Сил. Правовые основы воинской
обязанности. Правовые основы военной службы. Подготовка граждан
к военной службе: обязательная и добровольная. Требования
воинской деятельности к личности военнослужащего.
Глава 8. Особенности военной службы в современной Российской
армии
Особенности военной службы по призыву и альтернативной
гражданской службы. Военные гуманитарные миссии России в «горячих
точках» мира. Военные операции на территории России: борьба с
терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации.
Боевая слава российских воинов.
Модуль 5 «Элементы начальной военной подготовки»
Строи и управление ими. Строевые приемы и движение без оружия.
Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении,
выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.
Строи отделения.
Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата
Калашникова. Неполная разборка и сборка автомата Калашникова для чистки
и смазки. Хранение автомата Калашникова. Устройство патрона. Меры
безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в
повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб. Основы и
правила стрельбы. Ведение огня из автомата Калашникова. Ручные
осколочные гранаты. Меры безопасности при обращении с ручными
осколочными гранатами.
Современный общевойсковой бой. Инженерное оборудование позиции
солдата. Способы передвижения в бою при действиях в пешем порядке.
Элементы военной топографии. Действия по сигналам оповещения. Состав и
применение аптечки индивидуальной. Оказание первой помощи в бою.
Способы выноса раненого с поля боя
Модуль 6 «Военно-профессиональная деятельность»
Цели
и
задачи
военно-профессиональной
деятельности.
Профессиональный отбор. Военная служба по призыву как этап
профессиональной карьеры. Организация подготовки офицерских кадров для
ВС РФ, МВД России, ФСБ России, МЧС России. Основные виды высших
военно-учебных заведений ВС РФ и учреждения высшего образования МВД
России, ФСБ России, МЧС России. Подготовка офицеров на военных
кафедрах образовательных организаций высшего образования. Порядок
подготовки и поступления в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и
учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.
Модуль 7 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
Глава 9. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и
неинфекционные заболевания
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного
здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие. Инфекционные
заболевания: их особенности и меры профилактики. Факторы риска
12

неинфекционных
заболеваний
и
меры
их
профилактики.
Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.
Глава 10. Основы здорового образа жизни
Демографическая ситуация в России. Культура здорового образа
жизни. Культура питания. Культура здорового образа жизни и
репродуктивное здоровье. Вредные привычки. Культура движения.
Глава 11. Оказание первой помощи при неотложных состояниях
Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок.
Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при
кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечно лёгочная
реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок,
вывихах, переломах
Глава 12. Первая помощь при неотложных состояниях
Медико-психологическая помощь. Первая помощь при ранениях.
Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими
веществами, при химических и термических ожогах, обморожении.
Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. Первая
помощь при отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами,
наркотическими веществами.
Правила и способы переноски (транспортировки) пострадавших.
Основы законодательства Российской Федерации в сфере санитарноэпидемиологического благополучия населения. Права, обязанности и
ответственность гражданина в сфере санитарно-эпидемиологического
благополучия населения.
Предназначение и использование знаков безопасности медицинского и
санитарного назначения.
Характеристика основных содержательных линий
В курсе основ безопасности жизнедеятельности можно выделить семь
основных содержательных линий, которые представлены модулями:
Модуль1. «Основы комплексной безопасности» рассматривает
вопросы, связанные с экологической безопасностью и охраной окружающей
среды, безопасностью в транспорте, явными и скрытыми опасностями
современных молодежных хобби подростков.
Модуль 2. «Защита населения Российской Федерации от опасных и
чрезвычайных ситуаций» раскрывает вопросы, связанные с защитой
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера.
Модуль 3. «Основы противодействия экстремизму, терроризму и
наркотизму в Российской Федерации» раскрывает вопросы, связанные с
противодействием экстремизму, терроризму и наркотизму.
Модуль 4. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
освещает вопросы по основам здорового образа жизни, оказания первой
помощи
в
различных
ситуациях,
санитарно-эпидемиологическом
благополучие населения и профилактике инфекционных заболеваний
13

Модуль 5. «Военная безопасность государства» рассматривает
вопросы, связанные с состоянием и тенденциями развития современного
мира и России, а также включает вопросы обеспечения прав, определения и
соблюдения обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и
прохождения военной службы, увольнения с военной службы и пребывания в
запасе.
Модуль 6. «Элементы начальной военной подготовки» изучает
вопросы строевой, огневой, тактической подготовки.
Модуль 7. «Военно-профессиональная деятельность» раскрывает
вопросы военно-профессиональной деятельности гражданина.
Перечень практических работ:
10 класс.
1. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
2. Строевые приемы и движение без оружия. Выполнение
воинского приветствия без оружия на месте и в движении, выход
из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от
него.
3. Неполная разборка и сборка автомата Калашникова для чистки и
смазки.
4. Правила оказания первой помощи при травмах.
5. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь:
сердечно-лёгочная реанимация.
6. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах,
переломах
11 класс.
1. Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими
веществами,
при
химических
и термических
ожогах,
обморожении.
2. Первая помощь
при
отравлении
никотином, алкоголем,
лекарствами, ядами, наркотическими веществами.
Направление проектной деятельности обучающихся.
С указанием на что направлены проекты.
10 класс
Проект «Законодательные основы обеспечения безопасности
личности, общества, государства», индивидуальный, направлен на
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на
основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства
посредством осознания значимости безопасного поведения человека.
11 класс
Проект «Дорожно-транспортная безопасность» индивидуальный,
направлен на формирование повышение эффективности профилактики
детского дорожно-транспортного травматизма.
Порядок изучения разделов и тем предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» в соответствии с УМК
14

15

3. Тематическое планирование предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», в том числе с учетом
рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Основные виды деятельности обучающихся (на
Основные
Кол-во
уровне УУД)
направления
Раздел, темы
часов
воспитательной
деятельности
Модуль 1. Основы безопасности личности,
10
общества, государства
10 класс
5
Глава
1.
Научные
основы
обеспечения
безопасности жизнедеятельности человека в
5
современной среде обитания
Культура
безопасности
жизнедеятельности
Актуализируют ранее полученные знания о
человека в современной среде обитания. Основные
роли государства в обеспечении безопасности
задачи
и
приоритеты
международного
личности и общества. Характеризуют значение Гражданское
1
сотрудничества РФ в рамках реализации
культуры безопасности жизнедеятельности
воспитание.
национальных
интересов
и
обеспечения
личности и общества в современном мире.
безопасности.
Формулируют личные понятия о безопасности.
Междисциплинарные
основы
теории
Изучают задачи создания научной теории
Приобщение детей
безопасности жизнедеятельности. Организации,
безопасности
жизнедеятельности.
к культурному
отвечающие за защиту прав потребителей и
Характеризуют
стратегию
и
тактику
1
наследию
благополучие человека, природопользование и
управления безопасностью жизнедеятельности.
(Эстетического
охрану окружающей среды, и порядок обращения в
воспитания)
них.
Экологические
основы
безопасности
жизнедеятельности
человека
в
среде
обитания. Неблагоприятные районы в месте

1

Анализируют причины возникновения опасных
и
чрезвычайных
ситуаций.
Выявляют Экологического
причинно-следственные
связи
опасных
воспитания.
16

проживания и факторы экориска. Предназначение
и использование экологических знаков.

Медико-биологические основы безопасности
жизнедеятельности
человека
в
среде
обитания

1

Психологические
основы
безопасности
жизнедеятельности
человека
в
среде
обитания

1

11 класс

5

Проблемы
формирования
культуры
безопасности жизнедеятельности человека в
современной среде обитания.

1

Этические
и
безопасности
технологий

1

экологические
критерии
современной
науки
и

ситуаций и их влияние на безопасность
жизнедеятельности человека. Генерируют идеи,
моделируют индивидуальные решения по
обеспечению
личной
безопасности
в
повседневной жизни и в чрезвычайных
ситуациях.
Выявляют общие принципы, закономерности и
Трудового
механизмы адаптации человека. Характеризуют
воспитания и
медико-биологические
основы
здоровья профессионального
человека.
самоопределения
Определяют цели и задачи по безопасному
поведению в повседневной жизни и в Приобщение детей
различных опасных и чрезвычайных ситуациях. к культурному
Выбирают средства реализации поставленных
наследию
целей,
оценивают
результаты
своей (Эстетического
деятельности
в
обеспечении
личной
воспитания).
безопасности.
Характеризуют причины низкой культуры
Духовного и
безопасности жизнедеятельности личности и нравственного
общества.
Рассуждают,
делают
выводы. воспитания детей
Анализируют
образование
и
социальное
на основе
воспитание, а также личную ответственность
российских
как условия повышения культуры безопасности традиционных
жизнедеятельности.
Ценностей.
Выявляют
признаки
современного Приобщение детей
экологического
кризиса.
Оценивают к культурному
экологическую безопасность. Характеризуют
наследию
17

Общенаучные методологические подходы
к
изучению
глобальных
проблем
безопасности жизнедеятельности человека в
среде обитания

1

Основные подходы и принципы обеспечения
безопасности
объектов
в
среде
жизнедеятельности

1

Основы управления безопасностью в системе
«человек - среда обитания»

1

Модуль 2 «Защита населения Российской
Федерации от опасных и чрезвычайных
ситуаций»
10 класс
Глава 2.Организационные основы защиты
населения и территорий России в чрезвычайных
ситуациях
Единая
государственная
система
предупреждения
и
ликвидации

биоэтику. Анализируют информацию из разных (Эстетического
источников.
воспитания).
Изучают основы общей теории безопасности Популяризация
жизнедеятельности. Рассматривают различные научных знаний
методологические подходы. Характеризуют
среди детей
показатели благополучия и безопасности среды
(Ценности
для человека.
научного
познания).
Характеризуют
систему
принципов
и Популяризация
системный подход в обеспечении безопасности. научных знаний
Рассматривают антропогенные, техногенные,
среди детей
социальные проблемы. Актуализируют знания
(Ценности
о
видах
и
источниках
антропогенных
научного
опасностей.
познания).
Характеризуют
систему
принципов Приобщение детей
обеспечения безопасности. Развивают личные, к культурному
духовные и физические качества; самооценку
наследию
собственной культуры безопасного поведения.
(Эстетического
воспитания).

9
4
4
1

Рассматривают
функциональные
18

территориальные
и Популяризация
подсистемы,
режим научных знаний

чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Основные мероприятия РСЧС и гражданской
обороны по защите населения и территорий в
чрезвычайных ситуациях

1

Защита
населения
и
территорий
от
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера

1

Чрезвычайные
сооружениях,

1

ситуации на
дорогах,

инженерных
транспорте.

функционирования
РСЧС.
Характеризуют
среди детей
структуру и содержание плана действий по
(Ценности
предупреждению и ликвидации чрезвычайных
научного
ситуаций. Формулируют основные задачи и
познания)
формы обучения в области гражданской
обороны.
Характеризуют предназначение и основные
Популяризация
задачи гражданской обороны. Рассматривают
научных знаний
структуру и органы управления. Изучают
среди детей
основные
меры
защиты
населения
от
(Ценности
чрезвычайных ситуаций. Называют права и
научного
обязанности граждан в области гражданской
познания).
обороны.
Характеризуют опасные природные явления и
их последствия, перечисляют поражающие
факторы
и
особенности
чрезвычайных
ситуаций природного характера. Закрепляют
правила безопасного поведения в зоне
Трудового
чрезвычайных ситуаций природного характера
воспитания и
Характеризуют
чрезвычайные
ситуации
профессионального
техногенного характера. Закрепляют правила
самоопределения.
безопасного поведения в зоне чрезвычайных
ситуаций
техногенного
характера.
Характеризуют правила безопасного поведения
при оповещении об аварии с выбросом
аварийно химически опасных веществ.
Работают в группах. Решают ситуационные
Трудового
задачи, выполняют интерактивные задания.
воспитания и
19

Страхование

11 класс
Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности
личности, общества, государства по обеспечению
безопасности

Закрепляют
и
совершенствуют
правила профессионального
безопасного
поведения
на
транспорте. самоопределения.
Выясняют роль инженерной защиты в системе
мер
по
защите
населения.
Объясняют
необходимость добровольного и обязательного
страхования.
5
5

Обеспечение национальной безопасности
России. Основы законодательства Российской
Федерации по организации защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций.

1

Обеспечение социальной, экономической и
государственной
безопасности. Права,
обязанности и ответственность гражданина в
области организации защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций.

1

Меры государства по противодействию
военным угрозам, экстремизму, терроризму

1

Защита
населения
и
территорий
в
чрезвычайных
ситуациях.
Поисково-

1

Обобщают и интерпретируют информацию с Патриотического
использованием учебной литературы и других
воспитания и
информационных
ресурсов.
Работают
с формирование
интерактивными объектами.
российской
идентичности.
Формируют основы научного типа мышления.
Характеризуют и анализируют социальную,
Гражданское
экономическую
и
государственную
воспитание.
безопасность и меры их обеспечения.
Рассматривают государственные меры по Патриотического
противодействию
военным
угрозам,
воспитания и
экстремизму,
терроризму.
Характеризуют формирование
военно-силовые
ресурсы
государства
в
российской
противодействии терроризму.
идентичности.
Анализируют и выявляют государственные Гражданское
меры защиты населения и территорий.
воспитание.
20

спасательная
служба
МЧС
России.
Предназначение и использование сигнальных
цветов,
знаков
безопасности,
сигнальной
разметки и плана эвакуации.
Международное сотрудничество России по
противодействию
военным
угрозам,
экстремизму, терроризму.
Модуль
3
«Основы
противодействия
экстремизму, терроризму и наркотизму в
Российской Федерации»
10 класс
Глава 2. Законодательные основы обеспечения
безопасности личности, общества, государства
Права и обязанности государства и граждан
России
по
обеспечению
безопасности
жизнедеятельности
Защита
национальной
безопасности
государства от военных угроз. Защита
личности, общества, государства от угроз
социального характера

Перечисляют профессиональные и моральные
качества спасателей. Формируют нравственные
ориентиры.

1

Обобщают и интерпретируют полученную
информацию. Анализируют и характеризуют
внешнюю политику Российской Федерации.

Патриотического
воспитания и
формирование
российской
идентичности.

8
3
3

1

1

Характеризуют и формулируют основное
содержание
федеральных
законов
и
подзаконных актов. Рассматривают нормы
международного
права
и
положения
Конституции Российской Федерации по правам
человека.
Анализируют военные угрозы национальной
безопасности
России.
Характеризуют
Стратегию
национальной
безопасности.
Анализируют военную политику государства.
Приводят примеры вооруженных конфликтов;
локальных,
региональных
и
21

Гражданское
воспитание.

Гражданское
воспитание.

Противодействие
экстремизму.
Противодействие терроризму, наркотизму в
Российской Федерации

11 класс
Глава 3.Экстремальные ситуации и безопасность
человека

Экстремальные
ситуации
характера.
Экстремизм,
безопасность человека

криминогенного
терроризм
и

1

крупномасштабных войн. Работают с текстом.
Работают с интерактивными схемами и
заданиями.
Характеризуют
внутренние
опасности
России.
Устанавливают
и
сравнивают разные точки зрения.
Изучают федеральные законы по защите от
экстремизма.
Характеризуют
основные
принципы и направления противодействия
экстремизму.
Определяют
направления
деятельности
спецслужб
и
правоохранительных органов. Характеризуют
меры
противодействия
терроризму
и
наркотизму. Изучают федеральные законы по
защите населения от социальных угроз.
Приобретают
навыки
противостояния
социальным
угрозам,
вырабатывают
нравственные качества и убеждения.

Гражданское
воспитание.

5
5

1

Актуализируют и дополняют материал по
характеристике
чрезвычайных
ситуаций
криминогенного
характера
и
уголовной
ответственности
несовершеннолетних.
Проектируют модели безопасного поведения.
Закрепляют правила безопасного поведения в
городе, в толпе. Расширяют знания о мерах
безопасности
личности,
общества
в
22

Гражданское
воспитание.

Наркотизм и безопасность человека

1

Дорожно-транспортная
безопасность.
Предназначение и использование сигнальных
цветов, знаков безопасности и сигнальной
разметки. Виды ответственности за асоциальное
поведение на транспорте. Правила безопасности
дорожного движения (в части, касающейся
пешеходов, пассажиров и водителей транспортных
средств:
мопедов,
мотоциклов,
легкового
автомобиля). Предназначение и использование
дорожных знаков.

1

Явные и скрытые опасности современных
молодежных
хобби.
Последствия
и
ответственность.

1

Вынужденное автономное существование в

1

криминогенной
ситуации.
Решают
ситуационные задачи, формулируют выводы.
Рассматривают
законодательные
основы
уголовной ответственности за экстремизм,
терроризм.
Раскрывают
сущность
наркотизма.
Систематизируют
знания.
Анализируют
масштабы
данной
общественной
и
Гражданское
государственной проблемы. Перечисляют меры
воспитание.
безопасности,
выполняют
интерактивные
задания.
Работают
с
дополнительными
источниками информации.
Определяют уровень культуры безопасности
дорожного движения. Анализируют роль
государства в обеспечении безопасности
дорожного движения. Устанавливают роль Трудового
общественных организаций в повышении воспитания и
безопасности дорожного движения. Приводят профессионального
примеры, готовят учебные проекты.
самоопределения.

Анализировать причины возникновения опасных и Физического
чрезвычайных
ситуаций;
моделировать воспитание,
индивидуальные решения по обеспечению личной формирования
безопасности повседневной жизни
культуры здоровья.
Работают в группах. Характеризуют правила
23

Трудового

природных условиях.

выживания
в
условиях
вынужденной
воспитания и
автономии.
Отрабатывают
необходимые профессионального
умения. Вырабатывают в себе нравственные самоопределения.
качества и убеждения.

Модуль 4. Военная безопасность государства
10 класс
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного
характера и безопасность

19
4
4

Защита населения и территорий от военной
опасности, оружия массового поражения и
современных обычных средств поражения

1

Защита
населения
и
радиационной опасности.

1

территорий

от

Средства коллективной защиты от оружия
массового поражения Защита населения и
территорий от биологической и экологической
опасности

1

Рассматривают
чрезвычайные
ситуации
Трудового
военного характера и различные виды оружия
воспитания и
массового
поражения.
Характеризуют
профессионального
индивидуальные и коллективные средства
самоопределения.
защиты населения.
Характеризуют радиационную безопасность
Трудового
населения и территорий. Формулируют общие
воспитания и
рекомендации при угрозе ядерного заражения.
профессионального
Актуализируют знания по экологической
самоопределения.
безопасности.
Рассматривают средства коллективной защиты
населения. Закрепляют знания о защитных
свойствах и характерных особенностях убежищ
Трудового
и
укрытий.
Характеризуют
особенности
воспитания и
противорадиационного
укрытия.
профессионального
Характеризуют источники биолого-социальной
самоопределения
и
экологической
опасности.
Изучают
характеристику биологических чрезвычайных
ситуаций.
Работают
с
интерактивными
24

Средства индивидуальной защиты органов
дыхания и кожи

Глава 5. Вооруженные Силы Российской
Федерации на защите государства от военных
угроз
10 класс
Вооруженные Силы Российской Федерации:
организационные основы. Содержание и
обеспечение национальной безопасности РФ.
Военная политика Российской Федерации в
современных условиях.

1

схемами и заданиями.
Актуализируют полученные ранее знания о
специальных
и
простейших
средствах
индивидуальной защиты органов дыхания.
Трудового
Характеризуют
виды
и
особенности
воспитания и
противогазов. Совершенствуют умения и профессионального
навыки практического применения средств самоопределения.
индивидуальной защиты органов дыхания и
кожи.

10
5

1

Состав
Вооруженных
Сил
Российской
Федерации.
История
создания
ВС
РФ.
Вооруженные Силы Российской Федерации,
другие войска, воинские формирования и органы,
их предназначение и задачи.

1

Воинская обязанность и военная служба.
Воинские должности и звания. Военная форма
одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ.

1

Характеризуют структуру и анализируют Патриотического
организационную основу Вооруженных Сил
воспитания и
Российской Федерации. Расширяют знания о формирование
структуре Вооруженных Сил.
российской
идентичности.
Анализируют состав и основные задачи
Вооруженных Сил Российской Федерации. Патриотического
Актуализируют знания и дают краткую
воспитания и
характеристику
видов
Вооруженных
Сил. формирование
Закрепляют знание федеральных законов.
российской
Определяют
главное
предназначение идентичности.
Вооруженных Сил Российской Федерации.
Закрепляют знание законодательных основ Патриотического
военной службы в Вооруженных Силах
воспитания и
Российской Федерации. Определяют структуру формирование
25

и содержание воинской обязанности.

Права и обязанности военнослужащих

1

Боевые традиции и ритуалы Вооруженных
Сил Российской Федерации

1

11 класс

5

Основные задачи Вооруженных Сил

1

Правовые основы воинской обязанности

1

Правовые основы военной службы

1

российской
идентичности.

Рассматривают
законодательные
основы
социальной защиты военнослужащих. Изучают
права
и
обязанности
военнослужащих.
Гражданское
Характеризуют
общие,
должностные,
воспитание.
специальные обязанности военнослужащих,
виды
поощрений
и
дисциплинарных
взысканий.
Характеризуют боевые традиции и структуру
Патриотического
воинских
ритуалов.
Изучают
порядок
воспитания и
проведения
наиболее
важных
ритуалов
формирование
Вооруженных Сил Российской Федерации.
российской
Работают в группах. Решают ситуационные
идентичности.
задачи.
Перечисляют основные задачи Вооруженных
Сил в мирное и военное время. Актуализируют
ранее полученные знания из истории армии.
Приводят примеры. Дискутируют.
Формулируют правовые основы воинской
обязанности.
Характеризуют
особенности
военной службы по контракту. Объясняют на
значение и содержание воинского учета
граждан России.
Изучают федеральные законы и воинские
уставы. Работают с текстом. Определяют
взаимосвязь
единоначалия
и
воинской
26

Гражданское
воспитание.

Гражданское
воспитание.
Гражданское
воспитание.

Подготовка граждан к военной
обязательная и добровольная

службе:

Требования
воинской
деятельности
личности военнослужащего

к

Глава
5.Особенности военной
современной Российской армии

в

службы

1

1

1

Военные гуманитарные
«горячих точках» мира

1

России

в

Гражданское
воспитание.

Гражданское
воспитание.

5

Особенности военной службы по призыву и
альтернативной гражданской службы

миссии

дисциплины. Анализируют права и свободы
военнослужащих. Размышляют, делают выводы.
Анализируют
особенности
обязательной
подготовки граждан к военной службе.
Определяют
особенности
добровольной
подготовки. Характеризуют военно-учетные
специальности.
Формулируют
морально-психологические
требования к военнослужащим. Перечисляют и
анализируют виды воинской деятельности и
воинской обязанности. Расширяют сведения об
общих
и
специальных
обязанностях
военнослужащих.

Характеризуют
значение
воинской
дисциплины.
Изучают
особенности
Гражданское
прохождения военной службы по призыву.
воспитание.
Расширяют
знания
об
альтернативной
гражданской службе.
Раскрывают
сущность
миротворческих Патриотического
операций.
Определяют
особенности
воспитания и
международной политики. Рассуждают, делают формирование
выводы,
работают
с
дополнительными
российской
источниками информации.
идентичности.

27

Военные операции на территории России:
борьба с терроризмом

Военные
учения
Вооруженных
Российской
Федерации
Боевая
российских воинов

Сил
слава

Урок обобщения по теме «Особенности военной
службы в современной Российской армии»
Модуль 5 «Элементы начальной военной
подготовки»
10 класс
Строи и управление ими. Строи отделения.
Строевые приемы и движение без оружия.
Выполнение воинского приветствия без оружия на
месте и в движении, выход из строя и возвращение
в строй. Подход к начальнику и отход от него
Назначение, боевые свойства и общее устройство
автомата Калашникова. Хранение автомата
Калашникова. Неполная разборка и сборка
автомата Калашникова для чистки и смазки

1

1

1

Актуализируют
знания
об
участии
Патриотического
Вооруженных Сил Российской Федерации в
воспитания и
борьбе с терроризмом. Характеризуют понятие
формирование
«контртеррористическая
операция».
российской
Рассуждают, делают выводы, работают с
идентичности.
дополнительными источниками информации.
Работают с текстом, делают выводы. Приводят
Патриотического
примеры, обобщают информацию. Формируют
воспитания и
целостное представление о боевой славе
формирование
российских воинов. Определяют личностную
российской
позицию и национальную идентичность.
идентичности.
Работают с интерактивными объектами.
Расширяют и актуализируют знания о военной Гражданское
стратегии и тактике.
воспитание.

5

1

1

Анализируют
особенности
обязательной Физического
подготовки к военной службе. Определяют воспитание,
взаимосвязь
единоначалия
и
воинской формирования
дисциплины. Характеризуют понятия «строй», культуры здоровья.
«отделения», «шеренга», «колона».
Понимания значимости стрелкового оружия
ВС РФ. Выстраивать доброжелательные
Трудового
отношения в коллективе, уметь осуществлять
воспитания и
взаимопомощь, а так же эффективно добывать профессионального
знания и приобретать соответствующие умения самоопределения.
при взаимодействии со сверстниками.
28

Устройство патрона. Меры безопасности при
обращении с автоматом Калашникова и патронами
в повседневной жизнедеятельности и при
проведении стрельб. Основы и правила стрельбы.
Ведение огня из автомата Калашникова.
Ручные осколочные гранаты. Меры безопасности
при обращении с ручными осколочными
гранатами. Современный общевойсковой бой.
Инженерное оборудование позиции солдата.
Способы передвижения в бою при действиях в
пешем порядке. Элементы военной топографии.
Действия по сигналам оповещения. Состав и
применение аптечки индивидуальной. Оказание
первой помощи в бою. Способы выноса раненого с
поля боя.
Модуль
6
«Военно-профессиональная
деятельность»
Цели
и
задачи
военно-профессиональной
деятельности. Профессиональный отбор. Военная
служба по призыву как этап профессиональной
карьеры. Организация подготовки офицерских
кадров для ВС РФ, МВД России, ФСБ России,
МЧС России. Основные виды высших военноучебных заведений ВС РФ и учреждения высшего
образования МВД России, ФСБ России, МЧС
России. Подготовка офицеров на военных
кафедрах образовательных организаций высшего

1

Актуализируют и расширяют знания по данной
теме. Анализируют понятие «готовность к
стрельбе», «к бою», «на огневой рубеж».

Трудового
воспитания и
профессионального
самоопределения.

1

Расширяют и систематизируют свои знания по
данной
теме.
Формируют
целостное Трудового
представление о боевой славе российских воспитания и
воинов. Определяют личностную позицию и профессионального
национальную идентичность.
самоопределения.

1

Систематизируют знания об иммобилизации и
Трудового
транспортировке.
Перечисляют
воспитания и
противошоковые
мероприятия.
Решают
профессионального
ситуационные задачи, работают в группах,
самоопределения.
делают выводы

1

1

Развитие духовных и физических качеств,
определяющих готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению.
Формируют
моральнопсихологические требования к военной службе.
Изучают особенности прохождения военной
службы по призыву.

29

Гражданское
воспитание.

образования. Порядок подготовки и поступления в
высшие военно-учебные заведения ВС РФ и
учреждения высшего образования МВД России,
ФСБ России, МЧС России.
Модуль 7. Основы медицинских знаний и
здорового образа жизни
10 класс
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья:
инфекционные и неинфекционные заболевания

16

3

Медицинское обеспечение индивидуального и
общественного здоровья. Здоровый образ
жизни и его составляющие

1

Инфекционные заболевания: их особенности и
меры
профилактики.
Факторы
риска
неинфекционных заболеваний и меры их
профилактики

1

Объясняют
социальную
обусловленность
здоровья человека в современной среде
обитания.
Анализируют
понятия
«индивидуальное здоровье» и «общественное Физического
здоровье».
Делают
умозаключения
и воспитание,
формулируют выводы. Раскрывают сущность формирования
понятия «здоровый образ жизни», его значение культуры здоровья.
и
составляющие.
Формируют
целостное
представление о здоровом образе жизни как
средстве обеспечения общего благополучия
человека.
Расширяют
знания
об
инфекционных Физического
заболеваниях и методах их профилактики. воспитание,
Перечисляют
источники
инфекционных формирования
заболеваний и факторы риска. Характеризуют культуры здоровья
меры
профилактики
инфекционных
Духовного и
заболеваний.
Актуализируют
знания
об нравственного
основных
неинфекционных
заболеваниях. воспитания детей
Перечисляют и характеризуют факторы риска
на основе
30

неинфекционных
и
сердечно-сосудистых
заболеваний. Объясняют меры профилактики.

Профилактика заболеваний,
половым путем

передающихся

11 класс
Глава 6. Основы здорового образа жизни

1

российских
традиционных
ценностей.

Формируют
целостное
представление
о
Физического
культуре
взаимоотношений
юношей
и
воспитание,
девушек. Изучают и анализируют симптомы,
формирования
последствия
заболеваний,
передающихся
культуры здоровья.
половым путем, и меры профилактики.
Систематизируют знания по данной теме.

4
4

Демографическая ситуация в России

1

Культура здорового образа жизни. Культура
питания

1

Анализируют демографическую ситуацию в
России.
Работают
с
дополнительными
Гражданское
источниками
информации.
Характеризуют
воспитание.
медицинское обеспечение здоровья населения.
Выявляют проблемы, находят пути решения.
Определяют и анализируют компоненты
культуры
здорового
образа
жизни. Духовного и
Характеризуют рациональную организацию нравственного
режима труда и отдыха. Воспитывают воспитания детей
ответственное отношение к собственному на основе
здоровью. Формулируют и характеризуют российских
основные принципы рационального питания. традиционных
Формируют культуру здорового питания. ценностей.
Делают
выводы
выявляют
причинноследственные связи.

31

Культура
здорового
образа
репродуктивное здоровье.

жизни

и

1

Вредные привычки. Культура движения

1

10 класс
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных
состояниях

4

Характеризуют сущность репродуктивного Духовного и
здоровья. Воспитывают в себе нравственные нравственного
приоритеты.
Анализируют,
размышляют, воспитания детей
делают выводы. Работают с интерактивными на основе
объектами и решают ситуационные задачи.
российских
традиционных
ценностей.
Формируют
целостное
представление
о Духовного и
вредных привычках. Характеризуют влияние нравственного
двигательной активности на здоровье человека. воспитания детей
Интерпретируют
информацию
из на основе
дополнительных источников. Анализируют российских
сравнивают, делают выводы.
традиционных
ценностей.

4

Первая помощь при неотложных состояниях:
закон и порядок. Правила оказания первой
помощи при травмах

1

Первая помощь при кровотечениях, ранениях.
Первая
помощь:
сердечно-легочная
реанимация

1

Характеризуют
неотложные
состояния,
требующие оказания первой помощи. Работают
Трудового
с интерактивными заданиями. Практически
воспитания и
отрабатывают
порядок
оказания
первой профессионального
помощи
при
травмах.
Перечисляют самоопределения.
противошоковые мероприятия.
Характеризуют виды кровотечений и способы
Трудового
их остановки. Расширяют и систематизируют
воспитания и
свои знания по данной теме. Практически
профессионального
отрабатывают умения о проведении сердечносамоопределения.
лёгочной
реанимации
и
остановки
32

Урок обобщения по теме «Оказание первой
помощи при неотложных состояниях»
Первая помощь при ушибах, растяжении
связок, вывихах, переломах. Правила и
способы
переноски
(транспортировки)
пострадавшего
11 класс
Первая помощь при

Глава 7.
неотложных
состояниях
Медико-психологическая
помощь.
Основы
законодательства Российской Федерации в сфере
санитарно-эпидемиологического
благополучия
населения. Права, обязанности и ответственность
гражданина
в
сфере
санитарноэпидемиологического благополучия населения.
Первая помощь при ранениях. Предназначение
и
использование
знаков
безопасности
медицинского и санитарного назначения.

1

1

кровотечений
различными
способами.
Характеризуют признаки жизни и признаки
смерти.
Перечисляют
порядок
оказания
реанимационных мероприятий.
Актуализируют и расширяют знания по данной
теме.

Трудового
воспитания и
профессионального
самоопределения.

Перечисляют порядок действий при оказании
первой помощи при ушибах, вывихах, Трудового
растяжении
связок
и
переломах. воспитания и
Систематизируют знания об иммобилизации и профессионального
транспортировке.
Демонстрируют самоопределения.
практические умения.

5
5

1

1

Определяют психотравмирующие ситуации и
особенности
оказания
психологической
Трудового
помощи.
Решают
ситуационные
задачи.
воспитания и
Формируют
способность
обосновать профессионального
собственную точку зрения.
самоопределения.
Расширяют и
данной теме.

33

совершенствуют

знания

по

Трудового
воспитания и
профессионального
самоопределения.

Первая помощь при поражении радиацией,
отравляющими веществами, при химических
и термических ожогах, обморожении

1

Первая помощь при дорожно-транспортном
происшествии. Правила и способы переноски
(транспортировки) пострадавших.

1

Первая помощь при остром отравлении
никотином, алкоголем, лекарствами, ядами,
наркотическими веществами

1

Актуализируют и расширяют знания по данной
Трудового
теме. Практически отрабатывают порядок
воспитания и
оказания первой помощи при электротравмах, профессионального
ожогах, обморожении.
самоопределения.
Характеризуют правовые основы оказания
первой помощи при дорожно-транспортном
Трудового
происшествии. Формируют умение находить
воспитания и
компромиссное решение в сложной ситуации. профессионального
Решают ситуационные задачи, выполняют самоопределения.
интерактивные задания.
Актуализируют и совершенствуют знания по
данной теме. Практически отрабатывают
Трудового
порядок оказания первой помощи при
воспитания и
отравлении
никотином,
алкоголем,
профессионального
лекарственными
препаратами.
Решают
самоопределения.
ситуационные задачи, работают в группах,
делают выводы

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения
учителей естественного-математического цикла
МБОУ – СОШ № 15 МО город Армавир
от 27 августа 2021 года № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________ Ульянова И.А.
«28» августа 2021г.

________________ Давыдова Т.А.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».