РП музыка 7-8

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

цифровой
МАОУ-СОШ Подписано
подписью: МАОУ-СОШ№4
Дата: 2022.03.01 11:56:21
№4
+03'00'

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МАОУ-СОШ № 4 МО г. Армавир
от 30 августа 2021 года протокол № 1
Директор МАОУ-СОШ № 4
____________________ В.А. Колосова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ

Уровень образования (класс) основное общее образование: 5-8 классы
Количество часов: 136
Количество часов в неделю: 5 класс – 1 час, 6 класс – 1 час, 7 класс – 1 час, 8 класс – 1 час
Учитель или группа учителей, разработчиков программы:
Питенко А.Н., Комелева А.С., Манькова Н.И., Шваб Е.В., Терентьева А.И., Сычёв Е.И.,
Гринь Н.А., Мокшина Е.Ю..
Программа разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с дополнениями
и изменениями);
с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования,
одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию
(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5 в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального
учебно-методического объединения по общему образованию)
с учётом УМК «Школа России». Авторской программы по музыке 5-8 классы.
Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская М.: Просвещение 2018 г., в соответствии с
ФГОС.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает достижение
определённых результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного
предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
— ответственное отношение к учению, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей
и сопереживание им;
— компетентность в решении моральных проблем на основе личностного
выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных
компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как
результат освоения художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности учащихся:
— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов;
— умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения
целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно
оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной
задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые
коррективы для достижения запланированных результатов;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи;
размышлять, рассуждать и делать выводы;
— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять
функции и роли участников, например в художественном проекте,
взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному
самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей
ступени общего образования и отражают:
— степень развития основ музыкальной культуры школьника как
неотъемлемой части его общей духовной культуры;
— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего
духовно-нравственного
развития,
социализации,
самообразования,
организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли
музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии
мировой культуры;
—
становление
общих музыкальных
способностей школьников
(музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного
мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного

отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа
художественного образа;
— сформированность мотивационной направленности на продуктивную
музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение,
инструментальное
музицирование,
драматизация
музыкальных
произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение, создание
проектов и др.);
— воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия
музыкальной информации, развитие творческих способностей в
многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино,
литературой, различными видами изобразительного искусства;
— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего на-рода и других
народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
— овладение основами музыкальной грамотности: способностью
эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во
взаимосвязи с жизнью, владеть специальной терминологией и ключе-выми
понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках
изучаемого курса;
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и
содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых,
индивидуальных творческих и исследовательских проектов, решения
различных музыкально-творческих задач.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании 8 класса
Выпускник научится :
— наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать
своё отношение к искусству
— понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов
разных искусств, различать их особенности;
— выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в
процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицировании
— раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных
форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме её
воплощения в музыке;
— понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески
интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах
музыкальной деятельности;
—
осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность
художественно-эстетической направленности, участвуя в исследовательских
и творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять

инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей,
выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
— разбираться в событиях отечественной и зарубежной культурной жизни,
владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся
отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные
центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
— определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной,
современной музыки, музыки разных эпох;
— применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в
процессе поиска информации в образовательном пространстве сети
Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и
признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира,
народное музыкальное творчество;
- понимать особенности языка западноевропейской музыки
- понимать особенности языка отечественной духовной и светской
музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
- определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
- различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл,
симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и
развитии музыкальных образов;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
музыкального искусства;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях,
в том числе с ориентацией на нотную запись;
- активно использовать язык музыки для освоения содержания различных
учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира,
математики и др.).
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание музыкального образования в Примерной
программе основного общего
образования представлено следующими содержательными линиями:
• Музыка как вид искусства.
• Народное музыкальное творчество.
• Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.
• Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.
• Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв.
• Современная музыкальная жизнь.

• Значение музыки в жизни человека.
Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение
преемственности с предметом «Музыка» для начальной школы.
Музыка как вид искусства. Интонация — носитель образного смысла.
Многообразие интонационно-образных построений. Интонация в музыке как
звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Средства
музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера
музыки.
Разнообразие
вокальной,
инструментальной,
вокальноинструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки.
Различные формы построения музыки (двухчастная
и трёхчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их
возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг
музыкальных
образов
(лирические,
драматические,героические,
романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Программная
музыка. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие
музыки и литературы в музыкальном театре. Многообразие связей музыки с
изобразительным искусством. Взаимодействие музыки и различных видов и
жанров изобразительного искусства в музыкальном театре. Портрет в музыке
и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и изобразительном
искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления,
национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных
и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в
музыке (вокальной и инструментальной).
Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное
творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской
народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной и
инструментальной музыки. Русские народные музыкальные инструменты.
Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество
(характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные
истоки русского профессионального музыкального творчества.
Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие,
образцы традиционных обрядов. Этническая музыка. Знакомство с
разнообразными явлениями музыкальной культуры, народным и
профессиональным музыкальным творчеством своего региона.
Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое,
соревновательное, сказительное).
Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.
Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа
древнерусской храмовой музыки. Музыка религиозной традиции русских
композиторов. Русская музыка XVII—XVIII вв., русская музыкальная

культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика
русской национальной школы). Взаимодействие музыкальных образов,
драматургическое и интонационное развитие на примере произведений
русской музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства
(литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных,
музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных
средств разных видов искусства.
Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Роль
фольклора в становлении профессионального зарубежного музыкального
искусства.
Духовная
музыка
западноевропейских
композиторов.
Григорианский хорал как основа западноевропейской религиозной музыки.
Музыка религиозной традиции зарубежных композиторов.
Зарубежная музыка XVII—XVIII вв., зарубежная музыкальная культура XIX
в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных
школ). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства
(литература, изобразительное искусство, театр, кино).
Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и
различие выразительных средств разных видов искусства.
Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв. Творчество
русских и зарубежных композиторов XX—XXI вв. Стиль как отражение
мироощущения композитора. Стилевое многообразие музыки XX—XXI вв.
(импрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.).
Музыкальное
творчество
русских
и
зарубежных
композиторов
академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная
музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-нролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка, эстрадная музыка.
Современная музыкальная жизнь. Музыкальный фольклор народов
России. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора
разных стран. Современная музыка религиозной традиции. Выдающиеся
отечественные и зарубежные композиторы, исполнители, ансамбли и
музыкальные коллективы. Классика в современной обработке. Электронная
музыка. Синтетические жанры музыки (симфония-сюита, концерт-симфония,
симфония-действо и др.). Обобщение представлений школьников о
различных исполнительских составах (пение: соло, дуэт, трио, квартет,
ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella; певческие голоса: сопрано, меццосопрано, альт, тенор, баритон, бас; хоры: народный, академический;
музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные
электронные; виды оркестра: симфонический, духовой, ка-мерный, оркестр
народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр).
Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования.

Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном искусстве.
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом.
Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, её
роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение
жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как
вида искусства. Противоречие как источник непрерывного развития музыки
и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах.
Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека, общества.
Влияние средств массовой информации, центров музыкальной культуры
(концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение
традиций
и
инноваций
музыкального
искусства.
Всеобщность,
интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур.
Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками
музыки авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: «Музыка. 5 класс»,
«Музыка. 6 класс», «Музыка. 7 класс», «Музыка. 8 класс».

Таблица распределения часов по годам обучения и по темам.
№

Название раздела

5 класс
1. Раздел 1.Музыка и литература
2. Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство.

1.
2.

1.
2.

1.
2.

6 класс
Раздел 1.Мир образов вокальной и
инструментальной музыки.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической
музыки.
7 класс
Раздел 1.Особенности драматургии сценической
музыки.
Раздел 2. Основное направление музыкальной
культуры.
8 класс
Раздел 1.Классика и современность.
Раздел 2. Традиции новаторство в музыке
Итого:

Количество часов
Авторская
Рабочая программа
программа

17
18

16
18

17

16

18

18

17

16

18

18

17

16

18

18

140

136

Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся основного общего образования
( 5 класс)
Содержание
курса

Тематическое
планирование

Раздел №1 Музыка и литература
Музыка как
Что роднит музыку с
вид искусства. литературой
Народное
музыкальное
творчество
Русская
музыка от
XXI-XXII вв.
до рубежа
XIX-XX вв.
Вокальная музыка
Русская
изарубежная
музыкальная
культура XXв.
Современная
музыкальная
жизнь.
Значение
музыки в
жизни
человека.
Фольклор в
музыке русских
композиторов

Количество
часов
16
1

2

2

Жанры
инструментальной
и вокальной музыки

1

Вторая жизнь песни

2

Вокальная и
инструментальная
музыка.

1

Характеристика деятельности
обучающихся
Исследовать значение
литературы для воплощения
музыкальных образов.
Воспринимать и выявлять
внутренние связи между
музыкой и литературой,
музыкой и изобразительным
искусством.
Воспринимать и сравнивать
разнообразные по смыслу
музыкальные интонации (в
импровизации, исполнении
музыки)
Осознавать интонационнообразные, жанровые и стилевые
основы музыки как вида
искусства.
Исследовать разнообразие и
специфику вокальной музыки.
Передавать в разнообразной
музыкально-творческой
деятельности общие
интонационные черты
исполняемой музыки.
Самостоятельно определять
характерные жанровые свойства
вокальной и инструментальной
музыки.
Воспринимать и сравнивать
варианты звучания мелодии в
различных исполнениях.
Интерпретировать вокальную
и инструментальную музыку в
коллективной музыкальнотворческой деятельности.
Воспринимать и сравнивать
варианты звучания мелодии в
различных исполнениях.
Интерпретировать вокальную
и инструментальную музыку в
коллективной музыкальнотворческой деятельности.

Всю жизнь мою несу
родину в душе…

1

Писатели и поэты о
музыке и музыкантах

1

Первое путешествие в
музыкальный театр.
Опера

1

Второе путешествие в
музыкальный театр.
Балет

1

Музыка в театре, кино,
на телевидении

1

Третье путешествие в
музыкальный театр.
Мюзикл Мир
композитора Обобщение
темы.

2

Исследовать разнообразие и
специфику современной
симфонической музыки.
Осуществлять поиск
музыкально-образовательной
информации в сети Интернет.
Осуществлять поиск
музыкально-образовательной
информации в сети Интернет.
Импровизировать в
соответствии с представленным
учителем или самостоятельно
выбранным литературным
образом (произведением
литературы)
Исследовать разнообразие и
специфику современной музыки
(вокальной, театральной)
Инсценировать фрагменты
классических опер русских и
зарубежных композиторов.
Принимать участие в
драматизации музыкальных
произведений различных
стилевых направлений.
Владеть отдельными
специальными музыкальными
терминами в пределах
изучаемого курса.
Осуществлять поиск
музыкально-образовательной
информации в сети Интернет.
Импровизировать, передавая в
общих чертах характерные
интонации заданного или
самостоятельно выбранного
музыкального образа
(вокальная, танцевальная
импровизации)
Владеть отдельными
специальными музыкальными
терминами в пределах
изучаемого курса.
Инсценировать песни
(фрагменты детских опер,
спектаклей, мюзиклов).
Проявлять личностное
отношение, эмоциональную
отзывчивость к музыкальным
произведениям при их
восприятии и исполнении.
Самостоятельно определять
характерные свойства вокальноинструментальной и камерноинструментальной музыки.

Раздел№2 Музыка и изобразительное
искусство
Музыка как
Что роднит музыку с
вид искусства. изобразительным
Русская
искусством
музыка от
XXI-XXII вв.
до рубежа
XIX-XX вв.
Зарубежная
музыка от
Небесное и земное в
эпохи
Средневековья звуках и красках
до рубежа
XIX-XX вв.
Русская и
зарубежная
музыкальная
культура XX
в.
Современная
музыкальная
жизнь.
Значение
музыки в
жизни
Звать через прошлое к
человека.
настоящему

18ч
1

Исследовать значение
литературы и изобразительного
искусства для воплощения
музыкальных образов.
Анализировать и обобщать
многообразие связей музыки и
изобразительного искусства.

1

Исследовать значение
литературы и изобразительного
искусства для воплощения
музыкальных образов.
Находить ассоциативные связи
между художественными
образами музыки и другими
видами искусства.
Рассуждать об общности и
различии выразительных
средств музыки и
изобразительного искусства.

2

Понимать специфику
деятельности композитора,
поэта и художника на основе
взаимодополнения средств
выразительности.
Находить ассоциативные связи
между художественными
образами музыки и другими
видами искусства.
Различать характерные
признаки видов искусства.
Раскрывать особенности
музыкального воплощения
произведений изобразительного
искусства.
Использовать образовательные
ресурсы сети Интернет для
поиска произведений
литературы и изобразительного
искусства.
Находить ассоциативные связи
между художественными
образами музыки и другими
видами искусства.
Понимать специфику
деятельности композитора и
художника на основе
взаимодополнения средств
выразительности. Раскрывать
особенности музыкального

Музыкальная живопись
и живописная музыка

2

Колокольность в музыке
и изобразительном
искусстве

1

Портрет в музыке и
изобразительном
искусстве

1

Волшебная палочка
дирижера. Дирижеры
мира

1

Образы борьбы и победы
в искусстве. Обобщение
темы.

1

Застывшая музыка

1

Полифония в музыке и
живописи

1

Музыка на мольберте

1

воплощения произведений
изобразительного искусства.
Находить ассоциативные связи
между художественными
образами музыки и другими
видами искусства.
Использовать образовательные
ресурсы сети Интернет для
поиска произведений
литературы и изобразительного
искусства.
Использовать образовательные
ресурсы сети Интернет для
поиска произведений
литературы и изобразительного
искусства.
Находить ассоциативные связи
между художественными
образами музыки и другими
видами искусства.
Самостоятельно подбирать
сходные и/или контрастные
произведения изобразительного
искусства (живописи,
скульптуры) к изучаемой
музыке.
Самостоятельно подбирать
сходные и/или контрастные
произведения изобразительного
искусства (живописи,
скульптуры) к изучаемой
музыке.
Собирать музыкальную
коллекцию с включением других
видов искусства (записи музыки,
произведения литературы и
изобразительного искусства о
музыке).
Находить ассоциативные связи
между художественными
образами музыки и другими
видами искусства.
Самостоятельно подбирать
сходные и/или контрастные
произведения изобразительного
искусства (живописи,
скульптуры) к изучаемой
музыке.
Импровизировать в
соответствии с представленным
учителем или самостоятельно
выбранным зрительным образом
(произведением
изобразительного искусства)
Самостоятельно подбирать
сходные и/или контрастные

Импрессионизм в
музыке и живописи

1

О подвигах, о доблести,
о славе…

1

В каждой мимолетности
вижу я миры

1

Мир композитора.
Исследовательский
проект.

1

С веком наравне.
Обобщение темы.

1

произведения изобразительного
искусства (живописи,
скульптуры) к изучаемой
музыке.
Самостоятельно подбирать
сходные и/или контрастные
произведения изобразительного
искусства (живописи,
скульптуры) к изучаемой
музыке.
Творчески интерпретировать
содержание музыкальных
произведений в пении,
музыкально-ритмическом
движении, пластическом
интонировании, поэтическом
слове, изобразительной
деятельности.
Анализировать и обобщать
многообразие связей музыки,
литературы и изобразительного
искусства.
Воплощать в различных видах
музыкально-творческой
деятельности знакомые
литературные и зрительные
образы.
Собирать музыкальную
коллекцию с включением других
видов искусства (записи музыки,
произведения литературы и
изобразительного искусства о
музыке).
Использовать образовательные
ресурсы сети Интернет для
поиска информации о жизни и
творчестве любимых
композиторов.
Принимать участие в
коллективной деятельности при
подготовке и проведении
литературно-музыкальных
композиций
Собирать музыкальную
коллекцию с включением других
видов искусства (записи музыки,
произведения литературы и
изобразительного искусства о
музыке).
Использовать образовательные
ресурсы сети Интернет для
поиска информации о жизни и

творчестве любимых
композиторов.
Принимать участие в
коллективной деятельности при
подготовке и проведении
литературно-музыкальных
композиций
Всего
34 часа
( 6 класс)
Содержание
курса

Тематическое
планирование

Раздел №1 Мир образов вокальной и
инструментальной музыки
Музыка как
Удивительный мир
вид искусства. музыкальных образов
Народное
музыкальное
творчество
Русская
музыка от
Образы романсов и
эпохи
песен русских
Средневековья композиторов
до рубежа
Старинный русский
XIX-XX вв.
романс
Зарубежная
музыка от
эпохи
Средневековья
до рубежа
XIX-XX вв.
Русская и
зарубежная
музыкальная
культура XX
в.
Современная
музыкальная
жизнь.
Значение
музыки в
жизни
человека.
Два музыкальных
посвящения

Количество
часов
16

Характеристика деятельности
обучающихся

1

Воспринимать и сравнивать
музыкальный язык в
произведениях разного
смыслового и
эмоционального
содержания.
Самостоятельно отбирать
музыкальные произведения,
содержащие контрастное
сопоставление музыкальных
образов и участвовать в их
исполнении. Воспринимать и
сравнивать музыкальный язык в
произведениях разного
смыслового и эмоционального
содержания. Анализировать
приемы взаимодействия и
развития одного или нескольких
образов в произведениях разных
форм и жанров. Сотрудничать в
процессе коллективной
музыкально-творческой
деятельности (драматизация,
музыкально-пластическое
движение, импровизация и др.)

1

1

Определять форму
музыкального произведения,
отличительные черты в
творчестве композиторов.
Наблюдать за развитием одного
или нескольких образов в
музыке.
Понимать
характерные особенности
музыкального языка и

Портрет в музыке и
живописи. Картинная
галерея

1

«Уноси мое сердце в
звенящую даль…»

1

Музыкальный образ и
мастерство
исполнителя

1

Обряды и обычаи в
фольклоре и в
творчестве
композиторов

1

Образы песен
зарубежных
композиторов.
Искусство прекрасного
пения

1

Старинной песни мир.
Баллада «Лесной царь»

1

передавать их в эмоциональном
исполнении.
Рассуждать о яркости и
контрастности образов в музыке.
Воспринимать и сравнивать
музыкальный язык в
произведениях разного
смыслового и эмоционального
содержания. Анализировать
приемы взаимодействия и
развития одного или нескольких
образов в произведениях разных
форм и жанров.
Определять особенности
мировосприятия композитора.
Выявлять круг музыкальных
образов в различных
музыкальных произведениях.
Рассуждать о яркости и
контрастности образов в музыке.
Понимать характерные
особенности музыкального
языка и передавать их в
эмоциональном исполнении.
Эмоционально воспринимать
народную музыку и участвовать
в исполнении народных игр,
обрядов, действ и т. д.
Понимать значение народного
музыкального творчества в
сохранении и развитии общей
культуры народа.
Выявлять круг музыкальных
образов в различных
музыкальных произведениях.
Осваивать отдельные образцы,
характерные черты
западноевропейской музыки
разных эпох.
Обдумывать исполнение в
соответствии с музыкальным
образом произведения.
Петь
доступные для исполнения темы
инструментальных сочинений
русских и зарубежных
классиков.
Импровизировать в разных
видах музыкально-творческой
деятельности на основе
сопоставления образов.
Понимать характерные
особенности музыкального
языка и передавать их в
эмоциональном исполнении.
Петь доступные для исполнения
темы инструментальных

Образы русской
народной и духовной
музыки. Народное
искусство древней Руси

1

Образы русской
духовной музыки.
Духовный концерт

1

«Фрески Софьи
Киевской»
«Перезвоны». Молитва

1

Образы духовной
музыки Западной
Европы. Небесное и
земное в музыке Баха.
Полифония. Фуга. Хорал

1

Образы скорби и
печали. Фортуна правит
миром. «Кармина
Бурана»

1

Авторская песня:

1

сочинений зарубежных
классиков.
Эмоционально воспринимать
духовную музыку русских
композиторов.
Выявлять
различие жанров и форм
народной музыки, особенности
музыкального языка, манеры
исполнения, инструментария.
Узнавать различные
музыкальные формы построения
музыки.
Понимать стилевые черты
русской классической
музыкальной школы.
Выявлять характерные этапы
развития церковной музыки в
историческом контексте.
Воспринимать и оценивать
музыкальные произведения с
точки зрения единства
содержания и формы
Выявлять особенности
музыкального языка в духовной
музыки, манеры исполнения,
инструментария.
Наблюдать за развитием и
сопоставлением образов на
основе сходства и различия
интонаций, музыкальных тем.
Исследовать многообразие форм
построения музыкальных
произведений.
Подбирать необходимый
материал для выполнения
творческих проектов
(презентации музыки
различного образного
содержания).
Находить в музыкальнообразовательном пространстве
сети Интернет различные
интерпретации классической
музыки и высказывать
собственное мнение о них.
Наблюдать за развитием и
сопоставлением образов на
основе сходства и различия
интонаций, музыкальных тем.
Воплощать художественнообразное содержание
отечественной и зарубежной
музыки в музыкальнопластическом движении,
импровизации.
Исследовать многообразие форм

прошлое и настоящее

Джаз – искусство XX
века

Раздел №2
Мир образов камерной и
симфонической музыки
Вечные темы искусства
Музыка как
и жизни.
вид искусства. Образы камерной
Зарубежная
музыки.
музыка от
Инструментальная
эпохи
баллада. Ночной пейзаж
Средневековья
до рубежа
XIX-XX вв.
Русская и
зарубежная
музыкальная
культура XX
Инструментальный
в.
концерт. «Итальянский
Современная
концерт»
музыкальная
жизнь.
Значение
«Космический пейзаж».
музыки в
«Быть может, вся
жизни
природа – мозаика
человека.
цветов?». Картинная
галерея.

Образы
симфонической
музыки.
Музыкальные
иллюстрации к повести
А. Пушкина «Метель»

1

построения музыкальных
произведений.
Осознавать
истоки непрерывного
музыкального развития.
Обдумывать исполнение в
соответствии с музыкальным
образом произведения
Выявлять характерные
особенности музыкального
языка и стилей джаза.
Участвовать в исполнении
ритмического аккомпанемента к
джазовым композициям.
Ориентироваться в джазовой
музыке, называть ее отдельных
выдающихся исполнителей и
композиторов.

18
3

1

1

2

Рассуждать о своеобразии
отечественной духовной и
светской музыкальной культуры
прошлого и узнавать отдельные
образцы русской музыки.
Воплощать всевозможные
музыкальные образы в основных
видах учебной деятельности.
Петь доступные для исполнения
темы инструментальных
сочинений русских и
зарубежных классиков.
Наблюдать за сопоставлением
и/или столкновением
контрастных и сходных
музыкальных образов
(музыкальных тем).
Воспринимать особенности
интонационного и
драматургического развития в
произведениях сложных форм.
Воплощать художественнообразное содержание
отечественной и зарубежной
музыки в музыкальнопластическом движении,
импровизации.
Передавать в исполнении
музыки (вокальном,
инструментальном и др.)
особенности развития одного
или нескольких музыкальных
образов.
Воплощать
художественно-образное
содержание отечественной
музыки в музыкально-

Симфоническое
развитие музыкальных
образов.
«В печали я весел, а в
веселье печален». Связь
времен

3

Программная
увертюра.
Увертюра «Эгмонт».
Увертюра-фантазия
«Ромео и Джульетта»

2

Мир музыкального
театра. Балет «Ромео и
Джульетта».
Мюзикл «Вестсайдская
история». Опера «Орфей
и Эвридика».
Рок-опера «Орфей и
Эвридика»

3

Образы киномузыки.
«Ромео и Джульетта» в
кино XX века. Музыка в
отечественном кино
Исследовательский
проект.

Содержание
Тематическое
учебного
планирование
предмета,
курса
Раздел №1 Особенности
драматургии сценической музыки
Музыка
Классика и
как вид
современность.
искусства.
Музыкальная

пластическом движении,
импровизации.
Осваивать отдельные образцы,
характерные черты
западноевропейской музыки
разных эпох.
Воспринимать особенности
интонационного и
драматургического развития в
произведениях сложных форм.
Рассуждать о своеобразии
отечественной и зарубежной
духовной и светской
музыкальной культуры
прошлого и узнавать отдельные
образцы русской и зарубежной
музыки.
Понимать характерные черты
венской классической школы,
композиторов-романтиков и
называть их основных
представителей. Исполнять
отдельные образцы музыки
западноевропейских и
отечественных композиторов.
Принимать участие в создании
музыкально-театральных
композиций в классическом
стиле.
Петь доступные для исполнения
темы инструментальных
сочинений русских и
зарубежных классиков.

Ориентироваться в основных
жанрах музыки
западноевропейских и
отечественных композиторов.
Находить в музыкально1
образовательном пространстве
сети Интернет аранжировки
Всего34 известных классических
(русских и зарубеж-ных)
музыкальных произведений.
( 7 класс)
2

Количество
часов

Характеристика деятельности
обучающихся

16
2

Определять роль музыки в жизни
человека. Осознавать образные,
жанровые и стилевые особенности

Русская
музыка XIX
в.
Зарубежная
музыка XIX
в.
Современная
музыкальная
музыкальная
жизнь.
Значение
музыки в
жизни
человека.

драматургия-развитие
музыки.

В музыкальном театре.
Опера
Опера «Иван Сусанин».
Новая эпоха в русской
музыке. Судьба
человеческая – судьба
народная. Родина моя!
Русская земля
В концертном зале.
Симфония. Симфония
№40 В.А. Моцарта.
Литературные страницы.
«Улыбка» Р. Брэдбери.
Симфония №5 Л.
Бетховена

2

Героическая тема в
музыке.

1

В музыкальном театре.
Балет.

1

Камерная музыка.
Вокальный цикл.

2

3

музыки как вида искусства.
Совершенствовать представление о
триединстве музыкальной
деятельности (композиторисполнитель-слушатель)
Эмоционально-образно
воспринимать и оценивать
музыкальные произведения
различных жанров и стилей
классической и современной музыки.
Обосновывать свои предпочтения в
ситуации выбора.Выявлять
(распознавать) интонационносмысловое содержание музыкальных
произведений, особенности
музыкального языка, музыкальной
драматургии, средства музыкальной
выразительности.
Называть имена выдающихся
отечественных и зарубежных
композиторов и исполнителей;
узнавать наиболее значимые их
произведения и интерпретации.
Исполнять народные и современные
песни, знакомые мелодии изученных
классических произведений.
Анализировать и обобщать
многообразие связей музыки,
литературы и изобразительного
искусства. Понимать особенности
претворения вечных тем искусства и
жизни в произведениях разных
жанров и стилей.
Творчески интерпретировать
содержание музыкальных
произведений, используя приемы
пластического интонирования,
музыкально-ритмического движения,
импровизации. Использовать
различные формы индивидуального,
группового и коллективного
музицирования.
Решать творческие задачи.
Участвовать в исследовательских
проектах.
Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами
искусства.
Анализировать художественнообразное содержание, музыкальный
язык произведений мирового
музыкального искусства.
Самостоятельно исследовать
творческие биографии композиторов,
исполнителей, исполнительских
коллективов

Инструментальная
музыка. Этюд.
Транскрипция.
Прелюдия.
Концерт.Концерт для
скрипки с оркестром А.
Хачатуряна. «Concerto
grosso» А. Шнитке.
Сюита.

Раздел №2 Основные направления
музыкальной культуры
Музыка как
Религиозная музыка.
вид
Сюжеты и образы
искусства.
религиозной музыки.
Зарубежная
«Высокая месса» И.С.
и русская
Баха. От страдания к
музыка
радости. Литературные
XVIII- XIX
страницы. «Могила
в.
Баха» Д. Гранина.
Современная «Всенощное бдение» С.
музыкальная Рахманинова. Образы
музыкальная «Вечерни» и «Утрени».
жизнь.
Литературные страницы.
Народное
«Христова Вселенная»
музыкальное И. Шмелева.
творчество.
Рок-опера «Иисус
Значение
Христос-суперзвезда».
музыки в
Вечные темы. Главные
жизни
образы
человека.

5

. Собирать коллекции классических
произведений.
Проявлять творческую инициативу в
подготовке и проведении
музыкальных конкурсов, фестивалей в
классе, в школе и т.п.
Применять информационнокоммуникационные технологии для
музыкального самообразования.
Заниматься музыкальнопросветительской деятельностью с
младшими школьниками,
сверстниками, родителями, жителями
микрорайона. Использовать
различные формы музицирования и
других творческих заданий в процессе
освоения содержания музыкальных
произведений.

18
5

Сравнивать музыкальные
произведения разных жанров и
стилей, выявлять интонационные
связи.

3

Проявлять инициативу в различных
сферах музыкальной деятельности, в
музыкально-эстетической жизни
класса, школы (музыкальные вечера,
музыкальные гостиные, концерты для
младших школьников и др.).
Совершенствовать умения и навыки
самообразования при организации
культурного досуга, при составлении
домашней фонотеки, библиотеки,
видеотеки и пр.

Светская музыка.
Соната.
Соната №8
(«Патетическая»)
Л. Бетховена.
Соната №2 С.
Прокофьева. Соната
№11 В.-А.
Моцарта. Рапсодия в
стиле блюз Дж.
Гершвина.
Рапсодия в стиле блюз
Дж. Гершвина.

2

Знать крупнейшие музыкальные
центры мирового значения (театры
оперы и балета, концертные залы,
музеи).Анализировать и обобщать
жанрово-стилистические особенности
музыкальных произведений.

1

Размышлять о модификации жанров
в современной музыке.Общаться и
взаимодействовать в процессе
ансамблевого,коллективного(хорового
и инструментального) воплощения
различных художественных образов.

Симфоническая
2
картина.
«Праздненства» К.
Дебюсси. Симфония №1.
В. Калинникова
Картинная галерея.

Обмениваться впечатлениями о
текущих событиях музыкальной
жизни в отечественной культуре и за
рубежом. Осуществлять проектную
деятельность. Участвовать в
музыкальной жизни школы, города,
страны и .др.

Музыка народов мира.

1

Сравнивать музыкальные
произведения разных жанров и
стилей, выявлять интонационные
связи.Проявлять инициативу в
различных сферах музыкальной
деятельности, в музыкальноэстетической жизни класса, школы
(музыкальные вечера, музыкальные
гостиные, концерты для младших
школьников и др.)Знать крупнейшие
музыкальные центры мирового
значения (театры оперы и балета,
концертные залы, музеи

Международные хиты.

1

Анализировать и обобщать
жанрово-стилистические особенности
музыкальных произведений.
Размышлять о модификации жанров
в современной музыке.

Рок-опера «Юнона и
Авось» А. Рыбникова

2

Общаться и взаимодействовать в
процессе ансамблевого,
коллективного ( хорового и
инструментального) воплощения
различных художественных
образов.Участвовать в музыкальной
жизни школы, города, страны и др.

Исследовательский
проект

Вне
сетки
часов
1

Ориентироваться в основных жанрах
музыки западноевропейских и
отечественных композиторов.
Находить в музыкальнообразовательном пространстве сети
Интернет аранжировки известных
классических (русских и зарубежных)
музыкальных произведений.

Обобщающий урок

Всего 34

( 8 класс)
Содержание
Тематическое
учебного
планирование
предмета,
курса
Раздел №1 Классика и
современность
Музыка
Классика в нашей
как вид
жизни.
искусства.
В музыкальном театре.
Русская
Опера. Опера«Князь
музыка XIX- Игорь».Русская
XXI вв.
эпическая опера. Ария
Зарубежная князя Игоря. Портрет
музыка XIX- половцев. Плач
XXI в.
Ярославны.
Современная
музыкальная
жизнь.
Значение
музыки в
жизни
В музыкальном театре.
человека.
Балет. Балет
«Ярославна».
Вступление. «Стон
Русской земли». «Первая
битва с половцами».
«Плач Ярославны».
«Молитва»

Количество
часов

Характеристика деятельности
обучающихся

16
2

1

Понимать значение классической
музыки в жизни людей, общества
Знакомиться
с
классическим
музыкальным наследием в процессе
самообразования,
внеурочной
музыкальной деятельности, семейного
досуга Понимать закономерности и
приемы развития музыки, особенности
музыкальной драматургии оперного
спектакля; выявлять в процессе
интонационно-образного
анализа
взаимозависимость и взаимодействие
происходящих в нем явлений и
событий
Устанавливать
причинноследственные
связи,
делать
умозаключения, выводы и обобщать.
Распознавать
национальную
принадлежность
произведений,
выявлять
единство
родного,
национального и общезначимого,
общечеловеческого.

В музыкальном театре.
Мюзикл. Рок-опера.
Человек есть тайна. Рокопера «Преступление и
наказание» Мюзикл
«Ромео и Джульетта»: от
ненависти до любви»

4

Находить
и
классифицировать
информацию о музыке, ее создателях
и исполнителях, критически ее
оценивать.
Определять понятия, устанавливать
аналогии, классифицировать жанры,
самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации.

Музыка к
драматическому
спектаклю

4

Осознавать
духовно-нравственную
ценность
шедевров
русской
и
зарубежной музыкальной классики и
ее значение для развития мировой
музыкальной культуры.
Совершенствовать умения и навыки
музицирования
(коллективного,
ансамблевого, сольного).

Музыка в кино. Ты
отправишься в путь,
чтобы зажечь день…
Музыка к фильму
«Властелин колец»

1

Идентифицировать термины и
понятия музыки с художественным
языком других искусств в процессе
интонационно-образного и жанровостилевого анализа фрагментов
симфоний

В концертном зале.
Симфония: прошлое и
настоящее. Симфония
№8(«Неоконченная»)Ф
Шуберта. Симфония №5
П. Чайковского.
Симфония №1
(«Классическая»)С.
Прокофьева. Музыка-это
огромный мир,
окружающий человека…
Обобщающий урок.

3

Использовать информационнокоммуникационные технологии (вести
поиск информации о симфониях и их
создателях в Интернете,
переписывать (скачивать)
полюбившиеся фрагменты с целью
пополнения домашней фонотеки и
подготовки проекта «Есть ли у
симфонии будущее?»

«Ромео и Джульетта».
Музыкальные зарисовки
для большого
симфонического
оркестра. Музыка Э.
Грига к драме Г. Ибсена
«Пер Гюнт». «Гогольсюита».Из музыки к
спектаклю «Ревизская
сказка». Образы
«Гоголь-сюиты»

1

Раздел №2 Традиции и новаторство в
музыке
Музыканты-извечные
Музыка как маги. И снова в
вид
музыкальном
искусства.
театре…Опера «Порги и
Зарубежная
Бесс»(фрагменты)
и русская
Дж.Гершвин. Развитие
музыка
традиций оперного
XVIII-XIX
вв.
спектакля.
Современная
музыкальная Опера «Кармен»
жизнь.
(фрагменты) Ж. Бизе.
Народное
музыкальное
творчество.
Портреты великих
Значение
исполнителей Елена
музыки в
Образцова.
жизни
человека.

Портреты великих
исполнителей. Майя
Плисецкая.

18
2

Участвовать
в
дискуссиях,
размышлениях
о
музыке
и
музыкантах,
выражать
свое
отношение
в
письменных
высказываниях.
Расширять
представления
об
ассоциативно-образных связях муз
Раскрывать драматургию развития
музыкальных образов симфонической
музыки на основе формы сонатного
allegro. Расширять представления об
ассоциативно-образных связях музыки
с другими видами искусства

3

Воспринимать контраст образных
сфер как принцип драматургического
развития в симфонии. Рассуждать о
содержании
симфоний
разных
композиторов.
Вести дискуссию, осуществлять
поиск
ответов
на
проблемные
вопросы, используя интернет-ресурсы.
Размышлять
о
традициях
и
новаторстве в произведениях разных
жанров и стилей.
Оперировать терминами и понятиями
музыкального искусства.
Расширять представления об оперном
искусстве зарубежных композиторов.
Выявлять особенности драматургии
классической оперы.
Проявлять
стремление
к
продуктивному
общению
со
сверстниками,
учителями;
уметь
аргументировать
(в
устной
и
письменной речи) собственную точку
зрения, принимать (или опровергать)
мнение собеседника, участвовать в
дискуссиях,
спорах
по
поводу
различных явлений в музыке и других
видах искусства.
Понимать художественный язык,
особенности
современной
музыкальной
драматургии
как
новаторского
способа
подачи
литературных сюжетов.
Анализировать
особенности
интерпретации
произведений
различных
жанров
и
стилей.
Оценивать
современные
исполнительские
интерпретации
классической музыки с духовнонравственных и эстетических позиций;
видеть границы между новаторскими

3

Балет «Карменсюита»(фрагменты) Р.
Щедрин.

Современный
музыкальный театр.
Великие мюзиклы мира.
Классика в современной
обработке.

2

В концертном зале.
Симфония №7
(«Ленинградская»)
(фрагменты) Д.
Шостакович.
Литературные страницы.
«Письмо к Богу»
неизвестного солдата

3

Музыка в храмовом
синтезе искусств

5

Литературные страницы.
Стихи русских поэтов.
Галерея религиозных
образов. Неизвестный
Свиридов. «О России
петь-что стремиться в
храм…».Запевка, слова
И. Северянина. Хоровой
цикл «Песнопения и
молитвы» (фрагменты).
Г. Свиридов.Свет фресок
Диониссия-миру
(«Фрески Диониссия»).
Р. Щедрин).
Музыкальные завещания
потомкам
(«Гейлигенштадское
завещание Л.
Бетховена». Р. Щедрин.
Исследовательский
проект

тенденциями,
развивающими
традиции и разрушающими их.
Эмоционально
и
осознанно
воспринимать образное содержание и
особенности развития музыкального
материала
инструментальносимфонической музыки.
Устанавливать
ассоциативнообразные связи явлений жизни и
искусства
на
основе
анализа
музыкальных образов.
Выражать личностное отношение,
уважение к прошлому и настоящему
страны, воссозданному в разных видах
искусства.
Уважительно
относиться
к
религиозным
чувствам,
взглядам
людей; осознавать значение религии в
развитии культуры и истории, в
становлении гражданского общества
и российской государственности.
Самостоятельно
осуществлять
музыкально-практическую,
творческую деятельность: пение, игра
на
музыкальных
инструментах,
включая синтезатор, пластическое
интонирование,
музыкальноритмические движения, свободное
дирижирование, инсценировка песен и
фрагментов музыкальных спектаклей,
программных сочинений.

Вне
сетки
часов
Всего 34

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения учителей

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
______________Я.А. Балабанова

технологии, музыки, ИЗО,
ОБЖ, физической культуры
от 27.08.2021 года № 1
__________________ О.В.Мальцева

30.08.2021 год


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».